Русские наличники: Виртуальный музей фотографий традиционных резных деревянных наличников.

Резные наличники — красота через века — Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО

Красиво украшенные наличники — характерная черта старинных деревянных домов в России. Покрытые затейливыми узорами и окрашенные в яркие цвета, они придают постройке нарядный вид и выражают особый характер, свойственный той или иной области.

Строго говоря, наличники — элемент не столько декоративный, сколько практический. Дело в том, что между стеной бревенчатого сруба и оконной коробкой всегда остается небольшая щель. Вот ее и должна закрыть деревянная планка наличника. Но просто закрыть зазор и остановиться на этом русские мастера не могли. Традиция украшать деревянные дома в России всегда была очень развита: по карнизу пускали затейливую резьбу, не жалели сил на декорирование столбов крыльца, и, конечно, на окнах обязательно должны были быть фигурные наличники. А как иначе, если фасад — это лицо, которым дом поворачивается к улице, а значит, в каком-то смысле представляет миру своих хозяев?

Чаще всего для украшения наличников использовалась пропильная резьба, когда доску насквозь пропиливают пилой или лобзиком. Такой узор похож на деревянное кружево. Но бывает и «глухая резьба», когда рисунок вытачивается на доске стамеской. Тогда узор внешне напоминает лепнину. Иногда наличники просто покрывали лаком, но чаще красили, и трудно решить, что красивее: аккуратные, чисто белые наличники (ну точно как старинный кружевной воротничок!) или яркие наличники, окрашенные в два-три разных цвета.

Наличники, сохранившиеся до наших дней, в большинстве своем относятся к периоду 1890–1960 годов. Причем внутри этого периода есть два всплеска популярности резьбы: рубеж XIX–XX веков и лет через десять после Второй мировой войны. Занимались резьбой чаще всего местные мастера. Кто-то из них был более плодовит и украсил сотни домов за свою творческую карьеру, кто-то — лишь несколько.

Интересно, что часто мастера в самых разных концах России работали в рамках какого-то общего сюжета, например вдохновлялись элементами архитектуры. Самый характерный пример — ламбрекен стиля ампир. Как известно, ламбрекен — это элемент орнамента, имитирующий фигурно свисающую ткань. Оказалось, такие ламбрекены хорошо смотрятся не только в виде лепнины дворянских домов, но и в виде узора наличников на деревянных постройках. Примеры есть в Балашове, недалеко от Саратова, в рязанском селе Восход, на севере в Томске и в Вязниках Владимирской области. Еще один мотив, подсмотренный резчиками у архитекторов, — волюты. В старых районах Иркутска можно увидеть солидные купеческие дома с огромными окнами и крутыми завитками деревянных волют — богатая Сибирь ни в чем не хотела уступать столице. Резчики небогатого городка Кашина тоже делали волюты, но поменьше, попроще. А в Киржаче Владимирской области трудилась крупная артель резчиков, придумавших необычное сочетание волют из классической архитектуры и стиля модерн: в цвете такие наличники выглядят так, будто их нарисовал Михаил Врубель.

Наличники органично вписывались в общий стиль дома — их узоры гармонировали с резьбой на фасаде и ставнях. Очень красивые примеры цельного оформления ставней и наличников можно найти в Новозыбкове Брянской области или в сибирских городах Омске, Иркутске, Красноярске.

К сожалению, домов с наличниками остается все меньше. Потому что, когда ветхие деревянные оконные рамы меняют на пластиковые, наличники чаще всего попросту сжигают, как дрова. Даже такие красивые.

Дело в том, что наличникам сильно не повезло: они не ценятся хозяевами домов и совершено не охраняются государством. Да что там, они даже не являются народным промыслом. Так вышло, что, например, ложкарное ремесло — промысел. Он не забыт, ему учат в профильных училищах. А домовой резьбой и наличниками занимались все понемногу: и столяры, и плотники, и сами хозяева домов, так что как отдельный промысел это ремесло так и не оформилось. Но все еще можно изменить! Тысячи резных домов еще стоят по всей стране, и каждый из них — экспонат самого большого в мире музея деревянного зодчества, имя которому — Россия.

Стоит только обратить на них внимание. Тут подкрасить, там бревнышко заменить, здесь резной элемент новый вырезать… И надо скорее ехать, смотреть на них, беречь и восхищаться. И хоть чем-нибудь, но помогать каждому хозяину и каждой хозяйке такого дома. Потому что в их руках не просто частный дом, а лицо деревни, лицо города и лицо нашей огромной страны.

И.Х.Хафизов
В статье использованы фотографии автора


Иван Хафизов — профессиональный фотограф. С 2007 года он путешествует по России и фотографирует старинные дома с сохранившимися наличниками. В 2010 году Иван выложил коллекцию своих снимков в Сеть и создал виртуальный музей наличников nalichniki.com. С тех пор виртуальная экспозиция постоянно пополняется, а самые интересные фотографии печатаются в виде открыток, календарей и книжек-раскрасок. В 2019 году вышла книга-альбом Ивана Хафизова «Наличники: Центральная Россия» с большими качественными фотографиями, которые позволяют рассмотреть мельчайшие детали резьбы.

Деревянные наличники на окна, фото, узоры для декоративных резных наличников на русских избах

В предыдущей части мы рассказали о строении бревенчатой избы и ее крыши, которую старались предохранить от разрушения с помощью легко заменяемых элементов (первоначально даже без каких-либо украшений). Теперь настало время поговорить о символах и орнаментах резьбы.

Все схемы в статье: © Вадим Ковалев; фото 2, 3, 5, 7, 9: @iduismotru

Вадим Ковалев

На современных домах можно увидеть разве что самые распространенные символы — то ли дело орнаменты и фигурная резьба, которыми украшали старые избы XVIII-XIX веков.

Чтобы оградить дом и семью от напастей, насылаемых недобрыми силами, мало было крепко запереть избу и закрыть ставни. Дом защищали и с помощью разных «доброжелательных» знаков — оберегов. Сперва это были простые засечки и зарубки на косяках дверей и окон, консолях, столбах опор. Позже они превратились в декоративные орнаменты, а затем и в фигурные изображения, символизирующие солнце, плодородие, различных божеств и персонажей сказок и легенд.

Орнаменты и фигурки служили оберегами, охранявшими очаг и всех живущих в доме от невзгод. И, кроме того, прославляли силы природы, в первую очередь — земное плодородие. Наносились эти символы в определенных местах и в определенном сочетании. Это было своего рода пожелание счастливой жизни не только хозяевам дома, но и потомкам, которые будут жить здесь.

Например, внутри дома резьбой покрывалась матица — главная срединная потолочная балка (иногда таких балок было несколько), на которою опирались образующие потолок плахи (расколотые пополам бревна). Затем — печные столбы в центре избы и массивные опоры для двух балок-воронцов, расходящихся от них под прямым углом.

Магическими изображениями обрамлялись все проемы и отверстия, через которые могли проникнуть злые силы, — резные элементы помещались на воротах, вокруг окон, дверей, на щипце крыши и даже внутри жилища (на тот случай, если нечисть все же проникнет в дом).

Символы в резьбе
На внутренних и внешних резных элементах присутствовали символы солнца, огня, воды, земли, плодородия и многие другие. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Вадим Ковалев

Солярные символы
Связаны с солнечными светлыми богами — Даждьбогом, Сварогом и Хорсом, представляющим силы Прави (верхнего небесного мира в славянской мифологии). Свастику называли коловрат («коло» — круг, кольцо, колесо), или солнцеворот. Этот знак бывает статическим и динамическим. Статическим считается тот, у которого «лучи» расположены строго по вертикали и горизонтали.

Громовой знак — заключенный в круг шестиконечный крест. Знак олицетворял солнце, которое было колесом от колесницы бога неба — Перуна. Этот «добрый» солнечный символ выражал идею ясного дня и безоблачного неба, а в грозу или бурю должен был оградить дом «от грому», то есть от удара молнии и страшного пожара (поэтому знак старались расположить под самым коньком).

Вадим Ковалев

Восьмилучевой коловрат — знак Сварога, бога-творца и одновременно бога мудрости. Считалось, что именно Сварог создал Землю, людей (через Даждьбога) и даровал им многие предметы, в том числе — металл и плуг. Знак Сварога — символ мудрости и высшей справедливости.

Вадим Ковалев

Знаки солнца в виде розеток — существовало множество их вариантов, где лепестки ассоциировались с лучами солнца. Чаще всего солнце изображалось в виде большого цветка или цветочной розетки.

Солнце в зените может быть показано полукругом, дугой вверх, с тремя и более лучами, а также птицей с расправленными крыльями. Знак солнца ставился над проемами в стенах дома — окнами, дверями, слуховыми окошками и т. д.

Вадим Ковалев

Крест — тоже солярный символ. Многие считают его христианским знаком, однако, это далеко не так. Крест — символ жизни, неба и вечности. Правильный (равноконечный) крест также символизировал взаимодействие двух начал: женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная). Он считался и примитивной моделью Мирового древа, где вертикальная черта — Мировое древо, а горизонтальная — мир Яви. Соответственно, над горизонтальной чертой на Древе расположен верхний мир Прави, под ней — нижний мир Нави (ассоциировался с подземным огненным царством).

Вадим Ковалев

Символика огня
Огонь для язычников был сакральным явлением, с которым связаны представления об огне земном (в том числе жертвенном) и небесном. Говоря о последнем, изображали огонь небесной кузни Сварога (где огненный меч служил символом справедливости и Прави), а также огонь Нави, на котором, как и в христианских верованиях, поджаривали грешников.

Вадим Ковалев

Символы земли, природы и плодородия
Макошь, мать-земля, матушка-природа… Почему так говорят? Наши предки-язычники называли землю матерью — именно она подательница всех благ. Богиней Земли, плодородия и судьбы была Макошь. Ее имя образовано из двух корней: «ма» — мать и «кошь» — кошелек, хранилище богатства.

Вадим Ковалев

На многих орнаментах богиня в одной руке держала рог изобилия, в другой — клубок нити-судьбы. Эти нити пряли для Макоши ее сестры — Доля и Недоля: первая — счастливую судьбу, вторая — несчастную.

Вадим Ковалев

Берегиня фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяла женское начало. Это один из самых популярных образов на резных наличниках. Иногда эта фигурка определяется четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как переплетение цветов и змей.

При желании ее можно узнать — центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги. Также можно увидеть стилизованные изображения женщин с оленями по бокам: с поднятыми ладонями — Макошь, с опущенными — Лада.

Вадим Ковалев

Символика плодородия представлена очень характерным узором. Это ромб или квадрат, обозначающий маленькое поле. Он разделен на четыре части, символизирующие лунки для семян. Если в маленьких ромбиках есть точки, это значит, что поле засеяно, если ромбики пусты — еще не засеяно.

Александра Немирова

Тему плодородия иллюстрирует и растительный орнамент, изображающий ростки, в виде стилизованной буквы «Ж» — в славянской азбуке она именовалась «живёте».

Лес изображали как несколько схематически нарисованных деревьев. Сосну считали светлым деревом веры и магии — деревом Прави. Ель — дерево темное, дерево Нави (помните поговорку: «В сосновом лесу — молиться, в березовом — веселиться, а в еловом — удавиться»?). Однако ель, перевернутая ветками вверх, служила пассивной защитой — руной богини Макоши.

Фото: Александра Жаркова, flickr.com

Вадим Ковалев

Мировое древо означало ось мира, которая держит на себе все его силы: в корнях расположился нижний мир Нави, у ствола — Яви, в ветвях — верхний мир Прави.

Цветок папоротника — огнецвет. Известный символ, с которым связана легенда: папоротник в ночь на Ивана Купалу выпускает цветок-огнецвет. И цветет он только одну ночь, а потом бесследно пропадает. Тот, кто найдет этот цветок, станет мудрым и сильным.

Символы воздуха и пространства, а также союза двух начал
Стрела — основной символ воздуха, а вместе с ним и ветра. Наши предки-оружейники знали законы аэродинамики, которые позволяли создавать стрелы и луки, поражающие врага на расстоянии 250 м. Две стрелы в резьбе — это восходящие и нисходящие потоки воздуха.

Фото: Бенте Нордхаген (Bente Nordhagen), flickr.com

Вадим Ковалев

Пространство тоже изображалось при помощи стрел — четырех или восьми. Они характеризуют сущность пространства: север (зима), юг (лето), запад (ночь) и восток (день). Круг, проведенный по этому кресту, означает единство элементов.

Тема единения и конфликта противоположных сил — одна из главных в резьбе знаков. Это и дуальная пара верхнего и нижнего миров Правь-Навь, и день с ночью, и, наконец, мужчина и женщина.

Вадим Ковалев

Символы воды
Вода — то, что дает жизнь всему живому. От небесной воды зеленеют травы и леса весной, благодаря ей все цветет, плодоносит и колосится, а не засыхает. Поэтому в резьбе присутствуют волнообразные узоры («небесные хляби»), располагающиеся в верхней и нижней частях фасада дома, а также бегущие вертикальные ручейки — в основном на боковых полках наличников. Можно увидеть также знаки дождя, капли и т. п.

Речную воду, которая пришла из-под земли (из ключей, родников), изображают в виде волнистых горизонтальных полос. В древних мифах и сказках фигурирует еще одна река — огненная. Она разделяла Правь и Навь, а стерегла эту границу Баба-яга.

Вадим Ковалев

Звериные знаки
Животные и птицы в резьбе что-то символизируют. Например, конь — силу и выносливость, олень — долгую и состоятельную жизнь, птички — праведную душу, ворон — мудрость и т. п. И даже паучку здесь нашлось место — он считается символом настойчивости, терпения и художественного промысла.

Голуби — одна из самых распространенных тем в резьбе. Чаще всего это пары птиц, смотрящих друг на друга. Заклинательный смысл знака: пусть в этом доме живут счастливо и растят детей (дети — произрастающий цветок).

Впрочем, далеко не все украшения можно расшифровать, ведь многие из них делались только для красоты.

Чаще всего фигуры животных изображаются парами, как на фото. Особое место в звериных мотивах занимают змеи, связанные с понятием воды, а значит, и плодородия. Это могут быть извивающиеся или двухголовые змеи-охранители дома. Часто можно увидеть изображения «ужей-господариков»: ужей держали в домах и подкармливали молоком, чтобы они, отпугивая мышей, охраняли посевное зерно.

Окно с типичными для России наличниками Vector Image

Окно с типичными для России наличниками Vector Image
  1. лицензионные векторы
  2. Типичные векторы
ЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.

Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.

Станд. Расшир.
Печатный/редакционный
Графический дизайн
Веб-дизайн
Социальные сети
Редактировать и изменить
Многопользовательский
Предметы перепродажи
Печать по запросу
Владение Узнать больше
Эксклюзивный Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже:

Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.

Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.

Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка 9 долларов0082 0,69

Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют $ $.

Оплата с помощью Цена изображения
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р.
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00

Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены составляют $ $.

Оплата с помощью Стоимость изображения
Плата за изображение $ 39,99 Оплата разовая, регистрация не требуется.
Предоплаченные кредиты $ 30 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США).
Оплата
Плата за изображение $ 499
Дополнительные услугиПодробнее
Настроить изображение Доступно только с оплатой за изображение 9 долларов0082 85,00

Нравится изображение, но нужно всего лишь несколько модификаций? Пусть наши талантливые художники сделают всю работу за вас!

Мы свяжем вас с дизайнером, который сможет внести изменения и отправить вам изображение в выбранном вами формате.

Примеры
  • Изменить текст
  • Изменить цвета
  • Изменить размер до новых размеров
  • Включить логотип или символ
  • Добавьте название своей компании или компании
Включенные файлы

Подробности загрузки. ..

  • Идентификатор изображения
    7826211
  • Цветовой режим
    RGB
  • Художник
    Гипатия

оконные резные наличники старинного традиционного деревянного дома в русской деревне, Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Рис. ESY-045739045

Buy this image from as low as

$10

For only $0.27 at maximum resolution with easySUBSCRIPTION

See our subscription plans

Royalty Free License

Choose the resolution that best suits your needs

С 1 МБ А8 483 х 724 пикселей 17 х 25,5 см 72 $10. 00
М 6 МБ А6 1182 х 1774 пикселей 10 х 15 см 300 20 долларов США
л 26 МБ А4 2462 х 3692 пикселей 20,8 х 31,3 см 300 25 долларов США
XL 50 МБ А3 3414 х 5120 пикселей 28,9 х 43,3 см 300 $30.00

Эти цены действительны для покупок, сделанных в Интернете

Купить сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения: ESY-045739045 Фотограф: Коллекция: Фотопоиск ЛБРФ Пользовательская лицензия: Низкий бюджет без лицензионных отчислений Наличие высокого разрешения: До XL 50 МБ А3 (3414 х 5120 пикселей — 11,4″ х 17,1″ — 300 точек на дюйм)

Специальная коллекция: Маленький бюджет

Доступно для всех разрешенных видов использования в соответствии с нашими Условиями лицензирования бесплатного визуального контента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *