Русские народные промыслы — Русская вера
С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.
Содержание:
- Гжельская роспись
- Жостовская роспись
- Палехская миниатюра
- Федоскинская миниатюра
- Хохлома
- Городецкая роспись
- Мезенская роспись
- Вологодское кружево
- Елецкое кружево
- Мценское кружево
- Вятское кружево
- Оренбургский пуховый платок
- Павловопосадские платки
- Крестецкая строчка
- Каслинское литье
- Шемогодская прорезная береста
- Варнавинская резьба по кости
- Абрамцево-кудринская резьба
- Гусевский хрусталь
- Филигрань
- Финифть
- Малахитовые изделия
Гжельская роспись
С давних времен на Руси была широко известна посуда и иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель (ныне город находится на территории Раменского района Московской области). Уже с XVII века, а то и ранее Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века.
Керамическая посуда из ГжелиФормирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок.
Чайный сервиз из ГжелиСпециалисты утверждают, что аутентичными изделиями Гжели можно назвать лишь авторские работы, сформировавшие привычную нам стилистику Гжели в 80-е годы XX века. Это работы таких художников, как Азарова, Денисов, Неплюев, Федоровская, Олейников, Царегородцев, Подгорная, Гаранин, Симонов и другие. Каждый из этих мастеров ставит на изделии личную подпись или штамп предприятия, на котором работает. Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования.
Жостовская роспись
В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю — выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву.
Поднос с жостовской росписьюРасписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому).
Поднос с жостовской росписьюОсновными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.
Палехская миниатюра
В нашей стране и далеко за рубежом широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции. Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области. В прошлом это село находилось на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии, известного иконописными мастерскими и старообрядческими скитами. (Примечательно, что в этих краях проживал известный старообрядческий отшельник Вавила. Родом из Франции, он пришел на владимирскую землю, чтобы принять Старую Веру и вести уединенный образ жизни. Подробнее о Вязниковском уезде читайте в статье «Приключения француза в старообрядческой России»).
Палехская лаковая миниатюраПосле октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично.
Палехская лаковая миниатюраХарактерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.
Федоскинская миниатюра
Федоскинская миниатюра — это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками на папье-маше. В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства, отсюда и манера письма более «приземленная».
Федоскинская миниатюраФедоскинская миниатюра зародилась в конце XVIII века в селе Федоскино Московской губернии. Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.
Федоскинская миниатюраВ XIX веке федоскинская миниатюра служила в большей степени декоративным целям. В середине XX века стало развиваться авторское направление. Сюжеты миниатюр стали усложняться.
Хохлома
На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.
Хохломская росписьЧтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.
Хохломская роспись на разделочной доскеБлагодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.
Городецкая роспись
Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города.
Городецкая росписьГородецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт.
Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки.Городецкая росписьВот что говорит В.С. Воронов о городецкой росписи:
Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи.
Мезенская роспись
Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.
Мезенская роспись на подносеХудожественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.
Мезенская роспись на разделочной доскеВ конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. мезенскую роспись возродили потомки старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотов в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Москве.
Вологодское кружево
Вологодское кружево — русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках (деревянных палочках). Как отдельное ремесло со своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII-XVIII веках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.
Вологодское кружевоВсе основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен.
Вологодское кружевоСюжеты вологодского кружева самые разные — от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику.
Елецкое кружево
Не менее известно елецкое кружево. Его плетут на коклюшках. Этот вид кружева возник в начале XIX века в городе Елец.
Елецкое кружевоКружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.
Елецкое кружевоСчитается, что елецкие кружева более легкие и изящные, нежели вологодские.
Мценское кружево
Мценское кружево — вид русского кружева, которое плетется на коклюшках.
Мценское кружевоМценское кружево появилось в городе Мценске Орловской области в XVIII веке. Это стало возможным благодаря местной помещице Протасовой, которая собрала мастериц из разных уголков России и основала мануфактуру — самое крупное на тот момент производство кружева в России.
Мценское кружевоОтличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским кружевом, узор в нем менее плотный и насыщенный, как пишут специалисты — более «воздушный».
Вятское кружево
В начале XVIII века в Вятской губернии появляются мастерицы, занимающиеся изготовлением кружева. Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь во второй половине XIX века. Этим промыслом занимаются мастерицы из крестьян. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель.
Вятское кружевоНаиболее интересные изделия из вятского кружева были созданы в советское время. Эти достижения связаны с именем знаменитой художницы-кружевницы, лауреатом Государственной премии России имени Репина Анфисой Фёдоровной Блиновой. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности.
Вятское кружевоВ условиях экономического кризиса 90-х годов XX века кружевная фабрика, расположенная в городе Советске (бывшая слобода Кукарка), была закрыта. Только совсем недавно, в 2012 году, в городе был создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», мало-помалу возрождающий традиции старинного ремесла.
Оренбургский пуховый платок
Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из уникального пуха оренбургских коз, нанесенного на специальную основу (х/б, шелк или другой материал).
Оренбургский пуховый платокЭтот промысел возник в Оренбургской губернии в XVIII веке. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.
Крупнейший оренбургский пуховый платок в РоссииВ середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края.
Павловопосадские платки
В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки — это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором.
Павловопосадские платкиВ 70-х гг. XIX века формируется привычная нам палитра платков, расширяется ассортимент платков с натуралистическими цветочными мотивами. Мастерицы отдают предпочтение изображениям садовых цветов, прежде всего розам и георгинам.
Павловопосадские платкиДо 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений. С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.
Крестецкая строчка
Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия.
Крестецкая строчкаКрестецкая строчка — это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая вышивка.
Крестецкая строчкаВышивка выполнялась на ткани изо льна, причем нити, основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.
Каслинское литье
Каслинское литье — художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли.
Каслинское литьеЭтот завод основал в 1749 году купец-старообрядец Яков Коробков, прибывший сюда c семьей из Тулы. Он руководствовался указом Петра I, гласившим:
Скульптура «Россия» Н.А. Лаверецкого, каслинское литье, 1896 г.Соизволяется всем и каждому, дается воля, какого бы чина и достоинства не был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить, чистить всякие металлы и минералы.
Большую часть работников завода также составили старообрядцы, прибывшие из разных мест на Уральскую землю, где были не так ощутимы гонения на старую веру.
Каслинское литьеТрадиции Каслинского литья — графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов — сложились в XIX веке. В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году.
Шемогодская прорезная береста
Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, — довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду.
Шемогодская прорезная берестаОсобенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом».
Шемогодская прорезная берестаВ советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате (Вологодская область). И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды.
Варнавинская резьба по кости
Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа.
Варнавинская резьба по костиВарнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни), шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров.
Варнавинская резьба по костиОсобенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.
Абрамцево-кудринская резьба
Абрамцево-кудринская резьба — это художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.
Абрамцево-кудринская резьбаС помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева.
Абрамцево-кудринская резьбаРасцвет этого промысла приходится на советский период времени — 20-40-е годы. Заказы работникам кудринской артели «Возрождение» поступали даже от Третьяковской галереи. Исторические и современные изделия, сделанные в стиле абрамцево-кудринской резьбы, были представлены на международной выставке в Париже в 1937 году. После распада СССР фабрика кудринской резьбы была закрыта. Сегодня промысел сохраняется благодаря работе частных мастеров.
Гусевский хрусталь
История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.
Гусевский хрустальПервые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.
Гусевский хрустальСейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.
Филигрань
Филигрань (или скань) — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью — металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.
Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое.
Казаковская филигрань. ШкатулкаЦентрами сканного дела сегодня являются:
- Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань.
- Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла — скань, эмаль, чеканка и другое.
- Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России.
Финифть
Финифть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зеленый.
Вологодская (усольская) финифтьВологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Промысел возник в XVII веке в Сольвычегодске. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе и мифологические. Однако в начале XVIII века стала популярна однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 1970-е годы XX века началось возрождение «усольской» многоцветной финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.
Ростовская финифтьТакже существует ростовская финифть — русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в городе Ростове Великом Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняют на эмали прозрачными огнеупорными красками, которые были изобретены в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.
Малахитовые изделия
Малахит — зеленый минерал с богатыми оттенками, хорошо поддающийся обработке. Камень может быть от светло-зеленого до черно-зеленого цветов, а первая поделка насчитывает более 10 тысяч лет. Плотные разновидности малахита хорошего цвета и с красивым рисунком высоко ценятся, их с конца XVIII века употребляли для облицовки плоских поверхностей. С начала XIX века малахит используется для создания объемных произведений — ваз, чаш, посуды.
Малахитовая шкатулкаШирокую известность за пределами России малахит получил благодаря заказам Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, подготовленной А. Н. Демидовым. Благодаря Демидовым с 1830-х годов малахит начинают использовать как материал для архитектурной отделки: первый малахитовый зал был создан по заказу П.Н. Демидова архитектором О. Монферраном в особняке в Санкт-Петербурге на ул. Б. Морская, 43. Роскошные интерьерные работы с малахитом были выполнены в Исаакиевском соборе. Также малахит используют для изготовления ювелирных украшений. Техника облицовки малахитом называется «русская мозаика». В ее основе лежит принцип, который использовался европейскими мастерами для снижения стоимости изделий из лазурита еще в XVII веке: тонко напиленными пластинками камня покрывают поверхность предмета из металла или дешевого камня. Так создается иллюзия резьбы из монолита.
Малахитовые колонны иконостасаМалахитовому промыслу посвящены сказки русского писателя Павла Петровича Бажова, который начинал свою карьеру учителем в школе глухой уральской деревни Шайдуриха, заселенной старообрядцами. От них писатель перенял немало интересных историй и легенд, связанных с жизнью на Урале и фольклорными обычаями местного населения.
Народные промыслы по росписи в России: история возникновения и развития
История развития
Русские крестьяне издревле украшали узорами кухонную утварь, детские игрушки, сундуки. Например, традиции северной мезенской росписи исследователи возводят еще к временам первоначального формирования славянских племен.
Однако основные направления художественной росписи окончательно сформировались в XVIII–XIX веках. В советское время, особенно после 50-х годов, многие из них пережили настоящее второе рождение. Расписные шкатулки, сундучки, подносы украшали дома по всему СССР и особенно ценились за границей.
Украсить стремились и бытовые предметы, которыми пользовались каждый день. Фото: Михаил ФРОЛОВ/КП
Народная роспись чаще всего яркая, красочная. Фото: Shutterstock
Для разных регионов были характерны свои определенные цвета узоров. Фото: Фотобанк Лори
Традиции
Традиции художественной росписи успешно сохраняются и в современной России. Палехская миниатюра, хохлома, жостовские подносы стали настоящими узнаваемыми брендами – не только в России, но и за рубежом
Русское искусство во всем мире прочно ассоциируется с яркими красками и пышными узорами народной росписи. И сейчас мастерские не просто сохраняют вековые традиции и технологии, но и осваивают новые сюжеты, привносят новые трактовки образов.
Виды художественной росписи в России
За долгие века в разных уголках России сформировалось множество уникальных художественных традиций, видов росписи. Самые старинные из них, безусловно, связаны с росписью деревянных предметов быта. Позже с развитием технологий мастера начинали расписывать изделия из металлов, керамики, папье-маше и других материалов.
Украшенный сундук был одной из частей приданого невесты. Фото: culture.ru
Виды | |
---|---|
Миниатюра: Палех и Федоскино | Палех – роспись темперой по папье-маше на сюжеты из былин и сказок. Федоскинская роспись выполняется масляными красками по папье-маше, характерный сюжет – изображения русской тройки, народных гуляний |
Роспись по металлу: Жостово | Роспись жестяных подносов масляными красками по черному фону, чаще всего изображаются букеты цветов |
Роспись по дереву: Хохлома, Городецкая и Мезенская | Роспись по дереву: Хохлома, Городецкая и Мезенская |
Миниатюра
Техника лаковой росписи на изделиях очень сложна в исполнении, ведь она требует от художника кропотливости при изображении мелких деталей рисунка. Для этого промысла использовали темперу (водорастворимые краски на основе порошковых пигментов, которые были известны еще во времена Древнего Египта) и масляные краски.
В техниках лаковой миниатюры талант народных художников проявлялся в полной мере. Фото: vk.com
Палехская роспись уникальна своей историей. Этот вид народного промысла сложился не в древности и даже не в XVIII–XIX веках, а в советское время. Село Палех (сейчас это Ивановская область) до революции славилось своей иконописной школой. Палехские иконы отличала особая тонкость письма, плавность линий. Но с приходом советской власти палехским мастерам-иконописцам пришлось искать новые сюжеты и осваивать новые материалы.
Так и родилась палехская миниатюра. От древнерусской иконописи мастера взяли технику росписи темперой и живописные приемы: тонкость и условность изображения, сложную композицию с параллельным развитием нескольких сюжетов. А вот в качестве сюжетов стали выбирать русские сказки, былины, жанровые сценки. Чаще всего палехская роспись украшает шкатулки и сундучки.
Роспись по дереву
Пожалуй, наиболее старинный вид росписи. К примеру, мезенская роспись считается вообще одним из самых древних народных промыслов, дошедших до наших дней. И хотя самый старый из дошедших до нас предметов – расписная прялка – датируется «всего лишь» 1815 годом, ученые возводят истоки мезенской росписи к архаичным временам. На берегах Белого моря и Онежского озера археологи находят схожие мотивы даже в наскальных изображениях
Самый узнаваемый народный промысел в России — хохломская роспись. Фото: Фотобанк Лори
Красные и золотые узоры расцветают на глубоком черном фоне. Это хохлома – один из самых известных и растиражированных видов русских народных промыслов. Ее яркие, сочные краски с легкостью узнает каждый.
Для хохломы характерны изображения цветов, ягод, птиц, зверей. Роспись наносится мастером на специально обработанную деревянную заготовку от руки, без предварительной разметки. А особый богатый золотой блеск достигается без применения золота.
Этот вид росписи по дереву возник в XVII веке в деревнях на левом берегу Волги, в окрестностях крупного села Хохлома – сейчас это Нижегородская область. А сегодня традиции хохломской росписи сохраняются в городе Семенов и деревне Семино, где работает сразу несколько предприятий и мастерских.
Интересные факты
про роспись
Под хохлому расписана самая большая ложка в мире. Деревянный столовый прибор длиной 2,67 м сейчас находится в музее при фабрике хохломы в Семенове.
В советские годы Палех приобрел огромную популярность не только в нашей стране, но и на Западе. Палехские шкатулки были целым отдельным направлением экспорта. История подмосковной жостовской росписи родилась… на Урале. Тагильские мастера изобрели особый вид росписи по металлу, превращая подносы в настоящие картины. А на основе их работ в XIX веке в Жостово родился отдельный, особый вид народного промысла
Рассказать друзьям
Бэнкси показал семь фресок по раздираемой войной Украине | Умные новости
Фреска была нарисована на стороне здания, пострадавшего от российских авиаударов. Олег Переверзев/NurPhoto через Getty Images Уличный художник Бэнкси подтвердил, что является автором семи новых муралов в Украине, сообщает Art Newspaper Энни Шоу.До недавнего времени анонимный британский художник не делился информацией о своем местонахождении. Но искусство в его характерном стиле появляется по всей Украине, вызывая спекуляции о его местонахождении, согласно Washington Post Виктория Биссет.
Сначала Бэнкси претендовал на право собственности только на одно произведение искусства: фреску в Бородянке, украинском городе, разрушенном российскими авиаударами. В пятницу он поделился тремя изображениями фрески в посте в Instagram, который озаглавлен просто: «Бородянка, Украина». На стене разваливающегося здания изображена гимнастка, которая делает стойку на руках на куче щебня.
Бородянка, расположенная примерно в 35 милях к северо-западу от Киева, сильно пострадала после вторжения России в Украину в начале этого года.
«[Фреска] — это символ того, что мы несокрушимы», — говорит агентству France-Presse (AFP) Алексей Савочка, 32-летний украинец. «И наша страна нерушима».
На этой неделе Бэнкси рассказал Art Newspaper , что этот мурал — лишь одно из семи новых произведений искусства, созданных им по всей Украине.
Также в Бородянке на этой фреске Бэнкси изображен мальчик, переворачивающий на спину пожилого мужчину. Олег Переверзев/NurPhoto через Getty ImagesВ одном из них, тоже на Бородянке, мальчик переворачивает на спину пожилого мужчину в матче по дзюдо. Некоторые предполагают, что пожилой мужчина — это президент России Владимир Путин, который, как известно, является энтузиастом дзюдо.
Еще один находится со стороны жилого дома в пригороде Ирпеня. Подобно оригинальной фреске со стойкой на руках, на ней изображена гимнастка, но на этот раз она носит шейный бандаж и выполняет упражнение с лентой, балансируя на вершине отверстия в стене поврежденного здания.
Несколько новых произведений искусства сочетают образы военного времени с снимками гражданской жизни: в одном дети катаются на металлической ловушке для танков как на качелях, согласно0003 Художественная газета . В другом женщина в халате носит противогаз.
Зрители наблюдают фреску на стене разрушенного жилого дома в украинском городе Ирпень. Гвня Савилова/AFP через Getty ImagesИскусство Бэнкси уже использовалось для поддержки Украины. В марте анонимный жертвователь продал репродукцию CND Soldiers , одного из известных антивоенных произведений художника, и пожертвовал вырученные средства детской больнице в Киеве. Нарисованный в 2003 году, он изначально был создан в знак протеста против войны в Ираке.
Новые работы — первые публичные фрески Бэнкси более чем за год. Вернувшись в Бородянку, несколько путешественников собрались, чтобы увидеть их лично, сообщают Глеб Гаранич и Макс Хундер из Reuters. Одной из них была Алина Мазур, 31-летняя приезжая из Киева.
«Это такой исторический момент для нашей страны, — сказал Мазур, — что такие люди, как Бэнкси и другие известные личности, приезжают сюда и показывают миру, что Россия сделала с нами».
Рекомендуемые видео
Banksy unveils Ukraine gymnast mural on building shelled by Russia
Published
Related Topics
- Russia-Ukraine war
Image source, Ed Ram/Getty Images
By Адам Дурбин
BBC News
Известный граффити-художник Бэнкси представил свою последнюю работу на разрушенном в результате обстрелов здании в Украине.
Бэнкси опубликовал в Instagram фотографию, на которой гимнаст делает стойку на руках среди обломков в Бородянке.
Фрески, обнаруженные в столице Украины Киеве и ее окрестностях, породили слухи о том, что анонимный художник работал в раздираемой войной стране.
Другой, официально не заявленный, изображает человека, похожего на Владимира Путина, которого ребенок побеждает в дзюдо.
Граффити-художник разместил три изображения фрески гимнастки среди обломков, оставленных российскими обстрелами, с подписью просто «Бородянка, Украина».
Бородянка была одним из мест, наиболее пострадавших от российских бомбардировок Украины сразу после вторжения 24 февраля.
Российские солдаты оккупировали город, расположенный примерно в 30 милях (48 км) к северо-западу от столицы Украины Киева, в течение нескольких недель на начальном этапе войны, прежде чем он был освобожден Украиной в апреле.
На втором фрагменте «Бородянки», принадлежность которого Бэнкси не подтвердил, изображен человек, похожий на Владимира Путина, которого переворачивают во время матча по дзюдо с мальчиком. Президент России является обладателем черного пояса по дзюдо и известным любителем боевого искусства.
Источник изображения, Эд Рам/Getty Images
После взятия города международный редактор BBC News Джереми Боуэн, военный корреспондент-ветеран, сказал, что разрушения, нанесенные русскими обстрелами Бородинаки, были худшими, которые он видел в Украине в то время.
Несколько свидетелей сообщили, что российские войска пресекали попытки выкопать выживших из разрушенных зданий, угрожая желающим сделать это оружием.
BBC News также слышал историю местного полицейского, который потерял шестерых членов семьи — мать, отца, брата, бабушку, жену и годовалую дочь — в результате одной российской забастовки.
На третьей картине, которая, кажется, была написана Бэнкси, изображена художественная гимнастка с шейным корсетом, выполняющая упражнение с лентой поверх зияющей дыры в стене здания в Ирпене.
Источник изображения, Ed Ram/Getty Images
Город, расположенный на окраине Киева, стал местом печально известной резни сотен мирных жителей оккупационными российскими войсками.