Саха это: Самобытная Россия: саха

Самобытная Россия: саха

Публикации раздела Традиции

Якутия — самый большой регион России, почти не освоенный людьми. Жители края долгое время находились в изоляции от других этносов, поэтому сумели сохранить самобытную культуру и религию. Чем якуты угощают добрых духов, как играют на местной разновидности варгана и какими узорами украшают национальную одежду? О старинных традициях северного народа читайте в нашем материале.

Сахалар: традиционные ремесла и фольклор

Оленеводческий чум. Фотография: Анатолий Ефимов / фотобанк «Лори»

Забег на оленях. Фотография: Ален Лагута / фотобанк «Лори»

Якутская лошадь. Фотография: Валерий Осипов / фотобанк «Лори»

Тюркский народ, который проживает на территории Якутии, эмигрировал сюда с Прибайкалья. Якутами жителей этого края назвали русские, однако их древнее имя — саха (во множественном числе — сахалар), что в переводе с якутского языка значит «белый», «солнечный». Солнце — один из основных символов национальной культуры, оно даже изображено на республиканском флаге в виде белого круга.

В основном якуты занимаются рыболовством и охотой, разводят крупный рогатый скот и оленей. Особое отношение в народе сохранилось к лошадям. Табунное коневодство — важная отрасль животноводства в Республике Саха. Низкорослые, но очень выносливые лошади местной породы позволяют преодолевать большие расстояния, их используют в хозяйстве и во время охоты. Белая лошадь — еще один символ Якутии.

Из традиционных ремесел в Якутии популярна резьба по кости. Местные умельцы создают целые произведения искусства из моржовых клыков или бивней мамонтов: республика хранит в ледниках огромный запас этого материала. Мастера вдохновляются бытовыми сценами, северной природой и устным народным творчеством.

Большую часть якутского фольклора включает в себя эпос Олонхо. Древние эпические сказания — одно из главных сокровищ саха. Произведение состоит из множества стихов, которые веками передаются из уст в уста. Знатоков эпоса называют олонхосутами. В древности, когда такой сказитель приходил в село, слушатели собирались в самом большом балагане — традиционном деревянном жилище. Олонхосут мог рассказывать истории по несколько дней: это было одно из главных развлечений у древних сахалар. Им, долгое время изолированным от других народностей, сказания заменяли театр и другие развлечения. В 2005 году эпос стал одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества — по решению ЮНЕСКО.

Традиционная якутская религия и ритуальные праздники

Женщины с символом рода на празднике Ысыах (встреча лета). Фотография: Роман Фомин / фотобанк «Лори»

Шаман вместе с юношами в национальной одежде открывают якутский праздник Ысыах (встреча лета). Фотография: Владимир Казарин / фотобанк «Лори»

Обряд кормления огня медом на празднике Ысыах (встреча лета). Фотография: Роман Фомин / фотобанк «Лори»

Аар Айыы, традиционная якутская религия, развилась из древней конфессии тюркских народов, тенгрианства. Согласно верованию Аар Айыы, вселенная делится на верхний, средний и подземный миры. В первом обитают божества, во втором живут люди, в последнем — злые духи. Верховный бог якутской религии — Айыы тойон. Посредником между людьми и духами считается шаман. С помощью особых обрядов он «общается» с богами, лечит, просит о мирной жизни и узнает будущее. Некоторые якуты до сих пор исповедуют Аар Айыы.

Важный якутский обычай — алгыс, обряд благословения — проводит алгысчыт. Это человек, который, по преданиям, может заклинать добрые силы. Через огонь он обращается к божествам и просит у них удачи, здоровья или помощи.

Якуты верят, что у всего есть свой дух: деревьев, скал, огня. Поэтому в пламени не сжигают что придется. Сначала алгысчыт бросает в костер конский волос: считается, что его запах отпугивает злых духов. Затем кладет оладьи и что-нибудь молочное — это угощение для добрых сил. В старину этот ритуал сопутствовал каждому важному делу, а в наши дни алгыс проводят в начале зимы: просят духов помочь животным и людям пережить суровую пору.

Главный праздник народа саха — Ысыах — олицетворяет обновление и возрождение природы. Его отмечают в день летнего солнцестояния. Вначале алгысчыт угощает собравшихся молочным напитком из специальной кумысной чаши, а после якуты становятся в традиционный хоровод. Танец имеет сакральный смысл: считается, что в это время люди делятся друг с другом своей энергией. Хоровод водят вокруг коновязного столба. Такие сооружения носят не только практическое, но и ритуальное значение: их используют в шаманских обрядах, оставляют рядом небольшие пожертвования — например, монетки. Столбы создают из обтесанных, но стоящих еще на корню деревьев, украшают резьбой и деревянной фигурной головой лошади.

Читайте также:

  • Древние жители Руси
  • Самобытная Россия: мари
  • Тест на знание славянских традиций

Музыкальное творчество якутов

Игра на барабане. Фотография: Валерий Шарифулин / ИТАР-ТАСС

Игра на хомусе. Фотография: Анатолий Струнин / ТАСС

Игра на хомусе. Фотография: Сергей Карпухин / ТАСС

Традиционный музыкальный инструмент сахалар называется хомус. Эта разновидность варгана известна более 5000 лет и используется в творчестве всех тюркских народов. Но именно в Якутии хомус получил статус священного — здесь на нем играют шаманы. По форме инструмент напоминает большой железный ключ, в центре которого прикреплен тонкий стальной язычок с крючком на конце. Хомус прижимают к зубам или к губам, а звук извлекают с помощью дыхания и разных положений языка. Инструмент издает мелодию только на одной ноте, но опытные музыканты играют на нем даже классическую музыку. В Якутском музее хомусов — самом большом в мире — хранятся металлические, бамбуковые, деревянные и костяные экспонаты.

Также во время обрядов сахалар используют барабаны. В самый большой ритуальный инструмент — табык — бьют по особым праздникам. В древности, во время междоусобных войн, инструмент призывал воинов к сражению: считалось, что он поднимал боевой дух. В музее музыки и фольклора народов Якутии хранятся несколько видов ритуальных инструментов. Среди них — куолай табык, напоминающий африканский говорящий барабан, и талба табык, который собирают из деревянных прутьев и шкурок мелких зверьков.

Один из специфических видов музыкального народного творчества якутов — сатирические скороговорки чабыргахи. Как правило, это несколько зарифмованных строк, в которых высмеивают неприглядные стороны жизни: неряшливость, лень, пьянство. Некоторые чабыргахи содержат загадки, а некоторые используются как детские потешки, которые помогают развивать речь и мышление.

Блюда якутской кухни

Шаман держит чорон с кумысом. Фотография: Роман Фомин / фотобанк «Лори»

Обычно якуты готовят в камельке — традиционной печи. У сахалар это место считается священным. Здесь живет дух огня, который дарит людям тепло и связывает с другими домашними божествами. В камельке якуты пекут на открытом огне лепешки. В старину это блюдо готовили, когда семья переезжала из зимнего дома в летний балаган. Сегодня лепешки пекут часто — в основном для туристов. Несколько свежих по-прежнему бросают в огонь, чтобы задобрить духов.

Национальная якутская кухня — это отварные, сырые и сброженные продукты. В XIX веке сахалар ели много рыбы, молочной и растительной пищи, а мясо употребляли редко — в основном зимой. Об этом писал публицист Вацлав Серошевский, который 12 лет провел в якутской ссылке. Грибы стали применять сравнительно недавно: в прошлом их не умели готовить.

Суровые природные условия приучили сахалар бережно относиться к еде. Якуты используют почти все компоненты исходных продуктов: они готовят кровяную колбасу и традиционный суп из потрохов, жарят рыбную икру. Карасей готовят особым образом — практически не потрошат.

На первом месте следует поставить тар (кислое молоко), приготовляемый следующим образом. С молока, которое копится в подвале в больших сосудах (в т. н. чабычах), снимают сливки; неокисшее молоко сливают и варят: получается т. н. ссора (вареное сгущенное молоко, по-якутски — суорат). Суорат ставится в теплом месте на вольном воздухе, где он окисает, и таким путем получается тар, служащий основанием многих кушаньев и напитков, смотря по тому, как его приготовляют и с чем смешивают.

Национальный якутский костюм

Якутские мужчины в национальных одеждах. Фотография: Николай Винокуров / фотобанк «Лори»

Девушка в якутской национальной одежде. Фотография: Роман Фомин / фотобанк «Лори»

Дети в национальных якутских костюмах. Фотография: Олег Машковский / фотобанк «Лори»

И сегодня сахалар создают одежду, используя традиционные техники шитья и вышивки. Каждый элемент наряда имеет свое сакральное значение. Например, ленты на головном уборе девушки олицетворяют поводья. Считается, что до замужества их держат духи: направляют подопечную и берегут ее целомудрие.

Во время свадьбы жених отрезает ленты и берет на себя ответственность за благополучие избранницы. Головной убор якутской замужней женщины — бастынга — напоминает русский кокошник. Его ленту украшает пестрый бисер и серебряные бляхи.

В традиционной одежде важны узоры: каждый из них имеет свой смысл. Например, треугольники считаются пожеланиями благополучия, а полоски на подоле и рукавах защищают человека от злых духов. Женские наряды обязательно дополняют драгоценными украшениями, в старину девушка могла носить до 10 килограммов серебра. Считалось, что блеск этого металла отталкивает дурной взгляд, защищает от сглаза. Одно из главных украшений — нагрудник — олицетворяет солнце, от которого в разные стороны лучами расходятся драгоценные нити. Их число и длина могут изменяться, главное, чтобы украшения прикрывали самые уязвимые части тела — грудь и шею. Некоторые украшения делали из бересты. По мнению саха, она исцеляет душу — якутские шаманы даже создавали из нее амулеты и обереги.

У мужчин тоже есть традиционные украшения. Одно из них — якутский нож. Обычно его берут на охоту или рыбалку, но во время праздников носят как украшение. Такие ножи изготавливают из закаленной стали, которая долго остается острой. Используют оружие в разных целях: им не только защищаются, но и копают землю при необходимости, колют лед. Зажиточные якуты хранят оружие в серебряных ножнах, украшенных гравировкой. Для рукоятки чаще всего используют кап — нарост со ствола дерева. Этот материал кузнецы ценят за прочность, красоту и легкость. С такой рукояткой нож не тонет — это важно во время охоты и рыбалки. Сам клинок кузнец украшает чеканкой или просто отшлифовывает, а в конце ставит свое клеймо.


Автор: Снежана Черныш

Теги:

Культура народов РоссииТрадицииПубликации раздела Традиции

КТО ЖЕ Я: САХА ИЛИ ЯКУТ? | Aartyk.ru

21.01.2019 09:04 22

Крепко запомнился мне один случай из довоенных педрабфаковских лет. Спорили два студента. Оба якуты: один – из центрального Мегинского улуса, другой – с далеких Охотских берегов, отошедщих несколько лет назад только что образованному Дальнему Востоку. Спор уже клонился в пользу мегинского парня. Тут приморец со злостью бросил свой никак неотразимый, последний козырь:
– Да что с ним говорить! Разве он поймет?! Он же не саха, а якут!
В этих словах было столько уничижительности и презрения, что мегинец сразу смолк.
Дело в том, что в паспорте дальневосточника в графе «национальность» было записано «саха», а мегинца – «якут».
Якуты, это отколовшееся некогда от своих сородичей тюркское племя, издревле называют себя «саха». Слово же «якут» чисто эвенкийского происхождения. Эвенки называют якутов «эко». Таковая кличка якутов существует у эвенков до настоящего времени. «Первые русские об якутах, – писал основоположник нашей литературы и ученый-лингвист А.Е. Кулаковский в своей работе «О происхождении слова якут», – услыхали от южных тунгусов под указанным именем «эко». Но русский язык, как известно, не любит в начале слов иностранный звук «э», и казаки его заменили звуком «йа» или «я» – получилось «яко». Затем к слову прибавили свое окончание «ут», получилось «якут». Окончание «ут» давалось и другим народностям: але-ут, теле-ут, лум-ут и т.д.

Тогда, в тридцатые годы, нам, впервые приехавшим в город из далеких таежных улусов и именовавшим себя до сих пор только как «саха», было непривычно дико и даже глубоко оскорбительно обращенное к нам слово «якут». Оно вызывало каждый раз в нас внутреннюю дрожь и неприятный холодок.
И видимо, не только у нас, у молодых людей, но и у всего народа. Еще в двадцатые годы, точнее в 1924 году, один из первых наших крупных ученых Г.В. Ксенофонтов впервые поднял вопрос о необходимости замены слов «якут», «Якутия» словами «саха», «Сахаада». С таким же предложением с некоторой вариацией выступил известный общественный деятель В.И. Леонтьев.
Конституционная Комиссия при Президиуме ЯЦИК на своем заседании от 27 ноября 1924 г., обсудив этот «чрезвычайно важный вопрос» и имея в виду, что якуты сами себя именуют – «саха», что слово «якуты» имеет в своей основе якутского корня, и поэтому для якутов оно совершенно чуждо и что «другие народности, как, например зыряне (коми) уже заменили свое наименование новыми словами, в основе коих кладется корень слова, заимствованного из родного языка», постановила приступить к обсуждению вопроса о замене слова «якут» словом с основой «саха».
Пока шла в печати дискуссия, подоспели события 1927-1928 годов. Вместо ожидаемого вышло другое постановление – постановление ЦК ВКП(б) от августа 1928 года «О положении в якутской организации». И начались массовые аресты, расстрелы без суда и следствия. Широкая и невиданная до сих пор волна кровавых репрессий смела всех тех, кто когда-либо имел хоть малейшее отношение к проблемам национального развития. И, конечно, никто не смел больше не то что говорить, но и думать об этом.
Между тем, в то время, особенно в начале тридцатых годов, многие народы освободились от насильно навязанных им некогда наименований национальности и приняли близкие их сердцу, родные имена, так, прежние тунгусы стали эвенками, ламуты – эвенами, самоеды – ненцами и т.д.
В связи с подготовкой новой Конституции СССР в середине тридцатых годов опять воспрянули надежлы. В 1936 году Президиум ЦИК Якутской АССР создал правительственную Комиссию по разработке предложений по замене наименования республики словом с основой «саха». В эту работу включился Институт языка и литературы при Совнаркоме ЯАССР. Появились в печати первые, весьма осторожные статьи. И… грянул 1937 года опять началась кровавая вакханалия… И «этот чрезвычайно важный вопрос», казалось, заглох навсегда.
Говорят, человек со временем привыкает ко всему. Мне, семидесятилетнему человеку, у которого давно уж притупилась острота восприятия, пора бы притерпеться и привыкнуть к сотни раз повторяющимся ежедневно печатно и изустно словам «якут» и «Якутия». Но во мне они каждый раз вызывают, может, не в той степени, как в молодости, внутренний протест, чувство какой-то своей неполноценности.
И, не скрою, мне было горько и больно, когда сессия Верховного Совета приняла решение именовать нашу суверенную республику «Якутская-Саха ССР». Совершенно справедливо писала недавно газета «Комсомольская правда»: «Якутия-Саха – это то же, что масло масляное». Если бы года два тому назад нашу республику «Якутская-Саха ССР», я бы сказал «неумная шутка». Но, увы, на этот раз не шутка, а постановление высшего органа власти республики. А как же буду называться я, представитель народа, давшего имя республике? Якут-саха?
Все-таки кто же я:саха, якут, или якут-саха?
На этот вопрос однозначно и непреклонно, всем своим существом отвечаю: – Я – саха!

***

Источник – Софрон Данилов,

народный писатель Якутии, общественный и политический деятель.

1990 гг.

Саха | люди | Британника

Похожие темы:
эвенкийский сибирские народы

Посмотреть весь связанный контент →

Посмотрите, как якутские оленеводы путешествуют на своих упряжках по сибирским лесам

Посмотреть все видео к этой статье

Саха , также называемая Якуты , один из основных народов Восточной Сибири, насчитывающий около 380 000 человек. в конце 20 века. В 17 веке они населяли ограниченный ареал на средней Лене, но в новое время распространились по республике Саха (Якутия) на крайнем северо-востоке России. Говорят на тюркском языке. Считается, что саха представляют собой смесь мигрантов из Прибайкалья с аборигенами Лены — вероятно, в основном эвенками (эвенками), которые внесли большой вклад в их культуру. Однако другие свидетельства указывают на южное происхождение, связанное с тюркоязычными племенами степей и Горного Алтая.

Ранняя история саха малоизвестна, хотя эпические сказания датируются 10 веком. В 17 веке они мирно ассимилировались с другими северными народами и состояли из 80 самостоятельных племен, подразделявшихся на роды. Нуклеарная семья была основной социальной ячейкой саха. Положение женщин в семье и общественной жизни в целом было неполноценным. Кузнецам приписывали сверхъестественную силу, так как их искусство считалось божественным даром. В древней религии саха было много сверхъестественных духов, добрых и злых. Черные шаманы имели дело со злыми духами и могли быть доброжелательными или вредными; белые шаманы занимались духовным заступничеством за людей. Два крупных религиозных праздника отмечались с ритуальным использованием кумыса (перебродившего кобыльего молока), один весной для добрых духов и один осенью, сопровождаемый кровавыми жертвоприношениями домашнего скота для злых духов.

Большинство саха раньше вели полукочевой образ жизни, с зимними поселениями из земляных бревенчатых изб и летних стойбищ из конических берестяных чумов, расположенных вблизи пастбищ и источников сена для зимнего корма. В процессе ассимиляции многие южные саха обратились к земледелию, а более северные переняли у эвенков оленеводство. Саха, известные своими изделиями из железа, также занимались гончарным делом, уникальным занятием среди древних сибирских племен.

Посмотреть ежегодную миграцию пастухов-саха (якутов) и их оленей через леса Сибири

Посмотреть все видео к этой статье

Несмотря на арктический климат, саха придерживаются экономики, основанной на разведении крупного рогатого скота, северных оленей и лошадей, хотя их скот необходимо содержать и кормить большую часть года. Молочные продукты занимают видное место в их рационе, а мясо используется для особых случаев. Рыболовство в реках и озерах является вторым по важности видом экономической деятельности. Многие традиционные искусства, такие как резьба по слоновой кости и дереву и изготовление ювелирных изделий, все еще практикуются, хотя такие относительно современные виды искусства, как кинопроизводство, также популярны. Игра 9Хомус 0025,

или губная арфа, когда-то сопровождавшая шаманский ритуал, также пережила возрождение.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Эми Тикканен.

Бедственное положение народа саха

Расширяясь на восток, Российская империя поглотила многие народы, разбросанные по всей Сибири. Республика Саха (также известная как Якутия), долгое время являвшаяся богатым источником алмазов, нефти и полезных ископаемых, теперь поставляет в Российскую Федерацию непропорционально большое количество пушечного мяса, к большому неудовольствию коренного населения.

Республика Саха расположена на Дальнем Востоке России, вдоль Северного Ледовитого океана, с населением около 1 миллиона человек. Якутск – ее столица и крупнейший город. Республика имеет репутацию страны с экстремальным и суровым климатом, с одними из самых низких температур, когда-либо зарегистрированных. Обычные зимние средние значения обычно опускаются ниже -35 ° C (-31 ° F) в Якутске. Гиперконтинентальные тенденции также обуславливают теплое лето на большей части территории республики.

Саха, или якуты, народ, являющийся потомком тюркских кочевников и зародившийся в районе озера Байкал. Но в 13 и 14 вв. монголы пришли с юга вместе с другими народами, а саха двинулись на север и восток, обосновавшись в конце концов в бассейне Лены. Якутск основан в 1632 г. В 1638 г. образована Якутская губерния.

Москва колонизировала и включила этот район в состав Царства в 17 веке, обязав коренные народы этого района платить меховую дань. В начальный период после русского завоевания население саха сократилось на 70% по мере увеличения русского населения.

В Якутии произошли одни из последних сражений Гражданской войны в России, и в 1922 году большевистские власти преобразовали Якутскую губернию в автономную республику, Якутскую АССР. и украинцы в этот район.

С распадом СССР была образована Российская Федерация (РФ) и в ее составе Республика Саха/Якутия (РСЯ). 1990-е годы были экономически жестокими для большей части РФ, но политически благоприятными для РСС. Эпоха гласности Движения за этническое самосознание сохранили свою динамику и привели к культурному возрождению народа саха. РСМ пользовался большей финансовой автономией в отношении прибыли от своих природных ресурсов благодаря соглашению, подписанному между лидерами РСМ и Борисом Ельциным.

Хотя русские по-прежнему превосходили их численностью, саха частично восстановили свою демографическую мощь, поскольку десятки тысяч этнических русских вернулись в собственно Россию.

Эта тенденция начала меняться с приходом к власти Владимира Путина. При его режиме Москва рецентрализовала власть над своими периферийными районами. Государство завладело контрольным пакетом акций алмазной отрасли RSY, став мажоритарным акционером ее монопольной компании. В 2016 году РФ инициировала акт о заселении периферийных территорий России путем предоставления бесплатной земли гражданам, желающим туда переселиться.

Представитель народа Саха, проживающий в США, недавно наблюдал:

«Мой народ познакомился с русским миром 400 лет назад, «первооткрыватели» в поисках концов земли огнем и мечом пришли на наши земли. Они убивали мужчин, насиловали женщин и детей. Мои предки сопротивлялись, но технологическое преимущество позволило русским быстро завоевать всю Якутию».

Он описал темные страницы истории своего народа как полные боли и страданий. «Только огромные размеры моей земли и рассредоточенность моего народа позволили выжить в таких тяжелых условиях».

С годами страна изменилась. Но остается колонией. «Москва продолжает выкачивать ресурсы: газ, нефть, золото, алмазы», ​​— сказал он. «В ответ мы получаем загрязненные реки, токсичные отходы. Я, будучи полноправным гражданином страны, человек второго сорта, у меня меньше прав в своей стране, чем у белых. Шовинизм и национализм — государственная политика страны».

Теперь перед ним стоит дилемма: говорить или нет.

«Мы долго молчали, потому что боимся… нас убивают, и это происходит сегодня», — сказал он. «Даже я, будучи в безопасности здесь [в США], говоря именно эти слова, подвергаю опасности своих родственников, которые сейчас там живут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *