Лица из черепов: как советский ученый пробудил дух войны и «оживил» Ивана Грозного
Истории
О внешности исторических личностей мы обычно судим по сохранившимся портретам, однако за достоверность этих изображений едва ли можно ручаться. Художники всегда склонны интерпретировать увиденное на свой вкус, а порой — приукрашивать действительность по просьбе самого заказчика. Отказать царю или императору в написании его «лучшей версии» было чревато не только раздражением влиятельного натурщика, но и опалой.
В XX веке ученые обратились к новому способу воссоздания внешности — с помощью изучения костных останков и сложных математических вычислений. Долгие годы их начинания заканчивались неудачами, пока попытать счастья в антропологической реконструкции не решил советский антрополог Михаил Герасимов.
- Фото
- acadlib. ru / «Портреты по скелетам. Научное наследие М.М. Герасимова»
Подающий надежды археолог
Будущий ученый родился в 1907 году в Петербурге, но через пять лет оказался в Иркутске. Отец Михаила Герасимова был врачом — когда после столыпинской агарной реформы в Сибирь отправились переселенцы из центральных губерний Российской империи, он поехал вслед за ними, справедливо полагая, что на новом месте людям потребуется медицинская помощь.
Уже в юном возрасте Михаил заинтересовался обширной отцовской библиотекой. В ней мальчик нашел не только врачебные справочники, но и захватывающие книги по истории Древнего мира. Среди прочих он прочитал книгу французского палеонтолога и зоолога Жоржа Кювье, в которой рассказывалось о восстановлении облика вымерших существ.
Герасимов решил посвятить себя науке — еще мальчиком он работал в анатомическом музее Иркутского университета и участвовал в археологических раскопках. Свою первую научную статью Герасимов написал в 18 лет, а в 1927 году стал заведующим отделом археологии Иркутского краеведческого музея, в котором молодой человек начал работать всего лишь годом ранее.
В 21 год Герасимов фактически стал первооткрывателем стоянки древних людей у села Мальта́. Сейчас ее возраст оценивается более чем в 20 тысяч лет — известная на весь мир стоянка считается одной из самых древних на обширной территории Сибири.
Науки Михаил Герасимов постигал, занимаясь в кружке при свежеобразованном Иркутском университете под руководством репрессированного впоследствии Бернгарда Эдуардовича Петри, но формально высшего образования он так и не получил. Еще в Иркутске Герасимов начал создавать скульптурные изображения древних людей.
В 1932 году он уехал в Ленинград и стал совмещать работу в Государственной академии истории материальной культуры и Государственном Эрмитаже (там он трудился реставратором). Тогда-то молодому исследователю и пришла идея воссоздавать реальный облик живших давным-давно людей. Одной из первых его работ стала реконструкция лица Ярослава Мудрого.
Подарить «внешность» истории
Природа одарила Михаила Герасимова многими талантами. Он не только скрупулезно подходил к научной стороне вопроса, но и обладал художественным чутьем. Будучи археологом, антропологом и скульптором в одном лице, он начал создавать гипсовые бюсты исторических личностей, пользуясь собственным методом.
Наблюдательный исследователь заметил связь между параметрами грушевидного отверстия в черепе человека и формой носа. Герасимов предложил формулу: через последнюю треть носовых костей проводить касательную линию, а затем продолжить ее от подносового шипа. На пересечении двух линий оказывался кончик носа, причем это правило работало во всех случаях.
Герасимов за работой, 1949 год
- Фото
- acadlib.ru / «Портреты по скелетам. Научное наследие М.М. Герасимова»
Михаил Герасимов совершенствовал свои навыки во время работы в анатомическим театре. Он изучал повреждения костей и зубов, рассчитывал толщину мягких покровов и выяснил, как они распределяются в зависимости от пола и возраста. Вооружившись этой информацией, ученый начинал создавать скульптуру. Не пренебрегал Герасимов и дополнительными сведениями: читал биографии и воспоминания современников, в которых говорилось бы о внешности той или иной исторической личности.
Споры и сенсации
Революционный метод Герасимова сначала вызвал недоверие в научном сообществе. Многие полагали, что антрополог опирается в основном на свою фантазию. Для проверки его пригласили в этнографический музей при Кунсткамере и показали череп полинезийского аборигена, привезенный в Россию в XIX веке Николаем Миклухо-Маклаем. Критики идей Герасимова думали, что по костному материалу ученый вылепит типичного европеоида, и таким образом разрушит собственную теорию.
Князь Андрей Боголюбский
- Фото
- acadlib.ru / «Портреты по скелетам. Научное наследие М. М. Герасимова»
Однако созданный ученым скульптурный портрет папуаса оказался почти идентичен фотографии, что сохранилась в архивах Кунсткамеры. С идеями Герасимова начали считаться, хотя о полном признании ему оставалось лишь мечтать. Даже сегодня, когда выросло несколько поколений его учеников, все еще встречаются скептики, считающие Михаила Герасимова мечтателем и «свободным художником».
Недоверие ученого сообщества подогревали неожиданные открытия Герасимова. Историки ахнули, когда увидели реконструкцию облика владимирского князя Андрея Боголюбского: у правителя оказался азиатский разрез глаз! Спокоен был лишь сам Герасимов — он ручался за достоверность портрета.
Его правоту подтвердили обнаруженные в летописях сведения о матери Андрея Боголюбского. Ею оказалась дочь половецкого хана Аепы (имя ее неизвестно), которую взял в жены Юрий Долгорукий. Хотя вопрос о внешнем виде самих половцев остается спорным, считается, что именно от матери Андрей Боголюбский унаследовал монголоидные черты.
Проклятие Тамерлана
В начале июня 1941 года Михаил Герасимов отправился в Узбекскую ССР. Его целью был мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, где находилась могила Тамерлана — основателя империи Тимуридов, покорившего соседние государства. Работы правительственной комиссии начались 10 июня.
Реконструкция лица Тамерлана
- Фото
- Pictorial Press Ltd / Alamy via Legion Media
У планов вскрыть гробницу Тамерлана были противники. Легенда о ней гласила, что тот, кто потревожит дух полководца, выпустит на волю дух войны. По трагическому совпадению, места упокоения Тамерлана ученые достигли 22 июня 1941 года — в день нападения гитлеровской Германии на СССР. Впрочем, нельзя сказать, что до этого момента над Европой и всем миром не витал дух войны.
Михаил Герасимов оставался в эвакуации в Узбекистане до 1944 года. По останкам Тамерлана он смог создать скульптурный портрет и пролить свет на облик правителя. Исследования показали, что прозвища «хромой» («элянг») Тимур удостоился неслучайно — в молодом возрасте он был ранен в колено. Кстати, по одной из версий, имя «Тамерлан» получилось из-за искажения «Тимур Элянг» в европейских источниках.
Новый взгляд на адмирала Ушакова
В 1944 году Михаил Герасимов получил очередной заказ от советского правительства — ему поручили восстановить облик флотоводца Федора Ушакова. Портретом адмирала планировалось украсить орден его имени.
На тот момент был известен лишь один прижизненный портрет Ушакова, но достоверность изображения адмирала вызвала у Герасимова сомнения. После обнаружения черепа Ушакова в фамильном склепе скульптор принялся за работу. Получившееся изображение разительно отличалось от портрета.
Неизвестный художник изобразил стареющего Ушакова с учетом существовавшей тогда моды на длинные аристократические лица и прямые носы. Герасимов же пришел к выводу, что лицо у Федора Ушакова было коротким и широким, нос — вздернутым, а глаза — глубоко посаженными. Скульптурный портрет, представленный Михаилом Герасимовым, показывает человека с волевым и упрямым взглядом. Именно так и выглядел Ушаков на втором прижизненном портрете, который отыскался потом на греческом острове Корфу.
- Фото
- shakko, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons
- Фото
- Wikimedia Commons
Царь Грозный и грузный
Главной мечтой Михаила Герасимова было создание скульптурного портрета Ивана Грозного. Для этого в 1963 году потребовалось вскрыть гробницу царя в Архангельском соборе — усыпальнице Рюриковичей. Исследуя останки правителя, ученый обратил внимание на необычное расположение конечностей: правая рука Ивана Грозного была согнута в локте, а пальцы касались подбородка — как будто правитель навсегда застыл в задумчивости.
Дальнейшая работа показала, что царь был довольно крупным человеком с ростом под 180 см и весом более 90 кг. Несмотря на массивную и сильную фигуру, Иван Грозный под конец жизни имел серьезные проблемы с костями и суставами. Вероятнее всего, он мучился от постоянных болей. Некоторые историки даже полагают, что в этом и кроется истинная причина гневливости и вспыльчивости правителя.
Реконструкция облика Ивана Грозного
- Фото
- acadlib.ru / «Портреты по скелетам. Научное наследие М.М. Герасимова»
Михаил Герасимов был уверен, что болезнь Ивана Грозного осложнялась лишним весом. Это открытие особенно удивительно, если вспомнить «канонические» портреты Ивана Грозного. Например, на полотне Виктора Васнецова правитель выглядит сухим, даже изможденным. То же можно сказать и о картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», где лицо обезумевшего от ужаса и горя царя буквально обтянуто кожей.
Наследие мастера
Реконструкция лица Софьи Палеолог
- Фото
- Shakko, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons
Позднее Михаил Герасимов работал над воссозданием облика сына Ивана Грозного — Федора Ивановича. Последователь Герасимова Сергей Никитин в 1994 году пополнил коллекцию реконструированных образов родственников русского царя скульптурным портретом Софьи Палеолог, которая приходилась бабушкой Ивану IV и прабабушкой Федору. В лицах последних Рюриковичей можно заметить ее черты.
Михаил Герасимов с легкостью раскрывал секреты своей работы и охотно делился ими с учениками. Он верил, что, имея хорошую научную базу, любой человек может научиться созданию подлинных исторических портретов. Главное, считал ученый, наблюдательность и любознательность.
Михаил Герасимов скончался в 1970 году. Сегодня его работы можно увидеть в коллекциях Музея Москвы, Кунсткамеры и Биологического музея им. Тимирязева.
Оксана Баринова
Теги
- история
- антропология
Портрет Софьи Палеолог | |
1998 г. | СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
С.НИКИТИН, Т. ПАНОВА
Софья Палеолог. Реконструкция С.А Никитина. Прошлое предстает перед нами и в виде хрупкой археологической находки, пролежавшей в земле несколько столетий, и описанием события, случившегося когда-то давно и занесенного на страницу летописи в тишине монастырской кельи. Мы судим о жизни людей средневековья по великолепным памятникам церковной архитектуры и по незатейливым предметам быта, сохранившимся в культурном слое города. И за всем этим стоят люди, имена которых далеко не всегда попадали в летописи и другие письменные источники русского средневековья. Изучая русскую историю, невольно задумываешься о судьбах этих людей и пытаешься представить себе, как же выглядели герои тех далеких событий. В силу того, что светское искусство на Руси зародилось поздно, только во второй половине XVII столетия, мы не знаем подлинного облика великих и удельных русских князей и княгинь, церковных иерархов и дипломатов, купцов и монахов-летописцев, воинов и ремесленников.Но иногда удачное стечение обстоятельств и энтузиазм исследователей помогают нашему современнику словно воочию встретиться с человеком, жившим много столетий назад. Благодаря методу пластической реконструкции по черепу в конце 1994 года был восстановлен скульптурный портрет великой княгини Софьи Палеолог, второй жены великого московского князя Ивана III, бабушки царя Ивана IV Грозного. Впервые за последние почти пять столетий появилась возможность вглядеться в лицо женщины, чье имя нам хорошо известно по летописным рассказам о событиях конца XV века.
Иван Грозный. Реконструкция М. М. Герасимова. И давние события невольно ожили, заставляя мысленно окунуться в ту эпоху и взглянуть на саму судьбу великой княгини и на эпизоды, связанные с нею. Жизненный путь этой женщины начался между 1443-1449 годами (точная дата ее рождения неизвестна). Зоя Палеолог была племянницей последнего византийского императора Константина XI (в 1453 году Византия пала под ударами турок, а сам император погиб при защите столицы своего государства) и, рано осиротев, воспитывалась вместе с братьями при дворе римского папы. Это обстоятельство и решило судьбу представительницы некогда могущественной, но угасающей династии, утратившей и свое высокое положение, и все материальные богатства. Папа Павел II в поисках пути усиления своего влияния на Русь предложил овдовевшему в 1467 году Ивану III заключить брак с Зоей Палеолог. Переговоры по этому поводу, начавшиеся в 1469 году, затянулись на три года — против этого брака резко выступил митрополит Филипп, которого не вдохновляла женитьба великого князя на гречанке, воспитанной при дворе главы римско-католической церкви. И все же в начале 1472 года послы Ивана III выехали в Рим за невестой. В июне того же года Зоя Палеолог в сопровождении большой свиты отправилась в долгий путь на Русь, в «Московию», как называли иностранцы тогда Московское государство. Обоз невесты Ивана III пересек всю Европу с юга на север, направляясь в немецкий порт Любек. Во время остановок высокой гостьи в городах в ее честь устраивались пышные приемы и рыцарские турниры. Власти городов преподносили воспитаннице папского престола подарки — серебряную посуду, вина, а горожанки Нюрнберга вручили ей целых двадцать коробок конфет. 10 сентября 1472 года корабль с путешественниками взял курс на Колывань — так называли тогда русские источники современный город Таллинн, но прибыл туда лишь через одиннадцать суток: на Балтике в те дни стояла штормовая погода. Затем через Юрьев (ныне город Тарту), Псков и Новгород процессия отправилась в Москву. Однако заключительный переход был несколько омрачен. Дело в том, что папский представитель Антонио Бонумбре вез в голове обоза большой католический крест. Весть об этом дошла до Москвы, что вызвало небывалый скандал. Митрополит Филипп заявил, что если крест ввезут в город, то он немедленно покинет его. Попытка открытой демонстрации символа католической веры не могла не беспокоить и великого князя. Русские летописи, которые умели при описании щекотливых ситуаций находить обтекаемые формулировки, на этот раз были единодушно откровенны. Они отметили, что посланец Ивана III, боярин Федор Давыдович Хромой, исполняя поручение князя, просто-напросто силой отнял «крыж» у папского священника, встретив обоз невесты за 15 верст от Москвы. Как видим, жесткая позиция главы русской церкви в отстаивании чистоты веры тогда оказалась сильнее традиций дипломатии и законов гостеприимства. Зоя Палеолог прибыла в Москву 12 ноября 1472 года, и в тот же день состоялся обряд венчания ее с Иваном III. Так в русскую историю вошла византийская принцесса, гречанка по происхождению, Зоя Палеолог — великая русская княгиня Софья Фоминична, как стали называть ее на Руси. Но этот династический брак не принес Риму ощутимых результатов ни в решении религиозных вопросов, ни в привлечении Московии в союз для борьбы с возрастающей турецкой опасностью. Проводя вполне самостоятельную политику, Иван III увидел в контактах с итальянскими городами-республиками лишь источник передовых идей в различных областях культуры и техники. Все пять посольств, которые отправил в Италию великий князь в конце XV века, возвращались в Москву в сопровождении архитекторов и врачей, ювелиров и мастеров-денежников, специалистов в области оружия и крепостного дела. Потянулась в Москву греческая и итальянская знать, представители которой подвизались на дипломатической службе; многие из них осели на Руси.
Софья Палеолог. Реконструкция С. А. Никитина. Какое-то время Софья Палеолог поддерживала связи со своей семьей. Дважды в Москву с посольствами приезжал ее брат Андреас, или Андрей, как называют его русские летописи. Приводило его сюда прежде всего желание поправить свое материальное положение. И в 1480 году он даже выгодно выдал замуж свою дочь Марию — за князя Василия Верейского, племянника Ивана III. Однако жизнь Марии Андреевны на Руси сложилась неудачно. И виновата в этом оказалась Софья Палеолог. Она подарила своей племяннице драгоценности, которые когда-то принадлежали первой жене Ивана III. Не знавший об этом великий князь собирался, оказывается, одарить ими Елену Волошанку, жену своего старшего сына Ивана Молодого (от первого брака). И в 1483 году разразился большой семейный скандал: «…восхоте князь великий дарити сноху первой своей великой княгини саженьем, и просил у той второй княгини великой римлянки. Она же не даст, понеже много истеряла казны великого князя; брату давала, кое племяннице давала, и много. Разгневанный Иван III потребовал от Василия Верейского вернуть сокровища и после того, как последний отказался сделать это, хотел заключить его в тюрьму. Князю Василию Михайловичу ничего не оставалось, как вместе с женой Марией бежать в Литву; при этом они едва ушли от посланной за ними погони. Софья Палеолог допустила очень серьезный промах. Великокняжеская казна была предметом особых забот не одного поколения московских государей, которые старались приумножать фамильные сокровища. Летописи и в дальнейшем допускали не очень доброжелательные отзывы в адрес великой княгини Софьи. Видимо, иноземке было трудно постигать законы новой для нее страны, страны со сложной исторической судьбой, со своими традициями. И все же приезд этой западноевропейской женщины в Москву оказался для столицы Руси неожиданно интересным и полезным. Не без влияния великой княгини-гречанки и ее греко-итальянского окружения Иван III принял решение о грандиозной перестройке своей резиденции. В конце XV — начале XVI века по проектам приглашенных итальянских зодчих был перестроен Кремль, возведены Успенский и Архангельский соборы, Грановитая палата и Казенный двор в Кремле, построены первый каменный великокняжеский дворец, монастыри и храмы в Москве. Многие из этих построек мы сегодня видим такими же, какими они были при жизни Софьи Палеолог. Интерес к личности этой женщины объясняется еще и тем, что в последние десятилетия XV века она принимала участие в сложной династической борьбе, развернувшейся при дворе Ивана III. Еще в 1480-е годы здесь складываются две группировки московской знати, одна из которой поддерживала прямого наследника престола князя Ивана Молодого. Но он умер в 1490 году, в возрасте тридцати двух лет, и Софья хотела, чтобы наследником стал ее сын Василий (всего в браке с Иваном III у нее было двенадцать детей), а не внук Ивана III Дмитрий (единственный ребенок Ивана Молодого). Долгая борьба шла с переменным успехом и закончилась в 1499 году победой сторонников княгини Софьи, испытавшей на этом пути немало трудностей. Скончалась Софья Палеолог 7 апреля 1503 года. Ее похоронили в великокняжеской усыпальнице Вознесенского женского монастыря в Кремле. Постройки сей обители были разобраны в 1929 году, и саркофаги с останками великих княгинь и цариц перевезли в подвальную палату Архангельского собора в Кремле, где они находятся и сегодня. Это обстоятельство, а также хорошая сохранность скелета Софьи Палеолог позволили специалистам воссоздать ее облик. Работа была проведена в Московском бюро судебно-медицинской экспертизы. Видимо, нет необходимости описывать подробно процесс восстановления. Отметим только, что портрет был воспроизведен с использованием всех научных методик, имеющихся сегодня в арсенале российской школы антропологической реконструкции, основанной М. М. Герасимовым. Исследование останков Софьи Палеолог показало, что она была невысокой — около 160 см. Череп и каждая кость тщательно изучались, и в результате было установлено, что смерть великой княгини наступила в возрасте 55-60 лет и что греческая принцесса… Здесь хотелось бы остановиться и вспомнить о деонтологии — науке о врачебной этике. Наверное, необходимо ввести в эту науку и такой раздел, как посмертная деонтология, когда антрополог, судебно-медицинский эксперт или патологоанатом не вправе сообщать широкой общественности то, что ему стало известно о заболеваниях умерших — даже и несколько веков назад. Так вот, в результате исследований останков было установлено, что Софья была женщиной полной, с волевыми чертами лица и имела нисколько не портившие ее усики. Пластическая реконструкция (автор — С. А. Никитин) была осуществлена с помощью мягкого скульптурного пластилина по оригинальной методике, проверенной на результатах многолетней оперативной работы. Изготовленная затем в гипсе отливка была тонирована под каррарский мрамор. Вглядываясь в восстановленные черты лица великой княгини Софьи Палеолог, невольно приходишь к мысли, что только такая женщина и могла быть участницей тех сложных событий, о которых мы рассказали выше. Скульптурный портрет княгини свидетельствует о ее уме, решительном и сильном характере, закаленном и сиротским детством, и сложностями адаптации к непривычным условиям Московской Руси. Когда перед нами предстал облик этой женщины, лишний раз стало ясно, что в природе не бывает ничего случайного. Речь идет о поразительном сходстве Софьи Палеолог и ее внука — царя Ивана IV, подлинный облик которого нам хорошо знаком по работе известного советского антрополога М. М. Герасимова. Ученый, работая над портретом Ивана Васильевича, отмечал черты средиземноморского типа в его облике, связывая это как раз с влиянием крови его бабушки, Софьи Палеолог. Недавно у исследователей возникла интересная идея — сравнить не только воссозданные руками человека портреты, но и то, что создала сама природа — черепа двух этих людей. И тогда было проведено исследование черепа великой княгини и точной копии черепа Ивана IV методом теневого фотоналожения, разработанного автором скульптурной реконструкции портрета Софьи Палеолог. И результаты превзошли все ожидания, настолько много было выявлено совпадений. Их можно видеть на фотографиях (стр. 83). Сегодня именно Москва, Россия, располагает уникальным портретом-реконструкцией принцессы из династии Палеологов. Попытки обнаружить прижизненные живописные изображения Зои в молодые годы в музее Ватикана в Риме, где она когда-то жила, успехом не увенчались. Так, исследования историков и экспертов-криминалистов дали возможность нашим современникам заглянуть в XV век и ближе познакомиться с участниками тех далеких событий. Детальное описание иллюстраций: Гипсовая копия черепа Ивана Грозного с наложенными на него основными обводами черепа (более светлый) Софьи Палеолог. Видно, что контуры черепов, орбиты, скуловые кости и скуловые дуги очень близки по форме. Единственное существенное различие имеется в форме подбородочного бугра (вид справа): у Софьи Палеолог он более выступающий и менее массивный.
Гипсовая копия черепа Ивана Грозного Об авторах: С. НИКИТИН, эксперт-криминалист Т. ПАНОВА.и кандидат исторических наук Наука и жизнь №8, 1998 год Перепечатывается с сайта http://www.nkj.ru/archive/articles/11165/ Далее читайте:Софья Палеолог (ум. 1503), вел. княгиня, жена вел. кн. Московского Ивана III Васильевича.
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Наука встречается с искусством в реконструкции лица
Местные новостиХудожники по реконструкции лица сочетают криминалистику и искусство, чтобы воссоздать лица неопознанных останков
:16:45+00:00
Аманда Лэмб , репортер WRAL
Я сомневаюсь, что хоть один ребенок когда-нибудь провозгласит: «Я хочу рисовать мертвых людей, когда вырасту». Это не совсем то, о чем вы думаете в детстве или даже во взрослом возрасте. Но в восьмом эпизоде What Remains мы узнаем, как люди, которые уже являются художниками, люди, которым искусство нравится как хобби, внезапно втягиваются в мир криминалистики и реконструкции лица. Часто все начинается случайно, когда кто-то признает свой талант и понимает, как его можно использовать в правоохранительных органах.
Судебно-медицинская реконструкция лица существует уже почти полтора века. Все началось с трехмерных глиняных бюстов, которые были сделаны из чьего-то черепа, а затем с помощью множества исследований превратилось в то, чем мы являемся сегодня — отчасти наука, отчасти искусство, отчасти интуиция.
Древние истоки реконструкции лица
Одно из самых частых применений реконструкции лица заключалось в документировании древних цивилизаций, извлечении останков, найденных в ходе археологических раскопок, и использовании их для создания изображений того, как могли выглядеть люди из этих многовековых сообществ. В 1965 советский археолог М. Герасимов создал бюст Ивана Грозного, железной рукой правившего Россией в середине-конце 1500-х годов. Одним из создателей этого жанра считается Герасимов. С тех пор художники использовали эту технику для создания образов всех, от короля Тутанхамона до жертв преступлений.
Сегодня большая часть работы по реконструкции лица выполняется в двухмерных изображениях с помощью антропологических отчетов и стандартизированной научной информации о глубине тканей человека.
Не точная наука
Давайте проясним — это все еще очень субъективно. Реконструкцию лица также называют лицевой «аппроксимацией». Это не совершенная наука, и судебные эксперты не все используют одни и те же методы. По этим причинам это может быть довольно спорной практикой. Судебно-медицинский эксперт мало что может знать о том, как на самом деле выглядел человек, по черепу и отчету антрополога. Остальное, ну, это в значительной степени игра в угадайку. Иногда у них есть одежда или другие предметы, найденные вместе с телами, которые дают им подсказки о том, как человек мог выглядеть, каков был его или ее стиль. Иногда у них ничего нет.
Есть опасения, что плохая фотография реконструкции лица может повредить делу, потому что она забросит расследование в кроличью нору, из которой оно не сможет выбраться. Публика вдруг пытается идентифицировать женщину с длинными волосами и толстыми губами, хотя на самом деле у нее были короткие волосы и тонкие губы. Принимая это во внимание, допустимость этих идентификаций в суде часто очень ограничена.
Реконструкция лица связывает пропавших без вести и убитых
Но я точно знаю, что реконструкция лица помогла раскрыть дела. Они помогли связать пропавших без вести и убитых с неопознанными останками, иногда спустя десятилетия. И хотя в основе этих картин лежит сочетание науки и искусства, это еще не все. Есть тонкие нюансы человека, уникальность, которая, будучи запечатлена через магию и тайну этой практики, может пролить свет на мертвых и принести покой живым.
8-й выпуск What Remains теперь доступен во всех приложениях для подкастов. Расшифровки эпизодов можно найти на сайте www.whatremainspodcast.com.
Подробнее об этом
часы ·
‘Немного испуганно:’ Реконструкция лица сочетает в себе искусство, науку и заботу
900 03
Детективы по расследованию убийств ищут справедливости, а не славы
•Кредиты
Джоди Лиз Редактор GluscoWebНе пропустите
Отзыв замороженных фруктов из-за возможного заражения Listeria
Где я могу найти самые выгодные цены на основные продукты питания на этой неделе?
«Предупреждение: этот предмет может вас убить»
часы ·
WRAL WeatherCenter Forecast
часы · 90 040 1:26
Вечерний выбор 3 Выбор 4 и оплата наличными 5
часы ·
Розыгрыш Mega Millions
часы ·
Rabie с и зомби? Директор службы помощи животным делает интересную ссылку
часы ·
Дневное время Выбрать 3 и Выбрать 4 Рисунок
Кто, что, почему: Каков метод реконструкции лица Ричарда III?
Опубликовано
000Z»> 6 февраля 2013 г.
Кости, найденные на парковке в Лестере, были подтверждены тестом ДНК как кости Ричарда III. Но какой метод использовали ученые, чтобы реконструировать его лицо?
Единственное, что нужно было ученым, это череп. Ни одного портрета короля, сделанного во время его правления, не сохранилось.
И все же ученые построили модель лица Ричарда III. Как?
Ричард умер в 1485 году, но его кости хорошо сохранились. Это не удивляет антропологов, так как в правильных условиях — почва с низкой кислотностью и небольшое количество жуков — кости остаются нетронутыми в течение тысяч лет.
Группа ученых из Университета Данди, проводившая реконструкцию лица, так и не добралась до костей. Им прислали компьютерную томографию и фотографии черепа, которые они прогнали через компьютерную программу.
На тот момент никто не знал, был ли это Ричард III или нет, говорит Кэролайн Уилкинсон, профессор черепно-лицевой идентификации Университета Данди. Крайне важно было игнорировать любые существующие предубеждения о том, как выглядит Ричард. Форма лица должна была полностью основываться на сканах.
Может показаться невозможным построить чьи-то щеки, нос и брови из куска кости. Но есть много подсказок, говорит она. Как зубы.
«Ширину рта можно точно определить по положению зубов. Небольшая выпуклость на внешней орбите находится там, где находится внешний угол глаза. Мы можем использовать эти анатомические стандарты, чтобы восстановить лицо.»
Нос был одним из самых сложных элементов для воссоздания, потому что он сделан из хряща. Но недавние исследования обнаружили формулу, которая позволяет предсказать, как будет выглядеть мягкий нос, исходя из подлежащей кости, говорит она.
Можно угадать даже форму бровей, хотя количество линий на чьем-то лбу будет незаметно.
Уши труднее всего исправить. Все, что можно сделать по черепу, это определить, есть ли у человека мочки ушей и где они расположены по бокам головы.
Около 70% поверхности лица должны иметь погрешность менее 2 мм, говорит Уилкинсон. Одной из областей, где они используют догадки, является количество плоти на лице 15-го века. «Мы используем среднюю толщину тканей (на сегодняшний день), но он мог быть значительно тоньше или толще современных лиц».
На создание цифровой головы ушло несколько дней. Затем пришло время построить его из пластика, используя систему быстрого прототипирования — по сути, 3D-печать.
Сделаны протезы глаз, создана реалистичная текстура кожи и добавлен правдоподобный парик. Эту работу выполнила художница Дженис Эйткен. На этом этапе процесса руководствовались посмертными портретами короля, поскольку наука ничего не знает о цвете глаз, кожи и прическе Ричарда.
За последние пять лет методы улучшились благодаря достижениям в области 3D-печати и более дешевому доступу к компьютерной томографии. На прошлогодней выставке в Дрездене были воссозданы лица гоминидов, которым миллионы лет.
Идея лицевой скульптуры была разработана почти 50 лет назад советским археологом Михаилом Герасимовым, воссоздавшим в том числе царя Ивана Грозного.
Реконструкция лица используется следователями по уголовным делам для идентификации человеческих останков. Когда все другие зацепки иссякнут, это может придать новый импульс расследованию и позволить членам семьи пропавшего без вести выявлять или исключать людей.
Мартин Эвисон, директор Центра судебной экспертизы Университета Нортумбрии, говорит, что у технологии есть пределы. «Реконструкция лица может дать сходство с черепом, но не точное сходство. Это не метод точной идентификации».
И может быть опасность придать объекту благородные или яркие черты, говорит Мэтью Скиннер, преподаватель антропологии в Университетском колледже Лондона.
Он вспоминает Кенневикского человека, 10 000-летнего человека, найденного в штате Вашингтон в 1990-х годах. «Они сделали реконструкцию лица. Результат был удивительно похож на Патрика Стюарта».
Image caption,Кенневикский человек: более ранний пример реконструкции
Но Скиннер говорит, что ученые, работавшие над Ричардом III, проявляли скрупулезность в следовании науке.