Самая старая церковь Армении — Хочу в Армению
Ара Петросян | 02.02.2022 | История Армении, Культурная жизнь и традиции, Христианство в Армении | Комментариев нет
Наши гости, наслышанные о древних армянских монастырях, часто спрашивают — какая же, все таки, самая старая церковь в Армении? Вопрос может показаться простым и интуитивным, но, оказывается на него нет однозначно ответа и вот почему. Во-первых, проблема в том что говоря Армения мы иногда подразумеваем страну в мере историческую, иногда – безмерно Великую, которая занимала гораздo больше территории чем сегодняшняя Рeспублика Армения и соответственно была богаче на исторические архитектурные памятники. Во вторых, оригинальный армянский алфавит был создан Месропом Маштоцем в самом начале 5-го века, но первые армянские надписи на церквях появились только в конце того же столетия. В третьих, очень много церквей в Армении, которые были построены в самые первые десятилетия христианства, позднее были разрушены землетрясениями или завоевателями и не дошли до нас в оригинальном виде.
Базируясь на этих принципах нужно выбрать правильную методику решения вопроса, без которого невозможно найти однозначный ответ. Вообще раннехристианская архитектура Армении очень интересная, потому что именно в эту эпоху зарождались и сформировались все основные архитектурные типы наших церквей и не даром в научной литературе эпоха IV-VII веков называется Золотым веком армянской архитектуры. Этот период начинается с даты 301 г, когда новая религия была принята на государственном уровне, до середины 7-го века, когда начались опустошительные нашествия арабов.Эчмиадзинский кафедральный собор в стадии реставрации
Метод первый: Легенда об ангеле и Христе
Как и во всех религиях мира в христианстве тоже сохранились очень много локальных легенд, одна из которых говорит о том, что св. Григорий Просветитель, который стал первым патриархом христианской Армении, увидел сон, где по одной версии — ангел, по другой – сам Иисус спустился с небес и ударом золотого молотка показал место для постройки первой христианской церкви. Эчмиадзинский Кафедральный собор был построен за три года (301-303гг). Но здесь возникает проблема достоверности архитектуры. Известно, что Кафедральный собор был почти полностью реконструирован уже в конце 5-го века, и наверное ничего не сохранилось из оригинального облика храма. Кроме этого, поскольку на территории Эчмиадзина с 1441 года действовала резиденция католикоса всех армян, каждый следующий патриарх добавлял какую-то деталь на экстерьер храма. Суммируя можно сказать, что это самая старая церковь Армении, но с последующими доработками.
Разные стадии разрушения Текорской базиликиМетод второй: Надпись на храме, которого нет
Текорская купольная базилика 5-го века, которая стояла на территории Западной Армении и позднее была полностью уничтожена, являлась одной из первых купольных сооружений христианской архитектуры. На стене храма была армянская надпись конца 5-го века, которая считается самым древним каменным артефактом, где впервые появляются буквы армянского алфавита. В надписи говорится о том, что князь Саак Камсаракан построил этот мартириум, который позже превратился в церковь св. Саркиса. Анализ форм букв надписи аргументирует его как «продукт» конца 5-го века, и этот факт работает в пользу того, чтобы включить эту церковь в список самых ранних христианских построек Армении.
Языческий храм ГарниМетод третий: Руины язычества
Историки описали первые годы христианства в Армении и достоверно известно, что очень много церквей и часовен были построены буквально на местах, где раньше стояли языческие храмы. Этот факт четко подтверждается археологическими раскопками. Одна сторона медали – как считают большинство историков, архитекторов, археологов – христианская культура раннего средневековья буквально лежит на руинах язычества. Поэтому, и в том числе, дохристианская сакральная архитектура почти полностью исчезла в Армении. Другая сторона медали – в некоторых случаях языческие храмы не были разрушены первыми христианами, а стали использоваться по другому, например храм в Гарни, или — стиралась языческая символика и храм плавно и без грубых нарушений архитектурного облика превращался в христианскую церковь.
Ереруйкская базилика — один из древнейших храмов на территории АрменииМетод четвертый: Архитектурная стилистика
Можно долго спорить насчет методов – какой лучше, но именно по архитектурным формам и стилю можно смело судить насчет древности того или иного храма, особенно если не сохранились никакие надписи. И здесь на первый план выходят две базилики – Касахская и Ереруйкская. На стенах обоих храмов сохранились характерные барельефы с изображениями равносторонних крестов в кружочках. Такие кресты появляются в 4-ом веке и исчезают в конце 5-го.
Первая из базилик находится в современном городе Апаран, вторая – у поселка Анипемза буквально в сто метрах от армяно-турецкой границы. К сожалению эти два раннехристианских памятника не входят в классические тур-маршруты по Армении и попасть в эти места можно только на наших автосрких турах по Армении.
Если взять эти две базилики, можно смело сказать, что они самые древние дошедшие до нас без каких либо позднейших архитектурных вмешательств или добавлений деталей.
Об авторе
Ара Петросян
Один из известных экскурсионных и горных гидов Армении Ара Петросян делится своим опытом и знаниями об Армении с нашими читателями.
ТОП-10 самых старинных церквей в мире
Когда вы посещаете новый город или страну — часто заходите в местный собор или храм. Правда, ведь? Кого-то из вас привлекает религиозная составляющая, а кого-то — культурная или историческая. Но какая бы ни была причина, согласитесь, ведь есть что-то в религиозных сооружениях привлекательное.
Оценка
— 4.5 из 5 возможных на основе 2 голосов
Удивительно: чем старше здания, тем с большим почтением мы к ним относимся, больше ими восхищаемся, ведь понимаем: перед нами самые величественные здания в мире! Их древние стены пережили много столетий, а теперь и мы может соприкоснуться к их истории.
Зная ваше почтение к таким зданиям, мы подготовили для вас список из 10 самых старинных церквей в мире. Читайте и, конечно же, знакомьтесь с ними лично.
Старинные церкви мира: Церковь Дура-Эвропос, Сирия (ок. 233 г. н.э.)
Церковь Дура-Эвропос, вероятно, является самым старым христианским храмом из существующих. Однако считается, что изначально здесь был частный дом. Сегодня это руины, полностью раскопанные в течение 1920-х и 1930-х годов французскими и американскими археологами. Во время раскопок были сняты несколько фресок, которые можно увидеть в художественной галерее Йельского университета.
Церковь в Акабе была скрыта в течение тысячи лет, пока в 1998 году не была обнаружена группой археологов. Считается, что это самая старая из сохранившихся христианских церквей.
Во время раскопок были найдены гробницы с золотыми крестами, а также стеклянные лампы и монеты в коробке. Еще было обнаружено кладбище с более чем 20 скелетами. По оценкам исследователей, церковь могла вместить 60 верующих. Считается, что она была разрушена во время землетрясения в 363 году нашей эры. Когда церковь была восстановлена, ее вместимость удвоилась.
Старинные церкви мира: Церковь Мегиддо, Израиль (конец III — начало IV века н.э.)
Интересен тот факт, что на месте, где когда-то была церковь Мегиддо, сейчас расположена тюрьма. Заключенный случайно обнаружили древние камни, что в 2005 году привело к археологическим раскопкам, во время которых было найдено несколько христианских артефактов и хорошо сохранившаяся мозаика. Слова, написанные на мозаике, были на греческом языке. Есть на ней и изображение рыбы — раннего символа христианства.
Старинные церкви мира: Базилика Рождества Христова, Вифлеем (начало строительства — 325 год н.э.)
Базилика Рождества Христова является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, в настоящее время находится на реконструкции. Эту церковь делят между собой четыре религиозных общины: православная, армянская апостольская, римско-католическая и сиро-яковитская православная, между которыми периодически возникают столкновения.
Старинные церкви мира: Мар Саркис, Маалула, Сирия (до 325 года н.э.)
Мар Саркис — это монастырь, который был построен еще до 325 года нашей эры, но точная дата постройки неизвестна. В этом старейшем христианском монастыре есть древние иконы, некоторые из которых относятся к IV веку.
Старинные церкви мира: Базилика Святого Петра, Ватикан (326-360 гг. н.э.)
Базилика Святого Петра — самая известная церковь, в которой хранится огромное количество произведений искусства, среди которых «Оплакивание Христа» работы Микеланджело. Церковь была заказана Константином I, и являлась местом коронации Карла Великого, когда он стал императором Священной Римской империи. Оригинальная церковь стояла до XVI века, а потом было построено новое здание, которое мы видим сегодня. Здесь находится гробница Святого Петра.
Старинные церкви мира: Трирский собор (340 год н. э.)
Трирский собор является старейшим в Германии. Самое интересное в соборе — это его реликвии. Здесь есть один из Гвоздей Креста Господня, который, согласно Евангелию, являлся одним из Орудий Страстей. Есть здесь и артефакт Риза Господня, которую Он носил незадолго до распятия. Но эту реликвию демонстрируют редко: последний раз ее показывали в 2012 году.
Старинные церкви мира: Базилика Святого Лаврентия, Милан (начало строительства — 364 год н.э.) Базилика Святого Лаврентия является одним из старейших зданий в Милане. После завершения строительства это была самая большая круглая церковь в мире.
Эчмиадзинский собор был первым, построенным в древней Армении. Это самый старый из существующих христианских соборов в мире. В 301 году нашей эры на этом месте была построена церковь, но уже в 483 году она была заменена нынешним культовым сооружением. Собор действует и сегодня. Это главная святыня для христиан Армении, которая внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Старинные церкви: Собор Святой Софии, Стамбул (532 — 537 гг. н.э.)На протяжении более тысячи лет собор Святой Софии, расположенный в Стамбуле, был самой большой христианской церковью в мире. Построенный византийским императором Юстинианом I, он претерпел много изменений за эти годы. За время своего долгого существования собор был и христианским, и греко-православным, и римско-католическим. Был он и императорской мечетью. В наши дни собор Святой Софии является не церковью, а музеем, который может посетить любой желающий.
Также вам будет интересно: Праздники в церковном календаре на март 2019 года
Фото: открытые источники в Сети
Материалы по теме:
- «України на екрані має бути більше»: Star Media долучиться до розвитку туризму
- От вершин Бутана до чудес Антарктиды: смотрите вдохновляющий ролик круизной компании Silversea Cruises (ВИДЕО)
- Уникальное еврейское наследие Азербайджана: синагоги, музеи и живописные селения в горах (ФОТО)
- Google Arts & Culture презентує віртуальне паломництво Шляхом Святого Якова
- Мишленовский ресторан «Кот в сапогах» снова ждет гостей в отеле Beau-Rivage Genève
- Днепр, кручи и культура: почему стоит посетить скульптурный парк в Каневе
- Дніпро, кручі і культура: чому варто відвідати скульптурний парк у Каневі
- Что посмотреть в Азербайджане осенью: грязевые вулканы, горы и уникальные заповедники
- Арабатский отдых: ТОП-6 локаций одного из самых известных украинских курортов
- Горы Аджарии, пещера Прометея и Мартвильский каньон: планируем путешествие по самым живописным местам Грузии
теги: церковь путешествия
Раннехристианская архитектура
Очевидно, что к концу первого века христианские храмы приобрели несколько стандартную форму архитектуры.
Церкви с 1 по 3– века в основном оказали влияние на классическую греческую и римскую архитектуру в ее наиболее процветающей форме. Классическая архитектура в это время достигла своего апогея после тысячелетнего развития.Тенденция к использованию греческих и римских архитектурных стилей была сделана без ссылки на их первоначальную символику. Это позволило получить более полную свободу архитектурных стилей. Однако были и уникальные конструкции, созданные специально для церквей. Одним из немногих архитектурных достижений ранних церквей было строительство купола на вершине многоугольника.
Базилика
Термин Базилика первоначально обозначал что-либо царственное или благородное. Основные характеристики базилики с точки зрения места отправления культа: прямоугольный план земли, разделенный в продольном направлении на три или пять проходов колоннами, поддерживающими крышу. Крыша над средним нефом (нефом) приподнята над соседними нефами так, что ее несущие стены имеют отверстия для воздуха и света.
Монастырь Святого Фаддея
Армения считается первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Таким образом, в стране есть одни из старейших церквей. Фаддей, один из двенадцати апостолов Иисуса, которого также называют святым Иудой, много лет распространял Евангелие в Армении. В 68 г. н.э. в стране был построен монастырь, посвященный ему. Это самая старая сохранившаяся церковь, которая в настоящее время находится на территории Ирана.
Распространение христианства к третьему веку нашей эры.
К третьему веку именно Ближний Восток был самым процветающим регионом для христианства. Эта область в основном включала Малую Азию, Сирию и Египет. К сожалению, именно в этой местности раннехристианские памятники либо полностью уничтожены, либо почти не исследованы. Многие из этих ранних церквей, вероятно, были преобразованы исламом в мечети, наиболее ярким примером из которых является собор Святой Софии.
Здесь Сирия является исключением. Завоевание ислама оставило большую часть этой территории пустой пустыней. Поскольку большинство этих ранних церквей были построены из камня, они сохранились. Таким образом, они являются одними из лучших доступных образцов христианской архитектуры третьего и четвертого веков.
Церковь Рождества Христова в Вифлееме. Константин приказал построить церковь на месте рождения Иисуса в 339 году нашей эры. Позднее здесь были коронованы два короля-крестоносца.
Святая Земля, особенно Иерусалим и Вифлеем, были местом паломничества и, следовательно, местом множества красивых церквей. Многие из них были построены сначала по приказу римского императора Константина, а затем Юстиниана. От этих церквей до сих пор остались скудные остатки. Крестоносцы, пришедшие через 1000 лет, в своей любви к строительству мало уважали древние памятники.
Мы ожидали, что Египет станет замечательным местом для изучения древних церквей, поскольку это был один из первых христианских оплотов. Но и здесь коптские церкви были настолько основательно разрушены или коренным образом изменены, что можно обнаружить лишь первоначальный фундамент.
Планы ранних церквей
(А) Св. Лоренцо, Рим; (B) Базилика в Суведе, Сирия; (C) Базилика Урсиана, Равенна; (D) Собор Святого Павла, Рим.
(E) Xenodochium Паммахия, Порто; (F) Св. Мария Маджоре, Рим; (G) Базилика в Кальб-Лусе, Сирия.
Внешний и внутренний вид ранних церквей
Базилика в Турманине, Сирия. Пятый век.
Базилика в Кальб-Лусе, Сирия. Пятый век.
Св. Аполлинария в Нуово, Равенна. Шестой век.
Святой Георгий, Эзра, Сирия.
Церковь Каср бин Вардан, Северная Сирия. Построен во время правления Юстиниана I, шестой век.
Церковь Хараб Шемс. Одна из старейших церквей Северной Сирии. Четвертый век.
Будьте осторожны! ибо Господь избрал тебя построить дом для святилища: будь тверд и делай это.
1 Паралипоменон 28:10
Первоначально опубликовано 29 мая 2017 г.
Обновлено в марте 2021 г.
Исследователь и автор: Томас Акреман
Источники:
Памятники Ранней Церкви по
Уолтер Лоури, Массачусетс
История христианства Оуэн Чедвик
Ранние церкви в Сирии: с четвертого по седьмой век по
Говард Кросби Батлер
Пустыня Сирия, земля потерянной цивилизации Говард Кросби Батлер
Монастырь святого апостола Фаддея — ЮНЕСКО
« Предыдущий пост
История любви Клары Шуман
Следующий пост »
95 тезисов Мартина Лютера
Подпишитесь на обновления по электронной почте.
Приветствуем новых читателей!
В надежде поделиться интересными историческими историями, с которыми я столкнусь в будущем, я буду писать и публиковать статьи, когда смогу. Надеюсь, довольно часто.
Я также буду держать вас в курсе любых хороших чтений, которые я найду в разделе «Рекомендуемые».
Ищете что-то конкретное? Найдите его быстрее на странице поиска.
А вот и полный список всех статей с самого начала.
Последние статьи
Druids
The Gartan’s Mother’s Mother’s Lullaby
Earth Axial Procession
Бронзовый век Civilization Coulapsse
Winterfylleth (ƿinterfylleþ)
Дэвид Ливингстон
Причал — уникальный архитектурный стиль
Good Kinglas
The Christmas Star
Капитан Henry Henry Morgan 70017. Парижа — 1870
Европейские леса
Афинская чума — 430 г. до н.э.
Первый коммерческий спутник
Раннехристианская базилика
Раннехристианская базиликаКогда Константин стал покровитель христианства, он хотел строить церкви. Примечание как эта мотивация похожа на более ранних римских императоров, которые также давали физическое свидетельство их силы и благочестия путем строительства храмов. Отчетливо видны формы доконстантиновских христианских построек. как христианский молитвенный дом Dura-Europos, были неуместны учитывая новый статус христианства:
Традиционный римский храм тип, примером которого является Maison Carrée, построенный во время правления Августа, было явно неуместным, учитывая ассоциация с языческими культами:
Обратите внимание, что существует также значительный разница между функцией языческого храма и христианской контекст. В языческих обычаях жертвоприношения и церемонии обычно произошло на внешности. Храм служил домом культ. Там могли разместиться культовая статуя и сокровищница. храм был местом для жертвоприношений. Эта внешняя ориентация языческого храма отражает открытость и всеобъемлющий характер языческих религиозных практик. Но христианство по определению тайной религии, и поэтому необходимо было иметь четкое разделение между верующими и неверными. Это привело бы к значительная переориентация религиозной архитектуры с архитектуры экстерьера к архитектуре интерьера.
Константин и его церковные планировщики также нуждалась в архитектуре, которая имела значение в римском мире. Совершенно новые архитектурные формы не были бы столь эффективны, как архитектурные формы, несущие смысл. Это привело к использованию категории римского здание, известное как Базилика. Римские базилики служили местами для массовых мероприятий: суды, финансовые центры, армейские учения залы, приемные в императорских дворцах. римские города будут регулярно имеют базилику в качестве центрального общественного здания. Это было, как наша мэрия, центр общественной власти. Эти базилики регулярно имел архитектурную форму, которую мы называем апсидой. Апсида представлял собой полукруглый выступ обычно на короткой стене прямоугольное здание. Апсида была местом суда. Именно здесь магистрат будет издавать закон. Соседний к месту магистрата регулярно появлялся образ Императора. Это явно символизировало перевод юридического власть от императора к магистрату. Миниатюра, показывающая суд Пилата из рукописи шестого века под названием Евангелия Россано полезно изучить здесь:
Обратите внимание, как миниатюрист по-видимому, предложил контекст апсиды этой сцены, обрамляя это внутри полукруга. Пилат как магистрат помещается в центр и по обе стороны от него появляются имперские изображения. За любой воспитанный в римском мире, апсида явно несла с ним коннотации имперской законной власти.
Базилика Ульпия построена при Траяне в начале II века в составе его Форум в Риме — хороший пример гражданской базилики:
базилик также были адаптированы к функции залов для приемов в составе дворцовых комплексов. Хорошим примером этого является Дворцовая базилика Константина в городке Трир на севере Германии:
.Хотя совсем недавно переделанный функции христианской церкви, это здание явно спроектирован как императорский зал для аудиенций. Представьте, что вы входите в присутствие Константина в этом пространстве или представьте себе парадный вход Константина в это пространство. Свяжите это с текстами, включенными на странице Imperial Панегирики.
Очевидно, именно эта форма стали основой так называемых раннехристианских базилик. Возможно, в пределах месяц победы Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста, началась работа над церковью, которая станет официальной резиденцией епископа Рим, Святой Иоанн в Латеране. Церковь была построена на этом месте ранее занимают казармы его бывшего соперника. Рядом с церковью находилась Сесорианский дворец, римская резиденция Константина. Это место явно говорит власти, которую Константин намеревался установить над церковью. Церкви было 333 года. 1/3 римского фута в длину, то есть длиннее футбольного поля. Один только этот размер предполагает резкое преобразование, которому подверглось христианство, когда оно попало под имперское покровительство. Список убранства первоначальной церкви свидетельствует о ее великолепии:
Серебряный диск весом двадцать фунтов ./ Два серебряный скиф весом в десять пудов./ Золотая чаша весом в два фунта./ Пять сервировочных чаш весом в два фунта./ Две серебряные амэ каждая весом восемь фунтов. Серебряный миро/патен, инкрустированный золотом, весом пять фунтов./ Десять коронных фонарей весом восемь фунтов каждый. Двадцать бронзовых огней, каждая из которых весит десять фунтов. Двенадцать подсвечников весом по тридцать фунтов каждый.
Представьте себе световые эффекты свечей и ламп с золотой и серебряной отделкой.
Эгерия, испанский паломник, написал следующее описание храма Гроба Господня Константина в Иерусалиме:
Украшения слишком восхитительны для слов. Все, что вы можете видеть, это золото, драгоценности и шелк … Вы просто не можете себе представить количество и вес свечей, свечей, ламп и всего остального, что они используют для служб … Они не поддаются описанию, как и великолепие само здание. Он был построен Константином и… украшен золотом, мозаикой и драгоценным мрамором, насколько могла обеспечить его империя.
Первоначальная церковь Св. Иоанна Латеранского был заменен зданием 17-го и 18-го веков. Оригинальный Константиниан церковь известна только благодаря фундаментам, обнаруженным археологами в 1930-е годы. Ранняя пятая римская базилика Св. Сабина дает отличный сохранившийся пример этого тип здания:
Сравните это с Трирской базиликой. Обратите также внимание на резкий контраст, который представляет этот тип архитектуры. в христианский дом Dura Europos. Переориентация здания Архитектура интерьера проявляется в экстерьере Санта-Сабина с его простой кирпичной стеной:
Раннехристианская базилика сформирует основу многого, что мы знаем о христианской церковной архитектуре. Поэтому важно, чтобы у нас был общий словарный запас. Обзор план Старого Собор Святого Петра и глоссарий терминов, включенных в мой ARTH 109 сайт.
Раннехристианская базилика стал сценой для разработки евхаристической литургии с его повышенным вниманием к процессиям. Внимание было также направлено в церкви четвертого века на почитание пятен связаны с христианскими мучениками. Это привело к развитию альтернативной функции и форм христианского строительства. Этот тип здания называется мартириум (пл. мартириум ). Учитывая важность почитания святых через культ мощей в средневековой церкви, важно чтобы увидеть связь с этими практиками в ранней церкви. Константин совершил мученичество на Святой Земле, включая церковь Рождество в Вифлееме и Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Замена храма на месте Ротонды Анастасис (греч. Воскресение) был построен на месте, быть там, где был погребен Христос:
Первоначальное здание было сожжено в 614 г. персидским царем Хосровом Парвизом. Несмотря на это, важно подчеркнуть влияние этого здания в дальнейшем Христианская архитектура построена на самом священном месте христианства. Централизованный план ротонды представляет собой альтернативу продольные конструкции базилики. Форма основана на характерной римской форме мавзолея, примером которой является мавзолей Диоклетиана, построенный как часть его дворца в Сплите:
Церковь Санта Костанца в Риме был построен мавзолей для дочери Константина, Константины (умер 354):
Этот централизованный план также стал характерный план баптистерий. Смерть и воскресение символика таинства Крещения объясняет эту связь.
Примерно в 321 или 322 г. Константин основал церковь Святого Петра в Риме:
Это здание, традиционно известный как Старый собор Святого Петра, чтобы отличить его от нынешней церкви, оказал огромное влияние на позднесредневековую архитектуру. это считается построенным на месте захоронения святого Петра, главный ученик Христа и первый епископ Рима. Сосредоточившись на могиле Святого Петра в апсиде церкви, Старый Собор Святого Петра следует классифицировать как мученик, а не как общинная церковь. Именно эта функция привела к объяснению новой архитектурной формы мы называем трансептом, который отмечает поперечной оси к нефу. Поперечные оси нефа и трансепта позволили сосредоточить внимание на могиле Петра. Важно отметить, что хотя эта форма будет почти универсальным в более поздних средневековых церковных планах, трансепт был только найденные в этот период в церквях св. Петра и св. Павла в Риме.
Карта Рима около 330 г. н.э. обнаруживает интересный контраст в размещении христианских против нехристианских памятников:
1) Пропилей — входное здание священного участка, будь то церковь или императорский дворец.
2) Атриум — в раннехристианской, византийской и средневековой архитектуре преддверие церкви; как правило, окружен четырьмя портиками с колоннами.
3) Нартекс — притвор или притвор, выходящий из нефа церкви.
4) Неф — большое центральное пространство в церкви. В продольных церквях он простирается от входа до апсиды (или только до перекрестка, если он есть в церкви) и обычно обрамлен боковыми проходами.
5) Боковой придел — один из коридоров, идущих параллельно нефу церкви и отделенных от него аркадой или колоннадой.
6) Пересечение — место в церкви, где трансепт и неф пересекаются.
7) Трансепт — в крестообразной церкви, все плечо поставлено под прямым углом к нефу. Обратите внимание, что трансепт нечасто появляется в раннехристианских церквях. Старый собор Святого Петра — один из немногих примеров базилики с трансептом этого периода. Трансепт не стал стандартным компонентом христианской церкви до каролингского периода.
8) Апсида — углубление, иногда прямоугольное, но обычно полукруглое, в стене в конце римской базилики или христианской церкви.