Первый храм христианской Руси — Троицкий вариант — Наука
«Освящение Десятинной церкви» — миниатюра Радзивилловской летописиЦикл публикаций о сохранившихся «на поверхности» памятниках древнерусской архитектуры домонгольского периода мы начали с самого древнего такого здания на территории России. Но, как кажется, этот цикл будет неполон без рассказа о храме, разрушенном более трех четвертей тысячелетия назад и расположенном на территории другого государства. Речь пойдет о первой «капитальной» постройке древнерусского церковного зодчества — Десятинной церкви, построенной князем Владимиром Святославичем сразу после официального принятия христианства.
Предыстория
Летописи дают нам обрывочные сведения о том, что еще до крещения Руси в Киеве была как минимум одна церковь: в договоре князя Игоря с Византией, который вошел в состав «Повести временных лет», сказано, что часть дружины Игоря и сам князь клялись «на холме, где стоял Перун», а варяги-христиане из его дружины клялись в церкви святого Ильи, причем указано, что был тот храм соборным.
В литературе второй половины ХХ в. можно найти глухие упоминания о том, что археолог Михаил Каргер даже якобы нашел остатки этой церкви на Подоле, и была она каменной — но никаких подробностей, и в каталог древнерусских каменных храмов, о которых есть материальные свидетельства, она не попала. Поэтому официальный перечень памятников древнерусского храмового зодчества мы начинаем с церкви, построенной спустя более 40 лет (я специально педалирую слово «храмового», потому что в Киеве и в Чернигове в Х в. построили еще и несколько каменных теремов, которые могут быть и старше Десятинной, — но от них мало что осталось).
Сначала чуть-чуть о самом слове «зодчество». В Древней Руси под этим словом подразумевали только каменное строительство. «Здати» — строить, создавать, «здо» — глина, из нее изготовляли плинфу — тонкий кирпич, из которого строили первые храмы и дворцы. Кстати, таким образом, «Создатель» буквально означает «вылепивший из глины», если вспомнить, как (согласно Ветхому Завету) творили человека.
Десятинная церковь XIX в., выстроенная на месте старого зданияДа и летописи разделяли каменное и деревянное строительство: когда употреблялся термин «създа», то совершенно определенно имелась в виду каменная постройка, когда «постави» — деревянная. Так что, с точки зрения древнерусского человека, «деревянное зодчество», музеи которого сейчас существуют в России и на Украине, — оксюморон, как «живой труп».
Первый храм новой веры
Итак, первой постройкой, о которой мы можем сейчас говорить хотя бы вскользь, поскольку ее следы можно увидеть и поныне, стала киевская церковь Богородицы (Десятинная), заложенная князем Владимиром в Киеве около 989 г. и законченная в 996 г.
Почему Десятинная? Просто это был главный храм новой церкви, которой Владимир даровал десятину со своих доходов. Так что уже тогда, буквально через год после официального принятия новой религии, церковь стала понятием экономическим.
Что мы знали об этом храме до недавнего времени? Размеры (по фундаментам, без апсид) — 35 х 37 м. Формат плинфы (древний тонкий кирпич) — 31 х 31 х 2,5 см.
Церковь заложена византийскими мастерами в 989 г., освящена в 996-м. Следует отметить, что в отличие от большинства богородичных храмов на Руси ее посвятили самой Богородице, а не церковному празднику (Рождество Богородицы, Успение и т. д.).
«Штат» храма состоял из священников, которых Владимир привел из захваченной Корсуни — Херсонеса (в самой Византии город назывался Херсон).
Именно в нем похоронили князя Владимира; кроме того, провели весьма диковатую процедуру — выкопали останки братьев Владимира, погибших в ходе борьбы за власть еще до крещения Руси, окрестили оставшиеся кости и тоже погребли в Десятинной церкви. В 1030-х годах храм еще раз по непонятной нам причине освятили. Тогда же Десятинная церковь начинает уходить в тень: сын Владимира Ярослав, позже прозванный Мудрым, возводит самый большой храм домонгольской Руси -Софийский собор.
Увы, во время штурма Батыем Киева в 1240 г. церковь рухнула -то ли нападающие постарались, то ли спасающегося народу набилось столько, что его тяжести храм не выдержал.
История после гибели
В 1630-1640-х годах митрополит Петр Могила устроил в юго-западном углу древнего храма маленькую церковь. Храм простоял до 1828 г., когда вместо него на большей территории древней церкви построили новую по проекту архитектора В.П.Стасова, предварительно проведя раскопки. В 1824 г. их вел археолог К.Н.Лохвицкий, но даже в то время качество его работы признали ужасным, поэтому в 1826 г. Лохвицкого сменил архитектор Н.Е.Ефимов. В 1908-1911 гг. те части Десятинной церкви, что не попали под застройку, раскопал Д.Милеев, раскопки в 1912-1914 гг. продолжил его ученик П.Вельмин. В 1938-1939 гг., после сноса церкви Стасова, не раскопанное Милеевым и Вельминым изучил М.К.Каргер, сводный план раскопок которого стал хрестоматийным.
Увы, даже раскопки М.К.Каргера в 1930-х годах оказались неполными, фиксация их результатов была не очень качественной, сами же они практически уничтожили большую часть сохранившихся руин памятника. Поэтому в основном то, что мы знаем о храме, относится к числу дискуссионной информации. Простой показатель: даже если иметь в виду план церкви, в научный оборот введено более десятка ее реконструкций, не говоря уже о попытках реконструировать внешний облик Богородицы Десятинной.
Начались новые исследования храма. И вынудило начать их странные телодвижения руководство ставшей «незалежной» Украины. Оно начало «воссоздавать» домонгольские храмы.
В Киеве к тому времени уже восстановили три домонгольские церкви: храм Богородицы Пирогощей на Подоле, Михайловский Златоверхий собор и Успенский собор Киево-Печерской лавры. Все эти церкви были разрушены в 30-40-х годах ХХ в., существовали фотографии, обмеры, серьезные археологические исследования. Этого главе государства показалось мало, и в самом начале нового тысячелетия он издал Указ о восстановлении Десятинной церкви. Разумеется, «в первоначальном виде». А то, что никто не знает, как она выглядела, — так это мало кого волновало. Как говорит заместитель директора украинского Института археологии Глеб Ивакин, «что бы ни построили на этом месте, все равно экскурсовод сможет сказать: а на самом деле здесь все было не так».
Совместными усилиями российские и украинские археологи сумели убедить изменить Указ и добились разрешения сначала провести масштабные раскопки памятника, а затем уже по их результатам принять решение, стоит ли строить что-либо на этом месте и тем самым окончательно уничтожить памятник археологии или его музеефицировать.
Раскопки велись с 2005 г. Их помимо Ивакина возглавил руководитель отдела археологии и архитектуры Государственного Эрмитажа, доктор исторических наук Олег Иоаннисян. Эти исследования привели к очень любопытным выводам.
Тщательнейшие обмеры и фиксация всех сохранившихся элементов кладки, сохранившихся следов от деревянных колышков и лежней, уложенных в основание фундамента, позволили установить очень важные факты. Во-первых, можно считать доказанным, что храм этот построили сразу. До сих пор считалось, что ядро памятника было построено в 989-996 гг., а в XI в. его дополнительно обстроили (по крайней мере частично). Оказалось, что все элементы плана храма, от закладки до освящения, сложились в один период, но в процессе строительства замысел и тип постройки поменялись.
Сначала, как и считалось до сих пор, храм строили как крестово-купольный. Так возведены почти все древнерусские храмы до монгольского нашествия, за исключением нескольких построек-ротонд. Но храм для нового христианского государства требовался большой, а в Византии того времени не строили больших крестово-купольных зданий. Когда зодчие поняли, что строили более простую и привычную базилику. Им даже пришлось разобрать часть уже построенного здания; в результате новых раскопок в засыпанном в процессе строительства Десятинной церкви древнем рву обнаружены фрагменты кладки.
Поэтому Десятинная церковь оказалась единственной базиликой в древнерусской архитектуре. Скорее всего, единственной она и останется. Как отметил Иоаннисян, возможно, базиликой могла быть церковь в Тмуторокани 1022 г., но ее руины сохранились еще хуже. Кроме того, как базилику начинали строить Спасский собор в Чернигове XI в., но здесь произошла обратная история: достроили его уже как крестово-купольный храм.
Кроме того, раскопки позволили установить и то, откуда пришли зодчие, построившие храм. Летопись просто указывает: «Мастеры от Грекъ». Но эта запись могла относиться к территории Византийской империи вообще, от Константинополя до Херсонеса. Разумеется, были там и собственно византийские, столичные мастера, но очень многое (устройство пола из поливной керамики, структура деревянных элементов фундамента) указывает на болгарские провинции Византии. Более того, если учесть, что Десятинная церковь оказалась базиликой, то и ближайшие аналогии этому храму в византийской архитектуре конца Х в. тоже находятся в Византии. Последний же аргумент в поддержку этой теории археологи обнаружили в прошлом году. Они нашли две плинфы, на которых еще по сырой глине, до обжига прочерчено две буквы — щ и и. Разумеется, это не русские «щи» — по словам Иоаннесяна, скорее всего, это обозначение какого-то числа или сокращение какого-то слова.
Алексей Паевский
- Афанасьев К.Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М., 1961, с.170-174.
- Ивакин Г.Ю., Пуцко В.Г. Импостная капитель из киевских находок. — Советская археология, 1980, № 1., с. 293-299.
- Ивакин Г.Ю., Иоаннисян О.М. О новых раскопках Десятинной церкви// Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. М.,2008, т. 1, с 12-19.
- Каргер М.К. Археологические исследования древнего Киева. Киев, 1950, с. 45-140.
- Каргер М.К. Древний Киев. М.; Л.,
- 1961, т. 2, с. 9-59.
- Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца Х — начала XII в. М., 1987.
- Корзухина Г.Ф. К реконструкции Десятинной церкви. — Советская археология, 1957, №2, с. 78.
- Раппопорт П.А. Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников (Свод археологических источников, вып. Е1-47). Л., 1982. С. 7 (№1).
- Холостенко М.В. З юторш зодчества древньоп Руа Х ст. // Археолопя. К. На-укова думка. 1965, т. 19, с. 72.
См. также:
Православные храмы — как зародились и самые древние
Главная Блог Ижевска Культура. Религия Православные храмы — как зародились и самые древние
Автор: iforget • Дата публикации: 20.07.2021
Католики считают первым папой и отцом церкви в том виде, в каком мы знаем ее сейчас, апостола Петра.
А кто построил первый храм? Какими были первые каменные храмы на Руси?
Первые храмы
Согласно Ветхому Завету, Бог, единый для иудеев, христиан и мусульман, изначально не требовал места, куда человек мог прийти и напрямую к нему обратиться. Три столпа современного храма:
- знак присутствия;
- освящение елеем;
- обозначение.
По легенде, мысль о столпах пришла Иакову во время сна. Камень использовался как подушка, во сне Иаков произвел освящение (окропил камень оливковым маслом) и назвал это место домом Божьим.
Но до храмов в том виде, в каком мы знаем их сейчас, было еще очень далеко. Следующей формой храма божия была скиния — палатка. Сначала это был просто шатер для хранения ковчега Завета — ящика со скрижалями, на которых были начертаны десять заповедей. Шатер был легким и переносным, но постепенно, с обретением более-менее постоянного места жительства, палатка стала более основательной и по виду напоминать католическую базилику. Снаружи она была тканевой, многослойной, внутри же стены были из дерева.
В скинии уже были три части, по которым разрабатываются проекты храмов до сих пор:
- преддверие;
- собственно пространство храма;
- сакральное пространство, где совершались ритуалы.
Но только через 500 лет, когда иудеи уже обрели землю обетованную, в правление царя Соломона был построен первый каменный храм. До Рождества Христова оставался еще целый век, но у Бога уже был свой дом, куда он неоднократно являлся царю Соломону.
Самые старые храмы России
В нашей стране в основном строились деревянные храмы, каменные хоть и были большой редкостью, но именно благодаря им мы знаем особенности зодчества и культуры тех времен.
- Храм в Республике Карачаево-Черкесия — возможно, построен еще до того, как Русь приняла крещение. Храм посвящен святому Николаю, а службы здесь проводятся только раз в год — 6 мая в день поминовения Георгия Победоносца.
- Храм Иоанна Предтечи в Керчи. Предположительно возведен в Х веке, но для его постройки использовались элементы более древнего храма, построенного в VI веке. В XII-XV веках храм менял свой облик, а достраиваться стал в XIX веке. Он действует и до сих пор.
- Собор святой Софии в Нижнем Новгороде начали строить в 989 году, а в 1050 его освятили. Построен по кресто-купольному проекту и действует до сих пор.
- Петропавловский храм в Смоленске построена в 1146 году внуком Владимира Мономаха.
- Борисоглебская церковь в Кидекше из белого камня. Такой камень не характерен для Суздаля, его привозили из Москвы и обтесывали вручную. Церковь включена в наследие Юнеско, в настоящее время службы там не ведутся.
Оставьте первый комментарий
Похожие материалы
[28. 04.2023] Для чего было разработано приложение «Анапа гид экскурсии»?Анапа — популярное туристическое направление, расположенное в южном регионе России. Город известен своими великолепными пляжами, кристально чистой водой и замечательными туристическими достопримечательностями, включая древние руины, музеи и культурные центры. Однако ориентироваться по городу и открывать для себя его скрытые жемчужины может быть непросто, особенно для тех, кто приезжает впервые. Чт… |
[12.04.2023] Покупка билетов на концерты через онлайн-сервисыКонцерты — это отличный способ насладиться живой музыкой и пообщаться с другими поклонниками ваших любимых исполнителей. Но покупка билетов на концерты может быть проблемой, особенно если вы пытаетесь занять лучшие места или купить билеты на популярное шоу. К счастью, в последние годы покупка билетов на концерты через Интернет становится все более популярной, и покупка билетов таким способом. .. |
[04.04.2023] Опасность жалости к себе: как грубость коллег снижает производительность труда.Распространённость неблагоприятных рабочих отношений всегда являлась серьёзным источником беспокойства для организаций, поскольку негативные отношения между коллегами подрывают мотивацию, качество и производительность их сотрудников. Ярким примером дисфункциональной динамики отношений является невежливость коллег, которая отражает степень, в которой сотрудники считают, что некоторые представители … |
[31.03.2023] Какими вопросами занимается ритуальный агент?Ритуальные агенты работают с клиентами с момента поступления заказа до окончания похорон. Они могут предложить услуги по организации похорон, консультации по юридическим вопросам, сопровождение клиента в морг, на кладбище, в крематорий, а также помощь в выборе гроба, места захоронения, венков, цветов. Если вам нужен Ритуальный агент вы можете обратиться в похоронное бюро. Помощь с похоронами Рит… |
[28.03.2023] Жизненные ценности: как их формулировать и использоватьВсе люди на определенных этапах жизни задают себе вопросы о своих целях и стремлениях. Психологи именуют это кризисом идентичности. Чтобы преодолеть его, человеку надо четко осознать свои жизненные ценности. Сущность жизненных ценностей Удовлетворенность жизнью в значительной мере зависит от ее наполнения важными делами, совершаемыми на основе осознания своих ценностей. То есть жизненные ценност… |
Почему и когда христиане начали строить специальные здания для богослужений? | Христианская история
Изображение: Дэниел Кайнц/Unsplash
В Новом Завете говорится о большой церкви в Иерусалиме, собирающейся вместе в общественном месте (например, во внешнем дворе храма в Деяниях 2:46) и небольшими группами в домах (например, в доме Марии, матери Марка, в Деяниях 12:12). Эта практика, должно быть, применялась во многих городах Римской империи. По большей части церковь зависела от членов или сторонников (покровителей), которые владели большими домами, предоставляя место для собраний. В Риме есть признаки того, что ранние христиане встречались в других общественных местах, таких как склады или многоквартирные дома. Даже когда в городе было несколько мест для собраний, христиане ощущали себя одной церковью. Они поддерживали единство посредством организации (со II века и далее, начиная в разное время в разных местах, один епископ в городе становился центром единства для православных тамошних христиан) и символических жестов (в Риме евхаристический хлеб посылался из архиерейской церкви). церкви другим собраниям).
До того, как император Константин признал христианство законной религией в 313 году, корпоративное владение собственностью церкви могло быть юридически двусмысленным. Похоже, что первой собственностью римской церкви были катакомбы. Однако это были не места встреч, а места захоронений.
Если заявления о недавних открытиях мест собраний ранних христиан не подтвердятся, самое раннее здание, определенно предназначенное для использования христианами, находится в Дура-Европос на реке Евфрат в восточной римской Сирии. Это был дом, который перешел во владение христиан и был реконструирован в 240-х годах. Две комнаты были объединены в актовый зал, а другая комната стала баптистерием — единственной комнатой, украшенной картинами. Дура была разрушена сасанидскими персами в 256 году, поэтому дом использовался как церковь недолго.
Церковный дом в Дуре представляет собой промежуточный этап между собраниями в домах прихожан или других подходящих местах и строительством зданий специально для церковных собраний. Есть литературные упоминания об отдельных церковных зданиях с конца второго века до третьего века, но неясно, были ли это существующие постройки, перестроенные для использования в церкви, такие как дом в Дуре, или новые постройки. У нас есть археологические свидетельства строительства залов для церковных собраний в конце третьего и начале четвертого века. Великая эра церковных построек началась с покровительства Константина церкви в четвертом веке. Он заказал базилики, чтобы сигнализировать о своей поддержке новой религии и рекламировать свое правление.
Почему ранние христиане перестраивали или строили отдельные сооружения для богослужений вместо того, чтобы продолжать использовать частные дома или общественные места? Вероятно, по тем же причинам, что и сегодня. По мере того, как церковь росла, ей нужно было организовать совместное собрание. Специальные функции, такие как ежедневное изучение Библии, крещение и раздача подарков бедным, требовали легкодоступных помещений. Особые постройки также придавали церкви видимый признак постоянства.
Эверетт Фергюсон — почетный профессор церковной истории в Абилинском христианском университете и член консультативного совета христианской истории.
Для дальнейшего чтения:
Л. Майкл Уайт , Строительство Божьего дома в римском мире (Johns Hopkins University Press, 1990).
Х. В. Тернер, От храма к молитвенному дому: феноменология и теология мест поклонения (Mouton, 1979)
Copyright © 2008 автор или журнал «Christianity Today/Christian History & Biography».
Щелкните здесь для перепечатки информации о христианской истории и биографии.
Раннехристианская архитектура
Очевидно, что к концу первого века христианские храмы приобрели несколько стандартную форму архитектуры. Церкви с 1-го по 39035-й -й века оказали основное влияние на классическую греческую и римскую архитектуру в ее наиболее процветающей форме. Классическая архитектура в это время достигла своего апогея после тысячелетнего развития.
Тенденция к использованию греческих и римских архитектурных стилей была сделана без ссылки на их первоначальную символику. Это позволило получить более полную свободу архитектурных стилей. Однако были и уникальные конструкции, созданные специально для церквей. Одним из немногих архитектурных достижений ранних церквей было строительство купола на вершине многоугольника.
Базилика
Термин Базилика первоначально обозначал что-либо царственное или благородное. Основные характеристики базилики с точки зрения места отправления культа: прямоугольный план земли, разделенный в продольном направлении на три или пять проходов колоннами, поддерживающими крышу. Крыша над средним нефом (нефом) приподнята над соседними нефами так, что ее несущие стены имеют отверстия для воздуха и света. Половина купола выступает за прямоугольный план.
Монастырь Святого Фаддея
Армения считается первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Таким образом, в стране есть одни из старейших церквей. Фаддей, один из двенадцати апостолов Иисуса, которого также называют святым Иудой, много лет распространял Евангелие в Армении. В 68 г. н.э. в стране был построен монастырь, посвященный ему. Это самая старая сохранившаяся церковь, которая в настоящее время находится на территории Ирана.
Распространение христианства к третьему веку нашей эры.
К третьему веку именно Ближний Восток был самым процветающим регионом христианства. Эта область в основном включала Малую Азию, Сирию и Египет. К сожалению, именно в этой местности раннехристианские памятники либо полностью уничтожены, либо почти не исследованы. Многие из этих ранних церквей, вероятно, были преобразованы исламом в мечети, наиболее ярким примером из которых является собор Святой Софии.
Здесь Сирия является исключением. Завоевание ислама оставило большую часть этой территории пустой пустыней. Поскольку большинство этих ранних церквей были построены из камня, они сохранились. Таким образом, они являются одними из лучших доступных образцов христианской архитектуры третьего и четвертого веков.
Церковь Рождества Христова в Вифлееме. Константин приказал построить церковь на месте рождения Иисуса в 339 году нашей эры. Позднее здесь были коронованы два короля-крестоносца.
Святая Земля, особенно Иерусалим и Вифлеем, были местом паломничества и, следовательно, местом множества красивых церквей. Многие из них были построены сначала по приказу римского императора Константина, а затем Юстиниана. От этих церквей до сих пор остались скудные остатки. Крестоносцы, пришедшие через 1000 лет, в своей любви к строительству мало уважали древние памятники.
Мы ожидали, что Египет станет замечательным местом для изучения древних церквей, поскольку это был один из первых христианских оплотов. Но и здесь коптские церкви были настолько основательно разрушены или коренным образом изменены, что можно обнаружить лишь первоначальный фундамент.
Планы ранних церквей
(А) Св. Лоренцо, Рим; (B) Базилика в Суведе, Сирия; (C) Базилика Урсиана, Равенна; (D) Собор Святого Павла, Рим.
(E) Xenodochium Паммахия, Порто; (F) Св. Мария Маджоре, Рим; (G) Базилика в Кальб-Лусе, Сирия.
Внешний и внутренний вид ранних церквей
Базилика в Турманине, Сирия. Пятый век.
Базилика в Кальб-Лусе, Сирия. Пятый век.
Св. Аполлинария в Нуово, Равенна. Шестой век.
Святой Георгий, Эзра, Сирия.
Церковь Каср бин Вардан, Северная Сирия. Построен во время правления Юстиниана I, шестой век.
Церковь Хараб Шемс. Одна из старейших церквей Северной Сирии. Четвертый век.
Будьте внимательны! ибо Господь избрал тебя построить дом для святилища: будь тверд и делай это.
1 Паралипоменон 28:10
Первоначально опубликовано 29 мая 2017 г.
Обновлено в марте 2021 г.
Исследователь и автор: Томас Акреман
Источники:
Памятники Ранней Церкви по
Уолтер Лоури, Массачусетс
История христианства Оуэн Чедвик
Ранние церкви в Сирии: с четвертого по седьмой век по
Говард Кросби Батлер
Пустыня Сирия, земля потерянной цивилизации Говард Кросби Батлер
Монастырь святого апостола Фаддея — ЮНЕСКО
« Предыдущий пост
История любви Клары Шуман
Следующий пост »
95 тезисов Мартина Лютера
Подпишитесь на обновления по электронной почте.