Завод «Ямал СПГ» за пять лет произвел более 85 млн тонн сжиженного природного газа — Новости Мурманска и области
- Владимир Костров
- 16.12.2022 21:20
Об истории уникального арктического предприятия расскажем в нашем сюжете
Ваш браузер не поддерживает воспроизведение видео
Завод «Ямал СПГ» компании НОВАТЭК отметил пятилетие ввода в эксплуатацию новым производственным показателем – потребителям отгружена 85-миллионная тонна сжиженного природного газа. Об истории уникального арктического предприятия – в нашем сюжете.
В отличие от Мурманска на Ямале в полярную ночь почти нет светового окна, тем сильнее впечатляет разлившееся в тундре море янтарных огней. Под этим морем – Южно-Тамбейское месторождение – 1 триллион 400 миллиардов кубометров природного газа. Его открыли еще в 1974-м, но до освоения дело так и не дошло даже к 2000-м.
Вот что Сабетта представляла собой 22 года назад: в поселке, если его так можно назвать, проживали от силы два десятка человек. Глядя на эти кадры, трудно поверить, что за семь лет, с 2011 по 2017, на берегу Обской губы возведут порт с причальными линиями для танкеров-газовозов ледового класса, откроют международный аэропорт, построят вахтовый город, который на пике создания инфраструктуры «Ямал СПГ» станет домом для 33 тысяч человек. Тундру оплетут десятки километров трубопроводов, тянущихся к огромному заводу по сжижению природного газа. Он включает четыре технологические линии и единый центр управления.
«Все процессы, начиная от добычи газа из скважин и до погрузки в СПГ-танкера, все управление здесь – в этой центральной операторной. На смене у нас порядка 16 человек, плюс у нас еще есть операторы «в поле», так сказать, которые следят за технологическим процессом и за работой технологической линии непосредственно по месту», – рассказал заместитель директора по производству ОАО «Ямал СПГ» Владислав Хлыбов.
Модули технологических линий доставляли морем, затем собирали на берегу в единое целое и подключали к общей инфраструктуре. Когда едешь по улицам и переулкам этого комплекса, не покидает ощущение, что оказался внутри гигантского конструктора. Во многом так и есть. Правда, стоимость сборки в тундре такого конструктора оказалась очень высокой, поэтому для проекта «Арктик СПГ 2» выбрали другой путь: монтировать линии по сжижению газа на плавучем гравитационном основании в щадящем, в сравнении с Ямалом, мурманском климате, затем буксировать их на Гыдан и подключать к скважинам.
Что же касается проекта «Ямал СПГ», он хоть и вышел дорогим, но, во-первых, уже превысил на 20% проектную мощность, во-вторых, позволил «обкатать» множество инженерных решений, в-третьих, создать полностью российскую линию по сжижению газа. Технология получила название «Арктический каскад». Линия введена в эксплуатацию в прошлом году.
«Это новая оригинальная технология. Оригинальность в том, что там используется однокомпонентный хладагент – этан, который в наших арктических условиях, при нашей температуре окружающего воздуха, легко переходит в жидкое состояние в аппаратах воздушного охлаждения», – пояснил заместитель директора по производству ОАО «Ямал СПГ» Владислав Хлыбов.
Уходящий год стал для завода «Ямал СПГ» знаковым: произведена 85-миллионная тонна продукции, а по Северному морскому пути из Сабетты отправился тысячный танкер-газовоз.
«Ямал СПГ» – производство высокотехнологичное и опасное. Тем не менее, с чувством юмора здесь тоже все в порядке, иначе как объяснить, что хранилище сжиженного природного газа стилизовали под банку сгущенки?», – подчеркнул корреспондент Владимир Костров.
Как я побывала в Сабетте. Промышленное чудо в Арктике, новые друзья и экскурсия от первого лица » «Муравленко 24»
Главное за день
12 августа 20221 858
Автор: Анастасия Попова
…31 марта. О своей радости хочется кричать во весь голос! Я в числе пяти победителей конкурса среди ямальской молодежи, которым покажут уникальный промышленный объект в Арктике – завод по производству сжиженного природного газа.
Путешествие в Сабетту стало самым необыкновенным за 35 лет моей жизни: пять самолетов за три дня, неоднократная смена климатических условий, 1 000 и 1 эмоция от происходящего. Вместе с нами в Сабетту отправились еще более ста школьников из 33 регионов России, победители и призеры Всероссийского конкурса «Большая перемена».
На календаре 18 апреля. Лечу из Ноябрьска в Салехард. В самолете разглядываю небо: красивое, арктическое, родное. В аэропорту нас встречают представители департамента молодежной политики и туризма, а после везут в лучшую гостиницу в округе – «Юрибей». На ужине знакомлюсь с другими счастливчиками, которым предстоит увидеть край Земли. Все как один воодушевлены происходящим. Кто-то играет на рояле, кто-то поет, другие подпевают. Атмосфера непередаваемая, нам легко и интересно вместе.
19 апреля. Перелет Салехард – Сабетта – особые ощущения. Немногим удается попасть на такой рейс: билеты сюда не продаются, для большинства доступ в Сабетту закрыт. Полет начался с сюрприза.
– Доброе утро, говорит Дмитрий Артюхов – губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа. Рад приветствовать вас на борту воздушного судна! – слышим мы голос из динамика.
Вот это да! Глава региона прямо в самолете начал рассказывать о том, что мы увидим, и пообещал ответить на все наши вопросы. Часовой перелет прошел в удовольствие, даже для меня, человека, который боится летать до ужаса. В такой компании всё нипочем!
Кстати, Дмитрий Артюхов лично проводил экскурсию по заводу «Ямал СПГ». Мы увидели уникальные технологические линии по производству сжижен ные НОВАТЭКом, узнали о том, как происходит транспортировка, и о многом другом. Мощность этого гиганта поражает – 17,4 миллиона тонн в год!
А далее была лекция в формате TED от главы региона и генерального директора ОАО «Ямал СПГ» Игоря Колесникова.
Общаясь с молодежью, губернатор рассказал об истории округа, об освоении новых территорий, о запуске уникальных проектов и, конечно же, будущем региона.
Участники поездки смело задавали вопросы на самые острые темы. Каждого второго школьника страны интересовала жизнь и дальнейшее развитие территорий Арктики в санкционных условиях. Без ответа не остался ни один вопрос.
– Наша страна регулярно находится под какими-то санкциями. Всегда находились страны, мы все их знаем, в первую очередь западные, которые были недовольны уровнем промышленного развития и хотели, чтобы Россия была на догоняющих позициях, чтобы наши проекты срывались, чтобы у нас ничего не получалось. Как тогда, так и сейчас мы эти вызовы принимаем, с ними справляемся и идем дальше, – ответил губернатор ЯНАО.
Возвращались мы, переполненные впечатлениями. Ребята из разных регионов России говорили о том, что Ямал стал для них настоящим открытием.
Ямал СПГ хороший бизнес для европейских газовых узлов природный газ (СПГ). Третий танкер, «
Christophe de Margerie », в течение дня или двух совершит заход в порт Таншань Цаофэйдянь в Китае.Меньше внимания уделяется 300-метровому танкеру « Псков », который, согласно данным слежения за судами MarineTraffic, прямо сейчас плывет вдоль побережья Норвегии. Танкер также загружается СПГ из Сабетты на полуострове Ямал и направляется к терминалу Дюнкерк во Франции.
Терминал во Франции уже получил четыре партии с российского завода по переработке арктического СПГ.
С тех пор, как «Ямал СПГ» начал экспорт в декабре прошлого года, большая часть газа, отправляемого в Европу, не потреблялась в Европе, а экспортировалась дальше, чему способствовало повышение цен в Азии, сообщает Hellenic Shipping News.
В то время как « Псков » направляется на СПГ-терминал Total во Франции, другие грузы из Сабетты были отправлены на такие терминалы, как Роттердам, Монтуар, Зебрюгге и Остров Зерновых. Здесь СПГ либо выгружается, либо перегружается на суда неледового класса, направляющиеся в Азию через Средиземное море и Суэцкий канал, что вдвое превышает расстояние по сравнению с Северным морским путем.
Некоторые партии СПГ были перегружены непосредственно с ямальских танкеров на другие суда, в то время как некоторые партии были выгружены на терминалы, а затем отправлены на другие рынки.
Танкер СПГ под полуночным солнцем. Фото: Томас НильсенС прибытием « Псков » в Дюнкерк через несколько дней терминал принял в общей сложности пять грузов в июле, сообщает LNG World News. Ожидается, что в этом году порт удвоит количество судов за счет объемов российского проекта «Ямал».
Цены на газ в Азии выше, поэтому перегружать и транспортировать его дальше выгоднее, чем продавать его на европейский рынок, который питается трубным газом как из России, так и из Северного моря.
Авианосец « Псков » имеет ледовый класс Arc4, что позволяет ему плавать из Сабетты по ледяным водам Карского моря летом.
Три танкера, которые в июле отправились на восток из Сабетты в Китай по Северному морскому пути, имеют ледовый класс Arc7, самый высокий ледовый класс среди торговых судов. Когда для обслуживания «Ямал СПГ» будет спущена на воду 15-я серия подобных танкеров, по-прежнему будет считаться необходимость перегрузки в портах Европы.
Вторая очередь «Ямал СПГ» будет запущена в августе этого года, сообщил недавно ТАСС генеральный директор российского производителя газа «Новатэк» Леноинд Михельсон.
«Ямал СПГ реализуется с опережением графика, запуск второй очереди ожидается уже в первой декаде августа, а в начале следующего года проект будет запущен на полную мощность».
В дальнейшем планируется строительство второй очереди на Ямал СПГ и строительство еще одного морского завода СПГ в Обской губе.
Пока «Новатэк» может столкнуться с несоответствием производственных и экспортных мощностей. Одним из решений может быть поиск мест перегрузки ближе к Ямалу, чем нынешние терминалы СПГ в Центральной Европе.
В июне Barents Observer сообщал о планах наладить перевалку с корабля на судно на норвежском побережье Баренцева моря. Сокращение расстояния для танкеров ледового класса также позволит сэкономить деньги, поскольку танкеры ледового класса дороже в эксплуатации.
Танкер СПГ «Арктик Вояджер» на побережье Баренцева моря в Норвегии. Фото: Томас Нильсен
GE поставит турбомашинное оборудование на сумму около 600 миллионов долларов для российского мегапроекта «Ямал СПГ»
- Проект полуострова Ямал станет первым проектом GE по производству СПГ в Арктике
- GE поставляет «Ямал СПГ» интегрированный комплект оборудования для питания трех линий СПГ
- Мегапроект послужит моделью для растущей российской отрасли СПГ
ХЬЮСТОН — 2 октября 2013 г. — контракт на поставку ключевого турбомашинного оборудования для «мегапроекта» по производству сжиженного природного газа (СПГ) «Ямал», который разрабатывается на полуострове Ямал в северной части Сибири. Производимый на площадке СПГ будет использоваться для удовлетворения растущих потребностей в энергии, в первую очередь стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Мегапроект СПГ принадлежит ОАО «Ямал СПГ», совместному предприятию крупнейшего в России независимого производителя газа ОАО «Новатэк» (80 процентов) и французской Total SA (20 процентов). Проект реализуется в Арктической зоне России, на полуострове Ямал, в районе порта Сабетта. Совместное предприятие строит завод по сжижению газа мощностью 16,5 млн тонн в год на базе сырьевых ресурсов Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения. Доказанные и вероятные запасы природного газа (PRMS) Южно-Тамбейского месторождения превышают 900 млрд куб. м (32 триллиона кубических футов).
Подчеркивая свое лидерство в секторе СПГ, GE Oil & Gas поставляет консорциуму Technip (Франция) и JGC (Япония), генеральному подрядчику завода СПГ, критически важное турбомашинное оборудование для трех производственных линий (или «поездов»), каждая из которых мощность производства около 5,5 млн тонн СПГ в год.
Каждый поезд будет состоять из двух основных холодильных установок, которые превращают природный газ в жидкую форму для транспортировки. Обе холодильные установки будут оснащены:- Газовая турбина Frame 7E мощностью 86 мегаватт (МВт).
- Три основных центробежных компрессора с хладагентом (два на смешанном хладагенте и один на пропане).
- Стартер/помощник привода с регулируемой скоростью мощностью 24 МВт.
- Установки утилизации тепла (WHRU).
- Сопутствующее вспомогательное оборудование.
Всего GE поставит шесть газовых турбин Frame 7E, 18 центробежных компрессоров, шесть приводов с регулируемой скоростью и шесть WHRU. Турбины будут производиться на заводе GE Power & Water в Гринвилле, Южная Каролина, а компрессоры будут производиться на заводе GE Oil & Gas во Флоренции, Италия. Две полные системы турбокомпрессора также будут испытаны на объекте GE Oil & Gas в Массе, Италия. Тем временем предприятия GE Power Conversion во Франции будут поставлять приводы с регулируемой скоростью.
Ожидается, что GE поставит свое оборудование в Россию во второй половине 2015 года. Согласно планам проекта, первая линия по сжижению природного газа должна выйти на полную мощность в 2017 году, а вторая и третья линии — в 2018 и 2019 годах. , соответственно.
«GE поддерживает некоторые из крупнейших в мире СПГ-проектов, а мегапроект «Ямал СПГ» является захватывающим примером того, как наш глубокий опыт в интегрированных технологиях СПГ и услугах жизненного цикла помогает региону России и СНГ обеспечить свое энергетическое будущее», — сказал он. Рафаэль Сантана, генеральный директор и президент —t турбомашины для GE Oil & Gas. «Проект «Ямал СПГ», который расположен в одном из самых суровых климатических условий в мире, послужит важной демонстрацией того, как сотрудничество и передовые технологии решают некоторые из самых сложных мировых энергетических проблем в удаленных и экстремальных условиях».
GE — ведущий поставщик технологий для нефтегазового сектора России. Установлено более 400 газовых турбин, 65 паровых турбин, 700 компрессоров и более 600 единиц другого оборудования, включая воздухоохладители, конденсаторы, газосепараторы и насосы производства GE Oil & Gas и GE Power & Water. в России и странах СНГ.
Газовая турбина GE 7E — прочная и надежная «рабочая лошадка». С момента своего появления более 40 лет назад газовая турбина 7E продемонстрировала долговечность и высокую надежность запуска почти на 1200 действующих агрегатах, наработав более 29 миллионов часов в широком диапазоне применений. Работая с технологией сгорания GE Dry Low NO x , газовая турбина 7E может обеспечить лучшие в отрасли показатели выбросов, что позволяет пользователям соответствовать современным все более строгим стандартам качества воздуха.
GE Power Conversion предлагает полный ассортимент электрооборудования, включая передовые технологии двигателей, приводов и управления, для поддержки электрификации сегментов СПГ, подводной транспортировки, транспортировки и хранения в мировой нефтегазовой отрасли.
О компании GE
Компания GE (NYSE: GE) занимается важными делами. Лучшие люди и лучшие технологии решают самые сложные задачи. Поиск решений в области энергетики, здравоохранения и дома, транспорта и финансов. Строительство, питание, перемещение и лечение мира. Не просто представить. Делает. ГЭ работает. Для получения дополнительной информации посетите веб-сайт компании по адресу www.ge.com.
О компании GE Oil & Gas
GE Oil & Gas — мировой лидер в области передовых технологий и услуг, в котором работает 43 000 сотрудников в более чем 100 странах, обслуживающих клиентов во всех отраслях — от добычи до транспортировки и конечного использования. Наша неустанная приверженность делу защиты окружающей среды, здоровья и безопасности, качества и добросовестности определяет нас: это то, как мы работаем. Мы разрабатываем интеллектуальные решения для наших клиентов по всей цепочке создания стоимости в нефтегазовой отрасли, предлагая инновации, индивидуальные сервисные решения, программы обучения и технологии, которые помогают им максимально повысить эффективность, производительность и надежность оборудования.