Русские первооткрыватели и путешественники первой половины XIX века
Слайд 1
Подготовила ученица 8 «А» класса школы № 1371 Васильева Ирина. Русские первооткрыватели и путешественники
Слайд 2
Небольшое вступление Великие русские путешественники, список которых довольно большой, подтолкнули развитие морской торговли, а также подняли престиж своей страны. Научное сообщество узнавало всё больше сведений не только о географии, но также и о животном и растительном мире, а самое главное – о людях, живших в других уголках мира, и их обычаях. Проследим по следам великих русских путешественников их географические открытия.
Слайд 3
И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский Первое русское кругосветное плавание было предпринято в 1803—1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского соответственно. Плавание стало важной вехой в истории России, в развитии её флота, оно внесло значительный вклад в изучение мирового океана, многие отрасли естественных и гуманитарных наук.
Слайд 4
И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский
Слайд 5
Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев Первая русская антарктическая экспедиция — морское плавание Беллинсгаузена и Лазарева в воды Южного океана с целью доказать или опровергнуть предположение о существовании шестого материка — Антарктиды. Результаты: открыт шестой материк — Антарктида и 29 островов. Экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева совершила одно из самых значительных географических открытий. За время плавания судна обошли вокруг всего антарктического материка. Были открыты и нанесены на карту десятки новых островов, собраны уникальные естественно-научная и этнографическая коллекции, которые хранятся в Казанском университете. Сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных. Описание путешествия (два тома с атласом карт и видов) было опубликовано под заглавием «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 гг., совершенные на шлюпах „Востоке“ и „Мирном“ под начальством капитана Беллинсгаузена, командира шлюпа „Восток“. Шлюпом „Мирным“ начальствовал лейтенант Лазарев».
Слайд 6
Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев
Слайд 7
А. А. Баранов При невероятной скудости средств и малочисленности сотрудников он рассылал торговые и исследовательские экспедиции вдоль беринговоморского и тихоокеанского побережий Северной Америки до Верхней Калифорнии включительно, а также на Гавайские острова. По его заданию работало несколько мореходов. Благодаря его энергии и административным способностям, значительно расширились торговые связи русских поселений в Северной Америке с Калифорнией, Гаваями и Китаем. Были созданы новые поселения. Снаряжён ряд экспедиций для обследования районов Тихоокеанского побережья. За 28 лет работы на посту Главного правителя Русской Америки, кроме строительства укреплённых посёлков, А. А. Баранов основал верфь, положив начало местному судостроению, построил медеплавильный завод и школу, организовал добычу угля, расширил промысел каланов.
Слайд 8
А. А. Баранов
Слайд 9
Г. И. Невельской и Е. В. Путятин Геннадий Иванович Невельской : В двух экспедициях ему удалось, обойдя Сахалин с севера, открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура. Здесь в 1850 г. он основал Николаевский пост. Путешествия Невельского имели важное значение: впервые было доказано, что Сахалин вовсе не соединен с материком, а является островом и Татарский пролив — именно пролив, а не залив, как это считалось. Евфимий Васильевич Путятин в 1822-1825 гг. совершил кругосветное путешествие и оставил потомкам описание увиденного. Путятин стал первым из русских, кому удалось побывать в закрытой от европейцев Японии и даже подписать там договор (1855). Результатом экспедиций Невельского и Путятина, кроме сугубо научных, стало закрепление за Россией Приморской области на Дальнем Востоке. Важнейшим среди таких учреждений стало открытое в 1845 г. Русское географическое общество. Оно превратилось в центр географических знаний в России.
Слайд 10
Путятин и Невельской
Слайд 11
Спасибо за внимание!!!
Слайд 12
Источники: http://fb. ru/article/163522/velikie-russkie-puteshestvenniki-i-ih-otkryitiya https://ru.wikipedia.org/wiki/Первое_русское_кругосветное_плавание https://ru.wikipedia.org/wiki/Первая_русская_антарктическая_экспедиция http://www.piplz.ru/page.php?id=1489 https://ru.wikipedia.org/wiki/Баранов,_Александр_Андреевич http://studbooks.net/667971/kulturologiya/puteshestvenniki_vtoroy_poloviny_veka
Trojden | Русские первооткрыватели и путешественники во второй половине XIX века
1. Тесты с выбором одного правильного ответа
Выберите правильный ответ
1. Русский исследователь островов Тихого океана, составивший описание быта и нравов, хозяйства и культуры народов Океании:
A) Н.М. Пржевальский
Б) Е.В. Путятин
B) Ю.Ф. Лисянский
Г) Н.Н. Миклухо-Маклай
2. Руководитель первой российской кругосветной экспедицией, открывшей Антарктиду и несколько островов в Атлантическом и Тихом океанах:
A) Е.В. Путятин
Б) Ф.Ф. Беллинсгаузен
B) И.Ф. Крузенштерн
Г) Ю.Ф. Лисянский
3. Руководитель первой русской кругосветной экспедиции:
A) Е.В. Путятин
Б) Ф.Ф. Беллинсгаузен
B) И.Ф. Крузенштерн
Г) Ю.Ф. Лисянский
4. Укажите имя русского мореплавателя, открывшего один из гавайских островов, названный в его честь:
A) М.П. Лазарев
Б) Ю.Ф. Лисянский
B) И.Ф. Крузенштерн
Г) Н.Н. Миклухо-Маклай
5. Укажите дату первой российской антарктической (кругосветной) экспедиции, открывшей Антарктиду и несколько островов в Атлантическом и Тихом океанах:
A) 1803—1806 гг.
Б) 1845—1847 гг.
B) 1819—1821 гг.
Г) 1831—1833 гг.
6. Укажите дату первой русской кругосветной экспедиции, совершенной на кораблях «Надежда» и «Нева»:
A) 1803—1806 гг.
Б) 1845—1847 гг.
B) 1819—1821 гг.
Г) 1831—1833 гг.
7. Укажите имя русского путешественника, исследовавшего Южно-Уссурийский край, труднодоступные районы Центральной Азии:
A) Н. М. Пржевальский
Б) Е.В Путятин
B) Ю.Ф. Лисянский
Г) Н.Н. Миклухо-Маклай
8. Укажите имя известного мореплавателя, вице-адмирала, инициатора создания и первого вице-президента Русского географического общества:A) Е.В. Путятин
Б) Ф.Ф. Беллинсгаузен
B) Ф.П. Литке
Г) Ю.Ф. Лисянский
9. Укажите дату открытия Русского географического общества:
A) 1803 гг.
Б) 1845 гг.
B) 1819 гг.
Г) 1831 гг.
2. Двухвариантные тесты
Ответьте «Да» или «Нет»
1. Во второй половине XIX века усилия русских путешественников были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии. Они побывали в местах, где никогда не были европейцы. (Да)
2. Начало экспедициям вглубь Азии было положено в 1856 году П.П. Семеновым-Тян-Шанским. (Да)
3. Н.М. Пржевальский занимался исследованием малоизвестных районов Дальнего Востока и Средней Азии, его прославили этнографические зарисовки и описания природы Средней Азии.
4. Местные властители в Тибете доброжелательно относились к экспедициям Н.М. Пржевальского, снабжали продовольствием и обеспечивали проводниками. (Нет)
5. В собранных Н.М. Пржевальским гербариях ботаники нашли 218 новых видов и 7 родов растений. (Да)
6. Н.Н. Миклухо-Маклай доказал родство различных народов, опровергая теории о «высших» и «низших» расах. (Да)
7. Н.Н. Миклухо-Маклай основал в Австралии биологическую станцию. (Да)
8. Н.Н. Миклухо-Маклай создал на Новой Гвинее независимый Папуасский Союз, призванный противостоять колонизаторам. (Нет)
9. Н.Н. Миклухо-Маклай организовал на Новой Гвинее «вольную русскую колонию» основанную на принципах общинно-артельного социализма. (Нет)
10. Академик адмирал Ф.П. Литке произвел обследование Камчатки, Чукотки и ряда островов северной части Тихого океана. (Да)
3. Разгадайте путаницу
Переставьте буквы, и у вас получится слово
1. ВДЕЬМДЕ — животное, которое было обнаружено в Тибете Н. М. Пржевальским.
2. ДШЬЛАО — животное, названное именем Н.М. Пржевальского.
3. ЯЫСНА — место путешествия П.А. Кропоткина в 1864—1866 гг.
4. ЙСРЙУКУСИИС — край, по которому Н.М. Пржевальский совершил свою первую экспедицию.
5. НДИЗЯОИЕН — остров в Тихом океане, который посетил Н.Н. Миклухо-Маклай.
6. ЛИЛКОКЯЦЕ — систематизированное собрание каких-нибудь предметов.
Ответы: 1. Медведь. 2. Лошадь. 3. Саяны. 4. Уссурийский. 5. Индонезия. 6. Коллекция.
4. Найдите соответствие букв и цифр
1. Установите соответствие между именем ученого и изученной им территорией:
А) И Г. Вознесенский | 1. Исследование Северного Урала |
Б) А. Е. Колодкин | 2. Путешествия в горы Средней Азии |
В) Э. Гофман и М. Ковальский | 3. Путешествие по Северной Маньчжурии, Саянам и Витимскому плоскогорью |
Г) П.П. Семенов-Тян-Шанский | 4. Начал изучение Каспия |
Д) П.А. Кропоткин | 5. Исследователь Дальнего Востока и Русской Америки, описал Аляску, Алеутские и Курильские острова |
Ответ: А — 5, Б — 4, В — 1, Г — 2, Д — 3.
2. Установите соответствие между именем ученого и изученной им территорией:
А) Н.М. Пржевальский | 1. Исследование северной части Тихого океана, север берега о-ва Сахалин, Аляска, Алеутские о-ва |
Б) Н.Н. Миклухо-Маклай | 2. Доказал, что Сахалин является островом, открыл ряд территорий в низовьях р. Амур, в 1850 г. основал город Николаевск-на-Амуре |
В) И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский | 3. Экспедиции по Уссурийскому краю, в Монголию, Северный Китай, пустыню Гоби, Тянь-Шань, Тибет |
Г) Г.И. Невельской | 4. Открыл о-ва Римского-Корсакова и заключил первый договор России с Японией |
Д) Е.В. Путятин | 5. Путешествия на Канарские острова и по Северной Африке, на острова Тихого океана, в Новую Гвинею |
Ответ: А — 3, Б — 5, В — 1, Г — 2, Д — 4.
5. Заполните пропуски в предложениях
Заполните пропуски в предложениях, используя слова в скобках
A) Русская (1…) наука добилась успехов благодаря (2…) ученых. Обследования (3…), Чукотки и (4…) в северной части (5…) были произведены академиком и адмиралом (6…), крупные геологические и (7…) обследования Центральной Азии — И.В. Мушкетовым, (8…) и О.А. Федченко.
(Камчатки, Тихого океана, Н.А. Северцевым, географическая, зоологические, островов, экспедициям, Ф.П. Литке)
Б) (1…) первую свою экспедицию совершил по (2…) краю. Ученого прославили его (3…) зарисовки и описания природы (4…). В результате экспедиций был обследован район от (5…) до Тибета, включая пустыню (6…), открыта (7…) горных хребтов, окаймляющих (8…) с севера, найдены (9…) реки (10), описаны (11…), растительный и животный мир этих мест.
(Средней Азии, Гоби, Тибет, климат, Уссурийскому, Хуанхэ, этнографические, Тянь-Шаня, Н.М. Пржевальский, система, истоки)
В) (1. ..) совершил свои первые путешествия на (2…) и по (3…). Несколько лет он провел на (4…), побывал на Филиппинах и в (5…), основал в (6…) биологическую станцию. Ученым были сделаны описания быта и (7…), хозяйства и (8…) народов Океании.
(Новой Гвинее, Австралии, культуры, Канарские острова, нравов, Н.Н. Миклухо-Маклай, Северной Африке, Индонезии)
Г) (1…) положил начало экспедиций в горы Средней Азии, на (2…). При поддержке Русского (3…) общества (4…) совершил путешествие по (5…), Саянам и (6…) плоскогорью.
(П.А. Кропоткин, Витимскому, П.П. Семенов Тянь-Шанский, Северной Манчжурии, Тянь-Шань, географического)
Ответы:
A) 1 — географическая, 2 — экспедициям, 3 — Камчатки, 4 — островов, 5 — Тихого океана, 6 — Ф.П. Литке, 7 — зоологические, 8 — Н.А. Северцевым.
Б) 1 — Н.М. Пржевальский. 2 — Уссурийскому, 3 — этнографические, 4 — Средней Азии, 5 — Тянь-Шаня, 6 — Гоби, 7 — система, 8 — Тибет, 9 — истоки, 10 — Хуанхэ, 11 — климат.
B) 1 — Н.Н. Миклухо-Маклай, 2 — Канарские острова, 3 — Северной Африке, 4 — Новой Гвинее, 5 — Индонезии, 6 — Австралии, 7 — нравов, 8 — культуры.
Г) 1 — П.П. Семенов Тянь-Шанский, 2 — Тянь-Шань, 3 — географического, 4 — П.А. Кропоткин, 5 — Северной Манчжурии, 6 — Витимскому.
6. Расположите по порядку
Расположите события в хронологической последовательности:
A) разработка Н.Н. Миклухо-Маклаем проекта по созданию независимого государства — Папуасского Союза
Б) вторая экспедиция Н.Н. Миклухо-Маклая на берега Новой Гвинеи
B) путешествие П.А. Кропоткина по Северной Манчжурии, Саянам и Витимскому плоскогорью
Г) отказ российского правительства от создания «вольной русской колонии» на Новой Гвинее
Ответы: 1 — В; 2 — Б; 3 — А; 4 — Г.
7. Выберите из предложенного
1. Выберите из ниже предложенного итоги первой кругосветной экспедиции 1803—1806 гг.;
A) на карту нанесены тысячи километров берегов острова Сахалин
Б) исследован ряд островов Тихого океана
B) открыт один из островов Гавайского архипелага
Г) собраны данные об Алеутских островах, Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов
Д) Крузенштерн удостоен звания академика
Ответы: А, В, Г, Д.
8. Угадай-ка
1. О ком идет речь?
Русский флотоводец и мореплаватель, адмирал. В 1813—1825 гг. совершил 3 кругосветных плавания, в том числе в 1819—1821 гг., будучи командиром шлюпа «Мирного», участвовал в экспедиции, открывшей Антарктику. При разгроме турок в Наваринском сражении 1827 г. командовал линейным кораблем «Азов». С 1833 г. главнокомандующий Черноморского флота и портов Черного моря.
A) М.П. Лазарев
Б) Ф.Ф. Беллинсгаузен
B) И.Ф. Крузенштерн
Г) Ю.Ф. Лисянский
2. О ком идет речь?
Русский мореплаватель, адмирал. Участник первого российского кругосветного плавания 1803—1806 гг. В 1819—1821 гг. руководил первой российской антарктической (кругосветной) экспедицией на шлюпах «Восток» и «Мирный», открывшей в январе 1820 г. Антарктиду и несколько островов в Атлантическом и Тихом океанах.
A) М.П. Лазарев
Б) Ф.Ф. Беллинсгаузен
B) И.Ф. Крузенштерн
Г) Ю.Ф. Лисянский
3. О ком идет речь?
Русский мореплаватель, начальник первой российской кругосветной экспедиции, один из основоположников отечественной океанологии, адмирал (1842 г.), член-корреспондент (1803 г.), почетный член Петербургской Академии наук (1806 г.). Член-учредитель Русского географического общества. Начальник первой русской кругосветной экспедиции 1803—1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева». Впервые нанес на карту около тысячи километров восточного, северного и северо-западного берега острова Сахалин. Автор «Атласа Южного моря» (т. 1—2, 1823—1826 гг.).
A) М П. Лазарев
Б) Ф.Ф. Беллинсгаузен
B) И.Ф. Крузенштерн
Г) Ю.Ф. Лисянский
4. О ком идет речь?
Русский мореплаватель, капитан 1-го ранга (1809 г.). В первой российской кругосветной экспедиции И.Ф. Крузенштерна (1803—1806 гг.) командовал шлюпом «Невой». Открыл один из Гавайских островов, названный в его честь; исследовал остров Кадьяк и часть архипелага Александра. В ходе путешествия впервые в истории мореплавания совершил за 142 дня безостановочный переход от китайского порта Кантона до британского Портсмута. 17 августа 1806 года «Нева» вернулась в Кронштадт.
A) М П. Лазарев
Б) Ф.Ф. Беллинсгаузен
B) И.Ф. Крузенштерн
Г) Ю.Ф. Лисянский
5. О ком идет речь?
Русский исследователь Дальнего Востока, адмирал (1874 г.). В 1848—1849 гг. и 1850—1855 гг. исследовал Сахалин (установил, что это остров), низовья р. Амур, Татарский пролив. Основал Николаевский пост, ныне город Николаевск-на-Амуре.
A) М.П. Лазарев
Б) Е.В. Путятин
B) Г.И. Невельской
Г) Ю.Ф. Лисянский
6. О ком идет речь?
Граф, российский государственный деятель, дипломат, адмирал. В 1822—1825 гг. совершил кругосветное путешествие. В 1852—1855 гг. глава экспедиции на фрегате «Паллада», открыл острова Римского-Корсакова. Подписал русско-японский договор (1855 г.) и Тяньцзиньский трактат (1858 г.) В 1861 г. — министр народного просвещения. После студенческих волнений 1861 г. вышел в отставку.
A) Н.Н. Миклухо-Маклай
Б) Е.В. Путятин
B) Г.И. Невельской
Г) Н.М. Пржевальский
7. О ком идет речь?
Географ, путешественник, исследователь Азин. В свою первую экспедицию (1867—1868 гг.) исследовал Южно-Уссурийский край. В 70—80-ые гг. XIX века исследовал труднодоступные районы Центральной Азии. Несколько раз пересек Монголию, Северный Китай, исследовал пустыню Гоби, Тянь-Шань, побывал в Тибете. Умер в пути в начале своей последней экспедиции.
A) Н.Н. Миклухо-Маклай
Б) Е.В. Путятин
B) Г.И. Невельской
Г) Н.М. Пржевальский
8. О ком идет речь?
Известный путешественник. Первые путешествия совершил на Канарские острова и по Северной Африке. В начале 70-х годов XIX века он посетил ряд островов Тихого океана, изучал быт местных народов. 16 месяцев прожил он среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (это место с тех пор носит его имя). Русский ученый завоевал доверие и любовь местных жителей. Затем он путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке. Составленные ученым описания быта и нравов, хозяйства и культуры народов Океании в значительной части были изданы лишь после его смерти.
A) Н.Н. Миклухо-Маклай
Б) Е.В. Путятин
B) Г.И. Невельской
Г) Н.М. Пржевальский
9. О ком идет речь?
Граф, адмирал, ученый-путешественник. Участник кругосветный плаваний 1817 г. и 1826 г. Описал берега Новой Земли, берега Белого моря. В Беринговом море описал берега Камчатки; ранее не известные острова Карагинские, остров Матвея и берег Чукотской Земли; острова Прибылова; архипелаг Каролинский, острова Бонин-Сима и многие другие. Инициатор создания и первый вице-президент Русского географического общества; командир порта и военный губернатор в Ревеле и Кронштадте.
A) М.П. Лазарев
Б) Ф.Ф. Беллинсгаузен
B) И.Ф. Крузенштерн
Г) Ф.П. Литке
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
путешествий Антона Чехова… «величайшее произведение публицистики XIX века» | Приключенческое путешествие
Паспортные данные
Антон Павлович Чехов, драматург, один из величайших авторов рассказов в истории и единственный в жизни авантюрист на далеком Дальнем Востоке России.
Место и дата рождения
Таганрог, юг России, 29 января 1860 года. Ожидая, пока закипит самовар, Чехов явно отличался бесстрашием. В 1890, несмотря на то, что у него был диагностирован туберкулез, он предпринял необыкновенное путешествие по суше на поезде, в карете и на речном пароходе на Дальний Восток России. Ему потребовалось два с половиной месяца, чтобы добраться до места назначения: острова Сахалин в северной части Тихого океана, к северу от Японии, и тамошняя исправительная колония, которую он назвал адом.
Подтверждающая документация
Чехов провел на Сахалине три месяца, проводя перепись и сочиняя отчеты о месте, которые были опубликованы в нехудожественном произведении, которое New Yorker не менее назвал величайшим произведением журналистики 19век. Он взял интервью у тысяч заключенных и поселенцев на острове, чтобы привлечь внимание к их затруднительному положению. Трудолюбивый и мужественный общественный деятель, проявившийся в его писаниях о поездке, корректирует то, как мы склонны видеть Чехова за пределами России: как писателя, поглощенного всеми привкусами страданий среднего класса. «Путешествие на Сахалин » заслуживает того, чтобы стать более известным и широко читаемым, но давайте смотреть правде в глаза, рассказы о русской колонии на другом конце света всегда будут трудно продаваться.
Прочие приключения
Чеховская экспедиция на Сахалин была громом среди ясного неба – донкихотским, нехарактерным взрывом авантюризма, похожим на импульс, подтолкнувший Брюса Чэтвина с удобной работы в Sotheby’s в Патагонию. В отличие от Чатвина, Чехов никогда этого не повторял. Однако ему понравилось путешествие домой с Сахалина через Гонконг, Сингапур и Шри-Ланку, где он неблагоразумно приобрел трех мангустов, которых в итоге отдал в зоопарк.
Знаки различия
Щеголевый, щеголеватый, квалифицированный врач и гордящийся своей трудовой этикой, Чехов производит впечатление харизматичного и глубоко симпатичного человека. Из всех великих писателей России с ним лучше всего застрять в долгом путешествии на поезде. Хотя, если подумать об альтернативах (властный Толстой, игроман Достоевский и Гоголь с его мессианскими теориями о России), это слабая похвала.
Последний раз видели
Здоровье Чехова ухудшилось за годы после его возвращения с Сахалина. В конце концов он скончался от туберкулеза на курорте в Германии, куда отправился в надежде на излечение. Горький сообщает, что его тело привезли обратно в Москву в рефрижераторном вагоне с пометкой «для устриц».
Рейтинг бесстрашия
Всегда с цифрами! Поездка Чехова была тяжелой, но не беспрецедентной. Он предпринял это из-за своей заботы о заключенных и того, что, по его мнению, неудачи пенитенциарной системы говорили о его стране. Это была благородная цель, но, возможно, не превосходная с точки зрения чистого исследования. Ставлю ему 6/10.
Через забытый рассказ о путешествиях Йельский славист перечитывает имперское прошлое РоссииРоман «Обломов», изобретательная сатира на увядающее русское дворянство, воплотившееся в заглавном герое, столь малоподвижном и ленивом, что «обломовщина» до сих пор остается синонимом «лени».
Изображение Героя, склонного к ошибкам, Гончаровым было настолько теплым, что читатели часто принимали его за слегка преувеличенный автопортрет автора, говорит Эдита Бояновска, профессор славянских языков и литератур Йельского университета и председатель Совета по европейским исследованиям в Центре Макмиллана. , в то время как вымышленный персонаж героя, странствующий по миру Штольц, оттолкнул российских читателей, представляя себя чересчур вестернизированным назойливым человеком. Знакомый с этим прочтением самого известного романа Гончарова, славист-литературовед сказал, что он был большим удивлением, когда — работая над более крупной рецензией на 19русская литература X века с акцентом на империю — она наткнулась на часто забываемую деталь биографии самого Гончарова.
Оказывается, до завершения «Обломова» Гончаров служил секретарем у вице-адмирала Евфимия Путятина, командира русского полукругосветного плавания 1852 года на трехмачтовом фрегате «Паллада», и дожил до того, чтобы рассказать 700-страничную повесть. В его рассказе о путешествии 1858 года «Фрегат Паллада» задокументировано историческое путешествие Путятина якобы для проверки «североамериканских владений» России. Истинная директива Путятина была такой же, как и у американского коммодора Мэтью Перри: раздвинуть границы глобального империализма в Японии, стране, которая тогда была закрыта для жителей Запада на два столетия, заставив ее открыться для западной торговли. Действительно, две экспедиции пересекались в Японии. Путешествие привело русских в Японию через Капскую колонию, голландскую Яву, Сингапур и Гонконг, где Гончаров наблюдал за действиями западноевропейских колониальных держав. Затем Гончаров отделился от экипажа в Корее и вернулся в Санкт-Петербург по суше через Сибирь.
«Фрегат Паллада» сделал Гончарова бестселлером еще при жизни; в XIX веке она выдержала десять тиражей против шести у «Обломова». По словам Бояновской, отплытие на «Палладе» также позволило Гончарову увидеть больше мира, чем любому из его современников-писателей, что сделало его наименее обломовским писателем своего времени. На самом деле, отчет Гончарова о путешествии утверждал, что «чтобы не отставать от имперских Джонсов, Россия должна стать нацией в движении, нацией Штольцев, странствующих деятелей, осведомленных о большом мире», — сказала Бояновская.
Опубликованная 160 лет спустя книга «Мир империй: русское путешествие фрегата «Паллада»» (2018) представляет собой перечитывание Бояновской рассказа о путешествиях через двойную литературную и историческую призму. YaleNews встретились с Бояновской, чтобы обсудить ее взгляды на то, как Гончаров изображает Россию, вступающую в глобализирующийся мир. Вот сжатая и отредактированная стенограмма.
Эдита БояновскаО чем «Мир империй» и каковы его основные выводы?
Речь идет об известном 19-летнем возрасте.Русское военно-морское путешествие вокруг Африки и Азии, описанное его самопровозглашенным «Гомером», писателем Гончаровым в его рассказе о путешествиях «Фрегат Паллада». Моя книга об этом путешествии носит междисциплинарный характер. Он сочетает в себе литературную и историческую науку с изрядной долей постколониальной теории, истории рас и теорий написания путевых заметок. Его написание было невероятным интеллектуальным приключением! Это вышло далеко за пределы моей подготовки слависта. Материал оказался настолько увлекательным, что я решил написать эту книгу не только для ученых, но и для широкой аудитории. Хотя я и привожу научные аргументы, я не предполагаю никаких специальных знаний.
Я пытаюсь привлечь внимание к этому удивительному русскому классику, который проскользнул через сито канонизации, потому что был промежуточным жанром — между документальным и художественным — следовательно, не собственно литературой, а мы все умеем одержимый русским каноном именно роман. Второе, что я делаю в этой книге, — это рассказ о путешествиях Гончарова как линзу в глобальную имперскую историю, показывающую империализирующийся и глобализирующийся мир середины XIX века с точки зрения России. Это не просто книга о России, а о России на мировой арене. Моя ключевая метафора — «дипломатическое танго» между представителями британского, французского, испанского, американского и российского имперских режимов. Как и танго, их взаимодействие на имперских границах в Африке и Азии было полно напряженной энергии, драматических выпадов и тесного контакта, который был одновременно неудобным и захватывающим. И Россия в этом танце отнюдь не была тихоней.
«Фрегат Паллада» был не романом, как вы только что указали, а рассказом о путешествиях. Почему русский канон должен включать и такое написание?
Эта форма письма была для них основным способом узнать о далеких местах — местах, которые исследовались и колонизировались, но до которых могли добраться немногие обычные люди.
Моя цель не столько в том, чтобы канонизировать эту книгу, сколько просто в том, чтобы люди больше читали и изучали ее. Благодаря моей работе в настоящее время готовится новый английский перевод «Фрегата Паллада» (старый, издательства St Martin’s Press, вопреки заверениям издателя, основан на вычищенном советском издании). На вопрос о том, почему важно внимание к таким книгам, как путевые заметки Гончарова, ответ прост: в XIX в.ХХ века это был наиболее общественно значимый жанр. Мы упустили это из виду, потому что наши современные литературные иерархии отдают предпочтение полностью вымышленным жанрам. Но книги о путешествиях имели самые большие тиражи и широко печатались в журналах и газетах. Некоторые из самых известных писателей-путешественников, такие как Генри Стэнли и Дэвид Ливингстон, стали знаменитостями во многом благодаря своим путевым заметкам. Общественные пожертвования на памятник русскому путешественнику Николаю Пржевальскому сопоставимы с пожертвованиями на памятник русскому народному поэту Александру Пушкину. В 1920-го века Марк Твен был известен прежде всего как писатель-путешественник, а не как романист. Книги о путешествиях были любимым чтением каждого, потому что они были как Ридерз Дайджест. В одном захватывающем повествовании вы получили смесь приключений и литературных описаний экзотических мест, немного этнографии, истории, немного политики и международных отношений и даже — если вы Чарльз Дарвин — естествознания. Это была очень синтетическая форма, полная информации, но у которой также было то преимущество, что она была действительно красочной пряжей. Мы должны помнить, что в то время существовали огромные части мира, о которых европейская и американская аудитория знала очень мало. Эта форма письма была для них основным способом узнать о далеких местах — местах, которые исследовались и колонизировались, но до которых могли добраться немногие обычные люди.
Даже если путевые заметки были настолько распространены в XIX веке, что делает гончаровский рассказ о путешествиях особенным и достойным прочтения сегодня?
Путевой рассказ Гончарова — это вообще великая литература, шедевр русской прозы XIX века. Кроме того, это был бестселлер имперской эпохи, ставший образцом для всех последующих путевых заметок в России, в том числе спонсируемых государством. Книга была широко прочитана постоянными читателями и государственными служащими, как взрослыми, так и маленькими детьми. Его преподавали в школах и военных академиях. Это помогло сформировать поколения российских читателей и их восприятие мира в целом еще в советский период. Молодой Чехов читал и перечитывал; ею был одержим художник-востоковед Василий Верещагин; и Набоков упоминает о ней в своем романе «Оборона» как о главном дореволюционном чтении обывателей. Советский партийный деятель Калинин рекомендовал ее молодым литераторам в 1934, и даже Брежнев упоминает об этом в своей автобиографии. Сам Гончаров называл ее своей любимицей, «розой без шипов». Если вас интересуют связи между литературой и обществом — как и меня — эта книга для вас.
Поскольку рассказы о путешествиях действительно находятся «между документом и вымыслом», чего следует опасаться их читателям?
Рассказы о путешествиях, как сказал один критик, «экономны с правдой». Никогда нельзя доверять их представлениям. Расовые, этнографические, политические или религиозные предрассудки довольно распространены, особенно в 19 веке.рассказы об исследованиях го века. Эти нарративы многое говорят нам о менталитете и индивидуальном опыте путешественника и, в некоторой степени, о культуре, породившей путешественника. Но нужно быть очень осмотрительным, чтобы предположить, что они достоверно представляют народы и места, которые описывает путешественник. Извлечение эмпирической реальности из рассказов о путешествиях — очень сложная и деликатная задача, и, возможно, не самая интересная.
В таком случае, что рассказ Гончарова о путешествии на «Палладе» говорит о его менталитете и породившей его культуре? Какие сообщения он нажимал?
Книга представляет собой богатый документ российского имперского мировоззрения, который нашел широкий отклик у публики царской эпохи. Одной из его целей было отстаивать имперскую экспансию и колониальную деятельность Европы и России, представляя их как признаки современности, прогресса и глобального капитализма. Книга продвигала имперскую глобализацию и свободную торговлю, а также цивилизаторские миссии Европы и России. Главный, хотя и неявный, аргумент Гончарова состоит в том, что Россия должна догнать своих колониальных соперников, особенно британцев. Он должен стать глобальным соперником в добыче ресурсов, торговле и доступе к рынкам дешевой рабочей силы. Он должен стать более заметным в глобальном имперском предприятии. Таков был главный посыл этой книги, который Гончаров передал на удивление хорошо. Чрезвычайная популярность книги, вероятно, означает, что это сообщение вызвало отклик. Русскому читателю понравилось и то, что Гончаров удивительным образом сочетал свою русскость с европеичностью. Он нес себя под чужим небом как самоуверенный европеец. Тем не менее, он также видел мир через отчетливо российскую призму; читатели находили его взгляды на мир «родственными» и поэтому намного превосходили западных писателей-путешественников, которых они читали в переводе.
Что вас больше всего удивило при изучении книги Гончарова?
Что меня удивило, так это то, как остро этот русский путешественник 1850-х годов видел собирающиеся силы глобализации
Что меня удивило, так это то, как остро этот русский путешественник 1850-х годов видел собирающиеся силы глобализации, как проницательно он относился к этому подъему взаимосвязей между различными частями мира и к другому, более глобализированному миру, возникающему из экономических, политических и дипломатических отношений. явления, которые он видел воочию в этих различных азиатских и африканских портах. Я не ожидал, что открою русскую книгу 1858 года и в основном увижу такое видение мира, которое я так хорошо знаю. Недавно гарвардский историк Майя Джасанофф опубликовала прекрасную новую биографию Джозефа Конрада. В нем она подчеркивает, насколько необычным, насколько прозорливым был Конрад, чтобы привлечь внимание к этим силам глобализации. А вот с Гончаровым и «Фрегатом Паллада» у меня есть русский автор, опередивший Конрада на пять десятков лет!
Что было самым сложным?
Самым сложным было написать о гонках. Способы, которыми книга занимается расизацией азиатов и африканцев, очень трудны для противостояния с нашей современной точки зрения. Издатель существующего английского перевода книги счел необходимым включить отказ от ответственности, который отделяет прессу и переводчика от оскорбительного отношения к книгам. И этот издатель работал с русским изданием, которое уже вычистило некоторые из самых вопиющих отрывков.
Правда, Гончаров не хуже любого другого европейца того времени, но я не верю аргументу, что «ну все так делали, так что толку об этом говорить?» Нам нужно говорить об этом, и особенно в академическом контексте, потому что существует миф о том, что, поскольку раса не была категорией институциональной практики в России или Советском Союзе, русские не мыслили и не думают о мире в расовых рамках. условия. Это просто неправда. И книга Гончарова это очень хорошо показывает.
И тем не менее, вы объясняете, почему русских лучше принимали в Японии, чем их имперских сверстников, которыми в данном случае были американцы коммодора Перри. Почему? И как Гончаров представлял эту встречу?
Да, одна из странных вещей в отношении книги к реальному путешествию, особенно в отношении японского этапа путешествия, заключается в том, что на самом деле русская команда была гораздо менее расистской и гораздо более уважительной по отношению к местным японским обычаям. чем вооруженные пушками американцы. Сами японцы рассматривали русских как меньшее из двух зол. Русские гораздо более примирительно и уважительно относились к японским обычаям и протоколу. Однако отчет Гончарова об этой встрече довольно расистский, европоцентричный и высокомерный. В некотором смысле, он портит репутацию российской команде, по крайней мере, по нашим сегодняшним меркам.
Но в 19 веке стандарты были другими. Кроме того, Гончаров берет на себя работу по переделке себя, по проецированию русскости как вполне совместимой с европейскостью. А «действовать по-европейски», особенно на имперских границах в Африке и Азии, означало проецировать расовые иерархии, в которых белые европейцы ставились на вершину, и господствовать над своим превосходством над якобы отсталыми аборигенами. Теперь, когда русские остро осознавали, что их западные сверстники на старой территории Европы обращаются с ними как с «европейцами второго сорта», обращение с ними как с равными доставляло им большое эмоциональное удовлетворение. В Азии и Африке русских неожиданно охотно принимают в клуб европейских элит на равных. Так вот, чтобы изобразить из себя полноценного европейца, Гончаров осыпает африканцев и азиатов снисходительностью, изображая их через очень предвзятую призму. Унижение других людей должно было показать, что вы более образованны, культурны, цивилизованны и т. д.
Контекстуализировать «Мир империй» с точки зрения ваших больших научных целей. Зачем изучать империю в русской культуре?
Теперь, когда эта книга закончена, я планирую вернуться к своему более крупному проекту, в котором я просматриваю работы всех основных русских писателей XIX века, особенно второй половины XIX века, чтобы показывают, что империя не была второстепенной заботой русской культуры. Напротив, каждый крупный писатель той эпохи брал на себя задачу противостоять имперским амбициям России, а также различным вызовам и дилеммам управления империей. Цель как «Мира империй», так и этого более крупного проекта состоит не только в том, чтобы сделать имперские вопросы более важными для изучения русской культуры, но и в том, чтобы включить Россию в полемику европейских гуманитарных наук, в которой русский империализм странным образом отсутствовал — сделать дело России более заметным для более широкого сообщества ученых, изучающих имперскую историю Европы.
Более того, политические события последних нескольких лет показывают, что, хотя мы можем говорить о деколонизации Британской и Французской империй, Россия, похоже, является единственной старой империей, которая занимается повторной колонизацией: ее аннексия Крыма была первой территориальной аннексией в Европе после Второй мировой войны. Думаю, это показывает, насколько актуальна задача переосмысления представлений об империализме в русской культуре. Типы текстов, над которыми я работаю и которые просматриваю со своими студентами, — это не какие-то затхлые архивные мелочи. Они связаны с современными политическими дебатами в публичной сфере и социальных сетях и прямо затрагивают интересы современного российского общества.
Типы текстов, над которыми я работаю и которые просматриваю со своими учениками, не являются какими-то затхлыми архивными мелочами. Они используются в современных политических дебатах в публичной сфере и социальных сетях.
Как вы надеетесь, эти проекты пригодятся для разговоров об империи в вашей собственной дисциплине, славистике?
Несмотря на то, что были проведены важные исследования имперских аспектов русской культуры, мы едва коснулись поверхности, чтобы раскрыть полную картину взаимодействия русской культуры с имперскими темами, особенно по сравнению с другими областями, такими как английский или испанский. Кавказ, являющийся парадигматическим «Востоком» России, изучен лучше всего, но Российская империя состояла не только из Кавказа.