Родина цыган: Кто такие цыгане, и где находится их родина

история, традиции, обычаи – интересные места в 2023 году, факты о Гранаде – Tripster.ru

Цыгане: история, традиции, обычаи – интересные места в 2023 году, факты о Гранаде – Tripster.ru Египетские корни, культ семьи и другие факты о народе

Цыгане — это весёлый и загадочный народ, вокруг которого ходит немало мифов. Рассказываем, почему цыгане веселятся на похоронах, едят жареных ежей и по какой причине никто не знает, сколько их проживает в мире.

СодержаниеОткуда взялись цыганеНазвание и самоназваниеРасселение по всему мируЦыганский языкКультураОсобенности образа жизни цыганИстория цыган в РоссииЖилищеКухняОдеждаЦыганские семейные традиции и обычаиСвадьбаКлятваПохороныЧисленность цыган в миреЦентры цыганской культуры в РоссииЗаключение

Долгие годы вопрос, где находится историческая родина цыган, оставался без однозначного ответа. Дело в том, что их предки не оставили письменных памятников. Именно поэтому существовали самые разные теории, связанные с происхождением цыган: по одной из версий (особенно популярной у европейцев), они могли быть потомками египтян, по другой — жителями исчезнувшей Атлантиды.

1621 год. Кочевые цыгане. Гравюра Жака Калло

В 1783 году немецкий историк и географ Гейнрих Грелльман (он, кстати, был профессором Московского университета) выдвинул гипотезу о том, что родиной кочевого народа могла быть Индия. В начале XXI века исследователи из Роттердамского университета, изучив геном цыган, подтвердили предположение учёного. Сегодня на вопрос, откуда взялись цыгане, можно дать ответ: скорее всего, их родина — северо-запад Индии.

Цыгане Восточной Европы и России называют себя «рома» (как известно, в Москве на Ленинградском проспекте расположен «Ромэн» — единственный в мире репертуарный цыганский театр). Существует предположение, что это самоназвание восходит к касте, которая в сегодняшней Индии называется «вом». Другая версия: точно установлено, что в Европу цыгане пришли с территории Византии, где жили «ромеи».

1857 год. Свадебная церемония индийских цыган

Интересно, что когда-то широко распространённая теория о «египетских корнях» цыган повлияла на то, как их стали называть некоторые европейцы. Английское слово gypsies произошло от egyptians — «египтяне». Испанское слово gitanos тоже произошло от «египтян» — egiptanos. А жители Венгрии, например, когда-то называли представителей цыганской общины «фараоновым племенем» (fáraók népe).

Интересно, что используемое в русском языке слово «цыган» произошло от сербохорватского «циганин», которое, в свою очередь, имеет греческие корни.

1906 год. Сербские цыгане. Авторство: Уильям Уильямс (коллекционер), Август Ф. Шерман (фотограф)

Существует много этнических групп цыган (эрроминчела — на севере Испании или люли — в Центральной Азии) — не только с разными традициями, но и с разными диалектами. Однако у исследователей нет единого мнения о том, почему предки цыган когда-то стали активно покидать Южную Азию.

Скорее всего, они уходили небольшими группами и разными маршрутами — кто-то обосновался на территории Византийской империи, кто-то — в Северной Африке. Как бы там ни было, но в XV столетии цыганский народ оказался в Европе, а уже в XIX веке — в странах Западного полушария и в Австралии.

1552 год. Цыганское гадание. Гравюра на дереве из Cosmographie Universalle of Munster

Не стоит забывать и о богатом фольклоре цыган. Объяснение расселения вольнолюбивой народности по всей планете можно, например, найти в одной старинной легенде. Она гласит: бог так полюбил цыган за их радостное отношение к жизни и талант, что решил не ограничивать определённой страной, а подарил весь мир.

Относится к индийской языковой группе и из-за постоянных переселений его носителей по разным регионам планеты насчитывает около 80 диалектов.

Интересно, что в начале 1930-х в Советском Союзе на основе языка русских цыган была создана цыганская письменность и стали издаваться книги — как публицистическая литература, так и, например, произведения детских писателей — А. Л. Барто или Б. С. Житкова.

Сейчас цыганский язык есть и в интернете. Например, в группе «Цыганский язык для всех ~ Романы чиб ваш сарэнгэ» много информации для интересующихся ромским и его диалектами

Не только богата, но и уникальна: в ней можно найти элементы культурного наследия народов тех стран, на территории которых живут цыгане.

Взять, к примеру, сказки: среди их персонажей есть как колдуны и ожившие мертвецы — эти образы можно встретить в волшебных историях индусов, так и хорошо знакомые нам герои русского фольклора — домовые и лешие.

Культура цыган, в свою очередь, повлияла на развитие европейской музыки — классической и современной. Когда-то в Андалусии не без помощи динамичного цыганского фольклора появилось фламенко. Сегодня эта страстная песенно-танцевальная традиция жителей юга Испании включена в список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО.

В другом конце Европы в XIX столетии любовь Ференца Листа к цыганскому фольклору нашла отражение в знаменитом фортепианном цикле «Венгерские рапсодии» (кроме того, великий композитор написал книгу «Цыгане и их музыка в Венгрии»).

А уже в конце ХХ века во Франции цыганская семья Рейес сформировала группу Gypsy Kings — зажигательную и успешную (её нетленный хит Bamboléo, наверное, знают во всех уголках мира).

Обложка той самой пластинки, на которой Bamboléo впервые вышла в мир

Вопреки распространённому мнению, изначально цыгане не были кочевниками. Исследователи считают, что их активное перемещение с места на место началось уже в Европе. Вначале к ним относились с уважением, но со временем стали притеснять, считая и шпионами, и вероотступниками.

Со второй половины XVI века в разных европейских странах начали издавать откровенно геноцидные законы, направленные против цыганского народа. В 1554 году, например, в Англии вышло постановление, по которому для всех цыган мужского пола вводилась казнь, а в 1637-м всех мужчин-цыган на территории Швеции приговорили к повешению. Другими словами, кочевой образ был единственным способом выжить.

Сегодня большинство европейских цыган ведут оседлый образ жизни — самые крупные общины находятся на территории стран Восточной Европы, включая Болгарию, Словакию, Венгрию и Румынию (здесь может проживать около четырёх миллионов человек).

Фото: сайт Европейской Организации по защите прав цыган

При этом мироощущение вечных странников — их жизнерадостность, стремление к свободе и любовь к природе — восхищало европейцев разных эпох и, более того, находило отражение в искусстве.

В 1845 году француз Проспер Мериме написал своё самое знаменитое произведение — новеллу «Кармен» о трагической любви гордой андалузской цыганки и баска-кавалериста (по мотивам этого произведения другой француз — композитор Жорж Бизе — в 1874-м создал свою самую знаменитую оперу). Одна из известных работ художника-примитивиста Анри Руссо — «Спящая цыганка» (1897), а уже в ХХ веке молдавский режиссёр Эмиль Лотяну снял «Табор уходит в небо» (1976) — популярный советский фильм (только за год его посмотрели почти 65 миллионов зрителей).

В нашу страну цыгане пришли в XVII веке. Через сто лет после этого их впервые официально упоминает Анна Иоанновна — в налоговом указе от 1733 года, а в конце 1783-го, документом Екатерины II, цыган причислили к крестьянам. На территории Российской империи они вели как кочевой, и так и оседлый образ жизни.

1910-1914 год. Цыганки в Москве, у здания страхового общества «Якорь» на улице Большая Лубянка. Фото: Gilbert Grosvenor

Кочевники объединялись в таборы, которые достигали порой 25 палаток. Оказавшись на новой локации, женщины шли в ближайшие сёла — гадать, а также просить еду. Мужчины же отправлялись на ярмарки — продавать лошадей.

Оседлые цыгане жили, как правило, в Санкт-Петербурге, Москве и других больших городах. Многие из них были артистами — участниками хоров (самый первый из них организовал граф А. Г. Орлов-Чесменский ещё в 1774 году) — и неплохо зарабатывали. Интересно, что в 1876-м солистка тульского цыганского хора М. М. Шишкина вышла замуж за известного аристократа С. Н. Толстого — одного из старших братьев автора «Войны и мира».

1931 год. Москва, театр «Ромэн» • 1941-1945 год. Виктор Беляков (девятнадцатилетний цыган из «Ромэна», служивший снайпером), А. Т. Стученко (командир дивизии), П. Иванов (комиссар дивизии Герман). Фото: архив РГАЛИ • 1946 год. Кочующий табор. Фото: архив цыганской национально-культурной автономии Краснодара

Встречались среди цыган и купцы. В Уфе, например, у торговца Санко Арбузова был успешный бизнес по продаже лошадей.

Руководство молодого советского государства почти сразу же решило «привязать к месту» кочевников. В конце 1920-х, в рамках поддержки малочисленных народов, появились цыганские артели, школы, где шло преподавание на цыганском языке, а в 1931-м в Москве открылся театр «Ромэн».

В годы Великой Отечественной часть цыган вступила в ряды Красной армии, а также присоединилась к партизанскому движению: 11 представителей цыганского народа получили звание Героя Советского Союза.

Начало 1960-х. Никита Хрущев в окружении цыган

Уже в хрущёвские времена был издан закон, фактически запрещавший кочевой образ жизни. В самых разных районах большой страны появились цыганские посёлки. Сегодня в Российской Федерации проживает 220 тысяч цыган. Больше всего (около 31 тысячи) — на территории Ставропольского края.

Когда-то разноцветные кибитки цыган считались символом романтики, но в XXI веке потомки кочевников предпочитают жить в частных домах.

В одном здании могут проживать сразу несколько семей — родители, их сыновья с жёнами, внуки. К оформлению фасада хозяева часто подходят творчески: его могут украшать и колонны, и большие статуи, и лепнина. При этом одна из самых важных деталей цыганского дома — обязательное наличие «общественного пространства»: большого зала, где могло бы разместиться максимальное количество людей, приглашённых, например, на юбилей или свадьбу.

Глава молдавских цыган в Тюмени, барон Геннадий Виноградов и примерно третья часть его семьи. Фото: Ирина Шарова / 72.RU

Исследователи считают, что на кухню цыган оказали влияние и гастрономические традиции тех народов, среди которых они жили, и кулинарное искусство их индийских предков.

Среди традиционных блюд у современных цыган в нашей стране — борщ, разные виды каш, запечённое мясо, холодец, солянка. Любят цыгане и голубцы, правда, используют для их приготовления листья солёной капусты. А для праздничного стола пекут пироги с разными начинками и сывьяко — традиционный рулет с творогом и орехами.

Невероятно, но факт: национальным блюдом цыган (не всех, а проживающих на территории Западной Европы) считается жареный ёж. Когда-то цыгане, кочующие с места на место в поисках лучшей жизни, спасались от голода именно благодаря этим грызунам. Готовили ежей так: обмазывали глиной, а потом запекали. Вытащив «колючее жаркое» из огня и дав ему остыть, глиняную корку разбивали — иглы оставались на ней.

У многих цыган принято заваривать чай на фруктах. Фото: Ирина Шарова / 72.RU

Если элементы мужского национального костюма (среди них — широкие рубахи, расшитые жилеты, шляпы и символ достатка — сапоги) ушли в историю, то «классический» наряд цыганки (считается, что он окончательно сформировался на территории Румынии) знаком каждому.

Знаменитая пышная юбка с воланами появилась в результате постоянных переездов: традиции запрещают женщинам открывать ноги, и поэтому, когда подолы превращались в лохмотья, цыганки обновляли их обрезками ткани — иногда от старых платьев. Замужние женщины надевают поверх юбки фартук, повязывают на голову платок и носят на шее монисто — украшение из монет.

Воланы и обилие вышивки сейчас встречаются в основном в сценических костюмах. В повседневной жизни современные цыгане одеваются достаточно сдержанно, хотя против традиций не идут. Самые мягкие правила — для детей: до определенного возраста и мальчики, и девочки вольны выбирать себе практически любые наряды.

1912 год, Беларусь. Цыгане на ярмарке • 1989 год. Санкт-Петербург. Цыгане на набережной • Цыганский ансамбль «Бричка» в традиционных костюмах • Современный табор с Евгением Черняевым, христианским миссионером • Фото: Исаак Сербов, Pieter Waterdrinker, портал «Про Город», «Елицы Медиа»

Мы уже сказали, что разные этнические группы цыган отличаются не только диалектами, но и социально-культурным наследием. Вот лишь некоторые цыганские традиции и обычаи в нашей стране, которые бережно передаются из поколения в поколение.

Культ семьи

Семейная сплочённость — главный ориентир в системе жизненных приоритетов.

Для цыган нет ничего важнее семьи. Муж — это хозяин, защита и опора, а главное предназначение жены — быть продолжательницей рода и хранительницей семейного очага.

К представителям старшего поколения у цыган — особое и исключительно уважительное отношение. Одно из важных правил: младший сын должен жить в доме с родителями, именно он должен обеспечить им достойную старость.

«Цыганские путешествия» — проект фотографа Йоакима Эскильдсена и писательницы Сии Ринне. В течение 6 лет они ездили по миру и запечатлевали жизнь цыган в разных странах мира: России, Греции, Индии, Румынии, Финляндии и др.

Не только важное событие в жизни, но и яркая церемония, на которую не жалеют денег и которая обычно продолжается три дня.

На выбор жениха и невесты часто влияют родители: они подбирают своему сыну или дочери вторую половину. Но молодые могут познакомиться и самостоятельно. Если семьи одобрят выбор детей, начинается подготовка к церемонии. Свадебные расходы обычно ложатся на плечи родных жениха.

Перед началом застолья под ноги молодым выливают ведро воды, а затем осыпают конфетами — чтобы их жизнь была и чистой, и сладкой. Мужчин и женщин сажают за отдельные столы, и вскоре торжество превращается в весёлый музыкальный праздник с нескончаемыми танцами. По традиции на свадьбу может прийти любой цыган — родители жениха и невесты должны принять его как дорогого гостя.

Одевание невесты

Один из самых важных ритуалов — подтверждение собственной правоты или доказательство невиновности.

Распространённая клятва — с иконой в руках. Гораздо менее употребительная (используется у котляров; представители этой этнической группы пришли в Россию из Молдавии и Румынии) — клятва в гробу. Для этого ритуала изготавливают специальный гроб: человек в него ложится и говорит, что если не прав или врёт, то скоро умрёт.

Быт цыганского табора. Фото: блог «Непутевые заметки»

Погребение усопших у цыган — многодневная церемония, на которой не принято грустить.

Смерть у цыганского народа ассоциируется с чем-то нечистым, поэтому человека, которому осталось жить считаные дни, переносят в отдельный шатёр. Возле него постоянно находится кто-то из родных.

Когда же он умирает — ещё до похорон, — проводятся трёхдневные поминки, на которых принято и петь, и танцевать. Только на третий день родственники покойника отправляются с гробом на кладбище: в могилу опускают и личные вещи усопшего, среди которых могут быть предметы мебели, мобильные телефоны и даже деньги. Считается, что всё это может ему пригодиться на том свете. Иногда вещей набирается так много, что семья почившего использует сразу несколько мест для захоронения.

Через некоторое время после похорон на могиле устанавливают памятник. На нём — изображение покоящегося в полный рост. Здесь же строят беседки: каждый год в Радоницу (день поминовения усопших) цыгане приходят на кладбище для проведения поминальных трапез.

Ответа на вопрос, сколько в мире проживает цыган, нет из-за их нежелания участвовать в переписях населения. В Болгарии, например, официальная численность цыган — около 400 тысяч, однако неофициально их (по данным общественных организаций) — в два раза больше. Тем не менее исследователи предполагают, что больше всего цыган проживает на территории Турции — до пяти миллионов человек.

В нашей стране всего несколько мест, где можно познакомиться с богатым историко-культурным наследием одного из самых загадочных народов мира.

Во-первых, столичный театр «Ромэн» (Ленинградский проспект, 32/2). Одна из его визиток — «народное музыкальное зрелище» под названием «Мы — цыгане». Спектакль, премьера которого состоялась более 40 лет назад, рассказывает о происхождении цыганского народа, его истории и богатых традициях. Представление примечательно и тем, что в проекте занята вся труппа. Кроме того, в фойе можно познакомиться с экспозицией, посвящённой прошлому театра: здесь есть афиши, архивные фотографии, а также сценические наряды.

Музей цыганской культуры и быта им. Н. Сличенко

Ещё одна московская локация — Музей кочевой культуры (улица Авиамоторная, 30а). В этом этническом центре есть не только шатёр с предметами быта восточноевропейских цыган, но и кочевая кузница, ведь кузнец — одна из самых распространённых у свободолюбивого народа профессий. Посетители музея могут не только узнать много интересного об истории и традициях цыган, но и поучаствовать в мастер-классе и сделать огниво.

А в Костроме — старинном городе на Волге — расположен единственный в нашей стране Музей цыганской культуры и быта имени Сличенко (улица Козуева, 3/46). Здесь, например, можно познакомиться с исторической экспозицией «Цыгане в битве за Родину», оценить работы современных художников из разных городов страны, а также сделать оригинальные селфи на память в музейной фотозоне.

Цыгане — это уникальный жизнерадостный народ, к богатой культуре которого может прикоснуться каждый желающий, будь то спектакли московского театра «Ромэн», экспозиция музея в Костроме или даже получившие мировое признание фильмы о вечных странниках — «Скупщики перьев» Александра Петровича и «Время цыган» Эмира Кустурицы.

Автор: Максим Тувим

Ещё на тему путешествий

Смотровые площадки Екатеринбурга Лучшие места для экспресс-знакомства с городом

Экскурсии в Гранаде

Анастасия

5.0

29 отзывов

Альгамбра — застывшая поэзия 

История и архитектурные особенности выдающегося образца мавританского средневекового зодчества 

€ 163 за экскурсию

Елена

4. 83

18 отзывов

Лабиринты Альгамбры и садов Хенералифе 

Знакомство с историей и архитектурой дворцово-паркового комплекса 

€ 169 за экскурсию

Анастасия

4.79

19 отзывов

Мавританская Гранада — Восток на Западе 

Знакомство с достопримечательностями и легендами Гранады 

€ 163 за экскурсию

Анастасия

5.0

8 отзывов

Легенды мавританского квартала Альбайсин 

 

от € 130 за экскурсию

Елена

4.67

3 отзыва

Первое знакомство с Гранадой 

Узнать истории знаковых достопримечательностей и изучить мавританское наследие 

€ 169 за экскурсию

Елена

5.0

1 отзыв

Кварталы Гранады: арабский Альбайсин и цыганский Сакромонте 

Прикоснуться к мавританскому наследию, узнать историю фламенко и полюбоваться панорамами 

€ 169 за экскурсию

Посмотреть все

10 интересных фактов о цыганах

Цыгане – удивительный вольный народ, окруженный ореолом бесчисленных мифов и легенд. Люди без государства, они кочуют из страны в страну уже много веков, и их точная численность неизвестна по сей день. В представлении большинства цыгане, как правило, ассоциируются с конокрадством, гаданием по руке, яркими нарядами и веселыми свадьбами. Но история этого народа, его корни, традиции, культура – намного глубже и богаче, чем поверхностные стереотипы.

Откуда взялись цыгане и почему они кочуют по всему миру? Как появился миф о том, что цыгане крадут детей? И в чем секрет настоящей цыганской юбки? Десять самых интересных фактов об этом народе ждут вас в этой статье.

Факт 1. От Индии до Византии: откуда взялись цыгане?

Современные цыгане являются прямыми потомками мигрантов из Индии. Как свидетельствуют исследования, предки цыган проживали в центральных районах Индии, а около III века до н. э. мигрировали в Северный Пенджаб. Это во многом определило характер их культуры: поскольку климат в Пенджабе засушливый, а почвы не отличаются плодородием, первые цыгане занимались в основном торговлей, скот разводили преимущественно для транспортных перевозок и вообще изначально вели кочевой образ жизни.

Ученые не знают, когда именно предки цыган начали переселяться из Индии в другие страны. Но достоверно известно, что первая группа численностью 1000 человек мигрировала около VI века н. э. Это были цыгане, которых один из индийских шахов преподнес в знак благодарности шаху из Персии. Также существует версия, согласно которой массовое бегство цыган из Индии связано со стремительным распространением ислама. У этой версии немало подтверждений: из исторических документов мы знаем, что цыгане часто становились жертвами гонений на почве религии. А свободолюбивые ромалэ, как известно, не терпят, чтобы им указывали, как жить и каким богам молиться.

Благодаря лингвистическому анализу (о языке цыган мы расскажем чуть ниже) удалось выяснить, что предки современных цыган провели в Персии около 400 лет. Затем часть из них переместилась дальше на запад, на территорию Византии. И именно эти цыгане, жившие в Византии, являются предками современных европейских цыган. Еще одна группа цыган осела на Ближнем Востоке, другая дошла до Палестины, а оттуда попала в Египет. Таким образом, постепенно ромалэ разделились на множество ветвей и расселились по всему миру.

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Факт 2. Не все то цыган, что ромалэ: секрет названия

Сами цыгане никогда себя так не называют, это обозначение принято только в России. Слово «цыган» восходит в греческому «αθίγγανος», что значит «неприкасаемый». Этот термин впервые встречается в «Житие Георгия Афонского». Этот труд датирован 1100 годом, а события, которые в нем описываются, относятся к 1054 году. Стоит сразу оговориться: «атцинганами» автор называет членов одной из еретических сект того времени, которые, скорее всего, не имели никакого отношения к предкам нынешних цыган. Но как бы то ни было, название закрепилось за представителями этого народа и перекочевало в русский язык.

Сами же цыгане нарекают себя многими именами – в зависимости от места обитания. Так, европейские цыгане называют себя не иначе как ром, рома («ромеи» значит византийцы). Цыгане, живущие на Ближнем Востоке, используют этноним «дом», цыгане Армении – «лом». Все эти три названия восходят к индоарийскому слову «d’om», где первый звук представляет собой нечто среднее между «р», «д» и «л».

Также в цыганской среде можно услышать такие самоназвания: синти, мануш («люди»), кале («черные»). А вот слово gypsie, которым в английском языке обозначают смуглых кочевников, цыганам очень не нравится. Дело в том, что от этого слова произошел английский глагол gyp, который переводится как «мошенничать», «жульничать», «обкрадывать». Поэтому сами цыгане предпочитают его избегать.

Кстати, само слово gypsy для цыган – не только оскорбительное, но и неточное, ведь это сокращение от egyptians («египтяне»), а, как мы уже поняли, цыгане родом вовсе не оттуда. Но, видимо, обширные цыганские поселения в Египте ввели в заблуждение не только англичан: испанцы тоже до сих пор называют цыган gitanos (от Egiptanos – «египтяне»). Венгры зовут их cigány или fáraók népe («фараоново племя»), а вот французы почему-то связывают чернобровых с чехами: по крайней мере, французское bohémiens переводится именно так.

Факт 3. Цыганский язык

Один из распространенных мифов гласит, что у цыган нет своего языка, они лишь перенимают язык той местности, в которой живут. Отчасти это правда: цыгане очень хорошо умеют ассимилироваться. Но цыганский язык все-таки существует! Он относится к индоарийской ветви индоевропейских языков.

Несмотря на то, что цыганский язык складывался в изоляции от родственной ему языковой среды, его носителям удалось сохранить основной лексический фонд древнеиндоарийских языков, поэтому родство со многими индийскими языками все еще сильно заметно. Но, безусловно, многочисленные переселения сыграли свою роль в его формировании. Результатом кочевого образа жизни цыган стало появление огромного количества диалектов, каждый из которых так или иначе связан с языком той страны, в которой долгое время проживала конкретная группа цыган.

Так, в 1930-е годы в СССР в основу литературной нормы цыганского языка был положен диалект русских цыган. Самым популярным среди цыган во всем мире считается диалект кэлдэрари, поскольку это наиболее широко рассеянная группа цыган.

Факт 4. За звездой кочевой: почему цыгане не живут в одном месте?

Вопрос, которым задаются многие. Частично мы уже ответили на него в первом пункте, однако дело не только в исторической памяти и неблагодатной индийской почве. Цыгане далеко не всегда выбирали кочевой образ, очень часто у них просто не было выхода. Испокон веков различные государства изгоняли цыган со своих территорий, подвергали преследованиям, жестоким пыткам и расправам. Так что причина постоянных миграций банальна – естественное желание выжить.

Впрочем, цыгане могут задерживаться в той или иной местности на довольно долгое время, если их не притесняют. Частота их передвижений зависит от региона, времени года и других факторов. Сегодня многие цыгане живут оседло и успешно ассимилировались в той стране, где им довелось поселиться. Тем не менее община играет очень большую роль в их жизни, и свою культуру, язык, традиции они исправно передают из поколения в поколение.

Но, безусловно, тяга к свободе у кочевников в крови, они не слишком-то ценят постоянство. Согласно легенде, Бог подарил цыганам весь мир, поэтому они не привязаны к какому-то одному месту, а находятся в вечном путешествии. Как гласит поверье, такой щедрый дар достался им за особые таланты в искусстве.

Факт 5. Народ без государства

Родины и государства в привычном нам понимании у цыган действительно нет. Многие из них проживают свою жизнь без паспортов, страховых полисов, не отдают детей в школы – словом, остаются для страны, на территории которой они живут, абсолютными невидимками.

Но это не значит, что в их собственной общине царит полная анархия. Как и в любом организованном социуме, там есть свои законы и своя иерархия. Родственные группы образуют роды, и у каждого рода есть свой лидер. Помните такого персонажа, как «цыганский барон»? Правда, цыгане называют его несколько иначе – «баро мануш» или «рай баро», что в переводе с цыганского означает «большой, важный человек». Баро мануш обладает беспрекословным авторитетом и имеет право представлять свой род даже на международном уровне.

Главным институтом для всех цыган является семья. Цыгане очень заботятся о чистоте своей крови, браки стараются заключать только с представителями своего рода, а союз с человеком другой национальности считается чуть ли не грехом.

Несмотря на отсутствие законодательной системы как таковой, у цыган есть некое подобие суда – он называется «крис». Судьями выступают исключительно мужчины, избираемые общим голосованием. Крис занимается решением самых разных вопросов: от брачных споров до серьезных преступлений. Суд вправе наложить на обвиняемого штраф или подвергнуть самому суровому наказанию – исключению из общины.

В заключение отметим, что своеобразным подобием государства является Международный Союз цыган, созданный в 1977 году. Кроме того, у цыган есть свои национальные символы: флага и гимн, основанный на популярной народной песне «Джелем, джелем». А в качестве герба цыгане используют ряд узнаваемых символов, которые прочно ассоциируются с ними: колесо кибитки, подкову и колоду карт.

Фото: Кузярин Анатолий/ТАСС

Факт 6. Культ семьи и воспитание детей

Семья для цыган – святое. Этот народ известен своей многодетностью: как правило, в семье от трех детей и больше. Мать и материнство как явление находятся в большом почете, а рождение и воспитание детей – главная обязанность и предназначение любой женщины. Поэтому если цыганка по какой-то причине не может родить, для нее это большое горе.

Существует стереотип, согласно которому цыгане часто воруют и продают чужих детей. История, безусловно, знает и такие примеры, но корни этого убеждения кроются в другом. Дело в том, что, чем больше любви и заботы семья выказывает по отношению к детям, тем более уважаемой она считается. Поэтому нередки случаи, когда цыгане усыновляют чужих малышей. В цыганских семьях очень часто можно увидеть детей, чья внешность нетипична для этого народа: светловолосые или рыжие, с белой кожей, голубыми глазами, веснушками, монгольскими скулами… Каждого такого ребенка цыгане холят и оберегают, как родного, и община обязана принять его, как своего. Так что, взять к себе чужое дитя для цыганской семьи – большая заслуга. Поэтому в семьях кочевников так много подкидышей.

Вообще, цыгане очень трепетно относятся к своим детям, особенно к мальчикам. Но примерно после семи лет отношение к ребенку резко меняются: обычно в этом возрасте ребенка начинают учить выживать. Родители и другие взрослые рассказывают ему о том, как устроена жизнь, что представляет собой их нация, и обучают всему, что нужно знать, чтобы выжить в этом суровом мире. Девочек с малолетства обучают гаданию на картах или ворожбе, мальчиков – искусству торговли. Таким образом, уже в 12-13 лет цыганские дети обладают всеми необходимыми навыками, которые позволяют им успешно зарабатывать на скупке золота, драгметаллов, челночном бизнесе и не зависеть от родителей.

Факт 7. Цыганская юбка и строгие нравы женщин

Из-за разгульного, веселого образа жизни и легкого нрава цыган часто считают распущенными, но это не более чем миф. Достаточно взглянуть на наряды цыганских девушек: головы покрыты платком, грудь прикрыта шалью, а юбки – почти до пят. Даже цыганские танцы, несмотря на всю их страсть и веселый задор, не допускают оголения «срамных» частей тела.

Кстати, знаменитая цыганская юбка с большим количеством воланов – родом из Испании. А объясняется из замысловатый крой очень просто и прозаично. Дело в том, что цыгане никогда не жили богато, поэтому цыганские женщины, как правило, изнашивали юбки до лохмотьев. Но вместо того чтобы выбрасывать юбку, предприимчивые женщины просто пришивали к подолу дополнительные полоски ткани. Как правило, в ход шли старые платья или ткань, которую удавалось выторговать где-нибудь по дешевке. Так и появилась легендарная цыганская юбка с воланами.

Цыгане категорически против ограничений, это касается и одежды. Она должны быть удобной и свободной, чтобы не сковывать движений во время домашней работы или зажигательных танцев. Цыганские женщины, как правило, носят блузки с глубоким вырезом, но непременно накидывают на плечи и грудь шаль. Замужние носят поверх юбки фартук, а под ним – передник с большим карманом, где хранят необходимые предметы быта. Еще один необходимый атрибут женского цыганского костюма – тяжелое многоярусное монисто. Это украшение носят только замужние женщины.

Факт 8. Цыганская свадьба – билет во взрослую жизнь

Свадьба – одно из самых важных событий в жизни цыгана, так как после вступления в брак меняется его иерархический статус. Фактически только тогда человек становится по-настоящему взрослым. Цыгане женятся рано: в 15 лет девушка уже считается невестой. Многие традиции в этом отношении схожи со славянскими: так, свадьбе предшествует сватовство, выкуп невесты, затем пара обручается. Причем официального заключения брака как такового не происходит, но для цыган это не имеет значения. По сути, если парень и девушка начали жить под одной крышей, они уже женаты.

К празднованию свадьбы цыгане подходят очень обстоятельно, проявляя здесь всю свою щедрость и удаль. Именно на свадьбе каждый старается показать свои навыки в танцах и пении, а заодно вдоволь посплетничать и вкусно поесть. Кроме того, на свадьбе собираются все представители рода, а это значит, что кто-то из гостей может подобрать себе пару среди приглашенных. Вот такой бесконечный круговорот свадеб в природе!

Большинство цыган женятся по любви, но есть общины, где родители договариваются о браке детей заранее без их согласия. Одно из самых важных условий – чистота невесты. Во время сватовства родители жениха обычно спрашивают у родителей невесты, девственница ли она – это считается абсолютно нормальным. А наутро после брачной ночи простынь молодоженов могут подвергнуть проверке, чтобы проверить, не было ли обмана.

Факт 9. Тушеные ежи и другие особенности цыганской кухни

Цыганская кухня довольно проста и состоит в основном из мяса. Цыгане едят курицу, баранину, свинину, различные овощи (южные любят кукурузу), а также супы – например, из свеклы и квашеной капусты. Северные цыгане предпочитают блюда из картофеля. Как правило, вся еда очень пряная и острая (видимо, сказывается связь с индийскими предками).

Таким образом, сейчас меню цыган достаточно безыскусно, но раньше в нем встречались довольно необычные блюда. Цыгане издревле питались тем, что могли добыть на охоте, поэтому раньше цыганские хозяйки частенько готовили зайчатину, кабанину, медвежатину. Но истинно цыганский деликатес – мясо ежей! Обычно его употребляли в жареном или тушеном виде. Это блюдо встречалось у цыган-синти, польских и прибалтийских цыган, и его история напрямую связана с длительной вынужденной жизнью в лесах во времена гонений на цыган в Европе.

Но почему именно ежи? Все просто. Хотя разделывать и готовить их очень непросто, этих животных было проще всего добыть в самые голодные времена – приманить ежа, как известно, не составляет труда. Ну а готовить их цыганки за много лет наловчились мастерски.

Факт 10. Религия: во что верят цыгане?

Кочующие с места на место, подобно перекати-полю, цыгане на протяжении веков перенимали разные языки, разные обычаи – это же касается религии. Ни одна попытка насадить религию среди цыган силой (а их было немало) не увенчалась успехом. Фактически большинство представителей этого народа являются либо христианами, либо мусульманами. Так, многие цыгане, проживающие в Европе, исповедуют католичество, отмечают все праздники (особенно Пасху и Рождество), соблюдают посты и т. д.

Вообще, цыгане-христиане очень набожны и уделяют большое внимание соблюдению религиозных обычаев. Православные цыгане считают своими покровителями Николу Угодника и Святого Георгия, а католики – Блаженного Сеферино. Цыгане, исповедующие христианство, считают главными религиозными праздниками для всех цыган-христиан являются Пасха и Рождество.

Цыгане также очень религиозны, но позволяют себе пренебрегать некоторыми правилами ислама. К примеру, цыганские женщины-мусульманки не закрывают лиц даже в тех странах, где это принято у местного населения, а некоторые группы цыган-мусульман не практикуют обрезания крайней плоти.

Однако наряду с официальным вероисповеданием, характерным для страны проживания, в верованиях цыган все же сохраняются элементы магических и анимистических представлений, характерные для их языческих корней. Встречается вера в различных духов природы. В некоторых цыганских поверьях можно найти немало признаков, указывающих на связь с индуизмом.

Рома | Люди, смысл, история, язык, образ жизни и факты

Танцы рома в Скопье, Северная Македония

Смотреть все СМИ

Похожие темы:
кочевничество Калдераш Мануш Гитанос

Просмотреть весь соответствующий контент →

Популярные вопросы

Кто такие рома?

Цыгане — это этническая группа традиционно кочующих людей, которые родом из северной Индии и сегодня живут по всему миру, главным образом в Европе. Большинство рома говорят на той или иной форме цыганского языка.

Где живут цыгане?

Цыгане живут в основном в Европе, особенно в славяноязычных странах Балкан и Центральной Европы. Многие рома живут в Румынии, Болгарии, Сербии, Черногории, Македонии, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Словении, Чехии, Словакии и Венгрии.

Что означает слово рома?

Слово «Рома» — это форма множественного числа от «Рим». Многие рома называют себя ромом, что означает «мужчина» или «муж».

Почему цыгане подвергаются дискриминации?

Поскольку рома традиционно являются кочевым народом, местное население и большинство групп часто обвиняют их во многих бедах и соответственно преследуют. Наиболее ярко это проявилось во время Холокоста, когда нацисты убили примерно 400 000 цыган.

Рома , единственное число Ромы , также называемые Цыгане или Цыгане (считается уничижительным) , этническая группа традиционно странствующих людей, которые произошли из северной Индии, но живут в наше время по всему миру, в основном в Европе. Большинство рома говорят на той или иной форме цыганского языка, который тесно связан с современными индоевропейскими языками северной Индии, а также является основным языком страны, в которой они живут. Принято считать, что группы рома покинули Индию в результате неоднократных миграций и что они были в Персии к 11 веку, в юго-восточной Европе к началу 14 века и в Западной Европе к 15 веку. Ко второй половине 20 века они распространились на все обитаемые континенты.

Многие рома называют себя одним родовым именем Ром (означающим «мужчина» или «муж»), а всех нецыган — термином Гадже (также пишется как Гадзе или Гайе; термин с уничижительным оттенком, означающий «деревенщина»). », «йокель» или «варвар»). Группа известна под разными именами по всей Европе, в том числе Zigeuner и Sinti (Германия), Gitans (Франция), Cigany (Венгрия), Gitanos или Calo (Испания) и Ciganos (Португалия) — на Ближнем Востоке и в Северной Африке. , где они известны под разными именами, особенно Дом. Многие рома считают имя цыган уничижительным.

Другие предпочитают свой этноним и возражают против того, чтобы их называли рома.

Из-за их миграционного характера, их отсутствия в официальных данных переписи и их популярной классификации с другими кочевыми группами, оценки общей численности населения рома в мире колеблются от двух до пяти миллионов. Из спорадических отчетов в разных странах нельзя получить никакой значимой статистической картины. Большинство рома все еще проживало в Европе в начале 21 века, особенно в славяноязычных странах Центральной Европы и на Балканах. Большое количество проживает в Румынии, Болгарии, Сербии, Черногории, Македонии, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Словении, Чешской и Словацкой республиках и Венгрии.

Экзотический стереотип о кочевых цыганах часто маскирует тот факт, что все меньше и меньше остается действительно мигрирующих, хотя этот пункт является спорным. Однако ясно, что кочевничество рома носило преимущественно замкнутый характер. Все кочевые цыгане мигрируют, по крайней мере, сезонно, по шаблонным маршрутам, игнорирующим национальные границы.

Они также следуют по цепочке как бы родственных или родовых звеньев. Собственная предполагаемая склонность цыган к странствованию была насильственно усилена изгнанием или депортацией. Всего через 80 лет после своего первого появления в Западной Европе в 15 веке они попали под наказание изгнания почти во всех странах Западной Европы. Однако, несмотря на их систематическое изгнание или перевозку за границу, они продолжали снова появляться в том или ином обличье в странах, которые они покинули.

Все незаселенные конфедерации, живущие среди оседлых народов, становятся удобными козлами отпущения. То же самое и с цыганами, которых местное население регулярно обвиняло во многих грехах в качестве прелюдии к более позднему официальному и юридическому преследованию. Их отношения с властями страны пребывания отличались постоянными противоречиями. Официальные указы часто были направлены на их заселение или ассимиляцию, однако местные власти систематически отказывали им в простом гостеприимстве палаточного лагеря.

Во время Холокоста нацисты убили около 400 000 цыган. Французские законы в наше время запрещали им разбивать лагеря и подвергали их полицейскому надзору, однако они облагались налогами и призывались на военную службу, как обычные граждане. Испания и Уэльс — две страны, которые часто приводят в качестве примеров, где цыгане осели, если не полностью ассимилировались. В наше время социалистические страны Восточной Европы пытались реализовать программы насильственного заселения, чтобы положить конец миграции рома.

Традиционно цыгане занимались профессиями, которые позволяли им вести кочевой образ жизни на окраинах оседлого общества. Мужчины были торговцами скотом, дрессировщиками и участниками выставок, лудильщиками (кузнецами и мастерами по ремонту посуды) и музыкантами; женщины гадали, продавали зелья, попрошайничали и работали артистами. До появления ветеринарии многие фермеры обращались к цыганским торговцам скотом за советом по здоровью стада и содержанию скота.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Современная жизнь рома отражает «прогресс» мира Гадже. Путешествие осуществляется караванами автомобилей, грузовиков и прицепов, а торговля скотом уступила место продаже подержанных автомобилей и прицепов. Хотя массовое производство кастрюль и сковородок из нержавеющей стали сделало лудильщиков устаревшими, некоторые городские рома нашли работу автомеханиками и мастерами по ремонту кузовов автомобилей. Некоторые рома все еще кочуют, но многие другие ведут оседлый образ жизни, занимаясь своим ремеслом или работая неквалифицированными наемными рабочими. Передвижные цирки и парки развлечений также обеспечивают работой современных рома в качестве дрессировщиков и дрессировщиков животных, операторов концессий и гадалок.

Архетипическая цыганская семья состоит из супружеской пары, их неженатых детей и по крайней мере одного женатого сына, его жены и их детей. После свадьбы молодая пара обычно живет с родителями мужа, в то время как молодая жена изучает обычаи группы своего мужа. В идеале к тому времени, когда старший сын будет готов уехать со своей семьей, младший сын уже женится и присоединится к семье со своей новой женой. Хотя к концу 20-го века эта практика значительно сократилась, браки традиционно устраивали старейшины в семье или группе (9).0065 vitsa

) для укрепления политических и родственных связей с другими семьями, бандами или, иногда, конфедерациями. Центральным элементом браков рома была выплата выкупа за невесту родителям невесты родителями жениха.

Цыгане признают разделение между собой с некоторым чувством территориальности, подчеркнутым определенными культурными и диалектными различиями. Некоторые авторитеты выделяют три основные конфедерации: (1) калдераш (кузнецы, прибывшие с Балкан, а затем из Центральной Европы и являющиеся наиболее многочисленными), (2) гитанос (французские гитанцы, в основном на Пиренейском полуострове, в Северной Африке и юг Франции, сильные в искусстве развлечения) и (3) мануш (французские мануши, также известные как синти, в основном в Эльзасе и других регионах Франции и Германии, часто путешествующие артисты и циркачи). Каждое из этих основных подразделений было далее разделено на две или более подгруппы, отличающиеся профессиональной специализацией или территориальным происхождением, или тем и другим.

Никогда не было зарегистрировано ни одной власти, ни конгресса, ни «короля», признанного всеми рома, хотя «международные» конгрессы рома проводились в Мюнхене, Москве, Бухаресте и Софии (1906 г.) и в Роуне в 1906 г. Польша (1936 г.). Тем не менее, наличие политической власти среди рома — установленный факт. Те, кто использовал дворянские титулы, такие как «герцог» или «граф», в своих ранних исторических отношениях с местными жителями, вероятно, были не более чем вождями банд, которые перемещались группами от 10 до нескольких сотен семей. Эти вожди ( voivode s) избираются пожизненно из числа выдающихся семей группы, и должность не передается по наследству. Их сила и авторитет варьируются в зависимости от размера группы, ее традиций и отношений с другими группами внутри конфедерации.

Именно

воевода выполнял функции казначея всей банды, определял ее миграцию и становился ее представителем перед местными муниципальными властями. Он правил через совет старейшин, который также консультировался с phuri dai , старшая женщина в группе. Влияние phuri dai было сильным, особенно в отношении судеб женщин и детей, и, казалось, во многом основывалось на очевидной способности зарабатывать и организации женщин как группы внутри банды.

Самым сильным среди цыганских институтов социального контроля был kris , который сочетал в себе как свод обычного права и ценности справедливости, так и ритуал и формирование трибунала группы. Основой цыганского кодекса были всеобъемлющие концепции верности, сплоченности и взаимности внутри признанной политической единицы. Окончательная негативная санкция 9Трибунал 0065 kris

, который рассматривал все споры и нарушения кодекса, был отлучен от группы. Однако приговор к остракизму может исключить человека из участия в определенных групповых мероприятиях и наказать его за выполнение черных работ. В некоторых случаях старейшины даровали реабилитацию, после чего следовал праздник примирения.

Банды состоят из vitsa s, которые представляют собой группы расширенных семей с общим происхождением по отцовской или матрилинейной линии, до 200 человек. большой вица может иметь своего начальника и совет. Членство в Вите может быть заявлено, если в результате брака родится потомство с Вицей . Лояльность и экономическое сотрудничество ожидаются на уровне домохозяйства, а не на уровне vitsa . В цыганском языке нет общего термина для домашнего хозяйства. Для сотрудничества мужчина, вероятно, опирается на набор действий, состоящий из круга значимых родственников, с которыми он физически близок и в данный момент не находится в конфликте.

Цыгане были одним из средств распространения народных верований и обычаев, а в районах, где они расселены (например, в Румынии), были верными хранителями «национальных» обычаев, танцев и т. п., которые на рубеже 21 века в значительной степени исчезли из сельской жизни. Их музыкальное наследие обширно и включает в себя такие традиции, как фламенко. Хотя рома имеют богатые устные традиции, их письменная литература относительно скудна.

В начале 21 века цыгане продолжали бороться с противоречиями в своей культуре. Хотя им реже приходилось защищаться от преследований со стороны враждебного общества, некоторое недоверие и нетерпимость сохранялись. Возможно, более серьезной проблемой, с которой они столкнулись, было разрушение их образа жизни из-за городских влияний в промышленно развитых обществах. Темы семейной и этнической лояльности, типичные для музыки рома, помогли сохранить определенные верования, однако некоторые из более молодых и талантливых представителей этой музыки были увлечены материальными наградами во внешнем мире. Комплексное жилье, экономическая независимость и смешанные браки с нецыганами становились все более распространенными.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Адамом Августином.

«Цыгане» в США

«Цыгане» в США

S все группы, известные посторонние, как «цыгане», живут сегодня в Соединенных Штатах. В их родные языки, каждая из групп обращается к себе определенным именем, но все переводят свои самоназвания как «цыгане», когда Говорить по английски. Каждая из них имела свою культурную, языковую и историческую традиции перед приездом в эту страну, и каждый соблюдает социальную дистанцию от других.


Ром

Rom прибыл в Соединенные Штаты из Сербии, России и Австро-Венгрии, начиная с 1880-х гг., часть большей волны иммиграции из южной и восточной Европы в конце 19 и начале 20 вв. Первичная иммиграция закончилась, для большей частью, в 1914 г., с началом Первой мировой войны и последующих ужесточение иммиграционных ограничений (Сало и Сало, 1986). Много людей в этой группе специализируются на медные работы , в основном ремонт и лужение промышленного оборудования, используемого в пекарнях, прачечных, кондитерских, и другие предприятия. Ром тоже разработал гадание бизнес в городских районах.

Две подгруппы рома, Калдераш («медник») и Махвая («уроженцы Махва, уезд в Сербии) появляются на фотографиях в Carlos de Коллекция Вендлера-Фунаро. Де Вендлер-Фунаро определил некоторые, но не все, калдераш как «русские цыгане». Еще одна группа, которую он определил как «русские цыгане» вроде бы и есть руснякурия («русины»), музыканты и певцы, поселившиеся в Нью-Йорке.


Лудар

Ludar , или «румынский цыгане», также попали в Соединенные Штаты во время великой иммиграции. из южной и восточной Европы между 1880 и 1914 годами. Большая часть лударей пришли из северо-западной Боснии. По прибытии в США они специализирующихся на дрессировщиках животных и шоуменах, а также на пассажирских манифестах показать медведей и обезьян как основную часть своего багажа. Большая часть работ де Вендлера-Фунаро. фотографии этой группы были сделаны в Маспете, части района Квинса в Нью-Йорке, где лудары создали «деревню». самодельных лачуг, существовавших примерно с 1925 до 1939 года, когда он был снесен. Аналогичное поселение в тот же период стояло в пригороде Чикаго.


Ромнихели

Romnichels , или английский Цыгане стали приезжать в США из Англии в 1850 г. Их приход совпал с увеличением спроса на тягловых лошадей в сельском хозяйстве. а затем в урбанизации, и многие ромнихели работали торговцами лошадьми. После быстрый спад в торговле лошадьми после Первой мировой войны, большинство Ромнихели опирались на ранее второстепенные предприятия, «корзинное производство», включая изготовление и продажу деревенской мебели и гадания. Торговля лошадьми и мулами в некоторой степени продолжалась в южных штатах, где бедность и местность замедляли внедрение тракторной мощности (Сало и Сало 1982).


«Черный голландский»

цыган из Германии, на которых ссылается де Вендлер-Фунаро как чиккенеры ( пенсильванский немецкий , от немецкого Zigeuner ), иногда называют себя «черными голландцами». Их мало и утверждают, что в значительной степени ассимилировались с Ромнихелями культура .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта