Самые старые храмы россии: Храмы России. Фото с названиями. Самые старые, большие, красивые и уникальные. Где находятся, история

Содержание

Самые старые церкви в Москве и Подмосковье: топ-10

Москва – город с тысячелетней историей (основан в 1147 году). Здесь сохранилось очень много старинных зданий и памятников архитектуры, в частности церквей и храмов – несчетное количество. Именно по этой причине Москву называют «златоглавой». В какой бы точке города вы не находились, всегда увидите купола церквей.

Столица России давно уже привлекает внимание паломников со всего мира. Здесь находятся самые известные святыни и небольшие церквушки – разнообразие религиозных объектов поразит даже бывалых туристов. В этой статье мы расскажем вам о самых старых церквях в Москве и Московской области. Их стоит увидеть даже тем людям, которые не относят себя к верующим, ведь прежде всего – это история нашей страны.

Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, 1486 год

Церковь построена в память о спасительном чуде. Татарское войско осадило город. У жителей не было выхода, оставалось только молиться. Наутро татары ушли, оставив все награбленное добро. Правда, первая деревянная церковь сгорела, а эта была построена вместо нее.

Церковь долгое время была домовой (расположенная в учреждении или частном доме) для митрополитов, позже для патриархов. В 1635 году ее передали государю. Тогда же был построен переход, который соединял церковь с покоями царицы.

На данный момент она является одним из самых красивейших зданий Москвы. Это самая маленькая церковь в составе архитектурного ансамбля Кремля. Сейчас службы в ней не проводят. В 1965-м году она получила статус музейного экспоната.

Храм, ставший музеем

Несмотря на коренные изменения, наступившие в жизни страны за годы перестройки, и последовавшее в связи с этим возвращение церкви отнятых у нее ценностей, Успенский собор Кремля, являющийся на сегодняшний день самой старой церковью в Москве, до сих пор сохранил статус музея. Лишь в дни великих православных праздников с разрешения властей и благословения патриарха в его стенах проводятся богослужения. Ставший за долгие века усыпальницей многих российских самодержцев, он по праву считается одним из наиболее ценных историко-архитектурных памятников.

Собор Успения Божией Матери, 1479 год

Один из самых важных соборов в истории России. Его построили по указу московского князя Ивана III. Здесь проходили значимые события: венчания на царство, коронация императоров, оглашение государственных актов, молебны перед военными походами.

Успенский собор имел первенствующее положение. Главы государства следили за тем, чтобы убранство его соответствовало статусу. Расписывать стены и писать иконы могли только самые выдающиеся художники со всей страны. Внутреннее убранство собора – это уникальное собрание памятников русского средневекового искусства. В 1917 году собор стал музеем. С 1990 года здесь возобновлены богослужения.

Последующие реставрационные и восстановительные работы

В 1547 году Успенский собор вновь был охвачен огнем пожара и получил множество повреждений. Незамедлительно началось его восстановление. Как и два с лишним века назад, необходимые для проведения работ средства собирались всем миром. Завершив реставрацию, кровлю храма покрыли позолоченными медными листами, придав зданию изысканность и благолепие, а внутри к имевшимся ранее образам добавили присланные из Великого Новгорода четыре иконы древнего письма. Так самая старая церковь в Москве принимала знакомые нам всем очертания.

В 1624 году по повелению первого государя из рода Романовых – царя Михаила Федоровича – своды Успенского собора, угрожающе покрывшиеся трещинами, разобрали и, чтобы устранить опасность обрушения, выложили заново, укрепив железным армированием и дополнив особыми подпружными арками. Были внесены также некоторые изменения в конструкцию кровли и системы водостоков.

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, 1422 год

Главный соборный храм, самое старое из всех сооружений Троицкого монастыря. Его построили в честь Сергия Радонежского. Там же хранятся его мощи. Здесь всегда много желающих приложиться к святыне.

Троицкий собор – выдающийся памятник архитектуры. Внутренним убранством занимался Андрей Рублев. К сожалению древняя роспись не сохранилась. Все, что вы там увидите – это иконография, проще говоря точная копия.

Собор действующий, здесь регулярно совершаются богослужения и молебны, принимают постриг братия обители.

Собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, 1405 год

Инициатором строительства монастыря стал звенигородский князь Юрий Дмитриевич, основан монахом Саввой. Собор Рождества – первое каменное здание ансамбля, один из немногих сохранившихся образцов московского зодчества начала XV века. Четырехстолпный одноглавый соборный храм построен из белого кирпича, его особенность – минимум декора, скромность и строгость. Внутренне убранство – результат кардинальной реконструкции, которая была проведена в XVI веке. Есть информация, что первоначально оформлением собора занимались мастера круга Андрея Рублева. В 1913 году реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся к XV веку.

Как уже было отмечено выше, собор находится на территории монастыря, действующий.

Храм Успения в Звенигороде, 1399 год

История этого храма перекликается с историей Собора Рождества Богородицы. Его построили по приказу князя Юрия Дмитриевича в честь удачного похода на волжских булгар. Стиль – ранняя московская школа русского зодчества. Его также расписывали Андрей Рублев и Данила Черных, но до наших времен дошла только малая часть фресок. Белокаменная церковь – кажется, что в России таких сотни, но нет. Его удалось сохранить почти в первозданном виде, а ведь это самый древний храм Звенигорода. Действующий, его не закрывали даже в советское время.

Древние храмы

  • Владимирская область
  • Костромская область
  • Москва
  • Московская область
  • Новгородская область
  • Псковская область
  • Тверская область
  • Ярославская область

Москва

Название церквитипОкругРайонВекГодМонастырьАдрес
Троицы Живоначальной в с. Хорошево на р. МосквецерковьСеверо-западныйХорошево-МневникиXVI1598Карамышевская наб., 15
Успения Божией МатерисоборЦентральныйКитай-городXV1479КремльКремль, Соборная пл.
Положения Ризы Божией Матери во ВлахернецерковьЦентральныйКитай-городXV1486КремльКремль, Соборная пл.
Благовещения Пресвятой БогородицысоборЦентральныйКитай-городXV1489КремльКремль, Соборная пл.
Зачатия Праведной Анны что в углуцерковьЦентральныйКитай-городXV1493Москворецкая наб., 3
Архистратига МихаиласоборЦентральныйКитай-городXVI1508КремльКремль, Соборная пл.
Иоанна Лествичника что под колоколамицерковьЦентральныйКитай-городXVI1508КремльКремль, Соборная и Ивановская пл.
Покрова Божией Матери на Рву или церковь Василия БлаженногособорЦентральныйКитай-городXVI1561Красная пл.
Трифона Мученика в Напрудной слободецерковьЦентральныйМещанскийXV1492Трифоновская ул., 38
Рождества Пресвятой Богородицы посреди монастырского дворасоборЦентральныйМещанскийXVI1505Рождествен-скийул.Рождественка, 20
Спаса Нерукотворного Образа посреди монастырского дворасоборЦентральныйТаганскийXV1428Спасо-АндрониковАндроньевская пл., 10
Всех Святых на КулишкахцерковьЦентральныйТаганскийXVIСлавянская пл., 2
Воскресения СловущегоцерковьЦентральныйТаганскийXVI1516Крутицкое подворьеКрутицкая ул. , 11/13
Великомученика Никиты за Яузой на Швивой горкецерковьЦентральныйТаганскийXVI1595Гончарная ул., 6
Петра Митрополита посреди монастырского дворасоборЦентральныйТверскойXVI1517Высоко-петровскийул.Петровка, 28/2
Антипы Пергамского на Колымажном дворецерковьЦентральныйХамовникиXVIКолымажный пер., 8
Смоленской иконы Богоматери в центре монастырского дворасоборЦентральныйХамовникиXVI1525НоводевичийНоводевичий пр., 1
Рождества Пресвятой Богородицы в Старом СимоновецерковьЮжныйДаниловскийXVI1509Восточная ул., 6
Донской Иконы Божией Матери старый соборный храм посреди южной части монастырской территориисоборЮжныйДонскойXVI1593ДонскойДонская пл. , 1
Георгия Победоносца храм в с. Коломенском на р. Москвеколо-кольняЮжныйНагатинский затонXVIпросп. Андропова, 39, с юго-запада от храма Вознесения Господня
Вознесения Господня в с. Коломенском на р. МосквецерковьЮжныйНагатинский затонXVI1532просп. Андропова, 39, стр. 1
Усекновения Главы Иоанна Предтечи в с. Дьяково на р. Москве близ с. КоломенскогоцерковьЮжныйНагатинский затонXVI1554просп. Андропова, 39, стр. 7

Перестроенные древние храмы Москвы

… в начало страницы

Московская область

Название церквитипРайонНас.пунктВекГодМонастырьАдрес
ВоскресенскийсоборВолоколамскийг.ВолоколамскXVКремль
2Рождества БогородицыцерковьВолоколамскийВозмищеXVI1537
3Богоявленская в трапезнойцерковьВолоколамскийТеряевоXVI1530Иосифо-Волоцкий
4УспенскийсоборДмитровскийг. ДмитровXVI1533КремльИсторическая пл.
5Бориса и ГлебасоборДмитровскийг.ДмитровXVI1537БорисоглебскийБольшевистская ул.
6НикольскийсоборДмитровскийп.ЛуговойXVII четвНиколо-Пешношский
7Богоявленская в колокольнецерковьДмитровскийп.ЛуговойXVII полНиколо-Пешношский
8Рождества БогородицыцерковьДмитровскийПустыньXVI1547Медведева пустынь
9ТроицкийсоборСергиево-ПосадскийСергиев ПосадXV1422Троице-Сергиева лавра
10ДуховскаяцерковьСергиево-ПосадскийСергиев ПосадXV1476Троице-Сергиева лавра
11УспенскийсоборСергиево-ПосадскийСергиев ПосадXVI1585Троице-Сергиева лавра
12ВведенскаяцерковьСергиево-ПосадскийСергиев ПосадXVI1547бывш. Пятницкийпросп.Красной Армии
Успенский «на Городке»соборЗвенигородг.ЗвенигородXIV1400Кремль
14Рождества БогородицысоборЗвенигородг.ЗвенигородXV1405Саввин-Сторожевский
15Рождества ХристовацерковьИстринскийЮркиноXVIнач
16УспенскаяцерковьКлинскийг.КлинXVIсерул.Папивина, 16а
17УспенскаяцерковьКоломенскийг.КоломнаXVI1552Кремль, Брусенскийул.Лажечникова, 12
18Иоанна Предтечи на ГородищецерковьКоломенскийг.КоломнаXIV60-70еГородищенская ул.
19ИльинскаяцерковьКоломенскийПрусыXVI1578
20Рождества ХристовацерковьЛенинскийБеседыXVIкон
21ПреображенскаяцерковьЛенинскийОстровXVIII пол
22Михаила АрхангеласоборЛотошинскийМикулиноXVI1550
Старо-НикольскийсоборМожайскийг. МожайскXIV-XVул.Бородинская, 8
24Иоакима и АнныцерковьМожайскийг.МожайскXIVконул.Крупской
25Рождества БогородицысоборМожайскийг.МожайскXVI1542Лужецкийул.Герасимова, 1
26НикольскаяцерковьНаро-ФоминскийКаменскоеXIVII пол
27Преображения (Троицкая)церковьОдинцовскийБольшие ВяземыXVIкон
28ВведенскийсоборСерпуховскийг.СерпуховXVIконВладычный
29Трапезная с ГеоргиевскойцерковьСерпуховскийг.СерпуховXVI1599Владычный
30ВоскресенскаяцерковьСтупинскийГородняXVI1578
31ПокровскаяцерковьСтупинскийЧиркиноXVII пол

Перестроенные древние храмы Московской области

… в начало страницы

Спасский собор Андроникова монастыря 1399 – 1427 год

Об этом соборе мало что известно. Монастырь основал митрополит Алексий. Было предпринято две попытки строительства, но соборы постигла печальная участь. Первый сгорел, данные о втором здании и вовсе отсутствуют. Третий Спасский собор строили с 1399 года.

Первые упоминания о нем датированы 1763 годом. В 50-х годах XIX века собор претерпел значительные изменения – неудачная реконструкция. Долгое время храмом никто не интересовался. Его считали поздней постройкой, но в 1933 году было проведено исследование, которое показало истинный возраст сооружения. В 60-х годах ХХ века храму вернули первозданный вид, все наслоения сняли, а верхние формы восстановили «по наитию».

Храм действующий.

Храм Христа Спасителя (Москва)[править]

Кафедра́льный собо́рный храм Христа́ Спаси́теля в Москве — кафедральный собор Русской православной церкви. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке.

Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном — на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797—1806 и 1814—1815 годов.

Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в 1994—1997 годах.

Храм имеет статус Патриаршего подворья.

Адрес:

ул. Волхонка, 15, Москва, Россия, 119019

Телефон:

+7 495 637-12-76

Благовещенский собор в Кремле (первый этаж), 1390-е годы

Благовещенский собор расположен в историческом центре столицы. Его построили по приказу владимирского князя Андрея Александровича. Сначала это была небольшая одноглавая домовая церковь княжеской семьи. В начале в XV века здание заменили новым, более просторным. На протяжении двух веков собор дополняли постройками. Современный облик он приобрел в 60-годах XVI века.

Отличительной особенностью храма является высокий иконостас, древнейший в России.

Собор доступен для осмотра, богослужения здесь совершаются, но только по особым случаям или в престольные праздники.

Реставрация фресок собора

Важной вехой в истории Успенского собора стал 1910 год, когда членами государственной комиссии было принято решение о раскрытии и подновлении наиболее древних участков стенной росписи, остававшейся на протяжении длительного времени без реставрации. Самая старая в Москве церковь стала в те дни местом напряженного труда большой группы отечественных и зарубежных специалистов, возглавляемых гофмейстером императорского двора князем Ширинским-Шахамаметовым.

В период событий октября 1917 года Успенскому собору были причинены значительные повреждения огнем артиллерии красногвардейцев, обстреливавших юнкеров, укрывшихся за кремлевскими стенами. Несмотря на это, в апреле следующего года в нем было совершено Пасхальное богослужение, после чего его на долгие годы закрыли и со временем превратили в музей. Благодаря этому исследование фресок продолжилось и было прервано лишь в годы Великой Отечественной войны.

Храм Рождества Богородицы «на сенях», 1394 год

Храм расположен в Московском Кремле. Построили его по приказу княгини Евдокии (вдова Дмитрия Донского). Есть предположение, что его заложили в честь Куликовской битвы. Храм не сохранился полностью, верхняя половина пострадала при пожаре. Здание много раз перестраивали и увидеть, каким оно было прежде, можно только на старом чертеже. Сейчас оно представляет собой одноглавую белокаменную церковь.

Храм не действует, попасть туда не представляется возможным. Доступ в него закрыт, музейные экспозиции отсутствуют.

События XVIII и XIX веков

Пожары, являющиеся настоящим бедствием всех русских городов, не щадили ни жилых домов, ни храмовых сооружений. Один из них, случившийся в Москве в 1737 году, вновь повредил стены Успенского собора и уничтожил значительную часть внутренней росписи. Взошедшая на престол тремя годами позже императрица Елизавета Петровна, отличавшаяся, как известно, глубокой набожностью, повелела незамедлительно начать его реставрацию.

Что же касается пострадавших от огня фресок, то их восстановление было осуществлено уже при Екатерине II по приказу ее ближайшего сподвижника и фаворита − князя Григория Потемкина. Им же было передано в храм много драгоценной церковной утвари. Во время нашествия наполеоновских войск здание самой древней в Москве церкви не пострадало, но из него было похищено большое количество золотых и серебряных изделий, а также вынесены многие иконы, представлявшие историческую и художественную ценность.

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Коломне, 1320-е годы

Церковь называют жемчужиной древнерусского зодчества. Располагается в центральной части села Городище. На данный момент оно входит в городскую черту Коломны. До наших дней сохранилась лишь часть церкви, в результате многочисленных исследований было установлено, что храм был перестроен еще в XVI. Большие изменения во внешнем и внутреннем облике церкви произошли в 1780 году. В 1965 году церковь снова отреставрировали, на этот раз попытавшись вернуть ей первоначальный облик. Правда, он всего лишь «предполагаемый XVI века». Выдающаяся святыня — икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Хранится она не в церкви, а в Третьяковской галерее.

Храм действует, на его территории совершаются богослужения и работает воскресная школа.

8 уникальных русских храмов, которые еще можно успеть увидеть • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

Искусство, История

Arzamas начинает цикл материалов о редких архитектурных памятниках, которые вот-вот исчезнут из-за аварийного состояния. Первый выпуск посвящен уникальным храмам в разных частях России

Автор Александр Можаев

1. Итальянский Ренессанс в Тверской области

1 / 4

Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Открытка начала XX векаhumus.livejournal.com

2 / 4

Никольский собор и колокольня. Начало XX векаКраснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

3 / 4

Келейный корпус. Начало XX векаКраснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

4 / 4

Надвратная Вознесенская церковь. Начало XX векаКраснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

Краснохолмский Антониев монастырь основан в 1461 году пустынножителем Антонием: он поставил здесь часовню «для пропитания» и келью «для упокое­ния». Скромную обитель очень полюбил угличский князь Андрей Большой, и уже через 20 лет началось возведение белокаменного собора. Его детали и конструкции, возможно, говорят о том, что в строительстве участво­вал итальянский мастер из числа первых фрязинов  Т. е. итальянцев., прибывших в Москву в княжение Ивана Третьего  Иван Третий (1440–1505) — великий князь Московский с 1462 по 1505 год, государь всея Руси. . В авторстве даже подозревали великого Аристотеля Фиораванти: неизвестно, чем он занимался как раз в эти годы. По другой версии, Никольский храм строил неизвестный русский мастер, знакомый с самыми новыми веяниями.

1 / 9

Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. 2013 год© Дмитрий Клушанцев / CC BY-SA 3.0

2 / 9

Ансамбль Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря© Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

3 / 9

Никольский собор. 2012 год© Дмитрий Клушанцев / CC BY-SA 3.0

4 / 9

Фрески Никольского собора © Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

5 / 9

Портал Никольского собора© Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

6 / 9

Капители колонн южного портала Никольского собора© Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

7 / 9

Братский малый корпус над проездными воротами монастыря© Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

8 / 9

Надвратная Вознесенская церковь© Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

9 / 9

Северо-восточная башня монастыря© Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

В 1930-е годы пострадала самая ценная часть комплекса — говорят, колхозный трактор то ли нарочно, то ли случайно снес алтарь собора, а следом рухнули своды. Тогда же была разрушена трапезная c церковью 1494 года. Но и нетро­нутых построек XVII века — узорчатый надвратный храм, богатые кельи и баш­ня ограды — хватило бы, чтобы сделать монастырь украшением Тверской области. Это даже не глушь — монастырь находится на окраине райцентра Красный Холм, мимо проходит трасса Р-84, рядом железнодорожная станция. Удивительно, что вспомнили о заброшенном монастыре только в 2014 году, когда аварийные руины были переданы в ведение РПЦ.

1 / 2

Леса и защитная кровля над Никольским собором. 2018 год© Nachinanie / Проект возрождения Никольского монастыря

2 / 2

Леса в Никольском соборе. 2018 год© Nachinanie / Проект возрождения Никольского монастыря

В сентябре 2018 года в соборе, от которого остались три стены с фрагментами фресок XVII века, провели первую литургию. Были возведены леса и положена временная кровля, но реставрацией такого масштабного и уникального объекта может заниматься только государство. Сейчас община собирает деньги на подготовку документов, необходимых для заявки на госфинансирование.

Руины еще одного древнего монастыря работы неизвестного автора можно увидеть в Вологодской области: Корнилиево-Комельский монастырь никому не принадлежит, от разрушенной в 1930-е обители сохраняются останки трапезной палаты 1630-х годов.

2. Собор эпохи Ивана Грозного в калужском селе

1 / 6

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Перемышле. 1898 годГосударственная публичная историческая библиотека России

2 / 6

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Перемышле. 1941 год«Соборы.ру»

3 / 6

Вид собора с юга. 1969 год© «Архнадзор»

4 / 6

Северо-восточная часть собора. 1960-е годы© «Архнадзор»

5 / 6

Южный фасад собора. Вариант проекта реставрации 1991 года© «Архнадзор»

6 / 6

Проект главы и постамента собора. Вид и разрез. 1991 год© «Архнадзор»

Успенский собор бывшего города Перемышля (теперь тут село) — памятник, уникальный для провинции XVI века — и масштабом, и хитростью внутреннего устройства. Исследовавший собор реставратор Юрий Мосунов писал: «Перво­начально собор представлял собой необыкновенно сложную развитую струк­туру, которая по составу помещений, частей и элементов едва ли имела себе подобную среди построек времени Ивана Грозного».

Пятиглавый собор с трех сторон был окружен открытыми галереями. Под храмом находился подклетный  Подклет — нижний этаж храма. этаж, а еще ниже — подвалы, где были кладовые. Внутристенная лестница вела на хоры с двумя особыми палатами, предназначав­шимися для молитвы. Над апсидой находился тайник, основание центральной главы было решено в виде маленького храма, стоящего на сводах, и так далее. Исследователи отмечали странное сочетание сложности замысла и простоты фасадов, архаики и модных конструк­тивных приемов: судя по все­му, заказ князя выполнял «опытный зодчий, ментально принадлежащий ушед­шей эпохе». А может быть, напускная архаика является знаком опричнины, уважавшей строгость старых канонов: в 1562 году Иван Грозный отобрал Перемышль у героя взятия Казани, опального Михаила Воротынского, взяв город «на себя», то есть в свое оприч­ное владение, но через четыре года простил князя и вернул ему вотчину.

1 / 8

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Перемышле. 2016 год© Ducat 606 / Google maps

2 / 8

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Перемышле. 2011 год© Лобготт Пипзам / CC BY-SA 4.0

3 / 8

Внутри собора© gorod.kaluga.ru

4 / 8

Фрагмент пилона и северного фасада в интерьере основного объема собора© gorod.kaluga.ru

5 / 8

Внутри трапезной© Wikimapia

6 / 8

Фрагмент интерьера подклета трапезной© Wikimapia

7 / 8

Фрагмент фасада трапезной© gorod.kaluga.ru

8 / 8

Внутри собора © Wikimapia

В 1969 году был подготовлен проект срочных работ на аварийном памятнике, но едва работы начались, рухнули своды. С 1972 года собор лежит в руинах, и с тех пор не принималось никаких попыток консервации трех сохранившихся стен, расколотых трещинами на отдельные сегменты. В 2016 году стало извест­но о начале восста­новления храма, однако дело ограничилось молебном и во­дружением креста на колокольню.

Среди других пропадающих памятников XVI столетия (а сохранившиеся по­стройки этого времени редки для России) — разрушенные в войну и с тех пор позабытые Предтеченская церковь в селе Каменные Поляны, которое уже не существует, на окраине Ленинградской области и Ильинская в Конёчках, всего в 8 км от Пскова.

3. Запоздалое узорочье в Ивановской области

1 / 6

Колокольня и церковь Воскресения Христова в селе Воскресенском Лежневского района Ивановской области. 2003 год© Побединский В. С. / «Храмы России»

2 / 6

Церковь Воскресения Христова. 1903 год«Соборы.ру»

3 / 6

Церковь Воскресения Христова. 2016 год© / CC BY-SA 4. 0

4 / 6

Церковь Воскресения Христова и церковь Святого Николая (на переднем плане справа). 2018 год© «Яндекс.Карты»

5 / 6

Наличники второго света на южном фасаде церкви. 2008 год© Architeuthis / «Соборы.ру»

6 / 6

Церковь Воскресения Христова. 2010 год© Андреева Ирина / «Соборы.ру»

Семнадцатое столетие может быть представлено постройкой, по факту относя­щейся к петровскому времени, но, как это бывало в провинции, выстроенной в лучших традициях прежней эпохи. Строительство церкви в селе Воскресен­ском (вотчина князей Прозоровских) Ивановской области началось в 1713 году. Храм имеет замечательный узорочный декор из тесаного кирпича и огромную двухэтажную трапезную, напоминаю­щую богатые московские палаты. Пяти­главие уничтожили в конце 1930-х, остальной объем порос деревьями и заметно разрушен. У прихода пока хватило сил лишь на восстановление небольшой теплой церкви и главы колокольни, стоящих по соседству.

Другая постройка той же эпохи погибает под Ульяновском — это так называемая Канадейская башня. Происхождение ее загадочно: то ли она была частью Большой Засечной черты — пояса укреплений, отражав­шего набеги крымских татар, то ли это шатровая часовня начала XVIII века. В 1970-е башня, в которой в советское время хранили колхозное зерно, начала разрушаться. Сейчас от памятника осталась треть.

4. Устюжское барокко в недрах Кировской области

1 / 4

Вид с северо-востока на церковь Покрова на Лузе. 2009 год© uchazdneg / «Соборы.ру»

2 / 4

Декор северного фасада верхней церкви. 2009 год© uchazdneg / «Соборы.ру»

3 / 4

Фрагмент внутренней южной стены главного объема верхней церкви. 2009 год© uchazdneg / «Соборы.ру»

4 / 4

Разрушенная лестница и вход в верхнюю церковь. 2009 год© uchazdneg / «Соборы.ру»

Покровский погост на реке Лузе — это действительно даль: из Москвы 900 км до Устюга, оттуда 100 до Лальска, 17 км по грунтовой дороге до деревни Заборье и дальше еще 3 км пешком. Уединенная церковь, выстроенная местным купечеством в 1729–1751 годах, считается одним из лучших и наиболее тревожных адресов устюжского, или вятско-устюжского, барокко.

Речь о провинциальной архитектур­ной школе XVIII века, прекрасные образцы которой можно увидеть в Великом Устюге, Тотьме и соседнем Лальске. Школа примечательна тем, что провинциаль­ность в ней обуслов­лена лишь географией и непосредствен­­ностью: на самом деле это первостатейные памятники, которыми могла бы гордиться Москва, если бы не перестала в 1712 году быть столицей. Здесь есть черты нарышкинского и елизаветин­ского барокко, роскошь кирпичного декора и замечательная стройность пропорций.

Забытый храм стоит в прекрасном месте — излучина реки Лузы с широкими песчаными отмелями, вокруг бескрайние леса. Сейчас здесь совсем пусто, но в 1893 году передвижник Прянишников запечатлел нарядный и много­людный крестный ход через реку (картина хранится в Русском музее). Состоя­ние памятника тревожное — из сводов выпилены стягивавшие их железные связи. Кажется, что колокольню поддерживает жестяной ангел, пробитый насквозь ружейной дробью.

1 / 2

Крестный ход. Илларион Прянишников. 1893 годГосударственный Русский музей

2 / 2

Жестяной флюгер в виде ангела над колокольней церкви Покрова Пресвятой Богородицы. 2010 год© «Соборы.ру»

В 2015 году местные волонтеры уничтожили рощу на крыше и укрепили арки нижнего яруса. Однако спасти храм может только собственник. Епархия и область отказались брать памятник на баланс, мотивируя это отсутствием средств. Лальские прихожане сами собирают деньги на срочные противо­аварийные работы.

Неподалеку, в вологодских краях, в 2017 году рухнул другой аварийный памятник северного барокко. Покровский храм XVIII века в селе Замошье имел три главы над основным объемом и пять над трапезной. После обрушения из уникального восьмиглавого он стал пятиглавым.

5. Рококо в Липецкой области

1 / 4

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Репец Липецкой области. 1930-е годыWikimedia Commons

2 / 4

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1947 годarch-heritage.livejournal.com

3 / 4

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1970-е годыe-Wiki

4 / 4

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1970-е годы

Видны остатки скульптуры архангела в нише на фасаде.

e-Wiki

Покровская церковь в селе Репец (нынешняя Липецкая область) выстроена в 1760-е годы в усадьбе отставного гвардейца Кожина. Это постройка совер­шенно столичного уровня и один из немногих в России примеров рококо в архи­тектуре. Храм украшен уникальной, невероятно богатой лепниной с объем­ными растительными украшениями. Краеведы предполагали, что к постройке могли быть причастны знаменитые мастера уровня Растрелли или Ринальди, но почерк настолько своеобразен, что вероятнее предположить авторство неизвестного европейского мастера. Образ райского сада в интерьере Покров­ской церкви трактован почти буквально — вместо колонн в храме рас­ставлены гипсовые стволы деревьев. Среди памятников русской архитектуры XVIII века не сохранилось ничего подобного.

1 / 6

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Репец Липецкой области. 2007 год© Дмитрий Васильков / «Соборы.ру»

2 / 6

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 2015 год© Артем Меньшиков / «Соборы.ру»

3 / 6

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 2007 год© Дмитрий Васильков / «Соборы.ру»

4 / 6

Строительные леса вокруг церкви Покрова Пресвятой Богородицы© rustemple.narod.ru

5 / 6

Строительные леса внутри церкви Покрова Пресвятой Богородицы© rustemple.narod.ru

6 / 6

Усадебный дом Кожина. 2007 год© Дмитрий Васильков / «Соборы.ру»

К сожалению, уцелело немногое. Стены стоят до сих пор, но разру­шение купола в 1942 году повлекло за собой медленную гибель интерь­ерной лепнины. В 2010 году были установлены леса и вычинены своды трапезной, но на том все и кончилось.

В 2014 году закрылась школа, располагавшаяся в главном доме, и усадьба стала совсем бесхозной. Драгоценный подлинник может убить не только разруха, но и некачествен­ная реставрация — опыта бережной консер­вации руин в России практически нет.

Еще один памятник, разрушенный настолько, что его остатки можно сохранить лишь с помощью консервации, — церковь Троицы в Пятой Горе, которая находится в 50 км к югу от Петербурга, в безлюдном и очень живописном месте. Разрушение кровли в 1960-е годы привело к размыванию стен. С 2010-х памятник словно стекает в землю, недавно рухнули западная и восточная полуротонды, обвалился фронтон одного из портиков. Многочисленные обращения общественников к Церкви и государству ни к чему не привели. Потрясающий опыт волонтеров, остановивших разрушение столь же пропащей церкви-руины в вологодском Крохино, вселяет надежду, но Ленинградская область пока не решилась на подобный поступок.

6. Русский классицизм в тверском бездорожье

1 / 5

Северный фасад церкви Владимирской иконы Божией Матери в Горницах в Тверской области

Фотография 1981 года из «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область». Москва, 2002 год

© Общественный мониторинг архитектурных, исторических и природных памятников Верхневолжья «Тверские своды»

2 / 5

Восточный фасад церкви © BankGorodov.RU

3 / 5

Восточная сторона основного объема церкви © BankGorodov.RU

4 / 5

Колоннада церкви© BankGorodov.RU

5 / 5

Колокольня© BankGorodov.RU

Тему усадебных церквей, строив­шихся лучшими мастерами в дальней, а теперь совершенно обезлюдевшей провинции, продолжает Владимир­ская церковь в Горницах Тверской области. Это работа одного из интереснейших мастеров русского классицизма, Николая Львова. От Твери 110 км до Кувшиново, оттуда 20 км до деревни Бор и 3,5 км пешком. Церковь строилась в 1795 году по заказу поручика Беклемишева. Помимо нее и заросшего парка от усадьбы ничего не осталось. Прячущаяся в зарослях церковь очень необычна, ее кубический двухъярусный объем крыт двускатной кровлей без полагающейся главы. Крест водружен над колокольней-ротондой, поставленной над главным входом, но не у западного, а у южного фасада. С востока и запада расположены равновеликие апсиды, одна из которых является алтарной. Строго говоря, канон соблюден, но композиция церкви сбивает с толку: она словно повернута на 90 градусов.

В советские годы церковь использовалась как овощехранилище, что все-таки сберегало ее от полного разрушения. Потом памятник пришел в запустение, рухнули своды, планов на реставрацию нет.

Другой львовский шедевр — разрушающаяся на глазах Знаменская церковь в подмосковном Теплом находится в глуши, между Клином и Волоколамском. Она более доступна и в 2007 году была включена в тревожный список Всемирного фонда памятников, что, однако, не дало результатов.

спецПРОЕКТ О владимирской ЦЕРКВИ И ДРУГИХ ЗАБРОШЕННЫХ тверских ХРАМАХ

 

Музыка в затерянных храмах: путешествие Arzamas в Тверскую область

Пять историй с видео и музыкой

7.

Крестьянская классика Зауралья

1 / 10

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Першинском Курганской области. 1924 год«Зауральская генеалогия» / kurgangen.ru

2 / 10

Вход в верхнюю церковь. 1924 год«Соборы.ру»

3 / 10

Нижний иконостас. 1924 год«Соборы.ру»

4 / 10

Верхний иконостас. 1924 год«Соборы.ру»

5 / 10

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы © Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии

6 / 10

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы© Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии

7 / 10

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы© Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии

8 / 10

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы © Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии

9 / 10

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы© Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии

10 / 10

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы© Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии

Великолепные храмы строились не только в дворянских усадьбах. В некоторых регионах, например в Зауралье, крестьяне имели возможность миром скиды­ваться на постройку первостатейных памятников. Покровская церковь, постро­енная в 1816–1873 годах по проекту губернского архитектора Васильева в селе Першинском Курганской области, с ее сложным объемом, пятиярусной коло­кольней, круглой лестничной ротондой при колокольне, оградой с павильоном и воротами классической архитектуры кажется монастырским или соборным комплексом. Деньги на строительство самоотверженно собирали крестьяне четырех окрестных деревень. Сегодня церковь ничья, кровля наполовину утрачена, кирпичная кладка в местах осыпания штукатурки в зауральском климате разрушается быстро.

Курганская область имеет положительный опыт реставрации другого крупного и сложного храма, недавно находившегося в подобном состоянии. Украинско-барочная Трёхсвятительская церковь в селе Карачельском (1771) была отре­ставрирована в 2015 году в рамках федеральной программы «Культура России».

8.

Калининградская готика

1 / 3

Повунденская кирха Святой Барбары. 1939 годFlickr / Ruediger Bernoteit

2 / 3

Повунденская кирха Святой Барбары. Конец 1930-х — начало 1940-х годовFlickr / Ruediger Bernoteit

3 / 3

Повунденская кирха Святой Барбары. 1898 годBildarchiv Ostpreussen

Поселок Храброво — это бывший Повунден, Восточная Пруссия. Стоящую здесь кирху Святой Барбары начали строить в 1324 году, а закончили к концу столетия. Ее, как и знаменитый Кафедральный собор Кенигсберга, основал епископ Иоганес Кларе. После войны собор был клубом, а с 1970-х годов опустел. Неф утратил кровлю, часть стен разобрана на нужды воинской части, но в 2006 году произошло событие, заставившее заговорить о памятнике: обвалившаяся штукатурка открыла хорошо сохранившуюся фреску с изобра­жением апостола Павла, современную зданию храма, уникальную по возрасту и сохран­ности. И все же никаких мер по консервации не было принято, а кры­ши над развалинами по-прежнему нет.

1 / 6

Кирха Святой Барбары в поселке Храброво Калининградской области© Юрий Бардун / Mapio.net / Fair use

2 / 6

Кирха Святой Барбары в поселке Храброво Калининградской областиeSosedi

3 / 6

Фреска XIV века изображающая апостола Павла на стене кирхи Святой Барбары. 2005 год© Alexey Yushenkov / CC BY-SA 3.0

4 / 6

Кирха Святой Барбары. 2014 год© Wikimapia

5 / 6

Кирха Святой Барбары © Mapio.net / Fair use

6 / 6

Кирха Святой Барбары. 2011 год© Mapio.net / Fair use

Этот адрес выбран произвольно среди десятков заброшенных средневековых памятников Калининградской области. Это целый ряд гибнущих храмов и замков XIV–XV веков, по большей части основанных во времена Тевтонского ордена. Наш глаз, к сожалению, привык к виду родных пепелищ и развалин, но гибнущая европейская готика смотрится непривычно. В описаниях многих памятников значится: «Во время войны кирха получила незначительные раз­рушения». Это правда: настоящая разруха пришла ближе к концу ХХ столетия. Сейчас ряд бывших кирх передан РПЦ, в руинах проводятся субботники, но финансирования по-прежнему нет.

Кирха в Алленау (поселок Поречье) начала XV века сохраняет многоярусную башню, несмотря на дыры от снарядов Второй мировой, но высокий готический фронтон, бывший ее наиболее яркой особенностью, рухнул в 2003 году. Совсем недавно, в 2012–2015 годах, полностью разрушилась многоярусная колокольная башня XVI века, сохранявшаяся от кирхи в Гросс-Энгелау (потом поселок Демьяновка, а ныне — полигон Балтийского флота). В официальных документах памятник не значился.

другие редкие архитектурные памятники, которые вот-вот могут исчезнуть

 

7 древних палат

Старинные каменные дома Москвы, Новгорода и других городов

 

7 старинных мостов

Древние плотины в Царицыно, валунная дамба на Соловках и мост, под которым Лермонтов пугал прохожих

 

12 уникальных деревянных храмов

Тройник, восьмерик, бочка и другие особенности церковной архитектуры XVII–XVIII веков

 

10 дореволюционных имений и дач

Где увидеть останки эклектики и модерна конца XIX — начала XX века

 

12 старинных усадеб, погибающих в российской провинции

Елизаветинский дворец под Дмитровом, роспись Брюллова в Ступино и Кваренги под Воронежем

 

8 исторических городов, исчезающих у нас на глазах

Почему нужно срочно спасать Вышний Волочек, Кимры, Вологду и другие городские поселения

 

Путеводитель по промышленной архитектуре

Куда ехать смотреть прекрасные, но ветхие заводы

Источники

  • Будылина М.  В., Брайцева О. И., Харламова А. М. Архитектор Н. А. Львов.

    М., 1961.

  • Выголов В. П. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря.

    Памятники русской архитектуры и монументального искусства: пространство и пластика. М., 1991.

  • Мосунов Ю. П. Успенский собор в Перемышле.

    Архитектурное наследство. № 46. М., 2006.

  • Салимов А. М., Булкин В. А. Трапезная Антониева Краснохолмского монастыря.

    Архитектурное наследство. № 46. М., 2006.

  • Bachtin A., Doliesen G. Kirchen in Nord-Ostpreussen.

    Husum, 2000.

  • temples.ru

Теги

Путеводитель
Архитектура
Руины

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Спектакль дня

«Чайка» (1898)

Обложка дня

Kraftwerk «The Man Machine» (1978)

Голос дня

Запрещенный поэт-богоборец

Архив

Антропология

11 слов, помогающих понять культуру Индонезии

Рис, ходячие мертвецы, ткани, расписанные воском, и бумажные петухи

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

СТАРЕЙШИХ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ В РОССИИ МОГУТ БЫТЬ ПОТЕРЯНЫ НАВСЕГДА

Средне-Зеленчукская церковь Х века; Карачаево-Черкесская Республика

Источник: Православие.ру

Каждый год сотни туристов посещают каньон реки Большой Зеленчук, чтобы полюбоваться великолепными христианскими храмами Х века, построенными на месте городища Нижний Архыз. Большинство ученых отождествляют это древнее поселение с Магасом, или Маасом – столицей существовавшего в Средние века крупного королевства Алания. Город рос и процветал благодаря тому, что через него проходили стратегические маршруты Шелкового пути. Алания процветала больше всего в середине десятого века, когда дворянство королевства приняло христианство. Именно тогда в долине Большого Зеленчука было возведено более двадцати церквей.

Монголо-татары, вторгшиеся на равнины Северного Кавказа (также называемого Предкавказьем) к середине тринадцатого века, нанесли удар по Алании, некогда процветавшему государству.

Те аланы (или аланы), которым удалось бежать, перебрались жить в горы, где постепенно смешались с местным кавказским населением, преимущественно мусульманским. Магхас опустел и впоследствии исчез с лица земли.

В 1887 году некий иеромонах Серафим с Афона обратился в Священный Синод Русской Православной Церкви с сообщением об обнаружении в долине реки Зеленчук трех древних храмов, основанных первыми христианами Северного Кавказа. Он сообщил, что местные жители-мусульмане держали в этих церквях скот и «оскверняли древние святыни различными способами». Преподобный просил Синод разрешить ему восстановить храмы, основать там монастырь и ввести в нем монашеский устав Святой Горы.

Получив благословение Священного Синода, иеромонах Серафим вместе с десятью иноками основал в долине реки Александро-Невский монастырь. Их усилиями были восстановлены древние храмы. Кроме того, монахи обнаружили следы нескольких часовен в разных местах долины реки и поняли, что когда-то на этом месте существовал большой каменный город.

В советское время монастырь был закрыт, а монахи репрессированы. Однако некоторым монахам удалось бежать и поселиться в горах, и сегодня путешественники все еще могут найти их заброшенные тайные кельи.

Сегодня Русская Православная Церковь имеет законное право вернуть себе эти храмы. Казалось бы, больше нет препятствий для возрождения монашеской жизни на берегу Большого Зеленчука и нет больше угроз древним храмам. Однако проблема в том, что вся территория бывшего монастыря сейчас принадлежит Карачаево-Черкесскому историко-культурному и природному музею-заповеднику. Общеизвестно, что отношения между Церковью и администрациями музеев России достаточно непростые: музейное сообщество склонно брать на себя ответственность за охрану памятников православной культуры, опасаясь, что Церковь не справится с этой задачей и они потеряться навсегда. Но здесь, высоко в горах, картина совсем иная.

На границе городища Архыз стоит караульное помещение, мимо которого постоянно курсируют туристические кареты. Независимо от того, едут ли люди на территорию Архыза пешком или на собственном автомобиле, охрана всегда пытается взимать плату за вход, что вызывает возмущение местных жителей и православных паломников, не желающих платить за возможность помолиться. В конце концов охрана идет на уступки местным жителям, не взимая с них плату за вход.

Около километра дорога петляет среди кустов, и путник, наконец, может увидеть первую церковь – в честь святого пророка Илии – древнейшую действующую церковь на территории Российской Федерации. Храм небольшой, вокруг него несколько братских корпусов. Первоначально он был соединен с одним из них переходом. Сейчас проход разрушен, а входная дверь в церковь сделана с другой стороны, поэтому алтарь находится слева от входа.

Состояние построек шокирует: братские постройки выглядят так, как будто их вчера разбомбили – с выбитыми окнами, покоробленными дверями и обшарпанными стенами. Здания находятся в аварийном состоянии. Две другие церкви также находятся в плачевном состоянии: опасно находиться внутри церкви Святой Троицы, где уже нет внутренней отделки и в любой момент на головы туристов могут упасть кирпичи; Внутри Георгиевской церкви ситуация чуть лучше, но на ее стенах и потолке обитают сотни ласточек, а пол никто не моет, так что ходить там тоже опасно.

При этом все храмы и братские корпуса имеют таблички, свидетельствующие о том, что они являются объектами культурного наследия Российской Федерации и находятся под охраной государства.

По словам паломника, часто приезжающего сюда на богослужения, Церковь заключила договор аренды с музеем-заповедником и сейчас арендует Свято-Ильинскую церковь и время от времени проводит службы в двух других храмах, но получить эти храмы не смогла назад или восстановить их еще.

«Здания все время рушатся, потолки могут обрушиться кому-то на голову в ближайшее время. Верующим разрешено собираться в одном здании, которое мы используем как трапезную, но это не решает нашей проблемы. Здание нуждается в хорошем ремонте и обслуживании. Он находится в критическом состоянии. Когда здесь был монастырь, он имел дренаж: воду с гор отводили в сторону, чтобы не допустить подземных вод к фундаментам зданий. Сейчас здесь нет дренажной системы», — пояснил паломник.

По его мнению, вряд ли здания будут возвращены церкви в ближайшее время, так как недавно музей-заповедник решил сделать из нее этнодеревню для туристов.

Большинство местных жителей исповедуют ислам, хотя и идентифицируют себя как потомков алан – древнехристианского ираноязычного народа, некогда проживавшего в этом регионе.

Сегодня выглядит необычно, что «гордые отпрыски аланов» приезжают на места своей древней столицы на большие мусульманские праздники и закалывают своих жертвенных баранов прямо возле православных храмов. А в выходные дни православные верующие, собравшиеся помолиться в храме, часто оказываются в гуще праздничных мероприятий, когда проведение каких-либо служб становится практически невозможным. Прямо перед Ильинской церковью установлена ​​сцена с колонками, и весь каньон оглашается шумом веселых народных песен, а всем посетителям угощают чаем, медом и национальными костюмами. Конечно, все это хорошо организовано и привлекает множество туристов, но вряд ли уместно делать это на территории православного монастыря.

«Верующие не хотят покидать это место. И очень жаль, что здесь ничего не восстанавливают, поэтому все сооружения приходят в негодность.

А если братские постройки рухнут, то исчезнут и сами следы русского монашеского присутствия на этом месте», — жалуются верующие. Они надеются, что сотрудничество между Русской Православной Церковью и музеем-заповедником может быть достигнуто, поскольку и духовенство, и миряне стремятся сохранить эти храмы и монастырские постройки и не причинить им вреда.

«Неужели мы можем повредить эти церкви?! Наоборот, наша цель – сохранить их! Мы надеемся, что ситуация когда-нибудь изменится. Ведь православная жизнь здесь не угасла», — сказал паломник.

Не получив полного доступа к зеленчукским храмам, местная православная община построила новый храм в старом стиле на противоположном берегу реки. Он стоит у подножия горы, на которой изображен знаменитый образ Христа. Но местные жители снова добились своего: они открыли различные сувенирные лавки и десятки кафе вокруг храма, где гости могут попробовать хичины, ламиан и шашлыки из баранины. На площади перед церковью всегда шумно, суетятся толпы туристов.

И, как дополнение к этому контрасту культур, огромный рекламный щит Вера («Вера») Радиовышки над кафе…

И хотя мусульмане и христиане мирно сосуществуют и сотрудничают по всей России, складывается впечатление, что православное меньшинство в этом отдаленном уголке Карачаево-Черкесии постепенно вытесняется. «У нас есть желание восстановить наследие этого места. Но иногда мы чувствуем, что наше присутствие здесь сводится на нет», — с горечью констатируют верующие.

Мария Шустрова
Перевод Дмитрия Лапы

РИА-Новости

Поделиться. Твиттер Фейсбук Пинтерест LinkedIn Тамблер Электронная почта

История – ST. ИОАННОВСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР

125 ЛЕТ!

17-18 СЕНТЯБРЯ 2016 ГОДА СВ. JOHN’S ОТМЕЧАЕТ НАШЕ 125 ЛЕТИЕ.

Наше 125-летие было освещено в газете Scranton Times-Tribune:

http://thetimes-tribune.com/lifestyles/mayfield-russian-orthodox-church-celebrates-reflects-on-125-years- триумфов и испытаний-1. 2084709

 

История церкви

Первые основания Иоанно-Предтеченского собора относятся к 1878 году, когда сюда прибыли карпаторусские переселенцы из западной части Галиции, известной как Лемковщина. Эти первые поселенцы начали проводить службы в доме Стеков, расположенном прямо за нынешним собором. Вскоре после этого они арендовали недействующую баптистскую церковь и сразу же переоборудовали интерьер, чтобы он напоминал православный храм. В 1888 году было организовано Иоанно-Предтеченское братство (существующее до сих пор) и реализованы планы строительства нового храма. Это первоначальное здание представляло собой деревянную каркасную конструкцию и было построено в 189 г.1 в дизайне в соответствии со стилем, к которому привыкли эти люди. Первоначальное название было дано русской греко-католической церкви Святого Иоанна Крестителя.

К 1896 году верующие построили приходской дом и здание школы , в которых также располагался социальный центр церковных дел и общины. Народ самостоятельно поддержал священника и хормейстера. О дальновидности и энергии народа свидетельствуют такие свершения, как создание продовольственной артели, приходского корпуса барабанщиков и рожков, бойскаутского отряда №85, библиотеки, Русской шланговой компании (ныне Mayfield Hose Co.) , и многие другие организации. На рубеже веков в этом районе было основано больше греко-католических церквей. В результате первоначальная апатия местных римо-католиков переросла в открытую враждебность по отношению к этим христианам восточного обряда. Римский иерарх потребовал от верных святителя Иоанна принять новый устав и передать свое имущество Римско-католической церкви. Прихожане яростно сопротивлялись этому давлению и были полны решимости воссоединиться со своей православной верой, даже не осознавая, что ушли.

В 1902 г. о. Иоанн Ольшевский ходатайствовал перед архиепископом Тихоном (ныне святителем Тихоном Московским) о принятии их под свой омофор (духовное покровительство). К 1903 году приход был официально принят в Православную Церковь совершением Архиерейской Божественной литургии с архиепископом Тихоном. В 1905 году прихожане Свято-Иоаннского монастыря сыграли важную роль в создании Свято-Тихоново-Задонского монастыря и приюта в Южном Ханаане, штат Пенсильвания. В течение следующих десятилетий приход был главной финансовой поддержкой монастыря и приюта, а также предлагал еду, чтобы помочь поддерживать жителей.

В 1907 году Свято-Иоанновский собор был удостоен места проведения Первого Православного Всеамериканского Собора, который состоялся 20-23 февраля 1907 года под председательством архиепископа Тихона. К концу 1920-х годов размеров старой деревянной церкви стало недостаточно для нужд прихода. В 1930 году старая церковь была перенесена на Кленовую улицу и использовалась до завершения строительства новой церкви. Краеугольный камень нового храма был освящен архиепископом Апполинарием и архиепископом Адамом (Филлоповским) в 19 г.30. Новый храм был введен в эксплуатацию 22 февраля 1933 г. и освящен 4 сентября (День Труда) 1933 г. преподобным епископом Адамом (Филлоповским) под юрисдикцией митрополита Антония (Краповицкого) Русской Православной Церкви Заграницей. России, как отмечается в официальном документе Акта освящения. Этот подвиг стал тем более чудесным, что сбор средств и строительство церкви пришлось на разгар Великой депрессии. Собор Святого Иоанна был построен и оплачен исключительно на пожертвования прихожан.

В 1951 году приходской совет ходатайствовал перед митрополитом Леонтием (Туркевичем) о принятии в митрополию. Это действие произошло в результате обстоятельств, которые произошли несколькими годами ранее. 10 февраля 1959 года в церкви произошел пожар. По мере распространения дыма и пламени прихожане выстроились в живую цепь, вынося из храма святыни. Приходской зал использовался как временное место поклонения, пока не были приняты меры для ремонта церкви. С помощью Всевышнего 29 мая церковь была повторно освящена и освящен новый Престол., 1960 г. Преосвященнейший епископ Димитрий (Магон). Церемония закладки нового зала (ныне Центр Св. Иоанна) состоялась в воскресенье 7 мая 1966 г. Освящение нового церковного зала состоялось 27 октября 1968 г. под председательством епископа Киприана (Борисевича). Новый приходской центр продолжил работу с того места, где остановился старый зал, и предоставляет широкие возможности для дальнейшего роста и развития прихода. В июне 1976 года состоялась церемония закладки нового дома священника и площади. В воскресенье, 5 июня, 1977 г., через год в Мэйфилд для освящения приехал архиепископ Киприан (Борисевич).

20 сентября 1981 года приход св. Иоанна отметил 90-летие прихода. Верующие по этому поводу установили в притворе храма мемориальную доску со словами архиепископа (впоследствии патриарха, а ныне святителя) Тихона во время его исторического визита в Мэйфилд, когда он председательствовал на Первом Православном Всеамериканском Соборе. Архиепископ (Святитель) Тихон провозгласил: «Наша Северо-Американская Православная Церковь считает себя Святой Православной Соборной и Апостольской Церковью, объемлющей все народы, языки и мир, первой возвещающей Православную Веру здесь, в Америке».

Зимой и весной 1982 г. были проведены приходские собрания по некоторым решениям Архиерейского Синода Православной Церкви в Америке (бывшей Митрополии). Затронутые вопросы оказали большое влияние на православную практику литургической жизни в приходе, главным из которых был переход ПЦА на пересмотренный юлианский календарь (новый календарь). Были проведены приходские собрания для разъяснения вопросов верующим, и 14 февраля верующие проголосовали подавляющим большинством (свыше 98% присутствующих) сохранить старый стиль календаря. По прошествии весны и лета 1982 года верующие узнали, что их решение сохранить литургические традиции по старому (юлианскому) календарю было отвергнуто их епархиальным архиереем, а также Архиерейским Синодом ПЦА. 22 августа 1982 года собрание верующих подавляющим большинством голосов (151-1 против 1) проголосовало за отделение прихода от Православной Церкви в Америке и обращение к митрополиту Филарету (Вознесенскому) и Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви с ходатайством о принятие под их Омофор (Духовный Протекторат).

В это же время о. Джон Д. Сорочка, из-за глубоких чувств по поводу тех же проблем, счел необходимым уйти с поста пастора Православной церкви в Америке и обратился в Русскую Православную Церковь Заграницей с просьбой принять его в священники. Высокопреосвященнейший Митрополит Филарет (Вознесенский) принял Свято-Иоанновский приход, а о. Иоанн почти одновременно и сразу переназначил о. Иоанна пастором церкви Св. Иоанна. От имени прихода епархиальному архиерею ПЦА было доставлено письмо от 29 августа 1982 г. с уведомлением о прекращении прихода.

Это было началом нескольких трудных лет в жизни прихода Святого Иоанна из-за судебного иска, инициированного ПЦА. Была предпринята попытка со стороны несогласных прихожан, а также епископа ПЦА захватить контроль над храмом и всем связанным с ним имуществом у непомерного большинства верующих прихода. В течение следующих шести с лишним лет Верховный суд штата Пенсильвания, Верховный суд и, в конечном счете, Верховный суд штата неизменно поддерживал решения суда по общим делам округа Лакаванна в пользу подавляющего большинства верующих. По милости Божией вопрос был окончательно решен 1 марта 19 года.88. С окончательным решением Верховного суда Пенсильвании можно ознакомиться, щелкнув ЗДЕСЬ. Благодаря постоянной молитве, Фома Павук, о. Джон и Церковный совет работали бесчисленное количество часов с прокурором Джином Голдензилом, чтобы завершить это дело. Выражается также благодарность епископам Григорию (Граббе) и епископу Марку (Арндту), разъяснившим суду отдельные вопросы церковной истории, а также Андрею Сабрику, Андрею Пасерпу, Розе Телепу, о. Владимира Шишкова и брата Исаака Ламбертсена, которые активно помогали в судебных разбирательствах, а также в S.O.C. (Спасите нашу церковь), которая была создана для сбора средств, необходимых для покрытия понесенных расходов, и всех других, которых слишком много, чтобы назвать.

В 1994 году Иоанно-Предтеченский храм был выбран принимающим приходом для канонизации святителей Иннокентия и Николая Японских в дополнение к празднованию 200-летия Православия в Америке. Верующие со всей Америки стекались в Сент-Джонс на эти два мероприятия. В 1997 году Священным Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей Иоанно-Предтеченский храм был возведен в статус Собора. В декабре 2008 года архимандрит Георгий (Шефер) возведен во епископа с титулом «Епископ Мэйфильдский, викарий Восточно-Американской епархии». Св. Иоанна – собор епископа Георгия. В апреле 2015 года срок пребывания епископа Георгия в Мейфилде подошёл к концу, владыка был назначен епископом Канберрским, викарием Австралийско-Новозеландской епархии, где и пребывает по сей день.

Свято-Иоанновский собор продолжает свидетельствовать о Православной Вере в Верхней Долине Северо-Восточной Пенсильвании по старому юлианскому календарю с полным литургическим расписанием богослужений на английском и церковнославянском языках.

Pastors of St. John the Baptist Russian Orthodox Cathedral 

Rev. Theophan Obushkevich 1891-1902
Rev. John Olshevky 1902-1904
Rev. Hieromonk Arseny (Chahovtsev) 1904-1908
Rev. Michael Skibinisky 1908 -1911
Преподобный Василий Васильев 1911-1912
иерей Иона Миласевич 1914-1917
иерей Иосиф Феоронко 1917-1920
иерей Василий Репелла 1920-1936
иерей Филипп Печинский 1936-1952
иерей Андрей Ванюш 7 4959-1900 Иеромонах Иларион (Мэдисон) 1958-1959
В. Прот. Василий Строен 1959-1961
В. Прот. Димитрий Рессетар 1961-1967
В. Прот. Андрей Ванюш 1967-1968
В. Прот. Преподобный митрофорный протоиерей Иоанн Дмитриевич Сорочка 1970-н/вр

Церковная жизнь

Академия Русского Православного Собора Святого Иоанна ведет свою историю с первых дней существования прихода. Образовательные программы) всегда учитывали насущные потребности прихожан в определенные моменты их истории.

В настоящее время приходские дети, молодежь, взрослые, а также взрослые участвуют в классах религиозного образования Академии Св. Иоанна. Уроки религиозного образования проводятся каждый понедельник вечером в течение учебного года в 18:30 в Центре Св.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *