10 архитектурных достопримечательностей Крыма
Рейтинг памятников истории и современного строительства, которые стоит посмотреть, отправляясь в Крым
Фото: Shutterstock
Крым славится уникальным климатом, природой и культурным многообразием, которое нашло отражение и в архитектуре. На полуострове можно встретить изящество эпохи итальянского Возрождения, строгую английскую готику, причудливые элементы мавританского стиля и не только. Вместе с экспертом разбираемся в архитектурных и исторических аспектах самых популярных достопримечательностей Крымского полуострова.
Эксперт в этом материале: Татьяна Бухарина, председатель НКО «Ассоциация гидов-переводчиков Крыма»
Воронцовский дворец
adv.rbc.ru
Адрес: Алупка, Дворцовое шоссе, 18
Фото: Tiia Monto/wikipedia.org
Комплекс из пяти строений возводился как летняя резиденция князя Михаила Воронцова. Строительство велось 18 лет, и завершенный проект стал ярким примером смешения архитектурных стилей. Над окончательным обликом дворца работал англичанин Эдвард Блор, при участии которого создавались Букингемский дворец и замок для Вальтера Скотта.
Воронцовский дворец проектировался в духе английской архитектуры, но каждая из его построек имеет элементы разных эпох [1]. Например, северный фасад отсылает к готическому стилю времен Тюдоров, а южная часть замка, обращенная к морю, олицетворяет праздничный мавританский стиль.
Еще одной архитектурной изюминкой Воронцовского дворца стало его расположение. Несмотря на то что сам Блор не был в Алупке, ему удалось изящно вписать новый замок в горный ландшафт.
Татьяна Бухарина:
— Символом Воронцовского дворца стал спящий мраморный лев. По легенде, его хотел купить Уинстон Черчилль: в спящем льве британский премьер-министр увидел «свой портрет, но без сигары.
«Ласточкино гнездо»
Адрес: пгт Гаспра, Алупкинское шоссе, 9а
Фото: public domain
Миниатюрный замок на вершине отвесной скалы по праву можно считать визитной карточкой Крыма. Своим нынешним видом он обязан нефтяному промышленнику барону Штейнгелю. Купив в начале XX века стоявшее тогда на скале деревянное имение, барон решил снести постройку и возвести новую дачу из камня.
Для этого барон пригласил из Москвы архитектора-модерниста Шервуда и заказал ему проект замка в стиле немецкого средневековья. В итоге на вершине скалы появляется здание в неоготическом стиле [2]. Отличительной чертой архитектурного облика замка стало ступенчатое расположение ярусов. К такому решению автор проекта пришел из-за ограниченного участка на краю скалы. В итоге при площади основания замка всего около 200 кв. м его высота достигает 12 м.
Татьяна Бухарина:
— Местные жители сравнивали замок, вырастающий из скалы Аврора, с ласточкиным гнездом. Строение приютилось на окраине скалы и казалось, что может отколоться от нее. Точно так же, как мы смотрим на гнезда ласточек, а они их вьют именно в таких труднодоступных местах и на таких отвесных скалах. Это одна из местных легенд. Но раньше, действительно, под шпилями этого замка ласточки вили гнезда.
Ливадийский дворец
Фото: Shutterstock
Это последнее сооружение, возведенное в Российской империи для семьи Романовых. Ливадийский дворец построили за 17 месяцев, и он стал любимой летней резиденцией семьи императора Николая II [3].
Архитектурный стиль дворца в Ливадии перекликается с эстетикой итальянских вилл эпохи Возрождения. Для постройки дворца использовали белый инкерманский камень, вдоль фасада растянулись просторные балконы, а внутри по примеру палаццо образовался тихий двор с мраморным фонтаном. Интересно, что именно с этого итальянского дворика архитектор Краснов и начинал планировку всего дворца [4].
Татьяна Бухарина:
— «Удивительный молодец!» — так в 1911 году охарактеризовал император Николай II архитектора Краснова, когда увидел свою новую резиденцию в Ливадии. Но, мало того, император имел здесь же, в Ливадии, прекрасный гараж, построенный по проекту архитектора Гущина. Гараж считался лучшим не только в России, но и в Европе и насчитывал 25 автомобилей европейского производства. И хотя император сначала не очень лестно отзывался о «моторах», позже его отдых в Ливадии будет связан с путешествиями по побережью.
Генуэзская крепость в Судаке
Адрес: Судак, ул. Генуэзская крепость, 1
Фото: Pixabay
Строительство стены и внутренней инфраструктуры города велось около 100 лет. Сегодня крепость в Судаке чуть ли не единственная в Крыму, которая сохранилась до наших дней почти полностью.
Постройки возводились под контролем генуэзцев, поэтому в них повторяются архитектурные мотивы и приемы фортификационного строительства Западной Европы.
На каждом сооружении генуэзцы устанавливала закладную плиту с информацией о времени строительства и принадлежности строения. Надпись на одной гласит: «Это сооружение приказал построить благородный муж и достопочтенный консул Солдайи Паскуале Джудиче в первый день августа в 1392 года» [5].
Татьяна Бухарина:
— Итальянские купцы из Генуи и Венеции стали проникать на побережье Крыма со второй половины XIII века. Заплатив пошлину в 3%, купцы могли пересекать континент от Черного до Желтого моря. Поэтому за обладанием портами на берегу Черного моря шла борьба. Город посетил знаменитый путешественник Марко Поло, а его дядя венецианец Маттео Поло имел здесь собственный дом.
Массандровский дворец
Адрес: пгт Массандра, Симферопольское шоссе, 13
Фото: pxfuel. com
Массандровский дворец еще называют дворцом Александра III, хотя император в нем никогда не жил. За время стройки с 1881 по 1902 год здание сменило не только владельца, но и архитектора. После смерти князя Воронцова, начавшего строительство, дворец купила императорская семья.
В окончательном варианте здание приобрело черты раннего барокко и французских замков. За это же дворец получил неофициальное название «Маленький Версаль». В декоративном убранстве интерьеров использованы элементы самых различных стилей — романского, готического, барокко, рококо и классицизма [6].
Татьяна Бухарина:
— Самый загадочный, самый красивый и необыкновенный дворец. Его словно перенесли из долины реки Луары в Крымские горы. Однако долгое время крошечный дворец в Массандре на склоне Крымских гор использовался только лишь как место для пикников и отдыха после охоты. Николай II, став императором, обожал Ливадию. И всегда возвращался ночевать именно туда.
Херсонес Таврический
Адрес: Севастополь, Древняя ул., 1
Фото: Shutterstock
Херсонес Таврический — это остатки древнего города, основанного в V веке до нашей эры как колониальное поселение дорийских греков. На древнегреческом языке слово «херсонес» означает «полуостров», а «таврический» — «в землях тавров» [7]. В конце XIV века набеги кочевников положили конец городу, и его руины со временем были погребены под землей.
В 1827 году, через 50 лет после основания Севастополя, начались первые раскопки. С каждым годом из-под вековых слоев появлялись новые дома и улицы, площади и церкви древнего города. В результате было обнаружено столько находок, что вскоре они составили коллекцию. Так появился Археологический музей Херсонеса, которому уже более 120 лет.Татьяна Бухарина:
— В III веке нашей эры это место было известно как самый продуктивный винный центр Черного моря [8]. Сегодня сюда съезжаются, чтобы увидеть исторический спектакль «Грифон». Грифон — это символ Крыма, изображенный на гербе республики.
Санаторий «Курпаты»
Адрес: пгт Курпаты, Алупкинское шоссе, 12
Фото: Dimant/wikipedia.org
По оригинальному проекту появилось здание в виде летающей тарелки на сваях, уходящих в землю на 17 м. Номера пансионата расположены таким образом, что из окон каждого видно кусочек моря.
10 впечатляющих зданий советского модернизма, которые стоит увидеть
Татьяна Бухарина:
— В 2011 году здание бывшего пансионата «Дружба» попало в список 50 самых необычных зданий в мире (по неофициальному списку архитектурного сообщества). Лучше всего смотреть на это архитектурное сооружение поздней советской эпохи с моря, путешествуя вдоль побережья на прогулочном катере.
Ханский дворец
Адрес: Бахчисарай, Речная ул., 133
Фото: Pxhere
Ханский дворец стал домом для череды крымских ханов, правивших более 340 лет. Архитектурный комплекс включает в себя Большую и Малую дворцовые мечети, зал Дивана и посольств, жилые дома ханов, их свиты и семей, гарем, бани, конюшни, огород и т. д. Всего на территории 17 зданий и 9 внутренних закрытых дворов [9].
Архитектура дворца отражает общекультурные традиции Ближнего Востока, переплетающиеся с местными крымско-татарскими традициями. В отделке зданий и интерьеров представлены различные стили, распространенные в Крымском ханстве в XVI–XVIII веках. Для работы над дворцом привлекались османские, персидские и итальянские архитекторы.
Татьяна Бухарина:
— Многие гости спешат сюда, чтобы увидеть знаменитый Фонтан слез, воспетый Пушкиным.
Форосская церковь
Адрес: пгт Форос, городской округ Ялта
Фото: Дмитрий Ромашка/wikpedia.org
Проезжая по трассе Севастополь — Ялта, нельзя не заметить церковь, парящую над Форосом. Она расположена на скале Красная в 400 м выше уровня моря. Церковь Воскресения Христова, или Форосская, была построена в память о спасении императора Александра III и его семьи при крушении поезда в 1888 году.
Архитектурный стиль постройки опирается на византийские и древнерусские традиции. Церковь возведена в два яруса, которые венчают девять разноразмерных куполов. При строительстве храма использовали плоский кирпич — плинфу. В кладке стен применяли плинфу желтого и красного цветов, но сегодня ее не видно. Впоследствии стены церкви были облицованы инкерманским камнем.
Татьяна Бухарина:
— В сложные времена забвения при Хрущеве эта церковь использовалась как ресторан с одноименным названием «Форос». Был случай, когда персидский шах Мохаммед Реза Пехлеви, приехавший поохотиться в Крыму, отказался обедать в этом ресторане, видимо, поняв назначение этого сооружения. Сегодня храм вернули прихожанам и он переживает второе рождение.
Крымский мост
Адрес: Керчь, трасса А-290
Фото: Shutterstock
Путешествуя на автомобиле или поезде, можно полюбоваться одной из главных новых достопримечательностей Крыма — мостом, соединяющим Керчь и Тамань. Транспортный переход состоит из параллельно расположенных автомобильной и железнодорожной трасс.
Ключевой архитектурный элемент моста — арочные пролеты для судоходства. Их длина — 227 м, а высота над зеркалом воды — 35 м [10]. В общей сложности всю конструкцию моста держат 7 тыс. свай и 595 опор [11]. Железа, которое ушло на мост, хватило бы на возведение 32 Эйфелевых башен.
В честь начала стройки моста виноделы Крыма и Кубани заложили специальную серию вина «Крымский мост». Тираж коллекционной серии ограничен — 19 тыс. бутылок, что равно протяженности моста 19 км.
Автомобильное движение по мосту запустили в мае 2018 года, в декабре 2019 года по новой железнодорожной ветке в Крым прибыл первый пассажирский поезд. Сегодня этот мост считается самым протяженным не только в России, но и в Европе [12].
Татьяна Бухарина:
— Попытки построить Крымский мост были и во время Великой Отечественной войны. Возведение конструкций заняло шесть месяцев, а первый поезд от станции Крым до станции Кавказ прошел 3 ноября 1944 года. За неделю до крушения моста от ледохода, 20 февраля 1945 года, по мосту прошел особо охраняемый поезд, на котором в Москву вернулась советская делегации с Ялтинской (Крымской) конференции. Всего тот мост продержался четыре месяца.
Строители современного Крымского моста уверяют, что он простоит без ремонта не менее 100 лет.
Читайте также:
- Что посмотреть в Сочи: 8 архитектурных достопримечательностей
- Эксперты назвали курорты Крыма с самой дешевой арендой жилья
Пейзажи и достопримечательности Крыма в рисунках : lovers_of_art — LiveJournal
Карло Боссоли (1815-1884) — Бахчисарай. Ханский дворец (1840-1842)
Карло Боссоли (1815-1884) — Бахчисарай. Ханский дворец (1857)
Карло Боссоли (1815-1884) — Алушта
Карло Боссоли (1815-1884) — Балаклава
Карло Боссоли (1815-1884) — Общий вид Балаклавы со стороны генуэзских укреплений
Карло Боссоли (1815-1884) — Вид Инкерманской долины
Карло Боссоли (1815-1884) — Вид Ялты
Карло Боссоли (1815-1884) — Водопад Джу-Джур
Карло Боссоли (1815-1884) — Гора Чатыр-Даг
Карло Боссоли (1815-1884) — Грот — Гурзуф
Карло Боссоли (1815-1884) — Долина Демерджи
Карло Боссоли (1815-1884) — Долина реки Кокозка
Карло Боссоли (1815-1884) — Евпатория
Карло Боссоли (1815-1884) — Интерьер раннехристианской церкви
Карло Боссоли (1815-1884) — Исток реки Биюк-Узенбаш
Карло Боссоли (1815-1884) — Кафа (Феодосия)
Карло Боссоли (1815-1884) — Керчь со стороны верхней дороги в Ени-Кале
Карло Боссоли (1815-1884) — Могила Митридата недалеко от керченского лазарета
Карло Боссоли (1815-1884) — Монастырь Святого Георгия
Карло Боссоли (1815-1884) — Мыс и маяк Святого Теодора (Ай-Тодор)
Карло Боссоли (1815-1884) — Мыс Такыл в Керченском заливе
Карло Боссоли (1815-1884) — Остатки большой генуэзской крепости в Судаке
Карло Боссоли (1815-1884) — Остатки генуэзских укреплений в Инкермане
Карло Боссоли (1815-1884) — Остатки генуэзких укреплений на Чуфут-Кале
Карло Боссоли (1815-1884) — Перекоп
Карло Боссоли (1815-1884) — Река Салгир
Карло Боссоли (1815-1884) — Севастополь — вид с северной стороны города
Карло Боссоли (1815-1884) — Татарский дом в деревне Алупка
Карло Боссоли (1815-1884) — Татары, путешествующие по степи
Карло Боссоли (1815-1884) — Форт Арабат
Карло Боссоли, родился в 1815-ом году в Лугано (Швейцария), — итальянский и швейцарский художник, пейзажист, маринист, баталист, путешественник.
Художник родился в Швейцарии, в семье итальянского каменщика Пьетро Боссоли. В 1820-ом году родители Карло переехали в Одессу.
1820-1826 — получал образование в школе капуцинов (Одесса). После её окончания работал у торговца антиквариатом и эстампами.
С 1828-го года работал с художником и декоратором Одесской оперы Ринальдо Наннини.
С 1833-го года Карло начал писать картины и продавать их.
В 1836-ом году умер его отец и Карло пришлось содержать семью. Работы молодого художника заметил граф Воронцов, новороссийский и бессарабский губернатор. Он заказал художнику несколько рисунков с видами Одессы. После знакомства с семьей Воронцовых Боссоли, по совету жены графа Елизаветы Ксаверьевны, в 1839-ом году отправился в Италию с целью обучения живописи.
1840 — Карло Боссоли вернулся из Италии в Крым, жил в Алупке у графа Воронцова до 1842-го года. За это время он много ездил по Крыму и создал более 70 пейзажей.
В 1842-ом году в одесской типографии Кленова был напечатан первый альбом чёрно-белых литографий Боссоли, содержащий 24 работы. Другой альбом, с 52 рисунками, был опубликован уже в 1853-ем году в Лондоне.
1844 — по просьбе матери, Карло Боссоли оставил Российскую империю и уехал в Италию. Сначала семья жила в Милане. Художник ездил по окрестным городкам и рисовал пейзажи.
1848 — сделал серию картин Миланского восстания.
После восстания 1853-го года Боссоли пришлось бежать в Турин, где он и жил до конца жизни.
В 1850-х годах Карло Боссоли много путешествовал: посетил Англию, Шотландию, Францию, Испанию, Марокко.
В 1857-ом году — посетил Данию, Норвегию, Швецию, Германию, Финляндию, Россию.
1859-1860 — Карло Боссоли принял участие во второй итальянско-австрийской войне за объединение Италии, выполнил серию рисунков на военную тему. Во время войны он заболел лихорадкой, поэтому последующие годы уже меньше рисовал, а больше занимался обустройством собственного дома в мавританском стиле, напоминающем Воронцовский дворец.
Умер художник в 1884-ом году. Похоронен в родном городе Лугано.
Александр Куприн (1880-1960) — Виды Бахчисарая
Названия картин можно узнать, если навести курсор на фотографию соответствующей картины.
БАХЧИСАРАЙ
1891
Мов зачарований, стоїть Бахчисарай,
Шле місяць з неба промені золотисті,
Блищать, мов срібні, білі стіни в місті,
Спить ціле місто, мов заклятий край.
Скрізь мінарети й дерева сріблисті
Мов стережуть сей тихий сонний рай;
У темряві та в винограднім листі
Таємно плеще тихий водограй.
Повітря дише чарівним спокоєм,
Над сонним містом легкокрилим роєм
Витають красні мрії, давні сни.
І верховіттям тонкії тополі
Кивають стиха, шепотять поволі,
Про давні часи згадують вони…
Леся Українка
БАХЧИСАРАЙ
Перевод П.Карабана
Как зачарованный стоит Бахчисарай.
Сияет месяц золотистым светом.
Белеют стены в дивном блеске этом.
Уснул весь город, как волшебный край.
Серебряным деревьям, минаретам,
Как часовым, доверен сонный рай;
Среди кустов таинственным приветом
Плеснет фонтан во мраке невзначай.
Природа дышит сладостным покоем.
Над сонной тишью легкокрылым роем
Витают древние мечты и сны.
И тополя, вершинами кивая,
Неторопливо шепчут, вспоминая
Седые были давней старины…
Леся Украинка
Александр Васильевич Куприн, родился в 1880-ом году в Борисоглебске Воронежской губернии, — русский и советский живописец-пейзажист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), член-корреспондент Академии художеств СССР (1954).
Александр Куприн родился в семье преподавателя уездного училища небольшого городка в Воронежской губернии. С 1893-го года семья жила в Воронеже. Интерес к искусству привёл Александра в вечерние классы воронежской бесплатной школы живописи и рисования при Обществе любителей художеств. Решив стать художником, он в 1902-ом году отправился на учёбу в Санкт-Петербург.
До 1904 года учился в Санкт-Петербурге, а затем переехал в Москву.
1906 — поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
1907 — заболел туберкулёзом и вынужден был на время прервать учёбу.
1909 году Александр Куприн впервые участвовал в салоне «Золотого руна», где было собрано всё созданное в те годы под воздействием новейших течений французского искусства.
1910 — был вынужден уйти из училища и стал одним из деятельных членов объединения «Бубновый валет». С этого времени он почти 14 лет писал главным образом натюрморты в стиле кубизм.
1913-1914 — посетил Италию и Францию.
С 1918-го года стал преподавателем во ВХУТЕМАСе.
1920 — уехал в командировку в Нижний Новгород, где руководил нижегородскими и сормовскими художественными мастерскими.
1924 — возвратившись в Москву, художник обратился к реалистическому пейзажу.
С 1925 года — член художественного объединения «Московские живописцы».
1926-1930 — ежегодно ездил в Бахчисарай, где были написаны его замечательные крымские пейзажи.
С 1928-го года Александр Васильевич Куприн стал преподавать рисунок и живопись в Московском текстильном институте, начиная с июня 1929-го года в качестве профессора кафедры живописи.
1930 — стал активно работать в жанре индустриального пейзажа: рисовал заводы в Днепропетровске и Москве, нефтяные промыслы в Баку.
Перед войной в творчестве художника преобладали мотивы русской природы, а после войны вновь крымские пейзажи и индустриальная тема.
Умер художник в 1960-ом году в Москве.
«Крым», Тацита Декан, 2001
Крым
© Tacita Dean, любезно предоставлено галереей Frith Street, Лондон и галереей Marian Goodman, Нью-Йорк/Париж,
Лицензия на это изображение
- Художник
- Тасита Дин 1965 г. р.
- Часть
- Русское окончание
- Медиум
- Фототравление на бумаге
- Размеры
- Изображение: 450 × 685 мм
Опора: 540 × 790 мм
Рамка: 620 × 870 × 35 мм - Коллекция
- Тейт
- Приобретение
- Подарено художником 2002
- Ссылка
- P20247
Резюме
Крым принадлежит двадцати черно-белым фотогравюрам с общим названием Русская концовка . Портфолио было напечатано Нильсом Борхом Дженсеном в Копенгагене и опубликовано издательством Peter Blum Editions в Нью-Йорке в количестве тридцати пяти экземпляров; Копия Тейт — пятая из десяти художественных проб. Каждое изображение в портфолио взято из открытки, собранной художницей во время посещения европейских блошиных рынков. На большинстве изображений изображены аварии и катастрофы, как техногенные, так и природные. На каждое изображение наложены белые рукописные заметки в стиле инструкций к фильму с инструкциями по освещению, звуку и движениям камеры, что позволяет предположить, что каждое изображение является рабочей заметкой для фильма. Название сериала взято из традиции ранних лет датской киноиндустрии, когда каждый фильм выпускался в двух версиях: одна со счастливым концом для американского рынка, другая с трагическим концом для российской аудитории. Вмешательства Дина побуждают зрителей формулировать повествования, ведущие к трагическим развязкам, вовлекая и вовлекая аудиторию в творческий процесс.
Интерес Дина к повествованию и механизмам киноиндустрии проявляется и в других ее работах. Ее Foley Artist , 1996 (Tate T07870) изображает кинематографических звукорежиссеров, записывающих акустические эффекты для короткого саундтрека. Ревущие сороковые: Семь досок за семь дней , 1997 (Тейт T07613) представляет собой серию рисунков мелом, в которых используются условности кинематографической раскадровки, чтобы представить драматические события, происходящие в бурных водах южной части Атлантического океана. Дяди , 2004 (коллекция художника) — фильм о семейных связях художника с первыми двумя руководителями Ealing Studios, Бэзилом Дином (1888–1978; главный исполнительный директор 1931–37) и Майклом Бэлконом (1896–1937). 1977 г.; главный исполнительный директор 1937–1959 гг.).
Исходное изображение для Крым — это черно-белое изображение пустынного пейзажа, почти неразличимого из-за зернистости отпечатка. На переднем плане земля изрыта. Крупные взрывы перемежают пейзаж вблизи низкой линии горизонта. В левой части изображения находится большое черное облако. Справа на фоне серого неба выделяется чуть меньшее пространство темного дыма.
Крым, полуостров на северном побережье Черного моря, ныне входящий в состав Украины, был местом Крымской войны (1853-1856). Одним из самых известных инцидентов войны была злополучная атака легкой бригады, увековеченная в стихотворении 1854 года Альфреда, лорда Теннисона (1809-92). Тексты, наложенные на фотогравюру, описывают изображение как «военный фильм». Инструкции камеры побуждают зрителя воспринимать изображение как «финальное увеличение», в котором «дым растворяется в воздухе», а главные герои «все мертвы (или умирают)». Признавая влияние предыдущих художественных исследований опустошительных войн на бывшей русской земле, внизу гравюры Дин отмечает: «ref. Доктор Живаго», ссылаясь на 1957 романа Бориса Пастернака (1890-1960) и популярная экранизация 1965 года режиссера Дэвида Лина (1908-91).
Дальнейшее чтение:
Клари Уоллис, Шон Рейнбёрд, Майкл Ньюман, Дж.Г. Баллард, Жермен Грир, Сьюзен Стюарт, Фридрих Мешеде, Питер Николс и Саймон Кроухерст, Tacita Dean , каталог выставки, Тейт Британия, Лондон, 2001.
Доротея Дитрих, «Пространство между ними: русское окончание Таситы Дин», Искусство на бумаге , том 6, № 5, май-июнь 2002 г., стр. 48-53, воспроизводится стр. 48.
Джордан Кантор, «Тасита Декан», Artforum , том 40, № 7, март 2002 г., стр. 138.
Рэйчел Тейлор
август 2004 г.
Содержит ли этот текст неточную информацию или язык, который, по вашему мнению, нам следует улучшить или изменить? Мы бы хотели получить от Вас отзывы.
Альтермодерн
Исследовать
- эмоции, концепции и идеи (16 403)
- эмоций и человеческих качеств(5349)
- ужас(180)
- печаль(202)
- формальных качеств (12 442)
- фотографический(4 662)
- универсальных понятий(6389)
- запустение(135)
- военный(301)
- Крымская война 1853-6(5)
- музыка и развлечения(2 331)
- кинотеатр(206)
- чтение, письмо, печатные материалы(5 158)
- открытка(221)
- оружие стреляющее/взрывное(81)
- стран и континентов (17 397)
- Украина, Крым(1)
- надписей(6671)
- заметки художника(1554)
Вам может понравиться
Левый Верно
Крым.
Третье измерение • ArtPole«Крым. Третье измерение» возникла из-за необходимости поддерживать связи между материковой Украиной и Крымским полуостровом, который становится все более химерным, все менее осязаемым пространством. Для этого требовалось задействовать иную систему координат, чтобы вызвать к жизни новую сферу взаимодействия. Часто те, кто принимал участие в проекте, находились в разных локациях — Симферополе, Киеве, Минске, Херсоне, Ивано-Франковске, — но отвечали на вопросы друг друга, снимали и присылали видео, обменивались записями музыки и шум волн и травы. В результате настроения и стилистика произведений весьма различны, но суть их заключается в коллективном художественном высказывании на тему Крыма одновременно и близкого, и недостижимого, в котором соединились традиции и современное, художественное и документальное, островное и континентальное, явное и воображаемое.
В течение сентября-ноября 2021 года аудиовизуальные работы, объекты стрит-арта, дискуссии и хеппенинги проходили на четырех локациях: в пункте пропуска «Каланчак», а также в Херсоне, Киеве и Ивано-Франковске. Каждое событие было разным: каждое было интегрировано в свой локальный контекст и взаимодействовало со своим окружением. Таким образом, проект нарисовал новое измерение Крыма: художественное, философское и общее, но в то же время очень индивидуальное. В этом контексте самый популярный хештег проекта, начало стиха английского поэта-философа Джон Донн , говорит о многом:
Ни один человек не является островом сам по себе; каждый человек
это частичка континента, часть большого.
Тема Крыма не нова для агентства «АртПоле»: Крым постоянно фигурирует в его проектах на протяжении последнего десятилетия. Осенью 2011 года в Бахчисарае состоялся мультимедийный фестиваль «Восточные ворота: АртПоле-Крым», мероприятие, которое его организаторы намерены развивать дальше. Но уже осенью 2014 года нам предстояло провести «АртПоле-ПроКрым» в Одессе. Незаконная аннексия полуострова Россией породила множество вопросов, ответы на которые до сих пор не найдены. Но поиск продолжается.
«Крым. Третье измерение» получился достаточно открытым: постоянно возникали новые идеи и коллаборации. Однако все началось с нас троих – Рустема Скибина, SK.EIN и меня. Все мы были участниками «АртПоле-Крым» , и все мы работаем в разных СМИ. В проектах есть звук, видео, керамика, городские поверхности и уличные объекты. Все это разные инструменты, чтобы рассказать одну историю. Все локации проекта были важны, но больше всего мы волновались перед презентацией проекта в Ивано-Франковске. В 2015-2016 годах нас часто спрашивали, не страшно ли работать в Крыму. Да, это было. Но куда огорчительнее была невозможность открыть крымскую ситуацию для городов Западной Украины: нередко приходилось сталкиваться с мнением, что «самы выбрали», которым «материк» стремился оправдать свое бездействие. Наш нынешний опыт был совсем другим. Кажется, нам удалось установить очень важные художественные связи между разными уголками Украины.
Оля Михайлюк, многопрофильный художник, г. Киев
youtube.com/embed/5sMKV8g-r-4″ title=»YouTube video player» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Последний раз мы были в Крыму в начале 2014 года. Мы дали концерт для украинских военнослужащих в блокадной воинской части. Я помню кошку, щурившуюся на солнце и цветущие деревья, на фоне тревоги и неуверенности, смешанной с тяжелым духом насилия. Это было что-то о контрасте между природой и людьми, о том, как в мгновение ока можно потерять свой рай, притянув к себе оружие и ненависть. «Крым: Третье измерение» началось для меня с попытки проникнуть через что-то наносное, сконструированное СМИ, в мой Крым, пусть даже и немножко воображаемый. И к какому-то базовому абстрактному чувству — вроде любви, которая тебя растворяет, которая указывает тебе непроторенный путь, который открывает канал связи с местом. Я думаю, что этот переход на абстрактный уровень позволил нам избежать домыслов и создать свой воображаемый полуостров, в то же время не теряя связи с реальным.
СК.ЕИН, Сергей Кравченко, звукорежиссер, Минск
Мое самоощущение строится через Крым. Мечтой крымских татар всегда было вернуться на родину: мы третье поколение, оказавшееся в такой ситуации. Мы сделаем все, чтобы Крым был свободным, счастливым и открытым для всех. Фестиваль «АртПоле» всегда вдохновлял: помню фестиваль, который проходил в Бахчисарае. Потом мы очень подружились с музыкантами, и они гостили у нас дома. Нам было что показать: наши традиции, наше национальное искусство, складывавшееся веками на полуострове. И сегодня ArtPole продолжает давать мотивацию. В течение нескольких месяцев мы вместе творили в рамках проекта «Крым: третье поколение», конечным пунктом которого стал Ивано-Франковск. Большим открытием для меня стало то, насколько люди были вовлечены. Меня поразило то, как даже люди, никогда не бывавшие в Крыму, говорили, как сильно по нему скучают. Люди оказались открытыми, творческими и близкими. Они не равнодушны. Я пришла с чувствами и любовью, и начала работать. И я очень доволен результатом
Рустем Скибин, художник-керамист, Симферополь-Киев
:::дорожка:::
:::track::: появился в 2014 году на фестивале «АртПоле-ПроКрым».
Идея возникла из разговора, который мне довелось подслушать, между художниками из Симферополя и Ивано-Франковска. Рустэм Скибин и Ярема Стецык говорили о цветах и орнаментах. И вдруг появилось ощущение, что не все вокруг так безнадежно, как кажется. У нас не было слов, чтобы выразить это, но мы поняли, что можем искать взаимодействия и понимания через метафорический язык орнаментов. Мы решили, что будем находить и исследовать места, где может возникнуть Крым, точнее, напоминания о Крыме, через принты, которые будут взаимодействовать с местным контекстом.
Оля Михайлюк
В основе этой знаковой системы лежат крымские орнаменты Рустема Скибина. Сейчас :::трасса::: существует в Бердянске, Киеве и Виннице, а также в течение прошлой осени мы проложили ее прямо до Крыма — через Херсон и Каланчак.
:::трек::: этой осенью продолжил свой путь: напротив пункта пропуска «Каланчак» и в Херсоне. Эти :::треки::: напоминают дорогу в Крым.
На железнодорожном мосту в Херсоне Александр Марченко переплел собственные графические объекты с орнаментами Рустема Скибина. Эффект вызывает в воображении шум моря и воспоминания о крымских гранатах (на панно нарисованы гранаты, которые были символом фестиваля «АртПоле-Крым»). Александр родом из Крыма, но после незаконной аннексии полуострова Россией живет в Виннице, когда присоединился к проекту во время создания :::path::: там.
В ближайшей к полуострову точке – на пограничном контрольно-пропускном пункте «Каланчак» – :::track::: появляется в девяти тайлах, созданных Рустемом Скайбином в технике Quru isar, которую он разработал сам. Плитки были вмонтированы в тротуар вдоль дороги, ведущей к границе.
Ни один человек не остров
Оля Михайлюк, SK.EIN
Аудиовизуальное произведение «Ни один человек не остров» — это бессловесное путешествие в близкую и желанную, но недоступную территорию. Это попытка вернуть его, используя доступные средства. Этот воображаемый Крым собран из звучания трав, которые растут между материком и полуостровом, крымского ветра и отголосков традиционной музыки, записанной в Киеве. Все это напоминает сон. Но именно таким сегодня для многих является Крым.
Поскольку добраться до Крыма невозможно, мы решили хотя бы подобраться к нему как можно ближе. Собрать звуки, цвета и текстуры на границе в виде аудио и видео файлов и начать с этим работать
Оля Михайлюк, июнь 2021
Из-за того, что сама Беларусь сейчас стала чем-то вроде острова, мне не удалось поехать в летнюю экспедицию на границу между Крымом и магистральной Украиной. Я смотрю и слушаю материалы, которые там собрала Оля Михайлюк, и превращаю их в аудио-коллажи. Это пошаговая стратегия, с помощью которой почти без слов нам удалось найти пространство, через которое можно соединить музыку, визуальные образы и чувства. Как всегда на границе. Первые эскизы готовы и иногда кажется, что они переносят нас через закрытые границы, небеса и страны
SK.EIN, август 2021 г.
К этому процессу сотворчества присоединились Мустафа Кизилдели (Стамбул, саз), Сурен Восканян (Мариуполь, дудук, кларнет) и Андрей Левченко (Киев, бубен). Их импровизации на крымские мотивы впоследствии использовались как цитаты в произведении. Основные аудио- и видеоматериалы были записаны на полуострове Хорлы в 30 км от Крыма.
Я столько времени провела одна с этими травами и морем, снимая и монтируя их, что опыт коллективного просмотра во время презентации был для меня исключительно ярким. А чувства, возникающие, когда люди оказываются готовы принять и пережить вместе произведение, то меланхоличное, то резкое и эмоциональное. А потом вы выдыхаете, и вам хочется говорить и смеяться. Вместе тоже. Для меня это доказывает, что произведение искусства сформировалось. Дело оказалось не столько в самом Крыму, сколько в наших взаимосвязях с Крымом. Это было больше похоже на галлюцинацию или воспоминание. И через это можно было привлечь даже тех, кто никогда не был в Крыму.
Оля Михайлюк, ноябрь 2021 г.
Внезапно, в одном месте и в одно и то же время и с разными настроениями, установками и ожиданиями все обратили внимание на один объект. В нашем случае это было абстрактно-медитативное полотно, в котором много места для воспоминаний и, конечно же, вопросов: от философских и политических до глубоко личных. Первый совместный просмотр избавил нас от неловкости и двусмысленности возможных ответов. В тени и интимности небольшого пространства каждый переносился на границу с Крымом, на грань недосягаемого и скрытого, куда-то глубоко внутрь себя. Или просто в травы степи
SK.EIN, ноябрь 2021 г.
Хайтарма. Возврат
Рустем Скибин
Это здание из дерева и толя символизирует возвращение. Такие временные, наспех собранные постройки были первым жилищем крымских татар, вернувшихся из депортации на родину. Через окно раскрывается внутренний смысл таких сооружений: жизнь, традиции, уникальная культура. Временное здание стоит без крыши, что подчеркивает его незавершенность и процесс создания, а сама крыша лежит рядом с домом, готовая к установке. Форма крыши повторяет форму восьмиконечной звезды, которая в крымскотатарской культуре символизирует мечты, свет, знания и приобретение опыта. К зданию ведет дорога – железная дорога, ступеньки, дорога жизни… За ней будущее, которое виднеется в ярких красках. Эта установка предназначена для общения как с материком, так и с полуостровом.
Узоры
Оля Михайлюк, Рустем Скибин
Узор — это образ, маленький элемент большего целого. Узоры повторяются. Некоторые из них ритмичны и структурированы, другие хаотичны и мимолетны. Паттерны помогают раскрыть то, на что может быть похоже целое, и в то же время погружают нас глубоко в детали. Считай, дополняй, ищи связи и закономерности. К узорам в природе относятся спирали, меандры, волны, пена, трещины, а также узоры, созданные благодаря симметрии вращения и отражения.
Когда я в последний раз была в Крыму, в 2016 году, у меня было с собой зеркало, и я фотографировала, направив на него камеру, потому что фотографировать на улице было опасно. В процессе мне стало интересно снимать таким образом: каждый раз ты конструируешь инсталляцию, которая существует всего несколько минут. Мне нравилось ловить фрагменты реальности, фокусируясь исключительно на них, меняя ракурс и потом рассматривая образы, вписанные в круг объектива
Оля Михайлюк
Трещины – разрыв сплошности среды. Появление трещин в материале является предвестником его непрочной порчи. Для дальнейшего расширения трещины необходимо, чтобы за счет энергии нагрузки еще больше разорвались межатомные связи. Каждый день мы видим, как из-за информационной нагрузки нарушаются связи между полуостровом и материком.
Огонь всегда соавтор произведений художника-керамиста, и иногда его невозможно контролировать. Можно только увидеть его следы. А это трещины. Это момент, когда керамическое изделие теряет свою утилитарную функцию, но не теряет своей красоты. А это новое измерение объекта, требующее свежего отношения к нему
Рустем Скибин
Наблюдение за новыми сочетаниями и создаваемыми ими акцентами побуждает к размышлению о преходящем качестве природы и обстоятельств. Мотивами для комбинирования становятся цвета, линии, трещины и стыковые отражения. Не скрывать, а принять, даже как-то выделить то, что могло бы показаться недостатком, продемонстрировать, что именно этот «недостаток» делает предмет уникальным. Так же, как и в обществе. Те, у кого есть подобные переживания, даже если они болезненны и нежелательны, но уникальны, способны понять по-своему.
Глядя Крыму в глаза
Оля Михайлюк
Весной 2014 года мы должны были начать подготовку к очередному Фестивалю «АртПоле-Крым». Но действительность накануне внезапного псевдореферендума была настолько напряжённой и до нелепости горькой, что было ясно, что какое-то время в неё нельзя будет поверить. Поэтому его документация казалась самой актуальной, а то и самой неотложной задачей.
: Я встречался с людьми разных национальностей, конфессий, профессий, мы общались, и они не запрещали записывать. Герои этих интервью — самое бесценное доказательство того, насколько жестоким и недвусмысленным было вторжение. Их эмоции, интонации, выражение лиц… Таким образом, неожиданно был нарисован некий поликультурный портрет сопротивления, так как все они по совершенно разным причинам не признали референдум
Оля Михайлюк