Религия аргентины: Религия, вера и боги в Аргентине

АРГЕНТИНА

[Аргентинская Республика; испан. La República Argentina], гос-во в Юж. Америке. Территория: 2780,4 кв. км. Столица: Буэнос-Айрес (с пригородами 11 298 тыс. чел.). Крупнейшие города: Кордова (1208 тыс.), Санта-Фе (1118 тыс.), Сан-Хусто (Ла-Матанса) (1120 тыс.), Мендоса (770 тыс.). Гос. язык: испанский. География. На востоке омывается Атлантическим океаном и граничит с Уругваем и Бразилией, на западе — с Чили, на севере с Боливией. По зап. границе страны тянутся хребты Анд с высочайшей в Америке вершиной Аконкагуа (6960 м) и просторы лесостепи. Бо́льшую часть территории занимают равнины Чако-Аустраль и Пампы. Население: 39, 5 млн. (2005). Аргентинцы — в основном потомки переселенцев из Испании и Италии. Индейское население (отчасти смешанное) составляет 4,5%, причем представители исконных народностей (мапучес, коллас, тобас, матакос) — 1%. Наиболее многочисленное в Лат. Америке поселение евреев — 250 тыс. (0,7%, 2/3 живут в Буэнос-Айресе). Между 1857 и 1950 гг. в А.

прибыли более 4 млн. иммигрантов, в основном европейцы, 1,5 млн. из них — в первые годы после второй мировой войны. В стране имеются крупные колонии немцев; проживают ирландцы, поляки, арабы, русские. Укр. поселенцы стали приезжать с кон. XIX в. Основная масса населения сосредоточена в центральных и сев. районах страны. 88% населения живет в городах. Гос. устройство. А.- федеративная республика с президентской формой правления. Состоит из 23 провинций и столичного федерального округа. Глава исполнительной власти — Президент аргентинской нации. Каждая из провинций имеет свою конституцию, составленную в соответствии с принципами общенациональной конституции, а также свои законодательные собрания и органы местного самоуправления. Федеральная форма правления во многом ограничивает автономию провинций и сохраняет довольно сильную центральную власть. Высший законодательный орган — Национальный конгресс, состоящий из палаты депутатов и сената. Основной закон — Конституция, принятая в 1853 г. и действующая поныне с многочисленными поправками (последние внесены в 1994).

Религия

Католики составляют 89% населения (2001). Католич. Церковь имеет в А. 13 архиеп-ств (Баия-Бланка, Буэнос-Айрес, Кордова, Корриентес, Ла-Плата, Мендоса, Парана, Ресистенция, Росарио, Сальта, Сан-Хуан, Санта-Фе, Сан-Мигель-де-Тукуман), к-рые включают 46 еп-ств; 3 прелатуры. Высший орган католич. Церкви в А.- Национальная конференция епископов. Иерархия Церкви представлена 23 архиепископами, в т. ч. 2 кардиналами, 78 епископами (2001).

Католиков вост. обряда объединяют Украинская епархия (центр — Буэнос-Айрес) и Маронитская епархия (Центр — Асунсьон, Парагвай).

Правосл. Церковь

РПЦ представлена Аргентинской и Южноамериканской епархией (митр. Платон (Удовенко)), в состав к-рой на территории А. входят 6 приходов с действующими храмами и 2 общины, храмы к-рых строятся; центр епархии — Буэнос-Айрес.

В А. действует Русская православная Церковь за границей (15 приходов), К-польский Патриархат, Антиохийский патриархат. Прихожанами правосл. церквей являются выходцы из России, Греции, Ливана, Румынии, Сирии, Украины, Югославии.

Митрополия Буэнос-Айреса К-польского Патриархата основана в 1996 г. после отделения от Американской архиепископии; юрисдикция митрополии распространяется на территории А., Бразилии, Парагвая, Уругвая, Чили. На территории А. она имеет 9 приходов. Антиохийский патриархат представлен Аргентинской епархией с кафедрой в Буэнос-Айресе.

Армянская Апостольская Церковь

Имеет в стране Аргентинскую епархию.

Англикан. Церковь

(The Angliсan Church of the Southern Cone of America) объединяет англикан А., Боливии, Бразилии, Парагвая, Уругвая и Чили (22 490 чел.), входит в состав Англиканского Содружества.

Протестант. церкви и секты

(2%) — лютеране, кальвинисты, пятидесятники, баптисты (0,16% — 1998), адвентисты седьмого дня и др.

Иудеев

— 2% (1998).

Мусульман

— 0,2%. В период с 1986 по 2000 г. число приверженцев ислама (в основном палестинцы и др. араб. иммигранты) снизилось с 500 до 70 тыс. (с 2 до 0,2%).

История христианства в А.

История А. начинается с испан. колонизации южноамер. континента. Первое поселение испанцев на территории нынешней А. относится к 1527 г. Открытие и завоевание земель индейского населения проходило в основном вдоль р. Ла-Плата. В 1536 г. крупная испан. экспедиция численностью в 1,5 тыс. чел., в т. ч. 8 священников, во главе с грандом Педро де Мендосой прибыла к устью Ла-Платы. В том же году ими была предпринята попытка, окончившаяся неудачей, основать поселение Буэнос-Айрес- буд. столицу А. Город заложен в 1580 г. Колонизаторы проникали на территорию совр. А. также с северо-запада (Перу) и с запада (Чили). Завоеванные ими земли соответственно оказывались в подчинении вице-короля Перу и губернатора Чили. К кон. XVI в. в основном закончился процесс основания испан. колоний, завоевания индейских земель и покорения индейских племен на территории совр. А. В нач. XVII в. было учреждено генерал-губернаторство Ла-Плата, находившееся в подчинении вице-короля Перу.

В 1776 г. создано самостоятельное вице-королевство Ла-Плата, включавшее территории совр. А., Боливии, Парагвая, Уругвая. В 1810 г. началась война за независимость от испан. короны. Вновь созданное гос-во по конституции 1826 г. получило название Федеративная Республика Аргентина.

Католичество

В составе уже первых экспедиций колонизаторов на территорию А. были католич. священники. В 1519 г. была отслужена первая месса. Поскольку территория А. в начальный колониальный период была приписана к вице-королевству Перу, то она входила в еп-ство г. Куско (Перу). Первое еп-ство Рио-де-ла-Плата организовано в кон. 40-х гг. XVI в., но приписано было к Асунсьону (Парагвай). Масштабная евангелизация населения началась с 70-х гг. Тогда же появилось первое самостоятельное аргентинское еп-ство Кордова в Тукумане (провинция А.). Обращением индейцев в католичество занимались монашеские ордена францисканцев (с 1539), доминиканцев и иезуитов (с 1586).

Особенностью статуса Церкви в колониальную эпоху в Лат. Америке вообще и в А. в частности было данное папой Александром VI в 1494 г. католич. монархам Испании и Португалии право контроля (патроната) над Церковью в Нов. Свете, т. к. из-за большой удаленности от Рима и недостатка средств Римско-католическая Церковь не могла осуществлять «пропаганду веры» среди аборигенов вновь открытых земель без опоры на светскую власть. Со временем короли расширили свои полномочия, и зависимость Церкви от короны сделалась почти абсолютной. Короли обладали суверенными правами в вопросах учреждения еп-ств, назначения епископов, строительства церквей. В их ведении были сбор и распределение церковной десятины. Папские послания в колонии и корреспонденции епископов в Рим должны были получить апробацию короля. Свое вмешательство в дела Церкви светская власть компенсировала предоставлением ей исключительных привилегий. Католицизм был объявлен гос. религией. На окраинных территориях миссионер был не только духовным главой, но выполнял и государственно-адм. функции.

Переплетение церковной и гос. властей было настолько тесным, что Церковь фактически превратилась в часть гос. системы. Евангелизация носила во многом формальный характер, религ. функции священников зачастую сводились к обрядности, а католич. исповедание веры дополнялось местными этно-религ. традициями. Эти особенности церковной практики колониального периода частично сохранились до наст. времени.

Особую роль играл орден иезуитов. На территории, где отсутствовала испан. администрация, в 1609 г. они создали т. н. Иезуитскую республику с высочайшего позволения испан. короны. Власть осуществляли члены ордена. Установленные здесь порядки и образ жизни туземцев отличались в лучшую сторону от тех, что установили испан. наместники и их окружение в др. регионах. Приобщая индейцев-гуарани к европ. культуре и хозяйственным навыкам, иезуиты установили жесткую дисциплину. В XVIII в. под их контролем находилось ок. 300 тыс. индейцев.

В 1759 г. королем Португалии, а в 1767 г. королем Испании были приняты решения по изгнанию иезуитов из их гос-в и колоний.

Причиной стали приобретенное экономическое и политическое могущество ордена, самостоятельность, глубокая вовлеченность в дворцовые интриги. Орден не облагался никакими налогами в пользу гос-ва, не подчинялся не только светской власти, но и власти епископов, признавая только власть генерала ордена и папы. В 1768 г. иезуитские миссии были переданы в гражданское управление.

К 1810 г.- началу войны за независимость — численность населения А. едва достигала 400 тыс. Церковь включала 3 еп-ства. Война и последующее гос. строительство привели к пересмотру отношений между гос-вом и Церковью и внесли раскол в ряды духовенства и мирян. Одни священнослужители, в основном архиереи — испанцы по происхождению, встали на защиту колониального режима. Другие, в большинстве креолы, приветствовали участников освободительного движения и присоединились к ним; нек-рые из них вошли в Патриотическую хунту, организованную лидерами движения, заседали в народных ассамблеях. Под главенством свящ. Каэтано Родригеса была составлена Декларация независимости.

Духовенство, поддержавшее борьбу за независимость, оказывало и материальную помощь движению.

Конституционная ассамблея в 1813 г. приняла решения, ставившие аргентинскую Церковь и монашеские ордена в независимое положение от церковных властей вне пределов Объединенных провинций Рио-де-ла-Платы, т. е. порывались связи с Испанией и Ватиканом. Был принят и ряд др. ограничительных мер, включая роспуск трибунала инквизиции. В 1818 г. представителям духовенства, не принявшим аргентинского гражданства, предписывалось покинуть страну. Первая конституция (1819) А. (тогда еще Объединенных провинций Рио-де-ла-Платы) утвердила католицизм, представлявший традиц. религию в стране, гос. религией, а также унаследованное от испан. короны право патроната над Церковью. Допускалось церковное представительство в сенате; архиепископы и епископы становились субъектами гражданского судебного права.

В 1822 г. были проведены кардинальные реформы. Инициатором реформ в отношении Церкви стал главный министр правительства Б. Ривадавия. Отменялась церковная десятина, Церкви гарантировалось обеспечение из общественного бюджета; были приняты дисциплинарные меры в отношении религ. орденов и мон-рей: нек-рые из них были запрещены, а их собственность конфискована, собственность остальных бралась под правительственный контроль. Независимое гос-во стремилось т. о. поставить Церковь на службу своим интересам.

В 1834 г. был издан «Согласительный меморандум», ставший основой отношений гос-ва и Церкви в части права патроната. Его базовые принципы содержались в 14 пунктах. Среди них — право подвергать цензуре папские документы, выдвигать кандидатов на церковные должности, устанавливать границы церковных округов. Епископы должны были клятвенно признавать национальный патронат, присягать на верность правительству и т. п.

Принятая в 1853 г. конституция объявляла о «поддержке государством Римской католической Церкви» в отличие от предыдущего признания католицизма гос. религией. За гражданами признавалось право свободного исповедания религий. Президент должен был быть только католиком. Т. о. конституционно закреплялось право патроната и перечислялись полномочия президента в этой части. Ватикан отказался признать принцип патроната, и потому конкордат с Ватиканом никогда не был заключен. Тем не менее состоялся обмен представительствами в 1858 г. И лишь в 1927 г. представитель А. в Ватикане был возведен в ранг посла, тем самым официально установлены дипломатические отношения. Ватикан в А. представлен апостолическим нунцием.

В 1865 г. еп-ство Буэнос-Айрес, входившее в юрисдикцию архиеп-ства Чаркас (Боливия, совр. Сукре), было возведено в ранг архиеп-ства, т. о. Церковь в А. стала независимой от боливийской митрополии.

Последние десятилетия XIX в. ознаменовались усилением либеральных тенденций к секуляризации об-ва, встал вопрос о расширении религ. свобод для некатоликов, придании католицизму социальной направленности. Эти тенденции развивались в нач. XX в., когда почти 40% 6-миллионного населения составляли иммигранты. Новые поселенцы, как правило образованные и высокопрофессиональные люди, довольно быстро приобретали общественную значимость. Среди них было немало приверженцев зародившихся в Европе социалистических и анархистских идей и сторонников религ. свободы. В 1888 г. сенат принял целый ряд законов, к-рые проводили идею веротерпимости: были введены существенные ограничения на преподавание католич. катехизиса в школах; гражданский брак признавался как единственно законный с запрещением совершать до него венчание, но попытки либералов узаконить развод не удались. Был установлен гос. контроль над церковными кладбищами, созданы гражданские. В А. складывалась атмосфера, сопоставимая с уровнем европ. представлений об общественном развитии. А. явилась единственной страной в Лат. Америке, где энциклика папы Льва ХIII «Rerum novarum» (1891), положившая начало социальной доктрине католицизма, была разрешена к публикации. Отсюда она тайно распространялась по всем странам континента. Идея создания «нового католического социального порядка» зародилась как альтернатива рабочему и социалистическому движению. Появились руководимые клириками христ. движения и партии: Католическая ассоциация, Христианско-демократическая лига, Социальная лига, Дом женщин-тружениц. Позже (1931) в А. создается движение «Католическое действие», ориентированное на людей различных возрастов, пола, социального положения. В 1940 г. число его членов достигло 80 тыс. Под эгидой Церкви создавались частные учебные заведения, газеты, журналы.

При президенте Х. Д. Пероне (1946-1955) католич. Церковь подверглась тяжелым испытаниям. Поначалу епископы поддержали на выборах кандидатуру Перона, к-рый в свою очередь пообещал проводить политику в соответствии с социальной доктриной Церкви. В первые годы президентства он дал Церкви привилегии в области просвещения: вновь вводилось преподавание вероучения в начальных и средних учебных заведениях; учебники подбирались с одобрения церковных инстанций; католич. частные учебные заведения субсидировались гос-вом — Церковь получила возможность официально влиять на учебный процесс. В руководящие органы перонистской партии и в ее орг-ции были включены представители католич. духовенства в качестве «духовных ассистентов». Деятельность Перона получила одобрение Ватикана. Папа Пий XII в 1947 г. с похвалой отозвался о Пероне, к-рый, по его словам, положил «конец светской и атеистической эре в истории Аргентины, длившейся 60 лет, и спас страну от коммунизма». По принятой в 1949 г. перонистской конституции президентом и вице-президентом республики могли быть только католики, гос-ву вменялось в обязанность оказывать Церкви материальную поддержку.

Острый конфликт в отношениях Церкви и гос-ва в истории А. произошел в 1954 г. Действия Церкви по христианизации перонистских профсоюзов и формированию христ. демократической партии вызвали недовольство Перона, расценившего их как прямое вторжение в область политики и подрыв его власти. Последовала отмена всех привилегий в области образования, прекращалась выдача гос. субсидий, были изгнаны «духовные ассистенты»; разрешены разводы, запрет на к-рые строго блюла католич. Церковь. Через парламент был проведен закон об отделении Церкви от гос-ва. Протесты духовенства спровоцировали дальнейшие антицерковные акции: ссылки и заключения в тюрьмы священников, закрытие и распродажу имущества клерикальной газ. «Пуэбло», разгон «Католического действия», запрет на религ. процессии и религ. передачи по радио. Церковь до той поры оставалась почти единственным неподконтрольным ему институтом в стране — Перон рассчитывал ослабить ее и устранить из сферы политической жизни. Защищая свои права, Церковь активно включилась в оппозицию Перону. В 1955 г. военные и их союзники вынудили Перона уйти с поста президента. Новое правительство отменило введенные им антицерковные законы, в т. ч. закон об отделении Церкви от гос-ва и закон, разрешающий разводы. Был восстановлен существующий по сей день патронат. В 60-х гг. XX в. режим контроля гос-ва над Церковью был неск. смягчен. Признавалась «компетенция святого престола» при назначении епископов. Церковь приобрела право инициативы в церковных назначениях и в создании новых еп-ств. Гос-во брало на себя обязательство финансовой поддержки епископов, генеральных викариев и храмов. Отменялись всякие ограничения по созданию на территории А. религ. орденов и монашеских об-в, но сохранялся гос. адм. надзор над ними.

На деятельность католич. Церкви в последующие десятилетия XX в. наложили отпечаток как политические события в А., так и процессы, происходившие в Римско-католической Церкви, начало к-рым было положено Ватиканским II Cобором (1962-1965).

За период с 1955 по 1976 г. в А. сменилось 12 глав гос-ва (6 из них — с 1970 по 1976), нек-рые пребывали на высшем гос. посту лишь неск. месяцев, половина из них были армейскими генералами. Ответом на тяжелое экономическое положение в стране стали забастовки, в т. ч. общенациональные, число участников к-рых доходило до 5 млн. чел.

Ситуация в стране и новые либеральные тенденции во всемирном католицизме, а также радикальные решения Конференции латиноамер. епископов в 1968 г. способствовали распространению свободомыслия и возникновению левых политических взглядов в рядах духовенства. К кон. 60-х гг. относится появление «Движения священников в защиту Третьего мира». Его идеологи полагали буд. справедливое об-во социалистическим, но социализм в отличие от советской модели они представляли себе «национальным», «народным», «гуманистическим» и «критическим». Всемирную известность своими радикальными взглядами на историю Церкви и ее предназначение, а также участием в разработке «теологии освобождения» приобрел аргентинский философ и теолог Э. Дюссель.

В 70-х гг., после череды военных переворотов, А. превратилась в страну открытого террора. Десятки тысяч людей содержались под стражей, оказались в тюрьмах, концлагерях или бесследно исчезли. Репрессии были направлены и против священников и монахов, они сопровождались антиклерикальной пропагандой националистических изданий. В кон. 1977 г. были убиты епископ и 17 священников и монахов, 30 находились в тюрьмах. По инициативе представителей католич. духовенства совместно с деятелями протестант. церквей в 70-х гг. в А. функционировали такие христ. орг-ции, как «Экуменическое движение прав человека» и «Постоянная ассамблея прав человека». Офиц. католич. Церковь А. не оказала действенного противостояния диктатуре (в отличие от Церкви Чили, Бразилии, гос-в Центр. Америки). Епископы обвинялись в соучастии в репрессиях в тот период; в 2000 г. они принесли покаяние в этом.

В 1983 г. в результате всеобщих выборов к власти пришло гражданское правительство. В обмен на обещание не преследовать военных за совершенные ими преступления армия отказалась от вмешательства в политику. Механизмы правового демократического гос-ва в А. были восстановлены.

В 1987 г. состоялся визит в А. папы Римского Иоанна Павла II. Он посетил неск. городов и сельских р-нов. В своих многочисленных выступлениях касался вопросов гражданских прав, религ. практики и евангелизации, социальных проблем.

Православие

Первый правосл. приход в Юж. Америке был создан по указу российского имп. Александра III в ответ на просьбу правосл. сербов, греков, арабов и румын (русских в Лат. Америке тогда почти не было), настоятелем стал прибывший из России свящ. Михаил Иванов. Храм размещался в 2 комнатах частного дома в Буэнос-Айресе, 1 янв. 1889 г. в этом храме была совершена первая правосл. литургия. В 1891 г., после учреждения Русской дипломатической миссии, храм был приписан к миссии, его настоятелем назначен свящ. Константин Изразцов. В 1901 г. в Буэнос-Айресе был освящен правосл. храм во имя Св. Троицы, построенный на средства, собранные в России, и на пожертвование имп. семьи. К 20-м гг. XX в. приход Троицкого храма стал почти целиком русским, поскольку к этому времени арабы и греки организовали свои приходы. В 1926 г. настоятель Свято-Троицкого храма прот. Константин Изразцов с небольшой группой приверженцев самочинно вышел из юрисдикции Московского Патриархата и создал «Русскую православную общину» в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей, объявив себя «самоуправляемым главою православной Церкви в Аргентине». Община была зарегистрирована в Мин-ве иностранных дел и культов и в Мин-ве юстиции А. и присвоила имущество РПЦ, впосл. община неоднократно меняла свою юрисдикционную принадлежность.

Одним из ярких проявлений враждебного отношения прот. Изразцова не только к Московскому патриархату, но и к бывш. Советскому Союзу было высказанное им с амвона одобрение нападения в 1941 г. на СССР гитлеровской Германии. Мн. верующие покинули тогда его «православную общину» и обратились к экзарху Сев. и Юж. Америки митр. Алеутскому и Североамериканскому Вениамину (Федченкову) с просьбой об организации в А. приходов юрисдикции Московского Патриархата. Во 2-й пол. 1943 г. РПЦ было учреждено Аргентинское вик-ство Алеутской и Североамериканской епархии, в 1946 г. преобразованное в самостоятельную Аргентинскую епархию.

В 20-60-х гг. ХХ в. в А. существовали также приходы Американского Митрополичьего округа, Украинской автокефальной Церкви.

Протестантизм

Дж. Томпсон — первый протестант. миссионер (с 1820) в Лат. Америке. В течение небольшого срока пребывания в А. он основал 100 школ. В 20-х гг. XIX в. Б. Ривадавия привлек двух протестант. миссионеров к участию в реформе просвещения. Один из них, пастор У. Моррис, стал символом протестант. миссионерства в Лат. Америке. Ему удалось основать и поддерживать аргентинские филантропические школы, где обучались сотни тысяч детей. В Буэнос-Айресе установлена 7-метровая статуя Морриса с надписью: «Святой Аргентины».

В среде иммигрантов — технических специалистов, чиновников, мелких и средних буржуа — значительная часть придерживалась протестантизма. С ними приезжали и пасторы. Изначально протестант. общины имели этнический характер. Немцы исповедовали лютеранство, англичане — англиканство, американцы были в основном методистами и баптистами.

В 1825 г. с Великобританией был заключен договор о дружбе и торговле, к-рый помимо прочего гарантировал ее подданным свободу совести и право на богослужения в их домах и церквах. Факт послужил основой для принятия статьи о веротерпимости в конституции 1826 г. Первая протестант. церковь была построена в Буэнос-Айресе в 1829 г. Протестантам предоставлялось право иметь собственные кладбища. Конституция 1853 г., провозгласившая право всех граждан на свободное исповедание религии, способствовала расширению миссионерской работы протестантов. Между 1880 и 1920 гг. она велась в основном среди иммигрантов и в городах. Заметный рост численности протестантов произошел с 1947 по 1960 г. как следствие эффективной миссионерской деятельности. Наибольшего успеха достигли баптисты и адвентисты. Для своих единоверцев они строили школы, широко использовали радиосеть, работали в социальной сфере. Среди методистов выделился теолог аргентинец Х. М. Бонино; он внес значительный вклад в разработку «теологии освобождения». Протестантизм в А. воспринимается основной массой населения как религия иностранцев.

Законодательство по вопросам религии

Юридический статус Церкви в основном был определен поныне действующей конституцией 1853 г. с учетом принятых в последующие годы поправок (последние были внесены в 1994). В преамбуле к Конституции аргентинской нации (22 авг. 1994) выражена надежда на «Божественное покровительство — источник разума и справедливости». В ст. 2 говорится: «Федеральное правительство поддерживает Римскую апостольскую католическую Церковь» (дословное повторение положения конституции 1853). Эта статья не позволяет четко ее трактовать. В 1853 г. одни видели в ней закрепление существовавшего положения дел, другие — возврат к прошлому. Но многие и сегодня считают, что слово «поддержка» не сводится лишь к материальной стороне (ежегодная субсидия правительства католич. Церкви в А. составляет 15 млн. долл.- Annual Report on International Religious Freedom for 1999. U.S. Department of State), а означает признание католицизма гос. религией. Ст. 14 среди перечисления прав граждан упоминает право «свободно исповедовать религию» гражданам А. и иностранным подданным (ст. 20).

За президентом сохранено право национального церковного патроната. Вопросы религии являются компетенцией Мин-ва иностранных дел и культов. Его функции, в частности, включают распределение субсидий церквам и их регистрацию. Гос-во выделяет ежегодные ассигнования иерархии, кафедральным соборам, семинариям, миссиям. Священники кафедральных соборов считаются гос. служащими и получают зарплату. Низший клир и благотворительные институты не имеют гос. субсидий и существуют за счет пожертвований верующих. Церковь обладает большой собственностью. Из церковных владений национализированы кафедральные соборы.\tab

Общее образование в А. светское. Преподавание религ. дисциплин допускается только с разрешения родителей и вне регулярных занятий. Церковь имеет многочисленные образовательные учреждения от низшей ступени и до ун-тов. Программы всех гос., частных и церковных учебных заведений 2-й ступени одинаковы, чтобы учащиеся могли поступить в высшие учебные заведения, имея равный уровень знаний.

Лит.: Zuretti J. S. Historia ecclesiastica Argentina. Buenos Aires, 1945; Bruno C. El Derecho público de la Iglesia en la Argentina. Buenos Aires, 1956. 2 vol.; Furlong G. La Tradición religiosa en la escuela Argentina. Buenos Aires, 1957; Очерки истории Аргентины. М., 1961; Васько А. Г. Русская Православная Церковь в Аргентине // ЖМП. 1966. № 1. С. 20-22; Mecham J. L. Church and State in Latin America: A History of Politico-Ecclesiastical Relations. Chapel Hill, 1966. P. 3-87, 225-251; Croatto J. S., Boasso F. El Catolicismo popular en la Argentina. Buenos Aires, 1969; Андронова В. П. Церковь и просвещение в Латинской Америке. М., 1972; она же. Евангелическая экспансия в Латинскую Америку // Очерки истории западного протестантизма: Сб. М., 1995. С. 191-212; Аргентина: Тенденции экономического и социально-политического развития. М., 1980; Григулевич И. Р. Церковь и олигархия в Латинской Америке, 1810-1959. М., 1981; Barret. Encyclopedia. P. 147-151; Constitución de la Nación Argentina (22 de agosto de 1994). Santa Fe, 1994; Anuario estadístico de América Latina y el Caribe / Nationes Unidos. [Santiago (Chile)], 2000; Statistical abstract of Latin America. Los Ang., 2000. Vol. 36. P. 280-300; Catholic Almanac, 2001. Huntington (Indiana), 2001. P. 307.

В. П. Андронова

Мяч в терновом венце и душа как фрисби / Стиль жизни / Независимая газета

Тэги: аргентина, диего марадона, церковь, культ, вера, история, традиции, футбол, поклонение, сакрализация, принц филипп, великобритания, католическая церковь, критика

Культ Марадоны, можно сказать,
национальная «религия» Аргентины. 
Фото с сайта www.marca.com
В Аргентине недавно случился наплыв гостей. Тысячи фанатов футбола приехали в страну, чтобы отпраздновать день рождения своего кумира в церкви, названной его именем. Iglesia Maradoniana в честь Диего Марадоны появилась в 2002 году, а идея ее создания витала начиная с 1998 года. Ее авторами и первыми «апостолами» стали аргентинцы Эрнан Амес и Алехандро Верон, верные поклонники известного на весь мир футболиста. При этом оба являются католиками и с самого начала утверждали, что церковь Марадоны лишь дань уважения великому бомбардиру.

Вначале «храм» был не очень популярным в народе, и было решено придать ему духовный вес. Так появился культ: «вероучение», заповеди и даже главные праздники. Их, правда, всего два. С 29 по 30 октября празднуется Noche buena y Navidad Maradoniana – «Рождество» Марадоны, а 22 июня – Las Pascuas Maradonianas – «Пасха» Марадоны в честь победы Аргентины над Англией в четвертьфинале чемпионата мира 1986 года, где Марадона принес своей команде два очка. Летоисчисление ведется «до» и «после рождения Марадоны». 30 октября 2022 года фанаты церкви отметили наступление 62-го года.

Главными священными атрибутами храма служат четки из мини-футбольных мячей, настоящий мяч, увенчанный терновым венцом, модель капеллы церкви Марадоны с фигуркой футболиста внутри, в образе Христа, бутсы футболиста, поставленные одна на другую в виде креста, и копия кубка чемпионата мира, который сборная Аргентины выиграла в 1986 году. Жрецы совершают «поклонение» в особом облачении – длинных футболках с ликом Марадоны.

Есть у марадонцев и своя библия под названием «Yo soy el Diego de la gente» («Я – Диего народа»), иными словами, автобиография футболиста. Верующие также произносят молитву «Наш Диего». Существует у этой квазирелигиозной организации и декалог – 10 заповедей. Звучат они так. Мяч должен быть чистым, как завещал D10S (D10S – это измененное испанское имя, обозначающее Бога (Dios), объединенное с порядковым номером Марадоны). Возлюби футбол больше всего. Рассказывай о своей любви к футболу всем вокруг. Защищай цвета аргентинского флага. Проповедуйте слова «Диего Марадона» по всему миру. Следуйте путем Марадоны, посещайте храмы, где он молился. Не отождествляйте имя Диего Марадоны с именем единственного клуба. Следуйте заповедям Церкви Марадоны. Пускай Диего будет вторым вашим именем и именем ваших детей. Будьте хладнокровными и не дайте черепахе убежать, что означает «не живите далеко от реальности и не будьте бесполезны». Последняя – понятна только ценителям футбола и истинным ревнителями этой веры. Но как бы то ни было, члены церкви действительно своих первенцев предпочитают называть Диего.

Сегодня филиалы Церкви Марадоны можно встретить не только в Аргентине, но и в Испании, Италии, Германии, Великобритании, Шотландии, Японии, Афганистане, Перу, Бразилии, Чили, Мексике, Уругвае и США. Только в Испании насчитывается около 9 тыс. марадонцев. К 2015 году у церкви было чуть более 500 тыс. последователей со всего мира. После неожиданной смерти футболиста в 2020 году в «храмах» его имени в разных странах стали проходить «таинства» крещения и венчания.

Аборигены острова Танна неприкрыто
почитали аристократическое достоинство
принца-консорта Филиппа.  Фото Reuters
За время своего существования Iglesia Maradoniana не однажды подвергалась критике как со стороны Католической церкви, так и со стороны людей, далеких от футбола. Главной претензией к этой квазирелигии была не совсем святая жизнь ее «божества». Известно, что, помимо спортивных триумфов, Марадона часто становился героем светской скандальной хроники за пристрастие к запрещенным веществам.

На другой части планеты – на острове Танна – в небольшом племени яохнанен в середине прошлого века стало развиваться религиозное движение, посвященное личности принца Филиппа, ныне покойного супруга ныне покойной королевы Великобритании Елизаветы II. В племени издревле существовало поверье, что однажды сын горного духа отправится за море в далекие края и женится на достойной женщине, после чего возвратится обратно на остров. Вануату долгое время находилось в составе Британской империи, видимо, поэтому и было решено этим божеством признать принца Филиппа.

Когда появился культ, доподлинно не известно. Однако когда в 1971 году на остров с официальным визитом прибыла королевская чета, чуть ли не все жители острова пришли, чтобы посмотреть на своего «бога» вживую. Сам принц долгое время был не в курсе того, что стал объектом особого почитания, пока ему об этом не рассказали. Узнав, Филипп стал отсылать островитянам свои фотографии с подписями. На одной из них он был изображен с копьем для охоты. Это и многие другие изображения высокородной особы бережно хранились у вождя племени Джека Наива, умершего в 2009 году. На них островитяне молились в особо радостные или трудные периоды жизни. Еще одной реликвией были письма из Букингемского дворца. Правда, они сильно пострадали от влажности и мышей.

Поскольку яохнаненцы были неграмотными, они долгое время не знали точную дату рождения своего кумира, однако отмечали его регулярно. При этом подготовка к торжеству проходила несколько месяцев. Ведь люди племени яохнанен были убеждены, что дух принца Филиппа находится рядом с ними, а некоторые утверждали, что постоянно слышали его голос. Поэтому и старались всячески угодить кумиру. Но 9 апреля 2021 года герцог Эдинбургский скончался в возрасте 99 лет, и островитяне, видимо, думают над тем, что пора искать себе нового «бога» среди членов королевской британской семьи.

В качестве божества однажды предстал даже американский комический актер и певец Джозеф Френк Пеши. Во всяком случае, на него «молился» другой американский актер и комик – Джордж Карлин. Выросший в семье католиков, он достаточно рано разочаровался в христианском Боге. А в своей документальной комедии, как он называл ленту «Вы все больны», посвященную вопросам веры и религии, еще в 1999 году признался, что в качестве бога почитает своего приятеля Пеши, потому что «он хороший актер» и в отличие от Бога «похож на парня, который доводит дело до конца». «Фактически Джо Пеши смог то, что не смог Бог. Много лет я молил Бога сделать что-нибудь с соседом и его дебильной собакой. Джо Пеши успокоил этого козла за один визит! Чего только не добьешься с помощью бейсбольной биты», – заметил Карлин.

Незадолго до своей смерти (2008) актер начал продвигать идею о том, что душа человека похожа на диск фрисби. «Когда человек умирает, его душа возвышается над миром, как фрисби. Затем душа залетает на метафизическую крышу, где теряется и остается навеки», – учил Карлин. Это «философское» замечание понравилось многим, и начало даже расти движение фрисбитарианизм. Однако развиться в какой-либо квазирелигиозный культ оно не успело, поскольку душа комика сама «сыграла в фрисби».

Культура Аргентины — Религия — Атлас культуры

Религия играла значительную роль в общественной и политической жизни на протяжении всей истории Аргентины. Римский католицизм особенно распространен в культурном отношении и продолжает оставаться официальной религией государства. Примерно 92% населения идентифицируют себя как католики; однако активно практикуют менее 20%. Хотя католицизм является официальной религией государства, свобода религиозного выбора защищена конституцией Аргентины. Действительно, в стране существуют различные религиозные группы; 2% идентифицируют себя как протестанты, 2% идентифицируют себя как евреи (что делает еврейское население Аргентины самым многочисленным в Аргентине) и 4% идентифицируют себя с какой-либо другой религией.


Католицизм в Аргентине

На протяжении большей части истории Аргентины католическая церковь имела значительное влияние и власть над страной. Религия была представлена ​​​​в Аргентине в 17 веке миссионерами-иезуитами из Испании. Как ветвь христианства католицизм представляет учение о Боге как о «Святой Троице», состоящей из Отца, Сына и Святого Духа. Как и большинство католиков, многие аргентинцы признают власть священства и Римско-католической церкви, которую в настоящее время возглавляет аргентинский Папа — Хорхе Марио Бергольо, Папа Франциск. Папа Франциск, первый папа, приехавший из , является предметом гордости для многих аргентинцев.

Католицизм глубоко вплетен в общественную жизнь Аргентины. Действительно, повсюду можно увидеть религиозные символы, такие как распятия и церкви. Посещение церкви наиболее характерно для таких мероприятий, как крещение, свадьба и похороны. В то время как некоторые ходят в церковь по воскресеньям, многие аргентинцы оставляют выходные как время, которое можно провести с семьей. Старшее поколение, как правило, больше связано с католицизмом, чем молодежь Аргентины, особенно в отношении посещения церкви. Действительно, популярность католицизма с каждым десятилетием снижается. Одновременно произошел рост протестантизма и увеличение процента населения, которое считается не связанным с организованной религией.

Распределение практикующих католиков и протестантов значительно различается в зависимости от социально-экономического положения в Аргентине. Многие аргентинцы, считающие себя протестантами, принадлежат к малообеспеченным слоям общества. Действительно, протестантизм часто популярен среди маргинализированных людей, которые чувствуют себя оторванными от католической церкви. Одной из самых популярных ветвей протестантизма в Аргентине является евангельское христианство.

Существуют также региональные различия в практике и степени религиозности в Аргентине. Столица (Буэнос-Айрес) считается самым светским регионом страны, в то время как пустынные провинции Жужуй, Сальта и Тукуман, как правило, демонстрируют сильное чувство религиозной преданности. Одним из крупнейших религиозных собраний в Аргентине является праздник 9-го года.0014 Señor y Virgen del Milagro ’ (Господь и Дева Чуда), обычно празднуемый в Сальте. Мероприятие включает в себя большую процессию людей, которые пешком, на велосипеде или верхом едут со своих сельскохозяйственных угодий и пустынных городов в провинцию.

Аргентина Религии — Демография

Религии: Римско-католическая 62,9%, евангелистская 15,3% (пятидесятники 13%, другие евангелисты 2,3%), Свидетели Иеговы и мормоны 1,4%, другие 1,2%, агностики 3,2%, атеисты 6%, нет 9,7%, не указано 0,3% (2019 г.est.)

Определение: Эта запись представляет собой упорядоченный список религий по приверженцам, начиная с самой большой группы, и иногда включает процент от общей численности населения. Основные характеристики и верования основных мировых религий описаны ниже.
Бахаи . Основанная Мирзой Хусейн-Али (известным как Бахаулла) в Иране в 1852 году, вера бахаи делает упор на монотеизм и веру в единого вечного трансцендентного Бога. Его основной целью является поощрение единства всех людей на земле, чтобы на земле могли быть достигнуты справедливость и мир. Откровение бахаи утверждает, что пророки основных мировых религий отражают некоторую истину или элемент божественного, полагает, что все они были проявлениями Бога, данными определенным общинам в определенное время, и что Бахаулла является дополнительным пророком, призванным призвать все человечество . Бахаи — открытое сообщество, расположенное по всему миру, с наибольшей концентрацией верующих в Южной Азии.
Буддизм — Религия или философия, вдохновленная V веком до н.э. учения Сиддхартхи Гаутамы (также известного как Гаутама Будда «просветленный»). Буддизм фокусируется на цели духовного просветления, основанной на понимании Четырех благородных истин Гаутамы Будды о природе страдания и о Восьмеричном пути духовной и нравственной практики, чтобы разорвать цикл страдания, частью которого мы являемся. Буддизм приписывает кармическую систему перерождений. Существует несколько школ и сект буддизма, различающихся часто по характеру Будды, степени, в которой может быть достигнуто просветление — для одного или для всех, и кем — религиозными орденами или мирянами.
Основные группы
   Буддизм Тхеравады. Старейшая буддийская школа Тхеравады. Практикуется в основном в Шри-Ланке, Камбодже, Лаосе, Бирме и Таиланде, с меньшинством, представленным в других странах Азии и на Западе. Тхеравадцы следуют палийскому канону учений Будды и верят, что можно избежать цикла перерождений, мирских привязанностей и страданий для себя; этот процесс может занять одну или несколько жизней.
   Буддизм Махаяны, включая подвиды дзен и тибетский (ламаистский) буддизм. Формы буддизма Махаяны распространены в Восточной Азии и Тибете, а также в некоторых частях Запада. У махаянцев есть дополнительные писания помимо Палийского канона, и они верят, что Будда вечен и все еще учит. В отличие от буддизма Тхеравады школы Махаяны утверждают, что природа будды присутствует во всех существах, и все в конечном итоге достигнут просветления.
    Хоа Хао: традиция буддизма меньшинства, исповедуемая во Вьетнаме, которая делает упор на участие мирян, в первую очередь крестьян-фермеров; он избегает дорогих церемоний и храмов и переносит основные практики в дом.
Христианство — Центральная вера христианства, происходящая от иудаизма, утверждает, что Иисус из Назарета является обещанным мессией Еврейских Писаний, и что его жизнь, смерть и воскресение спасительны для мира. Христианство является одной из трех монотеистических авраамических религий, наряду с исламом и иудаизмом, которая ведет свое духовное происхождение от Авраама из Еврейских Писаний. Его священные тексты включают еврейскую Библию и Новый Завет (или христианские Евангелия).
Основные группы
   Католицизм (или римский католицизм): это старейшая западно-христианская церковь и крупнейшая в мире религиозная организация. Он является наднациональным и признает иерархическую структуру с папой или епископом Рима во главе, находящимся в Ватикане. Католики верят, что Папа является главой церкви по божественному повелению из прямого духовного наследия апостола Иисуса Петра. Католицизм состоит из 23 отдельных церквей или обрядов — одной западной (римской или латинской) и 22 восточных. Латинский обряд, безусловно, самый большой, он насчитывает около 98% католиков. Церкви восточного обряда, такие как Маронитская церковь и Украинская католическая церковь, находятся в общении с Римом, хотя они сохраняют свои собственные традиции поклонения, и их непосредственная иерархия состоит из духовенства в рамках своего собственного обряда. Католическая церковь имеет всеобъемлющее богословское и моральное учение, указанное для верующих в ее катехизисе, что делает ее уникальной среди большинства форм христианства.
   Мормонизм (включая Церковь Иисуса Христа Святых последних дней): зародившийся в 1830 году в Соединенных Штатах при Джозефе Смите, мормонизм не характеризуется как форма протестантского христианства, поскольку он требует дополнительных богооткровенных христианских писаний после Еврейской Библии и Новой Завещание. Книга Мормона утверждает, что Иисус явился в Новом Свете после христианского повествования о его воскресении, и что Америка является уникальным благословенным континентом. Мормонизм считает, что более ранние христианские традиции, такие как римско-католическая, православная и протестантская реформаторские веры, являются отступничеством, и что откровение Джозефа Смита о Книге Мормона является восстановлением истинного христианства. Мормоны имеют иерархическую структуру религиозного руководства и активно проповедуют свою веру; они расположены в основном в Америке и в ряде других западных стран.
   Свидетели Иеговы основывают свою веру на христианской Библии, но их неприятие Троицы отличается от господствующего христианства. Они верят, что Царство Божье, Теократия, возникнет после Армагеддона и возвестит новое земное общество. Приверженцы обязаны евангелизировать и следовать строгому моральному кодексу.
   Православное христианство. Древнейшая устоявшаяся восточная форма христианства, Святая Православная Церковь, имеет церемониального главы в лице Константинопольского (Стамбульского) епископа, также известного как Патриарх, но ее различные региональные формы (например, греческое православие, русское православие, сербские православные, украинские православные) автокефальны (независимы от власти Константинополя и имеют своих патриархов). Православные церкви очень националистичны и этнически. Православная христианская вера разделяет многие богословские принципы с Римско-католической церковью, но расходится по некоторым ключевым положениям и не признает руководящей власти Папы.
   Протестантское христианство. Протестантское христианство зародилось в 16 веке как попытка реформировать обычаи, догмы и теологию римского католицизма. Он включает в себя несколько форм или конфессий, которые чрезвычайно разнообразны по структуре, верованиям, отношению к государству, духовенству и управлению. Многие протестантские теологии подчеркивают первостепенную роль Священного Писания в своей вере, выступая за индивидуальную интерпретацию христианских текстов без посредничества окончательного религиозного авторитета, такого как римский Папа. Самые старые протестантские христианства включают лютеранство, кальвинизм (пресвитериане) и англиканское христианство (епископалы), которые установили литургии, структуру управления и формальное духовенство. В других вариантах протестантского христианства, включая пятидесятнические движения и независимые церкви, может отсутствовать один или несколько из этих элементов, а их лидерство и убеждения индивидуализированы и динамичны.
Индуизм — Зародившись в ведической цивилизации Индии (второе и первое тысячелетия до н.э.), индуизм представляет собой чрезвычайно разнообразный набор верований и практик, не имеющих единого основателя или религиозного авторитета. В индуизме много священных писаний; Веды, Упанишады и Бхагавад-Гита являются одними из самых важных. Индусы могут поклоняться одному или нескольким божествам, обычно совершая молитвенные ритуалы в собственном доме. Наиболее распространенными фигурами преданности являются боги Вишну, Шива и богиня-мать Деви. Большинство индусов верят в душу, или атман вечен и проходит через цикл рождения, смерти и возрождения ( самсара ), определяемый положительной или отрицательной кармой человека или последствиями его действий. Цель религиозной жизни — научиться действовать так, чтобы в конце концов достичь освобождения ( мокша ) своей души, избежав цикла перерождений.
Ислам — Третья из монотеистических авраамических религий, ислам возник благодаря учению Мухаммеда в 7 веке. Мусульмане верят, что Мухаммед является последним из всех религиозных пророков (начиная с Авраама) и что Коран, являющийся исламским писанием, был ниспослан ему Богом. Ислам происходит от слова подчинение, и послушание Богу является основной темой этой религии. Чтобы жить исламской жизнью, верующие должны следовать пяти столпам или принципам ислама, которые являются свидетельством веры (9).0014 шахада ), ежедневная молитва ( намаз ), раздача милостыни ( закят ), пост во время Рамадана ( савм ) и паломничество в Мекку ( хадж ).
Основные группы
   Двумя основными ветвями ислама являются сунниты и шииты, которые отделились друг от друга из-за религиозно-политического спора о законном преемнике Мухаммеда. Шииты считают, что двоюродный брат и зять Мухаммеда Али был единственным имамом (религиозным лидером), назначенным Богом, в то время как сунниты считают, что первые три халифа после Мухаммеда также были законными властями. В современном исламе сунниты и шииты по-прежнему придерживаются разных взглядов на приемлемые школы исламской юриспруденции и на то, кто является надлежащим исламским религиозным авторитетом. Ислам также имеет активную мистическую ветвь, суфизм, с различными подмножествами суннитов и шиитов.
    Суннитский ислам составляет более 75% мусульманского населения мира. Он признает Абу Бакра первым халифом после Мухаммеда. У суннитов есть четыре школы исламской доктрины и права — ханафитская, маликитская, шафиитская и ханбалитская, — которые уникальным образом интерпретируют хадисов или записанные устные традиции Мухаммеда. Мусульманин-суннит может выбрать любую из этих школ, поскольку все они считаются одинаково действительными.
    Шиитский ислам представляет 10-20% мусульман во всем мире, и его отличительной чертой является почитание Али как непогрешимого, вдохновленного Богом лидера и как первого имама мусульманской общины после Мухаммеда. Большинство шиитов известны как «двунадесятники», потому что они верят, что 11 семейных имамов-преемников после Мухаммеда завершатся 12-м имамом (аль-Махди), который скрыт в мире и снова появится в его конце, чтобы искупить праведников.
Варианты
   Исмаилитская вера: секта шиитского ислама, ее приверженцы также известны как «семерки», потому что они верят, что законным седьмым имамом в исламском руководстве был Исмаил, старший сын имама Джафара ас-Садика. Исмаилитская традиция ожидает возвращения седьмого имама в качестве Махди, или исламского мессианского деятеля. Исмаилиты проживают в различных частях мира, особенно в Южной Азии и Леванте.
   Вера алавитов: еще одна шиитская секта ислама, название которой отражает преданность последователей религиозному авторитету Али. Алавиты — закрытая, скрытная религиозная группа, утверждающая, что они мусульмане-шииты, хотя сторонние ученые предполагают, что их верования могут иметь синкретическую смесь с другими верованиями, происходящими на Ближнем Востоке. Алави живут в основном в Сирии, Ливане и Турции.
   Друзская вера: очень секретная традиция и закрытое сообщество, происходящее от исмаилитской секты ислама; Считается, что его основные убеждения подчеркивают сочетание гностических принципов, полагая, что фатимидский халиф аль-Хакин является тем, кто воплощает в себе ключевые аспекты добра во вселенной, а именно интеллект, слово, душа, предшествующий , и последователь. Друзы имеют ключевое присутствие в Сирии, Ливане и Израиле.
Джайнизм . Зародившись в Индии, джайнская духовная философия верит в вечную человеческую душу, вечную вселенную и принцип «собственной природы вещей». Он подчеркивает сострадание ко всему живому, стремится к освобождению души человека от реинкарнации через просветление и ценит личную ответственность из-за веры в немедленные последствия своего поведения. Джайнская философия учит ненасилию и предписывает вегетарианство как монахам, так и мирянам; его приверженцы — очень влиятельное религиозное меньшинство в индийском обществе.
Иудаизм — одна из первых известных монотеистических религий, возникшая, вероятно, между 2000–1500 гг. патриарх еврейской Библии иудаизма, или Танах . Божественное откровение принципов и запретов в Еврейских Писаниях составляет основу еврейского закона, или галаха , который является ключевым компонентом веры. Хотя существуют обширные традиции еврейского галахического и богословского дискурса, в традиции нет окончательного догматического авторитета. Местные общины имеют свое религиозное руководство. В современном иудаизме есть три основные категории веры: ортодоксальная, консервативная и реформистская/либеральная. Они различаются по своим взглядам и соблюдению еврейского закона, при этом ортодоксы представляют наиболее традиционную практику, а реформистские / либеральные общины наиболее приспособлены к индивидуальным интерпретациям еврейской идентичности и веры.
Синтоизм — Родная анимистическая традиция Японии, практика синтоизма основана на предпосылке, что у каждого существа и объекта есть свой собственный дух или ками . Практикующие синтоизм поклоняются нескольким конкретным ками , включая ками природы, и семьи часто имеют святилища ками своих предков . Синтоизм не имеет фиксированной традиции молитв или предписанных догм, но характеризуется индивидуальным ритуалом. Уважение к камы в природе является ключевой синтоистской ценностью. До окончания Второй мировой войны синтоизм был государственной религией Японии и поддерживал культ японского императора.
Сикхизм — Основанный Гуру Нанаком (родился в 1469 г.), сикхизм верит в неантропоморфного, верховного, вечного Бога-творца; сосредоточение своей преданности Богу рассматривается как средство избежать цикла перерождений. Сикхи следуют учениям Нанака и девяти последующих гуру. Их священное писание, Гуру Грантх Сахиб, также известное как Ади Грантх, считается живым Гуру или окончательным авторитетом сикхской веры и богословия. Сикхизм подчеркивает равенство человечества и отвергает кастовую, классовую или гендерную дискриминацию.
Даосизм — китайская философия или религия, основанная на «Дао дэ цзин» Лао-цзы, в центре которой — вера в Дао, или Путь, как поток вселенной и природу вещей. Даосизм поощряет принцип ненасилия, или у-вэй, как средство жить в гармонии с Дао. Даосы верят, что эзотерический мир состоит из совершенного гармоничного баланса и природы, в то время как в проявленном мире, особенно в теле, баланс нарушен. Три Драгоценности Дао — сострадание, простота и смирение — служат основой даосской этики.
Зороастризм — Зороастризм, возникший на основе учений Зороастра примерно в 9 или 10 веках до нашей эры, может быть старейшей продолжающейся религией вероисповедания. Его ключевые убеждения сосредоточены на трансцендентном Боге-творце Ахура Мазде и концепции свободы воли. Ключевые этические принципы зороастризма, выраженные в его священном писании, Авесте, основаны на дуалистическом мировоззрении, согласно которому можно предотвратить хаос, если выбрать служение Богу и совершать добрые мысли, добрые слова и добрые дела. Зороастризм, как правило, является закрытой религией, и его члены почти всегда рождаются у родителей-зороастрийцев. До распространения ислама в Большом Иране доминировал зороастризм. Сегодня, хотя и меньшинство, зороастрийцы остаются в основном в Иране, Индии (где они известны как парсы) и Пакистане.
Традиционные верования
    Анимизм: вера в то, что нечеловеческие существа содержат души или духи.
    Бадимо: форма поклонения предкам народа тсвана в Ботсване.
   Конфуцианство: идеология, согласно которой люди совершенствуются посредством самосовершенствования и самосозидания; развилась из учения китайского философа Конфуция. Конфуцианство сильно повлияло на культуру и верования стран Восточной Азии, включая Китай, Японию, Корею, Сингапур, Тайвань и Вьетнам.
    Верования инуитов представляют собой форму шаманизма (см. ниже), основанную на анимистических принципах инуитов или эскимосов.
    Киран: система верований кират, народа, проживающего в основном в Гималаях Непала. Это в первую очередь форма политеистического шаманизма, но включает в себя элементы анимизма и поклонения предкам.
    Языческий — это общий термин, используемый для описания многих не связанных друг с другом верований на протяжении всей истории, обычно в отношении религий, не входящих в авраамическую категорию (монотеистические верования, такие как иудаизм, христианство и ислам).
   Шаманизм: верования и практики, способствующие общению с духовным миром. Шаманские верования организованы вокруг шамана или знахаря, который, как посредник между человеком и духовным миром, считается способным исцелять больных (исцеляя их души), общаться с духовным миром и помогать душам в загробной жизни. через практику входа в транс. В шаманских религиях шаман также несет ответственность за проведение священных обрядов.
    Спиритуализм: вера в то, что души и духи общаются с живыми, как правило, через посредников, называемых медиумами.
Синкретический (слияние различных религиозных верований и практик)
    Као Дай: националистическая вьетнамская секта, официально основанная в 1926 году, которая черпает практики и заповеди из конфуцианства, даосизма, буддизма и католицизма.
    Чондогё: или религия Небесного Пути, основана на корейском шаманизме, буддизме и корейских народных традициях с некоторыми элементами, заимствованными из христианства. Сформулированная в 1860-х годах, она утверждает, что Бог живет во всех нас и стремится превратить общество в рай на земле, населенный верующими, превращенными в разумных нравственных существ с высоким общественным сознанием.
    Кимбангист: пуританская форма баптистской деноминации, основанная Саймоном Кимбангу в 1920-х годах на территории современной Демократической Республики Конго. Приверженцы верят, что спасение приходит через смерть и воскресение Иисуса, как и христианство, но, кроме того, для спасения требуется жить духовно чистой жизнью, следуя строгим кодексам поведения.
    Modekngei: гибрид христианства, древней палауской культуры и устных традиций, основанный примерно в 1915 году на острове Бабельдаоб. Приверженцы одновременно поклоняются Иисусу Христу и палауским богиням.
    Растафарианство: афроцентристская идеология и движение, основанное на христианстве, возникшее на Ямайке в 1930-х годах; он считает, что Хайле Селассие I, император Эфиопии с 1930 по 1974 год, был воплощением второго пришествия Иисуса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *