Роспись ферапонтова монастыря: Собор Рождества Богородицы

Ферапонтов монастырь. Роспись Дионисия. Вологодская область: simbiblis — LiveJournal

Eng

Ферапонтов монастырь расположен в Кирилловском районе Вологодской области. Возвышающийся над селом Ферапонтово монастырь, представляет собой уникальный по красоте ансамбль, являющийся памятником истории мирового значения. На данный момент он включен в список ЮНЕСКО. История монастыря напрямую связана с теми значимыми событиями, которые происходили в Москве в XV-XVII в. Здесь, в Соборе Рождества Богородицы, сохранилось множество фресок, выполненных известным иконописцем Дионисием.

Как добираться

Выстроен Ферапонтов монастырь на холме между озерами Бородаевским и Павским, которые соединяет небольшая речка Паска. В его ансамбле гармонично сочетаются архитектурные детали самых разных столетий.

Собор Рождества Богородицы. Это главная церковь монастыря, строительство которой было начато в 1490 г

Cобор Рождества Богородицы имеет особую значимость для русской и мировой культуры. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV—XVI веков.
Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью Дионисия. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.
Ферапонтов монастырь с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV—XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря — яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом.
Здания монастыря, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря — единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.
Монастырь является памятником истории и культуры федерального значения, а также единственным на территории Вологодской области памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как был основан монастырь

Ферапонтов мужской монастырь был основан в 1397 году Ферапонтом, выходцем из древнего рода Поскочиных. Постриг святой принял в Симоновом монастыре в Москве в сорок лет. Здесь же он сдружился с преподобным Кириллом Белозерским. Вместе они слушали проповеди Сергия Радонежского, часто посещавшего обитель. Выполняя послушание, Ферапонт отправился на север, на Белоозеро. Суровый северный край понравился святому, и немного позже он решил вернуться туда для подвигов. На этот раз на север они пошли вместе с преподобным Кириллом. Здесь у Сиверского озера ими был основан Кирилло-Белозерский монастырь.

Через некоторое время Ферапонт основал свою обитель на возвышенности между озерами Павским и Бородаевским. Первое время он жил в построенной им келье в отшельничестве. Много лишений пришлось ему пережить. Со временем к нему начали приходить иноки, которые также строили здесь кельи. Так постепенно это место и превратилось в монастырь.

Внутренний двор монастыря.

Несмотря на то что в монастыре, начиная с XV и заканчивая XVII веком, было возведено множество каменных построек, настоящей крепостью он так никогда и не стал. Его ограда оставалась деревянной вплоть до XIX в. Это и послужило причиной разорения обители в 1614 г. польско-литовскими грабителями. Возобновлено каменное строительство было только спустя 25 лет после нашествия. Именно тому, что обитель пришла в упадок, мы обязаны сохранностью фресок в первозданном виде. Монастырь был небогат, а поэтому подновления росписей никогда не выполнялись.

Иконописец Дионисий

В 1502 году в Ферапонтов монастырь был приглашен иконописец Дионисий с артелью. Его задачей стала роспись Рождественского собора. К тому времени Дионисий был уже знаменит и считался ведущим московским мастером. Первый свой серьезный заказ он получил между 1467 и 1477 гг. В это время ему предложили поучаствовать в оформлении церкви Рождества Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. В 1481 году он приступил к исполнению еще одного важного задания – выполнению икон для иконостаса Успенского Собора (Московский Кремль). С заказом мастер справился просто великолепно и с тех пор стал олицетворением московской школы живописи.

Фрески Дионисия

Фрески Дионисия в Соборе Рождества Богородицы представляют собой единственную дошедшую до наших дней стенопись мастера. До переделок фасада в XVI в. сюжеты, изображенные на нем, были видны издалека. По обеим сторонам врат изображены архангелы Гавриил и Михаил. Портал украшен сценами «Рождества Богородицы» и фреской «Десус». В возглавии можно видеть медальон с изображением Христа. Над дверью Дионисий разместил изображение самой Богоматери в окружении Козьмы Маюмского и Иоана Дамаскина. Именно эта фреска становится началом связанных между собой сюжетно изображений, посвященных Пресвятой Деве. В центральной аспиде изображена сидящая на престоле Богоматерь Одигитрия с коленопреклоненными перед ней ангелами. В храме имеются и другие представляющие вниманию зрителя Деву Марию фрески. Ферапонтов монастырь знаменит, прежде всего, именно благодаря росписям Собора Рождества Богородицы.

Стенные росписи Собора Рождества Богородицы можно с уверенностью назвать вершиной творчества Дионисия. Интересным является тот факт, что все фрески Ферапонтова монастыря были выполнены всего за 34 дня (с 6 августа по 8 сентября). И это при том, что общая их площадь составляет 600 м2.

***
Соловецкий Архипелаг (Соловки)


Сюда

Спасенные фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Автор
  • Дьяконова Татьяна Ивановна
  • Шаромазов Михаил Николаевич
  • Шелкова Елена Николаевна
  • Ярош Владимир Михайлович
  • Густоева Анастасия Дмитриевна
  • Остудина Светлана Валентиновна
  • Хоботов Игорь
  • Смолина Татьяна Евгеньевна
Описание

    Спасенные фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря : [документальный фильм] / автор сценария и режиссер, монтаж: Татьяна Дьяконова ; в фильме принимали участие: Михаил Шаромазов, Елена Шелкова ; операторы: Татьяна Дьяконова, Владимир Ярош ; редакторы: Анастасия Густоева, Светлана Остудина ; подбор фотоматериалов из фондов музея: Игорь Хоботов ; организаторы съемок: Татьяна Смолина, Михаил Шаромазов ; Президентская библиотека, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
— Электронные данные (1 видеофайл). -[Санкт-Петербург] : Президентская библиотека ; [Кириллов] : Кирилло-Белозерский музей-заповедник, 2020. —
Режим доступа: интернет-портал Президентской библиотеки.
Заглавие с экрана.
На титульных кадрах: Президентская библиотека, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник представляют Спасенные фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Продолжительность: 56 мин 14 с. Цв., зв.
Копирование пользователями не разрешается.
Фильм рекомендован для использования в учебных целях.
В фильме «Спасенные фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря» рассказывается о шедевре древнерусского искусства Ферапонтове Богородице-Рождественском монастыре, основанном в XV веке преподобным Ферапонтом. В конце XV века на территории монастыря был возведен каменный собор Рождества Богородицы. В 1502 году расписать собор пригласили артель художников, которую возглавил мастер Дионисий. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV–XVI веков.
В фильме принимают участие главный хранитель фресок музея Дионисия Елена Шелкова и директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. Они рассказывают об истории реставрации памятника и об открытиях, которые были сделаны в ходе этих работ .
I. Дьяконова, Татьяна Ивановна. II. Шаромазов, Михаил Николаевич (1958-). III. Шелкова, Елена Николаевна. IV. Ярош, Владимир Михайлович. V. Густоева, Анастасия Дмитриевна. VI. Остудина, Светлана Валентиновна. VII. Хоботов, Игорь. VIII. Смолина, Татьяна Евгеньевна. IX. Президентская библиотека (Санкт-Петербург). X. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.1. Ферапонтов монастырь. Собор Рождества Богородицы (Кириллов, город) — Фрески — Мультимедийные издания. 2. Народ (коллекция). 3. Территория России: Вологодская область (коллекция). 4. Территория (коллекция). 5. Фресковая живопись русская — 11 — 17 вв. — Мультимедийные издания. 6. Исторические документальные фильмы.
ББК 63. 3(2Рос-4Вол)-7я04
ББК 86.372.24-647я04
ББК 85.145.1(2)я04
Источник электронной копии: ПБ
Место хранения оригинала: ПБ

Издательство Президентская библиотека Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Объект в каталогах
  • История
  • Православие
  • Живопись

Запись фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре

Монастырский комплекс в северную «белую ночь» во время записи летом 2017 г. конец 15 века. Он находится в небольшой деревне Ферапонтов, на холме с видом на два озера, в окружении обширных сосновых и березовых лесов. В монастырском комплексе собор Рождества Богородицы (149 г.2) выделяется отчасти своей изящной архитектурой, но также и тем, что интерьер украшен фресками великого иконописца 15 го века Дионисия.

Это один из немногих памятников в России, где фрески этого периода в русском искусстве сохранились почти в целости. Это было связано с переменчивой судьбой монастыря в XVI-XVIII веках (когда не было средств на перекраску) и архитектурными изменениями, внесенными в храм в это время, которые защитили интерьер от сурового климата русского севера. Хотя в некоторых местах фрески сильно повреждены, тем не менее, они создают яркое ощущение света и пространства в небольшом Рождественском соборе.

Надпись на арке северного входа в собор датирует фрески 1502 годом и показывает, что они были написаны всего за тридцать четыре дня. Надпись была заново открыта только в начале 20 века — в ней Дионисий и его сыновья названы художниками, что позволило монастырю стать государственным музеем при Советском Союзе. С середины 20-го века специальная группа реставраторов неустанно работала над сохранением этого места, исследуя его историю и изучая новые научные методы сохранения. В настоящее время внутри церкви поддерживается строгий климатический и беспыльный режим, где экскурсии длятся в среднем всего 15 минут.

Запись фресок

Команда Factum и Peri осматривает фрески Дионисия на входном портале © Шамиль Гаджидадаев

Этот совместный проект Peri Foundation и Factum Foundation представляет собой первую цифровую цветную запись с высоким разрешением вся церковь.

Для участия в съемке по конкурсу были выбраны два фотографа из Вологды, Федор Комлев и Саша Смирнова. Они присоединились к Шамилю Гаджидадаеву и Геннадию Викторову, дагестанским фотографам, прошедшим обучение в Factum в апреле 2016 года, которые вместе с фотографами Factum Foundation взяли на себя ведущую роль в документировании. Данные, собранные в рамках этого проекта, послужат основой для дальнейших исследований меняющегося состояния сохранности Рождественского собора и позволят представителям общественности ближе познакомиться с фресками.

Пилотный проект, октябрь 2016 г.

В октябре 2016 г. была проведена 3-х дневная пилотная съемка. Основная цель заключалась в получении 3D-модели интерьера помещения с помощью Faro Focus 3D Scan X130 (LiDAR среднего радиуса действия). сканер). Модель, имеющая цвет низкого разрешения, использовалась при планировании полномасштабной записи и будет необходима при обработке данных о цвете.

Педро Миро из Factum Foundation настраивает сканер FARO

Рендеринг 3D-модели от FARO, показывающий геометрию Рождественского собора

Пилотный проект также использовался для тестирования оборудования, используемого для захвата цветовых данных панорамной фотографии. Это метод, который включает в себя получение изображений поверхности с высоким разрешением из одной статической точки и их объединение с помощью специального программного обеспечения для сшивки изображений, такого как PTGui. Было обнаружено, что сложная геометрия пространства, особенно сводчатые потолки и купола, создают трудности, с которыми Factum редко сталкивалась в прошлых проектах. Таким образом, пилотный проект в основном подчеркивал необходимость гибкости оборудования. Например, для полномасштабного проекта в 2017 году было доступно пять разных объективов (фокусное расстояние от 600 до 50 мм) и различные способы освещения фресок, что гарантировало, что команда была готова практически к любым неожиданностям.

Фотограмметрия была протестирована как потенциальный метод записи трехмерной и цветовой информации в интерьере Рождественского собора. Были сфотографированы два медальона из декоративной ленты: обработанные данные показали, что белая штукатурка, имевшая во многих местах глянцевый блеск, слишком сильно мешала результатам. Также была опробована фотограмметрия как возможный метод оцифровки икон Дионисия для иконостаса, две из которых остались в Ферапонтове (остальные находятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга). Результаты показали, что золотая краска была проблематичной: на фотографиях были блики, а 3D-данные были зашумлены. В 2017 году для записи этих значков использовался лазерный сканер Lucida.

Панорамная съемка, май-июнь 2017 г.

Вся окрашенная поверхность церкви – более 300 квадратных метров – снята с помощью панорамной фотосъемки. За два месяца работы в Ферапонтове было сделано более 50 000 изображений фресок Дионисия, окончательные данные будут иметь разрешение от 254 до 700 dpi. Изображения будут предварительно обработаны для учета изменений света на поверхности, прежде чем сшивать их вместе для создания панорам. Полученные файлы изображений будут геометрически выпрямлены с использованием ортофотоснимков (изображений в едином масштабе, которые можно использовать для измерения истинного расстояния), извлеченных из данных LiDAR среднего диапазона и фотограмметрии. При необходимости панораму можно интегрировать с окружающими, чтобы получить бесшовные изображения целых стен. Архитектурные особенности, в том числе декоративная полоса из кирпичной кладки и керамической плитки на западном портале, были запечатлены в 3D с помощью фотограмметрии.

Команда работала по вечерам с 17:00 до 01:00, после того как монастырь был закрыт для посещения. Для доступа к сводчатому потолку использовались приподнятые платформы — они были расположены так, что фотограф стоял в центре свода, чтобы сделать панораму, примерно на равном расстоянии от каждой точки сферы. Купол снимали в течение двух дней, и фотографы проводили более трех часов на платформе, которая на высоте 11 м находилась внутри барабана. Платформа тряслась под тяжестью оборудования, но работать в окружении фресок Дионисия было привилегированным и незабываемым опытом.

Габриэль Скарпа (Фактум) и Геннадий Викторов (Пери) обсуждают документацию купола

ПРОЧИТАТЬ   
Пресс-релиз здесь

WEB
Узнайте больше об истории и иконографии фресок на сайте Ферапонтова монастыря.


Узнайте о работе, которую Фонд «Пери» проводит в России.

242 доллара Мастер Темерезов Андрей

Нашли ошибку? Пожалуйста, дайте нам знать.

Дом Художники Темерезов Андрей Картины мастера Ферапонтов монастырь

Расположение картины : Москва

Категория : Картина

Стиль : Реализм

Жанр : Архитектура

Для интерьера (по типу помещения) : Для дома и квартиры

Готовая работа, теперь доступна для покупки.

Год: 2022

Размер: 80×60

Материал : холст

Техника : масло

242 $

Добавить в корзину

монастырь , окно , okno_v_parallelnyiy_mir , Православие , монастырь , kartina_v_belo-golubyih_tonah , благодать , философские_беседы , медитация , спокойствие духа , созерцание

86 0 0

Оценка деятельности сообщества

Стиль: Оценок пока нет

Сюжет уникален: оценок пока нет

Мастерство: Пока нет оценок

Внимание! Продавец долгое время не подтверждал актуальность информации и товара.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *