Красота деревянной избы
Памятники архитектуры… И мы сразу представляем себе какие-нибудь величественные, монументальные сооружения, слава которых прошла через столетия и страны…
«Сорок веков смотрят на вас с вершин египетских пирамид»… Афинский Акрополь… Римский Колизей, на арене которого сражались гладиаторы… Средневековые соборы… Древнерусские церкви времен Дмитрия Донского и Ивана Грозного… Люди пересекают горы и океаны, чтобы полюбоваться ими, насладиться совершенными творениями зодчих — каменной летописью истории. Недаром бытуют легенды о семи чудесах света — удивительных архитектурных сооружениях.
Но помимо грандиозных дворцов и храмов, есть еще один замечательный памятник архитектуры — русская изба. Простая деревенская изба.
Полно, о какой избе идет речь? Быть может, о какой-нибудь необыкновенной, единственной? Нет, о самой обычной деревянной избе русского крестьянина, какую и ты, наверно, не раз видел, а может быть, и жил в ней.
На Севере, как мы уже знаем, русское деревянное зодчество сохранилось в наиболее чистом виде, не слишком замутненное позднейшими влияниями. И по сей день здесь живы традиции народной культуры, рожденные в далеком прошлом. Даже если изба построена всего лишь в XIX веке (а более ранние, к сожалению, почти не сохранились), в ней видится характерный тип русского крестьянского жилища, восходящий к седой старине. Если хотите знать, где и как жили наши предки времен Новгорода Великого и Московской Руси, всмотритесь в северные избы.
Строили здесь раньше широко, с удалым русским размахом. Земли много, лес под рукой, да и рабочих рук не занимать. Избы большие, массивные, уютные, добротные. Иногда в один этаж, часто в два, со светелкой над ними, с обширным крытым двором. Объем некоторых изб измеряется внушительной цифрой — в две с половиной тысячи кубометров!
Стоит такая изба, обратившись «лицом» к проезжей дороге, к реке или озеру, поблескивает на солнце высоко поднятыми над землей окнами. Обширное крыльцо радушно манит к себе добрых гостей; смотреть на избу весело и радостно. Не изба — дворец, хоромы светлые! Под ее кровом жили одной семьей деды, отцы, сыновья и внуки. Из таких домов в старину выходило в поле сразу человек по двадцать.
В деревнях средней России сараи, конюшни, хлева и другие приусадебные постройки обычно стоят поодаль от жилья, на открытом хозяйственном дворе. На Севере по-другому: все очень цельно и компактно, все собрано под одной крышей, и можно подолгу, не выходя из дому, выполнять все хозяйственные работы. В условиях долгой и суровой северной зимы, когда нередко неделями задувают жестокие ветры и земля покрывается громадными сугробами снега, такой тип дома-двора и дома-усадьбы отвечал насущным практическим потребностям крестьянина. Так строили здесь испокон веков и до недавнего времени. Избу срубить — не простое дело, это не только четыре угла да крыша. Русский крестьянин ставил дом прочно, основательно, на века. И чтобы жить в нем было тепло, уютно и удобно, и чтобы всякий, кто смотрит, порадовался.
Инструменты нехитрые — топор, скобель да долото. Пилу, конечно, знали, но употребляли редко. Топором было сподручнее: им справный мастер и дерево срубит, и обтешет его, и доску «выгладит» по шнурку, да так, что не всякий рубанком выстругает, и ложку вырежет. Всю избу — от «подклета» до «конька» — сложит без единого гвоздя: железная поковка на селе всегда была дорогой. Впрочем, гвозди были не нужны, и без них ни одно бревнышко не сдвинется. Так дед отца учил строить, отец — сына, а тот — внука.
Избяной сруб ставили, как правило, на землю, иногда на низкий фундамент, сложенный из плоских камней. А сам сруб — это высокое творение народного строительного искусства.
Со стороны посмотреть, так кажется, будто одно бревно сквозь другое пропущено. Получается это так. Не на самом конце бревна, но отступя от него, делается вырубка до середины, круглая как чашка. Поэтому и говорят: «Углы в простую чашу рублены». А «не простая» — это когда еще зуб снизу. На перекрестном бревне такая же вырубка с пазом. Бревна ложатся вырубками, а концы их торчат наружу. Это называется рубить «в обло», иначе говоря, «с остатком». Если концы стесываются, то это уже сруб «в лапу».
Четыре бревна, связанные в квадрат, образуют венец. На него кладется следующий венец, а чтобы между ними не было даже маленькой щелочки и связь их была прочной, в верхнем бревне вытесывается желоб — продольный паз, плотно прилегающий к нижнему бревну.
Один венец на другой — растет сруб на глазах! Не нужны ни гвозди, ни скобы: все здесь прочно, надежно, выверено многовековым строительным опытом народа.
Тот, кто не почувствует прелести бревенчатого сруба,— никогда не познает самой сути русского деревянного зодчества. Прекрасны четкие, ясные формы сруба, его несколько суровая, мужественная монументальность. Он хорош прежде всего своей первозданной силой, естественной, природной красотой, простым ритмом могучих венцов. Попробуйте, прикройте их каким-либо причудливым узором, аккуратно распиленными досками, штукатуркой или краской, и сразу же пропадет все очарование.
В прямых, крепких соснах и елях, взращенных русской землей, еще струятся неистребимые жизненные силы, и, притронувшись к бревнам, мы словно ощущаем их трепетный ток. Трудно отвести глаза от богатой и разнообразной фактуры дерева, подделать которую не сможет даже самый искусный мастер. Чудесен теплый цвет и оттенки дерева, доброго и на-дежного, дубленного северными ветрами, насквозь прогретого солнцем и теплом разгоряченных рабочих рук. Словно внутри разгорается огонь, и вся изба начинает светиться янтарным жаром, всеми оттенками старого червонного золота. Недаром писал Сергей Есенин:
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы.
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Действительно, золотой! Поднялся сруб, выложены над его торцовыми стенами бревенчатые треугольные фронтоны — «щипцы», на которые ляжет вся тяжесть подкровельных конструкций.
Кровля северной избы — это вторая глава «деревянной поэмы». Как просто, мудро и в то же время сложно соединены в ней все части! Нет ни одного гвоздя, но она надежна и прочна. В то же время в силуэте целого, в каждой детали ощущается рука зодчего и скульптора, творящего во имя пользы и красоты.
В бревна щипцов врублены продольные горизонтальные бревна — «слеги». Поперек них кладутся «кокоры» или «курицы» — срубленные с корнем молодые ели. Мощны, упруги и по-своему красивы очертания корневищ, напоминающие каких-то горделивых птиц или конские головы. Плотник только отсекает все ненужное, но никаких лишних линий и порезок, никакого стремления к натуралистическому, примитивному правдоподобию!
На свисающих концах куриц лежит длинное бревно с выдолбленным лотком — «поток». Это водосток и в то же время опора всей крыши. В него упираются нижние концы кровельных тесин, и таким образом они удерживаются на своих местах.
Доски для крыши тоже не пиленые, а тесанные топором. Их укладывают плотно, но так, чтобы в случае нужды можно было заменить прохудившуюся, не разбирая всей крыши.Стык обоих скатов крыши закрывает выдолбленное снизу тяжелое бревно, которое на Севере называют «охлупень», или «шелом». Казалось бы, это сугубо конструктивная деталь, но под рукой строителя она становится и художественной. Далеко выступающие вперед наружные концы шеломов имеют плавный и как бы внутренне напряженный изгиб, тонко и красиво прорисованный силуэт. Иногда это чисто декоративная форма, а порой в ней легко угадываются очертания конской головы — конек.
Что значил конь для русского крестьянина, говорить излишне. Он сопутствовал ему во всей жизни, был верным помощником и в труде и в бою. Не случайно без «сивки-бурки» не обходится почти ни одна былина и сказка. Этот образ оживал в руках «древодельцев»: шеломы-коньки уста-навливались на самом высоком месте избы. В северных деревнях конек испокон веков был предметом особой гордости хозяев и творческого соревнования строителей.
Чтобы закрепить кровельный тес, шелом на крыше прижимают к коневой слеге особыми шпонками с клиньями — «сороками». Издали их наружные концы, ритмично расставленные на шеломе, действительно напоминают сорок, сидящих на крыше: ведь эти осторожные птицы, говорят, никогда не рассаживаются в один плотный ряд, как ласточки. Несмотря на свои малые размеры, сороки четко рисуются на фоне светлого неба и очень оживляют вытянутую горизонталь конька.
Вместе с шеломом и деревянным дымоходом — «дымником»,— зачастую сложной и занятной формы, они венчают все здание и вносят в его силуэт очень важный, завершающий штрих.
В северных избах кровля вынесена далеко вперед, иногда метра на два, образуя нечто вроде защитного навеса. Она поддерживается «помочами» — обычно резными выступами-выпусками верхних бревен продольных стен. А торцы подкровельных слег прикрываются на фасадах наклонными досками — «причелинами». Стык причелин под коньком отмечен вертикальной доской — «полотенцем».
Не очень-то любил северный плотник витиеватые и затейливые украшения, но здесь, в резьбе причелин и полотенец, он давал волю своей фантазии. Как поразительно тонка и разнообразна их ажурная резьба, сколько мастерства и какой-то наивной, бесхитростной радости жизни в этих сквозных орнаментах! Что ни изба — какая-нибудь новая выдумка… Но почти всегда на конце причелин и полотенец резная круглая розетка — символическое изображение солнца. В этих символах, ставших давней и прочной традицией, слышатся отголоски далеких времен, когда славяне- язычники поклонялись самому могучему и доброму божеству: Яриле — Солнцу. Вырезая символ солнца — розетку, русский крестьянин словно навсегда овладевал частичкой его вечного живительного тепла.
Потоки и курицы, шеломы и сороки, причелины и подзоры — слова-то какие! — красочные: древние, пропитанные густым ароматом смолистых бревен, духом самобытной строительной культуры русского народа. И это уже не только детали конструкции, но и понятия архитектуры как вида искусства.
Итак, изба почти готова. Над косящатыми, очень просто и умно сделанными оконцами мастер ставил козырьки-наличники, прикрывающие окна от дождя и снега, подпирал их снизу либо двумя боковыми кронштейнами, заделанными в стену, либо широкой, наклонно поставленной резной доской.
Во второй половине XIX века этот тип защитных наличников — простых и выразительных — постепенно выродился и его заменили пышные накладные наличники с двумя изящно изогнутыми «барочными» волютами, парными ставнями и другими украшениями, заимствованными из городской архитектуры. Наличники стали одним из главных элементов декоративного убранства фасадов домов.
Во многих северных избах встречаются такие особенности, которые присущи только местной школе русской гражданской архитектуры. Одна из них — узкая галерейка, опоясывающая ажурной каймой всю жилую часть дома, или, по-местному, «гульбище». Когда-то такие гульбища служили для закрывания наружных оконных ставен на ночь, зимой, чтобы защититься от леденящих ветров; летом, чтобы укрыться от назойливого света белых ночей. Но со временем, когда вошли в быт зимние рамы и занавески на окнах, эти ставни и гульбища утратили свое практическое назначение и стали просто декоративным украшением.
Но где с особенной силой и полнотой проявляется декоративный талант и неистощимая изобретательность крестьянских зодчих, так это в архитектуре крыльца. Сколько здесь вариантов, сколько интереснейших находок и тонкого художественного вкуса!
Крыльцо связывает избу с улицей, с деревней, со всем окружающим ее пространством. Оно гостеприимно открывается прохожим, соседям, друзьям, будто выходит им навстречу. В деревне крыльцо нередко играет роль своеобразного «домашнего клуба». В хорошую погоду по вечерам здесь собираются старики, молодежь, детвора. Без крылец немыслима не только частная, но в какой-то мере и общественная жизнь деревни.
Крыльцо на Севере обычно высокое, большое, просторное. Оно выходит в сторону улицы, но ставится, как правило, на боковом, южном фасаде.
Эта асимметрия композиции придает всему облику избы особенную прелесть и своеобразие. Нередко крыльцо ставится на один большой столб — такие часто встречаются в Олонецком крае и на Двине. Резные столбики поддерживают кровлю, украшенную ажурным подзором. Поставит мастер такое крыльцо — и весь дом, серьезный, добротный, основательный, словно озарится доброй светлой улыбкой.
Удивительно хороши эти северные золотистые избы! Реализм композиционного решения, сильные и крупные архитектурные массы, простота и многообразие форм, средств и приемов, острота и выразительность художественного контраста мощного сруба и деревянного кружева украшений, наконец, глубокая, подлинная гуманистичность — все это ставит их в один ряд с лучшими произведениями русского народного зодчества.
Их строили, в них жили простые крестьяне, но каждая изба — это поэма! Словно не жилище обыкновенного хлебороба, а богатый терем из старинной сказки. Богатырские срубы стен, что под стать любой крепости, напоминают величавые, торжественные ритмы древних былин, а искусные украшения приветливых нарядных фасадов вызывают в памяти задорные мелодии деревенских хороводов. Польза здесь неотрывна от красоты, ясность и простота конструкции — от украшений, монументальность — от разнообразия архитектурных форм и рациональности планирования.
Поднимемся по широкому маршу крыльца. В дом ведет низкая дверь: хочешь не хочешь, а придется поклониться хозяевам. Переступили высокий порог, и мы в избе.
Радушный хозяин проводит нас в «красный угол» напротив дверей. Раньше здесь всегда висели иконы, а под ними место для почетных гостей. Сядем на широкие встроенные лавки, за чистый, выскобленный добела стол, оглядимся.
Время властно, неодолимо ломает патриархальный, застоявшийся уклад жизни крестьянина. Растет, набирает сил советская деревня, и в доме колхозника мы сейчас увидим многое, о чем раньше крестьяне даже не имели понятия. Современная фабричная мебель, хорошая посуда, радиоприемник, часто телевизор, книги, журналы, в сенях велосипед или мотоцикл… Beщественные приметы нашего времени, нового быта. Но это предмет иного разговора. Вообразим, что мы нашли какую-нибудь старую, чудом уцелевшую избу, где все сохранилось в том виде, какой был и пятьдесят, и сто, и двести лет назад. С давних времен и вплоть до XIX века на Севере, да и по всей России, ставили почти исключительно «курные» избы, в которых топили «по-черному». Дым из печки в таких избах выходит прямо в комнату и, расстилаясь по потолку, вытягивается в волоковое окно с задвижкой и уходит в деревянный дымоход — дымник.
Уже само название «курная изба» вызывает у нас привычное — и, надо сказать, поверхностное, неверное — представление о темной и грязной избе последнего бедняка, где дым ест глаза и повсюду сажа и копоть. Ничего подобного!
Полы, гладко обтесанные бревенчатые стены, лавки, печь — все это сверкает чистотой и опрятностью, присущей избам северных крестьян. На столе — белая скатерть, на стенах — вышитые полотенца, в «красном углу» — иконы в начищенных до зеркального блеска окладах. И лишь несколько выше человеческого роста проходит граница, за которой царит чернота закопченных верхних венцов сруба и потолка — блестящая, отливающая синевой, как вороново крыло.
Вся система вентиляции и дымоотвода продумана здесь очень тщательно, выверена вековым житейским и строительным опытом народа. Дым, собираясь под потолком — не плоским, как в обычных избах, а в форме трапеции,— опускается до определенного и всегда постоянного уровня, лежащего в пределах лишь одного-двух венцов. Чуть ниже той границы вдоль стен тянутся широкие полки — «воронцы», которые очень четко и, можно сказать, архитектурно отделяют чистый интерьер избы от ее черного верха.
Мы сидим в такой избе, и какое-то особенное чувство закрадывается в душу. Гладко обтесанные стены с закругленными — чтобы не промерзали — углами словно излучают мягкий, приглушенный золотистый свет. Раньше их никогда не обклеивали газетами или обоями: русский крестьянин всегда остро и тонко чувствовал природную красоту дерева как материала архитектуры, красоту самых обычных, простых вещей. Да и какие обои могут сравниться с естественной текстурой некрашеного дерева, темными полосами сердцевины, ритмом сучков, гладкой и все же чуть шероховатой поверхностью! Пол, сложенный из широких цельных плах, мощная, ничем не скрытая кладка бревенчатого сруба, лавки вдоль стен, воронцы — все это создает мужественный, неторопливый ритм строгих горизонтальных линий.
Интерьер русской избы – это столь же высокое искусство, как и вся она в целом, искусство, в котором громадный жизненный опыт крестьянина воедино сплавляется с его врожденным эстетическим чувством.
Северная изба — это царство дерева. Всё, или почти всё, сделано здесь руками крестьянских умельцев. Привозного, покупного мало: деньги в деревнях были дороги. Долгими зимними вечерами долбили громадные ковши смелой и благородной формы, резали миски и ложки, плели кошели и солонки, в которых соль всегда оставалась сухой, мастерили из бересты туеса для ягод, меда и грибов. Предметом особой гордости считались прялки. Между хозяйками существовало своеобразное соревнование: чья прялка украшена более тонкой росписью и резьбой. Поэтому в северных деревнях редко встретишь две одинаковые прялки. Из дерева мастерили и ткацкие станки. Вещи всё простые, обычные, утилитарные, и делались они, понятно, не для выставок. Быть может, порой они получались слегка корявыми и грубоватыми, но сколько в них внутреннего изящества, вкуса, стремления мастера к прекрасному. .. Мало кто так любил и понимал дерево, его неисчерпаемые выразительные возможности, умел слушать и извлекать из него потаенную музыку, как русский крестьянин. В его душе труженик всегда уживался с художником, и потому самую простую, повседневную утварь он создавал по единому закону пользы и красоты: не только удобной и практичной, но и радующей глаз своей формой, линиями, цветом. Возьмите, к примеру, деревянные ковши. Да ведь это творения талантливого народного ваятеля, не подражающего природе, но осмысливающего и воплощающего ее сущность в поэтической, подлинно художественной форме! И так во всем — от конька на крыше до коника на печи.
Источник: Ополовников А., Островский Г. Русь деревянная: Образы русского деревянного зодчества./ Александр Викторович Ополовников; Григорий Семенович Островский; – М.: Детская литература, 1981 .- 199 с. – (В мире прекрасного)
Русская изба. История сруба дома под названием «изба»
Наши предки — древние славяне, по преимуществу были людьми домовитыми, хозяйственными и семейными. В кругу своей семьи или рода проходила вся жизнь славянина. И главным сосредоточием всей славянской жизни, ее гнездом была изба — родные пенаты, в которых наши предки рождались, в которых проходила жизнь рода, в которых умирали…
Название исконно русского деревянного дома «изба» происходит из древнерусского «истьба», что означает «дом, баня» или «истобка» из «Повести временных лет…». Древнерусское наименование деревянного жилища уходит корнями в праславянское «jьstъba» и считается заимствованным из германского «stubа». В древненемецком «stubа» означала «теплое помещение, баня».
Еще в «Повести временных лет…» летописец Нестор пишет о том, что славяне жили родами, каждый род на своем месте. Уклад жизни был патриархальный. Род представлял собой проживание нескольких семей под одной крышей, связанных кровными узами и властью единого родоначальника — главы семейства. Как правило, род представлял собой старших родителей — отца и мать и их многочисленных сыновей с женами и внуками, которые жили в одной избе с единым очагом, все вместе работали и повиновались старший брат младшему, сын отцу, а отец деду. Если род был слишком большим, не хватало места на всех, то изба с теплым очагом прирастала дополнительными пристройками — клетями. Клеть — неотапливаемое помещение, холодная изба без печи, пристройка из сруба к основному, теплому жилищу. В клетях жили молодые семьи, но очаг оставался единым для всех, на нем готовилась общая на весь род пища — обед или ужин. Огонь, который разжигался в очаге был символом рода, как источник семейного тепла, как место, у которого собиралась вся семья, весь род для решения самых важных жизненных вопросов.
В древности избы были «черными» или «курными». Такие избы топились печами без дымохода. Дым при топке выходил не через дымоход, а через окно, дверь или дымницу в кровле.
Первые белокурные избы, согласно археологическим данным, появились на Руси в XII веке. Сначала в таких избах с печью и дымоходам жили богатые, состоятельные крестьяне, постепенно традицию строительства избы с печью и дымоходом стали перенимать все крестьянские сословия и уже в XIX веке редко можно было встретить черную избу, разве что только бани. Русскую баню по-черному на Руси строили вплоть до ХХ века, достаточно вспомнить известную песню В.Высоцкого «Банька по-черному»:
«…Топи!
Ох, сегодня я отмоюсь добела!
Кропи,
В бане стены закопченые кропи.
Топи,
Слышишь? Баньку мне по-черному топи! «….
По количеству стен в избе, деревянные дома подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки.
Изба-четырехстенка — простейшее строение из бревен, сруб дома из четырех стен. Такие избы строились иногда с сенями, иногда без них. Крыши в таких домах были двухскатные. В северных территориях к избам-четырехстенкам пристраивали сени или клети, чтобы морозный воздух зимой не попадал сразу в теплое помещение и не охлаждал его.
Изба-пятистенка — сруб дома с пятой капитальной поперечной стеной внутри сруба, самый распространенный вид избы на Руси. Пятая стена в срубе дома делила помещение на две неравные части: большая часть была горницей, вторая служила либо сенями, либо дополнительной жилой частью. Горница служила основным помещением, общим для всей семьи, здесь была печь — сущность семейного очага, которая обогревала избу во время суровых зим. Горница служила и кухней, и столовой для всей семьи.
Изба-крестовик — это бревенчатый сруб с внутренними поперечными пятой и продольной шестой стенами. Крыша в таком доме чаще всего была четырехскатная (если по-современному — вальмовая), без фронтонов. Разумеется, избы-крестовики строили большего размера, чем обычные пятистенки, для больших семей, с отдельными помещениями, разделенных капитальными стенами.
Изба-шестистенка — это то же, что и изба-пятистенка, только с двумя поперечными, параллельными друг другу пятой и шестой капитальной стеной из бревна.
Чаще всего избы на Руси строились с двором — дополнительными хозяйственными деревянными помещениями. Дворы в доме делились на открытые и закрытые и располагались в стороне от дома или вокруг него. В средней полосе России чаще всего строили дворы открытые — без общей крыши. Все хозяйственные постройки: сараи, хлевы, конюшни, амбары, дровенники и т.д. стояли поодаль от избы.
На севере же строили дворы закрытые, под общей крышей, и выстеленными из дерева панелями на земле, по которым можно было перемещаться из одной хозяйственной постройки в другую, не боясь попасть под дождь или снег, территорию которой не обдувало сквозным ветром. Крытые единой крышей дворы примыкали к основной жилой избе, что позволяло в суровые зимы или дождливые осенне-весенние дни, попасть из теплой избы в дровенник, хлев или конюшню, не рискуя быть подмоченным дождем, обсыпанным снегом или быть обветренным уличными сквозняками.
При строительстве новой избы наши предки соблюдали правила, выработанные веками, ведь возведение нового дома — это знаменательное событие в жизни крестьянской семьи и все традиции соблюдались до мелочей. Одним из главных заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но в то же время желательно было, чтоб место для нового деревянного дома уже было обжитым, где проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте.
Основное требование к строительному материалу было одинаковым — сруб рубился из зимнего леса: из сосны, ели или лиственницы. Будущий дом из сруба ставился под усадку, в первый год сруб отстаивался, а на следующий сезон отделывался и в новый деревянный дом с печкой заселялась семья. Ствол хвойных деревьев был высоким, стройным, хорошо поддавался обработке топором и в то же время был прочным, стены из сосны, ели или лиственницы хорошо сохраняли тепло в доме зимой и не нагревались летом, в жару, сохраняя приятную прохладу. Одновременно выбор дерева в лесу регламентировался несколькими правилами. Например, нельзя было вырубать больные, старые и высохшие деревья, которые считались мертвыми и могли, по поверьям, принести в дом болезни. Нельзя было вырубать деревья, росшие на дороге и у дорог. Такие деревья считались «буйными» и в срубе такие бревна, по поверью, могут выпадать из стен и придавливать хозяев дома.
Подробно о строительстве деревянных домов на Руси можно почитать в книге «Курс истории русской архитектуры. Деревянное зодчество», написанной в начале 20 века известным русским архитектором, историком и исследователем русского деревянного зодчества М.В.Красовским. В его книге собран грандиозный материал по истории деревянного зодчества на Руси с самых древних времен и до начала 20 века. Автор книги изучил развитие древнейших традиций в строительстве деревянных строений от жилых построек до церковных храмов, изучил приемы строительства языческих деревянных храмов и капищ. Обо всем этом М.В.Красовский написал в своей книге, оформив ее рисунками с пояснениями.
Со временем на Руси стали возводить настоящие деревянные дворцы для царей, особняки и усадьбы для дворянства, традиции строительства которых восходят к избам. Подробнее об этом можно почитать в разделе «Деревянные дворцы, особняки и усадьбы прошлого».
Строительство деревянного дома всегда сопровождалось рядом обычаев. Во время укладки первого венца сруба (закладного), под каждый угол подкладывали монетку или бумажную купюру, в другой кусочек шерсти от овцы или небольшой моток шерстяной пряжи, в третий подсыпали зерно, а под четвертый клали ладан. Таким образом, при самом начале возведения избы, наши предки делали такие обряды для будущего жилища, которые знаменовали его богатство, семейное тепло, сытую жизнь и святость в дальнейшей жизни.
Тысячу лет стоит Святая Русь, раскинувшись на огромной территории от Калининграда до Камчатки. А некоторые традиции деревянного домостроения, правила и обычаи у нас, у современников сохраняются до сих пор со времен наших предков-славян. Вновь популярны становятся деревянные дома и русские бани, особенно на загородных дачных участках у горожан. Тянет людей к своим истокам, к деревянному зодчеству, прочь из каменных и пыльных душных городов за город, поближе к природе, к лесу и речке…
Полезные статьи, которые могут пригодиться вам при строительстве будущего деревянного дома или бани:
7 шагов, которые нужно сделать, чтобы построить свой дом с компанией «Чухломская усадьба».
Ваша «дорожная карта» строительства будущего деревянного дома.
Ваши вопросы — наши ответы.
Решили строиться с этой компанией, потому что доверяете рекламе на ТВ?
Почему нельзя доверять некоторым строительным компаниям.
Для строительства деревянного дома нужны умелые и опытные плотники.
Сруб из бревна ручной рубки.
Сменил квартиру на собственный дом…
История одного горожанина, переехавшего жить из мегаполиса в собственный загородный дом.
Старинные русские поверья о бане.
Деревянный дом-дуплекс на две семьи.
Откуда есть пошла русская изба?
скачать
Автор: Крылов Т. А. — подписаться на статьи автора
Журнал: История и современность. Выпуск №1(25)/2017 — подписаться на статьи журнала
Автор статьи обсуждает исторические гипотезы возникновения технологии строительства русской избы. По одной из гипотез, прототипом избы послужила землянка, а по другой – русская изба произошла от монгольской юрты. В статье обсуждаются аргументы за и против обеих теорий, приводится анализ бытовых и природно-климатических условий, повлиявших на развитие первых строительных технологий на территории Древней Руси.
Ключевые слова: русская изба, хлев, двор, землянка, острог, частокол, юрта, бревно, строевой лес.
The author of the article discusses the historical hypotheses of the emergence of construction technology of the Russian hut. According to one of the hypotheses, a dugout served as the prototype of the hut, while others claim that the Russian hut came from the Mongolian yurt. In the present article the author discusses pros and contras of both theories, and analyzes the domestic and natural climatic conditions that influenced the development of the first construction technologies in the territory of the Ancient Russia.
Keywords: Russian hut, cowshed, yard, dugout, burg, stockade, yurt, log, timber.
Во взаимодействии природы и общества, происходившем на просторах европейского Северо-Востока (Кульпин-Губайдуллин 2014), важную роль сыграла такая принципиальная инновация, как русская изба. Сегодня, в эпоху развитых строительных технологий, уже достаточно сложно увидеть классическую русскую избу. Если выехать за пределы больших российских городов, то можно увидеть дома из кирпича, из клееного бруса, из оцилиндрованного бревна и многих других строительных материалов. Лишь изредка в наши дни среди новомодных коттеджей и особняков можно встретить так называемый старый «бабушкин» русский дом.
Давайте рассмотрим, что же представляет собой русская изба. Основу русской избы составляет классический деревянный бревенчатый дом-пятистенок с тремя окнами по фасаду, двускатной крышей и небольшим чердачным окошком на фасаде под крышей. Фасадные окна и чердачное окошко, как правило, украшались ставнями и красивыми наличниками, которые обрамлялись резьбой по дереву. Справа или слева от дома располагалась пристройка-терраска с красивым крыльцом, украшенным резными столбиками. Посреди дома на отдельном фундаменте была сложена большая русская печь. Перед входом в основное жилое помещение располагались сени. Это пространство на современный манер можно назвать прихожей. Если терраска – это «холодное» помещение, то сени – «теплое». В сенях хранили продукты питания и запасы зерна, в зимнюю погоду пускали погреться молодого теленка или козлят.
Позади дома, на расстоянии 10–15 шагов, располагались хозяйственные постройки, основной из которых являлся хлев; в нем держали домашний скот, а также хранили заготовки и некоторую хозяйственную утварь, складывали сено и солому. Хлев представлял собой глиняную постройку-мазанку, сделанную, как правило, из тонких веток, досок, обмазанных изнутри и снаружи глиной, навозом или иным вязким материалом. Снаружи хлев покрывался раствором извести.
Между основной жилой избой и хлевом располагался двор. Что такое двор? В современном русском языке под словом «двор» подразумевают открытое уличное пространство между домами. На придомовой территории размещают детские площадки, высаживают деревья и кусты или иным образом оформляют дворовое пространство. В старорусском языке слово «двор» имело совершенно другое значение. Двором называли крытое помещение, располагаемое между хлевом и жилой избой.
В сущности, как современное, так и старорусское значение этого слова в основе своей имеют один и тот же смысл. Толковый словарь Владимира Даля дает следующее определение слова «двор» – это «простор между всеми строениями одного хозяйства» (Даль 1995, т. 1: 422).
Однако в старину над дворовым пространством в целях наибольшей функциональности было принято возводить крышу. Конструировался двор следующим образом: между всеми дворовыми постройками конусом устанавливались прямые жерди длиной около 5–7 метров. Получалось легкое конусное строение, которое покрывали сеном или соломой. Таким образом, все дворовые постройки объединялись под одной крышей. В результате дворовое пространство было укрыто от снега, дождя и ветра. В нем располагали крупную хозяйственную утварь, большие запасы сена и зерна. Во двор загоняли телегу. Там же хранились плуг и борона. Во дворе размещали отхожее место в виде ямы, огороженной ширмой с четырех сторон.
Такой формат русской избы просуществовал вплоть до начала XX в., когда началось строительство современных крупных городов, значительно усилилась миграция населения в город. Ввиду известных исторических событий формат сельского быта и уклад жизни в деревне быстро изменились.
Теперь рассмотрим, откуда изначально появилась технология строительства классической русской избы.
На этот счет есть две версии. По одной из них, русская изба «пришла» к нам с юга. Прототипом русской избы служила землянка. Первые жилые землянки найдены на территории Крыма. Археологи относят их строительство к временам скифов. Такие землянки выкапывали в глиняном или песчаном грунте, накрывали сверху бревнами и палками, затем присыпали песком. Посреди землянки формировался из глины очаг для обогрева и приготовления пищи. Землянки можно было копать везде, где был прочный и неплодородный грунт: песок, глина, известь, мел. Такие почвы распространены с южных границ нашей страны вплоть до Воронежской и Белгородской областей. Кстати, слово «Белгород» происходит от словосочетания «белый город». Это означает, что основой для местного строительного материала стали белые известняковые и меловые почвы.
С развитием строительного дела помимо землянок люди научились строить остроги. Острог – это изгородь, построенная из двух рядов частокола, засыпанная посередине землей и глиной. Он защищал жилые землянки первобытных людей от ветра, диких животных и возможного нападения неприятеля. Со временем не только вся община в целом, но и каждая отдельная семья стала строить острог. Острог заметно уменьшился по площади и размерам, и его накрывали сверху крышей из веток, соломы и листьев. Получился первый дом из частокола и веток, стены которого были засыпаны землей. Такой вид первых жилых построек был распространен на всей территории Полесья, занимавшего большую часть современной Польши, Белоруссии, Украины и южную часть России.
При рассуждении об истоках русской избы все же остается загадкой, в какой момент наши предки-славяне перешли от вертикального использования деревьев, формирующих частокол, к горизонтальному применению бревна. Неясным остается момент, когда же именно появилось бревно как строительный материал.
И здесь на ум приходит другая версия происхождения русской избы – с севера, а точнее, даже с востока, с территории современной Бурятии и Монголии. Известно, что татаро-монгольские народы издавна жили в юртах. Юрта представляет собой конический каркас из деревянных кольев или костей крупных животных, обтянутый шкурами оленей, лошадей или быков. Посреди юрты располагался очаг. Такой способ строительства жилища очень прост и практичен. Во-первых, юрту легко собрать и разобрать, для того чтобы перенести на новое место, если изменилась территория выпаса скота или по иным причинам. Во-вторых, юрта в силу своей геометрической формы хорошо защищает от ветра. В-третьих, она хорошо держит тепло, поскольку обтянута шкурами степных или северных животных. И наконец, юрта собрана из подручных материалов, которые всегда были в наличии у кочевого охотника или скотовода.
Неудивительно, что юрта как вид жилища быстро распространилась на обширные территории, в том числе в Сибири, на Дальнем Востоке, а также нашла свое применение среди северных народов России на территориях, где жили поморы, то есть в современной Карелии, в Архангельской и Мурманской областях, на Кольском полуострове. Об этом говорят соответствующие факты археологических раскопок.
Однако с «приходом» на Русский Север юрта претерпела некоторое изменение по ряду причин. Во-первых, в Монголии и Бурятии из шкур животных делали не только конусообразный «потолок» юрты, но и теми же шкурами обтягивали стены, благодаря чему помещение становилось значительно выше, шире и свободнее. А на Русском Севере такого количества шкур не было. В Архангельской области и на Кольском полуострове имелась пушнина, а это ценный мех диких зверей, который во все времена было тяжелее добыть, чем шкуры монгольских оленей, пасущихся огромными стадами вокруг жилища своего хозяина. Поэтому первые юрты русских поморов были очень маленькими и тесными. В них с трудом могла разместиться небольшая семья. Во-вторых, на Русском Севере в достатке присутствовал другой строительный материал, которого практически не было в степях Монголии, – бревно. Кольский полуостров и Архангельская область всегда были покрыты роскошным строевым лесом. Берлоги диких животных, запруды и завалы на реках, которые делали бобры, да и просто обыкновенный бурелом натолкнули древнего человека на мысль использовать бревно как идеальный строительный материал.
Чтобы сделать свое жилище больше, выше и шире, обитавшие в дремучих северных лесах народы начали «приподнимать» свои юрты и ставить их первоначально на небольшой «колодец», сложенный из четырех – шести бревен. В фасадной части юрты бревна рассекались на две части, и получался некий прототип дверного проема. Благодаря такому «колодцу» юрта становилась выше на 50–70 см. В ней уже можно было стоять, распрямившись вертикально в человеческий рост. Со временем стены «колодца» стали расти, а конус юрты начал вырождаться, превращаясь в скат крыши дома. Так появилась первая русская изба.
В подтверждение этих слов хотелось бы сказать, что последние дошедшие до нас останки древней юрты поморов были найдены в одной глухой деревне практически на берегу Белого моря, на Кольском полуострове, и перевезены в 1996 г. силами местных геологов-краеведов в Краеведческий музей города Ревды Мурманской области, где эти артефакты хранятся и по сей день.
Любопытна история, которую рассказал нам экскурсовод того самого Краеведческого музея в городе Ревда. Когда сотрудники музея вместе с местными геологами откопали и очистили от грунта останки того самого деревянного «колодца» из нескольких бревен, который составлял основание юрты древнего жителя, возник вопрос с транспортировкой найденных реликвий. Поскольку на Кольском полуострове и по сей день нет не то чтобы хороших, а зачастую и вообще никаких дорог, сотрудники музея обратились сначала в местную администрацию района, а затем в местный филиал компании «Газпром», с тем чтобы им выделили вертолет для доставки найденных ценнейших экспонатов. Каково же было удивление прибывших на место пилотов вертолета, когда в ответ на вопрос «Что именно нужно перевезти?» им показали небольшую кучку пронумерованных и тщательно уложенных старых, почти сгнивших бревен, местами поросших лесным мхом и травой. Но поскольку приказы руководства не принято обсуждать, старые бревна были доставлены в музей.
Подводя итоги, хотелось бы еще раз остановиться на причинах и аргументах в пользу того, что первая русская изба наиболее вероятно «пришла» к нам с севера, а не с юга.
Во-первых, именно на севере, а не на юге люди научились использовать бревно не только как строительный материал, но и как средство транспортировки тяжелых предметов, в частности кораблей. Есть доказательства того, что речные суда протягивали волоком по бревнам не только на сухопутных переправах на пути «из варяг в греки», но и по более коротким и менее значимым маршрутам, в частности на Русском Севере, например в районе Вышнего Волочка (ведь этот город так и называется – «волоком по верху»). Также активно использовался сухопутный волок между Вологдой и Костромой, в районе современного поселка Вохтога. Существовали и другие сухопутные пути.
Во-вторых, приведенный выше материал доказывает, что именно на Севере начали впервые использовать бревна как строительный материал, укладывая их горизонтально, а не вертикально, как это делалось при строительстве на юге и в Центральной России.
В-третьих, на Русском Севере и в Карелии отсутствует почва, пригодная для строительства землянок или для засыпки землей стен из частокола. Земля в Карелии – это валуны и камни, а слой почвы иной раз не превышает 5 см. На ней способны расти лишь лесной мох и низкорослые травы. Этим обусловлено использование юрт, а не строительство землянок первыми обитателями данной местности.
Последний и самый важный аргумент заключается в том, что на юге России, да и местами в центральной ее части отсутствует хвойный лес, пригодный для использования в строительстве в качестве бревен, располагаемых в горизонтальном направлении. Основной лес юга России – это тонкие березы и кривые осины, из которых можно сделать хороший, легкий и прочный частокол (ведь у березы и осины – плотная древесина). Такой частокол можно затем засыпать землей, которой всегда было в избытке на этой территории. Но березу (и тем более осину) не получится использовать в строительстве горизонтально, по крайней мере принимая во внимание строительные технологии, которые были в распоряжении человека на тот исторический момент.
Для строительства же классической русской избы из бревен, уложенных в горизонтальном направлении, нужен ровный и стройный хвойный лес. А такой лес всегда рос и теперь растет только на севере, от Московской губернии и далее к северным морям.
Литература
Даль, В. 1995. Толковый словарь: в 4 т. М.: Терра.
Кульпин-Губайдуллин, Э. С. 2014. Социоестественная история. От метода – к теории, от теории – к практике. Волгоград: Учитель.
Русская изба деревянный дом в русском народном векторном изображении
Русская изба деревянный дом в русском народном векторном изображении- лицензионные векторы
- Хижина векторов
ЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.
Станд. | Расшир. | |
---|---|---|
Печатный/редакционный | ||
Графический дизайн | ||
Веб-дизайн | ||
Социальные сети | ||
Редактировать и изменить | ||
Многопользовательский | ||
Предметы перепродажи | ||
Печать по запросу |
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка $ 0,69Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют долларов США долларов США.
Оплата с помощью | Цена изображения |
---|---|
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж | |
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р. | |
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц. |
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены составляют долларов США долларов США.
Оплата с помощью | Стоимость изображения |
---|---|
Плата за изображение $ 39,99 Оплата разовая, регистрация не требуется. | |
Предоплаченные кредиты $ 30 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). |
Дополнительные услугиПодробнее
Настроить изображение Доступно только с оплатой за изображение $ 85,00Нравится изображение, но нужны лишь некоторые модификации? Пусть наши талантливые художники сделают всю работу за вас!
Мы свяжем вас с дизайнером, который сможет внести изменения и отправить вам изображение в выбранном вами формате.
Примеры
- Изменить текст
- Изменить цвета
- Изменение размера до новых размеров
- Включить логотип или символ
- Добавьте свою компанию или название компании
файлов включены
Загрузка сведений…
- Идентификатор изображения
- 34474445
- Цветовой режим
- RGB
- Художник
- попавкропа
Архитектурно-строительная компания «Деревянные дома ArchiLine – Дома для здоровья» специализируется на проектировании, производстве и строительстве деревянных домов, гостиниц, ресторанов и бань из оцилиндрованного бревна, профилированного бруса и клееного бруса. ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ О НАШЕЙ КОМПАНИИ И ОПЛАТАХООО «АрхиЛайн» успешно работает на рынке деревянного строительства с 2004 года. Специалисты компании изготовили и построили сотни деревянных домов в разных странах — Австралии, Белоруссии, Германии, Грузия, Испания, Казахстан, Кыргызстан, Ливан, Нидерланды, ОАЭ, Польша, Россия, Франция. еще Энергоэффективный утепленный деревянный дом из клееного бруса «Теплая Бельгия», 116 м2Энергоэффективный деревянный дом из клееного бруса постройки Бельгия, соответствует действующим европейским стандартам энергоэффективности — за счет доп. утепление стен, с помощью каменной ваты «Rockwool» толщиной 100… подробнее Строительство деревянного дома из клееного бруса в Дубае, ОАЭЗдание инновационного центра из клееного бруса производства Archiline расположено в Исследовательском парке Шарджи, который станет площадкой для развития высоких технологий в ОАЭ. Будут разработаны инновации в сфере … подробнее Дом деревянный «Мираж» из профилированного клееного бруса 99м2
Дом из натурального дерева из клееного бруса «Мираж» — компактный дом с 2 спальнями, гостиной и отдельной кухней и выходом на террасу. Идеальное решение для тех, кто ищет небольшой дом для круглогодичного проживания. ЧАСТО … еще Деревянный дом «Белый дом»
В деревянном доме из клееного бруса «Белый дом» 5 спален, кухня-гостиная 58 м2 и 2 санузла. Этот дом хорош для большой семьи для круглогодичного проживания. … еще Деревянный дом, проект «IT House», 250 кв.м
Дом с террасой «IT House» состоит из: 3 спален с отдельными санузлами, просторного солярия и кухни-гостиной. Такой дом хорош для тех, кто любит принимать гостей и проводить деловые встречи дома. … еще Дом из бруса с печкой и отоплением тепловым насосом, теплым полом и цоколем, «Маяк» 144 м² в Беларуси
Деревянный дом из клееного бруса с печным отоплением и террасой «Маяк» имеет: 2 спальни по 17 м2 каждая, кухня-гостиная 50 м2 и 2 санузла по 4,8 м2. . Это идеальное решение для тех, кто ищет круглогодичное проживание для семьи из . .. подробнее Деревянный дом в канадском стиле с террасой — проект «Эндрю» 214 кв.м
Деревянные дома в Канадский стиль от компании Archiline! Основные черты канадского стиля в домах из бревна: сохранение естественного вида бревна как центрального конструктивного элемента деревянного дома; использование бревен … еще Сауна с бассейном и террасой «Посейдон» 65 м², из клееного бруса
Сауна из клееного бруса бассейн и терраса «Посейдон» включает в себя: парилку 5 м2 со всеми важными помещениями и комнатой отдыха, где будет комфортно большой, веселой компании. … еще Деревянный дом из клееного бруса «Евродом»
Деревянный дом из клееного бруса и терраса «Евродом» – домик для круглогодичного проживания небольшой семьи. Есть все самое главное: 2 спальни, санузел и просторная кухня-гостиная. … еще Скандинавский деревянный дом «Утро» — проект года 2020общая площадь дома 110 м²
«Скандинавский деревянный дом» Утро» — большой дом с просторной гостиной, отдельной кухней, двумя спальнями и совмещенной ванной и душем. . Это идеальное решение для тех, кто не любит маленькие замкнутые пространства. ЧАСТО … еще Черный деревянный дом — деревянное шале, отопление тепловым насосом, проект «Черный лес» 164 м²
«Черный лес» — стоимость системы отопления «тепловой насос» ниже стоимости прокладки газа на дальние расстояния. Монтаж уникальной системы отопления для деревянного дома «Шварцвальд» может осуществляться параллельно с производством и… еще Дом из профилированного клееного бруса «Стелс 2»120 м2
Владельцы небольших загородных участков часто не знают, какой дом они хотят построить. Хочется, чтобы он был вместительным, но при этом не занимал много места, оснащен необходимым оборудованием, но в то же время экологически… еще Строительство деревянного дома в Германиипроект «Баден-Вюртемберг» 147 кв.м
Деревянный дом «Баден-Вюртемберг» построен нашей компанией в Германии в 2019 году. Основная задача архитектора при проектировании этого дома — уместить деревянный дом на хозяйской земле, на склоне горы, которой изобилует земля … еще Деревянный дом с плоской крышей из клееного бруса, проект 182 м²Деревянный дом «Надежда» — это современный дом с плоской крышей, который может вписаться в любой район: будь то частный сектор города или участок возле открытого водоема. В этом коттедже с легкостью разместится семья из 4-6 человек. … еще Загородный дом с баней из профилированного клееного бруса 80 м2 проект «Дунай»
Компактный дачный дом с баней. Его можно легко использовать как загородный дом или сауну. В доме есть комната отдыха или гостиная, небольшая зона кухни, сауна, санузлы. Общая площадь этого дома составляет 80 м2. Это … еще Планы деревянного дома: Польский деревянный дом «Солнце» 164 м²
Большой деревянный дом вмещает три студии, три спальни площадью от девятнадцати до двадцати девяти квадратных метров. Он был построен в Польше на территории гольф-клуба «Kalinowe Pola» ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ О НАШЕЙ КОМПАНИИ И ОПЛАТАХ Это … еще Архитектурно-художественное решение деревянного дома «Богема»
Общая площадь дома 129,5 м², из них жилая площадь 109,7 м². Для строительства этого дома потребуется 78 кубометров стенового материала, что не так уж и много, учитывая ширину, длину и высоту дома. Архитекторы … еще Одноэтажный дом с плоской крышей «Италия»
|
Этот старый дом: русская архитектура, о которой вы, вероятно, никогда не знали
Когда вы впервые думаете о русской архитектуре, образы великих соборов, которые украшают горизонты таких городов, как Москва и Санкт-Петербург, и их характерные луковичные крыши могут прийти в голову. разум. Вы также можете подумать о великолепных общественных залах, музеях, школах и правительственных зданиях; Спасская башня Московского Кремля, Иверские ворота, Красная площадь или ГУМ.
Русская архитектура имеет богатую историю и может быть разделена на несколько уникальных периодов, начиная с конца 900-х годов с Киевской Русью и заканчивая современными небоскребами Москва-Сити. К сожалению, многие люди, никогда не видевшие эти величественные достопримечательности, могут спутать русскую архитектуру с образами унылых, серых бетонных коробок и жилых домов, одинаковых по размеру, форме, цвету и унылому виду. Начиная с 1950-х годов, необходимость холодной войны вынудила советских архитекторов отказаться от эстетических аспектов своих проектов. Функциональность и эффективность заняли место творчества, и массовые многоквартирные дома, введенные Никитой Хрущевым, начали появляться повсюду, становясь символом социалистических городов по всему Советскому Союзу, и их стереотипный образ остается сильным. Единственное, что большинство посетителей России и бывшего Советского Союза видят в контрасте с образами этих унылых многоквартирных домов в стиле обувных коробок, — это общественные здания и соборы в крупных городах, которые пережили войны и культурные чистки или с тех пор были восстановлены. Большинство посетителей никогда не добираются до старой части города или, по крайней мере, до старой жилой части города, и в результате упускают совершенно другой тип архитектуры… стиль, который быстро умирает и исчезает.
До сих пор можно увидеть
некоторые из старых деревянных домов, или просто, старый дом (старый дом), как их называют местные жители, в старых районах российских городов и спорадически разбросанных по сельской местности; дома, построенные в 18, 19 и начале 20 веков. Но древесина со временем портится, если за ней не ухаживать должным образом, и в сочетании с наличием более дешевых современных строительных материалов, таких как кирпич, штукатурка и бетон, эти традиционные деревянные дома исчезают ежедневно.
Традиционные деревянные дома в России украшаются декоративной отделкой вокруг окон и на крыше, подъездах и воротах. Эти построенные вручную дома были произведениями искусства, уникальными по стилю и дизайну для провинции, в которой они были построены, поскольку каждая провинция была домом для своих мастеров и ремесленников. К этим региональным стилям относятся ярославский орнамент, вологодская резьба, костромские узоры.
Традиция украшать дом резьбой по дереву восходит к языческим временам, когда считалось, что каждая рукотворная гравировка обладает какой-то магической силой. Ранние маркировки вырезались топором и состояли из простых крестов, треугольников или звезд, но по мере того, как инструменты для работы с деревом становились все более совершенными, росла и резьба, которая служила для защиты дома от злых духов, поддержания благополучия, привлечения положительной энергии и обеспечения безопасности. плодородная почва для земледелия.
Резьба обычно украшают все дверные проемы и проемы, так как они самые легкие точка доступа для злых сил и внутрь дома, центральная опора на балке также было вырезано языческое божество. Ромбовидные и квадратные изображения вокруг окон символизировали плодородную землю, а плодородная земля означала богатство.
К сожалению, спустя сотни лет символическое значение узоров были утрачены или размыты по мере того, как люди мигрировали из одного региона в другой. другого и мастеров-ремесленников, передавших свое мастерство от поколение за поколением сменялись более эффективными и современными техники строительства. Некоторые старые дома были восстановлены, но многие больше, похоже, сносят. Один старый дом, я сделал несколько фотографий в Арзамасе должен был встретить разрушительный шар уже на следующий день.
[su_carousel source = «media: 1297,1296, 1298» items = «2» height = «500» link = «lightbox» target = «blank» Response = «yes» title = «no» arrows = «yes» pages=»no» mousewheel=»no»]
деревянный дом занимает важное место в русской архитектуре и дизайн и это часть российской истории большинство туристов и приезжих никогда не увидишь… большинство старых районов в российских городах либо далеко в глуши, либо давно снесены как население росло, и приоритеты менялись, но на смену им эти неприглядные бетонные коробки.
Резьба обычно украшает все дверные проемы и проемы, так как они являются самым легким доступом для злых сил, а внутри дома центральная опорная балка также была украшена изображением языческого божества.