Резиденция екатерины 2: Любимая резиденция трех императриц — История музеев

Содержание

Любимая резиденция трех императриц — История музеев

Екатерининский дворец, названный в честь Екатерины I, был любимой резиденцией трех императрицы — Екатерины, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Каждая из них добавляла в архитектуру ансамбля что-то свое: Екатерина II, например, отказалась от роскошной позолоты, которую так ценила Елизавета, да и вообще скептически относилась к этому «взбитому крему».

От избушки до дворца

Еще в XVII веке на территории будущего Царского Села располагалась усадьба шведского магната — Сарская мыза. Некоторое время спустя местечно начали называть Сарским селом, позже — Царским. В 1718 здесь заложили первые «каменные палаты», которые и легли в основу роскошного Екатерининского дворца. Известное нам название дворец получил лишь в 1910 году. До этого резиденцию императриц называли Большим дворцом, а позже, после постройки Александровского, стали величать Старым.

Фасад дворца. Источник: wikipedia.org

Работы поручили архитектору Браунштейну, известному своими проектами строений в Петергофе. В отделке «палат» использовалось дерево, причем не самых прочных пород. В будущем это сыграет злую шутку: деревянные покрытия так прогниют, что пол едва ли не начнет проваливаться. В 1724 в Царском селе устроили первое празднество по случаю приезда императора — «палили из тринадцати пушек трижды».

Полцарства за дворец!

Будущая императрица Елизавета получила мызу в наследство от матери. Цесаревна любила свою дачу, с которой у нее были связаны детские воспоминания. Вступив на престол, Елизавета Петровна принялась тратить огромные деньги на обустройство своей резиденции, чтобы посоперничать с самим Версалем.

Дворец. Источник: wikipedia.org

Первым делом императрица приняла решение перестроить устаревшие хоромы. Под руководством Земцова и Квасова был разработан детальный проект, о котором писал позднее Бенуа: «»…если Квасовский проект и уступает в роскоши и блеске тому сооружению Растрелли, которым мы ныне любуемся, то в смысле изящества, равновесия и ритма линий oн заслуживает предпочтения».

В 1744 бразды правления передали в руки Растрелли, но непосредственно работами по переустройству дворца архитектор занялся несколько позже. Именно благодаря Растрелли появилось здание в стиле русского барокко, украшенное лепниной и колоннами, выкрашенное в лазоревый цвет. Елизавета Петровна не скупилась — больше 100 килограммов золота ушло на отделку фасада и бесчисленных статуй.

После смерти Елизаветы уже Екатерина II распорядилась позолотить скульптуры в парке, как завещала покойная императрица. Но когда Екатерина узнала, во сколько обойдется казне подобная роскошь, она от работ отказалась.

Старомодный «взбитый крем»

Екатерина II далеко не сразу полюбила Царское село. В 1766 она жаловалась в письме: «Вот уже семь дней, как живу я на даче, в доме который покойная Императрица Елизавета заблагорассудила вызолотить вне и внутри; в нем нет ни одного удобного кресла… Нет даже возможности облокотиться на стол».

Новоиспеченная императрица считала этот барочный «взбитый крем» старомодным, и приказала снять лепные украшения и заменить позолоту простой покраской.

Арабесковый зал. Источник: wikipedia.org

Над интерьерами дворца при Екатерине работал шотландец Чарлз Камерон. Ему пришлось изрядно потрудиться: императрица, большая любительница античного искусства, приказала соединить старомодные барочные залы с классицистическими линиями. Именно под руководством Камерона были оформлены парадные залы — Арабесковый, Лионский и Китайский, он же создал Зеркальный, Синий и Серебряный кабинеты, Рафаэлевскую комнату и знаменитую Голубую гостиную. Правда, интерьеры северной половины дворца сгорели во время Великой Отечественной.

Тайна Янтарной комнаты

Известная на весь мир Янтарная комната поначалу была украшена полотнами, расписанными под янтарь. Сами же янтарные панели были подарены Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I.

Петр писал своей жене Екатерина: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чём давно желали». Некоторое время мозаики располагались в Людских палатах в летнем саду. Лишь в 1770 в Екатерининском дворце появилась та самая Янтарная комната, которая известная сейчас по фотографиям и в реконструированном виде.

Воссозданная Янтарная комната. Источник: wikipedia.org

Во время Великой Отечественной янтарные панно были вывезены оккупантами в Кенигсберг, где смонтировали в одном из залов Королевского дворца. Во время штурма Кенигсберга 1945 Янтарная комната бесследно исчезла. Ученые до сих пор теряются в догадках, куда могли пропасть янтарные панно. Самая распространенная версия — комната просто сгорела во время обстрелов. Немецкий журнал «Шпигель» проводил расследование, согласно которому Янтарная комната до сих пор хранится где-то под руинами замка. К 2003 году интерьер комнаты полностью восстановили.


Сборник: Корейская война

В вооружённом конфликте на стороне Корейской Народно-Демократической Республики участвовали части ВВС СССР, на стороне Южной Кореи — войска ООН.

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Пропаганда времён Корейской войны

Пропаганда времён Корейской войны

В Корее впервые столкнулись две идеологические машины холодной войны: западная демократия и восточный коммунизм.

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Бессмысленная бойня

Бессмысленная бойня

В результате гражданской войны Корея распалась на две части, одна из которых пережила все ужасы диктатуры и до сих пор представляет угрозу.

  • ЕГЭ
  • Азия
  • XX век

Корейская война

Корейская война

Вооружённый конфликт, расколовший Корею и мир. Что ты знаешь об этом событии?

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Решающие битвы Корейской войны

Решающие битвы Корейской войны

Конфликт почти всё время был позиционным и разворачивался на 38-й параллели. Крупнейшие сражения отгремели ещё в первые месяцы.

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Разгрызенный полуостров

Разгрызенный полуостров

Строго говоря, граница между Южной Кореей и КНДР проходит не по 38-й параллели, а вблизи неё. Но называют её всё равно «38-й параллелью». Говоря юридически, это не просто граница, а Военная демаркационная линия, по обе стороны от которой находится демилитаризированная зона.

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Пропаганда времён Корейской войны

В Корее впервые столкнулись две идеологические машины холодной войны: западная демократия и восточный коммунизм.

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Бессмысленная бойня

В результате гражданской войны Корея распалась на две части, одна из которых пережила все ужасы диктатуры и до сих пор представляет угрозу.

  • ЕГЭ
  • Азия
  • XX век

Корейская война

Вооружённый конфликт, расколовший Корею и мир. Что ты знаешь об этом событии?

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Решающие битвы Корейской войны

Конфликт почти всё время был позиционным и разворачивался на 38-й параллели. Крупнейшие сражения отгремели ещё в первые месяцы.

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Разгрызенный полуостров

Строго говоря, граница между Южной Кореей и КНДР проходит не по 38-й параллели, а вблизи неё. Но называют её всё равно «38-й параллелью». Говоря юридически, это не просто граница, а Военная демаркационная линия, по обе стороны от которой находится демилитаризированная зона.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

За что истребляли гугенотов? (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Что, если бы Берия пришёл к власти

  • Статьи
  • Европа
  • I век

За столом у Калигулы

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»

  • Статьи
  • Африка
  • XIV век до н. э.

Короткая жизнь дочери Нефертити

  • Статьи
  • Африка

Богатейший женоненавистник мира, охмурённый русской княгиней

  • Тесты
  • Европа
  • XIX век

Герои Дюма

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Будни Наполеона на острове Святой Елены

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Лев Гумилёв. Мыслитель, сын поэтов

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Августейшие кузены

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис

  • Статьи
  • Европа
  • XV-XVIII вв.

Самые ужасные пытки (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Ненасытная Виктория

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»

  • Статьи
  • I до н. э. -XXI вв.

Бикини: история победившей наготы

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

От чего умер Ленин?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

История первого советского маньяка

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Как Смоленск стал русским

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

За что истребляли гугенотов? (18+)

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 414248
За что истребляли гугенотов? (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 362839
Что, если бы Берия пришёл к власти
  • 📚 Статьи
  • 👀 294804
За столом у Калигулы
  • 📚 Статьи
  • 👀 230227
«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»
  • 📚 Статьи
  • 👀 214978
Короткая жизнь дочери Нефертити
  • 📚 Статьи
  • 👀 203015
Богатейший женоненавистник мира, охмурённый русской княгиней
  • 📚 Тесты
  • 👀 132411
Герои Дюма
  • 📚 Статьи
  • 👀 84134
Будни Наполеона на острове Святой Елены
  • 📚 Статьи
  • 👀 55095
Лев Гумилёв. Мыслитель, сын поэтов
  • 📚 Статьи
  • 👀 54245
Августейшие кузены
  • 📚 Статьи
  • 👀 4996467
«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис
  • 📚 Статьи
  • 👀 1041232
Самые ужасные пытки (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 804127
Ненасытная Виктория
  • 📚 Статьи
  • 👀 508423
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
  • 📚 Статьи
  • 👀 485549
«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»
  • 📚 Статьи
  • 👀 476153
Бикини: история победившей наготы
  • 📚 Статьи
  • 👀 438489
От чего умер Ленин?
  • 📚 Статьи
  • 👀 431002
История первого советского маньяка
  • 📚 Статьи
  • 👀 430963
Как Смоленск стал русским
  • 📚 Статьи
  • 👀 414248
За что истребляли гугенотов? (18+)

Летняя резиденция екатерины 2.

Дворцы императорских фаворитов. Загадочная смерть императрицы


В XVIII веке у власти в России часто оказывались женщины, и в их жизни, естественно, были фавориты. Они безмерно одаривались титулами и поместьями, зачастую имели огромное политическое влияние. Некоторые получали в подарок настоящие дворцы. Кто же удостоился такой чести, и какие из этих дворцов сохранились в Санкт-Петербурге до нашего времени?

Аничков дворец (Невский пр., 39)

Аничков дворец — первый дворец, появившийся на Невском проспекте. Так его назвали уже через несколько лет, когда рядом с ним появился знаменитый Аничков мост.
Елизавета Петровна, дочь Петра I, взойдя на престол в 1741 году в результате дворцового переворота, в честь своего триумфа приказала выстроить дворец.

Хотя официально было объявлено, что дворец строится для новой императрицы, все понимали, что на самом деле он предназначен для графа Алексея Григорьевича Разумовского, на тот момент являющегося ее фаворитом. Разумовский славился своей красотой и добродушием, и хотя обладал при дворе большой властью, особо этим никогда не пользовался.

К строительству дворца приступили сразу после коронации, начинал его строить архитектор Михаил Земцов, а завершал уже Бартоломео Растрелли. Здание было расположено так, что его парадный вход и главный фасад были обращены на набережную Фонтанки, а не на Невский проспект. В то время Невский проспект еще не был центральной улицей города и, кроме того, многие гости добирались до этого дворца по Фонтанке, по ней тогда проходила граница Санкт-Петербурга.

В 1771 году Разумовский умер, и Екатерина II, выкупив дворец у семейства Разумовских, передарила его своему новому фавориту, Григорию Потемкину. Он решил перестроить дворец в более классическом стиле, что и было сделано. В дальнейшем дворец еще не раз менял своих хозяев, и не раз серьезно перестраивался.

Шуваловский дворец (Итальянская ул.,25)

Принадлежал особняк молодому фавориту Елизаветы Петровны Ивану Шувалову, человеку весьма разностороннему, интересовавшемуся политикой, искусством. Во многом благодаря его стараниям были открыты Московский Университет и Академия Художеств.

Вместо того, чтобы строить новый особняк «с нуля», было решено, взяв за основу одно из имеющихся зданий, основательно его перестроить по своему вкусу. К строительству особняка привлекли архитектора Савву Чевакинского, выбравшего для него стиль елизаветинского барокко. Особняк построили очень быстро – всего за два года, и туда переехал Шувалов со своей женой.
Однако в дальнейшем, при императрице Екатерине II, Шувалов был отлучен от двора и вынужден был уехать из России. По распоряжению одного из последующих владельцев дворца, генерал-прокурора Александра Вяземского, дворец перестроили уже в классическом стиле.

Мраморный дворец (Миллионная улица, 5/1)

Этот дворец был построен для очередного фаворита Екатерины II графа Григория Орлова. Столь щедрый подарок графу императрица сделала за его отвагу и смелость, проявленные во время дворцового переворота, благодаря которому Екатерина взошла на российский трон.
Для украшения фасадов и интерьеров этого дворца был использован мрамор, причем, самый разный – 32 сортов. Поэтому этот дворец так и стали называть – Мраморным. А еще его называли – Дворец для фаворита.
Однако строительство дворца затянулось на целых 17 лет и, к сожалению, граф Орлов, так и не дождавшись завершения работы, умер. Сейчас Мраморный дворец передан в распоряжение Русского музея.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец тоже принадлежал Григорию Орлову. Он был выстроен в необычном для России стиле – английского охотничьего замка. Проект выполнил итальянец Антонио Ринальди. Этот дворец тоже строили очень долго – 15 лет, и Орлову пожить в нем довелось весьма недолго – всего два года.

Таврический дворец (Шпалерная улица, дом 47)

Этот дворец, один из самых больших в Европе, Екатерина Великая выстроила для князя Потемкина. Именно под его управлением русская армия, победив в русско-турецкой войне, присоединила Крымский полуостров, называемый тогда «Тавридой». После этого и Потемкина стали называть Таврическим. Но Потемкин уже через год продал этот дворец за ненадобностью и отбыл по делам на юг. Екатерина же выкупила этот дворец и опять ему подарила – на сей раз за взятие турецкой крепости Измаил.

Летний дворец Елизаветы Петровны — несохранившаяся императорская резиденция в Санкт-Петербурге , построенная Б. Ф. Растрелли в 1741-1744 годах на месте, где теперь расположен Михайловский (Инженерный) замок . Снесён в 1797 году

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Дворец Елизаветы Петровны.

    ✪ Деревянный летний дворец Елизаветы

    ✪ «Царское Село Елизаветы Петровны»

    ✪ Зимний дворец Елизаветы Петровны

    ✪ Зимний дворец Петра I

    Субтитры

    История строительства

    Уже тогда появилась идея замкнуть аллею Летнего сада напротив Карпиева пруда дворцовой постройкой. Об этом свидетельствует проект — гг., сохранившийся в архивах. Возможный его автор Ж. Б. Леблон . На нём изображён небольшой девятиосный дворец, повышенный центр которого завершён четырёхгранным куполом. Широкие одноэтажные галереи охватывают курдонёр с пышным фигурным партером , обращённый к Мойке. Позади разбит сад с многочисленными боскетами разнообразных очертаний. Сохранены плодовые посадки на территории нынешнего Михайловского сада. Однако дальше замыслов дело не пошло .

    Однако, пока велось строительство произошёл переворот , и хозяйкой здания стала Елизавета Петровна . К г. деревянный на каменных погребах дворец был вчерне закончен. Зодчий в описании созданных им построек так говорил о нём:

    «Это здание имело более 160 апартаментов, включая сюда и церковь, зал и галереи. Всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами , с Эрмитажем , построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами , все украшения которых были позолочены» .

    Несмотря на расположение в городской черте, здание решено по усадебной схеме. План создан под явным влиянием Версаля , что особенно заметно со стороны курдонёра: последовательно сужающиеся пространства усиливали эффект барочной перспективы двора, огражденного от подъездной дороги решёткой пышного рисунка с государственными гербами. Одноэтажные служебные постройки по периметру курдонёра подчеркивают традиционную для барокко замкнутость ансамбля. Довольно плоскостный декор светло-розовых фасадов (пилястры бельэтажа с коринфскими капителями и отвечающими им рустованными лопатками каменного цоколя, фигурные наличники окон) компенсировался богатой игрой объёмов. Сложные в плане, сильно развитые боковые крылья включали внутренние дворы с небольшими цветочными партерами. Пышные подъездные портики вели в лестничные объёмы, как всегда у Растрелли, смещенные с центральной оси. От парадной лестницы череда гостиных, украшенных золочёной резьбой, вела в самый представительный зал дворца — Тронный. Его двухсветный объём акцентировал центр здания. Снаружи к нему вели фигурные лестницы, со стороны сада дополненные пандусами . Завершали облик дворца, придавая ему барочную пышность, многочисленные статуи и вазы на увенчивающих здание фронтонах и балюстраде . Пространство до Мойки Растрелли украсил цветочными партерами с тремя фонтанными бассейнами сложных очертаний.

    Как нередко бывало с творениями зодчего, с течением времени логичный и стройный первоначальный план изменяется в угоду сиюминутным требованиям. В 1744 г. для перехода императрицы во 2-й Летний сад через Мойку он строит одноэтажную крытую галерею, украшенную развешанными по стенам картинами. Здесь же, г. у северо-западного ризалита он создаёт террасу висячего сада на уровне бельэтажа с павильоном Эрмитаж и фонтаном в центре партера. По контуру её ограждают пышной вызолоченной трельяжной решёткой, устраивают многомаршевые сходы в сад . В дальнейшем к северо-восточному ризалиту пристраивают дворцовую церковь, расширяя его дополнительным рядом помещений со стороны Фонтанки . На западном фасаде появляются эркеры -фонарики .

    На прилегающей ко дворцу территории разбили декоративный парк с огромным сложным зелёным лабиринтом, боскетами, трельяжными беседками и двумя трапециевидными с полукруглыми выступами прудами (сохранившиеся до сих пор, они приобрели свободные очертания при реконструкции парка под великокняжескую резиденцию ). О своей работе в парке в 1745 г. Растрелли сообщает:

    «На берегу Мойки в новом саду я построил большое здание бань с круглым салоном и фонтаном в несколько струй, с парадными комнатами для отдыха».

    В центре парка находились качели, горки, карусели. Устройство последних необычно: вокруг большого дерева разместили вертящиеся скамейки, а в кроне скрывалась беседка, в которую поднимались по винтовой лестнице .

    Ещё одна постройка, расположенная в непосредственной близости от северо-восточного угла дворца связана с именем зодчего: система водоснабжения фонтанов Летнего сада, выполненная в 1720-х гг. уже не давала достаточного напора, и не соответствовала блеску и величию императорской резиденции. В середине 1740-х гг. Растрелли строит водовзводные башни с акведуком через Фонтанку. Сложное в техническом плане, чисто утилитарное сооружение из дерева было украшено с дворцовой роскошью: роспись стен имитировала пышную барочную лепку .

    Несмотря на то, что дворец являлся парадной императорской резиденцией, прямого сообщения с Невской перспективой не было: дорога, шедшая среди малопрезентабельных случайных построек (на берегу Фонтанки стояли ледники , оранжереи, мастерские и Слоновый двор) поворачивала на Итальянскую улицу, и только минуя дворец И. И. Шувалова , построенный Саввой Чевакинским , экипажи через Малую Садовую попадали на центральную транспортную артерию города . Прямая связь появится только в следующем веке благодаря работам К. Росси .

    Елизавета Петровна очень любила Летний дворец. В конце апреля — начале мая (как позволяла погода) торжественный переезд императрицы из зимней резиденции оформлялся пышным церемониалом с участием двора, оркестра, полков гвардии под артиллерийский салют пушки у Зимнего дворца и орудий Петропавловской крепости и Адмиралтейства . Параллельно императорские яхты, стоявшие на рейде напротив Апраксина дома , отплывали к Летнему саду. В обратный путь царица отправлялась в последних числах сентября с теми же церемониями .


Во времена первого Романова Михаила Федоровича Рубцово принадлежало его матери инокине Марфе. Став царем Михаил любил проводить в Покровском летнее время. В 1615 г. в нем был освящён деревянный храм во имя Николая Чудотворца , Михаил возвел его в благодарность за спасение Москвы от поляков и в честь освобождения его отца — патриарха Филарета, из польского плена. Через восемь лет деревянный храм был заменен каменным, был построен дворец, в котором устраивались семейные торжества.

В 1619 г. в память избавления Москвы от войск польского королевича Владислава заложен каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. По храму село стало именоваться «Покровское, Рубцово тож», а затем и просто Покровское.

Церковь Покрова в Рубцово .

Михаил Фёдорович сам занимался обустройством царской усадьбы. Неподалеку располагались конюшни, кухни, пчелиные ульи, пивоварня, мельница и другие сооружения.

Построенный деревянный дворец был обращен фасадом в сторону дороги и речки Гнилушки. В 1632 г. она была запружена, из-за чего образовался Рыбинский пруд , (остатки которого были засыпаны в 1920-х гг.). На берегу пруда разбили плодовый сад, где несколько лет спустя высадили уникальные деревья, кустарники, лечебные травы и цветы и построили каменную беседку.

В Покровском в 1627 г. родилась старшая дочь Михаила Федоровича, великая княжна Ирина Михайловна, в честь небесной покровительницы которой в селе была построена церковь мученицы Ирины . Именно Ирине Михайловне и досталось в собственность Покровское. Ее брат, царь Алексей Михайлович, не особо жаловал родовую вотчину, хотя и регулярно посещал усадьбу, особенно весной, летом и во время охотничьего сезона.

Любил здесь охотиться и молодой царь Петр II. В 1728 году он приехал в Москву со своей юной тетушкой Елизаветой Петровной, и та очень скоро приобщила его к псовой и соколиной охоте в окрестностях Первопрестольной. Со своей свитой они часто выезжали охотиться в Сокольники и останавливались в старом Покровском дворце. Царская охота стала темой известной картины Валентина Серова.

Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, худ. В. Серов, 1900.

Однако в начале 1730 г . Петр II умер. На престол взошла племянница Петра I Анна Иоанновна. Елизавета Петровна оказалась в опале, была выслана из Санкт-Петербурга в Москву и поселилась в полюбившемся ей Покровском дворце со своими родственниками Скавронскими и Гендриковыми. Дворец более чем на десять лет стал резиденцией цесаревны.

Есть предание, что Елизавета, от природы имея нрав веселый, участвовала в праздничных хороводах, составленных из покровских девиц. Любила нарядиться в атласный сарафан и кокошник, вплести в косу яркую ленту и распевать частушки. Это очень похоже на Елизавету, которая уже став императрицей обожала устраивать карнавалы-метаморфозы, переодеваясь в мужской костюм, чтобы продемонстрировать свои стройные ноги.

Взойдя на престол в 1741 г. , после смерти Анны Иоанновны, Елизавета правила 20 лет и все это время не забывала своего любимого Покровского. Уже в конце февраля 1741 г., прибыв в Москву для коронации, назначенной на 25 апреля, и едва посетив кремлевские соборы, Елизавета уехала в Покровское, «к зимнему своему дому, что на Яузе». Осенью того же года туда по приказу Елизаветы привезли ее племянника герцога Петра Голштинского, которого она объявила своим наследником на российском престоле как ближайшего кровного родственника.

При этом наследник принял православную веру и стал именоваться Петром Федоровичем (Петр III). В феврале 1744 г. в Покровский дворец приехала принцесса Ангальт-Цербстская с 14-летней дочерью Софией-Августой-Фредерикой, предназначавшейся в невесты Петру Федоровичу. 28 июня было совершено миропомазание Софии-Августы, получившей в православии имя Екатерины Алексеевны, а на следующий день она была обручена с наследником престола.


Елизавета время от времени посещала Покровское и подолгу, почти по году, там жила. На месте сгоревшего в пожаре 1737 года, она построила себе дворец из камня . Он представлял собой ризалитный блок с парадным двухсветным залом и системой пересекающихся под прямым углом анфилад. Типовая, в общем-то, для своего времени планировка. Зато комнаты при этом, были отделаны в «китайском вкусе», в том же стиле во дворце было много посуды.

В 1752 году Покровское вошло в состав города. Состояние усадьбы на тот момент уже не удовлетворяло императорский двор. Вот как описал дворец архитектор Иван Яковлев: «В оном дворце потолки и кровля, покрытые тесом, пришли в великую ветхость; и мыльню с покоями за немалою ветхостью надлежит перестроить: и дворец вновь покрыть не повелено ль будет для прочности железом: и сверх всей перестройки не повелено ль будет, что пристроить внов?»

Для составления нового проекта расширения дворца был приглашен Ф.-Б.Растрелли . Архитектор хотел добавить еще один этаж, повысить центральную часть здания и обогатить фасады барочным декором и полукруглыми пандусами, примыкающими к выступающему центральному ризалиту. Однако проект перестройки здания не был претворен в жизнь, и оно оставалось в первоначальном виде вплоть до второй половины ХIХ в .

Зато большой интерес представлял сад в Покровском — один из лучших в Москве (спланированный все тем же Растрелли). Расположенный в виде прямоугольника с церковью в центре, он пронизан расходящимися от овальной площадки вокруг церкви продольными и поперечными веерообразными аллеями. Основу сада составляли плодовые деревья и кустарники. Партеры были засажены грушами, яблонями, сливами, вишнями и орешником. Прогуливаясь по ним, можно было всласть полакомиться.



Уже в 1760 г. Елизавета предприняла поиски проекта Растрелли и осведомилась, не были ли запасены в связи с ним строительные материалы? Однако, на том дело и остановилось.


Проект перестройки Покровского дворца. Главный фасад. Ф.-Б. Растрелли, 1752 г. Б., перо, тушь, акв. РГАДА.

Екатерининский дворец, названный в честь Екатерины I, был любимой резиденцией трех императрицы — Екатерины, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Каждая из них добавляла в архитектуру ансамбля что-то свое: Екатерина II, например, отказалась от роскошной позолоты, которую так ценила Елизавета, да и вообще скептически относилась к этому «взбитому крему».

От избушки до дворца

Еще в XVII веке на территории будущего Царского Села располагалась усадьба шведского магната — Сарская мыза. Некоторое время спустя местечно начали называть Сарским селом, позже — Царским. В 1718 здесь заложили первые «каменные палаты», которые и легли в основу роскошного Екатерининского дворца. Известное нам название дворец получил лишь в 1910 году. До этого резиденцию императриц называли Большим дворцом, а позже, после постройки Александровского, стали величать Старым.

Источник: wikipedia.org

Работы поручили архитектору Браунштейну, известному своими проектами строений в Петергофе. В отделке «палат» использовалось дерево, причем не самых прочных пород. В будущем это сыграет злую шутку: деревянные покрытия так прогниют, что пол едва ли не начнет проваливаться. В 1724 в Царском селе устроили первое празднество по случаю приезда императора — «палили из тринадцати пушек трижды».

Полцарства за дворец!

Будущая императрица Елизавета получила мызу в наследство от матери. Цесаревна любила свою дачу, с которой у нее были связаны детские воспоминания. Вступив на престол, Елизавета Петровна принялась тратить огромные деньги на обустройство своей резиденции, чтобы посоперничать с самим Версалем.


Источник: wikipedia.org

Первым делом императрица приняла решение перестроить устаревшие хоромы. Под руководством Земцова и Квасова был разработан детальный проект, о котором писал позднее Бенуа: «»…если Квасовский проект и уступает в роскоши и блеске тому сооружению Растрелли, которым мы ныне любуемся, то в смысле изящества, равновесия и ритма линий oн заслуживает предпочтения».

В 1744 бразды правления передали в руки Растрелли, но непосредственно работами по переустройству дворца архитектор занялся несколько позже. Именно благодаря Растрелли появилось здание в стиле русского барокко, украшенное лепниной и колоннами, выкрашенное в лазоревый цвет. Елизавета Петровна не скупилась — больше 100 килограммов золота ушло на отделку фасада и бесчисленных статуй.

После смерти Елизаветы уже Екатерина II распорядилась позолотить скульптуры в парке, как завещала покойная императрица. Но когда Екатерина узнала, во сколько обойдется казне подобная роскошь, она от работ отказалась.

Старомодный «взбитый крем»

Екатерина II далеко не сразу полюбила Царское село. В 1766 она жаловалась в письме: «Вот уже семь дней, как живу я на даче, в доме который покойная Императрица Елизавета заблагорассудила вызолотить вне и внутри; в нем нет ни одного удобного кресла… Нет даже возможности облокотиться на стол». Новоиспеченная императрица считала этот барочный «взбитый крем» старомодным, и приказала снять лепные украшения и заменить позолоту простой покраской.


Источник: wikipedia.org

Над интерьерами дворца при Екатерине работал шотландец Чарлз Камерон. Ему пришлось изрядно потрудиться: императрица, большая любительница античного искусства, приказала соединить старомодные барочные залы с классицистическими линиями. Именно под руководством Камерона были оформлены парадные залы — Арабесковый, Лионский и Китайский, он же создал Зеркальный, Синий и Серебряный кабинеты, Рафаэлевскую комнату и знаменитую Голубую гостиную. Правда, интерьеры северной половины дворца сгорели во время Великой Отечественной.

Тайна Янтарной комнаты

Известная на весь мир Янтарная комната поначалу была украшена полотнами, расписанными под янтарь. Сами же янтарные панели были подарены Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I.

Петр писал своей жене Екатерина: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чём давно желали». Некоторое время мозаики располагались в Людских палатах в летнем саду. Лишь в 1770 в Екатерининском дворце появилась та самая Янтарная комната, которая известная сейчас по фотографиям и в реконструированном виде.


Со смертью императрицы Анны Иоанновны, последовавшей в 1740 году Бирон стал регентом при малолетнем императоре Иоанне Антоновиче, которому было в ту пору 2 месяца от роду. Впрочем, регентство его было недолгим. Бирон был арестован за злоупотребления и сослан в ссылку. Недолгим было и правление матери малолетнего императора Анны Леопольдовны, назначенной регентшей при нем. 25 ноября 1741 года в результате дворцового переворота на престол взошла дочь императора Петра I Елизавета Петровна. Время ее царствования — время мощного взлета петербургского зодчества. Сама любившая пышность и великолепие, Елизавета Петровна желала видеть детище своего отца украшенным красивыми зданиями и потому очень пеклась о парадном строительстве в Петербурге и его пригородах. Вступив на престол, Елизавета Петровна преимущественно жила в Летнем дворце на месте нынешнего Михайловского замка, который вскоре стал тесен для разросшегося императорского двора. Во время ее царствования были построены Никольский Морской собор, Зимний дворец, был сооружен ансамбль Смольного монастыря, возведены Тучков и Сампсониевский мосты, и, наконец, открыты Московский университет, Академия художеств в Петербурге и Пажеский корпус. Она приглашала в Петербург лучших архитекторов Европы, и среди них самым ярким был Бартоломео Растрелли. Им возведены в Петербурге лучшие здания. Это Зимний дворец, дважды им перестроенный, Аничков, Воронцовский, Строгановский дворцы; Большой Петергофский дворец, Царскосельский (Екатерининский) дворец, Смольный монастырь и другие здания. Глядя на собор Смольного монастыря, Кваренги, не любивший архитектуру елизаветинского барокко, со словами: «Ну и церковь!», — снимал шляпу.
По приезде в Петербург Елизавета Петровна велела строить для себя сразу два дворца, один временный, деревянный около Полицейского моста, другой каменный на набережной Невы. Оба дворца строились по проекту Б. Растрелли. Деревянный дворец, хотя и строился как временный, был отделан с большой роскошью.
Невский проспект к тому времени стал лучшей улицей города. Елизавета следила за его благоустройством. Были изданы указы, запрещающие строить на главной улице города деревянные здания. На проспекте возводились только каменные дома. Но они были не похожи на нынешние. Как правило, это были двухэтажные здания с обязательным палисадником перед фасадом, огражденным узорчатой чугунной решеткой. В 1755 году начали перестраивать Гостиный двор. План Растрелли, отличавшийся большой пышностью отделки здания, не был осуществлен за недостатком финансирования. Сейчас мы видим здание Гостиного двора, построенное по проекту архитектора Вален-Деламота, который сохранил планировку Растрелли, но осуществил постройку здания в стиле раннего классицизма.
Елизавета Петровна по отзывам современников была очень красива, жива и кокетлива. Ее дворцы были уставлены зеркалами, в которых она постоянно видела свое многократно повторенное отражение. Для нее скупались в Европе в большом количестве самые дорогие наряды. После смерти в гардеробе императрицы было 15000 платьев, некоторые из которых не были ни разу одеты. Сама они никогда не одевала дважды одно и то же платье. И того же требовала от придворных, за внешним видом которых очень следила, издавая один за другим указы, регламентирующие внешний облик своих приближенных. Так например, был издан указ, запрещавший придворным дамам носить темные платья, указ о том, чтобы к маскараду ездить только в хорошем платье, а не «в гнусном». А зимой 1747 года вышло «волосяное установление», которое предписывало всем придворным дамам подстричься налысо, а голову покрывать «черными взлохмаченными париками», которые сама же и выдала. Причиной такого жесткого установления было то, пудра с волос императрицы никак не желала сходить, императрица решила выкрасить волосы в чёрный цвет, но и это почему-то не получилось и тогда ей пришлось первой состричь волосы и надеть черный парик. А она не любила, чтобы кто-либо превосходил ее красотой и совершенством. Ну как было не издать «волосяного установления»?
Время Елизаветы — время, когда в искусстве царил стиль барокко, который был под стать веселому характеру императрицы с ее капризами и любовью к роскоши. Архитектурные шедевры Франческо Бартоломео Растрелли, до сих пор поражающие нас изяществом, роскошью и великолепием — памятник тому времени. И один из них -Смольный монастырь, который строился императрицей для себя. Одно время у нее было желание отречься от престола и уйти в монастырь. Для строительства монастыря были согнаны тысячи солдат и мастеровых людей. Он строился с большим размахом. И через несколько лет внешне был готов. Но тут началась семилетняя война, и строительство прекратилось за нехваткой денег. Вскоре и желание уйти в монастырь у Елизаветы тоже пропало.

Г. Р. Державин назвал время правления Елизаветы «веком песен». Елизавета Петровна и в самом деле любила музыку и сама обладала незаурядными музыкальными способностями: играла на многих инструментах и сочиняла песни. Благодаря ей Россия познакомилась с гитарой, мандолиной, арфой и другими инструментами. При ней расцвели опера, балет, а также драматический театр, который она очень любила. На сцене русских театров играли Шекспира, Мольера и, конечно же, пьесы первого русского трагика Александра Сумарокова. В 1750 году в Ярославле был создан Федором Григорьевичем Волковым театр, спектакли которого шли с большим успехом. Узнав о «ярославских комедиях», императрица специальным указом вызвала Волкова с труппой в Петербург. Инициативой Сумарокова и Волкова в 1756 году был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало созданию Императорских театров России. Театр поначалу располагался в Меншиковском дворце, в котором в 1732-м открылся Шляхетный кадетский корпус для малолетних дворян. Здесь была поставлена первая русская трагедия «Хорев», здесь же разместили в 1752 году актеров труппы Федора Волкова.
При той активной светской жизни, какую вела Елизавета, до управления государством у нее иногда просто не доходили руки. Министры месяцами бегали за ней, чтобы она успела между переодеваньями к балу или маскараду подписать какой-нибудь документ. К счастью, бюрократическая машина, запущенная некогда Петром, продолжала свою работу, и дело шло своим чередом. К тому же у нее были замечательные помощники. Она вполне могла положиться во внутренней политике на П. И. Шувалова, во внешней на А. П. Бестужева-Рюмина, в сфере просвещения на И. И. Шувалова.
Балы и маскарады сменяли друг друга, соперничая между собой в пышности и блеске. Но на фоне этого, казалось, нескончаемого праздника в Петербурге происходили важные события. Петербург этого времени — это Петербург Ломоносова, основателя отечественной науки и поэзии, это Петербург важных географический исследований и открытий. В 1743 году закончилась одиннадцатилетняя Вторая Камчатская экспедиция, а через два года был издан Академический атлас с картами громадной территории от Байкала до Анадыря и северо-западной Америки.
Создавая в свое время Академию наук, Петр I мыслил ее как центр высшего образования в России. Это видно из проекта «Положения Академии наук и художеств», в котором было сказано, что члены Академии, трудясь «о совершенстве художеств и наук», должны были «те художества и науки публично учить», то есть преподавать. То есть Академию Петр мыслил как университет. В 1745 году профессором этого Академического (или Петровского) университета стал М. В. Ломоносов, который настоял на том, чтобы обучение в университете могли проходить не только дворяне: «Ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, и в университете тот студент почетнее, кто больше научился». Такая установка профессора первого в России высшего учебного заведения, основателя отечественной науки открыла дорогу к получению образования для многих талантливых молодых людей. Среди первых «природных россиян», окончивших Петровский университет были Антиох Кантемир, Иван Магницкий, Петр Ремизов. Поэтические «Сатиры» Антиоха Кантемира были очень популярны в то время и в списках ходили по рукам.
Повышению интереса к культуре и образованию способствовали и культурные запросы и интересы императрицы и двора, близость к Европе, сам дух города, с самого рождения предназначенный быть «окном в Европу». В городе появляются гимназии, как государственные, так и частные. В 1757 году в Петербурге была образована «Академия трех знатнейших художеств» — живописи, архитектуры и скульптуры. Возведение здания для Академии художеств на Университетской набережной начнется только в 1764 году, а с момента основания до этого времени она располагалась в доме инициатора ее создания И. И. Шувалова, в Шуваловском дворце на Садовой улице, между Невским проспектом и Итальянской улицей. Первыми ее учениками стали Иван Старов, Федор Рокотов, Василий Баженов. Как художник-мозаичист М. В. Ломоносов стал почетным членом Академии. Мозаичное панно работы М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» находится сейчас в здании Академии наук.
В 1751 году на Николаевской набережной Невы, нынешней набережной лейтенанта Шмидта, открылся Морской шляхетный кадетский корпус, позже ставший Морской академией. С причала, где стоит памятник Крузенштерну, уходили в море все выдающиеся русские мореплаватели и адмиралы.

Петербург шумной елизаветинской поры уже мало чем напоминал скромный петровский «Парадиз». В городе к этому времени сложилась благоприятная среда для развития экономики. Он не требовал уже исключительных мер по привлечению населения и финансов. Все возрастающие потребности новой столицы преображали весь это край на многие километры вокруг. Возы со строительным материалом, продовольствием, различными изделиями местных промыслов тысячами тянулись из Новгородской, Псковской, Олонецкой губерний. Корабли из Европы, барки, лодки, плоты сотнями искали места для швартовки у пристаней города.
За время своего двадцатилетнего правления Елизавета Петровна не подписала ни одного смертного приговора. И может быть, поэтому внутренняя жизнь страны в целом в этот период была стабильной — в стране не было ни бунтов, ни ожесточения. Были запрещены некоторые жестокие забавы: в Москве и Петербурге было запрещено иметь медведей, стрелять из ружей. В сфере внешней политики это время было также временем покоя: из 20 лет царствования Елизаветы 15 лет были мирными. А четыре года участия России в Семилетней войне (1756-1760) обнаружили боеспособность русской армии, нанесшей поражение непобедимым дотоле войскам Фридриха Великого. И это при извечной российской неразберихе, воровстве в тылу, непродуманности стратегических планов.

Большой Екатерининский дворец

Большо́й Екатери́нинский дворе́ц (Большо́й Царскосе́льский дворе́ц, Екатери́нинский дворе́ц, Большо́й дворе́ц1, Стáрый дворе́ц2) — императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских правительниц: Екатерины I, Елизаветы Петровны, Екатерины II. Дворец расположен в 26 км к югу от центра Санкт-Петербурга в бывшем Царском Селе (ныне — город Пушкин).

Является объектом культурного наследия России3. Входит в состав «Дворцово-паркового ансамбля города Пушкин и его исторический центр», который является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников»4.

Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в честь которой и называют. В течение XVIII века неоднократно перестраивали и в современном виде представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце был открыт музей. В период Великой отечественной войны дворец был сильно повреждён. Его восстановление заняло долгие годы и ещё не закончено. Восстановление проводит Ленинградская школа реставраторов на строго научной основе.

История

В истории и архитектуре дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей того времени. Сам дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили праздник, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовал всероссийский императорПётр I. По первому проекту дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое 2-этажное сооружение в голландском стиле «на 16 светлиц». В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Одновременно с Квасовым был приглашён Савва Чевакинский, осуществивший расширение дворца до современной длины. По его проекту был осуществлён интерьер церкви, Тронного зала и построены корпуса флигелей-циркумференций. В мае 1752 года Елизавета Петровна поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить дворец. После строительных работ, которые длились 4 года, и появился современный дворец, выполненный в стиле русского барокко. Более 100 килограммов золота ушло на позолоту изощрённой отделки нового фасада и многочисленных статуй на кровле. Перед величественным фасадом был разбит не менее величественный регулярный парк. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца.

Традиционно дворец связывают и с именем Екатерины Великой, хотя сама императрица считала этот «взбитый крем» старомодным. Согласно воле покойной императрицы Елизаветы, первым делом Екатерина распорядилась позолотить статуи в парке. Когда часть из них уже обработали, узнав о стоимости этих работ, Екатерина велела их приостановить. В своих мемуарах она пожурила предшественницу за расточительство. Во всё своё царствование она перестраивала дворец и парк на свой вкус, делая их более удобными для жизни и более скромными.

Перестройка

Растрелли перестроил Большой (Екатерининский) дворец (1752—1756) в Царском Селе следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру — Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов (белый и голубой цвета в сочетании с позолотой лепнины) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик (БСЭ).

Из воспоминаний графа С. Д. Шереметева: «В первый раз видел я Большой Царскосельский дворец во всём блеске бала. (1863) Танцевали в большом зале, а в проходной галерее накрыт был ужин на бесчисленное число гостей. Сияли деревянные колонны с позолотой, перевитые гирляндами во вкусе прошлого века, горели огнями. Тогда ещё никто не помышлял об электрическом освещении, и горели бесчисленные свечи, как бывало во времена Екатерины. Чудное было зрелище, которое нельзя забыть,,, Я был тогда молодым офицером и танцевал мазурку с принцессой Екатериной Петровной Ольденбургской».

Дворец после 1917 года

В период немецкой оккупации ансамбль сильно пострадал, дворцы были разграблены, многие экспонаты были сожжены. Руководитель отдела музеев и памятников при управлении по делам искусств исполкома ленгорсовета Анатолий Михайлович Кучумов, который в 1935—1937 годах был хранителем Большого Екатерининского дворца, возглавил розыск похищенных сокровищ. Несколько раз Анатолий Михайлович выезжал в Германию. Уникальные паркеты из Лионского зала и Зеркального кабинета дворца Кучумов разыскал под грудой зерна на берлинском элеваторе, часть архивных документов, дворцовой мебели и книг собрал на минном поле (к счастью, мины оказались противотанковыми и на вес человека не сработали). Великолепные бронзовые скульптуры Геркулеса и Флоры работы Ф. Гордеева, некогда украшавшие Камеронову галерею в Царском Селе, были найдены во дворе медеплавильного завода в саксонском городе Галле. Тщательно собирали не только целые предметы, но и фрагменты, детали: замки и шпингалеты дверей Лионского зала, цветные изразцы разбитых печей Екатерининского дворца. Таким образом в пригородные дворцы Ленинграда вернулось 6682 музейных предмета, в том числе в Екатерининский дворец — 575, в Александровский — 1542, в Павловский дворец — 421, в Гатчину — 3893 и 251 предмет в петергофские дворцы5.

Ныне ансамбль — полностью восстановлен реставраторами: Н. В. Барановым, А. А. Кедринским, Н. Е. Тумановой, И. П. Саутовым.

23 мая 2010 года генеральный директор государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова сообщила журналистам о том, что к празднованию 300-летнего юбилея Царского села откроют несколько отреставрированных залов и павильонов:

Откроем повторно отреставрированный Тронный зал в Екатерининском дворце. Откроем и совершенно не знакомый для наших гостей зал из той половины дворца, в которой жила Екатерина — Арабесковый зал. Сейчас в нём уже ведутся работы по мебели и подбору штор6.

Архитектура

Фасад дворца

Огромный объём Большого дворца — заметен сразу. Кроме этого, симметричная осевая система накладных портиков фасада дворца соответствует основным пространственным координатам плана парка.

Залы и комнаты дворца

Бесконечны анфилады Екатерининского дворца — зала за залой, гостиная за гостиной, антикамера за антикамерой устланы штучными паркетами цветного дерева с перламутровой инкрустацией. Под росписью плафонов лепных, зеркальных потолков хрусталиками искрятся причудливые люстры, кокетливые жирандоли сверкают по стенам на консолях, на каминах. Колонны, пилястры, аркады зал блистают сибирскими, уральскими мраморами, китайским фарфором; мозаики из цветных камней и янтарей вкраплены в стены, покрытые шёлковыми ткаными шпалерами и гобеленами, обрамлённые золочеными багетами и карнизами богатейшей деревянной резьбы.Всеволод Иванов. «Александр Пушкин и его время»

Янтарная комната

Основная статья: Янтарная комната

Янтарный кабинет или Янтарная комната — одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца. Основное убранство Янтарной комнаты изготовлено в начале XVIII века в Пруссии, в 1716 подарено королём Фридрихом Вильгельмом I Петру I; в 1746 дополнено и смонтировано в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, в 1755 перенесено в Царское село.

В годы Великой отечественной войны убранство Янтарной комнаты вывезено немецкими оккупантами в Кёнигсберг. Дальнейшая судьба комнаты — неизвестна. C 1979 года в Санкт-Петербурге велась работа по воссозданию Янтарной комнаты, в 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга она была воссоздана в полном объёме руками отечественных реставраторов, в том числе на средства немецких фирм.

Дворцовая церковь

Основная статья: Воскресенская церковь Екатерининского дворца (Пушкин)

Храм был устроен в северном флигеле в период с 1746 по 1756 года. Несколько раз реставрировался после пожаров 1820 и 1863 годов. В его оформлении участвовали Чевакинский, Растрелли, Стасов. Интерьер церкви был практически уничтожен в период оккупации Пушкина. С 1993 года в церкви крайне редко проходят молебны.

В апреле 2019 года завершили первую за полтора столетия масштабную реставрацию церкви, длившуюся 4 года и проводившуюся в соответствии с Венецианской хартией. К восстановительным работам были привлечены 350 реставраторов разных специальностей: позолотчики, лепщики, резчики, живописцы7. Проект консервации и реставрации интерьера церкви Воскресения Христова в Екатерининском дворце стал победителем 3-го международного архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини-2020» в номинации «Лучший реализованный проект реставрации/реконструкции»89.

Лионский зал

Лионский зал — один из самых парадных интерьеров Екатерининского дворца, создававшийся по замыслу архитектора Чарльза Камерона в 1781—1783 годах. Своё название зал получил, благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе.

Последний раз Лионский зал был открыт 22 июня 1941 года. С 6 июня 2019 года, спустя почти 80 лет, вновь доступен для посещений.

В годы Великой отечественной войны были уничтожены декор стен и роспись потолка. От былого убранства сохранилось 25 предметов мебельного ансамбля с использованием лазурита. К счастью, сохранился и паркет из наборного дерева с перламутровыми вставками, вывезённый нацистами в Германию и возвращённый в 1947 году.

Реконструкцию Лионского зала проводили на основе сохранившихся дворцовых описей, архивных документов и фотографий зала. Шёлковая ткань была воссоздана на лионской мануфактуре «Прелль», в архивах которой сохранили образцы ткани и нитей из выполненного в 1866 году заказа русского императорского двора. Лазуритовые элементы отделки были воссозданы специалистами царскосельской янтарной мастерской с применением полудрагоценного камня с месторождения в Афганистане, который использовали и в середине XIX века. Печи и паркет будут возвращены в зал позднее10.

Фотографии

Примечания

  1. [bse.sci-lib.com/particle002835.html Большой дворец в г. Пушкине]
  2. Екатерининский дворец, 1850—1862. И. Монигетти, А. Штакеншнейдер // Екатерининский дворец. — сайт «Энциклопедия Царского Села», 2015 — проверено 15.11.2015
  3. Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. opendata.mkrf.ru. Дата обращения: 30 апреля 2018.
  4. 540-006. The Palaces and Parks Ensembles of the Town of Pushkin (Tzarskoe Selo) Russian Federation, 1990 // Historic Centre of Saint Petersburg and Related Groups of Monuments.  — World Heritage List. UNESCO
  5. Алексей Николаевич Гузанов.А.М. Кучумов – легендарный хранитель Павловского дворца. pavlovskmuseum.ru. Дата обращения: 21 октября 2020.
  6. В Екатерининском дворце Царского Села откроют Арабесковый и Тронный залы(рус.)
  7. Людмила Леусская.В ГМЗ «Царское Село» завершилась реставрация церкви Воскресения Христова. Сайт газеты «Санкт-Петербургские ведомости» (16 апреля 2019). Дата обращения: 2 декабря 2020.
  8. «Царское Село» стало лауреатом архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини-2020». Портал «Культура» (2 декабря 2020). Дата обращения: 2 декабря 2020.
  9. Финалисты конкурса «Золотой Трезини-2020». Официальный сайт конкурса «Золотой Трезини». Дата обращения: 2 декабря 2020.
  10. Музей Царское Село 6 июня откроет воссозданный Лионский зал Екатерининского дворца. ТАСС Культура (05.06.2019).

общежитий и апартаментов | Университет Святой Екатерины

Наши традиционные общежития предлагают одноместные, двухместные и трехместные комнаты с общими помещениями, такими как кухни, гостиные и ванные комнаты. Первокурсники живут в Сент-Мэри, Стэнтоне и Крэндалле, если только вы не зарегистрируетесь в одном из наших тематических жилищных сообществ в элитном жилье. Как человек из высшего класса, у вас есть более широкий выбор вариантов жилья. В наших люксах и апартаментах есть отдельные жилые помещения, а также общие общественные пространства, такие как компьютерные классы и общественные зоны отдыха.

Каждый из наших вариантов жилья предоставляет вам бесчисленные возможности общаться с другими Кэти и расти в сообществе кампуса.

Продолжайте ниже, чтобы найти идеальный вариант жилья для вас!


Цецилианский зал

Цецилианский зал известен своим элегантным интерьером и оригинальной деревянной отделкой. В здании проживают старшеклассники в одноместных, двухместных и трехместных комнатах. На каждом этаже проживает около 25 жителей, что обеспечивает меньшее сообщество.

Расположенный на краю двора, Цецилиан находится рядом со зданием Изобразительного искусства, исполнительским искусством в О’Шонесси и Музыкальным зданием, а также отделами науки в Менделе. Фитнес-центр Butler Center и студенческий центр Coeur de Catherine находятся всего в нескольких минутах ходьбы от отеля.

Характеристики здания

  • Беспроводной доступ в Интернет
  • Компьютерные залы, кабинеты для занятий, большой зал с телевизором
  • Бесплатная прачечная
  • Красивые изделия из дерева и мастерство

История

Цецилианский зал открылся в 1921 году и изначально служил музыкальным зданием, в нем были репетиционные комнаты, студии для преподавателей и концертный зал. В 1982 году здание было реконструировано для использования в качестве общежития.


 

Крэндалл Холл

Crandall Hall — это небольшое тихое здание с двухместными и одноместными номерами. В здании на трех этажах проживает около 55 первокурсников, что создает небольшое поддерживающее сообщество для успешного первого года обучения в St. Kate’s.

Он удобно расположен рядом с библиотекой и Дворецким центром.

Особенности здания

  • Кабинеты и ТВ-залы
  • Недавно отремонтированная общая кухня
  • Бесплатная прачечная
  • Беспроводной Интернет
  • Средние двухместные номера размером 12 x 11 футов
  • Crandall Hall и Stanton Hall соединены наземным отапливаемым переходом
  • .

История

Crandall Hall открыт в 1968. Здание названо в честь защитницы прав женщин Пруденс Крэндалл (1803–1890), белой женщины, которая в 1833 году открыла в Новой Англии школу для черных женщин.


 

St.

St. Mary Hall является домом для первокурсников. Это самое большое общежитие в кампусе, на каждом из четырех этажей которого имеется около 24 двухместных комнат и две одноместных комнаты.

Здание удобно расположено в нескольких минутах ходьбы от Кер-де-Катрин, студенческого центра, а также библиотеки. Фитнес-центр Butler Center находится через дорогу.

Характеристики здания

  • Общие компьютерные, социальные и учебные комнаты
  • Полностью оборудованная кухня на первом этаже, мини-кухни на каждом этаже
  • Бесплатная прачечная на каждом этаже
  • Беспроводной интернет

История

Зал Святой Марии был открыт в 1961 году. Здание было построено за счет кредита на национальную оборону в размере 1 миллиона долларов и было завершено через год после закладки фундамента. Центр раннего детства переехал на нижний этаж здания в 1990.


 

Стэнтон Холл

Stanton Hall — это небольшое тихое здание с двухместными и одноместными номерами. В здании на трех этажах проживает около 55 первокурсников, что создает небольшое поддерживающее сообщество для успешного первого года обучения в St. Kate’s.

Он удобно расположен рядом с библиотекой и Дворецким центром.

Особенности здания

  • Кабинеты для отдыха с телевизором
  • Недавно отремонтированная общая кухня
  • Бесплатная прачечная
  • Беспроводной Интернет
  • Средние двухместные номера размером 12×11 футов
  • Стойка регистрации 651.690.6731
  • Stanton Hall и Crandall Hall соединены наземным отапливаемым переходом
  • .

История  

Стентон-холл был построен в 1968 году. Здание названо в честь Элизабет Кэди Стэнтон (1815–1902), суфражистки и одного из первых лидеров американского женского движения.


Как старшеклассник, у вас есть более широкий выбор жилья. В наших люксах и апартаментах есть отдельные жилые помещения, а также общие общественные пространства, такие как компьютерные классы и общественные зоны отдыха.


Альберта Холл

Квартиры

Alberta Hall доступны для семей, выпускников и представителей высшего класса. Расположенный в юго-восточном углу кампуса рядом с футбольным полем, Альберта предлагает 36 квартир с одной и двумя спальнями. За исключением тех, кто живет в общежитии для выпускников и в семейном общежитии, всем остальным студентам должно быть не менее 20 лет, чтобы жить в Альберта-холле.

Характеристики здания

  • Кондиционер
  • Кабель и все коммуникации в комплекте
  • Полностью оборудованная кухня
  • Бесплатная прачечная в здании
  • С мебелью
  • Беспроводной интернет
  • Детская игровая площадка на открытом воздухе
  • Требуется медный план питания
  • Прилегающая ночная парковка
  • Телефонная служба предоставляется бесплатно по запросу

История  

Квартиры в Альберта-холле названы в честь Альберты Хубер, 37 лет, члена совета директоров (1917–2007), седьмого президента Университета Святой Екатерины (1964–1979). Твердая рука сестры Альберты провела университет во времена перемен, и она сыграла важную роль в том, чтобы колледж Святой Кейт оставался женским колледжем.


 

Грузия Квартиры

Квартиры в Джорджия Холл доступны для старшеклассников старше 20 лет. Расположенный в юго-восточном углу кампуса параллельно Фэрвью-авеню, Джорджия Холл предлагает 36 квартир с одной и двумя спальнями.

Характеристики здания

  • Кондиционер
  • Кабель и все коммуникации в комплекте
  • Полностью оборудованная кухня
  • Бесплатная прачечная включена
  • С мебелью
  • Беспроводной Интернет
  • Компьютерная лаборатория
  • Требуется медный план питания
  • Прилегающая ночная парковка
  • Телефонная служба предоставляется бесплатно по запросу

История
Зал Джорджии, построенный в 1980 году, назван в честь Джорджии Моррисон, CSJ (1874–1819 гг. ).71), одна из первых сестер в университете. Сестра Джорджия провела 56 лет в больнице Святой Кейт и была любимицей среди студентов, выступая в качестве наставника и советника для многих молодых женщин.


 

Моррисон Холл

Моррисон-холл, наряду с Рауэнхорст-холлом, является новейшим общежитием в Сент-Кейт. Здание предлагает люксы и апартаменты для 150 старшеклассников. Visitation Commons, который объединяет Моррисон-холл и Рауэнхорст-холл, имеет газовый камин, гостиную, кухню, комнату для семинаров и стойку регистрации.

Характеристики здания

  • Кондиционер
  • Бесплатная прачечная на каждом этаже
  • Полноценные кухни в квартирах, мини-кухни в люксах
  • Кабель в жилых комнатах
  • С мебелью
  • Беспроводной интернет
  • ТВ-залы на каждом этаже
  • Бесплатная телефонная служба по запросу
  • Два общих компьютерных класса
  • Кровать-чердак в каждой комнате

История  

Моррисон-холл был завершен в 2007 году. Здание названо в честь Сьюзен Шмид Моррисон ’60, попечителя университета с 1996 по 2005 год и в настоящее время активного члена Комитета по развитию.


 

Рауэнхорст Холл

Рауэнхорст-холл, наряду с Моррисон-холлом, является новейшим общежитием в Сент-Кейт. Здание предлагает четырехместные люксы для 150 студентов старших классов и соединено с Моррисон-холлом зоной для посещений, в которой есть камин, комната для семинаров, кухня, стойка регистрации и просторная гостиная.

Характеристики здания

  • Кондиционер
  • Бесплатная прачечная на каждом этаже
  • Мини-кухни в каждом люксе
  • Кабельный ввод в гостиной
  • С мебелью
  • Телефонная служба предоставляется бесплатно по запросу
  • ТВ-залы и компьютерные классы
  • Кровать-чердак в каждой комнате

История  
Зал Рауэнхорст был построен в 2007 году. Здание названо в честь Генриетты Шмолл Рауэнхорст ’49. , бывший попечитель Университета Святой Екатерины и в настоящее время почетный попечитель. Она и ее муж Джерри основали Opus Corporation, построившую общежитие, носящее ее имя, а также Susan Schmid Morrison Hall и Coeur de Catherine.

Residence Catherine, Кальви — обновленные цены 2022 года

Перейти к основному содержанию
  • Информация и цены
  • Удобства
  • Правила проживания
  • Отзывы (35)

Апартаменты

Кухня

Вид на горы

Сад

Домашние животные разрешены

Стиральная машина

Бесплатный Wi-Fi

Терраса

Балкон

Скидка на проживание в резиденции Gen’re

3 Чтобы сэкономить на этом объекте, все, что вам нужно сделать, это войти в систему.

Расположенный в 10-ти минутах езды от центра Кальви, Residence Catherine предлагает современные апартаменты с собственной кухней, доступом к общему бассейну и террасе. Пляж находится в 4 км.

Все апартаменты оснащены кондиционерами и имеют террасу с видом на сад и горы, гостиную с телевизором и ванную комнату. Кухня полностью оборудована духовкой, микроволновой печью и посудомоечной машиной.

Продуктовые магазины и рестораны находятся в 4 км от апартаментов. На всей территории предоставляется бесплатный Wi-Fi. Расстояние до аэропорта Кальви-Сент-Катрин составляет 6 км. На территории обустроена бесплатная частная парковка.

Резиденция Екатерина: гостей Booking.com здесь принимают с 22 сент. 2014

Показать больше

Самые популярные объекты

Бесплатная парковка

Допускается размещение домашних животных

Бесплатный вай-фай

Семейные номера

Особенности недвижимости

Лучшее местоположение: высоко оценено недавними гостями (8,0)

Бесплатная частная парковка на территории

Выберите даты, чтобы увидеть наличие жилья и цены

Тип размещения

Спальных мест

 

Апартаменты с 2 спальнями (для 4 взрослых)

Показать цены

Апартаменты с 2 спальнями (5 взрослых)

Показать цены

Улучшенные апартаменты с 3 спальнями (для 7 взрослых)

Показать цены

Апартаменты с 3 спальнями ( 7 взрослых)

Показать цены

Двухуровневые апартаменты

Показать цены

Апартаменты с 2 спальнями

Показать цены

Апартаменты с террасой

Показать цены

Вилла с 4 спальнями

Показать цены

Что-то пошло не так. Повторите попытку позже.

Что-то пошло не так. Повторите попытку позже.

Что-то пошло не так. Повторите попытку позже.

Что-то пошло не так. Повторите попытку позже.

Что-то пошло не так. Повторите попытку позже.

Что-то пошло не так. Повторите попытку позже.

Что-то пошло не так. Повторите попытку позже.

Что-то пошло не так. Повторите попытку позже.

Ближайшие пляжи

Вопросы и ответы по объекту

Задайте вопрос объекту размещения, чтобы получить дополнительную информацию.

Информация о районе *

Самые популярные объекты

Бесплатная парковка

Допускается размещение домашних животных

Бесплатный вай-фай

Семейные номера

Ванная комната

  • Туалетная бумага

  • Полотенца

  • Ванна или душ

  • Частная ванная комната

  • Туалет

  • Фен

  • Ванна

  • Душ

Спальня

  • Белье

  • Гардероб или шкаф

  • Гардеробная

На открытом воздухе

Сядьте поудобнее и расслабьтесь

  • Обеденная зона на открытом воздухе

  • Уличная мебель

  • Балкон

  • Терраса

  • Сад

Кухня

Свобода есть, когда вы хотите

  • Высокий стульчик

  • Обеденный стол

  • Чистящие средства

  • Тостер

  • Плита

  • Духовка

  • Кухонные принадлежности

  • Электрический чайник

  • Кухня

  • Стиральная машина

  • Посудомоечная машина

  • Микроволновая печь

  • Холодильник

Удобства в номере

Дополнительный комфорт

  • Розетка возле кровати

  • Сушилка для одежды

  • Вешалка для одежды

  • Звукоизоляция

  • Отдельный вход

  • Гладильные принадлежности

  • Железо

Снаружи и с видом

Наслаждайся видом

  • Вид на горы

  • Вид на сад

Домашние животные допускаются по запросу. Никаких дополнительных сборов.

Жилая площадь

Пространство для всех, чтобы быть вместе

  • Столовая

  • Диван

  • Зона отдыха

Медиа и технологии

Развлечения для всех под одной крышей

  • Телевизор с плоским экраном

  • ТВ

Интернет

Wi-Fi доступен на всей территории бесплатно.

Парковка

Бесплатная частная парковка на месте (предварительный заказ не требуется).

    Служба приема и размещения

    • Счет-фактура предоставлен

    Характеристики здания

    • Частная квартира в доме

    • Отдельный

    Разное

    • Кондиционер

    • Отопление

    • Семейные номера

    Знание языков

    • Английский

    • Французский

    • итальянский

    Регистрироваться

    16:00–21:00

    Проверить

    8:00–10:00

    Отмена/
    предоплата

    Правила отмены бронирования и предоплаты зависят от типа размещения. Пожалуйста, введите даты вашего пребывания и проверьте, какие условия применяются к предпочитаемому вами номеру.

    Дети и кровати

    Детская политика

    Дети всех возрастов приветствуются.

    Чтобы увидеть правильные цены и информацию о занятости, добавьте в поиск количество и возраст детей в вашей группе.

    Правила предоставления детских кроваток и дополнительных кроватей

    В этом отеле нет мест для установки детских кроваток.

    Максимальное количество дополнительных кроватей зависит от выбранного вами номера. Дважды проверьте максимальную вместимость выбранной вами комнаты.

    Без возрастных ограничений

    Для регистрации нет ограничений по возрасту

    Резиденция Екатерина принимает эти карты и оставляет за собой право предварительного блокирования средств на карте до вашего приезда.


    Домашние питомцы

    Свободно! Животные разрешены по запросу. Никаких дополнительных сборов.

    1602840,15

    |2,1580280,1605870,1599550|1,1599550,1601190,1588860,1606370,1602360,15

    ,1607380|6,1607380|3,1607820,1603550,1602840|4,1607680,1605140,1607380|9, 1602360|1,1608320,1607090,1595020,1607380,1601190|1,1600120,1607380|1,15

    Сент-Кэтрин Коммонс — Капри Сообщества

    Самостоятельная жизнь