Саббета где это находится – Сабетта — Википедия

Сабетта — есть ли жизнь за Полярным кругом? — ZAVODFOTO.RU

А меня тут недавно за Полярный круг занесло, в посёлок Сабетта, который расположен на восточном берегу полуострова Ямал у Обской губы Карского моря. Еще пару лет назад на этом месте практически ничего не было, а сейчас уже построен современный аэропорт, причём имеющий официальный статус «Международный», работает круглогодичный морской порт, создана необходимая инфраструктура, а это: жилье, дороги, и т.д. На данный момент в Сабетте работает более 15 тысяч человек. И это всё благодаря крупнейшему и уникальному проекту современности, заводу по сжиженнию природного газа ЯмалСПГ. Ну что, посмотрим, как здесь всё устроено?


2. Лететь до Сабетты из Москвы около 4 часов

3. Я в первый раз лечу «Газпром авиа», а уже встречают по-царски и это ещё без горячего.

4. Кстати, хочу выразить благодарность Авиакомпании «Газпром авиа» и всему экипажу ГЗП 9643 за отличный, комфортный полёт и внимание, 8 часов (туда и обратно) с вами прошли незаметно.

5. А это и есть Международный аэропорт Сабетта

6. Международный аэропорт Сабетта — это один из крупнейших в мире северных аэропортов. Он способен принимать практически все типы самолетов. Аэропортовый комплекс включает в себя аэродром, соответствующий требованиям I категории ИКАО, взлетно-посадочную полосу размерами 2704х46 м, ангары для авиатехники, служебно-пассажирское здание, в том числе международный сектор. 100-процентным владельцем аэропорта является собственно «ЯмалСПГ».

7. Первый пассажирский самолёт Boeing 737 авиакомпании ЮТэйр приземлился в аэропорту 4 декабря 2014, но это ещё был первый пробный рейс. Регулярные же рейсы стали совершаться со 2 февраля 2015 года. Следующей важной датой в истории аэропорта стало 29 июля 2015 года, в этот день Распоряжением Правительства РФ аэропорт был открыт для выполнения международных полётов и в нём был установлен грузопассажирский пункт пропуска через госграницу. На данный момент организовано постоянное пассажирское авиасообщение с городами Новый Уренгой и Москва, в перспективе маршрутная сеть должна расшириться. Сейчас средний пассажиропоток составляет около 150 тыс. человек в год, но когда проект ЯмалСПГ потребует большего участия, аэропорт готов обслужить и 300 тыс. человек.

8. А здесь нас уже встречают

9. Делимся на группы и едем в посёлок на вахтовках

10. Название посёлку Сабетта дали геологи Тамбейской НГРЭ, которые сюда приехали в 80-е годы прошлого века. Есть несколько версий почему именно Сабетта. По одной из них, название посёлка происходит от переделанного на ненецкий язык названия существовавшей здесь фактории «Советская». По другой версии, происходит от названия местного рода самоедов живших в этом районе — рода Сабе. Третья версия, что Сабетта — название женского головного убора (на ненецком языке).

11. На первый взгляд, учитывая климатические и природные условия посёлок выглядит очень достойно. Здесь созданы всё условия для строителей и будущих работников завода. Уже работают несколько столовых, есть гостиница, медпункт, баня, спорткомплекс, прачечная, ряд административно-бытовых зданий, есть своя котельная, канализационные и водоочистные сооружения, склады хранения продовольствия, пожарное депо, теплая стоянка для автомобилей и т.д.

12.

13.

14.

15. А вот и штаб-квартира будущего завода, но про него я расскажу в следующий раз. Продолжение следует…

Большое спасибо всей пресс-службе компании ОАО «НОВАТЭК» и лично Духаниной Ларисе за организацию моего визита.

Вся наша «Ямал СПГ» история:

Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать — «Как это делается и почему именно так!», мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами [email protected] и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Уже более 250 организаций открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

ZAVODFOTO — Шагает по стране! — ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html

«Пермский край — Нам есть, чем гордиться!»: http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html

Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:

А ещё прошу всех в гости: http://ok.ru/zavodfoto и https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/

zavodfoto.livejournal.com

Порт Сабетта — ZAVODFOTO.RU — ПРОМБЛОГЕР № 1 / Мы любим рассказывать про ваш бизнес! — LiveJournal

В Сабетту можно попасть пока только по воздуху (новый аэропорт я уже Вам показал http://zavodfoto.livejournal.com/4821264.html) или по Северному морскому пути, это стало возможно, благодаря строительству здесь нового арктического порта с одноименным названием. Его строительство началось в 2012 году, полностью всё будет построено в 2017 году. Вот про него сегодня и пойдёт речь.


20 июля 2012 года состоялась торжественная закладка порта Сабетта. Распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта РФ от 25 июля 2014 года №КС-286-р морской порт Сабетта внесен в реестр морских портов Российской Федерации.

2. Административно-бытовые здания порта.

Порт расположен в 5 километрах к северо-востоку от одноименного поселка. Сам посёлок Сабетта, находится на восточном берегу полуострова Ямал у Обской губы Карского моря. Порт уже 3 года функционирует, работает в круглогодичном режиме. За 2015 год через него уже прошло более 3 млн тонн строительных грузов, а всего за время работы более 6 млн тонн.

3.

Морской порт Сабетта строится прежде всего для обеспечения перевалки углеводородного сырья Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения и для дальнейшей транспортировки природного газа и газового конденсата морским транспортом в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Атлантики. Грузы будут перевозиться танкерами класса Arc7. А ещё без него строительство завода по сжижению газа «Ямал СПГ» http://zavodfoto.livejournal.com/4827701.html было бы просто не реально.

4.

Строительство порта реализуется на принципах государственно-частного партнерства. В федеральной собственности (заказчик строительства ФГУП «Росморпорт») будут находиться оградительные ледозащитные сооружения, операционная акватория, подходные каналы, системы управления движением судов и навигационного обеспечения, здания морских служб. К объектам «Ямал СПГ» относятся технологические причалы по перевалке сжиженного природного газа и газового конденсата, причалы накатных грузов, причалы строительных грузов, причалы портофлота, складские помещения, административно-хозяйственная зона, инженерные сети и коммуникации.

5.

Порт строится в два этапа — подготовительный и основной. Подготовительный этап включает строительство грузового порта для приемки строительных грузов и технологических модулей завода СПГ. Основной этап строительства включает в себя технологические причалы для отгрузки СПГ и газового конденсата.

6.

7. Не нужен нам берег турецкий, коли Карское море есть у нас!

8.

9.

10.

11.

12. Резервуары для хранения сжиженного газа

Сам проект безусловно уникален. Прежде всего потому, что он строится с нуля, так как здесь не было практически никакой транспортной инфраструктуры.

13.

Инфраструктура порта из себя будет представлять: подходной канал длиной 6 км, шириной 495 м, глубиной 15,1 м, морской канал длиной 49 км, шириной 295 м, глубиной 15,1 м. Акватория порта будет глубиной 15,2 м. В порту будет установлено навигационное оборудование и построены объекты береговой инфраструктуры: контрольно-корректирующая станция, пост гидрометеорологического наблюдения, административные, технические и складские здания.

14.

15.

В 2012-2013 годах был создан технологический канал длиной 3,9 км, шириной 240 м, глубиной 12,4 м и акватории вспомогательных причалов, что позволило начать доставку оборудования и материалов к месту строительства порта. Сейчас ведётся строительство оснований технологических причалов по отгрузке. Их сюда доставят в модульном исполнении, за 6 месяцев соберут и доведут до ума и к запуску первой линии завода, намеченной на 2017 год, уже всё будет работать в полноценном режиме.

16.

У государства есть планы — к порту подвести железную дорогу, тянуть где-то 700 км. Если и это станет реальностью. Наш порт превратится уже в важный стратегический узел всего Северного морского пути, да и Арктики в целом. И через него на экспорт пойдет не только сжиженный газ, но и зерно из Сибири, металлы с Урала или уголь из Кузбасса.

17.

Большое спасибо всей пресс-службе компании ОАО «НОВАТЭК» за организацию моего визита.

Вся наша «Ямал СПГ» история:

Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать — «Как это делается и почему именно так!», мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами [email protected] и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Уже более 250 организаций открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

ZAVODFOTO — Шагает по стране! — ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html

«Пермский край — Нам есть, чем гордиться!»: http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html

Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:

А ещё прошу всех в гости: http://ok.ru/zavodfoto и https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/

zavodfoto.livejournal.com

Как живут вахтовики на Ямале — ZAVODFOTO.RU

Недавно я рассказывал о вахтовом посёлке «Таборный», который находится в Якутии http://zavodfoto.livejournal.com/5513550.html и, знаете, получил много откликов. Поэтому оказавшись на Ямале, решил эту историю продолжить. Итак, территориально наш вахтовый посёлок Сабетта находится примерно в 4,5 км на юго-восток вдоль берега Карского моря в Ямало-Ненецком автономном округе за Полярным кругом. Зима тут длится почти восемь месяцев, а реализуемый проект Ямал СПГ безусловно гордость для нашей страны. Так в каких же условиях живут там люди?


2. Добраться до Сабетты можно только на самолёте, хотя есть варианты и по воде, но так как круизные лайнеры сюда не заглядывают, а только грузовые корабли, то думаю этот вариант всерьёз не стоит рассматривать. А вот так и выглядит местный аэропорт, причём он имеет статус Международного. А ещё 8 февраля 2017 года он был признан победителем премии в номинации «Лучший аэропорт 2016» (категория «Аэропорт регионального значения», менее 0,5 млн. пассажиров в год). В рейтинге среди всех аэропортов России в прошлом году он занял 56 место, а его пассажиропоток составил 239 744 человек.

Международный аэропорт Сабетта — это один из крупнейших в мире северных аэропортов. Он способен принимать практически все типы самолетов. Например, совсем недавно он принял крупнейший самолет Ан-124 Руслан с грузом из Китая. Аэропортовый комплекс включает в себя аэродром, соответствующий требованиям I категории ИКАО, взлетно-посадочную полосу размерами 2704х46 м, ангары для авиатехники, служебно-пассажирское здание, в том числе международный сектор. стопроцентным владельцем аэропорта является компания «Ямал СПГ».

3.

Международный аэропорт на такой широте был построен в российской практике впервые. Первый пассажирский самолёт Boeing 737 здесь приземлился 4 декабря 2014 года, но это ещё был первый пробный рейс. Регулярные же рейсы стали совершаться со 2 февраля 2015 года. Сейчас отсюда организовано регулярное сообщение с пятью городами России.

4.

5. Остановились мы вот в этой гостинице на территории вахтового посёлка.

6. Про номер можно смело петь дифирамбы, тут даже Wi-fi есть бесплатный, а нам, блогерам, другого и не надо…

Напомню, название посёлку Сабетта дали геологи Тамбейской НГРЭ, которые сюда приехали в 80-е годы прошлого века. Есть несколько версий почему именно Сабетта. По одной из них, название посёлка происходит от переделанного на ненецкий язык названия существовавшей здесь фактории «Советская». По другой версии, происходит от названия местного рода самоедов живших в этом районе — рода Сабе. Третья версия, что Сабетта — название женского головного убора (на ненецком языке).

7.

8. Штаб проекта «Ямал СПГ»

9. Столовая

10.

11.

Большинство здешних зданий — это быстровозводимые блочные постройки, которые были изготовлены в Вологде. При этом также был разработан уникальный утеплитель, благодаря чему все здания свободно могут выдерживать температуру до минус 65 градусов. Поэтому и зима тут совсем не страшна.

12.

13. Сейчас здесь проживают более 27 тысяч человек

14.

15.

16. Троицкий храм в посёлке Сабетта.

17.

18. Понятно, что условия труда тут не простые, а после работы особо не пошикуешь, направо и налево снежная пустыня. Но и в такой ситуации работодатель находит выходы.

19. Вот, например, прекрасный спортзал.

20.

21. Где свои кружки по интересам…

22. Я тоже тут пару-тройку раз присел, чтобы не «выпасть» из спортивной формы, ведь уже целую неделю не посещаю спортзал)))

23.

24.

25. В целом можно смело сказать, что жить тут можно и очень даже неплохо! Большое спасибо всей пресс-службе компании ПАО «НОВАТЭК» за организацию такой интересной поездки.

Вся наша «Ямал СПГ» история:

Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать — «Как это делается и почему именно так!», мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами [email protected] и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Уже более 250 организаций открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

ZAVODFOTO — Шагает по стране! — ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html

«Пермский край — Нам есть, чем гордиться!»: http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html

Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:

А ещё прошу всех в гости: http://ok.ru/zavodfoto и https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/

zavodfoto.livejournal.com

Жизнь закрытого вахтового посёлка. Ямал, Сабетта

В общем, билетов на рейс Москва-Сабетта не купить — везут туда только по спискам и паспорту. Вариантов других просто нет, соответственно, случайных людей — тоже. Туда «Red Wings» вез, кстати, обратно — «Ямал». Я зарегистрировался на рейс последним, что вылилось в неплохой бонус, но об этом — позже. Непривычно было видеть в очереди на посадку ТОЛЬКО взрослых людей, трезвых, спокойных, без шуток и прибауток. Все знают, куда, и главное — зачем летят. Ни сумасшедших мам, ни диких животноводиц. Разительный контраст с «курортными» рейсами.

Единственный прикол был — когда к нам подскочил взмыленный мужик, которому надо было в Симферополь, и чуть было не улетел с нами на Ямал. Мы слегка подержали интригу, но все-таки признались, что Сабетта — это не курорт, хотя тоже на полуострове. На свой самолет он все-таки успел.


Главная площадь Сабетты

Капитан воздушного судна объявил, что в Сабетте аэропорт перегружен и надо чуть подождать. Ок, ждем… И ждем, и ждем… Наконец нас побуксировали, пилот раскочегарил движки и поехал сам, но на КАЖДОМ перекрестке он стоял и всех пропускал!

Накормили в полете вкусно — даже не ожидал такого от, фактически, вахтового транспорта.

А, про бонус! Бонус в том, что сидел я хоть и в конце самолета, зато один на трех креслах… Думал, вздремну, но было так красиво за иллюминатором, что я от него и не отлипал. Да и поесть тоже было удобно.

Прилетели в Сабетту. Тут все было, с одной стороны, проще, чем в Домодедово, а с другой — сложнее. Уже без излишеств типа автобуса от самолета к зданию, но зато надо нефигово ожидать багажа. И — входной досмотр багажа на предмет алкоголя. Реально смотрят, на совесть. Если что вызывает вопросы — надо открывать баул и показывать, неважно как плотно упакованы вещи. Отказался — готовь 50 штук штрафа. Никто не отказывается. Алкоголь в Сабетте, поселках, и на всем Южно-Тамбейском лицензионном участке, включая завод СПГ — под полным, абсолютным и тотальным запретом. Даже в церкви кагором не причащают. Храм, кстати, благостный. Решил туда зайти с приезда — попал на застолье. Посидели, поговорили, рассказали истории разные. С людьми познакомился, опять же…


Храм посреди Сабетты

Вообще запретов много, но они понятны. Если сам чего-то не понимаешь — на инструктаже объяснят. Объясняют простым языком. Например, нельзя взаимодействовать с местной фауной. Если белый медведь — то ясно, что он тебя разорвет чисто из любопытства, даже если не голодный. Если песец — то неизвестно, что у него на уме, плюс — вполне возможно бешенство. Белых медведей я тут не видел, врать не буду, а вот песцы бегают по помойкам, как кошки в городах, и самые смелые клянчат у людей вкуснятину.

Курить можно только в отведенных для этого местах — на улице в железных проветриваемых сараях. За порядком на ЮТЛУ следит охрана, за правопорядком — ОВД.

За нарушение правил — либо чувствительный (пяти-шестизначный) штраф, либо депортация. Хотя есть и нарушения с шестизнаками, но без депорта. Например, пьянка. Так как топят тут зверски, то поставить брагу — как два пальца. Ущучат тебя бухим — должен и сам, и в два раза больше — твоя контора, но домой тебя не отправляют. Жри, мол, дальше, неси нам бабло. А вот депортация значит, что депортированный больше никогда — ни в следующий раз, ни от другой конторы — не сможет сюда приехать. Единственный будет способ заехать сюда снова — поменять паспорт. Есть люди непьющие по тем или иным причинам, которые находятся в Сабетте, как рыбы в воде. Есть люди, которые специально приезжают сюда на вахту, как на реабилитацию с трудотерапией — по причине неспособности перестать бухать самостоятельно.


Одна из «улиц» Сабетты — на самом деле улиц как таковых там нет, есть только номера общежитий, между которыми проходы. Все коммуникации проложены на поверхности — мерзлота ведь.

Ну, вот еще про штрафы… Закрутить отопление в номере, чтобы не так сильно жарило — попасть на 30 штук. Оказаться на заводе без спецодежды — минус пять процентов от зарплаты за каждый раз. Про средства индивидуальной защиты — про каску и очки — по-разному, в зависимости от зоны, где тебя без них ущучили. Про страховку при работе на высоте — опять же, депортация.

Про погоду. С погодой так… Приезжаешь из Москвы в Заполярье, думаешь — пипец! На следующий день температура падает до -3, думаешь — вот теперь пипец. На следующий день поднимается ветер с Ледовитого океана (а надо сказать, что Ямал практически ровный и ветру дуть ничто не мешает), думаешь — вот теперь уже точно пипец! На следующий день выходит солнышко, ветер не прекращается, температура падает еще, думаешь — ну нормально. На следующий день так же холодно, но ветер дуть перестает, с океана приходит туман, и ты думаешь — во жара!


Восход на Сабетте

Пару слов про ветер… Ветер, если он есть, выворачивает сигарету изо рта (из-за этого быстро появляется привычка держать сигарету зубами), продувает застегнутые молнии на одежде насквозь, а если что-то из одежды не застегнуто — есть возможность потерять. Привычка застегиваться возникает мигом. Ветром реально может сдуть каску с головы или снять желтый жилет. Поначалу удивляет, когда видишь, что все лесенки, пусть даже в две-три ступеньки, оборудованы перилами, а когда поднимается ветер, понимаешь, что перила — вещь необходимая.

В Сабетте есть отделение полиции, как я уже сказал, и медпункт. Пожарная часть находится на заводе, где и ездят пожарные. При строгости сабеттских правил возгорание в поселке маловероятно, а вот на заводе по производству сжиженного природного газа — вполне естественно подстраховаться. За две недели полицию я видел только раз, скорые же ездят. Основная функция медицины тут — лечить порезы и ссадины, держать наготове вакцину от бешенства, и, если кто серьезно приболел — давать справку, на основании которой человек раньше срока отправляется домой, чтобы не разносил заразу и не тунеядствовал. Симуляции никакой не требуется — в медпункте напрямую спрашивают при обращении «домой хочешь?», и, если хочешь — скатертью дорога.

Вообще там вполне можно затосковать, если к этим вахтам и командировкам относиться, как к ссылке и каторге, а не как к приключению. Народ, кто послабее, свихивается — медикам проще отправить домой затосковавшего, чем крепить и изолировать уже поехавшего.


Обычный пейзаж. Провода и буровые — больше глазу зацепиться не за что.

На ЮТЛУ всё сделано для того, чтобы люди, приезжающие туда, работали и не морочились бытовыми вопросами — что и как есть, как спать, где стираться, и как поддерживать гигиену. Буквально все вопросы прикрыты. Про отопление написал. В общежитиях на каждом этаже — комнаты со стиральными машинами и сушками. На первом этаже — отдельная теплая сушилка для спецодежды. Уборка в номере — через день. Смена постельного белья и полотенец — раз в неделю.

Про питание… Каждому человеку положен пропуск — пластиковая карточка, на которую ежедневно зачисляют деньги на питание. Три раза в день кормят на убой, но даже с моим аппетитом я, ни в чём себе не отказывая, не мог прожирать всю сумму.

Про досуг. Есть спорткомплекс с железом и площадкой. На железо — запись за два дня. Я не качался — просто режимил и питался. На площадке можно играть в любые площадочные игры — волейбол, мини-футбол, бадминтон и теннис, есть столы для пинг-понга. Связь с цивилизацией по всему району — только через спутник. И она нищеватая для пользователя — голос по телефону в Сабетте держится хорошо, на заводе — с большими перебоями (мобилка там и не нужна особо — у всех рации), инет — только EDGE. Один раз видел 3G, но он быстро отвалился. Локальная сеть — только в офисах, для почты, выход в инет очень ограничен. Вай-фай в некоторых местах есть, но строжайше запаролен. Люди приезжают с гаджетами и смотрят фильмы и сериалы — и друг с другом меняются на флэшках свежачком.

Достопримечательностей в Сабетте две — факел завода СПГ, который видно отовсюду, и храм. Меня лично еще впечатлили старые здания общежитий, в которых жили раньше вахтовики и пограничники — сколоченные из досок домики, в которых теперь уже никого нет, а они стоят — и это очень выразительно. Такой домик вполне подходит под помещение для музея этих мест. Хоть поселок молод и невелик, а история тут уже богатая.


Одно из старых общежитий

Прикольно видеть, как суровые и хмурые днем парни по вечерам ныкаются по щелям и уединенным уголкам и воркуют по телефонам с родными и близкими. Тоже мощный контраст — всюду ведь жизнь. Да и по-деревенски (в хорошем смысле слова) гуляющие по улицам парочки — создают доброе ощущение.


Новое здание общежития. Таких в Сабетте много — там все и живут.

Про людей… Вообще случайных людей там нет. Люди разные — со всей России, плюс — французы, индусы, турки, сербы. Немцы бетон составляют — с немецкой тщательностью. И все реально равны.

А, про факел… Факел — вещь медитативная. Его реально отовсюду видно, а если он скрыт за зданиями, то все небо освещается таким мерцающим красно-желтым светом. Смотрится фантастически красиво — на нефиговой башне столб огня от 20 до 50 метров в высоту, плюс иногда, когда там горит что-то непростое, еще и чернущий дым летит.

Несколько раз мне приходилось оказываться рядом с ним. Ну как — рядом… Первые 220 метров от него — стерильная зона, в которую вход запрещен, да ты и сам туда не захочешь. А не захочешь потому, что уже в полукилометре от него ты из-за гула едва соседа слышишь и тебя реально жарит. От факела можно греть руки — как от костра. Вылезаешь из машины, и думаешь, что весна пришла, тепло — вокруг грязища, снега вообще нет, ну и полагаешь, что можешь пройтись без шапки в одной каске. А вот и хрен там был — как только заходишь в тень от какой-нибудь конструкции, так и понимаешь, что шапочку-то надо было напялить, потому что в тени — самая что ни на есть зима, то есть снег хрустит, а уши от холода сворачиваются в трубочку. Но уже облом — каску снимать нельзя. Поселок Сабетта находится в нескольких километрах от завода, наш корпус стоял на последней линии, так вот постоянно есть ощущение, что над домом пролетает авиалайнер, только тут источник шума никуда не улетает.

Про местные ПДД. Взял я с собой права, и думал, что можно будет оседлать какой-нибудь шестиколесный трэкол и дать на нем по тундре… Ну или популять на пикапе по ледяным дорогам. Хрен всему — штрафы за нарушения ПДД примерно в 10 раз выше «материковых», ограничение скорости — 50 км/ч, и все машины оборудованы ГЛОНАССом — не скрыться. Даже если ты думаешь, что твоего нарушения никто не заметит — трек постоянно пишется и раз в несколько дней проверяется случайным образом. За порядком на дорогах следит сразу несколько служб (включая ГАИ), и дисциплина держится круговой порукой. В тундре, на «кустах» — все наоборот. Там правило одно — преимущество имеет груженый транспорт. Точка. Больше правил никаких нет, езжай, как хочешь. Поначалу смотрится дико, но потом привыкаешь.

Короче, при оптимистичном отношении время в командировке на Сабетте воспринимается, как экстремальный, но чертовски интересный отдых…

Фото и текст: Андрей Старостин, фотограф
Https://www.facebook.com/starostin.photo

moya-planeta.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *