Финно-угорские народы на торговом пути
Основную массу населения на значительном по протяженности участке Великого Волжского пути занимали финно-угорские народы. Это достаточно обширная этническая группа делилась на финские и угорские народы, отсюда и название данного этноса. Финно-угорские языки входят группу родственных языков, образующих ветвь в составе уральской языковой семьи, все финно-угорские языки имеют общие особенности и общий базовый словарный запас. Среди исследователей наиболее распространено мнение, что в древности существовала единая группировка людей, говоривших на общем финно-угорском праязыке. Предки нынешних финно-угров до конца третьего тысячелетия до н. э. сохраняли относительное единство. Они были расселены на Урале и западном Приуралье, а возможно, также и в некоторых прилегающих к ним районах.
В IV-III тысячелетии до н. э. они занимали не только основные территории современной России полностью, но и распространились в Европу.
К I тысячелетию финно-угорские племена заняли территории Центральной и Восточной (бассейн Дуная) Европы, Среднего Поволжья и в Волго-Камского бассейна, а также некоторые районы Западной и Восточной Сибири.
На территориях, прилегающих к Великому Волжскому пути, проживали такие финно-угорские народы, как мордва, марийцы, мурома, меря и удмурты.
Их основным занятием издревле было земледелие. Важное место в хозяйстве мордвы и марийцев занимало животноводство и птицеводство, бортничество, охота, рыболовство.
Охота была организована загонным способом. Для этого собиралось несколько поселений вместе, и охотники гнали животных в какой-нибудь водный тупик (место со всех сторон, окруженное водными преградами), из которого невозможно было выбраться, а там все вместе забивали топорами, копьями, например, бизона. Мясо делили поровну и разносили к месту селения. Кроме полеводства и охоты мордва издавна занималась огородничеством. Выращивали лук, чеснок, морковь, свёклу, капусту, огурцы, хмель. Садоводство у финно-угорских было развито слабее, чем огородничество, в основном в пищу употреблялись дикорастущие ягоды и фрукты.
Жилище — один из основных и сложных элементов материальной культуры. Оно возникло и совершенствовалось с общим ходом развития человечества, его культуры и конкретными историческими судьбами каждого народа. Постоянные изменения жилища связаны со сменой климата, географической среды, с уровнем общественного и экономического развития, влиянием соседних культур, развитием семейных и религиозных отношений.
Так как основными занятиями были земледелие, охота и огородничество, сами поселения находились вблизи рек. Речные долины привлекали населения своими плодородными почвами под пашни, лугами для сенокоса, водоемами для рыбной ловли и в качестве водопоя для скота. Планировка поселений была разнообразна – беспорядочная, круговая, рядовая, радиальная и уличная.
Для северных районов проживания был характерен гнездовой тип расселения, при котором деревни располагались группами.
Представители финно-угорского народа
Дома финно-угров были похожи на дома славян – как минимум, треть дома находилась под землей, окна и дверь были небольшими. Строили дома из дерева, для отопления использовались дрова, собранные в округе. Зола, получавшаяся в результате такого способа обогрева дома, выбрасывалась рядом с жилищем, отсюда сохранившийся до сих пор темный оттенок почвы рядом с бывшими стоянками. Внутренняя планировка была обычно среднерусской: печь стояла в одном из углов при входе.
Одежда финно-угорских племен отличалась разнообразием и интересными деталями. Древний костюм финно-угров представлял собой систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, из которых до нас дошла только ее часть. Сакральных цветов в финно- угорской традиции было несколько, но они могли быть сведены к трем основным: белому, красному и черному. Все финно-угорские костюмы (особенно мордовские и марийские) отличаются обилием вышивки, которая несет основную символическую нагрузку.
Также широко использовалось украшение вышивкой головных уборов.
Основу питания финно-угорских народов Великого Волжского пути, как и других земледельческих народов, составляли продукты земледелия. Повседневным и обрядовым блюдом были разнообразные каши. Их варили на молоке, воде, заправляли коровьим или растительным маслом. Из ржаной муки готовили кулагу: муку разводили водой и ставили в печь томиться, для улучшения вкуса в неё добавляли ягоды. Мёд употребляли в основном при приготовлении обрядовых и праздничных блюд. Его использовали и как лекарственное средство. Из продуктов пчеловодства готовили различные напитки: медовую брагу, хмельное пиво — пуре.
Религия, традиции и обряды
Финно-угорские племена были язычниками с культом водоплавающих птиц, лошадей, других животных. На формирование религии и уклада жизни каждого этноса оказывали влияния условия окружающей среды и образ жизни народа. Информацию о верованиях этой этнической группы историки черпают из фольклора, который был зафиксирован в форме народных эпосов и легенд.
Большинство богов, которым поклонялись финно-угры, были связаны либо с природными явлениями, а также со скотоводством и земледелием — основными занятиями финно-угров. Верховным божеством считался бог неба, которого финны называли Юмала, эстонцы — Таеватаат, марийцы — Юмо, удмурты — Инмар, а саами — Ибмел. Также финно-угры чтили божества солнца, луны, плодородия, земли и грома; представители каждого народа звали своих божеств по-своему, однако общие характеристики богов, помимо имен, имели не слишком много отличий.
Большинство культов проходило в виде общинных молений, когда в проведении обряда участвовало все поселение. Свершались такие моления в священных рощах или кереметях. В качестве подарков богам и духам, олицетворяющим природные силы, делались жертвоприношения в виде еды и домашнего скота или птицы.
Священная роща
Одной из самых характерных форм старинных религиозных верований и обрядов финно- угорских народов был семейно-родовой культ, связанный с культом умерших. При погребении умершему клали украшения с собой в захоронение, одев их на шею, положив в руку или закрепив на поясе. Считалось, что в загробном мире языческие символы также будут помогать их владельцу. Хоронили людей, закапывая в землю, либо кремируя. Причем при втором способе все украшения сгорали вместе с усопшим. У финно-угров было немало традиционных обычаев и обрядов, к сожалению, не все их них дошли до наших дней.
Вы познакомились с седьмой лекцией образовательного интенсива проекта «Великий Волжский путь». Следующая лекция — «Средневековые государства и Великий Волжский путь: Волжская Булгария». До новых встреч!
Религия народов финно угорской группы в прошлом и в сегодня
Главная | Социальная | Психология религии | Религия народов финно угорской группы в дохристианскую эпоху и сегодня
Народы финно-угорской группы населяют территории Европы и Сибири на протяжении более десяти тысяч лет, еще со времен неолита. На сегодня количество носителей финно-угорских языков превышает 20 миллионов человек, и они являются гражданами России и ряда стран Европы — современные представители народов финно-угорской группы проживают в Западной и Центральной Сибири, Центральной и Северной Европе. Финно-угры являют собой этноязыковую общность народов, включающую в себя марийцев, самодийцев, саамов, удмуртов, обских угров, эрзян, венгров, финнов, эстонцев, ливов и др.
Некоторые народы угро-финской группы создали свои государства (Венгрия, Финляндия, Эстония, Латвия), а некоторые проживают в многонациональных государствах. Несмотря на то, что на формирование религии и культуры народов финно угорской группы оказали значительное влияние и верования этнических групп, проживающих с ними на одной территории, и христианизация Европы, все же финно-угры сумели сохранить пласт своей самобытной культуры и религии.
Религия народов финно угорской группы до христианизации
В дохристианскую эпоху народы финно угорской группы жили разобщенно, на огромной территории, и представители разных народов практически не контактировали между собой. Поэтому закономерно, что и диалекты, и нюансы традиций и верований у разных народов этой группы существенно отличались: к примеру, несмотря на то, что и эстонцы, и манси принадлежат к финно-угрским народам, нельзя сказать, что в их верованиях и традициях много общего. На формирование религии и уклада жизни каждого этноса оказывали влияния условия окружающей среды и образ жизни народа, поэтому неудивительно, что верования и традиции этносов, проживающих в Сибири, существенно отличались от религии финно-угров, живших на территории Западной Европы.
В религиях народов финно угорской группы не было Священного писания, поэтому всю информацию о верованиях этой этнической группы историки берут из фольклора — устного народного творчества, которое было записано в эпосах и легендах разных народов. И наиболее известными эпосами, из которых современные историки черпают знания о верованиях, являются финский «Калевала» и эстонский «Калевипоег», достаточно подробно описывающие не только богов и традиции, но и подвиги героев разных времен.
Несмотря на наличие определенной разницы межу верованиями разных народов финно угорской группы, между ними есть много общего. Все эти религии были политеистическими, и большинство богов были связаны либо с природными явлениями, либо с скотоводством и земледелием — основными занятиями финно-угров. Верховным божеством считался бог неба, которого финны называли Юмала, эстонцы — Таеватаат, марийцы — Юмо, удмурты — Инмар, а саами — Ибмел. Также финно-угры чтили божества солнца, луны, плодородия, земли и грома; представители каждого народа звали своих божеств по-своему, однако общие характеристики богов, помимо имен, имели не слишком много отличий. Помимо политеизма и схожих богов, во всех религиях народов финно угорской группы есть следующие общие характеристики:
- Культ предков — все представители финно-угорских народов верили в существование бессмертной души человека, а также в том, что жители загробного мира могут влиять на жизнь живых людей и в исключительных случаях — помогать своим потомкам
- Культы богов и духов, связанных с природой и землей (анимизм) — так как пропитание большинства народов Сибири и Европы напрямую зависело от приплода выращиваемых животных и урожая культурных растений, неудивительно, что у многих народов финно угорской группы было множество традиций и обрядов, предназначенных для задабривания духов природы
- Элементы шаманизма
Религия народов финно угорской группы в современности
После христианизации Европы, а также увеличения количества адептов ислама в начале первой половины второго тысячелетия нашей эры, все больше людей, принадлежащих к финно угорским народам, стали исповедовать какую-либо из мировых религий, оставляя верования предков в прошлом. Сейчас только малая часть финно-угорцев исповедуют традиционные языческие верования и шаманизм, большинство же переняло веру народов, живущих с ними на одной территории. К примеру, подавляющая часть финнов и эстонцев, как и граждане других европейских стран, являются христианами (католиками, православными или лютеранами), а среди представителей народов финно угорской группы, населяющих Урал и Сибирь, есть много адептов ислама.
На сегодня древние анимистические религии и шаманизм в наиболее полной форме сохранили удмурты, марийцы и самодийские народы — коренные жители западной и центральной Сибири. Однако нельзя сказать, что финно-угорцы полностью забыли свои традиции, ведь они сохранили ряд обрядов и верований, и даже традиции некоторых христианских праздников в народов финно угорской группы тесно переплелись с древними языческими обычаями.
Понравился материал? Вы наилучшим образом можете выразить свою благодарность, лайкнув его по достоинству!
Читайте также:
О темпераменте в психологии и его роли в жизни
Скандинавская религия: во что верили бесстрашные викинги?
Почему девушки не пишут первыми?
Верования народов, живших на Американском континенте в прошлые тысячелетия
Статистика по материалу: Религия народов финно угорской группы в дохристианскую эпоху и сегодня
Просмотров 15216 комментариев 3Кластер
финно-угорских народов | Joshua Project
Фото | Группа людей ▲ | Всего Население | Народы по странам | Недостигнутые по странам | % Недостигнутые Люди | Население в Недостигнутые | % населения в не охвачено | Прогресс Масштаб | Начальная школа Религия | % Христианин Приверженец | % Евангелист | Приблиз. Рабочие Требуется * |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Бесермян | 2300 | 1 | 0 | 0,0 % | 0 | 0,0 % | 3 ● | христианство | 55,0 % | 0,0 % | -1 — | |
Эстонский | 1 132 000 | 23 | 0 | 0,0 % | 0 | 0,0 % | 4 ● | Не религиозный | 41,0 % | 5,8 % | -1 — | |
Финский | 5 681 000 | 17 | 0 | 0,0 % | 0 | 0,0 % | 5 ● | христианство | 84,0 % | 11,0 % | -1 — | |
Финский, Квен | 1600 | 1 | 0 | 0,0 % | 0 | 0,0 % | 4 ● | христианство | 70,0 % | 5,0 % | -1 — | |
Ижор, Ингерманландия | 1000 | 2 | 0 | 0,0 % | 0 | 0,0 % | 3 ● | христианство | 72,9 % | 0,8 % | -1 — | |
Карельский | 76000 | 5 | 0 | 0,0 % | 0 | 0,0 % | 4 ● | христианство | 62,3 % | 5,1 % | -1 — | |
Ханты | 31000 | 1 | 1 | 100,0 % | 31000 | 100,0 % | 1 ● | Этнические религии | 4,0 % | 0,9 % | 1 | |
Коми-Пермяцкий | 99 000 | 4 | 0 | 0,0 % | 0 | 0,0 % | 2 ● | христианство | 43,0 % | 1,2 % | -1 — | |
Коми-Язьва | 4400 | 2 | 0 | 0,0 % | 0 | 0,0 % | 2 ● | Этнические религии | 40,0 % | 1,0 % | -1 — | |
Коми-зырянский | 233 000 | 3 | 0 | 0,0 % | 0 | 0,0 % | 2 ● | Не религиозный | 32,2 % | 1,1 % | -1 — | |
Ливонский | 200 | 1 | 0 | 0,0 % | 0 | 0,0 % | 4 ● | христианство | 70,0 % | 7,0 % | -1 — | |
Лудийский | 13000 | 1 | 0 | 0,0 % | 0 | 0,0 % | 3 ● | христианство | 65,0 % | 1,1 % | -1 — | |
Манси | 12000 | 1 | 1 | 100,0 % | 12000 | 100,0 % | 1 ● | Этнические религии | 4,0 % | 0,6 % | 1 | |
Мари, Восточный | 156 000 | 2 | 0 | 0,0 % | 0 | 0,0 % | 2 ● | Этнические религии | 45,3 % | 0,5 % | -1 — | |
Мари, Высокий | 24000 | 1 | 0 | 0,0 % | 0 | 0,0 % | 3 ● | христианство | 90,0 % | 0,0 % | -1 — | |
Мари, Низкий | 412 000 | 3 | 0 | 0,0 % | 0 | 0,0 % | 3 ● | христианство | 60,1 % | 1,1 % | -1 — | |
Мордвин-Мокша | 753 000 | 1 | 0 | 0,0 % | 0 | 0,0 % | 3 ● | христианство | 65,0 % | 1,6 % | -1 — | |
Мордовский | 106 000 | 9 | 0 | 0,0 % | 0 | 0,0 % | 3 ● | христианство | 61,9 % | 1,4 % | -1 — | |
Ненецкий, юрак Самоедский | 45000 | 1 | 1 | 100,0 % | 45000 | 100,0 % | 1 ● | Этнические религии | 4,0 % | 0,7 % | 1 | |
Нганасан, Тавги Самоед | 900 | 1 | 1 | 100,0 % | 900 | 1 ● | Этнические религии | 5,0 % | 0,3 % | 1 | ||
Олонецкая | 19 000 | 2 | 0 | 0,0 % | 0 | 0,0 % | 4 ● | христианство | 64,5 % | 5,2 % | -1 — | |
Селькупы, Остяки Самоеды | 3700 | 1 | 1 | 100,0 % | 3700 | 100,0 % | 1 ● | Этнические религии | 5,0 % | 0,7 % | 1 | |
Сето, Воро | 50 000 | 1 | 0 | 0,0 % | 0 | 0,0 % | 3 ● | христианство | 85,0 % | 1,0 % | -1 — | |
Таз | 300 | 1 | 1 | 100,0 % | 300 | 100,0 % | 1 ● | Не религиозный | 5,0 % | 0,7 % | 1 | |
Удмуртский | 577 000 | 6 | 0 | 0,0 % | 0 | 0,0 % | 3 ● | христианство | 58,0 % | 0,0 % | -1 — | |
вепсский | 8600 | 3 | 0 | 0,0 % | 0 | 0,0 % | 3 ● | христианство | 65,0 % | 0,8 % | -1 — | |
Вод | 0 | 1 | 0 | 0,0 % | 0 | 0,0 % | 3 ● | христианство | 70,0 % | 1,0 % | -1 — | |
Всего: | 27 человек (по странам) | 9 440 000 | 95 | 6 | 6,3 % | 93000 | 1,0 % | ● | христианство | 71,1% | 7,6% | 6 |
* Оценка числа пионеров, необходимых для первоначального основания церквей среди неохваченных групп людей по странам. Оценки рассчитываются только для неохваченных групп людей и основаны на соотношении 1 рабочая единица (один человек или супружеская пара) на 50 000 человек, проживающих в неохваченной группе людей по стране, или, например, одна команда из четырех рабочих единиц на 200 000 человек. Некоторые работники уже могут быть на месте. Помимо этой первоначальной оценки, требуется гораздо больше рабочих.
Скачать данные Источники данных Определения
Молитвенные карточки
Все молитвенные карточки (95)
— ИЛИ —
Молитвенные карточки только для недостигнутых (6)
Молитвенные карточки имеют формат восемь на странице.
Шкала прогресса проекта Джошуа – это оценка прогресса в насаждении церквей среди группы людей, группы людей, страны или языка. Шкала прогресса основана на значениях группы людей для процента евангелистов и процента приверженцев христианства.
Уровень | Описание | Критерии |
---|---|---|
1 | Недостигнутый. Немногие евангелисты и немногие считают себя христианами. Немного, если вообще есть, история христианства. | Евангелисты, исповедующие христианство |
2 | Минимально охваченный — немного евангелистов, но значительное число идентифицируют себя как христиане. | Евангелисты, исповедующие христианство > 5% и |
3 | Поверхностно достигнуто — немного евангелистов, но много тех, кто идентифицирует себя как христиан. Очень нуждается в духовном обновлении и приверженности библейской вере. | Евангелисты, исповедующие христианство > 50% |
4 | Частично достигнуто — евангелисты представлены скромно. | евангелисты > 2% и |
5 | Значительно достигнуто — значительное присутствие евангелистов. | Евангелисты > 10% |
☀ указывает на Пограничные народы, которые являются подмножеством Недостигнутых с 0,1% или менее Приверженцев-христиан любого рода.
Финляндия Культура: язык, религия, еда
Население
5 535 556 (2019)
Официальный язык
Двумя основными официальными языками Финляндии являются финский и шведский, но есть также несколько менее распространенных языков, включая варианты саамского языка коренных жителей Лапландии. Финский является частью финно-угорской языковой группы вместе с эстонским и венгерским, и между этими тремя языками больше сходства, чем между финским и соседними по географическому признаку шведским и норвежским языками. Многие коренные саамы из Лапландии теперь говорят на финском как на родном языке, но некоторые сохраняют свой язык. В стране есть несколько финских диалектов, а говорящие на шведском в основном проживают на западе и юге. Широко распространен английский язык, поэтому у посетителей не должно возникнуть проблем с общением во время путешествия.
Люди
Финское население состоит в основном из финнов (около 92%), финских шведов (около 6%), а также из ряда меньшинств, включая русских, рома и саамов. Саамы — коренные жители Лапландии, традиционно занимающиеся оленеводством.
Религия
Наиболее популярной религией является лютеранский протестантизм в 84% страны, за которым следуют немногим более 1% православных христиан, но большое количество финнов заявляют, что они не исповедуют религию, примерно 13% населения.
Национальный праздник
6 декабря: Годовщина независимости (1917 г.).
Расписание праздников
- 1 января: Новый год.
- 6 января: Богоявление.
- 14 февраля: День дружбы (финский вариант Дня святого Валентина).
- март-апрель: Пасха (страстная пятница и пасхальный понедельник являются праздничными днями).
- Май: Вознесение (через 40 дней после Пасхи) и Пятидесятница (через 10 дней).
- 1 мая: День труда, День студентов, Весенний праздник.
- Между 20 и 26 июня: Святой Иоанн (особенно на севере).
- ноября: День Всех Святых.
- 6 декабря: Национальный день.
- 25 декабря: Рождество (24-е — государственный праздник).
- 26 декабря: Сент-Этьен.
История
История цивилизации Финляндии включает саамов, плюс германское влияние, а также некоторые уральские племена. В 1157 году шведский король Эрик IX Святой оккупирует страну, и начинается христианизация Финляндии и финнов. Турку — старейший город Финляндии, основанный в 1229 году., с замком и собором, и когда-то был самым важным городом в стране. Какое-то время Швеция и Россия боролись и воевали за землю, но в конце концов Финляндия стала автономной частью Российской империи в 1809 году — Великим княжеством Финляндским (что означает, что это была территория герцога или герцогини). Столица была перенесена из Турку в Хельсинки в 1812 году по приказу царя.
Александр II, живший в 1818-1881 гг., был более либерален в отношении финской автономии, и именно в этом столетии оформилось движение за финский национализм, а в 1863 г. финский язык стал официальным языком Великого княжества. Николай II (1868-1919 гг.)18) был императором России и великим князем Финляндским в 1894–1917 годах и предоставил финнам новые свободы, в том числе предоставил женщинам право голоса, но потерял свой титул после распада Российской империи в 1917 году. Финны воспользовались этой возможностью, чтобы объявить провозглашение независимости 6 декабря 1917 года, а через месяц вспыхнула гражданская война, продолжавшаяся три с половиной месяца между красными — поддерживаемой Советским Союзом Социал-демократической партией — и белыми, поддерживаемым Германией Сенатом. Белые победили и создали монархическую систему с менее сильным парламентом после ухода России, но поражение Германии в Первой мировой войне означало, что монархия рухнула, и страна была объявлена республикой.
Во время холодной войны Финляндия сохраняла нейтралитет и независимость, а экономика и социальная система страны оставались сильными, а в 1955 году страна стала членом ООН. Однако 1980-е годы были отмечены резким спадом в экономике, пока Финляндия не присоединилась к Европейскому союзу в 1995 году.
Политика
Финляндия является парламентской республикой. Президент Республики избирается на шесть лет общенациональным голосованием, и они назначают премьер-министра, который является лидером политической партии с парламентским большинством. Премьер-министр и парламент, состоящий из 200 членов, избираемых на четыре года для обеспечения пропорционального представительства голосов страны, определяют национальную политику. Наконец, Верховный суд является краеугольным камнем судебного здания.
Известные финны
- Карл Густав Эмиль Маннергейм (1867-1951). Финляндия, несомненно, обязана своим существованием как государство Маннергейму.
- Ян Сибелиус (1865–1957), возможно, самый известный финский композитор, которому часто приписывают помощь Финляндии в укреплении ее национальной идентичности во время ее борьбы за независимость от России.
- Матти Нюканен (1963 г.р.) — шестикратный чемпион мира и четырехкратный олимпийский чемпион по прыжкам с трамплина.
- Элиас Лённрот (1802–1884) — автор эпического поэтического произведения «Калевала», произведения эпической поэзии, составленного из финского фольклора и мифологии, которое считается одним из самых значительных произведений финской литературы и огромной частью Финская идентичность
Этикет
Финны, как правило, очень дружелюбны и общительны, и во время путешествия здесь вас ждет теплый прием. Сауны являются огромной частью финской культуры, и этикет в сауне очень важен, поэтому, если вы идете в сауну, обязательно ознакомьтесь с правилами в отношении купальных костюмов, обуви и т. д. Вообще говоря, вы должны снять обувь, когда входите в финскую баню. дом. Другой общий этикет включает в себя пунктуальность, так как это очень важно для финнов; чаевые не ожидаются; и торговаться обычно не принято.
Покупки
Финляндия славится своим дизайном, в том числе стеклом, фарфором, деревом и алюминием, и вы можете найти декоративные предметы и посуду для дома.