В Индии впервые выставлены картины Рериха, ранее нелегально вывезенные на Запад
Полотна русского художника стали частью экспозиции девяти выдающихся национальных мастеров, сообщил в пятницу корр. ТАСС генеральный директор Национальной галереи современного искусства Адвайта Гаданаяк. «Николай Рерих тоже часть нашего искусства. Я даже думаю, что Рерих — индийский художник. Его философия, его представления в большей степени индийские. Я бы даже сказал, что он был индийским монахом, садху [отшельник в индуизме — прим. ТАСС], который писал картины. Он писал и на русские темы, но внутри он был индийцем», — объяснил Гаданаяк.
Экспозиция, приуроченная к 75-й годовщине независимости Индии, представляет тех национальных художников, которые получили известность до освобождения страны от британцев в 1947 году. Это мастера, которые заложили основу для развития современного индийского искусства. Среди них Раджа Рави Варма (1848–1906), Рабиндранат Тагор, который был не только знаменитым писателем, но и художником (1861–1941), его родственники Гаганендранатх Тагор (1867–1938) и Абаниндранатх Тагор (1871–1951), кроме того, Амрита Шер-Гил (1913–1941), Нандалал Бос (1882–1966), Джемини Рой (1887–1972) и Сайлоз Мукхерджи (1906–1960). Каждое из этих имен считается легендой национальной культуры. И в этот список кураторы выставки поместили полотна Николая Рериха, основная тема которых — Гималайские горы.
Картины Рериха — это не просто картины. Они имеют внутренний свет, внутренний смысл. У них совершенно особые цвета. Горы постоянно меняют свет и цвет, горы постоянно меняются, и художник показывает это. Вы можете не просто видеть эти картины, вы можете чувствовать их
Адвайта Гаданаяк
Генеральный директор Национальной галереи современного искусства Индии
Всего в экспозиции представлено 19 работ художника, который родился в Санкт-Петербурге в 1874 году. Но особое внимание привлекают две: полотно на холсте «Закат. Кашмир» (1943) и эскиз на картоне «Гималаи. Канченджанга» (1938). Эти картины несколько лет назад были похищены и вывезены из Индии, после чего всплыли на аукционе Sotheby’s («Сотбис») в Лондоне. Потребовались долгие пять лет, чтобы индийские власти смогли вернуть их обратно. И вот теперь эти работы Рериха впервые официально представлены публике в Индии.
Похищение Гималаев
Кураторы выставки сделали все, чтобы гости экспозиции смогли, не отвлекаясь, любоваться горными пейзажами художника, который, как отмечают сами индийцы, открыл миру красоту Гималаев. В двух залах, где представлены работы Николая Рериха, царит полная темнота, и только лишь полотна подсвечены ярким, четко направленным светом; из динамиков постоянно слышен негромкий шум горного ветра.
«Так лучше чувствовать рериховские работы. Здесь можно медитировать. Некоторые так и делают», — сказал корр. ТАСС один из кураторов выставки, российский искусствовед Владимир Зайцев, который сотрудничает с Национальной галереей современного искусства.
Читайте также
Борьба за культуру: как в Италии защищают русскую оперу и балет
Он рассказал историю похищения двух гималайских пейзажей Николая Рериха. В 1947 году All India Fine Arts and Crafts Society (Всеиндийское общество изящных искусств и ремесел) пригласило Николая Рериха приехать в Дели и открыть выставку своих работ. Страна только в августе того года получила независимость. Ряд регионов молодого государства, в том числе и Нью-Дели, были охвачены межрелигиозными столкновениями. Власти рассматривали выставку художника как своего рода призыв к миру и согласию. Местом для показа было выбрано большое здание Института сельскохозяйственных исследований — художественных государственных галерей в индийской столице тогда еще не было.
«Николай Рерих отобрал около 60 работ для показа. Но в декабре 1947 года Рерих неожиданно скончался. Однако выставку не отменяли, несмотря ни на кончину художника, ни на беспорядки в городе. На открытие экспозиции прибыл первый премьер независимой Индии Джавахарлал Неру. И тогда было предложено состоятельным людям приобрести для молодой страны несколько работ — купили более 20 картин, часть из которых в 1960-е были переданы в музей в городе Чандигархе, а часть работ осталась в делийском сельскохозяйственном институте», — объяснил собеседник.
Со временем сменилась администрация института, новое руководство, чиновники, ничего не знали о Рерихе и ценности его произведений. В открытом доступе в библиотеке выставлялись лишь несколько этюдов. И вот в 2009 году разразился скандал, когда две картины появились в каталоге «Сотбис» — их похитили из запасников института и вывезли на Запад.
Картины после долгих усилий вернули. И администрация этого института была несколько напугана, что картины хранились в закрытых комнатах и их нельзя было увидеть. Благодаря нашим совместным усилиям с Национальной галереей их удалось получить для выставки. Но это было не просто, дошло до премьер-министра Нарендры Моди!
Владимир Зайцев
Один из кураторов выставки, российский искусствовед
В настоящее время искусствоведы хотели бы, чтобы эти картины не возвращались в Институт сельскохозяйственных исследований, а остались в галерее. И тогда в индийской столице появится постоянная экспозиция работ Николая Рериха, где им смогут обеспечить необходимые условия хранения. А главное — их смогут видеть все желающие.
«Такие художники соединяют народы»
Нынешняя выставка с картинами Рериха открылась в Индии в том момент, когда в ряде западных стран русское искусство подвергается «политике отмены». А как с этим в Индии? Услышав такой вопрос, заместитель директора Национальной галереи современного искусства Суджата Прасад была явно удивлена и заверила, что никто в Индии не собирается останавливать или запрещать показ работ русского художника.
При чем тут современная политика? Такие художники, как Николай Рерих, не имеют отношения к политике, они соединяют различные культуры, различные национальности. Мы гордимся этой выставкой!
Суджата Прасад
Заместитель директора Национальной галереи современного искусства Индии
Она добавила, что любой желающий может посмотреть экспозицию девяти классиков индийского изобразительного искусства, среди которых важное место занял и русский живописец, до мая 2023 года.
Николай Рерих является основателем известной династии русских художников, ученых и мыслителей, чья деятельность тесно связана с Индией. Он написал почти 7 тыс. картин, многие из них сегодня выставлены в музеях и галереях по всему миру. Кроме того, Николай Рерих стал автором около 30 литературных трудов, в том числе «Алтай — Гималаи: путевой дневник», «Восток — Запад» и «Сердце Азии». Он также выступил автором международного договора (пакта Рериха) о защите культурного наследия. Его супруга Елена Рерих известна как создатель философской системы «Живая этика». Их старший сын Юрий Рерих (1902—1960) стал выдающимся исследователем Центральной Азии, составил тибетско-англо-русско-санскритский словарь, монографии по истории центральноазиатских государств. Второй сын Святослав прославился прежде всего как художник и общественный деятель, он удостоен одной из высших наград Индии Падма Бхушан (орден Лотоса).
Евгений Пахомов
27 сентября (9 октября) 1874 года, 140 лет назад, родился русский художник, философ, писатель и путешественник Николай Константинович Рерих
Н.К. Рерих в 1897 году окончил Академию Художеств, в 1898 году – юридический факультет Петербургского Университета. Уже в студенческие годы избран в члены Русского Археологического Общества, в 1909-м — академиком Российской Академии Художеств, был одним из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси. Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках, испытывая постоянное тяготение к природе, живописец стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого.
В 1920–1922 гг. Николай Константинович создаёт уже в США (так как в Советской России было невозможно) Институт объединённых искусств и другие эволюционные культурно-просветительские объединения. В 1923 г. в Нью-Йорке открыт первый Музей Рериха, ставший первым музеем русского художника за рубежом. В 1923–1928 гг. Н.К. Рерих предпринимает беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934–1935 гг. – по Маньчжурии и Китаю.
В течение жизни Рерих создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 литературных трудов, включая два поэтических. Он автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира». В своих философско-художественных очерках Рерих сформулировал новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. «Культура покоится на Красоте и Знании» — писал он. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». Красота познаётся человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество.
Сразу же по окончании Второй мировой войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз, но 13 декабря 1947 года в долине Кулу (Гималаи, Индия), где Рерихи жили с конца 1928 года, он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали.
В долине Кулу, на месте погребального костра, был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха — великого русского друга Индии. Да будет мир».
Николай Рерих: Русская Навратна Индии
Произведения девяти индийских художников считаются национальным достоянием и не могут продаваться за пределами Индии. Среди этих художников — Навратны или девять жемчужин индийского искусства — есть такие великие люди, как Раджа Рави Варма, Рабиндранат Тагор, Джамини Рой и Амрита Шергил. Среди них есть только один, который не был индийцем по происхождению. Он был русским художником, философом и эрудитом, посвятившим большую часть своей жизни и творчества Гималаям, которые также были его домом.
История о том, как Николай Рерих нашел Индию и почему Индия считала его своей жемчужиной, завораживает.
На холмах Наггара в Кулу, штат Химачал-Прадеш, расположилось «Поместье Рерихов», находящееся в ведении Международного мемориального фонда Рерихов (IMRT). В нем находится Музей народного искусства Гималаев, а также институт Урусвати, основанный семьей Рерихов и занимающийся гималайскими исследованиями. Именно здесь посетители могут ознакомиться с наследием Рерихов.
– Художник, мистик, философ, теолог… Николай Рерих был человеком, который носил много шляп.
Им восхищались такие люди, как Эйнштейн, Ганди и Франклин Д. Рузвельт, он всю жизнь был очарован Гималаями и возглавил эпическую экспедицию в горы, прежде чем наконец обосновался в Химачале и увековечил эти колоссальные горы в своем искусстве.
Рерих родился в 1876 году в Санкт-Петербурге, Россия, в семье высшего среднего класса. Он интересовался искусством, философией, поэзией, археологией и историей с самого раннего возраста. Он одновременно изучал право и искусство в Санкт-Петербургском университете и к 24 годам был помощником редактора художественного журнала 9. 0013 Мир Искусства (Мир Искусства).
Николай Рерих | Wikimedia CommonsНачало 20 века было временем, когда Запад заново открывал для себя восточную философию и религию. В 1901 году Рерих женился на Елене Шапошниковой. Под ее влиянием Рерих также проявил интерес к таким философиям, как веданта, буддизм и новые системы верований, такие как теософия. Это привело Рериха к изучению и исследованию Бхагавад-Гиты , Пуран , буддийских текстов и работ Свами Вивекананды и его современника и хорошего друга Рабиндраната Тагора.
— Большевистская революция в России в 1918 году вынудила семью бежать с родины сначала в Финляндию, а затем в Лондон.
Под влиянием Веданты, Йоги и других философий, завоевавших тогда популярность во всем мире, Николай и Елена Рерихи основали в 1920 году свою собственную школу мистицизма под названием «Общество Агни Йоги». этика и медитация.
В 1923 году Рерих и его семья отправились в путешествие по Центральной Азии в поисках «Шамбалы 9». 0013’ , Утопическая земля, которая, как полагают, существовала где-то в Гималаях. В 1920-е годы идея идеальной страны счастья и мира, которая только и ждала своего открытия, привлекала западный мир, который все еще оправлялся от разрушительного действия Первой мировой войны. Эта экспедиция Рериха привлекла значительное внимание, и также было много предположений, что его тайно поддерживали русские большевики, чтобы расширить свое влияние на Азию.
Рерихи прибыли в Мумбаи, затем в Бомбей, из Лондона в 1923, а оттуда отправился в Дарджилинг. В своем отчете об экспедиции Рерих упоминает, как они «стартовали из Сиккима через Пенджаб, Кашмир, Ладакх, Каракорумские горы, Хотан, Кашгар, Кара-Шар, Урумчи, Иртыш, Алтайские горы, Ойротский район Монголии, Центральную Гоби, Ганьсу, Цайдам и Тибет» , с обходом через Сибирь в Москву в 1926 году.
— Экспедиция столкнулась со многими трудностями, и партию даже арестовали и посадили в тюрьму на пять месяцев в Тибете за путешествие без разрешений.
В пути трагически погибли пятеро членов команды Рерихов. Считалось даже, что экспедиция была потеряна почти на год, с лета 1927 г. по июнь 1928 г., когда с ними невозможно было установить связь.
Николай Рерих Картина «Песнь о Шамбале» | Wikimedia CommonsНесмотря на все эти трудности, это также был один из самых продуктивных периодов жизни Рериха. Экспедиция не только привела к огромному увеличению знаний и понимания Гималаев для всего мира, но и стала источником некоторых из самых известных работ Рериха. Впервые на картах отмечены десятки новых горных вершин и перевалов, обнаружены археологические памятники, найдены невероятно редкие рукописи. Также коллективом было собрано огромное количество научного материала. Кроме того, Рерих написал книги об экспедиции и Гималаях: Сердце Азии , Алтай-Гималаи, и создал около 500 картин, увековечивших этот мир.
«Путь к Кайласу» | Wikimedia CommonsЭкспедиция не стала концом деятельности Рериха в Гималаях; на самом деле это было только начало. До этого момента Рерихи десятилетиями вели полукочевой образ жизни. Однако после окончания экспедиции они наткнулись на безмятежный коттедж в деревне Наггар в Кулу в штате Химачал-Прадеш в 1928. Коттедж был построен английским полковником Генри Ренником и принадлежал радже Манди. Рерих влюбился в нее и купил у раджи. Он поселился там со своей семьей. Этот коттедж в небольшой деревушке Химачал, окруженной заснеженными пиками, станет его пристанищем на последние два десятилетия его жизни. Здесь его посетили некоторые из самых видных деятелей и ученых страны, такие как Джавахарлал Неру и Индира Ганди, посетившие его в 1944 году.
indynetwork_2019-06_12a55af7-89d9-4ef9-b4b4-5e4a1aaf272d_Без названия | Wikimedia CommonsВ Наггаре, помимо сосредоточения на своих творческих занятиях, Рерих также основал в 1928 году Гималайский научно-исследовательский институт Урусвати. Урусвати, что на санскрите означает «Свет утренней звезды», был основан для объединения древних знаний и новейших научных достижений. открытия. Однако из-за экономических и политических условий 1930-х и 40-х годов, а затем смерти Рериха институт не смог полностью реализовать свой потенциал. Сегодня в нем находится созданная Рерихами библиотека, а также ботанические и зоологические образцы из Гималаев. Здесь также находится популярный ныне Гималайский музей народного искусства.
Видя много войн и разрушения, которые они принесли в начале его жизни, такие как русско-японская война 1905 года и Первая мировая война 1914-1918 годов, Рерих всю жизнь был пропагандистом мира между народами. Он был сторонником защиты культурного наследия и много раз номинировался на Нобелевскую премию мира.
– Одним из наиболее значительных его достижений стал Пакт Рериха, подписанный в 1935 году 22 странами Америки и направленный на защиту культурного наследия во время конфликтов.
Николай Рерих скончался 13 декабря 1947 года и вскоре после этого был кремирован в Наггаре. Его самадхи можно найти в поместье в Наггаре, лицом к снежным вершинам и с большим прямоугольным камнем с надписью: «Здесь, 15 декабря 1947 года, тело Махариши Николая Рериха — великого русского друга Индии — был предан огню. Да будет мир».
Сегодня можно посетить Усадьбу Рерихов в Наггаре и увидеть работы Рериха в доме и мастерских, где он провел самые значимые десятилетия своей жизни. Его старший сын, Святослав Рерих, тоже был самостоятельным великим художником. Женат на известной хинди-киноактрисе Девике Рани и владелице Bombay Talkies, он жил в поместье Татагуни в Бангалоре, которое также было превращено в музей Рериха.
Присоединяйтесь к нам в нашем путешествии по Индии и ее истории на канале LHI на YouTube. Пожалуйста, Подпишитесь здесь Live History India — это первая в своем роде цифровая платформа, призванная помочь вам заново открыть для себя множество граней и слоев великой истории и культурного наследия Индии. Наша цель — оживить многие истории, которые делают Индию, и предоставить нашим читателям доступ к лучшим исследованиям и работам, проводимым по этому вопросу. Если у вас есть какие-либо комментарии или предложения, или вы хотите связаться с нами и принять участие в нашем путешествии сквозь время и географию, напишите нам по номеру contactus@livehistoryindia. comMURAL ART КЕРАЛА — ADVAITA
₹. 5700
ФРЕСКОЕ ИСКУССТВО КЕРАЛА — ADVAITA
₹. 5700
ФРЕСКОЕ ИСКУССТВО КЕРАЛА — ADVAITA
₹. 5700
3 вещи, которые нужно знать: Николай Рерих
Мы исследуем жизнь плодовитого русского художника, чьи великолепные, наполненные светом гималайские пейзажи покорили сердца людей во всем мире
Художник Николай Рерих родился в России. называть Гималаи своим домом, черпая вдохновение в бескрайних горных хребтах, чтобы создавать работы, передающие захватывающий дух масштаб в ярких цветах. Сегодня его наследие живет в специализированном музее в Нью-Йорке и в коллекциях по всей России и Индии, а также на планете, названной его именем в 1969. Здесь мы делимся тремя фактами о художнике, чья жизнь была полна приключений:
Он был больше, чем просто художникРодившийся в Санкт-Петербурге в 1874 году, Николай Рерих был известным членом процветающая художественная сцена. Хотя он известен как художник, он был человеком многих талантов, переключаясь между ролями художника, писателя, ученого, археолога и гуманиста.
Прежде чем обрести известность как художник, Рерих работал театральным сценографом, создавая костюмы и декорации для знаменитых Ballets Russes , который основал его друг и наставник Сергей Дягилев. Сопровождая танцевальную труппу, он много гастролировал по Европе, общаясь с известными художниками, включая Пабло Пикассо, Анри Матисса, Марка Шагала и Василия Кандинского, которые в то время также работали для Дягилева.
По мере того, как творчество Рериха становилось известным, границы между его сценографией и станковой живописью стирались, и к началу 1900-х годов он проводил выставки больших светящихся пейзажей, выполненных в его неповторимом стиле.
Николай Рерих. Декорации к опере
Снегурочка , 1912. Предоставлено Музеем Николая Рериха Нью-Йорк Жена была соавтором многих его произведенийРерих познакомился с юной Еленой Шапошниковой в 1899 году, и с тех пор они были всю жизнь идти рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Она была его женой, другом, партнером и источником вдохновения. Елена и Рерих вместе путешествовали по миру; они исследовали Россию вскоре после свадьбы, и она сопровождала его в Финляндию, куда его врач отправил его выздоравливать от пневмонии во время Первой мировой войны. В последующие годы она оставалась опорой в турах по Европе, США и Соединенному Королевству, где он выставлял свои картины.
Елена способствовала пробуждению в Рерихе глубокого и искреннего интереса к восточным религиям и философии. Страстная энтузиастка, она написала несколько книг на эту тему, в том числе «Живая этика» (1929 г.), «Основы буддизма» (1930 г.) и «На восточном перекрестке» (1930 г.), в которых ее видение человека и космоса объединено в единое целое. духовная система, находящая место во многих полотнах Рериха. В своих дневниковых записях Рерих называл Елену «Ведущая», и многие его картины отражают их общее творчество.
Николай Рерих.
Та, что ведет , 1924. Предоставлено Музеем Николая Рериха Нью-Йорк Он любил ГималаиВ 1923 году в сопровождении жены и двух сыновей Николай Рерих отправился в свою первую Трансгималайскую экспедицию, нарисованную магнетической привлекательностью, которую он чувствовал с ранних лет. Вместе они отправились в исследовательское путешествие, которое привело их в Тибет, Монголию, Китайский Туркестан и Алтай, в конце концов обосновавшись в причудливом горном городке Наггар на севере Индии. В результате похода появилось более 500 блестящих картин, в первую очередь великая Канченджанга, отражающая растущий интерес Рериха к горам и красоте природы.
Во время экспедиции Рериха также привлекали гималайские религии, археологические памятники, культуры и языки, что привело к созданию в 1928 году Гималайского научно-исследовательского института «Урусвати». Стремление к знаниям и красоте стало для Рериха священным и через годы вслед за этим росла библиотека института и собрание древних реликвий и фольклора, местной флоры и фауны.