Как крестили Русь? — Православный журнал «Фома»
28 июля Церковь празднует память равноапостольного князя Владимира и вместе с этим — Крещение Руси. Как проходило это событие и что ему предшествовало рассказываем в слайдах «Фомы».
01
Зачем было крестить Русь?Затем, что Владимир, который был князем Киевским, сам принял крещение и стал христианином. В то время куда князь, туда и народ. Такие дела.
02
А Владимиру это для чего?Крещение Владимира — условие для его свадьбы с Анной, сестрой византийских правителей. Императоры Константин VIII и Василий II попросили военную помощь у князя. Тот, в свою очередь, попросил руку их сестры. Анна не могла выйти замуж за язычника, поэтому Владимир принял Крещение в Киеве с именем Василий.
03
Выходит, это было «крещение по расчету»?Нет. До этих событий Владимир устроил «испытание веры» — князь хотел сменить язычество на другую религию. Он отправлял послов в другие страны и принимал у себя представителей разных религий. В итоге князь выбрал Восточное христианство — послов поразила торжественность богослужения в Константинополе.
04
И что, отдали Анну?Не сразу. Императоры получили помощь, но сестру не отдавали. Тогда князь Владимир пришел под стены Корсуни (Херсонес) — тогда он принадлежал Византии, и взял город. Императорам пришлось отдать Анну, чтобы вернуть себе город.
05
Так, а дальше что?Владимир приехал в Киев, убрал языческих идолов, которых было много в столице и крестил жителей в притоке Днепра — Почайне. Не сам, конечно — из Константинополя приехало духовенство.
06
Ага, знаем. Владимир крестил «огнем и мечом»Это миф. В большинстве случаев народ охотно принимал крещение — его не пришлось навязывать. Исключения были — например, в Ростове и Новгороде Великом, но сопротивление не было массовым. Тем более, к 988-му году Русь уже была знакома с христианством.
07
Как это вышло?В конце IX века из Константинополя в Киев приехали миссионеры, которые крестили князей Аскольда и Дира с несколькими людьми. С этого момента в столице Руси уже были небольшие храмы. Потом в 957 году бабка князя Владимира, княгиня Ольга, во время визита в Константинополь приняла Крещение. Но основным Крещением Руси считается то, которое организовал князь Владимир. Именно поэтому Церковь называет его равноапостольным.
08
Каков духовный смысл Крещения?
«Если во внешнем отношении принятие христианства позволило войти новообращенному народу в семью христианских государств, то, с точки зрения изменений в самом человеке, истина Христова, по мысли выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского, обратила человека к его внутреннему миру, и тем самым способствовала росту национального самосознания».
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном приеме в Кремле по случаю 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира, 28 июля 2015 года.
Читайте также:
Крещение Руси: как это было
Мифы о Крещении Руси
Крещение Руси как поворот истории
«Крещение огнем»: было или нет?
Есть мнение, что святой князь Владимир крестил Русь «огнем и мечом» — то есть насильно. Якобы несогласных он приказывал убивать, а их дома — сжигать. И выбора у людей не было: либо умри, либо крестись. Но это не так. Как? — рассказываем в «Слайдах».
01
Как возникло выражение?
Словосочетание «огонь и меч» встречается только в одном произведении — Иоакимовской летописи. Якобы ее написал первый епископ Новгорода — Иоаким. «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем» — вот что там сказано о крещении Новгорода. Проблема в том, что летопись в оригинале никто не видел. А историк XVIII века Василий Татищев, который опубликовал ее фрагменты в «Истории Российской», и сам не верил в то, что ее написал Иоаким.
02
Что произошло в Новгороде?
Если верить летописи, в Новгород прибыло княжеское посольство из Киева вместе с епископом для крещения. Местный волхв и градоначальник настроили против них горожан, и те сожгли церковь, разграбили дома христиан, убили жену и родственников Добрыни — дяди Владимира. Тогда полководцы из Киева напали на город и подожгли его окраину. Новгородцы сдались, пожар потушили, а горожан крестили. При этом не сказано, что после бунта последовали казни, новгородцев не ставили перед выбором: крещение или смерть. По средневековым меркам реакция посольства из Киева была даже слишком гуманной.
03
Где-то еще были волнения?
Да. В XI веке были волнения в Новгороде, Ростове и Муроме. При этом стычки носили скорее политический, а не религиозный характер — люди пытались захватить власть и выйти из-под контроля Киева. Например, Новгород хорошо известен сепаратистскими настроениями. Объединение русских племен состоялось незадолго до крещения Руси, поэтому разногласия оставались. Еще одна причина редких волнений в том, что жрецы на Руси были не везде — часто их функцию выполняли князья или другое руководство, которые в итоге крестились.
04
Люди искренне крестились?
Не все. На том этапе нельзя говорить об искренности и сознательности выбора в принятии христианства — никто не хотел становиться врагом князя, который к тому же был для славян-язычников высшим духовным авторитетом и верховным жрецом. Владимир, кстати, свой выбор согласовывал со старейшинами.
05
Людей убивали миллионами за отказ креститься?
Это никак не подтверждается. Невозможно представить, как Владимир с дружиной насильно крестит Русь: он физически не мог угрожать всей стране. Достаточно вспомнить, что случилось с князем Игорем, когда он просто хотел повысить налоги у древлян. Если бы народ посчитал действия Владимира неправильными, его бы убили.
06
Почему люди не восстали против новой и чужой религии?
Христианство не было новой религией для Руси: в IX веке крестились первые князья, в X — бабка князя Владимира, Ольга. «Новую веру» насаждали не чужестранцы, действия которых русичи расценили бы как попытку захвата, а свои же князья и старейшины, которым народ доверял. «Если бы это не было добро, то не приняли бы того князь и бояре», — передает «Повесть временных лет» логику киевлян. В том же Новгороде, если верить Иоакимовской летописи, к приходу посольства из Киева уже были храм и община христиан.
07
А жрецы сопротивлялись?
Иногда. Например, из летописи известно, что в XI веке в Новгород пришел волхв, который смущал жителей своим учением, ругал христианскую веру и призывал убить епископа. Он обещал повторить чудо Спасителя — пройтись по воде и утверждал, что предсказывает будущее. Город разделился на два лагеря — одни поддерживали волхва, другие — князя и епископа. Князь спросил, знает ли волхв свое будущее. Тот самоуверенно заявил, что будет совершать чудеса. Князь выхватил из-под плаща топор и разрубил лжеца. Волнение прекратилось в тот же день.
08
Что в итоге?
Крещение «огнем и мечом» — миф, который не имеет под собой реальной исторической основы. Вот что по этому поводу писал церковный историк Антон Карташёв: «К сожалению, сохранившиеся у нас памятники проливают очень слабый свет на историю первоначального распространения христианской церкви по лицу земли русской, далеко недостаточный для изображения отчетливой исторической картины, и в своей совокупности выдают лишь ту общую характерную черту изучаемого явления, что крещение всего русского народа произошло сравнительно мирно и успешно». А еще «Огнем и мечом» — роман польского писателя, лауреата Нобелевской премии Генрика Сенкевича.
Память о Крещении Киевской Руси
Святой благоверный князь Владимир, Креститель Руси Мои глубочайшие извинения за то, что это воспоминание приходит довольно поздно, но важно отметить крещение великого князя св. позже предоставит убежище тем англичанам, которые бежали от разрушительного вторжения Вильгельма Бастарда. Долг чести, который мы, православные, перед великим князем св. Владимиром почти так же велик, как и перед святыми отцами нашими среди святых свв. Кирилл и Мефодий.Эта история знакома русским, но, возможно, не очень американцам или британцам. Рассказывают, что св.Владимир, поняв, что языческие боги его предков не могут принести единства его народу, жаждавшему истин, провозглашаемых великими авраамическими религиями, отправил послов в страны, следующие за каждой из них: исламскую Болгарию, иудейскую Хазарию. , романистская Германия и православная Византия.
С. Во время своего обращения Владимир претерпел великую трансформацию духа и характера. Если раньше он был жестоким, своенравным и вел развратную жизнь в окружении восьмисот наложниц, то позже он отослал их всех и женился на греческой христианской принцессе Византии Анне, которой оставался верным до конца своей земной жизни.
Он разрушил изваяния языческих богов, воздвигнутые им ранее в своей жизни, в том числе статую Перуна, которую он воздвиг в Киеве, и воздвиг на их месте великие монастыри и церкви. В своем первоначальном импульсивном рвении к исправлению себя («но так красиво импульсивно!» — восклицал в одном из писем славянофил-философ Иван Киреевский) он первоначально стремился простить и освободить всех преступников, которых он арестовал и посадил, но сама Церковь не позволять ему этого делать, заботясь о сохранении государства и его обязанностей и четко отделяя их от своих собственных духовных обязанностей внутри Церкви. Всякий раз, когда св. Владимир устраивал пир, он велел брать пищу и раздавать бедным и больным, где бы он ни находился. Но то преображение, которое произвел в себе св. Владимир, видно и в христианском государстве, которое он основал в Киеве: государстве, отменившем смертную казнь, не терпящем пыток и увечий и установившем одно из первая и самая обширная система социального обеспечения средневековья.