Лучше гор: 8 деталей картины Николая Рериха «Чинтамани»
Истории
Художнику было уже за 50, когда он с женой и сыном Юрием, востоковедом, предпринял несколько трудных экспедиций по Азии. Рискуя здоровьем и жизнями, Рерихи пробирались по заснеженным горным перевалам узкими караванными тропами, на которых попадались тела замерзших путников; случалось отражать нападения бандитов.
Картина «Чинтамани»
Холст, темпера 91,8×116,9 см
1935–1936 годы
В настоящее время хранится в Государственном музее Востока в Москве
В ходе центральноазиатской экспедиции Рериху с семьей и спутниками пришлось пять месяцев провести в палатках среди снегов на высокогорном плато, пока местные власти не разрешили двигаться дальше; пять человек в отряде не пережили тяжелую зимовку.
Художник мирился с тяготами не только ради ландшафтов умопомрачительной красоты или сбора сведений о культуре труднодоступных регионов. В горы Рериха вел и духовный поиск.
Европейские мистики первой половины XX века считали Восток, особенно Индию и таинственный Тибет, средоточием древней мудрости. Художник тоже стремился глубже изучить восточные религии в поисках истины, которая могла бы изменить мир. Особенно Рериха интересовал буддизм и связанные с ним предания и символы.
По словам Александры Барковой, специалиста по мифологии и фольклору, картина Рериха «Чинтамани» — «не только отражение гималайской легенды, но и знак того, что с высот духа всему человечеству посылается чудесное сокровище Мудрости».
1. Горы. Многочисленные изображения Гималаев и Тибета стали визитной карточкой художника. Как пишет историк Всеволод Володарский, исследователь его творчества, за Рерихом прочно закрепилось определение «мастер гор». Для художника Гималаи стали символом духовного восхождения человека.
При этом Рериху было важно писать пейзажи с натуры: «Убедительность — это магическое качество творчества, не объяснимое словами, — создается лишь наслоением истинных впечатлений действительности. Горы — везде горы, вода — всюду вода, небо — везде небо, люди — везде люди. Но тем не менее, если вы будете, сидя в Альпах, изображать Гималаи, что-то несказуемое, убеждающее будет отсутствовать».
2. Сокровище. В тибетском буддизме камень Чинтамани — драгоценность, исполняющая желания. Это одно из семи легендарных сокровищ царя чакравартина — идеального правителя, восстанавливающего в мире закон. «Чинтамани — древнейшее представление Индии о счастье мира», — писал сам Рерих. Художник часто изображал чудесный камень из легенд разных народов на картинах и упоминал о нем в очерках.
3. Знак. Чинтамани изображают по-разному, нередко в виде трех кругов. В буддизме так выглядит Триратна — символ трех духовных сокровищ (Будды, его учения и монашеской общины).
Рерих отмечал, что такой знак встречается в самых разных культурах, и считал его одним из древнейших в истории человечества. На его основе художник создал символ для Знамени Мира — эмблемы Пакта Рериха. Значение символа на Знамени Мира, по словам Рериха, «прошлое, настоящее и будущее в кольце Вечности» либо «искусство, наука и религия в кольце Культуры».
4. Конь. Чинтамани в тибетской живописи часто можно увидеть на спине белой или светло-серой лошади. Этого коня тибетцы считают символом жизненной силы и духовной мощи.
Его изображают, в частности, на молитвенных флагах лунгта (в переводе с тибетского «конь ветра») для защиты от зла. «Сердце помнит, как от Великой Шамбалы, от священных горных высот в сужденный час сойдет конь одинокий, и на седле его вместо всадника будет сиять Сокровище мира», — писал Рерих о стране из восточных легенд, в которую могут попасть лишь избранные.
5. Палитра. Рерих принципиально использовал звучные, чистые цвета. «Каждый должен снова подумать о ярких, блестящих оттенках, которые всегда знаменуют эпоху возрождения», — призывал живописец. Изучая искусство Ренессанса, он обратил внимание, как обогащает краску просвечивающий сквозь нее цветной грунт, и применил этот метод в том числе для горных пейзажей.
6. Техника. Примерно с 1906 года Рерих все чаще писал картины не маслом, а темперой, подобно древнерусским иконам. Темпера, которая ложится ровным слоем, более пригодна для декоративно-плоскостной живописи, отмечает ведущий научный сотрудник Русского музея Людмила Короткина. Эта особенность материала соответствовала творческой манере Рериха. Художник, разочаровавшись в фабричной темпере, стал изготавливать эти краски по своему рецепту.
7. Перспектива. Художник показывает зрителю горный пейзаж как бы отстраненно, с большой высоты, используя параллельную перспективу: точка схода бесконечно удалена, изображение четко делится по горизонтали на ярусы, и объекты на дальнем плане не сильно сокращаются в размерах. Этот прием часто использовали мастера китайской живописи.
8. Горизонтальная композиция. Пейзажи Рерих почти никогда не строил по вертикали. Ему важно было показать, как широко простираются заснеженные гребни гор, создать ощущение статичности, величественного спокойствия.
ХУДОЖНИК
Николай Рерих
1874 — родился в Петербурге в семье нотариуса.
1893–1897 — учился в Санкт-Петербургской Академии художеств.
1893–1898 — был студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета.
1901 — женился на Елене Шапошниковой, которая стала единомышленницей мужа и всю жизнь активно участвовала в его проектах. В браке родилось двое сыновей.
1909 — Академия художеств избрала его академиком.
1917 — после революции в России остался с семьей за границей.
1923 — впервые посетил Индию.
1925–1928 — предпринял масштабную экспедицию по Центральной Азии: по Алтаю, Бурятии, Монголии, Тибету и другим регионам.
1929 — опубликовал проект Пакта Рериха, первого международного договора, посвященного охране культурных ценностей в военное и мирное время.
1930 — обосновался в долине Кулу в Гималаях.
1934–1935 — осуществил экспедицию в Маньчжурию.
1947 — умер в долине Кулу от болезни сердца. За всю жизнь создал около 7000 работ.
Фото: GETTY IMAGES, Н. К. Рерих. «Чинтамани». 1935–1936. Международный Центр Рерихов
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, сентябрь 2020, частично обновлен в июле 2022
Только для читателей «Вокруг света»: получите скидку 50% на сотни тысяч книг на сайте Литрес. Переходите по ссылке и вводите промокод vsveta50. Скидка действует на первую покупку любого количества книг через корзину в течение 1 дня после активации промокода. Акция продлится с 4 по 31 июля 2022 г. Приятного чтения!
Наталия Овчинникова
Теги
- Культурный код
Пейзажи рерих — 82 фото
Рерих Николай Константинович Гималаи
Рерих Николай Константинович Гималаи
Николай Рерих Гималаи голубые горы
Рерих Николай Константинович горы
Рерих Николай Константинович Гималаи
Рерих Николай Константинович горы
Николай Рерих, «Гималаи», 1934
Николай Рерих Брахмапутра
Рерих Николай Константинович Гималаи
Николай Рерих Брахмапутра
Рерих Алтай Шамбала
Рерих Николай Константинович горы
Рерих Гималаи картины
Рерих Николай Константинович Гималаи
Картины Рериха горы Гималаи
Рерих Николай Константинович картины Гималаи
Николай Рерих картины
Николай Рерих Гималаи
Николай Рерих Джомолунгма
Картины Рериха в Третьяковской галерее
Гора Белуха живопись Рериха
Миларепа Рерих
Рерих Николай Константинович Гималаи
Николай Рерих горные пейзажи
Картины н. Рериха Гималаи
Николай Константинович Рерих Алтай-Гималаи
Рерих Николай демон
Николай Рерих картина Ладакх
Картина Рериха Гималаи закат солнца
Шамбала Рерих Николай Константинович
Николай Рерих Алтай
Рерих Белуха Алтай
Рерих тишина картина
Рерих Николай Константинович cloud
Николай Рерих горное озеро
Картина Рериха Сантана
Рерих Гималаи 1937
Картины н.Рериха Гималаи 1946
Николай Рерих фиолетовый
Гималаи Рерих музей н Рериха
Николай Рерих Монголия
Рерих Брахмапутра
Н. К. Рерих. Гималаи (1941 г.)
Николай Рерих Гималаи голубые горы
Рерих Николай Константинович Канченджанга
Рерих Николай Константинович картины Тибет
Николай Рерих картина клад захороненный
Н.К. Рерих. Ладак. 1937
Николай Константинович Рерих Алтай-Гималаи
Рерих Гималаи голубые горы
Картина розовый
Н Рерих Гималаи
Рерих Гималаи 1939
Картина Рериха гора колокола
Николай Рерих горы Гималаи
Николай Рерих Монголия
Рерих река Брахмапутра картина
Картины Николая Рериха в русском музее
Рерих Канченджанга Гималаи
Рерих Николай Константинович ( 1874 — 1947 ) .
Картина Рериха Тибет Гималаи
Николай Рерих Канченджанга Гималаи
Картины Рериха Николая Гималаи
Николай Рерих Гималаи розовые горы
Рерих Ладак
Н Рерих Гималаи
Рерих Николай Константинович 1932
Николай Рерих горы Гималаи
Новосибирский художественный музей картины Рериха
Рерих Николай Константинович Krishna
Н.К. Рерих «Гималаи», 1940
Гималаи акварель
Тува картины Рериха Тува
Гималаи 1940 Рерих
Рерих Николай Константинович Небесный бой
Майтрейя Рериха картина
Николай Рерих Тибет
Николай Рерих Гималаи голубые горы
Подпись на картинах Рериха Николая Константиновича
Гималаи 1940 Рерих
Николай Рерих горы Эльбрус
некоторые ПЕЙЗАЖИ: Горы Безумия
«Последний круг путешествия был ярким и будоражащим воображение, огромные бесплодные пики тайн постоянно вырисовывались на западе, когда низкое полуденное северное солнце или полуночное южное солнце, еще ниже пасущееся за горизонтом, заливало свои туманные красноватые лучи над белый снег, голубоватый лед и водные дорожки, а также черные куски обнаженного гранитного склона. Сквозь пустынные вершины проносились бушующие прерывистые порывы грозного антарктического ветра; чьи каденции иногда содержали смутные намеки на дикую и получувственную музыкальную дудку, с нотами, растянувшимися на широкий диапазон, и которые по какой-то подсознательной мнемонической причине казались мне тревожными и даже смутно ужасными. Что-то в этой сцене напомнило мне странные и тревожные азиатские картины Николая Рериха и еще более странные и тревожные описания зловещего легендарного плато Ленг, встречающиеся в страшныхНекрономикон безумного араба Абдула Альхазреда. Позже я немного пожалел, что заглянул в эту чудовищную книгу в библиотеке колледжа.
— Г. П. Лавкрафт — В горах безумия , 1936
Николай Рерих, Миларепа, Внемлющий , 1925
«Странные и тревожные» азиатские картины Николая Рериха несколько раз упоминаются в романе Лавкрафта. Персонаж замечает странные образования на склонах самых высоких гор. Огромные низкие квадратные глыбы с ровно вертикальными сторонами и прямоугольные ряды невысоких вертикальных валов, как старинные азиатские замки, прильнувшие к крутым горам на картинах Рериха». Позже рассказчик говорит: «Во всем этом неземном континенте гористой тайны действительно было что-то навязчиво-рериховское». Наконец, в конце рассказа, после того как обнаружится ужас гор безумия:«От этих предгорий резко и безобразно вздымались на восток черные, покрытые коркой развалин склоны, снова напоминающие нам о тех странных азиатских картинах Николая Рериха; и когда мы думали о проклятых сотах внутри них и об ужасных аморфных сущностях, которые, возможно, прокладывали свой зловонный извивающийся путь даже к самым верхним полым шпилям, мы не могли без паники смотреть на перспективу снова плыть мимо этих наводящих на размышления пещерных устьев. где ветер издавал звуки, похожие на злую музыкальную дудку, в широком диапазоне».
Николай Рерих, Гималаи , 1933
Различные блоггеры Лавкрафта упоминали Рериха и размещали изображения его работ. Один цитирует письмо Лавкрафта, написанное в 1930 году: «Конечно, Рерих — одна из тех редких фантастических душ, которые мельком увидели гротескные, ужасные тайны вне пространства и времени, и которые сохранили некоторую способность намекать на увиденные ими чудеса».Говорят, чем ближе подходишь к сокрытому городу из полой земли, тем туманнее становятся их писания, потому что Шамбалу нельзя описать простыми словами.
В своем эзотерическом книга Шамбала Блистательная , которую он писал вместе с свой более научный и гораздо более сухой путевой дневник Николай начал наметить другое, параллельное путешествие, написанное в рассказах и загадках. Как экспедиция пошла глубже, он все чаще зафиксировал странные проявления, огни, огни и видения над их лагерем — хотя те были в основном исключены из его научно настроенного путевого дневника. Его картины также стали более эзотерическими, все чаще изображая мессианского Царя Шамбалы. … Связь была потеряна, и Рерихи считались погибшими. [В конце концов, через год они снова появились в Индии, будучи задержанными в Тибете, где погибли пять участников экспедиции.] Ближе всего они подошли к Шамбале, согласно путешествиям Николая дневники, был в горах Алтая, в долине Уймона, когда «Старообрядец» с гордостью показал им вход в подземную Царство, ныне загороженное камнями.
Николай Рерих: Хозяин гор
Небесная битва, 1909 год
Огромные шпили скал устремлены к небу, а облака образуют мечтательные, вздымающиеся клубы, уносящиеся в бесконечное пространство. Это мистический, волшебный мир русского мастера 20 -го -го века Николая Рериха, мечтателя, который исследовал искусство как путь к духовному пробуждению. На протяжении всей своей долгой и невероятно плодотворной карьеры Рерих искал различные способы отражения духовных устремлений человечества, черпая влияние из восточной и западной религии, а также новых учений теософии. Его искусство представляло символы значения на пути к просветлению, от мест поклонения до сияющих небес и высоких высот мистических гор. Но именно возвышенные картины Рериха с изображением Гималаев стали вершиной его карьеры, за что он получил прозвище «Хозяин гор» 9.0013
Мухаммед Пророк, 1925Рерих родился в Санкт-Петербурге в богатой семье, которая общалась с целым рядом писателей, художников и ученых. Когда ему было 9 лет, Рерих сопровождал археолога на местных раскопках, и этот опыт глубоко сформировал его взгляд на мир, дав ему на всю жизнь увлечение знаками и символами прошлого. Он также проявлял интерес к ботанике и рисованию. В 1893 году Рерих поступил в Академию художеств и Санкт-Петербургский университет, где одновременно изучал искусство и право.
Будучи молодым выпускником, Рерих много путешествовал, побывав в Европе и объехав сорок городов России. Путешествуя по России, Рерих раскопал остатки прошлого России, в том числе церкви, замки и памятники. Он был глубоко очарован тем, как эти исторические эмблемы хранили в себе духовные тайны прошлого России, и начал писать картины с изображением этих значимых реликвий, надеясь, что его искусство может повлиять на их сохранность. В 1904 года Рерих начал исследовать религиозные темы в своем творчестве, изображая выдающихся русских святых и легенды, часто происходящие среди вздымающихся облаков и широко открытого неба. В
Канченджанга, 1944
В последующие годы Рерих приобрел значительную репутацию художника, педагога, писателя, сценографа и защитника архитектурных руин. Он, его жена Мари и двое их маленьких сыновей продолжали путешествовать, проводя время в Соединенных Штатах на протяжении 19-го века.20 с. Во время жизни в США интерес Рериха к восточной религии усилился, что отразилось в его «Серии океанов», трех картинах, написанных в 1922 году: Сам пришел, Мост славы и Чудо . В Мост Славы, Рерих изображает преподобного Сергия Радонежского, идущего возле голубого моста, образованного северным сиянием, символом моста между небом и землей.
Канченджанга, 1936
В 1920-х годах Рерих и его семья отправились в Бомбей и начали отчаянное путешествие по Гималаям, путешествуя по неизведанным территориям, чтобы глубже изучить восточную религию и культуру. Невероятно, но Рерих написал около 500 картин, основанных на этом судьбоносном путешествии. Рерих задокументировал свой трудный путь в книге Сердце Азии , 1929 год, сравнивая опасные условия, с которыми он столкнулся, с теми, с которыми сталкивается любой, кто находится в духовном поиске неизвестного состояния ума.