Российские города за полярным кругом: «Какие города России есть за полярным кругом?» — Яндекс Кью

Содержание

Как живут пять самых северных больших городов планеты

Татьяна Рычкова/ «РГ» Красноярск

«Ворота Арктики»

Крупнейший город в мире, расположенный за Полярным кругом, — Мурманск. Здесь живет около 300 тысяч человек. Последний из основанных при Российской империи портов город начал стремительно развиваться уже при Советском Союзе и постепенно превратился в полноценные «ворота Арктики». Теперь это самый большой незамерзающий порт Заполярья.

Зимой на город опускается полярная ночь и выпадает невероятное количество снега. Воды незамерзающего Кольского залива делают климат мягче, а от метелей можно укрыться в кварталах с замкнутым контуром. Недостаток солнца в городе стараются компенсировать иллюминацией и световыми инсталляциями на улицах, которые будто подражают северному сиянию в небе.

Запущенная недавно госпрограмма развития Арктической зоны РФ рассматривает Мурманск как одну из важнейших точек развития Заполярья и Северного морского пути. А это значит, что перед городом открываются широкие перспективы.

Связь со стихией

Доказательство того, что заполярный город может быть жизнеспособным и самобытным — норвежский Хаммерфест. Это самый северный в мире город-порт с населением около 10 тысяч человек. Как и его собратья по полярным широтам, Хаммерфест никогда не был избалован обилием солнечного света. Зато в 1891 году именно этот населенный пункт стал первым в Северной Европе, где появились электрические фонари. А столетием позже, в 2003 году, здесь запустили одну из первых экспериментальных приливных электростанций.

В основе местной жизни всегда был рыбный промысел. Это настолько большая часть культуры, что даже главная городская церковь здесь по форме напоминает традиционную конструкцию для сушки рыбы. Впрочем, и современной архитектуре здесь место нашлось. Не так давно в Хаммерфесте запустили большую программу по преображению прибрежной зоны, одним из принципов которой стало взаимодействие объектов с окружающей природой. Первой ласточкой стал Арктический культурный центр. Многоцелевое строение способно адаптироваться не хуже северных жителей: может быть и творческой мастерской, и театром, и танцевальной студией, и кинозалом. Фойе представляет собой открытое пространство, «соединяющее» Центр с Северным морем, воды которого находятся буквально в трех метрах. Получился своеобразный «арктический амфитеатр», воплощающий связь между городом и стихией.

Город будущего на вечной мерзлоте

«Зиму перезимовали, и лето перезимуем», — шутят жители Норильска. 180-тысячный город находится почти на одной широте с Мурманском, но климат здесь гораздо суровее. Холодное время года длится с сентября по май, и температура может опускаться ниже 50 градусов. Создали Норильск, чтобы осваивать уникальные природные богатства Таймыра. Увеличивалось производство, рос и город. Выглядит он очень необычно. Горы и бескрайняя тундра соседствуют с урбанистическими видами огромных заводов.

Строительство большого города в условиях вечной мерзлоты многие считали фантастикой, но проект стал реальностью. Теперь Норильск намеревается совершить еще один скачок в будущее. Здесь объявили о масштабной реновации и пригласили для этого архитекторов и лучшие архитектурные бюро со всего мира. Сейчас на открытый международный конкурс по созданию новой архитектурной концепции Норильска продолжают принимать заявки. Проект предполагает появление новых домов, социальных объектов, инфраструктуры и общественных пространств. А мир получит уникальный кейс создания города будущего за Полярным кругом.

Маршрут построен

В отличие от большинства северных городов, крупнейший город Аляски Анкоридж никогда не был ни рыболовецким, ни горнодобывающим центром. Возник он по стечению обстоятельств, когда в 1914 году на этом месте разбил палаточный лагерь штаб начавшегося строительства железной дороги. Во многом это и предопределило судьбу Анкориджа, который стал въездными воротами и центром всей дорожной системы штата. Здесь же расположился крупный морской порт и единственный на Аляске международный аэропорт.

Важную роль в жизни почти 300-тысячного города играет туризм. Именно с Анкориджа начинаются почти все маршруты по Аляске. Конечно, большинство туристов отправляются любоваться дикой природой. Но и сама столица Аляски в этом смысле не обделена. Вопреки распространенному мнению о северных городах, в ней можно насчитать больше двухсот парков общей площадью около 45 тысяч квадратных метров.

Родина Санты и не только

Самые северные города, несмотря на неприветливый климат, притягивают к себе туристов. В одни едут за уникальными природными красотами, в другие — за экстремальными впечатлениями. Есть также множество любителей индустриального туризма. Город Рованиеми по душе детям. Все потому, что центр финской Лапландии считается родиной Санта-Клауса. Рядом с городом выстроили Деревню Санты, которая стала одной из самых посещаемых зимних достопримечательностей мира. Здесь всегда ждут детей и всех, кто верит в волшебство. Но особенно популярно это место в канун Рождества и Нового года. Помимо Санта-Клауса, Рованиеми привлекает гостей северной природой, загадочной саамской культурой и горнолыжными спусками.

Однако, не одним туризмом живет город. За последние годы Рованиеми стал крупным образовательным и научным центром, где занимаются вопросами развития Арктики. Здесь расположен самый северный в Евросоюзе университет, куда входит исследовательский Арктический центр. А в 2014 году тут появился Лапландский университет прикладных наук. Также в Рованиеми расположилась штаб-квартира Университета Арктики — международного консорциума университетов, занимающихся изучением технологий для северных территорий.

У северных городов есть своя история, они по-своему интересны и обаятельны, недаром туда влечет людей, желающих понять многообразие мира.

Самый большой в мире город за полярным кругом

Прямо в черте города проложены трассы для горнолыжников и сноубордистов. На Семеновском озере зимой катаются на лыжах, а летом – на лодках и катамаранах. Круглый год работает парк аттракционов с самым высоким за полярным кругом колесом обозрения. Рядом океанариум, у которого нет аналогов в мире: только здесь дают представление дрессированные арктические тюлени.

Даже памятники здесь по-домашнему уютные: садишься на скамейку – а рядом расположился бронзовый кот Семен с котомкой за плечами. Так мурманчане решили увековечить сиамского кота, который вернулся к хозяевам через 6 лет, пройдя более 2000 км. Повсюду сверкают эффектные арт-инсталляции.

Зимой небо над городом переливается фантастическими бликами северного сияния. А порой над Мурманском всходит не одно, а сразу два или три солнца. Эту иллюзию создает преломление света в сверкающих кристалликах льда.

Но стоит спуститься к берегу залива – и сразу видна вторая, не курортная сторона жизни Мурманска. У причалов круглые сутки кипит работа. В торговом порту грохочут краны и гудят моторы крупнотоннажных судов: грузооборот порта превышает 60 млн тонн в год. В рыбном порту разгружаются корабли крупнейшего в российской рыбодобывающей отрасли Мурманского тралового флота. Порт Мурманска является штаб-квартирой Северного морского пути и управления морского транспорта Российской Арктики. И с ростом значения Севморпути возрастает и нагрузка на порт Мурманска.

О том, какие выгоды может дать постройка портового города в незамерзающем Кольском заливе, впервые всерьез задумались еще в XIX веке, но основан порт был лишь в 1912 году. Еще через четыре года, 4 октября 1916 года, был заложен первый камень в основание храма в честь покровителя мореплавателей Николая Мирликийского. Этот день считается днем рождения Мурманска. Он стал последним городом, основанным в Российской империи, и был назван в честь царствующей династии – Романов-на-Мурмане. А уже через полгода, после Февральской революции, получил свое нынешнее название.

Мурманск долго оставался городом деревянных лачуг и бараков, а число жителей в нем не превышало трех тысяч человек. Он начал стремительно расти в 1930-х годах, когда советскому государству понадобилась база для создания и обслуживания Северного флота. К началу Великой Отечественной войны население города выросло до 120 тысяч. В военные годы Мурманск приобрел стратегическое значение, поскольку через него шли грузы из стран-союзниц, поставляемые по ленд-лизу.

Гитлер отдал директиву любой ценой захватить северный порт. Его дважды попытались взять штурмом, но оба наступления провалились. Тогда город начали планомерно уничтожать с воздуха. За годы войны на Мурманск было сброшено около 185 тысяч бомб, три четверти городских построек были уничтожены. Лишь один советский город – Сталинград – пострадал от бомбовых ударов больше, чем Мурманск.

За доблестное сопротивление захватчикам Мурманску было присвоено звание «Город-герой». В память о погибших защитниках Заполярья на сопке Зеленый мыс установлена каменная фигура солдата, которого местные жители ласково называют Алёшей. Он возвышается над заливом на 173 м и уступает по высоте лишь статуе «Родина-мать» в Волгограде. У подножия мемориала никогда не гаснет Вечный огонь. А со смотровой площадки открывается впечатляющая панорама всего города и порта.

В память о моряках, погибших в мирное время, в городе построен еще один величественный мемориальный комплекс, поднимающийся каскадом вверх по склонам сопки. У ее подножия установлен судовой якорь с капсулой, заполненной водой Баренцева моря, и фрагмент ходовой рубки атомной подводной лодки «Курск», затонувшей в 2000 году. Выше возведен шестигранный маяк, а завершает композицию православный храм Спаса-на-Водах, построенный в древнерусском стиле.

Истории арктического мореходства посвящены и многие городские музеи. Самый впечатляющий – первый в мире атомный ледокол «Ленин». Он был построен в 1959 году, проработал 30 лет и в 1989 году встал на вечную стоянку в Мурманске. Сегодня гости города могут встать за штурвал в ходовой рубке, побывать в капитанской каюте и даже услышать звук турбин атомного реактора.

В Музее истории Мурманского морского пароходства собраны приборы и инвентарь со списанных морских судов. Причем их можно не только рассмотреть, но и попробовать использовать по назначению. В военно-морском музее Северного флота представлены замечательные коллекции флагов, обмундирования военных моряков, оружия и снаряжения с военных кораблей и подводных лодок. Есть и точные копии судов – как современных, так и прошлых лет. А если пересечь залив по Кольскому мосту, самому длинному за полярным кругом, длиной около 2,5 км, можно посетить музей ПВО в поселке Абрам-Мыс. Под открытым небом находятся настоящие самолеты и ракетные установки.

Лучший способ оценить красоту заполярной природы – отправиться в плавание вдоль берегов Кольского залива. И, конечно, хотя бы на день задержаться в селе Териберка, которое стало знаменитым после выхода «Левиафана» Андрея Звягинцева. Здесь можно остаться наедине со стихией океана на пляже, где галька размером с яйцо динозавра, побывать на кладбище погибших кораблей, увидеть арктический водопад, покататься на оленьих упряжках. И, конечно же, попробовать только что выловленные морепродукты.

Обилием свежих морских деликатесов славится и сам Мурманск.

В кафе и ресторанах предложат огромный выбор блюд из трески, палтуса, семги, мидий, морского гребешка. Особенно ценится вяленый ерш, которого заготавливают прямо на рыболовецких судах. А главная гордость местной кухни – гигантский камчатский краб с размахом клешней до полутора метров. Этот вид крабов еще в годы СССР завезли с Камчатки, и он так хорошо прижился, что среди туристов популярно крабовое сафари с обязательной дегустацией добычи.

Мурманск известен не только изобилием морепродуктов. На Кольском полуострове добывают множество редких минералов. А местные мастера изготавливают оригинальные ювелирные украшения с полудрагоценными камнями в серебре, кулоны-обереги, статуэтки, шкатулки или подсвечники. Они станут отличным сувениром на память о дружелюбном городе, где не умеют наживаться на туристах, но знают, как достойно принять самых требовательных гостей.

Первоначальный источник: https://tourism.arctic-russia.ru/articles/samyy-bolshoy-v-mire-gorod-za-polyarnym-krugom/

Arctic Russia — Самый большой в мире город за полярным кругом

Мурманская область Город-порт круглый год принимает и грузы, и туристов

Мурманск – крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом, и один из самых крупных портов России. Он вырос на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Благодаря теплому Северо-Атлантическому течению, продолжению Гольфстрима, Кольский залив не покрывается льдом, и мурманские порты могут принимать суда круглый год.

И хотя Мурманск расположен намного севернее, чем Москва или Санкт-Петербург, в январе здесь почти такая же погода, как в европейской части страны. Суровые морозы редкость, а зима приходит на месяц позже, чем в другие северные регионы. Поездка в Мурманск – это возможность увидеть настоящую Арктику без экстремальных температур и с европейским сервисом.

Кольский залив похож на знаменитые норвежские фьорды. Он узкий, извилистый, со скалистыми берегами и врезается в сушу почти на 60 км. Поэтому Мурманск растянулся вдоль берега более чем на 20 км, и спускается к воде с вершин сопок огромными ступенями.

Город удивительно гармонично вписан в склоны гор и напоминает один огромный парк: почти половину городской территории занимают естественные леса и насаждения. А в зеленых зонах десятки больших и маленьких озер, ведь Мурманскую область заслуженно называют Озерным краем – их в регионе около ста тысяч.

Если бы существовало понятие «арктический курорт», то Мурманск мог бы претендовать на это звание. В городе есть все для разнообразного и комфортного отдыха.

Прямо в черте города проложены трассы для горнолыжников и сноубордистов. На Семеновском озере зимой катаются на лыжах, а летом – на лодках и катамаранах. Круглый год работает парк аттракционов с самым высоким за полярным кругом колесом обозрения. Рядом океанариум, у которого нет аналогов в мире: только здесь дают представление дрессированные арктические тюлени. И даже памятники по-домашнему уютные: садишься на скамейку – а рядом расположился бронзовый кот Семен с котомкой за плечами.

Так мурманчане решили увековечить сиамского кота, который вернулся к хозяевам через 6 лет, пройдя более 2000 км. Повсюду сверкают эффектные арт-инсталляции. Зимой небо над городом переливается фантастическими бликами северного сияния. А порой над Мурманском всходит не одно, а сразу два или три солнца. Эту иллюзию создает преломление света в сверкающих кристалликах льда.

Но стоит спуститься к берегу залива – и сразу видна вторая, не курортная сторона жизни Мурманска. У причалов круглые сутки кипит работа. В торговом порту грохочут краны и гудят моторы крупнотоннажных судов: грузооборот порта превышает 60 млн тонн в год. В рыбном порту разгружаются корабли крупнейшего в российской рыбодобывающей отрасли Мурманского тралового флота. К порту Мурманска приписаны все атомные ледоколы России. Он является штаб-квартирой Северного морского пути и управления морского транспорта Российской Арктики. И с ростом значения Севморпути возрастает и нагрузка на порт Мурманска.

О том, какие выгоды может дать постройка портового города в незамерзающем Кольском заливе, впервые всерьез задумались еще в XIX веке, но основан порт был лишь в 1912 году. Еще через четыре года, 4 октября 1916 года, был заложен первый камень в основание храма в честь покровителя мореплавателей Николая Мирликийского. Этот день считается днем рождения Мурманска. Он стал последним городом, основанным в Российской империи, и был назван в честь царствующей династии – Романов-на-Мурмане. А уже через полгода, после Февральской революции, получил свое нынешнее название.

Мурманск долго оставался городом деревянных лачуг и бараков, а число жителей в нем не превышало трех тысяч человек.

Он начал стремительно расти в 1930-х годах, когда советскому государству понадобилась база для создания и обслуживания Северного флота. К началу Великой Отечественной войны население города выросло до 120 тысяч.

В военные годы Мурманск приобрел стратегическое значение, поскольку через него шли грузы из стран-союзниц, поставляемые по ленд-лизу. Гитлер отдал директиву любой ценой захватить северный порт. Его дважды попытались взять штурмом, но оба наступления провалились. Тогда город начали планомерно уничтожать с воздуха. За годы войны на Мурманск было сброшено около 185 тысяч бомб, три четверти городских построек были уничтожены. Лишь один советский город – Сталинград – пострадал от бомбовых ударов больше, чем Мурманск.

За доблестное сопротивление захватчикам Мурманску было присвоено звание «Город-герой». В память о погибших защитниках Заполярья на сопке Зеленый мыс установлена каменная фигура солдата, которого местные жители ласково называют Алёшей. Он возвышается над заливом на 173 м и уступает по высоте лишь статуе «Родина-мать» в Волгограде. У подножия мемориала никогда не гаснет Вечный огонь. А со смотровой площадки открывается впечатляющая панорама всего города и порта.

В послевоенные годы Мурманск пришлось фактически отстраивать заново, поэтому здесь преобладают типовые дома сталинской, хрущевской и брежневской эпох. Времени на архитектурные изыски не было: городу предстояло сыграть огромную роль в освоении Арктики и становлении Северного морского пути. Эта сложнейшая задача стоила жизни многим мурманчанам.

В память о моряках, погибших в мирное время, в городе построен еще один величественный мемориальный комплекс, поднимающийся каскадом вверх по склонам сопки. У ее подножия установлен судовой якорь с капсулой, заполненной водой Баренцева моря, и фрагмент ходовой рубки атомной подводной лодки «Курск», затонувшей в 2000 году. Выше возведен шестигранный маяк, а завершает композицию православный храм Спаса-на-Водах, построенный в древнерусском стиле.

Истории арктического мореходства посвящены и многие городские музеи. Самый впечатляющий – первый в мире атомный ледокол «Ленин».

Он был построен в 1959 году, проработал 30 лет и в 1989 году встал на вечную стоянку в Мурманске. Сегодня гости города могут встать за штурвал в ходовой рубке, побывать в капитанской каюте и даже услышать звук турбин атомного реактора.

В Музее истории Мурманского морского пароходства собраны приборы и инвентарь со списанных морских судов. Причем их можно не только рассмотреть, но и попробовать использовать по назначению.

В военно-морском музее Северного флота представлены замечательные коллекции флагов, обмундирования военных моряков, оружия и снаряжения с военных кораблей и подводных лодок. Есть и точные копии судов – как современных, так и прошлых лет. А если пересечь залив по Кольскому мосту, самому длинному за полярным кругом, длиной около 2,5 км, можно посетить музей ПВО в поселке Абрам-Мыс. Под открытым небом находятся настоящие самолеты и ракетные установки.

Лучший способ оценить красоту заполярной природы – отправиться в плавание вдоль берегов Кольского залива. И, конечно, хотя бы на день задержаться в селе Териберка, которое стало знаменитым после выхода «Левиафана» Андрея Звягинцева. Здесь можно остаться наедине со стихией океана на пляже, где галька размером с яйцо динозавра, побывать на кладбище погибших кораблей, увидеть арктический водопад, покататься на оленьих упряжках. И, конечно же, попробовать только что выловленные морепродукты.

Обилием свежих морских деликатесов славится и сам Мурманск. В кафе и ресторанах предложат огромный выбор блюд из трески, палтуса, семги, мидий, морского гребешка. Особенно ценится вяленый ерш, которого заготавливают прямо на рыболовецких судах. А главная гордость местной кухни – гигантский камчатский краб с размахом клешней до полутора метров. Этот вид крабов еще в годы СССР завезли с Камчатки, и он так хорошо прижился, что среди туристов популярно крабовое сафари с обязательной дегустацией добычи.

Мурманск известен не только изобилием морепродуктов. На Кольском полуострове добывают множество редких минералов. А местные мастера изготавливают оригинальные ювелирные украшения с полудрагоценными камнями в серебре, кулоны-обереги, статуэтки, шкатулки или подсвечники. Они станут отличным сувениром на память о дружелюбном городе, где не умеют наживаться на туристах, но знают, как достойно принять самых требовательных гостей.

Город Мурманск, Путеводитель по России

История Мурманска

Основание Мурманска

Русские называли норманнов, предков норвежцев и других скандинавов, «мурманами». Позже «Мурманом» стали называть побережье Баренцева моря, а затем и весь Кольский полуостров.

Первые планы основания портового города за полярным кругом были разработаны в 1870-х годах. Город был основан во время Первой мировой войны, потому что Российской империи нужно было постоянно доставлять военные поставки от союзников по Антанте, в то время как Черное и Балтийское моря были заблокированы немцами и османами.

Для выхода в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив строилась железная дорога от Петрозаводска до Мурмана, а также порт в незамерзающем Кольском заливе. В 1915 году на берегу Кольского залива Баренцева моря были основаны Мурманский морской порт и портовый поселок Семёновский.

В 1916 году ему был присвоен статус города с новым названием — Романовы-на-Мурмане (в честь Дома Романовых, царствующего императорского дома России, и исторического названия этой области). Он стал последним городом, основанным в Российской империи. Весной 19 г.17, после Февральской революции город получил свое нынешнее название — Мурманск («город на Мурмане»). Население Мурманска составляло около 1300 человек.

Еще исторические факты…

Мурманск в первой половине ХХ века

Осенью 1917 года в Мурманске был создан ревком во главе с большевиками. В марте 1918 г. в связи с Брест-Литовским договором в Мурманске был проведен вооруженный десант с военных кораблей Антанты. В 1919 августа власть в городе перешла к антибольшевистскому Белому движению. Осенью 1919 года войска Антанты были эвакуированы из Мурманска. В 1920 году советская власть в городе была восстановлена. Население Мурманска составляло около 2500 человек.

В первые годы советской власти в Мурманске активно развивалась рыбная промышленность. В 1927 году Мурманск стал центром одноименного района Ленинградской области. Мурманск имел современный рыболовецкий флот. Он также сыграл важную роль в истории освоения Арктики. В 1933, в Мурманске проживало около 55 000 жителей.

В 1938 году Мурманск стал административным центром отдельной Мурманской области. В то время в городе было несколько десятков каменных зданий, в том числе Дом культуры, Дом отдыха рыбаков тралового флота, мореходное училище, несколько общеобразовательных школ, многоэтажные доходные дома для рыбаков на центральной улице. В 1939 году население Мурманска составляло около 117 тысяч человек.

Во время Второй мировой войны Мурманск неоднократно подвергался атакам с суши и воздуха. Немецкая армия, дислоцированная в Арктике, должна была захватить город и порт, через который в СССР поставлялись важные военные товары от союзников по программе ленд-лиза. В июле и сентябре 1941 немецкие войска начали наступление на Мурманск, но овладеть им не удалось.

По количеству и плотности бомбовых ударов по советским городам Мурманск уступал только Сталинграду. В результате три четверти зданий были разрушены. 7 октября 1944 года советские войска начали Петсамо-Киркенесское наступление за Полярным кругом, и угроза Мурманску исчезла.

Мурманск после Великой Отечественной войны

После окончания войны именами героев войны названы несколько улиц Мурманска; на городских площадях установлены памятники, посвященные событиям войны. Памятник Защитникам Советского Заполярья (бетонная фигура солдата) установлен на крутом холме над Кольским заливом. Он стал символом защитников Полярного круга.

К концу ВОВ Мурманск был практически полностью разрушен. Уцелели только портовые сооружения и несколько каменных зданий в центральной части города. В ноябре 1945 года Мурманск был включен в список 15 городов СССР (наряду с Москвой, Ленинградом, Смоленском, Новгородом), восстановление которых было объявлено первоочередной задачей.

За первое послевоенное десятилетие построены промышленные предприятия, причалы, школы, детские сады, кинотеатры, клубы, дома культуры. Жилищное строительство также велось высокими темпами. К 1952 жилой фонд города вышел на довоенный уровень. В 1956 году население Мурманска составляло около 168 тысяч человек.

В 1963 году Совет Министров СССР принял постановление «О развитии городов Архангельска и Мурманска», которое во многом предопределило дальнейшее развитие города. Мурманск быстро рос в конце 1970-х — начале 1980-х годов. В 1985 году Мурманску присвоено звание «Город-герой». В 1991 году численность населения Мурманска достигла своего пика — 473 000 человек.

Активное строительство жилых домов в городе было прервано в начале 1990-х гг. В 2000-х на пустых участках строились крупные гипермаркеты и супермаркеты. В 2016 году Мурманск отметил свое 100-летие. За 30 лет после распада СССР население Мурманска сократилось почти на 40%.

Фотографии Мурманска

Общий вид Мурманска

Автор: Щукин Дмитрий Анатольевич

Город Мурманска

Автор: Щукин Дмитрий Анатольевич

Многоквартирные дома г. Мурманска

Автор: Фукс Томас

Мурманск — Особенности

Мурманск протянулся более чем на 20 километров вдоль скалистого восточного побережья Кольского залива, в 50 км от Кольского залива. открытые воды Баренцева моря, примерно в 1350 км к северу от Санкт-Петербурга. Высшая точка Мурманска — безымянная сопка на восточной окраине города высотой 305 метров. День города Мурманска отмечается 4 октября.

Благодаря теплому Североатлантическому течению Мурманск является незамерзающим портом, что выгодно выделяет его среди других портов Севера и Северо-Запада России. Закрытый город Североморск, база Северного флота ВМФ России, расположен в 20 км к северо-востоку от Мурманска.

Слово «мурман» происходит от слова «норманн», что в переводе со скандинавских языков означает «северный человек». Силуэты корабля и рыбы на гербе Мурманска означают самые популярные профессии местных жителей – моряка и рыбака. Синий цвет символизирует море и полярную ночь, золотой цвет означает богатство морей и суши, полярный день. Северное сияние показывает географическое положение города.

Мурманск расположен в Атлантико-Арктической зоне умеренного климата. Его климат формируется близостью Баренцева моря, влияние которого усиливается теплым Северо-Атлантическим течением. Этот фактор способствует сильному отличию климата Мурманска от климата большинства городов, расположенных за Полярным кругом.

Средняя температура января минус 11 градусов тепла, июля плюс 14 градусов тепла. Полярная ночь на широте Мурманска длится со 2 декабря по 11 января, полярный день — с 22 мая по 22 июля.

Город стоит на холмах с сильным перепадом высот, что определяет особенности его градостроительной планировки и застройки. Многие жилые дома, построенные на склонах, имеют ступенчатый фундамент и разную этажность. Восемнадцатиэтажный бизнес-центр «Арктика» («Арктика») с гостиницей «Азимут» — самое высокое здание в Мурманске и за Полярным кругом (72 метра).

Девятиэтажные панельные жилые дома часто украшают разноцветной мозаикой; расписные камни можно встретить на улицах города — так горожане справляются с цветным голодом. В Мурманске белые, черные и серые цвета являются основными цветами зимы, которая может длиться почти восемь месяцев.

Основные отрасли экономики Мурманской области: рыболовство, судоремонт, морской, железнодорожный и автомобильный транспорт, металлообработка, пищевая промышленность, морская геология, геологоразведка на шельфе арктических морей. Это порт приписки всех российских атомных ледоколов.

Мурманский морской торговый порт состоит из трех частей: Рыбного порта, Торгового порта и Пассажирского порта. В последние годы наметилась тенденция вытеснения Торговым портом всех остальных за счет увеличения вывоза угля и ряда других полезных ископаемых.

Несмотря на развитие автомобильного и морского транспорта, большая часть грузов перевозится по железной дороге, в основном в южном направлении. Через Мурманск проходит федеральная трасса «Кола» (Санкт-Петербург – Норвегия). Этот город также является отправной точкой дороги «Лотта» в Финляндию. Мурманский аэропорт, расположенный в поселке Мурмаши, примерно в 24 км от города, предлагает регулярные рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Калининград, Сочи, Архангельск.

Городской транспорт представлен автобусами, маршрутными такси, троллейбусами. Мурманский троллейбус — самый северный в мире.

Основные достопримечательности Мурманска

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы ВОВ» или просто «Алеша» — мемориальный комплекс, открытый на сопке Зеленый Мыс в 1974 году и возвышающийся на 173 метра Мурманск и Кольский залив.

Главным элементом этого мемориального комплекса является фигура советского солдата в плаще с автоматом через плечо. Высота памятника составляет 42 метра, что делает его одним из самых высоких памятников России. Отсюда открывается лучшая панорама Мурманска. Боровая улица.

Атомный ледокол «Ленин» (1957 г.) — первый в мире надводный корабль с ядерным реактором. Ледокол был построен в Советском Союзе для обслуживания Северного морского пути и обеспечения непрерывного судоходства. В 1989 году он был выведен из эксплуатации и превращен в музей.

Во время экскурсии можно увидеть машинное отделение, кают-компанию, столовую, медсанчасть и другие части корабля. Этот ледокол имеет статус объекта культурного наследия федерального значения России. Портовый проезд, д. 25, стр.

Мемориал «Погибшим в мирное время морякам» . Архитектурной доминантой этого мемориального комплекса является шестиугольная башня-маяк высотой 17,5 м. Церковь Спаса на Водах расположена на верхней площадке. Рядом с маяком стоит корабельный якорь с подложенной под него капсулой с морской водой.

На первом этаже маяка расположен мемориальный зал-музей. 15 июня 2009 года рядом с маяком установлен фрагмент рубки АПЛ «Курск» — памятник подводникам, погибшим в мирное время. Верхне-Ростинское шоссе, д. 1.

Мурманский областной краеведческий музей — старейший музей Мурманской области, основан в 1926 году. В разделе «Природа» находится единственная в России экспозиция морского дна — сухой аквариум. В музее собрана уникальная геологическая коллекция, извлеченная с глубин от 100 м до 12 км при бурении Кольской сверхглубокой скважины. Здесь также можно узнать об истории Мурманской области с древнейших времен до современности. улица Павлова, 1?.

Мурманский областной художественный музей . Этот музей расположен в историческом центре Мурманска в одном из старейших каменных зданий города, рядом с площадью Пяти Углов. Коллекция музея насчитывает более 10 000 экспонатов.

Здесь представлены картины художников 18-21 веков, хорошая коллекция графики, в том числе графика ленинградских художников. Значительное место в коллекции занимает собрание произведений мурманских художников. В разделе декоративно-прикладного искусства представлены образцы русских художественных промыслов. улица Коминтерна, 13.

Военно-морской музей Северного флота . В музее представлены экспонаты, связанные с историей развития атомных подводных лодок, надводных кораблей и морской авиации, а также всего Северного флота России в целом.

В фондах музея около 65 000 экспонатов, которые составляют важнейшую часть морского наследия России: модели кораблей, оружия, флагов и знамен, личные вещи, награды, документы и фотографии моряков, карты и произведения искусства. улица Торцева, 15.

Жизнь за полярным кругом: Россия, Мурманск

Последнее обновление:

09.10.2020

Поверите ли вы нам, если мы скажем вам, что есть место на Земле, где каждый год 40 дней подряд люди живут без свет солнца? Каким бы невероятным это ни казалось, мы это не придумали. Добро пожаловать в живописный Мурманск, российскую столицу Арктики!

Будучи крупнейшим городом в мире, расположенным за Полярным кругом, Мурманск является одним из самых уникальных мест на планете и прекрасным местом для путешествий для всех, кто любит приключения или думает, что у России больше нет сюрпризов в рукаве. Это также одно из лучших мест для охоты за северным сиянием, дом невероятной нетронутой природы, фантастических видов и даже великолепных фьордов! Все еще не убеждены? Давайте познакомимся с городом поближе.

Краткая история Мурманска

Мурманск – один из самых очаровательных городов России, и, как это ни кажется невероятным, он был основан чуть более века назад! Все началось с небольшого поселка рыбаков, появившегося на берегу Баренцева моря в 1915 году. Но официально история города началась лишь год спустя, в 1916 году, когда был заложен первый камень поселения в первый храм. Позже это святое место было освящено во имя святителя Николая Мирликийского, покровительства рыбакам, и Мурманск стал последним городом, основанным в могущественной Российской империи.

Вопреки распространенному заблуждению, Мурманск никогда не использовался как тюрьма или место ссылки, в отличие от Сибири. Моряки со всей России охотно приезжали жить в Мурманск, влекомые ледяными водами Баренцева моря, обещая изобилие рыбы и новые возможности заработка.

Полезно знать
Несмотря на распространенное заблуждение, Мурманск никогда не использовался как тюрьма или место ссылки, в отличие от региона Сибири.

Город даже своим названием обязан Баренцеву морю! Первоначально мурманами в России называли граждан Норвегии. Со временем все южное побережье Баренцева моря, соседствующее с Норвегией, стало называться «Мурманским берегом», и именно там следует искать Мурманск на карте. Название «Мурманск» означает просто «город, построенный на Мурмане».

Во время Великой Отечественной войны город серьезно пострадал. Гитлеровская армия планировала захватить Мурманск за 2 дня, но этот план действий остался на бумаге. Немецкая армия предприняла несколько крупномасштабных вторжений, но безрезультатно. За время войны на Мурманск было сброшено 185 000 бомб, но город так и не сдался. В ноябре 1945 года устояла лишь пятая часть городских зданий, а город-герой Мурманск был включен в число 15 городов России, подлежащих восстановлению в первоочередном порядке.

Город был восстановлен до довоенного состояния менее чем за 10 лет, а в начале 1950-х годов началась новая глава в истории Мурманска. Город постоянно рос и развивался на протяжении многих лет и стал одним из самых необычных туристических направлений для тех, кто хочет исследовать Россию в глуши.

Погода Мурманска

После всего того, что мы сказали о расположении Мурманска высоко на арктическом севере России, вы, вероятно, представляете себе город чем-то вроде Нарнии К. С. Льюиса во время Столетней зимы, всегда покрытой белым снежным покрывалом. и обещает максимальную температуру наружного воздуха -35°C (-31°F). Но, как это ни удивительно, несмотря на близость к Полярному кругу, Мурманск может похвастаться относительно мягким климатом, а зимы там не холоднее, чем в столице Канады, живописной Оттаве!

Средняя комфортная температура в Мурманске в январе -12,6°C (9,32°F), а в июле средняя температура составляет 14,2°C (57,6°F). Виной тому Баренцево море, неоднократно упомянутое выше, и его теплое Северо-Атлантическое течение, продолжающее знаменитое течение Гольфстрим. Это мощное течение переносит больше тропической воды, чем какое-либо другое течение в северном регионе или любое другое пограничное течение в мире! Таким образом, климат в Мурманске сильно отличается от любого типичного северного города и практически полностью лишен сильных морозов.

Как добраться до Мурманска: пересечь Арктику

Хотя вы можете представить свое путешествие в Россию в далекий арктический Мурманск как сочетание дальнего перелета с долгими часами пути до конечного пункта назначения, на самом деле до города очень легко добраться! Конечно, самый популярный способ добраться до Мурманска — это самолет. Москву и Мурманск разделяет всего 2,5 часа полета, в то время как перелет Санкт-Петербург — Мурманск занимает еще меньше, 2 часа для преодоления расстояния в 1340 км (833 мили).

Еще один популярный способ добраться до Мурманска — на борту роскошного поезда Arctic Explorer, который начинает свое путешествие в славном Санкт-Петербурге, следует за великолепным Полярным кругом, а затем возвращается в живописную Москву. Помимо фантастических видов, этот роскошный частный поезд предлагает обслуживание, достойное лучших отелей, первоклассные каюты с ванными комнатами, фантастические бортовые развлекательные программы и изысканные рестораны.

Несомненно, все потребности путешественников полностью удовлетворяются во время поездки, что делает поезд Arctic Explorer самым запоминающимся способом путешествия в Мурманск. Или, если вы хотите ощутить настоящую Россию, вы можете отправиться в Мурманск на обычном российском поезде. Самыми популярными отправными точками являются Москва, Санкт-Петербург и чудесный Петрозаводск, столица Карельского края и один из самых живописных уголков прекрасной страны.

Планирование поездки в Мурманск

Когда ехать в Мурманск?

Как уже упоминалось ранее, славный Мурманск — это необычное направление для путешествий по России. Поэтому независимо от сезона, который вы выберете для своей поездки, вам не нужно беспокоиться о толпах туристов или переполненных отелях. Относительно мягкий климат, не отличающийся экстремальными температурами или погодными условиями, также не должен влиять на ваши планы поездок. Однако мы советуем поехать в Мурманск в рамках зимнего тура по России.

Во-первых, декабрь и январь — это время, когда на город опускается полярная ночь, что увеличивает ваши шансы увидеть чудо северного сияния. Во-вторых, начиная с поздней осени и до ранней весны, вы можете насладиться такими удивительными зимними развлечениями, как катание на собачьих и оленьих упряжках, принять участие в традиционных зимних играх и посетить сказочную Снежную деревню, одну из самых популярных достопримечательностей Мурманска.

И в-третьих, если вам доведется побывать в Мурманске в январе, есть шанс успеть на «Первую зарю» и «Здравствуй, Солнце!» городские праздники, когда мурманчане отмечают окончание полярной ночи карнавалами по всему городу.

СОВЕТ:

Чтобы увидеть красоту легендарного северного сияния, подумайте о том, чтобы посетить прекрасный Мурманск в декабре или январе.

Как долго оставаться в Мурманске

Мурманск — красивый город, в котором есть на что посмотреть, но путешественники редко рассматривают его как отдельное место для отдыха и предпочитают совмещать посещение Мурманска с изучением чудесных российских столиц или захватывающей дух российской Карелии. В общем, 3-х дней должно хватить, чтобы посетить все достопримечательности Мурманска и познакомиться с прекрасным городом.

Кроме того, 3 дня — рекомендуемое количество времени, которое охотники за северным сиянием должны провести в городе, обещая 90% шанс поймать это прекрасное явление зимой.

Что взять с собой в путешествие по Мурманску

Как и любой праздничный пакет, первое, что должно быть в вашем чемодане, это необходимые документы (паспорт, удостоверение личности, медицинская страховка, билеты и т.д.), кошелек, зарядное устройство с европейским штепсельный адаптер и ваши лекарства (при необходимости). Когда с первоочередными делами покончено, можно приступать к упаковке одежды.

Хотя Мурманск не имеет ничего общего с царством вечных льдов и снегов, будьте готовы к сильным встречным ветрам во время вашего визита, даже в летние месяцы, поэтому пара теплых свитеров — это первое, что вы должны взять с собой готовы к поездке в Мурманск. Еще одна обязательная вещь, которую нужно взять с собой в сказочный город, — удобная обувь, так как для раскрытия всех мурманских тайн нужно довольно много ходить.

Также советуем оставить место в сумке для зонта и легкого плаща, чтобы вы могли как следует насладиться поездкой, какие бы сюрпризы ни преподнесла вам погода.

Путешествуйте с комфортом
Поскольку большинство туров по Мурманску пешеходные, не забудьте взять с собой в чемодан пару удобных ботинок!

Надеюсь, вы еще раз убедились, что путешествия по России не ограничиваются посещением ее живописных столиц. Он может предложить даже больше, чем эпическое транссибирское путешествие или исследование Золотого кольца. В фантастической стране так много захватывающих и уникальных мест, что не хватит и целой жизни, чтобы увидеть все, что можно увидеть. Во второй части нашего путеводителя, посвященного этому уникальному городу, мы расскажем о главных достопримечательностях Мурманска.

Арктический институт – Центр изучения циркумполярной безопасности

Арктическая территория России простирается на 24 140 километров береговой линии вдоль Северного Ледовитого океана и вод за Полярным кругом от Баренцева моря на западе у границы с Норвегией до Берингова море и Охотское море на Дальнем Востоке. Береговая линия России составляет 53 процента береговой линии Северного Ледовитого океана и охватывает Баренцево море, Карское море, море Лаптевых и Восточно-Сибирское море. В арктических водах страны можно найти ряд архипелагов, в первую очередь Новая Земля в Карском море, Северная Земля в море Лаптевых и Новосибирские острова в Восточно-Сибирском море. К северо-востоку от норвежского архипелага Шпицберген российская Земля Франца-Иосифа расположена всего в 950 километров от Северного полюса. Ближайшая точка России к Северному полюсу — мыс Флигели на острове Рудольфа. Мыс находится всего в 911 километрах от полюса.

На арктической территории России преобладают три крупные речные системы: река Енисей на западе впадает в Карское море, река Лена впадает в море Лаптевых, а река Колыма впадает в Восточно-Сибирское море. Хотя эти реки в течение части года замерзают, в течение части года они представляют собой жизненно важный транспортный маршрут, которому отчасти помогает специализированный флот мелкосидящих ледоколов, обеспечивающий доступ к населенным пунктам и городам вдоль этих рек.

Температуры на российской арктической и субарктической территории являются самыми низкими за пределами Антарктиды. В селе Оймякон в Якутской области регулярно наблюдаются температуры ниже -50°C, а в 1924 г. была зафиксирована рекордно низкая температура -71,2°C. Среднесуточные низкие температуры зимой, хотя и неизбежно колеблются на таких больших участках земли, колеблются в пределах -20°C. С –40°С. В течение летних месяцев среднесуточные высокие температуры колеблются в пределах 15-25°C, но могут достигать 35°C, особенно во внутренних субарктических регионах России. Летом 2018 года в северных прибрежных регионах России также наблюдалась беспрецедентная жара с температурой выше 30°C.

Эта страница была обновлена ​​1 августа 2022 года. Если мы что-то пропустили, свяжитесь с нами по адресу [email protected].

Арктическое население России насчитывает около 2 млн человек, что составляет около половины населения Арктики во всем мире. Крупнейшими городами России за Полярным кругом являются Мурманск, также самый густонаселенный город Арктики и исторически известный как арктический центр, с населением 303 754 человека. В Норильске проживает 175 365 человек, а в Воркуте — 70 548 человек. Однако по последней переписи 2017 года население Мурманской области явно сокращалось. С 2010 года за последние 7 лет население сократилось почти на 40 000 человек.

В России насчитывается более 100 идентифицированных этносов, из которых 41 юридически признана Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока . Из 41 группы 11 проживают за Полярным кругом или за ним. Ловозеро в Мурманской области считается российской «саамской столицей» с населением 2800 человек. В российской Арктике проживает около 67 000 человек, принадлежащих к коренным малочисленным народам, из которых 75 процентов проживает в сельской местности. Крупнейшими коренными народами России являются долганы, нганасаны, ненцы, саамы, ханты, чукчи, эвенки, эвены, энцы, эскимосы (или юпики) и юкагиры.

В то время как традиционные возможности получения средств к существованию варьируются от региона к региону, жизнь всех арктических народов России тесно переплетена с долгой историей эксплуатации ресурсов российского Севера, который содержит огромное количество природных ресурсов, включая нефть и газ, уголь, древесина и различные полезные ископаемые. Разведка ресурсов часто происходит в непосредственной близости от традиционных мест проживания коренных народов. Хотя воздействие индустриализации и приспособление к ней варьируется от региона к региону, большие участки земли и рек, используемые для оленеводства, рыболовства и охоты, были утрачены или деградированы в результате промышленного развития. При этом традиционные знания были утеряны, а вековые модели землепользования игнорировались, что привело к высоким социальным издержкам и упадку традиционной культуры.

В то время как экономическое развитие в Арктике составляет растущую долю валового национального продукта России, коренным народам по-прежнему трудно воспользоваться возможностями получения высшего образования и прямо или косвенно воспользоваться экономическими возможностями , связанными с индустриализацией севера. Кроме того, таяние вечной мерзлоты в тундре вызвало вспышки смертельной сибирской язвы и серию мощных взрывов в российской Арктике. Это представляет серьезную опасность как для оленей, экосистемы, так и для жителей Арктики. В 2017 году на Ямале от сибирской язвы умер мальчик, а 20 инфицированных вылечились и выжили. Температуры, достигающие более 30 ° C во время сильных волн тепла по всей Сибири, привели к таянию вечной мерзлоты.

В экономике России преобладает добыча природных ресурсов, прежде всего нефти и природного газа. Страна является третьим по величине производителем углеводородных ресурсов в мире, и более 50 процентов федерального бюджета России зависит от доходов, полученных от добычи нефти и газа. На российские арктические и субарктические регионы приходится 90 процентов добычи природного газа в России и 10 процентов добычи нефти. Однако в последние годы Россия достигла рекордного уровня добычи природного газа. Всего в российскую энергетику в 2017 году было инвестировано 3,5 миллиарда рублей, что на 10 процентов больше, чем в предыдущие годы. Добыча природного газа в 2017 году достигла самого высокого уровня за 17 лет, при этом экспорт также достиг пика. К 2020 году на новом Бованенковском месторождении на полуострове Ямал будет добывать рекордные 115 миллиардов кубометров9. 0007

История добычи нефти и газа в российской Арктике

Разработка нефти и газа в российской Арктике восходит к началу 1930-х годов. В 1930 году в Республике Коми было открыто первое в Арктике нефтяное месторождение — Чибьюское, а в 1932 году — Ярегское нефтяное месторождение. В ходе геологоразведочных работ в 1960-е и 1970-е годы. Развитие сосредоточено в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, а точнее в арктической части провинции, известной как Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО).

В ЯНОА открыт ряд гигантских месторождений природного газа, превосходящих по масштабам и размерам все известные ранее месторождения природного газа, начиная с Тазовского месторождения, за которым в 1964 г. последовали Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение, Губкинское нефтегазоконденсатное месторождение и Заполярное газовое месторождение в 1965 году, Уренгойское нефтегазоконденсатное месторождение в 1966 году, Медвежье газовое месторождение в 1967 году и Русское нефтяное месторождение в 1968 году. 80-х гг. в северо-восточной части Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции по низовьям Енисея с открытием Ванкорского, Тагульского, Лодочного и Сузунского месторождений. В 1970-х и 1980-х годах на полуострове Ямал последовала разработка Бованенковского газового месторождения в 1971 году, Харасавэйского и Южно-Тамбейского месторождений в 1974 году и Ростовцевского нефтегазового месторождения в 1986 году. нефтегазоносная провинция остается крупнейшим газодобывающим регионом мира, а также обеспечивает значительную долю добычи нефти в России.

В 2010 году Норвегия и Россия разрешили 44-летний спор о делимитации границы в Баренцевом море. Страны договорились разделить спорную территорию площадью 175 000 квадратных километров, которая может содержать до 4 миллиардов баррелей нефти и 878 триллионов кубических футов природного газа. Реализация западных санкций Соединенными Штатами и Европейским союзом против России влияет на разведку и разработку углеводородных ресурсов в Арктике. ExxonMobil подписала соглашение о сотрудничестве с «Роснефтью» по 10 совместным предприятиям, в первую очередь по разведке в Карском и Черном морях, а также по совместной разработке баженовских сланцев в Западной Сибири.

После введения санкций ExxonMobil была вынуждена приостановить свою деятельность в совместных предприятиях. Это следует за объявлением от сентября 2014 года об успешном обнаружении нефтяных ресурсов на скважине Кей-1 в Карском море. Точно так же в июне 2015 года французская энергетическая компания Total вышла из совместного предприятия с российской «Лукойл», в рамках которого они планировали разрабатывать сланцевые месторождения Бажено в Западной Сибири. Компания также решила вернуть «Газпрому» 25-процентную долю в отложенном Штокмановском газовом месторождении. Не затронуты западными санкциями разработка первой в мире ледостойкой нефтяной платформы «Приразломное», которую «Газпром» построил в Печорском море. Добыча нефти началась в апреле 2014 года.

Сотрудничество России с Китаем

В 2014 году российский энергетический гигант «Газпром» и CNPC подписали соглашение о поставках газа из российской Арктики в Китай. Сумма сделки составила около 400 миллиардов долларов. Хотя Европа остается для России крупнейшим экспортным рынком энергоносителей, Россия использует такие сделки для диверсификации партнеров по торговле газом со странами Азии.

Проект «Ямал СПГ», пожалуй, самый примечательный пример сотрудничества Китая и России в Арктике. «Ямал СПГ» — это газовый завод в российской Арктике, на который, по оценкам, приходится 22 процента мировых запасов газа. Китайские компании обеспечивают финансирование и владеют крупными пакетами акций проекта. В 2013 году «Новатэк» и Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) подписали контракт, по которому 20-процентная доля в проекте «Ямал СПГ» была передана Китайскому фонду Шелкового пути (SRF). Контракт включает соглашение о поставках более 3 млн тонн СПГ в год в Китай.

В июле 2018 года «Новатэк» доставил первую партию СПГ по Северному морскому пути (СМП) в Китай. Глава «Новатэка» Леонид Михельсон заявил, что «использование Северного морского пути как перспективного транспортного маршрута способствует развитию северных регионов и очень важно для экономического развития страны». На данный момент CNPC и SRF совместно владеют около 30% проекта «Ямал СПГ». «Новатэку» принадлежит 50,1% акций, а французскому энергетическому гиганту Total — 20%. Китайские СМИ отмечают «Ямал СПГ» как «веху в китайско-российском сотрудничестве» в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). Это первый крупный арктический энергетический проект Китая в рамках его стратегии развития. В настоящее время CNPC и SRF рассматривают возможность присоединения к многомиллиардному проекту «Арктик СПГ-2», который должен быть запущен в 2023 году9.0007

Северный морской путь

Развитие Северного морского пути (СМП) началось в июне 1936 года, когда Советом Народных Комиссаров бывшего СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть). Перед Управлением была поставлена ​​задача установить и развить маршрут от Баренцева моря до Берингова пролива. В его задачу входило создание морских, речных и воздушных транспортных путей, необходимой телекоммуникационной инфраструктуры и руководство всеми советскими исследованиями в Арктике. Кроме того, он также возглавил освоение природных ресурсов Арктики и строительство необходимых производственных мощностей. Кроме того, он также отвечал за содействие экономическому развитию коренных народов Арктики. С тех пор Северный морской путь стал иметь первостепенное значение в национальных и региональных планах развития.

После окончания Холодной войны многие пути сообщения пришли в негодность, а связанная с ними инфраструктура пришла в упадок из-за сокращения использования Северного морского пути. Грузовые перевозки сократились почти на 90 процентов в течение 1990-х годов по сравнению с началом 1980-х годов. С наступлением все более свободных ото льда летних сезонов, особенно после рекордного сезона таяния 2007 и 2012 годов, СМП начал возрождаться как национальный и международный транспортный коридор. Несмотря на то, что объемы остаются весьма ограниченными по сравнению с глобальными точками судоходства, такими как Суэцкий и Панамский каналы, маршрут, тем не менее, имеет ключевое значение для экономического развития российского региона, расположенного вдоль маршрута, а также для доступа, разработки и экспорта углеводородных ресурсов в Арктический.

В 2018 году президент Путин подписал указ, в котором говорится, что СМП должен развиваться непрерывно, а к 2024 году объемы грузов в год должны увеличиться до 80 миллионов тонн. Это в 8 раз больше, чем в 2017 году. стратегия, в которой делается упор на превращение СМП в глобальную и всеобъемлющую транспортную артерию. Всего через 5 месяцев после открытия проекта по производству сжиженного природного газа (СПГ) «Ямал» на севере России объемы отгрузки превысили два миллиона тонн СПГ. Еще одним существенным приростом товаров на СМП является уголь. По данным VostokCoal, к 2025 году на Таймыре ежегодно можно будет добывать 30 млн тонн угля. Кроме того, судно Maersk, загруженное российской рыбой и южнокорейской электроникой, стало первым судном, полностью прошедшим арктический морской путь. Россия надеется, что это станет ее новой судоходной магистралью, которая значительно сократит время транспортировки из Азии в Европу, избегая Суэцкого канала. СМП по-прежнему не является жизнеспособным и устойчивым вариантом для большинства судоходных компаний, поскольку проход возможен только в течение 3 месяцев в году.

В 2020 году первая в мире плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» также спроектирована для Арктики и эксплуатируется Росатомом. Это новый тип инфраструктуры, используемый в арктических водах и предназначенный для обеспечения электроэнергией отдаленных российских населенных пунктов.

Учитывая важность Арктики для развития национальной экономики, а также централизованный характер и доминирование государственных компаний нефтегазового сектора, управление Арктикой в ​​основном было централизованным при прямом влиянии Москвы. Этот факт был подчеркнут созданием новой федеральной Арктической комиссии в ​​феврале 2015 года9.0007

Комиссия отвечает за координацию работы всех других органов, задействованных в Арктике, включая Совет национальной безопасности и Министерство природных ресурсов, Министерство энергетики, Министерство экономического развития и Министерство транспорта. Комиссии и примерно 60 ее должностным лицам поручено оценивать эффективность существующей политики и принимать решения, связанные с региональным развитием. Создавая Комиссию, президент Путин стремился к тому, чтобы единый ответственный орган реализовывал арктическую политику. Более того, он передает больший контроль над арктической политикой и развитием в руки назначаемых на федеральном уровне должностных лиц, таких как глава Комиссии, а не избираемых на региональном уровне губернаторов и других должностных лиц, еще более удаленных от контроля Москвы.

Стратегия Российской Федерации в Арктике является предметом споров в академических кругах, СМИ и при разработке политики. Правительство России заявило, что вся деятельность в Арктике должна быть связана с интересами «обороны и безопасности в максимальной степени». Однако политика России, как правило, больше сосредоточена на внутренней безопасности и экономических проектах, чем на внешней экспансии. Когда аналитики говорят о «борьбе за Арктику» и о «плане России доминировать в Арктике», мы рискуем столкнуться с дилеммой безопасности.

В отчете Министерства обороны США за 2013 год содержится предупреждение: «Существует некоторый риск того, что восприятие милитаризации Арктики может привести к гонке вооружений». Изображение России как угрожающего соперника в Арктике искажает наше понимание стратегии Кремля в регионе. Адмирал Роберт Папп, специальный представитель Госдепартамента по Арктике при президенте США Обаме, заявил: «Россия делает то, что мы делали бы сами, если бы движение над нашим побережьем увеличилось».

Россия обновила свою официальную Арктическую стратегию 2020 года на следующие пятнадцать лет документом под названием «Основные принципы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2035 года». Стратегия во многом похожа на предшествующие документы. Сохранение Арктики в качестве «региона мира» остается ключевым национальным интересом, а также необходимостью развития сотрудничества и взаимовыгодного партнерства с арктическими и неарктическими субъектами. «Обеспечение суверенитета и территориальной целостности» указано в качестве главного приоритета, тогда как «улучшение благосостояния коренных народов в российской Арктике» возведено в ранг национальных интересов. Эти приоритеты также включены в повестку дня российского председательства в Арктическом совете на 2021–2023 годы. Россия приняла председательство в Арктическом совете в мае 2021 года и передаст председательство Норвегии в мае 2023 года. Приоритеты председательства включают ответственное управление, коллективные подходы к устойчивому развитию, многостороннюю дипломатию и защиту окружающей среды, включая изменение климата. В новой арктической стратегии России также делается упор на «закрепление Арктического совета как ключевого регионального института, координирующего международное сотрудничество в Арктике».

Серьезное ухудшение отношений между Россией и Западом после эскалации конфликта на Украине серьезно повлияло на сотрудничество в Арктике и привело к приостановке деятельности Арктического совета. Семь государств-членов Арктического совета осудили военные действия России на Украине, а многие другие арктические организации приостановили сотрудничество с Россией. Российские арктические чиновники назвали приостановку «прискорбной» и ориентировали свое председательство на внутреннее развитие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *