Ритуальные маски народов мира: Маски народов мира — Naked Science

Самые эффектные маски народов мира

Истории

Неудивительно, что маски играют и продолжают играть важную роль в культуре разных народов мира.

Лики сибирских шаманов

Шаманы народов Сибири — мастера превращений. С виду обычный, почти ничем не примечательный человек, облачившись в традиционные одежды, надев на лицо маску почитаемого предка, кружась в танце под стук бубна, в считаные минуты становится избранником духов, проводником между мирами. Буряты и эвенки не рекомендуют во время обряда смотреть шаману в глаза, говорят, не к добру это. Поэтому маска не только помогает мысленно сосредоточиться на образе, но и как бы защищает неподготовленных от контакта со сверхъестественным.

Шаман из низовий реки Амур в облачении для отправления ритуала. Прибл. 1903 год. Рисунок

Фото
Legion-Media

Часть облачения сибирского шамана 1920–1930-х гг. в музейной экспозиции

Фото
Andrey Shapran / Alamy / Legion-Media

Эвенкийские шаманы использовали деревянные или жестяные маски с прорезями для глаз и рта. Их удэгейские коллеги носили маски предков, которые раскрашивались красками, украшались бородой и усами, сделанными из меха животных. При особо важных ритуалах мужчины скрывали лица за масками с изображениями змей и лягушек. Устрашающие лики чудищ служили для изгнания злых духов. 

Образы мистерии цам

В буддийских монастырях Тибета, Монголии и Забайкалья существует традиция проведения мистерии цам. Ее наименование посходит от тибетского «чам» — «танец». Во время церемонии ламы в масках животных, хранителей учения и богов под звуки труб, колокольчиков и медных тарелок исполняют танец-пантомиму, сакральное значение которой доступно лишь посвященным. Миряне же, наблюдая за зрелищной стороной действа, через созерцание приобщаются к древним духовным практикам.  

Участники ритуала цам в Бурятии. XIX век. Гравюра

Фото
Archive Collection / Alamy / Legion-Media

Многие маски цам выглядят весьма пугающе. Например, гневная маска божества смерти Ямараджи увенчана человеческими черепами. Ямараджу во время мистерии сопровождают ламы в костюмах в виде человеческих скелетов, оленя и быка.

Не менее эффектна маска защитника учения Жамсарана. Он изображается с тремя глазами, звериным оскалом и короной из человеческих черепов. 

Полная противоположность подобным персонажам — добрый, улыбчивый седовласый старик Саган-Убугун. Он почитается покровителем семейного очага, благополучия, стад и плодородия. В ходе ритуала этот персонаж отвлекал, смешил народ, придавая действу комические элементы.

Сейчас маски цам можно увидеть не только в храмах и в музеях, но и на театральных подмостках, поскольку элементы буддистского ритуала органично вошли в спектакли и хореографические постановки.

Глиняные люди

Новая Гвинея во многом до сих пор остается terra incognita для науки. Еще до середины XX столетия здешние племена не видели европейцев, не знали радио, телевидения и прочих достижений цивилизации. Одно из таких племен, асаро, стало известно на весь мир благодаря удивительному обычаю его членов делать маски из белой глины.

Легенды утверждают, что однажды воины асаро потерпели поражение в одной из межплеменных стычек и, спасаясь от врагов, спрятались в реке, перепачкались в иле и глине. Когда воины вышли из укрытия, то соперники приняли их за духов и бежали. С той поры они мажут тело глиной и носят страшные маски, похожие на химер с клыками, торчащими из подбородка, носа, щек, а также гребнями и всевозможными выростами. Вооруженные воины в столь экзотическом облачении наверняка наводили ужас на соседей. Впрочем, сейчас асаро предпочитают не воевать, а заниматься сельским хозяйством, охотой, да время от времени развлекать любопытных туристов.

Нефрит и кость

Культуры доколумбовой Америки подарили миру удивительные произведения искусства, среди коих не последнее место занимают маски. Так, художники индейцев майя достигли высочайшего мастерства в изготовлении личин богов, мифических персонажей и реальных людей. Как правило, священные образы они создавали из самого ценного в их мире материала — нефрита. Археологи в погребениях знатных вельмож, жрецов и правителей находили нефритовые погребальные маски, которые были близки к портретному изображению усопшего. Такова, например, маска короля Пакаля. 

Ацтеки для создания масок использовали не только камень, но и человеческие черепа. В пустые глазницы вставляли глаза из пирита, в носовую и ротовую полость — изящные кремниевые лезвия. Иногда череп украшали бирюзой и янтарем. В лобной части черепов просверливали отверстия, предназначенные для веревок — ведь изделие надо было как-то прикрепить к лицу живого человека! Археологи предполагают, что, скорее всего, маски делали из черепов принесенных в жертву юношей. 

Веселья ради

В средневековой Венеции маска была непременным атрибутом роскоши и празднества, получившего название карнавал. Обычай был узаконен в 1296 году, хотя его корни, несомненно, лежат в глубокой древности. Многие историки видят истоки карнавальных шествий еще в римских Сатурналиях, когда граждане чествовали бога Сатурна, воздавали ему хвалу за хороший урожай, веселились, устраивали гулянья. Карнавалы и маскарады в Венеции сохранились до сих пор. Их участники скрывают лица за масками шутов, котов, Казановы, прекрасной венецианской дамы или мрачного Дотторе делла Песте, напоминающего в разгар веселья об ужасах чумы.

Алексей Мясников

Ритуальные маски народов мира

Ритуальные маски были известны с древности у многих племен и народов Африки, Северной и Южной Америки, Азии и Океании.

Изготовлялись маски всегда из подручных средств — дерева, коры, травы, кожи, материи, кости и т.п., и изображали человеческие лица, головы животных и всевозможных фантастических или мифологических существ. Ритуальные маски связаны с культами духов предков, животных (тотемизмом, являющимся первоосновой всех ныне существующих религий) и природы. Надевший ритуальную маску словно преображался в то существо, которое она изображала. Природа маски глубоко символична.

Африканская маска ©Flickr

Происхождение той или иной маски не всегда понятно, но выделить некоторые типичные функции ритуальной маски все же можно. Так, известный американский антрополог и лингвист Франц Боас выделял функцию так называемой «персонификации духа», с помощью которого отгоняются враждебные силы, а также функцию маски как средства, призванного обмануть духа. Еще одна функция масок — это, конечно, сохранение культа предков и увековечивание их памяти. Советский философ и культуролог Михаил Бахтин подчеркивал также зрелищную роль маски как предмета смеховой и карнавальной культуры. Недаром же прообразы некогда ритуальной маски стали неизменным атрибутом театра (сюда можно отнести не только театральные маски, но и, собственно, грим, который тоже является разновидностью маски).

Ритуальная маска племени догонов, Африка. Такую маску имеют право носить только мужчины / ©Flickr

Разумеется, ритуальная маска — это, прежде всего, атрибут ритуалов. Но в чем заключается сущность ритуала в традиционных культурах древних и современных народов мира? Ритуалы призваны разделять область профанной (мирской, повседневной) жизни и жизни в мире сакральном. Переход из одного мира в другой невозможен без всевозможных культовых и магических предметов, в роли которых испокон веков выступали еда, питье, в некоторых случаях производимые с ритуальной целью увечья и т. д. Одним из важнейших инструментов такого перехода была и маска. Поэтому основная ее функция — это все же перевоплощение в некое существо из сакрального мира (животное, предка, духа, бога).

По предназначению немецкий этнограф Рихард Андре и русский антрополог и этнограф Дмитрий Анучин делили маски на: 1) культовые, 2) военные (нередко, например, у народов Меланезии, Африки, Америки маски были принадлежностью так называемых тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и т.д.), 3) погребальные, 4) свадебные, 5) театральные и танцевальные.

Китайская маска / ©Flickr

Другая классификация учитывает характер изображения: простые изображения человеческого лица, 2) искаженные, устрашающие изображения, карикатуры, 3) изображения животных, 4) наголовники и т. д.

Несмотря на великое множество видов масок у разных народов мира, все они, так или иначе, универсальны. Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к смысловому значению маски. Для чего нужна маска? Чтобы закрыть лицо. А что такое лицо? Это выражение нашего «я». Наши эмоции, чувства, характер, возраст, принадлежность к социальному слою — все это отражается на нашем лице. Можно сказать, что наше переменчивое лицо и есть отражение нашей жизни. Именно поэтому закрывание лица в «переводе» с языка традиционных обществ означает символическую смерть. Символическая смерть — это неизменный атрибут ритуалов перехода. Проходя ритуал, представитель традиционного сообщества временно «умирает» для внешнего мира и «воскресает» уже в новом качестве, нередко — с новым именем и сущностью.
Похожий ритуал, к слову, часто отображается в сказках, например в русских народных, когда Иванушку-дурачка варят в кипятке.

Индейская маска / ©Flickr

Вообще любое временное ритуальное сокрытие лица в «переводе» с языка символов означает смерть. Роль маски, к примеру, в свадебных обрядах сегодня выполняет фата, которой занавешивают (или некогда занавешивали) лицо невесты, которой в этот день из девушки предстоит превратиться в женщину и жену. Помимо цели — сокрытия лица — здесь играет роль и цвет фаты — белый, являющийся одновременно символом и чистоты, и смерти.

Ритуальный грим, Папуа-Новая Гвинея / ©Flickr

Таким образом, маска — это символ перехода в иную реальность. Феномен маски многогранен, но первооснова ее сущности — символ пребывания в области смерти.


Источник: naked-science.ru

« Вернуться назад | Все новости | Следующая новость »

10 увлекательных культурных масок со всего мира

Надевание маски — это трансформирующий опыт. Это позволяет нам быть кем-то, кем мы не являемся на мгновение, меняя как то, как мы видим себя, так и то, как мы ведем себя внешне. Многие из нас знают это чувство по Хэллоуину в Америке, но это универсальное чувство, разделяемое разными культурами на протяжении всей истории человечества.

В то время как некоторые церемонии в масках с годами вымерли, другие культуры сохранили свои традиции. Узнайте, что скрывается за некоторыми из самых удивительных масок со всего мира, и узнайте, где и когда их можно увидеть.

1. Венецианские карнавальные маски

Эти всемирно известные маски, которые носили во время карнавала в Венеции, восходят к 13 веку. Происхождение масок неизвестно, но некоторые теории предполагают, что они были надеты в знак протеста против жесткого общества того времени. Венецианские маски различаются по качеству, размеру и материалу: от дешевых масок из папье-маше до фарфоровых масок для лица с длинными носами или замысловатыми перьями. Венецианские маски изначально изготавливались искусными мастерами под названием маскарари . Сегодня их можно купить в магазинах по всей Венеции, чтобы носить в течение 11 дней карнавала, которые проходят в январе или феврале, в зависимости от того, на какое время приходится Пасха.

2. Мексиканские маски Дня Мертвых

Dia de los Маски Muertos представляют calaveras или черепа. Празднование возникло как способ почтить память умерших и признать смерть естественной частью жизни. Празднества проходят 1 и 2 ноября по всей Мексике и Латинской Америке, а празднующие носят маски в форме черепа или краску для лица, красочные костюмы и шляпы.

3. Китайские новогодние маски

В самый большой праздник года в самой густонаселенной стране мира во время недельных празднований надевают различные маски, чтобы встретить Новый год. Изготовленные из материалов, включая камни, металл и кожу, эти красочные маски призваны отображать настроение и эмоции, связанные с фестивалем. Маски представляют собой божеств, духов и легендарных животных, от которых произошла китайская новогодняя мифология.

4. Бразильские карнавальные маски

Подобные по стилю венецианским маскам, бразильские маски также носят во время празднования карнавала за неделю до Великого поста. Однако их происхождение сильно различается. Бразильский карнавал впервые прошел в 17 или 18 веке в Рио-де-Жанейро, но маски не наблюдались до 19 века. Гуляки из низшего сословия, называемые Cordões , , носили эти маски, в отличие от более организованных и щедрых парадов, проводимых аристократами и рабочим классом. это Cordõe s вечеринки, где также зародилась самба, которые более точно представляют уличные вечеринки в Карнавале, какими мы их знаем сегодня.

5. Филиппинские маски Dinagyang

Участники праздника Dinagyang, отмечаемые в городе Илоило в четвертые выходные января, носят ослепительные маски, сделанные из разноцветных материалов, включая перья, бусы и пайетки. Фестиваль приносит музыку и танцы на улицах, а участники одеты в костюмы в полный рост или раскрашены вместе с изысканными масками.

6. Африканские маски Festima

Festima — фестиваль всех фестивалей для любителей масок. Официально названный Международным фестивалем масок и искусств, Festima — это многовековая традиция, отмечаемая в нескольких странах Западной Африки, включая Кот-д’Ивуар, Сенегал и Буркина-Фасо. Изготовление масок — древний обычай в Африке, и Фестима отмечается в защиту этой традиции. Маски Festima из дерева, соломы, листьев и текстиля изображают животных и духов предков. Многие местные жители считают, что носители масок олицетворяют тему масок.

7. Багамские маски Junkanoo

Происхождение этого фестиваля может быть предметом жарких споров на Багамах, но одно бесспорно: маски Junkanoo являются одними из самых восхитительных в мире. Маски Junkanoo сильно различаются по дизайну, размеру и цвету, но, как правило, они очень красочные и являются частью костюма для всего тела. Маски демонстрируются на уличных парадах во время хореографических танцев, которые длятся весь вечер в День подарков и Новый год.

8. Австрийские маски фестиваля Крампуснахт

В некоторых частях Австрии у Рождества есть и темная сторона. Маски фестиваля Krampusnacht основаны на их тезке, мифическом рогатом демоне по имени Крампус. Как гласит фольклор, Крампус противопоставляет Святого Николая тем, что наказывает непослушных детей. В начале декабря празднующие Крампуснахт украшают сделанные вручную деревянные маски Крампуса и костюмы из козлиной или овечьей шкуры к ужасу — или восторгу — зрителей, которые одновременно празднуют день Святого Николая.

9. Венесуэльские танцующие дьяволы в масках Яре

Diablos Danzantes , или танцующие дьяволы, являются темой масок, которые носят на этом фестивале, посвященном победе добра над злом в городе Сан-Франциско-де-Яре, недалеко от Каракаса, Венесуэла. Diablos Danzantes Маски напоминают крылатых драконов и различаются по размеру в зависимости от того, как долго confradia , или группа участвуют в фестивале. Маски, которые носили с 1700-х годов, должны представлять 9Орден 0011 confradia в иерархии дьявола. Часто на их изготовление вручную уходит целый год.

1р. Японская маска Shimokita Tengu Matsuri

Shimokita Tengu Matsuri также известен как фестиваль длинных красноносых гоблинов, который описывает дизайн масок как на парадах, так и на фестивалях. Длинный красный нос на маске является изображением птичьего клюва, а черты лица напоминают человека, следуя мифологическому Тэнгу, птицеподобному антропоморфному существу из японского фольклора. Shimokita Tengu Matsuri проводится в Токио в течение трех дней в конце января и начале февраля. Фестиваль сосредоточен вокруг парада, игры на барабанах и бросания в толпу съедобных жареных соевых бобов.

Культуры антирасизма в Латинской Америке | Ритуальные маски для мира в кризисе

Автор Денилсон Банива

Старейшины говорят, что у Бога Болезней* есть одежда, похожая на шкуру ленивца, и когда он встречает больного духа, он обнимает его и душит. так до самой смерти, как ленивец цепляется за дерево эмбабейра. Если ничего не предпринимать и шаман недостаточно силен, чтобы договориться с богом болезней, дух больного уходит навсегда. Они говорят, что мир, в котором мы живем, является результатом огромных войн между людьми и миром природы. Мы создали контраст между этой планетой и Космосом. Поэтому нам нужны шаманы, целители и все те, кто открывает связь со Вселенной, оберегая нашу жизнь на этой планете.

Но мы часто забываем, что живем в ограниченном пространстве и нуждаемся в уходе за ним. Мы работаем против необходимого благополучия. Некоторое время мы изо всех сил пытаемся освободиться от систем власти. Мы попали в беду, и появляются знаки от Бога Болезней.

С приходом наших «первооткрывателей» пришли новые испытания, болезни, которые мы не привыкли видеть. Миры были уничтожены, народы вымерли, деревни уничтожены навсегда. Нам пришлось изучить новые ритуалы и методы, чтобы умилостивить Бога Болезней. Антибиотики, вакцины, лекарства в стеклянных бутылках или в пластиковой упаковке казались нам достаточно хорошими домашними средствами. Но они его не успокоили. Это момент сейчас, когда мы заново переживаем этот распространяющийся кризис, эту боль. COVID-19, поскольку это то, чего никогда не видели, побуждает нас создавать новые целительные ритуалы и процедуры по уходу за здоровьем, чтобы мы снова могли умилостивить Бога болезней.

 

Священные маски, сделанные из дерева, волокон, глины, тыквы и птичьих перьев, которым мы научились у наших Вселенских-прародителей, являются напоминанием о времени нашего происхождения и уважением к нашим создателям. Это пароли для доступа к Космосу, невидимому, священному, сверхъестественному, столь важному для поддержания порядка в хаосе, из которого мы черпаем радость и успокоение Вселенной, которые теперь получили обновление среди наших различных коренных народов. От нас требовали использовать хирургические или сшитые вручную маски, до сих пор неизвестные среди нас, чтобы защитить себя от духа Covid-19.. Конечно, вместе с масками пришли и правила их эффективного использования, ведь мало надеть маску на лицо, надо знать коды доступа к средствам защиты.

Обновление прошивки, которое Бог болезней не сделал доступным.

Эти сегодняшние ритуалы исходили не из уст наших бабушек и дедушек. В современном мире они напечатаны в брошюрах или показаны на телевидении, которые показывают, как нужно выполнять ритуалы шаг за шагом, а также показывают нам, что происходит, когда мы не следуем ритуалам правильно, уже не с метафорами и фигурами. речи, но с видео мертвых, захороненных в наспех вырытых могилах. Ужасно. Ужасно! Мы не были готовы. Но у нас еще есть время выжить.

Хотя теперь ритуалы доставляются нам почти как поставки веры, здесь у нас есть шанс. Методично мойте руки, дезинфицируйте 70-процентным спиртом и выполняйте другие небольшие ритуалы, которые являются частью соблюдения необходимых правил.

Карантин – ни встреч, ни выхода из дома. Если вы не женаты и не живете вместе, никакого секса. Никаких походов к родственникам на воскресный обед и, конечно же, никакого пива после работы с коллегами. Ешьте здоровую пищу, пейте воду, делайте зарядку. Поддерживайте сильную иммунную систему. Для лучшей защиты всегда носите маски. Ритуальные маски для мира в кризисе.

Пусть Бог Болезней увидит, что мы выполняем все ритуалы, и успокоится. Пусть наш народ переживет этот, еще один конец света.

*Бог болезней — перевод с нашего языка, используемый здесь для духовной защиты. Я не хочу, чтобы Он узнал, что я произношу его имя без разрешения.

Денилсон Банива, « Ритуальные маски для мира в кризисе»

Автопортреты, созданные в апреле 2020 года во время карантина.

Денилсон Банива родился в Барселуше, штат Амазонас, Бразилия, в 1984 году. Его искусство исследует его опыт проживания коренных народов в настоящий момент, сочетая традиционные и современные отсылки к коренным народам и используя западные символы для повышения осведомленности о борьбе коренных народов. народов на различных носителях и языках. Его работы были представлены на 22-й Биеннале в Сиднее, в Centro Cultural São Paulo (CCSP), Itaú Cultural, Centro Cultural Banco do Brasil (CCBB), в Центре искусств Федерального университета Флуминенсе (UFF), а также в различных других места.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *