Республика казахстан это россия или нет: Казахстан входит в состав России или нет в 2023 году

Казахстан это Россия или заграница? О территории и составе республики

Несмотря на то, что Советский Союз распался уже давно, а на его месте образовалось много независимых государств, вопросы относительно территорий и границ по-прежнему возникают у многих. В том числе и вопрос о том, Казахстан – это Россия или нет и другие уточнения, связанные с этой центральноазиатской республикой. Многие жители стран СНГ до сих пор считают, что он входит в состав РФ.

Ответ, на самом деле, прост: Казахстан – это не Россия, а заграница, поскольку страна получила независимость еще в 1991 году, в ходе распада СССР. В чем же заключаются основные причины, в силу которых многие до сих пор считают это отдельное государство входящим в чей-то состав? Давайте перечислим их:

  • Недостаточная информированность части населения.
  • Множественные слухи, распространяющиеся в средствах массовой информации.
  • Заявления политиков, а также политологов и ряда других специалистов на темы границ, присоединения, вхождения в состав и т.
    д.

На последнем пункте следует остановиться чуть более подробно.

Споры о территории

Споры о принадлежности если не всей бывшей территории Казахской СССР, то хотя бы, ее некоторых территорий, по-прежнему не стихают. Периодически в политическом дискурсе возникают заявления, наподобие этого или этого. В высказываниях подобного рода утверждается, что Северный Казахстан является частью России, а часть территории страны – это «подарок», сделанный в результате тех или иных политических событий. Причем часто авторами таких высказываний являются далеко не самые последние люди в российской политике.

Все это вновь и вновь провоцирует споры о территориальной принадлежности. Одна сторона, хоть пока и на словах, видит будущее части Казахстана в составе России. Другая часть, как правило, жители самой республики, мягко говоря, не согласны с такой позицией. Периодически споры выходят за рамки обсуждений в интернете, порождая реакцию официальных лиц и скандалы на высоком уровне.

Отчасти различные споры возникают на основании ряда исторических моментов. Территория, сегодня относящаяся к независимому Казахстану, раньше входила в состав сначала Казахского ханства и Российской Империи, а затем уже – Советского Союза (Казахская Советская Социалистическая Республика).

Интересный факт: в ходе распада Советского Союза, КазССР стала последней республикой, провозгласившей независимость и проведшей выборы своего президента.

Случится ли вхождение Казахстана в состав Российской Федерации

В то же время, на сегодняшний день нет никаких явных предпосылок для того, чтобы сделать Казахстан частью территории России. На государственном уровне никаких подобных инициатив не было. Вероятнее всего, в обозримом будущем объединения обеих стран или вхождения в состав не случится. Против такого сценария можно выступает множество факторов, прежде всего, нежелание большинства населения республики, а также представителей казахских политических и экономических элит.

И те и другие видят в вероятном объединении немало угроз. Это и потери контроля над ситуацией, и финансовые трудности и многое другое. На сегодняшний день страна достаточно стабильна, относительно недавно (в 2019) бывший президент Назарбаев «ушел в тень», а на выборах победил его «преемник» Токаев. Не так давно он заявил о том, что республика не планирует присоединяться к Союзному государству России и Беларуси, а продолжит сотрудничество в рамках уже существующих межгосударственных структур. По словам главы государства, выходить из них страна не планирует. Республика Казахстан не нуждается в явной опеке ни со стороны Российской Федерации, ни со стороны какой-либо другой страны.

Важно: значительная часть самих казахских граждан выступают против вхождения в состав или объединения с другими государствами.

Кроме того, важно учитывать, что возможные действия по объединению затронут интересы других важных мировых игроков. Вряд ли США, Китай и Евросоюз будут просто сидеть и наблюдать за происходящим, поскольку имеют свои интересы в регионе.

Сведения о стране

Казахстан – это республика (сокращенно РК), унитарное государство. Официально независимость была провозглашена 16.12.1991г. Столицей страны является город Нур-Султан, названный так в честь первого президента Назарбаева (ранее — Астана). Денежная единица – теньге.

Языковая политика

Государственный язык – казахский, однако у русского имеется официальный статус (норма установлена Конституцией 1995 года). Он может использоваться, наряду с казахским, в органах государственной власти и местного самоуправления. К слову, русский считается языком ежедневного общения для значительного числа граждан страны, особенно в северной части страны. Во многом это обусловлено тем, что казахи (более 68%) и русские (почти 19%) составляют подавляющее число населения. Остальные этнические группы значительно уступают им по численности (данные за 2020 год).

Помимо русского и казахского, в стране проживают носители множества других языков (узбекский, украинский, корейский и другие). Тем не менее, по общему числу их не так много.

Международные отношения

Казахстан, наравне с Россией и рядом других государств, входит в состав нескольких международных организаций и союзов, в том числе:

  • СНГ (Союз Независимых Государств).
  • ОЭС (Организация экономического сотрудничества и развития).
  • ШОС (Шанхайская организация сотрудничества).
  • ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество).
  • ООН, ОБСЕ и ряда других.

Исходя из геоэкономического положения, республика проводит взвешенную, многовекторную политику. Сейчас к основным ее партнерам можно отнести Россию, Китай, Турцию, ряд арабских стран, а также США и государства Европейского Союза.

Слишком нейтральный союзник. Ждет ли Казахстан судьба Украины

Пост Медведева о Северном Казахстане хоть и был удален, но отражает ожидания наиболее воинственной части российского общества и хорошо вписывается в нынешнюю политическую дискуссию внутри России, где практически не осталось табу

Казахстан считается чуть ли не самым близким российским союзником после Беларуси, поэтому Москве было бы логично ожидать от него какой-то поддержки в войне с Украиной. Ведь Казахстан всегда участвует во всевозможных интеграционных проектах России, включая военную ОДКБ, а во время январских беспорядков президент Касым-Жомарт Токаев смог удержать власть во многом благодаря помощи Кремля.

Однако на деле реакция Казахстана оказалась более чем прохладной: страна соблюдает антироссийские санкции, не признает ДНР и ЛНР, отменяет парад 9 Мая и так далее. Если добавить сюда перебои с транзитом казахской нефти через российскую территорию, то неудивительно, что многие всерьез восприняли удаленный пост Дмитрия Медведева о том, что после Украины Москва может задуматься о судьбе Северного Казахстана. Насколько оправданы опасения, что у России зреет конфликт еще с одним соседом?

Союзник без Z

Поведение Казахстана с начала войны не совпадает с представлениями многих в России о том, как должны действовать союзники. Особенно сильное впечатление произвело выступление Токаева на Петербургском экономическом форуме в июне, когда он в присутствии Путина заявил, что не планирует признавать ДНР и ЛНР. И с тех пор подобных заявлений из Казахстана прозвучало немало.

Более того, казахское руководство подкрепляет свою риторику действиями: отправляет Украине гуманитарную помощь, не отказывается от прямых контактов с президентом Зеленским. В стране запретили изображения Z/V в публичных местах, отказались проводить парад 9 Мая и даже одобрили проведение в Алматы антивоенного митинга.

В принципе, Казахстан позволял себе неприятные для Москвы жесты и раньше, что не мешало тесному сотрудничеству двух стран. Однако сейчас расхождения наметились и в экономическом сотрудничестве. Казахская сторона не спешит помогать российским компаниям обходить западные санкции, не хочет легализовать параллельный импорт и запрещает российским и белорусским дальнобойщикам ввозить в страну товары из Европы. Единственные, кому в Казахстане безусловно рады, – это уходящим из России компаниям, но Москва так просто их отпускать не собирается.

Когда в этой атмосфере начались перебои с транзитом через Россию казахской нефти, многие задумались, не месть ли это Москвы?

Своевременные случайности

У России действительно есть немало возможностей напомнить Казахстану, как дорого Нур-Султану могут обойтись испорченные отношения с Москвой. По большому счету, при желании Россия может перекрыть Казахстану его главный источник дохода – экспорт нефти. Нефтегазовый сектор обеспечивает более 40% доходов казахского бюджета, а 80% экспортных поставок нефти идет через расположенный на российской территории Каспийский магистральный нефтепровод (КТК), крупнейшая доля в котором принадлежит России (31%).

Есть, конечно, и другие маршруты для экспорта: через порт Баку, по трубопроводу в Китай и по железной дороге в Узбекистан. Но ни один из них не сравнится с КТК по объему, цене и скорости доставки.

Мало того, перекрыв Казахстану настолько важный источник дохода, Москва могла бы надавить не только на Нур-Султан, но еще и на главного покупателя казахской нефти – Евросоюз. Показать европейцам, что отказ от российской нефти может лишить их еще и казахской, а это больше миллиона баррелей в сутки.

Не исключено, что именно эту угрозу и имела в виду Россия, когда дважды – в середине июня и начале июля – приостанавливала работу КТК. Оба раза приостановки совпадали с неприятными для Москвы заявлениями Токаева: о намерении Казахстана соблюдать антироссийские санкции и о готовности страны помочь стабилизировать ситуацию на энергетическом рынке Европы. Обе приостановки были кратковременными, но вполне могли обернуться авариями на казахских предприятиях непрерывного цикла.

Экспорт нефти – далеко не единственная слабая точка Казахстана, куда может надавить Россия. Например, Казахстан не полностью обеспечивает себя продовольствием. С некоторыми товарами у него все в порядке (мука, яйца, рис), но по ряду статей – например, маслу, сахару, молоку – зависимость от импорта из России критическая.

Россия в принципе стабильно лидирует во внешней торговле Казахстана – в 2021 году на нее пришлись рекордные $24,2 млрд, пятая часть товарооборота. Немалую долю в импорте Казахстана из России составляют нефтепродукты, железо и удобрения (почти весь импорт идет из России), автозапчасти (доля России чуть меньше половины), а также некоторые товары машиностроения (до 15%).

Сегодня больше половины грузопотока в и из Казахстана проходит через территорию РФ. Другие варианты есть: в Европу через Южный Кавказ, на юг через Узбекистан и Туркменистан, есть железная дорога в Китай. Но все это выходит заметно дороже. Показательный случай произошел в октябре 2021 года, когда во время энергокризиса китайская провинция Чжэцзян впервые импортировала уголь из Казахстана. Даже тогда, несмотря на существующую железную дорогу, крюкообразный маршрут по Черному морю через российскую территорию оказался выгоднее.

Сейчас или потом

После вторжения в Украину в российской внешней политике остается все меньше невозможного. Прогнозировать дальнейшие действия Москвы исходя из чисто рациональных критериев стало ненадежно. Кажется, что российское руководство действует эмоционально, и если Путин сочтет, что поведение Токаева на Петербургском форуме было оскорбительным, то этого может быть достаточно, чтобы Кремль не стал долго раздумывать об ответе.

Тем не менее пока Москва, судя по всему, старается показать, что за пределами украинского вопроса готова придерживаться с соседями довоенных принципов – мол, всё у нас со всеми нормально, а Украина сама виновата. В Центральной Азии главным приоритетом России всегда было укрепление дружественных политических режимов. Давить на Казахстан сейчас, душить его экономически, заставлять поддерживать войну и требовать разрыва с Западом – любое из этих действий ослабит нынешнее руководство, которое и так не до конца оправилось после январских беспорядков.

А вот готовность Токаева публично возражать Москве, наоборот, укрепляет его позиции в казахском обществе. Его начинают воспринимать как самостоятельного политика, который уже не зависит ни от Назарбаева, ни от Путина. Если Кремль попробует заставить Токаева сдать назад, то рискует спровоцировать новую волну общественного недовольства в Казахстане, которая к тому же наложится на нерешенные экономические проблемы.

Готовясь к вторжению в Украину, Россия вряд ли рассчитывала на внешнюю поддержку – тем более со стороны Казахстана. То есть нельзя сказать, что казахское руководство своим холодным отношением не оправдало российских ожиданий. Конечно, в Москве вряд ли стали бы терпеть прямую критику, но за эту черту Казахстан не переходит. Поэтому, несмотря на масштаб украинского кризиса, российско-казахские отношения пока кардинально не меняются.

К тому же сейчас, когда Россия и так изолирована на западном направлении, ей как никогда важно продемонстрировать хорошие отношения на всех остальных – в том числе и с соседями в Центральной Азии.

Однако всех неслучайно так сильно встревожил опровергнутый пост Медведева. Текст хоть и был удален, но он отражает ожидания наиболее воинственной части российского общества и хорошо вписывается в нынешнюю политическую дискуссию внутри России, где практически не осталось табу. Похожие претензии к Казахстану регулярно встречаются в заявлениях российских официальных лиц, не говоря уже о неофициальных.

А главное, пост Медведева просто переносит на отношения с Казахстаном ту логику, которой Россия уже руководствуется в отношениях с Украиной. И если в одном случае Кремль считает подобную аргументацию достаточной для оправдания военного вторжения, то что мешает ему поступить так же и в других случаях? Чем разные республики бывшего СССР отличаются в этом отношении друг от друга? Да, пока в Москве вроде бы считают казахский режим дружественным, но российские критерии дружественности становятся все более подвижными.

В тройке тесно связанных друг с другом режимов бывшего СССР Россия – Беларусь – Казахстан последний явно выбивается из общего ряда и пытается найти свой путь – с обновлением высшего руководства, без враждебности с Западом, с более открытой и рыночной экономикой. Очевидно, что чем дальше, тем сильнее будут расходиться траектории развития России и Казахстана, создавая между ними все новые источники напряжения. Поэтому есть сомнения в том, что Москва – со всеми ее рычагами давления на Нур-Султан – будет готова с легким сердцем отпустить своего союзника идти по другому пути.

следующего автора:

  • Темур Умаров

Фонд Карнеги за Международный Мир и Carnegie Politika как организация не выступают с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды авторов, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир.

Республика Казахстан | Encyclopedia.com

Тип правления

Республика Казахстан является конституционной республикой и, теоретически, многопартийной демократией, но элита бывшей коммунистической партии советских времен продолжает осуществлять необычайно высокий уровень контроля. Президент Нурсултан Назарбаев (1940–) и его партия «Отан» (партия «Отечество») сохраняют твердый контроль над правительством и политической сферой с 1991 года, когда страна возродила свое первое независимое государство из 1917 по 1920 год.

Предыстория

По общей площади Казахстан является девятой по величине страной в мире и примерно равен площади Западной Европы. Граничит с Россией, Узбекистаном, Китаем, Кыргызстаном и Туркменистаном. Около 63 процентов его 15-миллионного населения составляют казахи по национальности, а остальные 30 процентов или около того имеют русское или украинское происхождение; представлены также другие среднеазиатские группы, а также так называемые поволжские немцы, которые начали селиться в этом районе в 1760-х годах по приглашению русской императрицы немецкого происхождения Екатерины II (1729 г.).–1796).

Казахи — тюркский народ, который в древности был частью волны миграции кочевых групп из Монголии в Среднюю Азию. Национальная идентичность возникла после 400 г. н.э., но в течение следующих четырнадцати столетий ими правила череда захватчиков, начиная с арабских завоевателей в 700-х годах, которые принесли с собой ислам. Монголы прибыли пять веков спустя и основали Казахское ханство в 1456 году. С 1884 по 1918 год казахи были невольными подданными имперской России. После 1917 большевистской революции и конца царской России казахские националистические элементы создали светское, независимое правительство под названием Алаш Орда, или Алашская Орда, которое позаимствовало свое имя у легендарной фигуры в казахской истории.

Алаш-Орда просуществовала с декабря 1917 года по май 1920 года, когда она была включена в состав Советского Союза после поражения в серии стычек с большевиками. Она стала Казахской Советской Социалистической Республикой, и Москва поощряла политику внутренней эмиграции, в результате которой в регионе поселилось большое количество этнических русских. Когда Советский Союз распался 19 августаВ 91 году после попытки государственного переворота в Москве Казахстан стал одной из нескольких республик в составе Советского Союза, объявивших о своей независимости. В декабре 1991 года вновь созданная Республика Казахстан присоединилась к Содружеству Независимых Государств, союзу одиннадцати бывших советских республик.

Структура правительства

Первая конституция Казахстана вступила в силу в январе 1993 г. и была заменена новой в 1995 г. Она предусматривает сильную исполнительную власть во главе с президентом, избираемым прямым всенародным голосованием на семилетний срок. Президент является главой государства и назначает премьер-министра, который одновременно является главой правительства и председателем кабинета министров. Полномочия президента включают право распускать парламент, право вето на законопроекты, принятые законодательным органом, и быть единственным инициатором внесения поправок в конституцию.

Законодательной ветвью государственной власти Казахстана является Кенес, двухпалатный парламент. Его верхняя палата — Сенат, состоящий из сорока семи членов. В общей сложности сорок депутатов Сената избираются региональными собраниями, а остальные семь назначаются президентом. Нижняя палата — Мажилис, или Собрание, состоит из семидесяти семи депутатов. Они избираются прямым голосованием от шестидесяти семи одномандатных округов, а еще десять выбираются из национальных партийных списков и распределяются по пропорциональному представительству. И Сенат, и депутаты Ассамблеи избираются на шестилетний срок. Избирательное право в Казахстане является всеобщим с восемнадцатилетнего возраста.

Казахстан не имеет независимой судебной системы. Решения его судов подлежат рассмотрению президентом. Конституционный совет оценивает законы, одобренные Кенесом, на предмет их соответствия конституции, а Верховный суд является высшей судебной инстанцией. Высший судебный совет, глава которого назначается президентом, дает рекомендации по вакансиям судей в региональных судах. Хотя конституция Казахстана допускает открытые судебные процессы, информация о слушаниях с участием противников режима не разглашается. Взяточничество и коррупция считаются повсеместными среди судей страны.

Конституция Казахстана существует только номинально, многие ее положения игнорируются политической элитой, доминировавшей в правительстве в постсоветскую эпоху, или модифицируются, чтобы обеспечить их постоянный контроль. Одно изменение 1998 года, например, отменило конституционное требование о том, что по крайней мере 50 процентов населения должны проголосовать на общенациональных выборах, чтобы голос считался действительным. Хотя гражданские свободы перечислены в конституции, на практике их не существует. Казахстанские СМИ остаются под жестким контролем правительства, а журналисты и другие лица, выступающие против правительства или президента, сообщают о преследованиях со стороны сил безопасности. Парламентские выборы в 1999 и 2004 были признаны не соответствующими международным стандартам.

Казахстан разделен на семнадцать административных районов, четырнадцать из которых известны как областей , термин на славянском языке для провинции или зоны. Есть два городских округа, Алма-Ата и Астана. Алма-Ата была столицей страны до 1998 года, когда она была перенесена в более центрально расположенный город Астана. Последним административным районом является район вокруг Байконура, космодрома, построенного в советское время.

Политические партии и фракции

В политической жизни Казахстана доминирует одна партия «Нур-Отан» или «Луч света Отечества». Первоначально созданная как «Отан» («Отечество») в 1999 году, это партия бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, бывшего главы Коммунистической партии Казахстана. К 2006 г. она объединилась с несколькими другими партиями, которые не представляли реальной политической оппозиции ни «Отану», ни Назарбаеву, в том числе «Асар» («Взаимопомощь»), основанной дочерью президента в 2003 г.

Оппозиционным политическим партиям в Казахстане мешает закон 2002 года, который чрезвычайно затрудняет официальную регистрацию партий и получение места в избирательных бюллетенях. В новом законе указывалось, что партия должна иметь отделения в каждой области, насчитывающие не менее семисот членов в каждом. В феврале 2006 года был убит бывший мэр Алма-Аты, основатель оппозиционной партии «Нагыз Ак Жол» («Верный светлый путь») Алтынбек Сарсенбаев (1962–2006). Сарсенбаев был ведущим критиком Назарбаева и сторонником демократических реформ в Казахстане. Перед смертью Сарсенбаев создал Координационный совет демократических сил, который представлял собой политический союз членов Коммунистической партии и участников движения «Демократический выбор Казахстана». В августе 2006 года за его убийство были осуждены десять сообщников, в том числе руководитель аппарата сената и члены элитного отряда национальной безопасности Казахстана.

Крупные события

В 1986 году правящий орган Советского Союза, Политбюро, заменил многолетнего генерального секретаря Казахстана, этнического казаха по имени Динмохаммед Кунаев (1912–1993), политическим деятелем неказахского происхождения, якобы из-за коррупции на Часть Кунаева. Этот шаг вызвал массовые студенческие демонстрации в декабре того же года, которые были встречены жестокими репрессиями со стороны Москвы.

Первые президентские выборы в Казахстане после обретения независимости прошли в 1991, и Назарбаев победил. Он остался на своем посту после общенационального референдума 1995 года, но победа была омрачена обвинениями в подтасовке результатов выборов. Он снова баллотировался на выборах в январе 1999 года и получил 80 процентов голосов; еще раз критики назвали результаты подозрительно односторонними. Поправка к конституции 1998 г. уточняла, что президентский срок составляет семь лет, но в 2000 г. новый закон фактически предоставил ему статус пожизненного президента. В декабре 2005 года Назарбаев был переизбран 90 процентов голосов.

Двадцать первый век

Недовольство Назарбаевым и однопартийным господством широко распространено в Казахстане, но сдерживается авторитарным режимом и соответствующей атмосферой страха. Назарбаев контролирует государственную нефтяную компанию Казахстана, и его правительство поощряет иностранные инвестиции, особенно в совместные сделки с государственными нефтегазовыми компаниями; он также поддерживает свободную рыночную экономику. Правительство Назарбаева поддерживает теплые отношения с Соединенными Штатами, несмотря на нарушения ими демократических принципов. Казахстан бурно отреагировал на изображение нации как отсталого, антисемитского места в художественном фильме 2006 года Борат: культурные познания Америки на благо славной нации Казахстана , в котором британский комик Саша Барон Коэн снялся в роли вымышленного казахстанского журналиста. Правительство развернуло дорогостоящую кампанию по связям с общественностью как против Коэна, так и против Бората , которая провозгласила Казахстан «Сердцем Евразии» и успешно обратилась к дистрибьютору фильма, компании 20th Century-Fox, с просьбой не выпускать его в Казахстане.

Каммингс, Салли Н. Казахстан: власть и элита . Лондон: И.Б. Таурис, 2005.

Фергус, Майкл и Джанар Джандосова. Казахстан: Совершеннолетие . Лондон: Stacey International, 2003.

Олкотт, Марта. Казахстан: невыполненное обещание . Вашингтон: Фонд Карнеги за международный мир, 2002 г.

Следующим ли Казахстан в поле зрения Кремля после Украины?

Пост в социальной сети бывшего президента России Дмитрия Медведева, предупреждающий, что Северный Казахстан может стать следующим в очереди после того, как Украина была быстро уничтожена, но он отражает образ мыслей российских ястребов и полностью соответствует российскому политическому диалогу, где осталось мало табу .

Казахстан обычно считается ближайшим союзником России после Белоруссии, поэтому Москву можно простить за то, что она ожидала от среднеазиатской страны какой-то поддержки в войне с Украиной. Ведь Казахстан всегда участвовал во всех интеграционных проектах России, включая Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), где Казахстан сотрудничает с Россией в сфере обороны. Кроме того, во многом благодаря Кремлю президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сохранил власть в январе, когда страну сотрясали политические беспорядки и ожесточенные столкновения.

Однако после начала войны на Украине многие в России сочли действия Казахстана недостойными союзника. Он придерживается западных санкций против России, и, выступая в июне на Петербургском международном экономическом форуме в присутствии президента Владимира Путина, Токаев заявил, что Казахстан не будет признавать самопровозглашенные Донецкую и Луганскую «народные республики». ».

Вызывающая риторика Казахстана была подкреплена действиями: казахстанские власти направляют гуманитарную помощь в Украину и поддерживают контакт с президентом Украины Владимиром Зеленским. В Казахстане запрещена российская военная пропагандистская символика в общественных местах; 9 маяПарад Победы был отменен; было даже официально одобрено проведение антивоенного митинга в Алматы. Когда казахстанская нефть, транспортируемая через Россию, столкнулась с неожиданными трудностями, многие задались вопросом, не мстит ли это Россия.

На этом фоне неудивительно, что спешно удалённый пост бывшего президента, а ныне зампреда Совета безопасности Дмитрия Медведева о том, что после Украины Москва может обратить внимание на судьбу северного Казахстана, был воспринят в лоб ценность многими людьми.

Но могла ли Россия действительно вступить в конфликт с другим своим соседом?

В прошлом Казахстан делал политические жесты, вызывавшие недовольство Москвы, но они никогда не мешали тесному сотрудничеству между двумя странами. Однако теперь, похоже, возникли экономические разногласия: казахстанская сторона не спешит помогать российским компаниям в обход западных санкций, выступает против легализации параллельного импорта и не позволяет российским и белорусским дальнобойщикам ввозить товары из Европы. Шаг, который вряд ли будет тепло встречен в Москве, Казахстан также оказывает теплый прием компаниям, покидающим Россию.

У России, безусловно, есть множество способов напомнить Казахстану о цене, которую она заплатит за ухудшение отношений. Это может лишить Казахстан основного источника дохода: его прибыльного экспорта нефти. На нефтегазовый сектор приходится более 40 процентов доходов казахстанского государства, а 80 процентов его экспорта нефти проходит через территорию России через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), в котором Россия является крупнейшим участником (31 процент).

Возможны и другие маршруты экспорта — через порт в Баку, по трубопроводу в Китай или по железной дороге в Узбекистан, — но они не могут сравниться с КТК ни по объему, ни по цене, ни по скорости доставки.

Перекрывая этот ключевой для Казахстана источник дохода, Москва могла бы также оказать давление на основного покупателя центральноазиатского государства, Европейский Союз, продемонстрировав, что отказ от российской нефти будет сопряжен с дополнительными потерями для ЕС в размере более миллионов баррелей казахстанской нефти в сутки. Возможно, это была завуалированная угроза, когда Россия дважды — в середине июня и начале июля — останавливала работу КПК по техническим причинам. Оба инцидента последовали за заявлениями Токаева, которые мало чем угодили бы Москве: одно о намерении Казахстана соблюдать антироссийские санкции, а другое о готовности страны способствовать стабилизации ситуации на энергетических рынках Европы. Обе остановки были кратковременными, но могли привести к аварийным ситуациям на казахстанских предприятиях с непрерывным производственным циклом.

Экспорт нефти ни в коем случае не единственная точка давления Казахстана, которую могут использовать русские. Казахстан сильно зависит от импорта из России ряда продуктов питания, в частности растительного масла, сахара и молока. Россия также является ключевым источником нефтехимии, железа и удобрений для Казахстана, а также импортных автомобильных запчастей. В целом на Россию приходится пятая часть всей внешней торговли Казахстана, а через Россию проходит более половины казахстанских грузопотоков. Опять же, альтернативные маршруты — в Европу через Южный Кавказ, на юг через Узбекистан и Туркменистан или по железной дороге в Китай — намного дороже.

Как будет развиваться ситуация — вопрос спорный. После вторжения в Украину почти все в российской внешней политике кажется возможным, и нельзя полагаться на рациональные критерии, чтобы предсказать действия Москвы.

Однако вряд ли Россия рассчитывала на большую поддержку Казахстана, готовя свое вторжение. Прямую критику Москва тоже вряд ли смирила бы, но Казахстан эту черту пока не перешел, так что принципиального изменения в российско-казахстанских отношениях не произошло.

В Центральной Азии главным приоритетом России всегда было укрепление дружественных политических режимов. Давление на Казахстан сейчас — удушение экономически, принуждение к войне и требование разрыва с Западом — ослабило бы нынешнее руководство, которое еще не полностью оправилось от январских потрясений.

Между тем готовность Токаева публично противостоять Москве только укрепила его позиции в казахстанском обществе. Люди начинают видеть в нем независимого политика, который больше не зависит ни от своего предшественника Нурсултана Назарбаева, ни от Путина. Если Кремль попытается заставить Токаева отступить от своей позиции, он рискует спровоцировать новую волну общественного недовольства в Казахстане, что, в свою очередь, отразится на нерешенных экономических вопросах.

На данный момент Москва, похоже, стремится создать впечатление, что Украина должна винить только себя и что для других соседей и союзников России это обычное дело. Теперь, когда Россия изолирована от Запада, ей необходимо продемонстрировать, что у нее хорошие отношения в других местах, не в последнюю очередь в Центральной Азии.

Поэтому неудивительно, что пост Медведева вызвал столько беспокойства. Хотя текст впоследствии был удален, а его подлинность отрицалась, он отражал ожидания ястребов в российском обществе и полностью соответствовал нынешнему политическому диалогу внутри России, где практически ничего не табуировано. Подобные критические замечания в адрес Казахстана регулярно звучат со стороны российских официальных лиц, не говоря уже о крайностях, допущенных неофициальными лицами.

Ключевым фактором здесь, однако, является то, что пост Медведева просто перенес ту же логику, которую он применяет к Украине, к ее отношениям с Казахстаном. Если Кремль считает, что такой логики достаточно для оправдания военного вторжения, что может помешать ему сделать то же самое в других бывших советских республиках? Пока Москва рассматривает Казахстан как дружественный режим, но российские критерии дружбы становятся все более аморфными.

Режимы России, Белоруссии и Казахстана тесно переплетены, но Казахстан сейчас ищет свой собственный путь вперед с обновленным руководством, более свободной рыночной экономикой и отсутствием военных действий с Западом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *