Возникновение государственности у восточных славян. Крещение Руси | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по истории (10 класс) на тему:
Тестовые задания уровня А
I Вариант
1. Зачатки государственности раньше других проявились у
1) древлян 2) кривичей 3) вятичей 4) полян и новгородских словен
2. Военный вождь у восточнославянских племен назывался
1) старейшиной 2) старостой 3) князем 4) дружинником
3. Объединение двух центров древнерусской государственности произошло в
1) 860 г. 2) 862 г. 3) 882 г. 4) 911 г.
4. Первым правителем Древнерусского государства, принявшим христианство, был(-а)
1) Игорь 2) Ольга 3) Святослав 4) Владимир
5. Отряд профессиональных воинов, находившийся на службе князя в постоянной боевой готовности, назывался
1) войско 2) дружина 3) тысяча 4) полк
6. Прочтите отрывок из летописи и определите, о каком князе идёт речь.
«Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам отправился к ним вместе с младенцем. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов; и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что де «мы купцы, идем к грекам… придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей, и сказал… Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода»… и добавил: «Вот он, сын Рюрика».
1) Владимир 2) Игорь 3) Ярополк 4) Святослав
7. К предпосылкам крещения Руси относится
1) невозможность дальнейшего совершенствования земледелия при сохранении язычества
2) необходимость укрепления положения киевского князя как единого правителя Древней Руси
3) неспособность борьбы языческого русского войска с язычниками-кочевниками
4) невозможность заключения языческой Русью торговых соглашений с Византией
8. Русь крестили священники из
1) Польши 2) Германии 3) Византии 4) Рима
9. Крещение Руси относится к
1) 966 г. 2) 980 г. 3) 988 г. 4) 1015 г.
10. Первый русский по национальности киевский митрополит носил имя
1) Анастас 2) Макарий 3) Пимен 4) Иларион
II Вариант
1. Одним из первоначальных центров формирования Древнерусского государства был
1) Смоленск 2) Полоцк 3) Новгород 4) Ростов
2. Теория, согласно которой государственность на Русь была принесена варягами, называется
1) славянофильской 2) норманнской 3) западнической 4) антинорманнской
3. В 862 г. в Новгороде стал править
1) Игорь 2) Рюрик 3) Олег 4) Аскольд
4. Первым киевским князем, пославшим своих сыновей в качестве наместников различных территорий Руси, был
1) Святослав 2) Владимир I 3) Ярослав Мудрый 4) Владимир Мономах
5. Наибольшее значение народное вече имело в
1) Переяславле 2) Пскове 3) Суздале 4) Чернигове
6. Прочтите отрывок из летописи и напишите имя князя, о деятельности которого идёт речь.
«Заложил [князь] город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии, митрополию… И стала при нём вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы [монахи] стали умножаться, и монастыри появляться… И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей…»
1) Олег 2) Святослав 3) Ярослав 4) Игорь
7. К последствиям крещения Руси не относится
1) рост международного авторитета Руси
2) усиления власти князя
3) начало отставания Руси от Европы
4) рост культурного влияния Византии
8. Решение Владимира о крещении Руси
1) было с радостью воспринято всем населением
2) вызвало неприятие всего населения
3) вызвало сопротивление части населения Новгорода
4) вызвало сопротивление населения Киева
9. Главой православной церкви в Древнерусском государстве был киевский
1) патриарх 2) митрополит 3) архиепископ 4) епископ
10. Автором «Слова о законе и благодати» был
1) Анастас 2) Иларион 3) Ярослав Мудрый 4) Владимир Мономах
Тестовые задания уровня B
1. Расположите имена древнерусских князей в хронологической последовательности их правления.
А) Рюрик Б) Олег Вещий В) Ярослав Мудрый Г) Игорь Старый
2. Установите соответствие между событиями истории Древней Руси и именами их участников.
СОБЫТИЯ
А) окончательный разгром печенегов
Б) военный разгром хазар
В) объединение Новгорода и Киева
Г) начало правления варягов на Руси
УЧАСТНИКИ
1) Рюрик
2) Олег
3) Ярослав Мудрый
4) Нестор
5) Святослав Игоревич
3. Напишите пропущенное слово.
Установленная княгиней Ольгой норма сбора дани с подвластных племен называлась ____.
4. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, имеют отношение к истории Древней Руси. Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.
1) полюдье 2) дружина 3) погост 4) самодержавие 5) князь
5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Событие | Дата | Участник |
Призвание варягов в Новгород | _______________ (А) | Рюрик |
Объединение Киева и Новгорода | _______________ (Б) | _______________ (В) |
__________________ (Г) | 907 | Олег |
__________________ (Д) | 988 | ________________ (Е) |
Пропущенные элементы:
1) крещение Руси
2) 862 г.
3) поход на Константинополь
4) разгром хазар
5) Олег
6) Владимир
7) 882 г.
Тестовые задания уровня C
Прочтите отрывок из летописи и ответьте на вопросы.
«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
1. О каком событии идет речь в документе? Назовите дату этого события в соответствии с современным летосчислением.
2. Что послужило причиной описанного в документе события? (Укажите не менее двух причин. )
3. Каковы были последствия описанного в документе события? (Укажите не менее двух последствий.)
4. Ниже приведены две точки зрения на вопрос о происхождении Древнерусского государства:
- Государственность на Русь была привнесена извне, варягами (так считают сторонники «норманнской теории»).
- Древнерусское государство возникло в результате внутреннего развития общества,.
Приведите по два аргумента, подтверждающих каждую из представленных точек зрения.
5. Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из
них ОДНОГО и выполните задания.
1) Ярослав Мудрый; 2) Ольга; 3) Святослав; 4) Владимир Святославич.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
ОТВЕТЫ
Тестовые задания уровня А
I Вариант
1. 4
2. 3
3. 3
4. 4
5. 2
6. 2
7. 2
8. 3
9. 3
10. 4
II Вариант
1. 3
2. 2
3. 2
4. 1
5. 2
6. 3
7. 3
8. 3
9. 2
10. 2
Тестовые задания уровня B
1. АБГВ
2.
А | Б | В | Г |
3 | 5 | 2 | 1 |
3. полюдье
4. 4
5.
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 | 7 | 5 | 3 | 1 | 6 |
Древняя Русь – основные даты к ЕГЭ
860 год – поход Руси на Константинополь
Эта военная акция отражена как в русских, так и византийских письменных источниках. «Повесть временных лет» называет киевский князей Аскольда и Дира в качестве руководителей похода, те же, в свою очередь, были дружинниками Рюрика. Войску Аскольда и Дира не удалось взять столицу Византии, однако они возвратились с богатой добычей.
862 год – «Призвание» Рюрика
Согласно «Повести временных лет», славянские племена, дабы остановить внутренние распри, пригласили на должность князя человека «извне». Им стал варяг Рюрик, прибывший в Северо-Западную Русь с дружиной и родственниками. По сей день это летописное сообщение, как и фигура первого русского князя, сопровождается спорами в научных кругах. Тем не менее, эта дата традиционно считается точкой отсчёта российской государственности.
882 год – захват Олегом Киева
Согласно «Повести временных лет», Олег был соплеменником Рюрика. В 879 году он стал регентом при малолетнем сыне умершего князя, Игоре. В 882 году Олег вместе с дружиной отправился на юг и захватил Киев, убив Аскольда и Дира. Эта дата считается точкой отсчёта существования единой Древней Руси.
907 год – поход Олега на Константинополь
Нападение на столицу Византии описывается только в русских письменных источниках. Самый известный образ, связанный с этим походом – щит Олега, прибитый к воротам Константинополя. По итогам этой военной акции Русь и Византия подписали мирный договор, который считается первым международно-правовым актом в истории нашей страны.
911 год – договор Руси с Византией
Спустя 4 года после успешного военного похода Русь и Византия обновили договор, заключённый в 911 году. В нём, дабы избежать возможности будущих нападений со стороны славян, византийцы предоставили древнерусским торговцам значительные льготы. Этот договор считается самым древним письменным источником, в котором содержатся нормы древнерусского права.
941 и 944 годы – походы Игоря Рюриковича на Константинополь, новый договор Руси с Византией
Князь Игорь стремился добиться от Византии улучшения условий предыдущего договора. С этой целью на столицу империи были организованы два похода, которые закончились поражением русских сил, сам князь еле избежал пленения. Спустя 3 года новая военная акция также не привела к результатам. В 944 году Русь и Византия заключили новый договор, условия которого ухудшились для Киева – так, вернулись пошлины на ввоз и вывоз товаров для русских купцов.
964-972 годы – походы Святослава Игоревича
Сын князя Игоря был талантливым военачальником, и практически всю жизнь он провёл в походах. В 964 году он покорил племя вятичей, после чего взор киевского князя обратился на территории давних противников славян –хазар. В результате крупного похода 965 года русские рати взяли крупные хазарские города, Саркел и Итиль, и нанесли сокрушительный удар по некогда могучему каганату. После хазар Святослав присоединился к византийской войне против Болгарии и за несколько лет получил контроль над всей страной. В регионе остались две доминирующие силы: Русь и Византия. Война между бывшими союзниками разгорелась в 970 году и шла для Святослава неудачно. Князь был вынужден пойти на мир, запертый в Доростоле осаждавшими город греческими войсками. В 971 году Русь и Византия подписали новый договор, по которому Святослав обязался не нападать на южного соседа и помогать ему в случае нападения третьей стороны. Насыщенная жизнь киевского князя прервалась, когда печенежский отряд напал у Днепровских порогов на ту часть русского войска с которой Святослав возвращался в Киев на ладьях.
978/980-1015 годы – княжение Владимира Святославича в Киеве
Сын Святослава Игоревича пришёл ко власти в результате междоусобной войны, одолев своих братьев будучи новгородским князем. В годы его правления Древняя Русь сделала большой шаг в сторону централизованного государства. При Владимире продолжились походы на хазар и волжских булгар, началась чеканка монет. Локальные восстания племён радимичей и вятичей были успешно подавлены. Владимир попытался реформировать язычество, приведя пантеон богов к единообразию (поскольку у разных племён он отличался), однако этот шаг не привёл к желаемым результатам. К далеко идущим последствиям привело решение князя принять христианство по греческому образцу.
988 год – Крещение Руси
Согласно «Повести временных лет», принятию христианства предшествовало «испытание вер». Летописец сообщал о выборе будущей веры – к князю прибыли послы из Булгарии (ислам), Хазарии (иудаизм), Рима (католичество) и Византии (православие), и каждый говорил о плюсах и минусах своей конфессии. Это сообщение является легендой, однако исследователи считают, что она отражала реальную историческую действительность. Так или иначе, в 987 или 988 году крещение принял сначала сам Владимир в Херсонесе, вместе с тем киевский князь женился на сестре действующих византийских императоров-соправителей. Спустя некоторое время православные священники, присланные из Константинополя, крестили жителей Киева, после чего обряды были совершены и в других городах Древней Руси. Обращение часто сопровождалось недовольством местного населения и волхвов, не стремившимся порывать с язычеством. На протяжении последующих десятилетий на Руси будут вспыхивать восстания, возглавляемые волхвами, впрочем, безуспешные.
1016-1018 и 1019-1054 годы – Княжение Ярослава Мудрого
Ярослав Владимирович пришёл к власти в Киеве в результате очередной междоусобной войны. В её ходе погибли родные братья князя, Борис и Глеб, а противнику Ярослава, Святополку, на определённом периоде противостояния помогал польский князь Болеслав Храбрый. В 1019 году Святополк был разбит в битве на реке Альте. Период княжения Ярослава Мудрого считается «золотым веком» Древней Руси. В годы его правления международные связи династии достигли даже Франции – Анна Ярославна стала женой французского короля Генриха I, а во дворе князя частыми гостями становятся отпрыски королевский династий Скандинавии и Британии. Эпоха Ярослава Мудрого – время грандиозного каменного строительства, в это время возводятся храмы святой Софии в Киеве и Великом Новгороде. Основываются новые города, среди которых – Ярославль, Новгород-Сиверский и Юрьев (современный Тарту в Эстонии). Ярослав поддерживал православное духовенство – в годы его правления возникли первые монастыри на Руси, а также был назначен первый русским митрополит. Одной из главных заслуг князя стало появление первого русского свода законов – «Русская правда».
XI в. – «Русская правда»
Существует несколько редакций этого сборника законов. В его основу вошли устные законы, существовавшие у восточных славян. В этом «Русская правда» похожа на правовые сборники варварских народов Европы. Так, в VI веке своя «правда», «Салическая», была у франков, а её появление связано с именем короля Хлодвига. «Русская правда» даёт представление об общественной жизни Древней Руси и особенностях судебного производства. Примеры применения норм этого сборника законов можно найти в других источниках – например, в новгородских берестяных грамотах. В дальнейшем другие князья дополняли «Русскую правду» — эти вставки позднее составили «пространную» редакцию сборника.
1097 год – Любечский съезд
Лествичная система наследования киевского престола и многочисленность Рюриковичей впоследствии стали причиной постоянной борьбы отдельных линий династии за великое княжение. Формально Древняя Русь считалась единой, однако всё больше княжеств обосабливалось от Киева – одним из первых независимых центров стал Полоцк. В 1097 году на фоне набегов на русские земли половцев князья на съезде в Любече попытались урегулировать сложившуюся ситуацию. Было принято решение ограничить перемещение наследников отдельных ветвей Рюриковичей в рамках одной вотчины. Любечский съезд стал отправной точкой к началу удельного периода в истории Древней Руси. В это время за контроль над киевским престолом будут соперничать несколько сильных княжеств. Соперничество продлится вплоть до татаро-монгольского нашествия 1237-1242 годов.
Обложка: https://commons.wikimedia.org/
2013: Храмы: годовщина крещения Киевской Руси
12 января 2014 г.
Итоги года
Персоналом |
Зенон Завада
Священнослужители Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата проходят мимо Софийского собора во время крестного хода 28 июля в ознаменование 1025-летия крещения Киевской Руси.
Зенон Завада
permalink
Священнослужители Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата проходят мимо Софийского собора во время крестного хода 28 июля в ознаменование 1025-летия крещения Киевской Руси.
Зенон Завада
постоянная ссылка
Паломники смотрят церемонию освящения 18 августа у Украинского католического патриаршего собора Воскресения Христова на плазменном экране телевизора. Над трехэтажной канцелярией развевается украинский флаг.
Дэвид Карп/АДЛ
постоянная ссылка
На церемонии 31 октября в честь митрополита Андрея Шептицкого, организованной Антидиффамационной лигой (слева направо): Авраам Х. Фоксман, национальный директор АДЛ; Барри Кертис-Лашер, национальный председатель ADL; епископ Украинской католической церкви Павел Хомницкий; Ежи Вейман, внучатый племянник митрополита; раввин Яаков Дов Блайх, главный раввин Киева и Украины; и Берел Родал, директор Украинской еврейской встречи.
UOC-США
permalink
Архиереи и клирики Украинской Православной Церкви США 10 августа совершают литургию в Украинской Православной Мемориальной церкви св. Андрея Первозванного по случаю 1025-летия крещения Киевской Руси.
Церковные новости в 2013 году начались 19 января, когда Папа Бенедикт XVI, как объявил архиепископ Луиджи Вентура, апостольский нунций во Франции, возвел два новых украинских католических экзархата в Великобритании и Франции в епархии. Так была учреждена Епархия Святого Семейства в Лондоне и Епархия св. Владимира Великого в Париже. Епископ Глеб Лончина служил экзархом Великобритании и был возведен в епархиальные епископы Лондона, а епископ Гудзяк, экзарх Франции, был возведен в епархиальные епископы Парижа. В состав двух епархий входят десятки священников и десятки тысяч верующих в Великобритании, Франции, Бельгии, Люксембурге, Нидерландах и Швейцарии.
Украинская Православная Церковь США (УПЦ-США) интронизовала митрополита Антония во главе Церкви 25-26 января в Свято-Андреевском Украинском Православном Соборе в Силвер-Спринг, Мэриленд. представители Греческой Православной, Антиохийской Православной, Украинской Православной Церкви Канады, Румынской Православной Церкви и Православной Церкви в Америке, а также Украинской, Византийской и Римско-Католической Церквей. Митрополит Антоний сменил митрополита Константина, скончавшегося в 2012 году. Митрополит Антоний был избран Особым Собором в октябре 2012 года и утвержден Вселенским Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Торжества интронизации завершились банкетом 26 января, а 27 января митрополит отслужил свою первую Божественную литургию в качестве митрополита9.0011
Епископ Даниил УПЦ-США. 12 января доставила 22-местный микроавтобус Mercedes-Benz 412-D 2000 года выпуска в Киев для детского дома Знаменка Кировоградской области. С 12 по 28 декабря 2012 г. команда Зимней миссии в составе семи человек посетила Знаменский детский дом.Кардинал Любомир Гузар, бывший предстоятель Украинской Греко-Католической Церкви, 26 февраля отпраздновал свое 80-летие архиерейской Божественной литургией, совершенной Патриархом Святославом Шевчуком в Украинском католическом соборе Святого Георгия во Львове. 28 февраля в Киеве в Патриаршем соборе Воскресения Христова прошел молебен по случаю дня рождения кардинала.
13 марта Патриарх Святослав прокомментировал новоизбранного Папу Франциска и его связи с украинскими католиками, в том числе служение литургии восточного обряда с преподобным Степаном Чмилем в Риме, а затем участие в процессе беатификации преподобного Чмиля. Папа Франциск был архиепископом Буэнос-Айреса, Аргентина, когда епископ Святослав, ныне патриарх, находился в Аргентине. Патриархом Святославом, молодым епископом, руководил архиепископ, известный тогда как кардинал Хорхе Марио Бергольо. Под его руководством кардинал продемонстрировал свою поддержку украинских католиков в Аргентине и свою скромность. Перед избранием нового Папы Патриарх Святослав совершил Божественную литургию в Украинской церкви свв. Сергий и Вакх в Риме, подарок Папы Урбана VIII украинскому народу, во время конклава кардиналов после объявления Папой Бенедиктом о своей отставке.
20 апреля в резиденции Константинопольского Патриарха Варфоломея в Стамбуле состоялась встреча Патриарха Святослава, главы Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ), и епископа Гудзяка, главы Отдела внешних связей УГКЦ.
Поездка проходила в рамках празднования 1025-летия Крещения Киевской Руси в Украине. Стремясь укрепить связи между Православной и Католической Церквями в Украине, Патриарх Святослав рекомендовал обновить Киевскую исследовательскую группу, в которую вошли богословы и ученые Украинских Православных Церквей в США и Канаде, а также УГКЦ.26 мая украинские католики Парагвая возвели епископа Даниила Козлинского в качестве апостольского визитатора украинских греко-католиков Парагвая в римско-католическом соборе Благовещения Пресвятой Богородицы в Инкарнасьоне, Парагвай. Литургию сослужили епископ Козлинский и епископ Игнасио Горгоза Исагирре, местный римско-католический епарх, монс. Мислав Ходжич, преподобный Владимир Филипов и священники двух чинов. Это был первый раз, когда в римско-католическом соборе города была отслужена божественная литургия визатинского обряда. После интронизации состоялся прием, а в местном центре организации образования «Просвита» состоялась культурная программа.
10-11 мая члены Украинского фонда католического образования, благотворительного подразделения Украинского католического университета во Львове, встретились в Чикаго, чтобы обсудить открытие нового здания на кампусе университета в Стрыйском парке, чтобы восстановить ограничить усилия по сбору средств в прошлом году и спланировать будущие мероприятия. УКУ объявил о подписании официального партнерства между УКУ и Украинским свободным университетом в Мюнхене и Университетом Виннипега. В других презентациях были освещены другие проекты расширения УКУ и паломнические поездки.
Доктор Леон Чамейдес, врач на пенсии, переживший Холокост, 2 июня посетил Украинскую католическую церковь Святого Архангела Михаила в Хартфорде, штат Коннектикут. приютил митрополит Андрей Шептицкий в Унивском монастыре под Львовом, где провел два года, скрываясь от нацистов. Он был сыном одного из ведущих львовских раввинов, и большая часть его семьи погибла во время Холокоста. Доктор Хамейдес был спасен от их участи благодаря предвидению своего отца и сети украинского католического духовенства и активистов.
Несколько других священнослужителей были признаны Яд Вашем и Ватиканом за их работу по спасению евреев от нацистов, но работа митрополита Шептицкого до сих пор не признана ни одной из групп. Доктор Хамейдес выступал перед канадским парламентом, и к нему присоединились главный раввин Киева Яаков Блих и патриарх Святослав, говоря о наследии Шептицкого.14 июня завершилась двухнедельная миссионерская поездка УПЦ-США в Знаменский детский дом Кировоградской области и приют для бездомных «ЛОГОС-центр» в Киеве. Группу в составе 11 человек возглавили епископ Даниил, Ольга Коффи и Иванна Вронская. Команда доставила в детский дом более 35 чемоданов с гуманитарной помощью и игрушками, а также закупила для приюта 375 фунтов мяса. Епископ Даниил передал чек на 5000 долларов в Центр «ЛОГОС», координируемый Андреевским обществом УПЦ-США, и пожертвовал отапливаемую палатку для дополнительного жилья для бездомных.
Процесс беатификации митрополита Шептицкого, начавшийся в 1958 году, приостановленный в 1961 году и возобновленный в 1963 году, должен завершиться в 2015 году, сообщил Патриарх Святослав журналистам в июле во время паломничества в Страдче Львовской области. Патриарх отметил, что в 2015 году будет отмечаться 150-летие со дня рождения митрополита Шептицкого.
26 июля Киев посетил Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл на торжества по случаю 1025-летия Крещения Киевской Руси. На Владимирской горке на Днепре прошел закрытый молебен, в котором приняли участие президенты России и Украины, а также девять православных патриархов. Патриарх Кирилл привез в Киев мощи святого Владимира Великого, которые хранятся в Московском Кремле. Самые большие части мощей были переданы московским коллегам в Киеве. Х-образный крест высотой восемь футов в честь святого Андрея Первозванного также был привезен в Киев Патриархом Кириллом для поклонения паломникам. Воскресная Божественная литургия была совершена Париархом Кириллом во Владимирском соборе, на ней присутствовало около 20 000 человек. Протест против визита российского патриарха вызвали партии «Свобода» и «Национальный Рух Украины» на Европейской площади у гостиницы «Днепр».
В августе The Weekly сообщил о книге, которую кардинал Хорхе Марио Бергольо, ныне известный как Папа Франциск, написал в 2010 году.
Более 20 тысяч паломников посетили освящение Патриаршего собора Воскресения Христова 17-18 августа в Киеве, которое возглавил Патриарх Святослав. Ультрасовременная церковь имеет круглосуточный сайт интернет-вещания (www.ugcc.tv) и современную архитектуру. Строительство собора (оценивается в $12 млн) ознаменовало собой смещение центра Церкви, которая базировалась во Львове у Георгиевского собора на протяжении 380 лет. Во время паломничества состоялся недельный Архиерейский Синод Украинской Греко-Католической Церкви; его центральной темой была «Новая евангелизация». Освящение также совпало с 10-м Всемирным конгрессом украинцев 20-22 августа во Львове и торжествами по случаю 1025-летия крещения Украины.
Сотни людей собрались в Саут-Баунд-Брук, штат Нью-Джерси, 10 августа, чтобы отметить 1025-летие крещения Киевской Руси в Свято-Андреевском украинском православном храме-памятнике Божественной литургией во главе с митрополитом Антонием и епископом Даниилом. К празднованию присоединились четыре хора, в том числе хоры Украинской православной мемориальной церкви св. Андрея Первозванного, Украинской православной церкви св. Георгия в Ярдвилле, штат Нью-Джерси, Украинского православного собора св. Владимира в Филадельфии и Украинской православной церкви св. Иоанна Крестителя в Джонсон-Сити, штат Нью-Джерси. Архиереи возглавили открытый молебен и водоосвящение. В завершение празднования в Украинском культурном центре состоялся торжественный обед и концерт с участием хоров.
3 сентября открылся новый четырехэтажный учебный корпус Украинского католического университета во Львове площадью 43 000 кв. Львовская бизнес-школа и ее лаборатория идей. Это был второй крупный проект нового строительства в кампусе УКУ во Львове, и есть планы современной библиотеки и церкви, посвященной мученикам 20-го века, и пастырского центра. В тот же день епископ Гудзяк, занимавший пост ректора университета, был назначен президентом университета. Ректором школы был назначен священник Богдан Прах.
Армянская община Львова 15 сентября отметила 650-летие своего собора открытием алтаря. Праздничную литургию возглавил архиепископ Украинской епархии Армянской Апостольской церкви Григорис Буниатян. Отреставрированный алтарь, названный «Голгофа», был открыт архиепископом, и торжества продолжились трапезой агапэ во дворе собора и Праздником Армянской улицы, ознаменовавшимся открытием Армянского культурного центра и Армянской детской школы.
15 сентября Украинский католический университет открыл Бостонский зал для семинаров (бывший кабинет 306) в новом учебном корпусе на кампусе университета во Львове. Комната была профинансирована Бостонским отделением друзей UCU, и на ней есть мемориальная доска, подтверждающая поддержку сообщества Большого Бостона. Для представителей Бостонского отделения была организована недельная поездка, которая посетила достопримечательности Львовщины, включая музеи, церкви и монастыри.
27 сентября Украинская епархия св. Владимира в Париже приобрела церковь возле аббатства св. Викентия, основанного королевой Франции Анной Ярославной в 1060 г. В Санлисе, расположенном в 45 км от Парижа, находится дочь великого князя Ярослава Мудрого. жил в 11 в. В костеле планируется разместить Культурный центр Анны Ярославны, который будет представлять и продвигать украинскую культуру и украинско-европейское сотрудничество. Церковь, купленная за 203 000 евро, открыла свои двери для публики архиерейской Божественной литургией 16 ноября. На следующий день 17 ноября в соборе Нотр-Дам в Париже прошла панихида по Голодомору. Необходимо около 1,5 млн долларов. завершить реставрацию церкви в Санлисе.
УПЦ-США провел свой 20-й Очередной Собор 17-20 октября в Саут-Баунд-Брук, штат Нью-Джерси. Трехгодичное собрание духовенства и верующих является форумом для обсуждения прогресса различных служений Церкви и определения курса ее будущего направления; темой этого года было «Хранитель ли я своему брату?» На Соборе Великого благодетеля – Благодийника Украинской Православной Церкви была торжественно открыта новая награда, которую вручили преосвященным Вильяму Дьякову, Эмилю Скоципец, Валентине Кузьмич, Наде Мирчук и д-ру Анатолию Лысому. Новая икона «Икона приношения начатков у южного ручья» работы иконописца Черил Питуч была подарена Церкви и благословлена архиереями. Сейчас он находится в ротонде здания Консистории. Копии иконы были изготовлены для презентации в образовательных программах в Церковном Управлении управления и развития. Прощальная Божественная литургия 20 октября с участием 300 человек завершила Соборные выходные.
31 октября Антидиффамационная лига (АДЛ) чествовала митрополита Шептицкого за его героизм, проявленный при укрытии евреев от нацистов во время Холокоста. Йорка, митрополит Шептицкий был посмертно награжден премией Яна Карского за мужество в заботе Авраамом Фоксманом, национальным директором АДЛ. От имени семьи награду принял внучатый племянник митрополита, профессор Ежи Вейман, приехавший из Польши. Епископ Пуал Хомницкий зачитал письмо Патриарха Святослава, который поблагодарил АДЛ за оказанную честь митрополиту Шептицкому. Украинская еврейская встреча (UJE) продолжает работать с главным раввином Киева Яаковом Блихом и Джеймсом Темерти в продвижении беатификации митрополита Шептицкого Ватиканом. UJE является частной организацией, основанной в 2008 г. г-ном Темерти, и объединяет украинцев еврейского, христианского и другого происхождения в Украине, Израиле и диаспоре, работая с учеными, общественными деятелями, художниками, правительствами и широкой общественностью в стремлении способствовать укреплению и углублению отношений между двумя народами.
Еврейская община Украины в сотрудничестве с Украинской Греко-Католической Церковью учредила медаль Митрополита Андрея Шептицкого, которой будут награждать людей, служащих делу украинско-еврейского примирения, заявил Патриарх Святослав 1 ноября, в годовщину смерть митрополита. Патриарх отметил, что письма Шептицкого свидетельствуют о его знании иврита и что еврейская община глубоко впечатлена тем, что он писал на иврите и цитировал духовных лидеров и мыслителей еврейской общины того времени.
Послание Патриарха Кирилла к 1000-летию Крещения Руси
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил Послание архипастырям, священникам , диаконам, инокам и монахиням и всем верующим Русской Православной Церкви по случаю 1000-летия Годовщины кончины Святого равноапостольного князя Владимира:
Возлюбленные о Господе архипастыри, преподобные иереи и диаконы, иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
В этом году вся Церковь Русская и вместе со всем православным миром отмечает 1000 годовщину преставления святого равноапостольного князя Владимира.
Что принес нам этот человек? Почему спустя много столетий мы так торжественно поминаем его? Суть подвига князя замечательно выразил святитель Иларион Киевский в своей знаменитой Слово о Законе и Благодати : «Все страны, города и народы чтут и прославляют каждый своего учителя, научившего их Православной вере. Да и мы, сколько можем, прославим сотворившего великое и чудное дело, нашего учителя и предводителя Владимира, великого князя земли нашей». Его мудрое решение изменило весь ход нашей истории, ибо он принес нам благую весть о Христе, Спасителе мира – немеркнущем Солнце Правды, озарившем бытие человеческое Своим Божественным Светом. Благодаря святому Владимиру наш народ оказался под покровительством Скоропослушницы Заступницы – Пресвятой Богородицы и Богородицы, простирающей Свой честный омофор на землю нашу. Благодаря этому святому правителю была основана Русская Церковь, которая вот уже более тысячи лет несет людям слово жизни, любви и мира и в которой мы, как и наши праотцы, обретаем Царство Небесное.
Приняв веру Восточной Римской империи — Византии, Русь в полной мере приобщилась и к Божественному Откровению, и к величайшей культурной традиции своего времени, творчески восприняв и развивая ее. Подобно равноапостольному императору Константину, князь Владимир не боялся бросить вызов взглядам своего войска и бояр — господствующего класса Древней Руси, для которых языческое поклонение ассоциировалось с властью, богатством и плодородием. Не боялся он и гнева толпы, подстрекаемой языческими жрецами на кровавые жертвоприношения. Подобно Моисею, который услышал призыв Бога: Выведи народ Мой из Египта (Исх. 3:10), князь Владимир вывел Русь из языческого плена и поставил на светлый путь исповедания Христа Богом и Спасителем. Этот равноапостольный человек стал одним из тех, кто символизирует православный идеал праведной власти, направляемой истинными ценностями, направляющей личность и общество к Богу и к жизни по Его заповедям. Как известно, Креститель Руси заботился не только о благочестии новопросвещенных, но и об их воспитании и помощи нуждающимся.
Святитель Иларион, восхваляя князя Киевского, сказал: «Не один человек, и не десять человек, и не город, но всю эту землю отвратил он от лжи идолопоклонства». Эти слова были сказаны еще в 11 веке, когда недавно произошло чудо Крещения Руси. За ним последовали десять веков нашей христианской истории. За это время Господь явил в нашем народе множество святых и сформировалась наша культура и цивилизация. И все это то, чем мы живем сегодня. Само наше мировоззрение основано на судьбоносном решении князя Владимира обратиться к истинному Богу и заставить народ следовать за ним.
Днепровская купель положила начало новому, Святой Руси и нашему духовному единству. За века, прошедшие с того времени, делались попытки уничтожить Православие, посеять раздор и гражданскую ненависть среди наших народов, заманить людей лживыми представлениями и обещаниями скорого временного счастья и материального благополучия. Однако, милостью Господней, Святая Русь живет в наших сердцах и по сей день, ибо народы наши по сей день имеют одну веру и одну Церковь, общие святыни, бесчисленные образцы христианского подвига и общую историю.