Религия туркменистана: Религия в Туркменистане. Ислам: суннизм и шиизм. Суфизм.

Жителей Туркменистана вызывают на допрос за намаз и частое упоминание Бога и религии в разговорах

В Туркменистане полиция допрашивает верующих. По сообщениям корреспондентов Азатлыка в Лебапской и Дашогузской областях страны, в этих регионах кроме вызова верующих на допрос в правоохранительные органы, жителям рекомендуют воздерживаться от излишней религиозности.

«Органы опять начали вызывать на допрос верующих. В основном вызывают тех, кто ходит в мечеть, видимо имамы дают информацию. Также ведутся беседы с теми, кто ведёт себя по религиозным правилам. Например, читает намаз на работе, часто упоминает бога и религию в разговорах. Тех, кто работает в бюджетной сфере, предупреждают, что излишняя религиозность может иметь последствия вплоть до увольнения», сообщил корреспондент Азатлыка.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Верующих в Дашогузе допрашивают и заставляют сбрить бороду

Собеседники Азатлыка утверждают, что у полиции и органов национальной безопасности «много информаторов среди населения». Также, отмечают, что население подвергается проверке телефонов на наличие информации религиозной направленности.

«Осматривают их телефоны на предмет наличия религиозных фотографий и аудиозаписей»,- отмечает корреспондент Азатлыка.

О случаях допроса граждан сотрудниками служб безопасности сообщалось и раньше. В частности в феврале 2018 года источники Азатлыка в Дашогузе сообщали о случаях допроса посетителей мечетей, а также госслужащих с требованием прекратить совершение молитвы — намаза.

«Им задают следующие вопросы: Зачем читаете намаз? С кем общаетесь? Кто ваши родители? — затем, от них требуют не читать молитву и не посещать мечеть», — сообщил Азатлыку один из источников в Дашогузе, беседовавший на условиях анонимности. По его словам, допрашиваемых предупреждают о том, что в случае продолжения совершения намаза «в мечети или на рабочем месте, верующие будут уволены с работы».

По словам собеседников Азатлыка, трудовые мигранты, возвращающиеся в Туркменистан из зарубежных поездок, также подвергаются допросу и проверке на наличие религиозных взглядов, фото-видео материалов и литературы.

Праздник Рамадан в мечети «Ар Тогрул», Ашхабад

В настоящее время среди посетителей мечетей и совершающих религиозные обряды жителей страны преобладают люди среднего возраста 30-40 лет.

Туркменистан является светским государством, большая часть населения исповедует ислам суннитского толка.

​Свобода вероисповеданий в стране гарантирована национальным законодательством, а также международными обязательствами Туркменистана. Вместе с тем, ранее неоднократно сообщалось о случаях давления на верующих с требованием сбрить бороду, прекратить читать намаз, а также о случаях увольнения граждан с госслужбы, в том числе из рядов вооруженных сил Туркменистана за намаз.

Праздник Рамадан в мечети «Ар Тогрул», Ашхабад

В отчетах международных организаций, в том числе, ежегодном отчете по Свободе религий Государственного департамента США Туркменистан упоминается среди стран, где религия находится под жестким контролем государства. В 2018 году Туркменистан был включен в список стран, вызывающих особую обеспокоенность в связи с нарушениями религиозных свобод.

Уважаемый читатель, если Вы хотите связаться с Радио Азатлык, самый безопасный способ сделать это, мессенджеры Telegram и WhatsApp. Наши телефоны +420 724 168 989 и +420 773 797 383. В Туркменистане они работают через VPN.Здесь можно скачать наш бесплатный VPN Psiphon 3.

Радио Азатлык гарантирует Вашу конфиденциальность.​

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Верующие сообщают об увеличении размера пожертвований в мечетях Туркменистана

Туркменистан. Общий обзор.

Численность населения – около 6,5 млн. человек. Столица – Ашхабад (0,9 млн. человек). Денежная единица – манат (1 долл. США – 2,85 манат). Государственный язык – туркменский. Религия — ислам суннитского толка.

Историческая справка.

Территория современного Туркменистана – одна из областей древнейших поселений человека. Археологические находки свидетельствуют, что во втором тысячелетии до н. э. здесь возникли крупные поселения, появились ремесла (гончарное ремесло, металлообработка).

Географическое расположение Туркменистана на оживленных торговых путях древнего мира обусловило сложный ход развития цивилизации в этой части Средней Азии. В VI веке до н. э. здесь проходили войска персидского царя Кира. Спустя два столетия Александр Македонский, разгромив Персидское царство, включил эти территории в свою империю, которая через полтора столетия тоже распалась.

В 247 году до н.э. на территории современного Туркменистана сложилось Парфянское царство с резиденцией в крепости Ниса (близ современного Ашхабада), а также богатые города – центры одноименных экономических областей – Мерв (ныне Мары) в дельте реки Мургаб и Дахистан в долине реки Атрек. В период зарождения и становления Парфянского государства обитавшие здесь кочевые ираноязычные племена саков и масагетов, смешиваясь с земледельцами оазисов, способствовали формированию глубинных корней родословного дерева туркмен.

С северо-востока на земли Туркмении проникали гунны – тюркоязычные племена, которые также сливались с коренным населением. С VI века здесь установилась власть Тюркского каганата, и сложились племена западных огузов, ставшие ещё одним этногенетическим истоком будущего туркменского народа.

В середине VII века началось завоевание территории арабами и обращение населения в ислам. В IX веке власть арабских завоевателей ослабла и с середины XI века на территории Туркменистана обосновались огузские племена – сельджуки. XI – XIII века стали временем экономического подъема. В 20-х годах XIII века территория современного Туркменистана подверглась опустошительному нашествию монголо-татарских орд Чингисхана.

Процесс формирования туркменского этноса в основном завершился в XV веке, но из-за непрекращающихся межплеменных и межродовых противоречий образовать своё государство туркменам не удавалось. XVI – XVIII века знаменуются сменой правящих династий и образованием новых империй, в ходе массовых передвижений и завоеваний кочевых племен территория Туркменистана оказывалась в составе Хивинского и Бухарского ханств, частично под властью Ирана.

В XIX веке начался процесс присоединения туркменских земель к России. С 1881 года территория современного Туркменистана именовалась Закаспийской областью России. В 1917 – 1918 годах в Закаспийской области была установлена советская власть. 30 апреля 1918 года на V съезде Туркестанского края была образована Туркестанская АССР в составе РСФСР. 27 октября 1924 года из разрозненных территорий, заселенных туркменами, была образована Туркменская ССР.

22 августа 1990 года Верховным Советом Туркменской ССР была принята Декларация о государственном суверенитете республики. 27 октября 1991 годаТуркменистан провозглашен независимым государством. 2 марта 1992 года Туркменистан стал членом ООН.

Географическая справка.

Территория Туркменистана вторая по площади (491210 тысяч км2) среди пяти стран Центральной Азии расположена в зоне пустынь, севернее хребта Копетдаг Туркмено-Хорасанской горной системы, между Каспийским морем на западе и рекой Амударья на востоке.

Туркменистан граничит на севере с Республикой Казахстан, на северо-востоке и востоке – с Республикой Узбекистан, на юго-востоке – с Исламской Республикой Афганистан, на юге – с Исламской Республикой Иран, на западе его естественную границу представляет Каспийское море.

Для Туркменистана характерен резко континентальный и исключительно сухой климат с большой годовой и суточной амплитудой температур, малой влажностью воздуха, высокой испаряемостью и небольшим количеством осадков.

Внутренние воды. Проблема пресной воды играет в Туркменистане решающую роль во всех областях жизни. Дефицит воды обусловлен географическим положением и климатом. Густота речной сети наименьшая среди государств Центральной Азии. Самые большие реки: Амударья -1415 км, Теджен — 1150 км, Атрек — 669 км, Мургаб – 530 км.

Государственное и политическое устройство.

В соответствии с Конституцией (новая редакция утверждена 26 сентября 2008 г.) Туркменистан — демократическое, правовое и светское государство, в котором государственное правление осуществляется в форме президентской республики.

Туркменистан – государство постоянного нейтралитета, признанного 12 декабря 1995 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.

Глава государства и исполнительной власти — Президент Туркменистана, Председатель Кабинета Министров Туркменистана Бердымухамедов Гурбангулы Мяликгулыевич. Избран 14 февраля 2007 г. сроком на пять лет, в феврале 2012 года он был переизбран на второй пятилетний срок.

Высший законодательный орган – Меджлис (парламент).

Национальный праздник – День независимости (27 октября).

Природные ресурсы.

Основой экономического развития Туркменистана является богатая минерально-сырьевая база, в частности – углеводородные ресурсы (газ, нефть). Наряду с углеводородными ресурсами в стране разведаны месторождения твердых полезных ископаемых, в том числе целестина, угля, самородной серы, минеральных солей, каолина, бентонита, озокерита. Туркменистан занимает одно из ведущих мест в мире по запасам гидроминерального сырья, в частности, межкристальных и поверхностных рассолов залива Гарабогазгол, подземных йодобромных вод, пластовых вод нефтяных, газовых и серных месторождений.

В последние годы ускоренное развитие получили в стране топливно-энергетический комплекс, перерабатывающие отрасли, такие как нефтеперерабатывающая, химическая, нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, лёгкая (особенно текстильная), пищевая промышленность и др.

Стратегическими отраслями в аграрном секторе являются хлопководство и зерноводство.

Туркменистан активно развивает транспортную инфраструктуру железных и автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи, создает морской торговый флот.

Население.

Туркменистан относится к странам со средним уровнем урбанизации — доля городского населения составляет около 50 процентов (2009г.). В структуре постоянного населения Туркменистана доля женщин на 1 января 2009 года составила 50,1 процента, причем она практически одинакова как среди городского, так и сельского населения.

Туркменистан – многонациональная страна. Преобладающая нация – туркмены. Кроме них в стране проживают русские, узбеки, казахи, татары, украинцы, армяне, азербайджанцы. Туркмены проживают повсеместно. Русское, украинское, армянское, татарское население сосредоточено большей частью в городах. Узбеки живут в основном в районах, примыкающих к Узбекистану, казахи – преимущественно на севере и западе Туркменистана.

Русский язык используется для межнационального общения.

Административно-территориальное деление.

Туркменистан по административно-территориальному устройству состоит из велаятов (областей), городов с правами велаята, этрапов (районов), городов с правами этрапа, городов в этрапе, генгешликов (территория одного или нескольких сёл образуют генгешлик). В Туркменистане насчитывается 5 велаятов: Ахалский, Балканский, Дашогузский, Лебапский и Марыйский. Ашхабад приравнен к велаяту и включал в себя три этрапа. В настоящее время в связи (2013год)с присоединением пригородных поселков и городов Абадан, Рухабат и др. в Ашхабаде 6 этрапов.

Крупнейшие города Туркменистана: Туркменбаши (быв. Красноводск), Дашогуз (быв. Ташауз), Мары и Туркменабат (быв. Чарджоу).

Участие в интеграционных образованиях.

Туркменистан является ассоциированным членом Содружества Независимых Государств (СНГ).
С 1992 года Туркменистан вместе с Азербайджаном, Афганистаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном участвует в работе созданной в 1985 году по инициативе Ирана, Пакистана и Турции межправительственной региональной Организации экономического сотрудничества.

Праздничные и памятные дни в Туркменистане.

• 1-ое января – Новый год
• 12-ое января – День памяти
• 19-ое февраля – День государственного флага Туркменистана
• 8-ое марта Международный женский день
• 21-22 марта – Национальный праздник Весны («Новруз байрамы»)
• 9-ое мая – День Победы в Великой Отечественной Войне
• 18-ое мая — День Конституции и День поэзии Махтумкули
• 6-ое октября – Национальный день поминовения
• 27-28-ое октября — День независимости Туркменистана
• 12-ое декабря — День Нейтралитета Туркменистана

Даты празднования отмечаемых в исламской религиозной традиции дней «Курбан байрамы» и «Ораза байрамы» определяются Кабинетом Министров Туркменистана

Религия в Туркменистане — WorldAtlas

Большая мечеть в Ашхабаде, Туркменистан.

89% туркмен исповедуют ислам и признают ислам неотъемлемой частью своей культуры. В центральноазиатской стране Туркменистан нет официальной религии, и в конституции страны есть положение о свободе вероисповедания. Хотя большая часть населения Туркменистана исповедует ислам, приверженность религии в стране в целом низкая. Мусульмане в Туркменистане строго не посещают религиозные службы.

Религиозная демография Туркменистана

На уровне 89% ислам, несомненно, является самой распространенной из всех религий в стране. Суннитский ислам — наиболее распространенная ветвь ислама среди мусульман страны. Религией меньшинства в Туркменистане является христианство, на которое приходится 10% населения страны. Другие религии в стране составляют всего 1% населения страны, включая евреев.

История ислама в Туркменистане

До появления в стране ислама в Туркменистане, как и во многих его центральноазиатских соседях, господствующими религиями были буддизм, зороастризм и христианство. Суфийским шейхам, уполномоченным распространять ислам, приписывают введение ислама в страну.

Ислам в Туркменистане был сильно подавлен в советское время вместо атеистических доктрин. Мечети по всей стране были закрыты, в стране запрещены различные исламские обряды. Лишь в 1990 году в независимом Туркменистане были предприняты усилия по возрождению религии. Ислам преподавали в школах, и в стране было много мечетей и религиозных школ.

Ислам в Туркменистане со временем превратился в смесь суннитского ислама, суфийского мистицизма, зороастрийских и шаманских обычаев. К таким шаманским обычаям относятся широко распространенные верования в чары, сглаз и амулеты. Мусульмане-шииты в Туркменистане в основном исповедуют иммигранты, такие как иранцы и курды.

Другие религии Туркменистана

Христианство является крупнейшей религией меньшинства в стране. Появление религий можно проследить до иммиграции европейцев в Туркменистан в 20 веке. Значительную часть этих иммигрантов составляют русские, армяне, поляки и немцы. Большинство из них православные христиане, католики или лютеране. Меньшие христианские общины — это Свидетели Иеговы, баптисты и пятидесятники. Небольшое население в Туркменистане идентифицирует себя как еврейское, в то время как другие идентифицируют себя с верой кришнаитов и бахаи.

Свобода вероисповедания в стране

Туркменистан является светским государством и обеспечивает свободу вероисповедания для своих граждан. Однако незарегистрированная религиозная деятельность в стране является незаконной, включая создание мест для отправления культа и проведение религиозных служб. Религиозная деятельность в стране контролируется и контролируется Советом по делам религий (CRA).

Религиозные меньшинства не представлены в Совете, что ограничивает их религиозные возможности. Недавно группы религиозных меньшинств сообщили о том, что они столкнулись с трудностями при попытке получить разрешение на осуществление религиозной деятельности. Сообщается, что незарегистрированные религиозные группы сталкивались с преследованиями, штрафами, тюремным заключением и депортацией. Этнические туркмены, перешедшие в другую религию, подвергаются наибольшему преследованию со стороны общества. Религиозный ландшафт Туркменистана относительно неблагоприятен для групп религиозных меньшинств.

Ранг Вера % населения, принадлежащего к Вере
1 Ислам 89%
2 Христианство 10%
3 Неизвестно 1%

Benjamin Elisha Sawe в обществе

Религия и светское государство в Туркменистане

Резюме

С момента обретения независимости от Советского Союза в 1991 году в повседневной жизни Туркменистана наблюдается усиление присутствия религии в повседневной жизни. Ислам был краеугольным камнем туркменской идентичности на протяжении веков и тем более в постсоветский период. Turkmeniçilik (туркменская идентичность) и Musulmançilik (мусульманская идентичность) коррелируют.

Как и в некоторых странах Центральной Азии, в Туркменистане проводится различие между традиционными и нетрадиционными религиозными практиками. В Туркменистане государство активно отдает предпочтение одной из форм традиционного ислама. То есть руководство мобилизует веру в построение постсоветской, национальной туркменской идентичности. Тем не менее, Туркменистан официально является светской страной с конституционными положениями об отделении государства от религии. Что это означает для религиозной практики в этой стране с мусульманским большинством? Какова роль государства в мобилизации религиозных практик, даже если оно ограничивает другие? И почему так мало внешних влияний на богослужение в Туркменистане?

Туркмены исторически были кочевым народом, который начал принимать ислам, когда они мигрировали на запад в 9 и 10 веках. Тем не менее, ислам — это религия, которая, как правило, процветала в урбанизированных обществах, которые могли создавать формальные институты, такие как мечети и медресе. Туркмены создали интенсивные и богатые религиозные практики, но они часто смешивались с доисламскими практиками или оттачивались в соответствии с кочевым образом жизни. Тем не менее, это не уменьшило значения религии в туркменской культуре, и ислам стал ключевым маркером туркменской идентичности.

Сегодня эта культура, ключевой гранью которой является ислам, вносит свой вклад в туркменскую национальную идентичность. Государство поощряет концептуализацию «туркменского ислама» или поклонения, основанного на почитании старших и святых, ритуалов жизненного цикла и суфийских практик. Тем не менее, это препятствует внешнему влиянию в большинстве сфер жизни, что приводит к ограниченному иностранному религиозному присутствию. Требования Конституции поддерживать светскую систему, в которой религиозные и государственные институты разделены. Тем не менее примеров вмешательства государства в религиозные дела предостаточно.

В то время как в первые годы независимости Туркменистана наблюдался рост религиозной практики и развитие таких институтов, как муфтият и строительство мечетей, сегодня это более регламентировано. Тем не менее, руководство правительства использует ислам, чтобы узаконить свою роль, спонсируя праздничные мероприятия, такие как обеды ифтар во время Рамадана или президентское паломничество в Мекку, Саудовская Аравия. Это спонсорство утвердило двух президентов страны (Ниязова и Бердымухамедова) как набожных туркменов, придав им ауру культурного авторитета. Таким образом, правительство продвигает особую форму «туркменского ислама», тесно связанную с национальной идентичностью и использующую религиозные символы для укрепления концепции национального государства.

В свете этого данное исследование направлено на то, чтобы пролить свет на отношения между государством, религией и обществом в Туркменистане, выдвигая на первый план модель светского управления, которой придерживается государство, несмотря на то, что оно принимает ислам как часть проекта национальной идентичности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *