Религия народов финно угорской группы в прошлом и в сегодня
Главная | Социальная | Психология религии | Религия народов финно угорской группы в дохристианскую эпоху и сегодня
Народы финно-угорской группы населяют территории Европы и Сибири на протяжении более десяти тысяч лет, еще со времен неолита. На сегодня количество носителей финно-угорских языков превышает 20 миллионов человек, и они являются гражданами России и ряда стран Европы — современные представители народов финно-угорской группы проживают в Западной и Центральной Сибири, Центральной и Северной Европе. Финно-угры являют собой этноязыковую общность народов, включающую в себя марийцев, самодийцев, саамов, удмуртов, обских угров, эрзян, венгров, финнов, эстонцев, ливов и др.
Некоторые народы угро-финской группы создали свои государства (Венгрия, Финляндия, Эстония, Латвия), а некоторые проживают в многонациональных государствах. Несмотря на то, что на формирование религии и культуры народов финно угорской группы оказали значительное влияние и верования этнических групп, проживающих с ними на одной территории, и христианизация Европы, все же финно-угры сумели сохранить пласт своей самобытной культуры и религии.
Религия народов финно угорской группы до христианизации
В дохристианскую эпоху народы финно угорской группы жили разобщенно, на огромной территории, и представители разных народов практически не контактировали между собой. Поэтому закономерно, что и диалекты, и нюансы традиций и верований у разных народов этой группы существенно отличались: к примеру, несмотря на то, что и эстонцы, и манси принадлежат к финно-угрским народам, нельзя сказать, что в их верованиях и традициях много общего. На формирование религии и уклада жизни каждого этноса оказывали влияния условия окружающей среды и образ жизни народа, поэтому неудивительно, что верования и традиции этносов, проживающих в Сибири, существенно отличались от религии финно-угров, живших на территории Западной Европы.
В религиях народов финно угорской группы не было Священного писания, поэтому всю информацию о верованиях этой этнической группы историки берут из фольклора — устного народного творчества, которое было записано в эпосах и легендах разных народов.
Несмотря на наличие определенной разницы межу верованиями разных народов финно угорской группы, между ними есть много общего. Все эти религии были политеистическими, и большинство богов были связаны либо с природными явлениями, либо с скотоводством и земледелием — основными занятиями финно-угров. Верховным божеством считался бог неба, которого финны называли Юмала, эстонцы — Таеватаат, марийцы — Юмо, удмурты — Инмар, а саами — Ибмел. Также финно-угры чтили божества солнца, луны, плодородия, земли и грома; представители каждого народа звали своих божеств по-своему, однако общие характеристики богов, помимо имен, имели не слишком много отличий. Помимо политеизма и схожих богов, во всех религиях народов финно угорской группы есть следующие общие характеристики:
- Культ предков — все представители финно-угорских народов верили в существование бессмертной души человека, а также в том, что жители загробного мира могут влиять на жизнь живых людей и в исключительных случаях — помогать своим потомкам
- Культы богов и духов, связанных с природой и землей (анимизм) — так как пропитание большинства народов Сибири и Европы напрямую зависело от приплода выращиваемых животных и урожая культурных растений, неудивительно, что у многих народов финно угорской группы было множество традиций и обрядов, предназначенных для задабривания духов природы
- Элементы шаманизма — как и в народов Америки, в финно-угорских этносов роль посредников между миром людей и духовным миром выполняли шаманы.
Религия народов финно угорской группы в современности
После христианизации Европы, а также увеличения количества адептов ислама в начале первой половины второго тысячелетия нашей эры, все больше людей, принадлежащих к финно угорским народам, стали исповедовать какую-либо из мировых религий, оставляя верования предков в прошлом. Сейчас только малая часть финно-угорцев исповедуют традиционные языческие верования и шаманизм, большинство же переняло веру народов, живущих с ними на одной территории. К примеру, подавляющая часть финнов и эстонцев, как и граждане других европейских стран, являются христианами (католиками, православными или лютеранами), а среди представителей народов финно угорской группы, населяющих Урал и Сибирь, есть много адептов ислама.
На сегодня древние анимистические религии и шаманизм в наиболее полной форме сохранили удмурты, марийцы и самодийские народы — коренные жители западной и центральной Сибири.
Однако нельзя сказать, что финно-угорцы полностью забыли свои традиции, ведь они сохранили ряд обрядов и верований, и даже традиции некоторых христианских праздников в народов финно угорской группы тесно переплелись с древними языческими обычаями.Понравился материал? Вы наилучшим образом можете выразить свою благодарность, лайкнув его по достоинству!
Читайте также:
О темпераменте в психологии и его роли в жизни
Скандинавская религия: во что верили бесстрашные викинги?
Почему девушки не пишут первыми?
Верования народов, живших на Американском континенте в прошлые тысячелетия
Статистика по материалу: Религия народов финно угорской группы в дохристианскую эпоху и сегодня
Просмотров 15081 комментариев 3
история и культура. Финно-угорские языки :: SYL.ru
Среди проживающих сегодня на планете есть немало уникальных, самобытных и даже немного загадочных народов и народностей. К таким, несомненно, можно отнести и финно-угорские народы, которые считаются самой крупной этноязыковой общностью в Европе. В нее входит 24 народа. 17 из них проживают на территории РФ.
Состав этноса
Все многочисленные финно-угорские народы делятся исследователями на несколько погрупп:
- Прибалтийско-финская, костяк которой составляют довольно многочисленные финны и эстонцы, образовавшие собственные государства. Сюда же относятся сету, ингерманландцы, квены, выру, карелы, ижорцы, вепсы, водь и ливы.
- Саамская (лопарская), в которую входят жители Скандинавии и Кольского полуострова.
- Волжско-финская, включающая в себя марийцев и мордву. Последние, в свою очередь, делятся на мокшу и эрзю.
- Пермская, в состав которой входят коми, коми-пермяки, коми-зыряне, коми-ижемцы, коми-язьвинцы, бесермяне и удмурты.
- Угорская. К ней относятся разделенные между собой сотнями километров венгры, ханты и манси.
Исчезнувшие племена
Среди современных финно-угров есть и многочисленные народы, и совсем маленькие группы – менее 100 человек. Есть и такие, память о которых сохранилась только в древних летописных источниках. К исчезнувшим, например, относятся меря, чудь и мурома.
Меряне строили свои поселения между Волгой и Окой еще за несколько сотен лет до н.э. По предположению некоторых историков впоследствии этот народ ассимилировался с восточнославянскими племенами и стал прародителем марийской народности.
Еще более древним народом являлся мурома, проживавший в бассейне Оки.
Что касается чуди, то эта народность обитала вдоль Онеги и Северной Двины. Существует предположение, что это были древнефинские племена, от которых произошли современные эстонцы.
Регионы расселения
Финно-угорская группа народов сегодня сосредоточена в на северо-западе Европы: от Скандинавии до Урала, Волго-Камья, Западносибирской равнины в нижнем и среднем течении Тобола.
Единственный народ, который образовал свое государство на значительном удалении от собратьев – венгры, проживающие в бассейне Дуная в районе Карпатских гор.
Наиболее многочисленный финно-угорский народ в России – карелы. Помимо Республики Карелия, многие из них живут в Мурманской, Архангельской, Тверской и Ленинградской областях страны.
Большая часть мордвы проживают в Республике Мордва, но немало их расселилось и в соседних республиках и областях страны.
В этих же регионах, а также в Удмуртии, Нижегородской, Пермской и других областях тоже можно встретить финно-угорские народы, особенно немало здесь марийцев. Хотя основной их костяк проживает в Республике Марий Эл.
Республика Коми, а также близлежащие области и автономные округа – место постоянного жительства народности коми, а в Коми-Пермяцком АО и Пермской области проживают из ближайшие «родственники» — коми-пермяки.
Более трети населения Удмуртской Республики составляют этнические удмурты. Кроме этого, небольшие сообщества во многих ближайших регионах.
Что касается хантов и манси, то их основная часть проживает в Ханты-Мансийском АО. Кроме того, большие общины хантов живут в Ямало-Ненецком АО и Томской области.
Тип внешности
Среди предков финно-угров были как древнеевропейские, так и древнеазиатские племенные сообщества, поэтому во внешности современных представителей можно наблюдать черты, присущие и монголоидной, и европеоидной расам.
Общими чертами к отличительным признакам представителей данного этноса относят средний рост, очень светлые волосы, широкоскулое лицо со вздернутым кверху носом.
При этом в каждой народности возможны свои «вариации». Например, мордвины-эрзя имеют рост гораздо выше среднего, но при этом являются ярко выраженными голубоглазыми блондинами. А вот мордвины-мокша, наоборот, низкорослые, и цвет волос у них более темный.
Удмурты и марийцы – обладатели «монгольского типа» глаз, что роднит их с монголоидной расой. Но при этом подавляющее большинство представителей народности – светловолосые и светлоглазые. Схожие черты лица встречаются также у многих ижорцев, карелов, води, эстонцев.
А вот коми могут быть как темноволосыми обладателями раскосых глаз, так и светловолосыми с ярко выраженными европеоидными чертами.
Количественный состав
Всего в мире проживает около 25 миллионов человек, относящихся к финно-уграм. Наиболее многочисленные из них – венгры, которых насчитывается более 15 млн. Финнов – почти в три раза меньше – около 6 млн., а численность эстонцев – немногим больше миллиона.
Численность остальных народностей не превышает миллиона: мордва – 843 тыс.; удмурты – 637 тыс.; марийцы – 614 тыс.; ингерманландцы – чуть более 30 тыс.; квены – около 60 тыс.; выру – 74 тыс.; сету – порядка 10 тыс. и т.д.
Самыми малочисленными народностями являются ливы, численность которых не превышает 400 человек, и водь, община которых состоит из 100 представителей.
Экскурс в историю финно-угров
О происхождении и древней истории народов, относящихся к финно-угорским, существует несколько версий. Наиболее популярной из них является та, что предполагает наличие группы людей, говоривших на так называемом финно-угорском праязыке, и примерно до III тыс. до рождества Христова сохранявшей единство. Эта финно-угорская группа народов проживала в районе Урала и западного Приуралья. В те времена предки финно-угров поддерживали связь с индо-иранцами, о чем свидетельствуют всевозможные мифы и языки.
Позднее единое сообщество распалось на угорское и финно-пермское. Из второй впоследствии выделились прибалтийско-финская, волжско-финская и пермская языковые подгруппы. Разделение и обособление продолжалось вплоть до первых веков нашей эры.
Родиной предков финно-угров ученые считают регион, находящийся на границе Европы с Азией в междуречье Волги и Камы, Приуралье. При этом поселения находились на значительном удалении друг от друга, что, возможно, и явилось причиной того, что они не создали своего единого государства.
Основными занятиями племен были земледелие, охота и рыболовство. Наиболее ранние упоминания о них встречаются в документах времен Хазарского каганата.
На протяжении многих лет финно-угорские племена выплачивали дань булгарским ханам, входили в состав Казанского ханства и Руси.
В XVI-XVIII века на территория финно-угорских племен начала заселяться тысячами переселенцев с различных регионов Руси. Хозяева зачастую сопротивлялись такому нашествию и не желали признавать власть русских правителей. Особенно яростно сопротивлялись марийцы.
Однако, несмотря на сопротивление, постепенно традиции, обычаи и язык «пришельцев» стали вытеснять местную речь и верования. Ассимиляция усилилась в ходе последующей миграции, когда финно-угры стали переезжать в различные регионы России.
Финно-угорские языки
Изначально существовал единый финно-угорский язык. По мере того, как группа делилась и различные племена расселялись все дальше друг от друга, он видоизменялся, распадался на отдельные наречия и самостоятельные языки.
До настоящего времени финно-угорские языки удалось сохранить как крупным народам (финны, венгры, эстонцы), так и небольшим этническим группам (ханты, манси, удмурты и т.д.). Так, в начальных классах ряда российских школ, где обучаются представители финно-угорских народов, изучают саамский, хантыйский и мансийский языки.
Коми, марийцы, удмурты, мордва также могут изучать языки своих предков, начиная со средних классов.
Другие народы, говорящие на финно-угорских языках, могут также разговаривать на диалектах, схожих с основными языками группы, в которую входят. Например, бессермяне общаются на одном из наречий удмуртского языка, ингерманландцы – на восточном диалекте финского, квены говорят на финском, норвежском или саамском языках.
В настоящее время общих слов во всех языках народов, относящихся к финно-уграм, едва наберется около тысячи. Так, «родственную» связь различных народов можно проследить в слове «дом», которое у финнов звучит, как koti, у эстонцев – kodu. Схожее звучание у «куду» (морд.) и «кудо» (марийск.).
Живя рядом с другими племенами и народами, финно-угры перенимали от них культуру и язык, но и щедро делились своими. Например, в «богатый и могучий» вошли такие финно-угорские слова, как «тундра», «килька», «салака» и даже «пельмени».
Финно-угорская культура
Памятники культуры финно-угорских народов в виде поселений, захоронений, предметов быта и украшений археологи находят на всей территории обитания этноса. Большая часть памятников относится к началу нашей эры и раннему средневековью. Многие народы сумели сохранить свои культуру, традиции и обычаи вплоть до сегодняшнего дня.
Чаще всего они проявляются в различных обрядах (свадьбы, народные праздники и т.д.), танцах, одежде и обустройстве быта.
Литература
Финно-угорская литература историками и исследователями условно разделяется на три группы:
- Западная, в которую входят произведения венгерских, финских, эстонских писателей и поэтов. Эта литература, на которую оказывали влияние литературы европейских народов, имеет самую богатую историю.
- Российская, становление которой начинается с XVIII века. К ней относятся произведения авторов коми, марийцев, мордвы, удмуртов.
- Северная. Самая молодая группа, получившая развитие лишь около века назад. К ней относятся произведения мансийских, ненецких, хантыйских авторов.
При этом у всех представителей этноса богатое наследие имеет устное народное творчество. У каждой народности есть многочисленные былины и легенды о героях прошлого. Одним из наиболее знаменитых произведений народного эпоса является «Калевала», повествующая о жизни, верованиях и обычаях предков.
Религиозные предпочтения
Большинство народов, относящихся к финно-уграм, исповедуют православие. Финны, эстонцы и западные саамы придерживаются лютеранской веры, а венгры – католической. При этом в обрядах, большей частью свадебных, сохранены древнии традиции.
А вот удмурты и марийцы в некоторых местах до сих пор сохраняют свою древнюю религию, также, как и самодийские и некоторые народы Сибири поклоняются своим богам и исповедуют шаманизм.
Особенности национальной кухни
В древности главным продуктом питания финно-угорских племен была рыба, которую жарили, варили, вялили и даже употребляли в пищу сырой. При этом для каждого вида рыбы был свой собственный способ приготовления.
Использовали в пищу и мясо лесных птиц и мелких зверьков, пойманных в силки. Наиболее популярными овощами были репа и редька. Пищу обильно приправляли пряностями, такими, как хрен, лук, борщевик и т.д.
Из ячменя и пшеницы финно-угорские народы готовили каши, кисели. Их же использовали и для наполнения домашних колбас.
Современная кухня финно-угров, испытавшая сильное влияние соседних народов, почти не имеет особенных традиционных черт. Но почти у каждого народа есть хотя бы одно традиционное или ритуальное блюдо, рецепт которого был донесен до наших дней практически в неизменном виде.
Отличительной особенностью кулинарии финно-угорских народов является то, что в пищеприготовлении предпочтение отдается продуктам, выращиваемым в месте проживания народности. А вот привозные ингредиенты используются лишь в самом минимальном количестве.
Сохранять и приумножать
С целью сохранения культурного наследия финно-угорских народов и передачи традиций и обычаев предков будущим поколениям повсеместно создаются всевозможные центры и организации.
Большое внимание этому уделяется и в РФ. Одной из таких организаций является некоммерческая ассоциация Поволжский центр финно-угорских народов, созданный 11 лет назад (28 апреля 2006 года).
В рамках своей работы центр не только помогает большим и малым финно-угорским народностям не утратить свою историю, но и знакомит с ней другие народы России, способствуя укреплению взаимопонимания и дружбы между ними.
Известные представители
Как и в каждом народе, есть у финно-угров и свои герои. Известный представитель финно-угорского народа — няня великого русского поэта – Арина Родионовна, которая была родом из ингерманландской деревни Лампово.
Также финно-уграми являются такие исторические и современные личности, как патриарх Никон и протопоп Аввакум (оба были мордвинами), физиолог В. М. Бехтерев (удмурт), композитор А. Я. Эшпай (мариец), спортсменка Р. Сметанина (коми) и многие другие.
Обзор древних и современных религий
Краткий обзор нескольких древних и современных или мировых религий, большинство из которых представлены в этой энциклопедии.
Древние религии
Анатолийские
Верования и обычаи древних народов и цивилизаций Турции и Армении. Сюда входят ассирийские колонисты, хетты, хетты, хурриты, лувийцы, фригийцы и урарты.
Арабский
Аравийские верования, включающие политеистические верования и практики, существовавшие до возникновения ислама в седьмом веке н. э.
Прибалтика
Религиозные верования и обряды балтов. Это были древние жители балтийского региона Восточной Европы, говорившие на языках, принадлежащих к балтийской языковой семье.
Кельтский
Религиозные верования и обычаи древних кельтов, древнего индоевропейского народа. В четвертом веке до нашей эры их влияние и территории охватили всю Европу, простираясь от Британии до Малой Азии.
Египетский
Местные верования древнего Египта с додинастических времен (четвертое тысячелетие до н.э.) до исчезновения традиционной культуры в первые века н.э.
Финно-угорский
Дохристианские и доисламские религиозные верования и обычаи финно-угорских народов. Они населяют регионы северной Скандинавии, Сибири, Прибалтики и Центральной Европы. В новое время религия многих из этих народов представляет собой сочетание земледельческих и кочевых первобытных верований, а также христианства и ислама.
Греческая мифология
Сборник традиционных сказок о богах, героях и ритуалах древних греков. Критически настроенные греки, такие как Платон в V-IV веках, признавали значительный элемент вымысла в мифах, хотя в целом греки рассматривали их как правдивые рассказы.
Греческая религия
Религиозные верования и обычаи древних эллинов, отличные от греческой мифологии, но тесно взаимосвязанные.
Эллинистический
Различные системы верований и практик народов Восточного Средиземноморья с 300 г. до н.э. по 300 г. н.э.
Иранский/персидский
Верования и обычаи культурно и лингвистически родственной группы древних народов, населявших Иранское нагорье и его окраины, а также районы Средней Азии от Черного моря до Хотана (совр. , Китай).
Месопотамский
Верования и обычаи шумеров и аккадцев, а также их потомков, вавилонян и ассирийцев. Они населяли древнюю Месопотамию за тысячелетия до христианской эры. Эти религиозные верования и практики образуют единый поток традиции. Шумерская по происхождению, месопотамская религия была дополнена и слегка видоизменена аккадцами в последующие годы.
Роман
Верования и обычаи жителей итальянского полуострова с древних времен до господства христианства в четвертом веке нашей эры.
Славянский
Верования и обряды древних славянских народов Восточной Европы. Их обычно подразделяют на восточных славян (русские, украинцы и белорусы), западных славян (поляки, чехи, словаки и лужицки [сербы]) и южных славян (сербы, хорваты, словенцы, македонцы и булгары).
Сирийские и палестинские
Верования Сирии и Палестины между 3000 и 300 г. до н.э. Эти религии обычно определяются языками тех, кто их исповедовал: например, аморейский, хурритский, угаритский, финикийский, арамейский и моавитский. Термин «хананеи» часто используется в широком смысле, чтобы охватить ряд из них, а также религию ранних периодов и областей, о которых нет письменных источников.
Современные или мировые религии
Буддизм
Религия и философия, возникшие на основе учений Будды Гаутамы, жившего еще в шестом веке до нашей эры. Он распространился из Индии в Среднюю и Юго-Восточную Азию, Китай, Корею и Японию и оказал большое влияние на духовную, культурную и социальную жизнь восточного мира.
Христианство
Религия, возникшая в результате жизни, учений и смерти Иисуса из Назарета (Христа, мессии или Помазанника Божьего) в I веке н.э. Географически самая распространенная из всех конфессий, она насчитывает около двух миллиардов верующих.
Конфуцианство
Образ жизни, пропагандируемый Конфуцием в 6-5 веках до н.э., которому китайцы следовали более двух тысячелетий. Традиционно она была сутью обучения, источником ценностей и социальным кодом китайцев. Его влияние также распространилось на другие страны, особенно на Корею, Японию и Вьетнам.
Индуизм
Верования, обычаи и социально-религиозные институты индусов (первоначально жителей страны реки Инд). Он произошел от ведизма, религии индоевропейских народов, поселившихся в Индии.
Ислам
Религия, принадлежащая к семитской ветви, провозглашенная пророком Мухаммедом в Аравии в седьмом веке н. э. Арабский термин «ислам», буквально «сдача», освещает фундаментальную религиозную идею ислама: верующий (называемый мусульманином от активной частицы ислама) принимает «сдачу на волю Аллаха». Аллах (араб. «Бог») — единственный Бог ислама.
Джайнизм
Религия Индии, которая учит пути к духовной чистоте и просветлению через дисциплинированный образ жизни, основанный на традиции ахимсы, ненасилия по отношению ко всем живым существам. Он возник где-то в 7-5 веках до нашей эры и превратился в культурную систему, которая внесла значительный вклад в индийскую философию.
Иудаизм
Религия евреев. Это сложное выражение религиозной и этнической общности, образа жизни, а также набора основных верований и ценностей, которые проявляются в моделях поведения, социальном устройстве и культуре, а также в религиозных высказываниях и концепциях.
Сикхизм
Религия индийской группы, сочетающая индуистские и исламские элементы. Он был основан в Пенджабе (или Панджабе) в конце пятнадцатого века нашей эры Гуру Нанаком. Подавляющее большинство последователей сикхизма (называемых сикхами) живут в штате Пенджаб, остальные — в штатах Харьяна и Дели или разбросаны по другим частям Индии.
Даосизм
Местная религиозно-философская традиция, формировавшая жизнь Китая более двух тысяч лет. В самом широком смысле даосское отношение к жизни можно увидеть в принятии и уступке, в радостных и беззаботных сторонах китайского характера, в отношении, которое уравновешивает и дополняет моральный и сознательный, строгий и целеустремленный характер, приписываемый китайцам. люди. В буквальном переводе оно означает «Путь» или «Путь».
Зороастризм
Древняя доисламская религия Ирана, до сих пор присутствующая там в изолированных районах. В Индии есть большая группа последователей, потомки зороастрийских иранских (персидских) иммигрантов, известных как парсы или парсы. В Индии эта религия называется парсизм. Религия, основанная иранским пророком и реформатором Зороастром в шестом веке до нашей эры, содержит как монотеистические, так и дуалистические элементы.
Эхо Урала | Эстонский музей
Эхо Урала
«Эхо Урала» — постоянная экспозиция Эстонского национального музея, рассказывающая о том, как могли мыслить финно-угорские народы, а также об их культуре, языках и генетическом происхождении. Выставка также кратко исследует, как сегодня живут крошечные группы финно-угорских народов.
Выставка посвящена коренным финно-угорским народам, не имеющим собственной государственности, населяющим огромный участок земли от Скандинавии в северной части Евразии и Балтийского моря до полуострова Таймыр и реки Енисей в Сибири. Финно-угры расселены в некоторых районах до Дуная и Волги на юге. Центральная идея выставки вдохновлена различиями между повседневной деятельностью, ритуалами и традиционным искусством финно-угорских женщин и мужчин.
На выставке представлено около десятой части коллекции финно-угорских артефактов, которой владеет музей.
Кроме того, на выставке представлена отличная экспозиция финно-угорской одежды, предметов быта и снаряжения. Самая ценная часть финно-угорской коллекции была собрана Музеем 100 лет назад; выставка сочетает в себе архаичность финно-угорских народов с удивительным языком дизайна, футуристическим, но культурно чувствительным пространственным дизайном и страстной эстетикой.
Подробнее читайте в The Best in Heritage.
Пермяки
Коми (коми-зыряне и коми-пермяки) и удмурты (в том числе бесермяне) живут в предгорьях Уральских гор, на границе Европы и Азии. Их поселения простираются от арктической тундры до степей. Разнообразие природных условий ареалов расселения сформировало традиционные формы существования этого народа. Охота и рыболовство, а также оленеводство и скотоводство были коренными занятиями северных коми, в то время как удмурты, бесермяне и южные коми преимущественно занимались сельским хозяйством и животноводством. Исторически коми были известны как искусные торговцы, участвовавшие в экспедициях по исследованию и колонизации Сибири, организованных русскими. Удмурты отмечены многочисленными исследователями за любовь к дому и оседлый образ жизни.
Коми и удмуртский языки очень близки. По оценкам лингвистов, 80 процентов происхождения их словарей пересекаются. Однако различия между коми и удмуртским достаточно заметны, чтобы исключить взаимопонимание.
Сегодня коми и удмурты преимущественно православные. Христианизация коми началась в 14 веке. Их креститель Стефан Пермский создал особую азбуку для языка коми, которая использовалась на протяжении многих веков. Активная крестильная кампания удмуртов была проведена в 18 в., но по сравнению с коми христианство удмуртов в значительной степени переплетено с древними верованиями. В некоторых районах сохранились старые религиозные обряды и места отправления культа.
Поволжские финны
Марийцы и мордва, проживающие в среднем течении реки Волги и в районе ее притоков, составляют одну из крупнейших финно-угорских групп России. Название мордва на самом деле обозначает два близкородственных народа: мокшан и эрзян. Последние с некоторых пор находятся под значительным русским влиянием, в то время как марийская культура скорее находится под влиянием культуры татар.
Эрзя и мокша – самые рассеянные из финно-угорских народов – менее половины из них проживает в Республике Мордовия. Их деревни рассредоточены на большой территории и перемешаны с деревнями других народов, прежде всего русских, а также татарских и чувашских народов. И марийцы, и эрзя, и мокша традиционно занимались земледелием. Пчеловодство также играло большую роль в экономике поволжских финнов. Эрзя и мокша считаются особенно искусными пчеловодами.
Традиции веры эрзян и мокш чтят как православных святых, так и языческих божеств, в основном женского пола. Марийцы живут между православными русскими и татарами-мусульманами, но их анимистическая религия сохранила свою жизненную силу. Исконная религия марийцев официально признана в Республике Марий Эл наряду с православием. Из-за своей своеобразной религии марийцы известны как «последние язычники Европы».
Балтийские финны
Прибалтийско-финские языки достаточно похожи, чтобы до некоторой степени быть взаимно понятными. Есть также много совпадений в традиционной культуре, народной поэзии и дохристианской религии прибалтийско-финских коренных земледельцев, охотников и рыболовов. Были ли они когда-то одним народом? Когда, почему и как возникло это единство, однозначно не ясно. Было высказано предположение, что балтийские финны были отделены от остальных финно-угорских народов в силу их ранних контактов с балто- и германоязычным населением. Около тысячи лет назад уже возникли разные племена и группы, одни из них были связаны больше с побережьем и морем, другие — с внутренними и лесными районами.
Восточные прибалтийские финны – водя, ижорцы, вепсы и карелы и, возможно, еще одно ныне исчезнувшее малоизвестное племя чуди – участвовали в становлении русской государственности в IX веке вместе с варягами и восточными славянами. Они стали православными и остались в России по сей день. Ассимиляция угрожает культурному выживанию всех восточно-балтийских финнов, и в недалеком будущем, при продолжении нынешних этнических процессов, единственным оставшимся от них следом будет многочисленная финская топонимия на северо-востоке России.
Северные народы
Арктика – место химерических грез и мечтаний. Месяцами мужчины и женщины живут в снежных сумерках полярной ночи. Подобно песцам, они могут безошибочно ориентироваться в бескрайних тундровых просторах, деля болота и леса с птицами, предками и духами. Люди севера по натуре неразговорчивы, хотя стоит им начать воспевать мифы заклинательными голосами, как они могут продолжать сутками.
Саамы, ханты, манси, ненцы, энцы, селькупы и нганасаны, живущие в тундрах и лесах, образуют древнюю неразрывную цепь уральских народов, простирающуюся от Скандинавии до полуострова Таймыр в Сибири. Они охотятся, ловят рыбу и разводят оленей.
Мировосприятие северян побуждает их ладить с богами и поэтому они должны устраивать жертвоприношения. У человека несколько душ, и после смерти он возрождается. На протяжении столетий северные народы России были обращены в православную веру, а в Скандинавии саамы обращены в лютеранство. Протестантская миссионерская деятельность среди саамов имела успех, но следы православия в религии обско-угорских и самодийских народов весьма скудны.
На протяжении более века скандинавские саамы боролись за свои права как коренной народ, и сегодня их соседи признают их как равноправных партнеров. Однако культура и языки уральских северных народов, проживающих в России, находятся под серьезной угрозой исчезновения. Доля хантов и манси в населении мест их расселения ничтожно мала, а экологическое состояние среды их обитания катастрофично из-за расширяющейся нефтегазовой промышленности.
Виртуальная выставка «Приданое будущего» представляет собой трехчастную цифровую выставку, созданную к VIII Всемирному конгрессу финно-угорских народов и посвященную изучению различных сфер наследия и культурной устойчивости в моде. Выставка, курируемая профессором Пирет Пуппарт, представляет собой обзор вдохновленных этнографией работ студентов моды Эстонской академии художеств (EKA) за последние годы.