Русские красавицы 19-го века в традиционных костюмах
Эти фотографии сделаны в конце 19-го века и в настоящее время хранятся в коллекции Российского этнографического музея. В них запечатлены женщины в традиционных костюмах из разных регионов Российской империи. И хотя в снимках можно заметить много региональных различий, есть в нарядах два схожих базовых элемента – сарафан и кокошник.
Сарафан – платье без рукавов с высокой талией, раскошенное, со швом спереди или на пуговицах. Под него надевается сорочка. Сарафаны могли быть «буденные» или праздничные, с богатой отделкой, кружевами, лентами или золотой тесьмой. Иногда сарафан подпоясывали или носили поверх него вышитый передник. На сарафан также могли надеть короткий кафтан.
Кокошник – головной убор, который носили замужние женщины. Название пошло от древнерусского «кокошь», что означает курица-наседка. Девицы надевали головной убор, очень похожий на кокошник, но открытый сзади под названием «перевязка». Ещё был повойник в виде полностью закрывающей волосы шапочки и праздничный головной убор кичка.
Кокошники бывали довольно экстравагантны, даже если их носили деревенские жительницы. Их могли шить из золотой парчи, дамаска или бархата, с золотой вышивкой, как правило, с растительными и цветочными орнаментами. Иногда их украшали натуральным жемчугом и драгоценными камнями.
Архангельская губерния.
Костромская губерния.
Костромская губерния.
Костромская губерния.
Московская губерния.
Московская губерния.
Нижегородская губерния.
Нижегородская губерния.
Нижегородская губерния.
Нижегородская губерния.
Нижегородская губерния.
Новгородская губерния.
Владимирская губерния.
Владимирская губерния.
Ярославская губерния.
Архангельская губерния.
Архангельская губерния.
Архангельская губерния.
Архангельская губерния.
Новгородская губерния.
Тверская губерния.
Тверская губерния.
Тверская губерния.
Тверская губерния.
Тверская губерния.
Вологодская губерния.
Курская губерния.
Курская губерния.
Курская губерния.
Пензенская губерния.
Пензенская губерния.
Пензенская губерния.
Рязанская губерния.
Рязанская губерния.
Рязанская губерния.
Рязанская губерния.
Тульская губерния.
Тульская губерния.
Тульская губерния.
Воронежская губерния.
Смоленская губерния.
Смотрите также:
- 15 самых красивых женщин эпохи короля Эдуарда
- «Альбом русских красавиц» – издание для любителей женской красоты (1904 год)
- Народы Российской Империи в поразительных портретах 1870-1886 годов
- 40 раскрашенных исторических фотографий о русских людях (1900-1965)
- Дореволюционная Россия в цветных фотографиях Сергея Прокудина-Горского
Телеграм
Русские красавицы XIX века: 05 июня 2015, 16:24
Русские красавицы XIX века: 05 июня 2015, 16:24 — новости на Tengrinews.kzПоиск по сайту
- telegram
поделились
© moya-planeta. ru
05 июня 2015, 16:24
3
В 70-80-е годы XIX века среди русской интеллигенции проснулся живой интерес к традиционной культуре допетровской России. Многие стали собирать коллекции предметов быта тех времен. Одним из таких коллекционеров стала Наталья Леонидовна Шабельская, прекрасно образованная женщина, жена крупного землевладельца. После посещения вместе с семьей Нижегородской ярмарки в 1870-е годы она, очарованная красотой русской старины, решила организовать собственную коллекцию. Через несколько лет усердной работы Шабельская открыла в Москве «Музей старины». К 1904 году он насчитывал более 20 тысяч экспонатов, среди которых были старинные русские костюмы (крестьянские, купеческие, городские, старообрядческие) всех губерний России, головные уборы, шерстяные и шелковые платки, образцы старинных вышивок, прялки, пряничные доски и игрушки.
С середины 1890-х годов сотрудники музея начали фотографировать экспонаты. Фотоколлекция, создававшаяся прежде всего для запечатления предметов одежды, стала самостоятельным феноменом в истории русской фотографии. В роли моделей выступали дочери Шабельской Наталья и Варвара и, вероятно, вышивальщицы из мастерской коллекционера. Основой образов служат сарафан и кокошник. Студийные снимки прекрасно передают выразительный образ русской женщины, а модели удивительным образом гармонируют с костюмами. В настоящее время большая часть этой коллекции хранится в фотоархиве Российского этнографического музея.
© moya-planeta.ru
- АВТОР
- Алдияр Косенов
ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
Названы три реальных способа экономии бензина при вождении авто
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ
10 надежных шпаргалок, которые спасли на сессии многих студентов
- Автомобили
- Полезные советы
- Экономия
Названы три реальных способа экономии бензина при вождении авто
Сегодня, 00:36
- еда
- Яйца
- Пасха
- Врач
- Полезно
- Здоровье
Врач ответила, сколько дней можно хранить в холодильнике отварные яйца
Вчера, 20:39
- Свадьба
- Торжество
- Традиция
- семья
- дочь
Когда плачут мужчины: трогательные видео с проводов невест публикуют в Казнете
Вчера, 14:33
Права женщин в царской России.
Изгои историиОттепель 1980-х годов позволила российским историкам заново познакомиться с дореволюционными и немарксистскими методами интерпретации исторических событий. Эти подходы проложили новый путь интерпретации истории, позволив отказаться от чисто описательных методов. С 1990-х годов начало формироваться новое понимание прав женщин в добольшевистской России.
Я рос, слушая советскую пропаганду, восхваляющую режим за то, что он так много дает женщинам: образование, возможность делать карьеру и деньги наравне с мужчинами, льготы для матерей, разводы и так далее. В какой-то мере реальность подтверждала посыл партии. Женщины работали учителями, врачами и инженерами. Валентина Терешкова даже летала в космос. Возможно ли подобное во времена царской власти? Нет, конечно нет. Вот почему наши учебники истории изображали жизнь в дореволюционной России полной страданий и эксплуатации, сопровождавшейся восстаниями и войнами. Затем 1917 Наступила большевистская революция, которая изменила Россию и мир, по крайней мере, так нас учили.
2 января 2019 г. — Ирина Юкина — История и памятьВыпуск 1 2019Журнал
Невский проспект в Санкт-Петербурге ок. 1900 г. Фото: (CC) commons.wikimedia.org
Игнорировалось историками-марксистами
Вышеприведенный способ интерпретации российской истории был подкреплен марксизмом, который был доминирующей идеологией Советского Союза. Это была единственная доктрина, позволившая объяснить и интерпретировать социальные и исторические исследования. Сосредоточив внимание на классах как на главных действующих лицах, советские исторические исследования полностью игнорировали индивидуалистическую перспективу. Еще хуже обстояло дело с женщинами. Хотя женщины составляют половину населения, их вкладу в развитие общества не уделялось должного внимания советскими историками. Словно предполагая, что пролетариат состоит только из мужчин, марксизм игнорировал женщин. Гендерные различия не укладывались в ее теоретико-методологические рамки.
Кроме того, советские историки толком не знали тех немарксистских подходов к истории, которые развивались в то время в свободном мире. У них не было доступа к трудам зарубежных коллег. Таким образом, только во время перестройки 1980-х годов и позже, после распада Советского Союза в 1990-х, мы обнаружили разные подходы к социальным наукам, а также визуальный и антропологический сдвиг в исследованиях истории. Мы впервые услышали о новых дисциплинах в историографии – истории детства, женской истории, истории душевного здоровья, истории повседневности и т. д.
Разумеется, перестройка позволила выйти за пределы марксистской догмы. Раньше беспрепятственно можно было изучать лишь некоторые женские темы, которые власти считали непровокационными и безобидными. Однако они были методологически слабыми и содержали серьезные ошибки, свидетельствующие о устаревшем исследовательском мастерстве ученых. Таковы были первые монографии о женщинах в России, изданные в конце 1970-х гг. Перестройка 1980-х годов позволила историкам заново познакомиться с дореволюционными и немарксистскими трактовками исторических событий. Индивиды и индивидуализм снова стали ядром научных исследований. И, кроме того, гендерный подход к историческим исследованиям проложил новый способ интерпретации прошлого, позволив отойти от чисто описательных методов. С 1990-х годов начало развиваться новое направление в отечественной историографии. Эта область была женской историей.
В результате этих новых подходов стало очевидно, что советское государство не давало женщинам «всего». Это стало ясно после того, как исследователи начали раскрывать, что российская правовая система не была столь репрессивной по отношению к женщинам, как это когда-то предполагалось. Таким образом, большевики унаследовали достаточно прогрессивный законодательный подход в отношении женщин, особенно по сравнению с другими странами того времени. Во-вторых, женщины в России смогли добиться довольно многого, в основном благодаря собственной инициативе, трудолюбию и солидарности. В-третьих, советским властям удалось навязать идею о том, что женский труд должен быть сосредоточен на общественном производстве и работе по дому, и все это под видом эмансипации.
Правовое и фактическое неравенство
В целом правовое положение женщин в дореволюционной России определялось многими факторами: классовым, национальным, вероисповеданием, семейным положением, местом жительства и т.д. Таким образом, не только законы, но и обычаи оказывали значительное влияние на положение женщины в обществе. В этом контексте важно отметить, что законы Российской империи не распространялись одинаково на все части страны. Более того, в западных и северо-западных регионах юридически обязательными были акты других европейских стран. Среди них Гражданский кодекс Наполеона 1804 г., 1896 ГК Германской империи, ГК Австрийской империи 1811 г., Саксонского ГК 1863 г. и др. Эти законы регламентировали жизнь жителей Царства Польского, Бессарабии, Великого княжества Финляндского, Прибалтийских губерний, Полтавской и Черниговской губерний.
Безусловно, класс играл очень важную роль в определении положения женщины. Показательно, что дворянкам предоставлялись права собственности, что позволяло им свободно распоряжаться своим имуществом — движимым и недвижимым — и получать образование. У них также было больше прав, когда они были заперты в тюрьме. Еще одним фактором была религия, что также объясняет, почему правовая система различает замужних и незамужних женщин. Бесспорно, в царской России существовало юридическое и фактическое неравенство между мужчинами и женщинами. Первое можно в значительной степени интерпретировать как наследие римского права, которое послужило основой для многих европейских правовых систем. Россия здесь не была исключением, но все же имела свои особенности.
В целом организация общественной жизни и правовая система предполагали разделение: публичная сфера принадлежала мужчинам, а частная — женщинам. В результате женщины должны были быть женами, матерями или хозяйками. Их роль заключалась в заботе о детях и домашнем хозяйстве. Эта идеология соответствовала христианскому вероучению, провозглашающему, что Ева была создана после Адама. Популярным также было убеждение, что женщины — слабый пол не только физически, но и интеллектуально. Излишне говорить, что такие предположения привели к ограничению прав женщин и поставили их в подчиненное положение по отношению к мужчинам.
Эти идеи были обычным явлением в большинстве общественных сфер Российской империи, за некоторыми исключениями в интеллектуальных кругах. Такое положение вещей казалось нормальным для многих женщин, пока модернизация 1860-х годов не начала переворачивать старые образы мышления. В результате реалии нового образа жизни столкнулись со старыми представлениями. Эти изменения не могли не затронуть женщин. Однако уже существующие ограничения, которые испытывали российские женщины, не позволяли плавно перейти к реформированному обществу. Тем не менее, существующие законы устарели и уже не соответствуют новой реальности. Изменения в правовой системе происходили медленно, особенно для женщин. Более того, любая попытка женщины жить по-другому считалась аморальной, подозрительной или даже преступной.
Брак
Несмотря на новые обстоятельства, женщины из знати и среднего класса оказались в, мягко говоря, сложном положении. Многие разрывались, не зная, следует ли им следовать старым нормам, которые, как они опасались, могли привести к потере социального статуса. В то же время после отмены крепостного права и распродажи имений у них было немного возможностей для заработка. Им нужно было найти новое место в меняющемся мире. Новые возможности и новые возможности казались особенно привлекательными для молодого поколения. Какие препятствия тогда стояли на их пути?
Единственным официальным способом заключить брак в царской России был церковный обряд. Многие не соглашались с этой системой, и росла потребность в введении гражданского брака (который был бы официально признан государством и нес бы ответственность обеих сторон). Однако незарегистрированный в церкви брак означал проблемы с имущественными и наследственными правами. Таким образом, многие женщины, не признанные законными женами, не могли защитить себя в суде, а их дети не были признаны законными. Проблема усугублялась тем, что православные, католические и протестантские священники отказывались регистрировать этих детей (они были крещены подкидышами и сиротами и вообще не имели прав).
Согласно имперскому российскому законодательству, муж был главой семьи. В этом свете положения, устанавливающие права и обязанности супругов, были написаны скорее как моральные постулаты, чем отражали юридический язык. Так, закон гласил, что муж должен «любить свою жену, как свою плоть, жить с ней в согласии, уважать ее, защищать ее и прощать ее недостатки». Жена, в свою очередь, должна была «повиноваться мужу, как главе семьи, любить и уважать его и оставаться послушной».
Женщины, вышедшие замуж за мужчин из более высокого социального класса, автоматически поднялись по социальной лестнице. Это было возможно потому, что в соответствии с законом женщины наделялись правами и привилегиями своих мужей, а также их сословиями, чинами и титулами. Они могли сохранить эти привилегии даже после смерти мужа или после развода. В качестве жен женщины принимали имена и титулы своих супругов и не теряли этих титулов даже в том случае, если их муж терял свое имущество.
Женщины должны были изменить свою фамилию после замужества, но они также могли сохранить свою девичью фамилию. Это стало довольно популярным к концу 19 века. Врачи, учителя, медсестры добавляли свою фамилию до замужества, чтобы их пациенты и клиенты знали, с кем имеют дело. Женщины, выбравшие более артистичные профессии, сохранили свои фамилии и часто брали псевдонимы. В отличие от западных обществ, в России женщинам разрешалось сохранять фамилии своих мужей после развода и независимо от причины развода.
Права собственности
Мужчины, как главы семей, должны были финансово поддерживать своих жен и детей. Если они потерпят неудачу, жена может обратиться в суд. В свою очередь, от женщин не требовалось материально содержать своих мужей, если только они не были в состоянии обеспечить семью. Такая договоренность действовала и тогда, когда жена уже не жила с мужем, и в сложившейся ситуации винили именно его. Если же жена отказывалась жить с мужем, который был готов быть с ней, то он уже не был обязан содержать свою жену. В последнем случае, если жена хотела получать финансовую поддержку от мужа и при этом жить раздельно, она должна была доказать, что совместное проживание «невозможно» или что муж выселил ее из дома.
В целом российское гражданское право исходило из того, что в отношении имущества супруги являются самостоятельными лицами. Исключения из правил были зафиксированы в западных частях страны, которые регулировались наполеоновским кодексом, значительно ограничивавшим имущественные права женщин в пользу их мужей. Кроме того, по сравнению с другими европейскими правовыми системами, российское законодательство предоставляло замужним женщинам больше свободы собственности. Таким образом, в случае семейных конфликтов женщины, имевшие некоторое имущество, могли вести самостоятельную и финансово стабильную жизнь, что подрывало стабильность традиционной семьи. С 19женщины стали составлять значительную часть рабочей силы Российской империи, что также означало, что многие из них имели собственный доход. Однако заработная плата женщин была значительно ниже, чем заработная плата мужчин за выполнение той же работы. Однако тот факт, что женщины имели право на финансовую поддержку своих мужей, а также могли получать доход от оплачиваемой работы, стал восприниматься как дискриминация мужчин. Точно так же мужчины не имели права на получение пенсии своих супругов после их ухода из жизни, а жены гражданских и военных чиновников пользовались таким правом. Следовательно, идея равноправия супругов широко обсуждалась в царской России. Однако это было не в то время, когда это было реализовано.
Может показаться, что русские женщины в то время обладали привилегированными правами собственности по сравнению с женщинами других частей света. Однако на практике все обстояло совсем не так. Только образованные и «честолюбивые» женщины могли ознакомиться с законом и отстоять свои права в суде. Большинство женщин придерживались традиционной модели поведения. Кроме того, несмотря на формулировку правовых положений, именно мужья как главы семей пользовались правами на недвижимую собственность. Российская правовая система поощряла и создавала идею мужской власти как института и основы семьи.
Еще одно ограничение, с которым сталкивались женщины в имперской России, касалось отношений между родителями и детьми. Закон предоставил отцам преимущество и больше прав в определении способов воспитания детей и управления их имуществом. В отношениях с собственными родителями женщины также находились в невыгодном положении с точки зрения наследственных прав. После смерти родителей, например, первыми в очереди на наследство стояли сыновья, а дочери имели право на одну восьмую часть движимого имущества и одну четверть недвижимого имущества. Если в семье не было детей мужского пола, сестры делили наследство поровну.
Гражданство
Положение о видах на жительство, введенное в 1894 г., требовало от всех граждан России дворянского происхождения получения паспорта в качестве личного удостоверения личности. Однако мужчины также могли носить другие типы удостоверений личности. Каждый из них мог служить в качестве удостоверения личности, например, документ с рабочего места. Напротив, у женщин не только не было столько удостоверений личности, но их имена были записаны в паспортах их мужей вместе с детьми. Таким образом, можно было сказать, что паспорт мужчины был семейным документом, поскольку в нем были сведения о его жене и детях. Это также означало, что в имперские времена свобода передвижения для женщин была сильно ограничена.
Однако в России всем известно, что чем строже правила, тем свободнее их выполнение. В то время женщинам не нужно было никакого удостоверения личности, если они жили в своем родном городе, где все друг друга знали. В больших городах дела обстояли по-другому, где арендодатели должны были проверять удостоверения личности арендаторов и сообщать в полицию, если кто-то совершал правонарушения. Количество женщин, нуждавшихся в дополнительном подтверждении места жительства, постоянно росло. Найти лазейку в указе о документах, удостоверяющих личность, было практически невозможно. Жены чиновников получали прописку по месту работы мужа, а неслужилый дворянин по полицейскому участку. Такие строгие правила было трудно соблюдать в реалиях повседневной жизни XIX века. век.
Возможность получения паспорта во многом зависела от социального и материального положения женщины, а также от ее вероисповедания. Крестьянки в начале ХХ века могли похвастаться наибольшей свободой в этом вопросе. В основном они жили в деревнях, где потребность в личных документах не была так важна. Тем не менее, процесс модернизации побудил многих женщин переехать в более крупные города, чтобы стать работающими женщинами, и паспортные ограничения для этой категории женщин были значительно ослаблены. Женщинам, проживающим в городах, также было легче получить паспорт.
Незамужние провинциальные женщины обходили закон и «неразумный деспотизм» своих семей, вступая в фиктивные браки примерно с середины 19 века. Они договаривались с симпатичным неженатым другом-мужчиной, получали родительское благословение и проходили обряд бракосочетания, чтобы переехать в столицу, где новый муж выдавал жене разрешение на отдельный вид на жительство. Все осложнится спустя годы, когда фиктивные супруги решат создать свои собственные семьи. Разводы были разрешены, но бюрократические процедуры занимали много времени и их было трудно обработать. Тем не менее, было несколько исторических примеров фиктивных браков со «счастливым концом».
Развод
В отличие от европейских гражданских кодексов, в российском законодательстве ничего не сказано о раздельном проживании супругов. Тем не менее, в России XIX века супруги могли состоять в официальном браке, но не жить вместе. Ясно, что такая практика противоречила церковным учениям и законам. Однако все оказалось гораздо проще, чем развестись. Бракоразводный процесс во многом зависел от конфессиональной принадлежности в Российской империи. Российское гражданское законодательство действительно содержало правила развода для православных христиан или смешанных браков, когда один из супругов принадлежал к православной церкви. Статья 45 предусматривала, что развод может быть разрешен церковным судом, если одна из сторон требует его при следующих обстоятельствах: а) есть доказательства участия одной стороны во внебрачной связи; б) если одна из сторон не выполняет свой супружеский долг совместного проживания; в) если один из супругов осужден и лишен всего своего имущества по решению суда; г) или в случае, если один из супругов пропал без вести и его местонахождение неизвестно.
После того, как петиция отправлена в церковный суд, консистория начинает расследование. Церковный суд сам собирал доказательства и одновременно пытался отговорить супругов от развода. Этот судебный процесс по своему характеру был похож на любой другой. Любое решение консистории могло быть отменено высшими церковными властями. Тем не менее, этот процесс был бы долгим и трудным, а в случае прелюбодеяния еще и унизительным. К концу 19 века число разводов только возросло.век. Из-за сложностей развода многие пары договаривались просто жить раздельно, оставаясь при этом официально в браке. Согласно официальной демографической статистике Санкт-Петербурга, в 1910 г. было 0,16% разведенных мужчин и 0,26% разведенных женщин различного социального происхождения. Российская империя показывает, что, несмотря на некоторые особенности, многие права развивались по тому же пути, что и в Западной Европе. В последние годы существования Российской империи произошел большой скачок и юридические изменения благодаря деятельности феминистского движения, находившегося под влиянием Первой мировой войны и 19-го века. 17 февраля революция. В 1906 году женщины Великого княжества Финляндского впервые в Европе получили право голоса и могли избирать членов парламента. В феврале 1914 года был принят закон, давший женщинам Российской империи право иметь паспорт, упростился бракоразводный процесс, был отменен статус внебрачных детей. 15 апреля женщины Российской империи также получили право голоса в городских думах, а 20 июня 1917 года — в Учредительном собрании. Таким образом, большевики унаследовали очень прогрессивное законодательство в отношении прав женщин.
Перевод Виктории Чабан
Ирина Юкина — доцент кафедры социологии Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге. Специализируется на женской истории, гендерной политике, социологии общественного движения и истории российского феминизма.
Императорская россия, Россия, Права женщин
Женщины в России 19 века. Девятнадцатый век в России был… | Жюльетт Шевалье
Девятнадцатый век в России был веком необычайных, революционных перемен. Немногим более полувека в Российской империи господствовала трудовая система крепостного права, влияя на общество таким образом, что последствия остаются и по сей день.
Крепостное право, как его понимает Кембриджский словарь, — это «состояние принадлежности к низшему социальному классу сельскохозяйственных рабочих, которые не могут покинуть землю, на которой они работают, и которыми управляет собственник земли».
В связи с этим в России девятнадцатого века более трети населения составляли крепостные, которые, в свою очередь, составляли половину крестьянства. Крестьяне не получали никакого формального образования, обычно были совершенно неграмотны и навсегда были связаны с данной им землей.
Как только крепостное право было отменено, все эти люди неизбежно наводнили все крупные города в поисках работы, в надежде интегрироваться в рынок, в поисках лучшего образования и образа жизни. Неизбежно, некоторые начали замечать масштабы репрессивных и дискриминационных мер в отношении женщин, и когда большевики пришли к власти в 1917 году, эмансипация женщин была одним из их главных приоритетов.
Таким образом, во многих отношениях положение женщин в девятнадцатом веке соответствует определенным закономерностям российской истории до того времени: население не желает расставаться с многовековыми традициями (даже если они могут быть в их личной выгоде) ), постоянное несоответствие между тем, что правительство обещает, и тем, что конкретно делается, и слепая преданность церковному догмату, несмотря на то, что рациональность утверждает обратное.
Хотя официально крепостное право было установлено в 1649 году, оно развивалось постепенно в течение многих столетий, до такой степени, что историки обычно склонны прослеживать корни крепостнического менталитета до 11 века. Однако только в 1600-х годах, когда Российская империя продолжала расширяться, рос страх, особенно со стороны землевладельцев, что крестьяне покинут свои земли в надежде, что они смогут найти собственную землю. на вновь приобретенных землях.
В основном поэтому в 1649 году русский царь Алексей I, сын первого Романовского монарха России, издал свод законов, вводящий крепостное право, как способ добиться лояльности землевладельцев к государству. В отличие от рабства в Соединенных Штатах, помещик в Московской России не владел крепостным, а крепостной теперь был привязан к земле, что делало его, таким образом, привязанным к помещику. Юридический кодекс предоставил землевладельцу полную власть контролировать жизнь и работу крепостных крестьян, живших на его земле, и, поскольку это включало право отказывать крепостному в праве переехать в другое место, разница между рабством в Соединенных Штатах и крепостным правом в России был почти неотличим. Вдобавок ко всему, рабство также было законным в России до 1723 года, когда Петр Великий отменил его, хотя на самом деле большинство рабов в то время просто становились крепостными. Это, несомненно, сделало дворянство зависимым от царя, а значит, и лояльным к нему, так как теперь оно было кровно заинтересовано в сохранении царской России .
Система крепостного права усугублялась настолько, что реалии крепостных и крестьян стали неразрывно связаны с русским самосознанием и одеждой, что отражалось на уровне неграмотности и невежества населения. Давление усугублялось тем, что к этому моменту все другие европейские страны уже отменили крепостное право. Вот почему в 1803 году Александр I установил порядок начала движения за добровольное освобождение, при котором дворяне, желающие сделать это, могли освободить своих крепостных.
Неудивительно, что это был полный провал, поскольку у знати не было реального стимула заниматься этим, и, следовательно, немногие землевладельцы на самом деле так и поступали. Александр I в конце концов умер, так и не добившись престола, а его наследник Николай I, правивший с 1825 по 1855 год, решил назначить «высокую административную комиссию» для изучения положения крестьянства, однако и это не увенчалось успехом и имело минимальные или нулевые влияние на практичность. Таким образом, потребуется сложный период общественного обсуждения, студенческих беспорядков и крестьянских волнений со стороны радикальной прессы, чтобы люди осознали, что крепостное право удерживало Россию экономически и социально отсталой по сравнению с остальными европейскими коллегами, которые начали отменять эту меру. уже в 1100 году.
Это было особенно верно с точки зрения статуса женщин, поскольку они, особенно в начале века, считались простыми опекунами и служили только репродуктивной цели. Российское общество было чрезвычайно патриархальным , основанным на православной церкви, которая воспитывала в семьях веру в то, что мужчины доминируют во всех основных сферах жизни, включая, но не исключительно, работу, общественную жизнь, политику и, конечно же, домашнее хозяйство.
Приведение обычаев в закон, таким образом, свод законов России, принятый в 1836 году при Николае I, установил правовую власть мужа над жизнью жены. Согласно книге Ричарда Стайтса, Женское освободительное движение: феминизм, нигилизм и большевизм, 1860–1930,
«Жена была обязана подчиняться желаниям своего супруга, находясь под его крышей, сожительствовать с ним, а также сопровождать его везде, где он случилось уйти или быть посланным».
Исключение было только в том случае, если его отправили в ссылку в Сибирь с клеймом преступника. По этому закону муж имел право на детей, даже если они были результатом прелюбодеяния женщины с кем-то еще.
Женщинам также не разрешалось инициировать бракоразводный процесс, и им требовалось явно выраженное разрешение мужа, чтобы выйти из дома или устроиться на работу. Женщины почти не имели отдельной гражданской идентичности от своего мужа в том смысле, что им требовалось их разрешение на работу, учебу, торговлю или путешествие, что, по сути, запрещало женщинам делать какой-либо выбор для себя.
Однако, как бы ни звучало стеснение в браке, отказ от женитьбы был значительно худшей альтернативой, если бы человеку даже позволяли выбирать. В России девятнадцатого века замужество для женщин рассматривалось, по сути, как карьерная цель, их «высшая цель в жизни». Среди дворян эти партнерства часто выбирались их родителями, ищущими мужей того же или лучшего класса, как стратегия для дальнейшего повышения социального и финансового статуса семьи. Однако в некоторых случаях женщинам разрешалось выбирать себе мужей, если они выбирались из подходящих мужчин из высшего сословия.
Еще более удручающим, чем сам институт брака, была мораль, стоящая за неизбежно безупречным чувством приличия женщины, особенно в более сельских районах. «Крестьянская мораль в большей части сельской России строго запрещала половые сношения вне брака и жестоко наказывала женщину в случае полового проступка», — писала Барбара Альперн Энгель в статье « Крестьянская мораль и добрачные отношения в России конца XIX века». Отношение крестьян к внебрачным половым связям коренилось в структуре домохозяйства, которое обеспечивало большак — глава хозяйства — обладал величайшей властью в семье, так как это считалось наиболее значительной стороной и условием жизни каждого крестьянина. «Женщины [считались] либо целомудренными, либо нечистыми, а нечистые женщины были бесполезными», что делало женскую девственность почти обязательным условием для вступления в брак.
Тем не менее, к середине 1800-х годов многие русские из всех классов неизбежно и неудивительно начали понимать, что какие-то реформы неизбежны, если их нация хочет действительно прогрессировать. По мере распространения этой точки зрения крепостное право стало служить единственным разумным объяснением проблем и слабостей России, а именно «военной некомпетентности, нехватки продовольствия, перенаселения, гражданских беспорядков [и] промышленной отсталости». Тем не менее, именно Крымская война действительно вынудила царя Александра II полностью отменить репрессивную трудовую систему. Когда Россия проиграла войну Франции, Великобритании и Турции в 1854 году, гордость каждого россиянина была задета унижением, достаточным для того, чтобы оправдать изменение российской внутренней политики на 180 градусов. Александр II, подпитываемый этим поражением, таким образом, был убежден, что «для того, чтобы его народ имел стабильность и мир дома и пользовался уважением за границей, военные и внутренние реформы были жизненно необходимы, [и] первым шагом на этом пути было бы отмену крепостного права».
Хотя освобождение от крепостного права ознаменовало собой новое начало для Российской империи, оно ознаменовало еще более глубокий сдвиг в жизни женщин, которым впервые было разрешено зарабатывать себе на жизнь. Несмотря на то, что рынок, безусловно, предоставлял узкий список возможностей, большинство из которых были «низкооплачиваемыми и эксплуататорскими», женщины часто работали фабричными работницами, домашней прислугой, врачами, акушерками, телеграфистами и учителями. Это позволило им впервые покупать себе вещи для удовольствия, такие как платья и книги, и, что более важно, позволило им получать как среднее, так и высшее образование, начиная с 1850-х, 1870-х годов соответственно. До этого небольшое образование женщин из высшего и среднего класса было в основном профессиональным, основанным на навыках ведения домашнего хозяйства и хорошей матери и жене. Любопытно, что к этому времени женщины в России фактически были в некотором смысле даже лучше, чем некоторые женщины в Европе, в том смысле, что, по крайней мере, им было разрешено владеть имуществом и наследовать «одну седьмую часть его недвижимого имущества и одну четвертую часть его движимого имущества». имущества» от мужа.
К концу века идея «женского вопроса» начала подниматься и стать общей дискуссией в обществе, выдвигая на первый план «подчиненное положение женщин в сферах работы, образования и брака». в российском обществе». Таким образом, это стало популярной темой в литературе того времени, побуждая мужчин участвовать в дебатах о положении женщин в России. Но одной литературы было недостаточно, чтобы дать голос всем женщинам, и, скорее, они начали, в некотором смысле, «радикализоваться», начав одеваться более мужественно и присоединившись к мужчинам в революционном деле, среди многих других стратегий. Это было неотъемлемым последствием многих лет репрессий и неоспоримым признаком социальной трансформации, в которой женщины впервые объединились как пол, а не разделены по социальным классам.
Однако литературы было недостаточно, и из-за того, что это была система, которая существовала так долго, многие женщины были напуганы тем, что произойдет с существующей социальной динамикой, пытаясь сохранить верность традиционной русской идентичности. . Поскольку новая смена структуры ассимилировалась с «огромными лишениями и пугающим социальным распадом», хаос революции напугал женщин до такой степени, что лишь небольшая часть из них мужественно последовала за большевиками в их движении. Они боялись остаться уязвимыми, без защитного щита традиционных средств защиты и нескончаемой нехватки продовольствия, что часто оставляло их безграмотными и с детьми, неспособными противостоять таким огромным социальным изменениям, как дополнительный багаж. Таким образом, большинство женщин предпочли придерживаться традиционных патриархальных форм семьи и деревни, молча предпочитая стабильность прогрессивным изменениям, модель, которая будет отражаться на протяжении всей российской истории.
Чтобы справиться с крайним уровнем бедности, крестьяне, как правило, организовывались вокруг коллективных ценностей и всех присущих им традиций, чтобы противостоять постоянной незащищенности и трудностям времени. В дополнение к уже существующим общинным традициям люди были склонны искать руководства в церкви, поскольку большинство русских того времени были чрезвычайно преданными. Таким образом, следуя патриархальной доктрине, Церковь открыто расходилась с идеями революции и эмансипации женщин, утверждая, что главой семьи является мужская работа, а другие альтернативы, следовательно, хуже. Это по своей сути создает общество с традициями, которые подчеркивают различия в иерархии власти между полами. Барбара Эванс Клементс утверждает в своей статье под названием Рабочий класс и крестьянки в русской революции; 1917–1923 , «ее бесконечный труд, необходимый для выживания семьи, ценился крестьянами, но труд мужчин ценился больше. Женщину с детства приучали подчиняться власти мужчин, признавать их право командовать повиновением как глав семьи и руководителей сельской общины». Это создавало парадоксальную ситуацию, при которой борьба за права женщин фактически шла сверху, с приходом к власти большевиков, а не внутри самого населения.
Большевистская революция началась в феврале 1917 года с демонстраций в Петербурге и окончательно восторжествовала в начале ноября того же года с отречением от престола последнего царя из династии Романовых, Николая II. От одного момента к другому женщинам было предоставлено полное равенство с мужчинами, что дало женщинам возможность полной эмансипации. Им были предоставлены «равные возможности для получения образования и трудоустройства, а также финансируемый государством уход за беременными и дневной уход». Как и ожидалось, крестьянские мужчины увидели в этом изменении положения женщин угрозу своей власти и статусу, особенно осознавая «связь между местом женщины в семье, структурой этой семьи как института и экономической организацией крестьянского хозяйства». общество.» И хотя большевики были, по крайней мере на бумаге, строго привержены окончательному разрушению патриархальной структуры крестьянского быта, крестьянки в основном сопротивлялись из-за возрастающих тягот их жизни. «Глубокая верность женщин привычным ценностям, их борьба за выживание, неспособность большевиков заинтересовать их полезными программами, страх наказания со стороны мужчин — все вместе прочно удерживало крестьянок в их часто оскорбительном, но в то же время защищающем мире».
Обещание коммунистического манифеста о том, что все люди равны, не оправдалось на практике из-за давно укоренившегося основного русского идеала о том, что женщины являются низшими существами, резкой позиции церкви в отношении женщин, работающих вне дома, и лицемерия правительства. в их отношении к эмансипации женщин. Неудивительно, что и женщины, и мужчины не смогли поколебать многовековую традицию добровольного подчинения женщин мужчинам, которую с раннего возраста учили быть «простой собственностью, легко контролируемой и, при необходимости, легко заменяемой». То же самое произошло и с Церковью, видя в ней неотъемлемую составляющую понимания российского общества, по сути отказавшуюся изменить своим давним патриархальным убеждениям, утверждающим, что мужчина должен быть главой и лицом, принимающим решения в своей семье. Кроме того, единственные сторонники перемен, большевистское правительство, внутренне расходились во мнениях относительно роли женщин в обществе. Ленин, бесспорный вождь революции, всей душой поддерживал эмансипацию женщин, но партийные чиновники низшего звена постоянно задавались вопросом, так ли уж велика эта идея и в какой степени. В заключение, положение русских женщин в девятнадцатом веке характеризуется систематической настойчивостью русских в поддержании своего многовекового патриархального общества, наряду с явной неспособностью правительства выполнить свои обещания, наблюдаемые с началом отмены крепостного права. вплоть до русской революции, и зависимость русских от православной церкви как основы непререкаемой нравственности.
«Определение крепостного». Кембриджский словарь. По состоянию на 29 апреля 2016 г.
«Освобождение крепостных». История России. History of Russia.org, н.д. Веб.
Хордаковский Михаил. «Смутное время и его последствия». История России до 1917 года. Университет Лойолы в Чикаго, Чикаго. Февраль 2016. Лекция.
Линч, Майкл. «Освобождение русских крепостных 1861 года: хартия свободы или акт предательства?» Журнал «История сегодня». Декабрь 2003 г. По состоянию на 28 апреля 2016 г.
Вегрен, Стивен К. «Аграрная реформа в России: путь от крепостничества», Кэрол С. Леонард. Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2011. Стр. Xiv + 402. 50 ф. ст. (чб). ISBN 978-0-521-85849-6». Журнал аграрных изменений 13, вып. 4 (2013): 607–10.
Патель, Прити. «Русские женщины после революции». Феминистский электронный журнал. Январь 2008 г.
Стайтс, Ричард.