Самое узкое место татарского пролива: Сахалинцы преодолели пролив Невельского на купленном во Владивостоке внедорожнике. Сахалин.Инфо

Тоннель на Сахалин: миф или правда

12.02.2020

  • Вопрос о строительстве моста с материка на Сахалин в последнее время поднимается регулярно. Проектные институты и другие профильные организации прорабатывают различные варианты перехода на остров. Наиболее широко обсуждается возможность строительства железнодорожного моста через пролив. Но мало кто знает, что переход на Сахалин уже начинали строить. Подробности – в материале корреспондента флотской газеты «Боевая вахта» Юрия Тракало.

    Этой давней и загадочной истории – больше шести десятилетий. Сложись по-другому события той далёкой поры, сегодня, возможно, отмечали бы мы юбилей одной из самых грандиозных строек на Земле. Точнее, под водой.

    По дошедшим до нас свидетельствам и воспоминаниям очевидцев всё начиналось в далёком 1950 году. ЦК КПСС и Совет Министров приняли закрытое постановление об изыскательских работах на железнодорожной ветке от Комсомольска-на-Амуре до Победино на острове Сахалин со строительством тоннеля под Татарским проливом.

    Незадолго до принятия важного государственного решения в марте 1950 года в Москву срочно был вызван первый секретарь Сахалинского обкома ВКП (б) Д.Н.Мельник. Терявшегося в догадках по поводу столь экстренного вызова в столицу Мельника принял сам товарищ Сталин. Вопрос вождя буквально ошарашил партийного руководителя Сахалина: «Как вы смотрите на строительство с материка к вам на Сахалин железной дороги?» Мельник, насколько позволяла ситуация, попытался дипломатично обьяснить, что задача это сложнейшая, потребуются огромные средства и человеческие ресурсы. Но для Сталина мнение Мельника оказалось неубедительным. Тем более что решение о строительстве тоннеля было уже практически готово.

    12 мая 1950 года для сооружения тоннеля на Сахалин создаётся специальное строительное подразделение МПС №6. В основном комплектуется оно профессиональными метростроевцами. По разным данным, в нём работало более трёх десятков тысяч квалифицированных специалистов. В 1951 году было предложено три варианта прокладки тоннеля: первый – с мыса Лазарева до мыса Погиби.

    Второй – с мыса Средний до мыса Погиби. И третий – с мыса Муравьёва до мыса Уанги.

    В соответствии с утверждённым планом тоннель должен был начинаться на мысе Среднем и идти с материка в направлении мыса Погиби. По этому маршруту протяжённость его подводной части составляла около 8 километров – наиболее узкое место в проливе.

    Кроме экономического, строительство тоннеля имело и важное военно-стратегическое значение. Магистраль с материка на остров была практически неуязвима.

    Восемь тысяч метров под водой

    Со временем появилась возможность воссоздать отдельные картины событий полувековой давности. Однако подробных документов той поры отыскать не удалось. Из бесед со старожилами, по одной из версий, стало известно, что строительство тоннеля на начальном этапе велось заключенными. Когда же штольни под основанием пробили, в работу вступили метростроевцы. Ещё по одной версии, для соединения самого узкого участка между материком и островом Сахалин строился второй тоннель, секретный.

    Шахтные штольни в районе мыса Лазарева делались для отвода глаз. Подлинный же тоннель следует искать в другом месте. Был и третий вариант соединения материка и острова – через мостовую переправу.

    В истории с тоннелем на Сахалин оказалось немало «белых пятен» и загадок, даже информация, которая не вызывала сомнений, со временем становилась весьма противоречивой. В печати появилась публикация А.Полонского, который утверждал, что тоннель действительно существовал и возводили его ссыльные. Однажды из лагеря строителей совершила побег большая группа заключённых. Уходили они на север, в направлении Берингова пролива. Но, не зная местности, беглецы погибли в таёжной глуши.

    Нашлись и другие свидетели той поры, по утверждению которых, строительство действительно велось и на материке, и на противоположной стороне Татарского пролива, на мысе Погиби, но в тоннель хлынула вода. Просочившись через перекрытия, она затопила большую часть тоннеля, погибли люди, и работы прекратили.

    Кое-кто из исследователей темы сахалинского тоннеля считает его мифом. По их мнению, после детального изучения рельефа местности нетрудно догадаться: все работы были всего лишь подготовкой, своеобразной платформой для строительства гигантских дамб, с которых предполагалось перекинуть на остров мостовое соединение. Дамбы действительно были построены.

    После моих публикаций по этой теме во флотской газете в редакцию пришло письмо от А.Балакирева:

    «…В 1932 году в Ленинграде был построен теплоход «Севзаплес». Задумывался он как лесовоз, но во время войны был переоборудован под перевозку паровозов из Америки во Владивосток. В 1940 году судно занималось доставкой узкоколейных паровозов и вагонов из Японии на остров Сахалин. На нём я и трудился.

    В 1950 году мы прибыли во Владивосток. Помнится, поставили нас в завод. Установили очень крепкие деревянные клети, на которые поперёк судна уложили рельсы, но уже обычной ширины (сахалинские на 22 см Уже).

    На мысе Чуркина на эти рельсы погрузили четыре необычного вида вагона. Закрепив их, мы двинулись в путь. Уже в море экипаж «Севзаплеса» узнал, что вагоны эти – энергопоезда – прибыли из Запорожья. На них было установлено по 2-4 очень мощных электродизеля. Пункт доставки – мыс Лазарева.

    Через несколько дней прибыли на место. Причал еще не был готов, но к его кромке подходила железнодорожная линия. Перегрузка вагонов на берег оказалась делом трудоёмким, но всё было продумано до мелочей. Командовал «народом» старший помощник капитана Анатолий Дехта».

    Удалось отыскать и ещё одно свидетельство очевидцев. Автор воспоминаний — В.Смирнов:

    «Срочную я служил на Сахалине вместе с моим закадычным другом Костей Кузьминым. Образование у нас было небольшое: у Кости – 4 класса, у меня – 5, но по тем временам это немало. Костя был шофёром. Однажды он ушёл в самоволку и отсутствовал почти месяц, за что и получил 7 лет как дезертир. И вот в январе 1951 года я получаю от него письмо. Пишет, что попал на великую стройку века, делает дыру в самом узком месте Татарского пролива. Зачёт идёт одного дня как за три с половиной. Костя писал, что по 20 самосвалов задом заезжали по очереди в тоннель и так ехали около 10 километров. В 1953 году, после смерти Сталина, за хорошую работу Константина освободили и отправили домой. В своём последнем письме уже из дому он писал, что стройка закрыта, в тоннель хлынула вода и все там погибли».

    По некоторым данным, строительство тоннеля в условиях особой секретности было начато ещё в начале 40-х годов. К мысу Лазарева подвели даже железную дорогу. Но когда началась война, железнодорожное полотно демонтировали. Рельсы якобы отправили в западные районы страны для восстановления разрушенных фашистами магистралей.

    Пролетая над предполагаемым местом строительства тоннеля с вертолётчиками погранвойск, лично убедился, что насыпи от железнодорожного полотна остались, хотя время их не пощадило: осели, земля осыпалась, обросла кустарником. Сколько воды утекло с тех пор…

    Кстати, впору вспомнить и ещё одно откровение. Поведал его мне в своё время Михаил Козлов:

    «Я работал в 220-й гидрометеообсерватории ТОФ.

    Начальником был Я.Коган, каперанг. Работали мы на спецработах. Тогда это был секрет (давали подписку о неразглашении). Сейчас прошло столько лет, что, кажется, рассказать об этом можно. Так вот, мы были на испытательном полигоне в районе мыса Погиби на Сахалине. Вот там и начиналось, вернее, было начало железнодорожной линии (или дороги). У берега стоял полуразрушенный пирс с уложенными рельсами. Рядом у берега, в южной стороне от пирса, был лагерь заключённых. Когда я приехал туда, заключённых там уже не было, а жила обслуга полигона (весной привозили, глубокой осенью увозили). В северную сторону от лагеря, метрах в 100-150, располагался второй лагерь. Он был полуразрушен. Прямо от пирса на восток шла грунтовая дорога и обрывалась у большой поляны, размером с футбольное поле. За ней начиналась насыпь в одну железнодорожную колею и тянулась в направлении города Александровска. Возможно, пролить свет на тайну тоннеля помогут экипажи пароходов «Приамурье» и «Забайкалье», ходивших в рейсы вдоль побережья…»

    В 1993 году мне довелось встретиться с бывшим военным инженером, непосредственно принимавшим участие в строительстве тоннеля. Убелённый сединами ветеран, пожелавший не называть свою фамилию, в чине полковника, поведал, что никакого мифа о существовании тоннеля нет. «Тоннель был построен!» – слова эти он произнес твёрдо, с гордостью напомнив, что событие это произошло задолго до прокладки тоннеля под Ла-Маншем. «Талантливыми были наши предшественники. И когда нужно было разгромить фашистов, и когда создать такое уникальное сооружение». По утверждению ветерана, в проекте, к сожалению, была допущена фатальная ошибка. Авторы ее польстились на то, что расстояние между мысами Лазарева и Погиби самое короткое, где-то около 9 километров. И упустили очень важную деталь – течение в этом самом узком месте довольно сильное. Вода понемногу стала просачиваться в тоннель. Строители как могли пытались исправить ситуацию, но имеющиеся средства не позволяли этого сделать. В итоге стройку законсервировали, а после смерти Сталина и вовсе свернули. На этот счёт было специальное постановление правительства от 26 мая 1953 года.

    Полвека спустя

    О соединении материка с островом Сахалин вспомнили уже во времена новейшей истории России. Наряду с возобновлением прокладки тоннеля, строительством мостового перехода высказываются мнения о создании трансконтинентальной магистрали из Европы, по России через Сахалин, на остров Хоккайдо. Эта тема сегодня активно обсуждается как специалистами, так и любителями. С мнением сторон можно спорить, но факт необходимости соединения материка с островом реален.

    Сегодня специалистами активно выдвигаются реалистичные планы по строительству тоннеля или мостового перехода. Они уверены: тоннель обеспечит надёжный выход России к трём незамерзающим портам на Сахалине, а это улучшит транспортное обслуживание Магадана, Камчатки и восточного сектора Арктики, сократит действующие морские коммуникации на 500-1200 км, что эквивалентно высвобождению 10 морских судов за один навигационный период.

    С технической точки зрения, по мнению специалистов, строительство тоннеля не представляет особых трудностей. Ширина пролива в самом узком месте составляет всего 7,8 км (для сравнения: ширина Ла-Манша – около 40 км, пролива Цугару в Японии, через который тоже проложен тоннель, – 54 км). Продолжительность строительства – 2-3 года, ориентировочная стоимость – более 3 млрд долларов (общая стоимость проекта – 10-15 млрд долларов). Срок окупаемости тоннеля – 8-10 лет.

    В качестве альтернативы тоннелю предложена другая идея – сооружение комплексного мостового перехода через пролив Невельского. Её авторы – ряд сотрудников Дальневосточного отделения Российской академии наук. Вместе с тем, железнодорожный мост в силу сложных климатических условий может быть менее надёжным и более сложным в эксплуатации по сравнению с тоннелем.

    Спустя более полувека тайна тоннеля на Сахалин приобретает всё более реальные очертания. Кто знает, возможно, спустя несколько лет, проезжая по мосту на остров Сахалин или по тоннелю под Татарским проливом, будем вспоминать то время, когда сама идея соединения материка с островом Сахалин казалось сказочной.


  • Новости по теме

    13.05.2020

    Первый контрейлерный груз из Калининграда

    На Калининградской железной дороге состоялась погрузка автомобильного полуприцепа с полимерной продукцией на контрейлерную платформу […]

    21. 04.2020

    «Ростех» запустит грузовые дирижабли-трансформеры

    Холдинг «Росэлектроника» госкорпорации Ростех разрабатывает модульные дирижабли с изменяемой грузоподъемностью. Ожидается, что их использование […]

  • Помните: для этого контента требуется JavaScript.

  • Войти

    Запомнить меня

  • Помните: для этого контента требуется JavaScript.

  • Помните: для этого контента требуется JavaScript.

  • Сахалинское бюро экскурсий и путешествий

    Ещё со школьных лет многие, наверное, помнят, что:

    Сахалинская область — единственная островная область в СССР или России (это зависит от периода обучения) — включает в себя остров Сахалин с расположенными вблизи него островами Монерон и Тюлений и две гряды Курильских островов.

    А также:

    Сахалин — один из крупнейших островов в стране.

    Теперь немного математики. Сахалинская область занимает территорию в 87,1 тыс. кв. километров (что, кстати, несколько больше Австрии и в три раза превышает площадь Бельгии) и располагается на 59 островах. Площадь Сахалина — 76,4 тыс. кв. километров, остров протянулся от мыса Крильон на юге до мыса Елизаветы на севере на 948 километров. Максимальная ширина Сахалина — 160 (широта села Лесогорского, Углегорский район), минимальная — 26 (перешеек Поясок) и 6 километров (Охинский перешеек). Самое узкое место между материком и островом — неглубокий пролив Невельского, наименьшая ширина которого между мысами Погиби и Лазарева 7,3 километра.

    Глухой, неведомой тайгою,
    Сибирской дальней стороной
    Бежал бродяга с Сахалина
    Звериной узкою тропой.

    ( Неизвестный автор )

    Иногда зимой с материковой части на остров «звериной узкою тропой» прибегают волки.

    Многих интересует вопрос: «А сколько же километров до Японии?». От мыса Крильон через пролив Лаперуза всего 41 километр и в ясную погоду (это если повезет) южного соседа можно увидеть невооруженным глазом.

    Где я бросаю камушки с крутого бережка
    Далекого пролива Лаперуза.

    ( М. Танич )

    Итак, от материка Сахалин отделен Татарским проливом, проливом Невельского, Амурским лиманом и Сахалинским заливом. От острова Хоккайдо (Япония) Сахалин отделен проливом Лаперуза. С запада и юга остров омывается водами теплого Японского моря. С севера и востока холодным Охотским морем. Береговая линия Сахалина изрезана незначительно. Крупные заливы — Анива и Терпения — имеются только в южной и средней частях. Резко выступают в море полуострова Крильонский, Тонино-Анивский, Терпения и Шмидта. С запада и востока есть прибрежные островки.

      

    Прибрежные островки

    Их не так уж и много вблизи Сахалина, но каждый из них обязательно чем-то всемирно знаменит.

    Остров Монеронрасположен в Японском море в 42,8 километрах от юго-западного побережья Сахалина. Небольшой остров вулканического происхождения: 7 километров на 4 километра. Монерон известен своими небольшими и неглубокими бухтами с ярким и разнообразным подводным миром в сравнительно теплой воде — райское место для подводного плавания. Среди морских обитателей широкой известностью пользуется довольно крупная раковина брюхоногого моллюска галиотис или морское ушко, покрытая с внутренней стороны перламутровым слоем с превосходным блеском и отливающим всеми цветами радуги (у нас галиотис встречается только на Дальнем Востоке у берегов Камчатки и Монерона!). Среди темных валунов и галек побережья встречаются и более светлые (до совсем белых и прозрачных) гальки и окатыши из чистого кварца и кварцеподобных пород и минералов, до халцедона и агата включительно — красивых поделочных камней.

    В отвесных обрывистых берегах и на узком пляже острова Монерон иногда можно встретить выступающие и поднимающиеся из них геологические тела типа толстых, круто или вертикально стоящих стен, сложенных, словно поленница из дров, образованиями, представляющими совершено одинаковой, правильной формы удлиненные шести или восьмигранные призмы. Это «младшие братья» известного мыса Столбчатый на Кунашире.

    Остров Тюленийсовсем крошечный, 600 метров на 100, расположен на востоке от Сахалина, в нескольких километрах от самого длинного и узкого полуострова Терпения. Знаменит остров Тюлений не геологическими особенностями, а своими главными обитателями — морскими котиками, создавшими свое уникальное родовое лежбище на песчаных пляжах этого маленького островка. Добрыми соседями морских котиков на острове Тюлений являются не менее многочисленные морские птицы — кайры, устроившие свои гнезда на вершине скалы в центре острова.

    Группа Курильских острововпростирается с юго-запада на северо-восток от острова Хоккайдо до полуострова Камчатка. Архипелаг образует две гряды: Большую Курильскую и Малую Курильскую.

    Большая Курильская гряда, длиною почти 1200 километров, включает в себя около 30 островов, а также большое количество мелких островков и скал. Гряда, в свою очередь, делится на 3 группы островов: северную, среднюю и южную.

      

    Малая Курильская грядапротянулась параллельно Большой на 105 километров, в 48 километрах южнее последней. В состав гряды входит 6 небольших островов. Кстати, острова Хабомаи («плоские острова» — яп.) — это та же самая Малая Курильская гряда, только без её крупнейшего острова Шикотан.

    Общая площадь Курильских островов составляет 10,1 тыс. кв. километров. Острова разделены 26 курильскими проливами, ширина которых колеблется от 1,8 километра до 55 километров.

    Сахалин…

    Все нас окружающее и мы сами в этом окружении — все… является творением Природы. И как всякое творение…, оно может быть обычным, простым, рядовым, а может быть необыкновенным, из ряда вон выходящим, …поражающим наше воображение. Сахалин… представляет с одной стороны и нечто одинаковое или рядовое (один из островов, каких много), а с другой стороны — очень редкое, уникальное природное явление или образование.

    Олег Мельников

    Из космоса Сахалин видится как рыба, «чешуёй» которой служат тысячи сверкающих рек и озер. Остров-рыба лежит на боку и по нему очень удобно ориентироваться: голова рыбы (полуостров Шмидта) — север; симметрично раздвоенный хвост (полуострова Тонино-Анивский и Крильон) — юг; острый спинной плавник (полуостров Терпения) — восток; брюшко рыбы (омывается Татарским проливом) — запад. На юге Сахалин-рыба стремительно убегает от морского ската — огромной манты Хоккайдо, а на севере пытается увернуться от древнего ящера-стегозавра Камчатки. Вот такое «опасное» и удивительное соседство. Впрочем, на Сахалине удивительно всё.

    Возраст

    Сахалин — остров молодой, всего каких-то 60–70 миллионов лет назад из-под воды показались горы вдоль восточного побережья и не более пары-другой миллионов лет Западно-Сахалинские горы. Именно поэтому остров продолжает ворочаться и вздыхать и именно благодаря столь юному возрасту, с точки зрения геологии, на Сахалине есть нефть и газ.

    Мой остров сопок и долин, край красоты – Сахалин,
    Край сопок, речек и долин, остров зари – Сахалин.

    ( В. Горячев, песня «Остров зари» )

    Ландшафт

    При взгляде на физическую карту Сахалина сразу бросается в глаза то, что вдоль всего острова по его западному и восточному побережьям протягиваются горы и горно-грядовые возвышенности.

    Западно-Сахалинскиегоры непрерывной чередой протягиваются с юга на север через весь остров почти на 650 километров. Основной хребет — Камышовый, наивысшая точка которого гора Возвращения (1322 м). Частью Западно-Сахалинских гор является массив Ламонон — в ясную погоду массив поражает громадной высотой (под 1000 м) и правильными коническими очертаниями. Уж не вулканы ли это? Да, да, — это давненько, по нашим человеческим меркам, потухшие вулканы. Потухшими они называются только потому, что не извергались на человеческой памяти, но это не значит, что они не могут проснуться…

    То же самое можно сказать и о единственной горе на юге Западно-Сахалинских гор — о горе Спамберга (Шпанберга), высота которой 1055 метров. Но у этой горы есть своя особенность: на ее склонах, не доходя 100–150 м до остроконечной вершины, находится группа небольших и неглубоких пресных озер, совершенно необычных по происхождению

    Горы вдоль восточного побережья идут не одним массивом, а очень сильно разъединены друг от друга. На юге это Сусунайский хребетс горой Пушкинской (1047 м) и пиком Чехова (1045 м) и Тонино-Анивский хребетна юго-востоке с высшей точкой — горой Крузенштерна (670 м). В северном направлении, начиная от полуострова Терпения и далее по восточному побережью растянулись многочисленные и разные по высоте хребты, называемые Восточно-Сахалинскимигорами. В этих горах находится Набильский хребет, который можно назвать «Садом вершин» — именно там расположены самые высокие горы Сахалина: Лопатина (1609 м), Граничная (1511 м), Балаган (1471 м), Водораздельная (1428 м) и Громова (1427 м).

    Голову Сахалин-рыбы слагают горные сооружения полуострова Шмидта, который, как это не удивительно, является подобием всего острова в миниатюре — два горных хребта — Восточныйи Западный— разделенных низменностью. В горном массиве Три Брата Восточный хребет достигает высоты 623 м (Первый Брат).

    Между сопок и долин
    Тропочка торопится…
    Обойти весь Сахалин
    Нам, ребята, хочется.

    ( М. Финнов, песня «Остров-островок» )

    Горные хребты Сахалина разделены низменностями-долинами. Самые крупные из них — Тымь-Поронайская, Сусунайская и Муравьёвская.

    Тымь-Поронайская низменность— «полюс холода» на Сахалине, зимой температура в долине может опускаться до -51° С, поэтому самое холодное место острова находится не на самом севере (что было бы логичнее), а в центральной части Сахалина.

    Сусунайская долина— самая населенная. Именно здесь у подножия горы Большевик (600 м) уютно и гармонично, словно сливаясь с окружающей его непроходимой, перевитой лианами тайгой, расположился город Южно-Сахалинск — столица островной области.

    Сахалин, Сахалин, Сахалин –
    Бусы сопок и броши долин,
    Ожерелье из рек и озёр,
    И лесов многоцветный узор

    ( Н. Архипова, песня «Остров светлой надежды» )

    Муравьевская низменностьприблизительно 12 тысяч лет назад была дном моря, после поднятия которого на Сахалине получился уникальный, единственный в своем роде, озерный край острова. Здесь находятся, бывшие когда-то заливами Охотского моря, знаменитые озера-лагуны Тунайча, Изменчивое, Буссе и озера Большое и Малое Вавайское, Большое и Малое Чибисанское. Все они, в большей или меньшей степени, до сих пор соединены со своим «родителем» — Охотским морем. Кроме крупных озер на низменности целая россыпь более мелких, совсем пресных озер. Между озером Тунайча и заливом Мордвинова уютненько расположилось озерное ожерелье — «Теплые озера»: Айруп, Донецкое, Русское, Хвалисекое, Голубое и т. д. — всего 13 озер. И даже это ещё не все озера Муравьевской низменности. Червячное, Крестоножка, Добрецкое, Седых, Свободное, Моховое, Верхнее, Открытое, Щукинское — уф, вроде бы все. Действительно — Озерный край. Кстати, в Сахалинской области более 17 тысяч озер.

      

    Рек и того больше — более 65 тысяч. Самые крупные и полноводные реки — Поронай (350 км), Тымь (330 км), Лютога (130 км), Найба (119 км), Набиль (101 км), Сусуя (83 км), — текут, как правило, в продольном направлении острова. Горные же реки (Вальза, Вал, Лапчун, Агнево и др.) — в своем большинстве в поперечном направлении. Они быстрые, порожистые, холодные и совсем маленькой протяженности. На этих реках встречается чудо природы красоты необыкновенной — водопады, которые зимой превращаются в ледопады.

    В окрестностях Южно-Сахалинска есть три водопада, к которым можно совершить однодневные экскурсии: 10-метровый трехступенчатый водопад, расположенный в верховьях реки Уюновки у самого подножия г. Чехова; 8-метровый водопад, расположенный в верховьях р. Комиссаровки в 3 км от пос. Весточка и в 2 км от знаменитой скалы Лягушка, широко известной как место контактов с «внеземными цивилизациями»; небольшой 2-метровый водопад в верховьях реки Марковки (Хомутовки).

    В верховьях реки Чеховки, в четырех километрах от горы Спамберга (Шпанберга) находится известный многим сахалинцам Шуйский водопад. Ранее его фотографии мелькали даже в заставках к прогнозу погоды в программе «Время». В этом месте река Чеховка и ее левый приток низвергаются с 25-метровой высоты двумя мощными отвесными потоками, расстояние между которыми не больше 20 метров. За это он получил второе, менее известное название — Двуглавый.

    Теперь — о самых высоких на Сахалине водопадах. На этот титул претендуют, по крайней мере, четыре из них. Все они расположены на морском побережье, высоту всех оценивают в 30–35 метров. Один из водопадов расположен на труднопроходимом восточном побережье полуострова Шмидта в устье реки Тукспи-Маму. Второй находится в Макаровском районе, в 3 километрах к северу от мыса Красный; третий — на западном побережье полуострова Крильон, в 1 километре к северу от устья реки Замирайловки. Четвертый — падает в Татарский пролив со склонов г. Зеленой в пяти км к югу от пос. Дуэ.

    Наиболее мощный по расходу воды сахалинский водопад расположен в среднем течении р. Нитуй (в 10 км от пос. Вахрушев, в 1 км выше впадения правого притока — реки Иня). В скальном ущелье русло реки неожиданно перегораживает 10-метровый трехступенчатый уступ шириной 12 м. По красоте и мощи Нитуйский не уступает водопаду Кивач в Карелии. С 1990 г. Нитуйский водопад объявлен памятником природы, и попытка взорвать его под предлогом прохода красной рыбы в верховья реки натолкнулась в 1992 г. на отчаянное сопротивление общества. Водопад удалось отстоять.

    Вот такой удивительный остров.

    Статья о татарском+проливе из The Free Dictionary

    Татарский+пролив | Статья о татар+пролив в The Free Dictionary

    Татарский+пролив | Статья про татар+пролив от The Free Dictionary


    Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

    Возможно, Вы имели в виду:

    Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:

    татарский пролив

    Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:

    Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

    Полный браузер ?

    • Татарская АССР
    • Татарская Автономная Республика
    • Татарская Автономная Республика
    • Татарская Автономная Республика
    • Татарская АССР
    • Татарская АССР
    • Татарская АССР
    • Татарская кухня
    • Татарский дракон
    • Татарская энциклопедия
    • Татарские нашествия
    • Татарский язык
    • Татарский легион
    • Татарские легионы
    • Татарская Почтовая Группа
    • Татарская мифология
    • Татарская национальность
    • Татарский Пазарджик
    • Татарский народ
    • татарские народы
    • Татарская Республика
    • Татарская Республика
    • Татарская Республика
    • Татарская скала
    • Татарский пролив
    • Татарский пролив
    • Татарский пролив
    • Татарский театр
    • Татарский театр оперы и балета
    • татарские тюрки
    • татар+пролив
    • Татаро-американские инвестиции и финансы
    • Переключение татарско-русского кода
    • Татара
    • Мост Татара
    • Станция Татара
    • Татараску, Георге
    • Татарбунарское восстание
    • Татарбунарский район
    • Татарбунары
    • Татарбунары
    • Татарбунарский район
    • Татарбунарское восстание
    • Татарбунарское восстание 1924 года
    • Татари
    • Татария
    • Татарский
    • Татарский
    • Татарский
    • Клен татарский
    • Татарский этап
    • Татарский
    • Татаригородская курица
    • Татаринов Леонид
    • Татаринов Леонид Петрович
    • Татаринов Павел
    • Татаринов Павел Михайлович
    • Татаринов Валериан
    • Татаринов Валериан Александрович
    • Татаринов Владимир
    • Татаринов Владимир Васильевич

    Сайт: Следовать:

    Делиться:

    Открыть / Закрыть

     

    Татарский пролив Определение и значение

    • Основные определения
    • Тест
    • Примеры
    • Британский

    Сохраните это слово!


    пролив между островом Сахалин и материковой частью Азии в северо-западной части Тихого океана, соединяющий Японское и Охотское моря. 393 мили (632 км) в длину, сужаясь до 5 миль (7 км) в ширину.

    ТЕСТ

    МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЫЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?

    Есть грамматические дебаты, которые никогда не утихают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?

    Вопрос 1 из 7

    Какое предложение правильное?

    Слова рядом Татарский пролив

    татахаш, татами, Татар, Республика Татарстан, Татарстан, Татарский пролив, Татары, Тейт, Галереи Тейт, татер, Татхагата

    Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023 г.

    Как использовать Татарский пролив в предложении

    • На логотипе бренда оказался грациозный лучник верхом на коне в татарском национальном костюме, готовый пустить свою стрелу.

      Ребрендинг Земли монгольских воинов и Ивана Грозного|Анна Немцова|25 декабря 2014|DAILY BEAST

    • Около 10 миллиардов долларов было выделено на строительство моста через Керченский пролив с его непредсказуемыми течениями во время весенних паводков.

      Путинский Крым — большое казино против геев|Анна Немцова|8 сентября 2014 г.|DAILY BEAST

    • Снайдер пригласил татарских ученых на конференцию, но они решили остаться в Крыму, чтобы отметить это событие.

      Путин против человечества|Джеймс Кирчик|20 мая 2014|DAILY BEAST

    • Татарский контроль — отчасти оккупация и отчасти сюзеренитет над бессильными, платящими дань русскими княжествами — длился более 200 лет.

      Российская история на нашей стороне: Путин обязательно себя накрутит|П. Дж. О’Рурк|11 мая 2014 г.|DAILY BEAST

    • В селе Первомайское восемь человек из крымского отряда «самообороны» запугали местного татарского активиста Ильяса Ибрагимова.

      Крымский исход начался|Олег Шинкаренко|16 марта 2014|DAILY BEAST

    • Дети бесплодия твоего еще скажут в уши твои: тесно мне место, уступи мне место для проживания.

      Библия, версия Дуэ-Реймса|Разное

    • Отправление в четвертое плавание в сопровождении торгового корабля через Торресов пролив.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *