Самый большой храм амона ра: Храм в Карнаке Амона Ра — искусство Древнего Египта

Карнакские храмы

Карнак знаменит тем, что здесь находится самый большой храм Египта и самый большой в мире религиозный комплекс! Трудно себе представить, но он непрерывно отстраивался в течение двух тысячелетий… Перейдем к описанию карнакского храма и комплекса

Запись относится к месту: Египет

Из поколения в поколение, от фараона к фараону отстраивалось это египетское чудо в северной части города Фивы, на восточном берегу Нила. Уже начиная с XIX династии Карнакские храмы считались национальной святыней. Все периоды египетской истории оставили здесь следы, каждый фараон старался увековечить здесь свое имя.

Свой характерный облик храм приобрел в период Нового царства. Храмовый комплекс Карнака состоял из трех частей. Самой большой была средняя часть. Здесь с востока на запад возвышается большой храм, посвящённый богу Амону Ра. Внутри комплекса имеются и другие храмы, но храм Амона является самым крупным по размерам и протяженности. 10 пилонов стоят в Карнакском храме, 6 из них вдоль главного входа в храм, с запада на восток. Вид через следующие друг за другом ворота пилонов открывает перед нами захватывающее дух зрелище: огромные залы и внутренние дворы в глубине храма, где на расстоянии в 260 метров находятся святилища.

Некоторые из древнейших храмов Карнака были разобраны в период правления царей последующих эпох. Полученный при этом камень использовали в качестве строительного материала. Так, небольшой храм Сесостриса I из белого известняка был целиком извлечен, блок за блоком, из огромного пилона Аменхотепа III (1455–1419 до н.э.). Храмы Гора и Пта сохранились достаточно хорошо.

По сторонам двух дорог стоят сфинксы с бараньими головами, и посетитель через передний пилон может пройти к сохранившемуся до сих пор главному храму с могучими стенами, толщина которых пятнадцать метров. Стоит миновать порог храма — оказываешься в беспорядочном хаосе зданий, опор, обелисков, а также надписей и барельефов. Далее находится большой двор, обнесённый колоннадой, открытой в сторону малых храмов.

Миновав второй пилон, можно оказаться в Большом колонном зале, площадью которого более 6000 квадратных километров, что равно общей вместимости собора Святого Петра в Риме и кафедрального собора Святого Павла в Лондоне или Собору Парижской Богоматери! Капители колонн выполнены в форме цветков и бутонов папируса.

Храмовый потолок поддерживается целым лесом колонн — их общее число составляет 134, и все они, равно как стены и потолок, украшены религиозными сценами. Это сделано для того, чтобы свет мог проникать через окна с любой стороны. Каждая колонна в высоту достигает 23 метров, что соответствует восьмиэтажному зданию. Для того, чтобы обхватить любую из колонн — потребуется как минимум 6 человек, взявшихся за руки.

Этот зал был построен Сетом и Рамзесом II, фараонами периода Исхода, о которых идет речь в Ветхом Завете. Несмотря на огромные размеры, зал не производит угнетающего впечатления на окружающих, даже наоборот — он вызывает чувство уважения и ощущение праздничности. Человек в этом зале ощущает себя муравьём, но ему здесь комфортно и удобно.

Бесспорно, архитекторы и строители карнакского храма намеревались внушить верующим чувство благоговейного трепета перед богами. Но наряду с этим, они хотели привнести в зал чувство гармонии — существенную часть египетского мировоззрения, где каждому уготовано его место.

Наружные стены зала, которые можно было разглядеть через громады строений, покрыты картинами с изображением победоносных походов царей, а также их трофеев. Эти барельефы, наряду с хрониками фараонов, обнаруженными в других местах храма — древнейший исторический источник знаний. Именно отсюда мы черпаем значительную часть информации о Египте и соседних странах. Посреди зала высится величайший обелиск мира — 39-метровый гранитный монолит красного цвета в виде устремленной вверх иглы. У него был брат-близнец, стоявший рядом, но он не выдержал испытания временем и его обломки разбросаны вокруг. Эти памятники построены одной из самых колоритных цариц в истории Египта — Хатшепсут, правившей приблизительно в 1500 году до н. э. Когда египтяне сооружали статую бога или богини, фараона или знатного человека, они старались добиться как можно большего сходства с оригиналом и, таким образом, увековечить изображаемого монарха. На фото — храм Хатшепсут

Фараон всегда изображался выше других, чтобы подчеркнуть его значимость. Понятно, что фараоны не могли находиться в нескольких местах одновременно. Считалось, что жрецы, служившие в храмах Карнака, были их представителями. Их миссию символизировала статуя, действовавшая в качестве посредника между богом и человеком. Со временем жрецы стали большой силой и сосредоточили в своих руках огромные богатства.

За следующими после Большого колонного зала воротами, у святилища, где, по верованиям древних египтян, причаливали три лодки: бога Амона, его супруги Мут и их сына, бога Луны Хонса, был возведён в их честь храм, в былые времена окружённый садами. Длинная дорога для религиозных шествий соединяла храмы Амона и Мут с Луксорским храмом. Иногда его называли «южным гаремом» Амона. На празднике «опет», который в годы XX династии продолжался 27 дней, бог Амон выезжал на своей барке из Карнака в Луксор, по случаю другого праздника он переправлялся через реку и посещал заупокойные храмы усопших фараонов, превратившихся в богов.

У южной стороны храма лежит Священное озеро, плавающие в нём гуси тоже считались священными.

Когда Эхнатон взошёл на трон, культ Амона на некоторое время ослаб. Новый правитель предпочёл Атона и повелел разрушить рельефы и саркофаги с изображением Амона. Но уже его преемник Тутанхамон приказал восстановить старый храм.

В те времена, в период Нового Царства, когда правила XVIII династия, стовратные Фивы переживали свой расцвет. На украшение резиденции фараоны щедро тратили свои несметные богатства. Но к 663 году до нашей эры неудержимый взлёт Египта сменился глубоким упадком: когда армии ассирийского царя Ашшурбанимала сожгли Фивы – трон мира, от былой роскоши остались только величественные руины храмов.

Гигантский скарабей (по-нашему жук-навозник;)), считавшийся в Древнем Египте священным

В древности территория карнакского храма по всему периметру была окружена толстыми высокими стенами из сырцового кирпича, в которых на определенном расстоянии друг от друга располагались огромные каменные ворота. К числу самых впечатляющих из них относятся те, что находятся непосредственно перед фасадом храма Хонсу. Эти ворота в свое время служили одним из главных входов на территорию храма Амона и были связаны с древним городом Фивы и расположенной поблизости группой храмов монументальной аллеей сфинксов с бараньими головами.

Карта храмового комплекса

Карнакский храм — Египет — Планета Земля

При взгляде на руины этих храмов с большой высоты, когда видна и соединяющая их почти двухкилометровая Дорога сфинксов, они вызывают ассоциации с двумя чашами символических весов, поддерживающих равновесие на земле: в государстве, в природе, на земле и в небесной сфере. Карнакский храм — северная чаша этих весов, Луксорский храм — южная. Северная перевешивает: и по площади, и по художественному уровню, хотя это не значит, что Луксорский храм уступает ему во всем. Было ли так задумано — неизвестно, но со временем Карнакский храм египтяне стали называть «самым совершенным местом». Подразумевалось, в той ойкумене, каковой ее представляли себе древние египтяне.
Таким храм стал не сразу. Строительство его длилось почти 20 столетий.
Египтологи ведут здесь отсчет от самых древних из частично сохранившихся сооружений Карнака, как, например, возведенный в эпоху Среднего царства храм Сенусерта I XX в. до н. э. Многие археологи-египтологи полагают, что строительство могло быть начато и гораздо раньше, в XXVIII в. до н. э. В XX в. до н. э. святилище Амона было небольшим. Первым, кто, как считается, начал расширять его, был фараон XVIII династии Тутмос I (правил ок. 1504-1492 гг. до н. э.). При нем были установлены обелиски и статуи, изображавшие фараона в облике, само собой, Осириса, выбиты барельефы, отделанные золотом, изображающие священнодействующего Тутмоса. Руководил всеми работами зодчий Инени.
Дело отца продолжила «ее царское величество» Хатшепсут (правила в 1525-1503 гг. до н. э.), положившись на мэтра архитектуры Сененмута, которому доверяла безгранично — и не слепо, а по делам его. При ней появились новое строение из красного песчаника для ладьи Амона-Ра, украшенное изысканными рельефами, также позолоченными, и два обелиска из гранита с черно-красными зернами. Тутмос III (правил ок. 1525-1473 гг. до н. э.) возвел Большой храм Амона-Ра. Фараон и полководец сам разрабатывал его проект, о чем рассказывает выбитая на одной из стен надпись. Филигранно расписанные колонны храма символизировали столбы царского паланкина, стела у входа в гипостильный зал изображала Тутмоса и его 62 предшественников («Царский список Карнака», хранится в Лувре). К храму примыкает «Ботанический сад», представляющий природный мир долины Нила и стран, где фараон воевал. О его военных подвигах рассказывает «Зал анналов» с двумя стелами с изображениями священных папируса и лилии. Тутмос III возвел также храм богини войны Сехмет, скульптура которой сохранилась.
Сехмет часто отождествляется с Мут, которая, как и Сехмет, иногда изображалась с львиной головой. В южной части комплекса возле озера Ишеру, примыкавшего к храму Мут, стояли десятки статуй Сехмет. У многих из них отбита верхняя часть туловища, очевидно, охотниками за древностями. Чтобы задобрить богиню-воительницу, Аменхотеп III (правил ок. 1388-1353/1351 гг. до н. э.) всего возвел 700 статуй Сехмет вокруг храма Мут, второго по счету. При нем появился и храм Хонсу. В первом тысячелетии до н. э. в Карнаке возводится несколько небольших святилищ Осириса. В XV-XIII вв. до н. э. появилась Дорога сфинксов, на рубеже XIV-XIII вв. до н. э. при Сети I (правил ок. 1290-1279 гг. до н. э.) и его сыне Рамзесе II Великом (правил ок. 1279-1213 гг. до н. э.) в храме Амона был воздвигнут роскошно украшенный и великолепный в архитектурном отношении гипостильный зал.
Строительство на территории храма продолжалось и после краха Нового царства — при царях династии Птолемеев и при римлянах. Последним из сильных мира сего, внесших вклад в облик храма, был император Домициан (правил в 81-96 гг. н. э.).
В двух с половиной километрах к северу от современного египетского мегаполиса Луксор на месте Древних Фив находится деревня Карнак. Названа как самый масштабный храмовый комплекс Древнего мира на восточном берегу Нила, посвященный Амону-Ра. Две главные оси храма: с севера на юг и с запада на восток. В самом обобщенном варианте комплекс принято делить на зоны Амона-Ра, Монту (бога войны) и Мут (жены Амона).
Архитектурный ансамбль Карнакского храма лежит сегодня в руинах, составляющих своего рода лабиринт по истории духовной жизни Древних Фив, и путешествие по этому лабиринту приносит множество открытий.
Первое описание комплекса появилось в 1668 г., когда его увидели два французских миссионера. А название ему — Карнак, что означает «груда камней» — по аналогии с комплексом мегалитов в Бретани дал тоже француз, монах-иезуит и ученый Клод Сикар, изучавший египетские древности как археолог в 1707-1726 гг. Профессиональные раскопки в Карнаке начались во второй половине XIX в.
В храмах ансамбля не осталось, конечно, и следа ни от какой позолоты. Были разрушены, изувечены, похищены многие статуи, но, по счастью, и сохранилось тоже немало благодаря монументальности сооружений и скульптурных форм. По всему, что сохранилось, вполне можно представить, каким величественным было это святилище, когда Фивы были городом процветающим, а вокруг храма стояли утопающие в садах дворцы высокопоставленных вельмож. Вокруг многих храмов комплекса также цвели сады: при обилии солнца и воды практически круглый год.
Во времена фараонов русло Нила пролегало ближе к храму, и в месяцы, когда его воды имели самый низкий уровень, можно было спуститься к кромке берега по ступеням западной стены. Изменения в природе и климате, войны и неизбежно сопутствующие им разрушения и разорения, землетрясения, которых здесь было тоже немало, песчаные бури сделали свое дело. Относительно заносов песка необходима оговорка: во многих случаях благодаря им были словно законсервированы многие скульптуры и фрагменты зданий, раскопанные затем археологами.
В Карнакском храме поражает еще вот что. У него не могло быть никакого единого плана строительства, напротив, некоторые фараоны не гнушались при возведении храмов во имя себя, великих, разбирать храмы своих предшественников, а уже в Новое время камни храмов растаскивались всеми подряд, почти открыто, для строительства обычных жилых домов. И все же, как ни удивительно, остается впечатление, что план был: настолько гармоничен комплекс, хотя создавался в разные не то что века — в разные эпохи.
Может быть, потому, что все властители Фив, от первых правивших здесь фараонов до римлян, предоставляли полную свободу творчества зодчим, скульпторам и художникам. А те следовали главному принципу искусства древних веков — создавать как можно более выразительные аллегории силы богов и властителей: как известно, в Древнем Египте считалось, что все фараоны имеют божественное происхождение. Из поколения в поколение непосредственные исполнители заказов царей принципы преемственности художественных методов соблюдали как святые заповеди. Эти принципы: гармоничные пропорции зданий и сооружений, какими бы большими они ни были; одухотворенные лица идеально отшлифованных скульптур — боги ли это, фараоны ли, жрецы или обычные люди. Барельефы и расцвеченные минеральными красками изящные рельефы — каждый представлял собой динамичный по сюжету рассказ о каком-то ритуале, работе, событии, сражении в лицах и с множеством подробностей. Все изображенные предметы, животные и растения также имеют прекрасные формы.
Лучше остальных сохранилась западная часть комплекса, из всех эпох — сооружения периода Нового царства (ок. 1580-1070 гг. до н. э.). По нему проходят экскурсии (за исключением тех зон, где продолжают работать археологи). Самые посещаемые части комплекса — это собственно храм Амона-Ра и гипостильный зал, давным-давно лишившийся крыши, но не утративший своего магического притяжения. Каждый по-своему, прекрасны и другие храмы, посвященные Мут и Хонсу, другим божествам и фараонам, большие и малые (часовни). А также обелиски, памятники, пилоны, ограды, Священный пруд, в котором проходили ритуальные церемонии на ладьях и омовения.


Общая информация

Исторический и архитектурный памятник Древнего Египта на восточном берегу Нила в «городе живых», называвшемся так в отличие от «города мертвых» — западного берега Нила.

Часть объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Древние Фивы с их некрополями, Карнакский и Луксорский храмы» с 1979 г.
Историческое название региона: Верхний Египет.
Время строительства: приблизительно XX в. до н. э. — I в. н. э.
Египетское название храмового комплекса: Ипет-Сут.
Административная принадлежность: современный египетский город Луксор.
Денежная единица современного Египта: египетский фунт.
Язык: арабский.
Ближайший аэропорт: Луксор (международный).

Цифры

Общая площадь открытой сегодня части комплекса — около 30 га.
Главный и самый большой пилон: высота — 43,6 м, ширина — 113 м, толщина стен —15 м.
Высота обелисков Хатшепсут: 25 и 30 м.
Площадь большого гипостильного зала: 5000 м2.
Количество колонн большого гипостильного зала: 134.
Размеры Священного озера: 120×77 м.
Расстояние от Луксора: около 2,5 км.

Климат и погода

Тропический пустынный.
Средняя температура января: +14,4°С.
Средняя температура июля: +33,2°С.
Среднегодовое количество осадков: 2,65 мм (утренняя роса).

Экономика

Туризм.

Достопримечательности

  • Главный храм Амона-Ра, его передний пилон.
  • Храм бога Хонсу, начатый при Рамзесе III, законченный при Херихоре.
  • «Священная ладья» Рамзеса II.
  • Храм Ипет (построен при Птолемее VIII),
  • Небольшой храм бога Птаха.
  • Храм Аменхотепа II.
  • Храм богини Мут.
  • Храм Камутеф.
  • Священное озеро.
  • Большой гипостильный зал.
  • Дорога сфинксов.
  • Аллея сфинксов, ведущая к храму богини Мут.
  • Луксорский музей, Музей мумификации (тоже в Луксоре).
  • Экспонаты из Карнакского храма в Египетском музее в Каире.

Любопытные факты

  • В культуре Древнего Египта, как и в других древних государствах, существовала традиция при строительстве храмов воплощать мифы о Сотворении мира. В Лейденском папирусе сказано: «Фивы — образец для всех городов. Вода и земля были в них в начале. И появился песок, чтобы обозначить границу пахотных земель и их основную почву на холме. Так стала земля. Потом появились люди, чтобы благоустроить все города». Не правда ли — это образ острова? Совершенно верно — острова Священной земли Творения, с которого началось «первое время». (Лейденский папирус — это от голландского города Лейден, где он хранится.)
  • Священными цветами в Древнем Египте были лилия и лотос. Колонны Карнакского храма с левой, северной стороны украшали изображениями стеблей папируса — геральдического и тоже священного символа Нижнего Египта, колонны, стоящие справа, — лилиями, символом Верхнего Египта. Иногда изображение этого цветка называют лотосом. Это неверно. А вот египетские скульпторы ничего не путали: у лилий характерно изогнуты лепестки. Секрет появления в Египте лилий в качестве символа прост. Первыми его стали использовать правители Египта додинастической эпохи, а они по происхождению были иноземцами, почти все — из тех краев, где лилия, в отличие от Египта, цветок распространенный даже и в дикорастущем виде.
  • Амон-Ра не сразу стал верховным богом древних египтян и демиургом. Сначала это был Амон, небесный покровитель Фив и только, имевший и женскую ипостась — Имунет. В период Среднего царства Амон становится отдельным божеством, повелителем воздуха. Начиная с XVIII династии (1550-1292 гг. до н. э.) Нового царства, Амон отождествляется с верховным солнечным богом гелипольского пантеона, носившим имена Атум, Ра, Птах, и обретает новое имя Амон-Ра как глава египетского пантеона богов, первый и, так сказать, «государственный», общенациональный бог. Тут нельзя, однако, не добавить, что в некоторых монументальных сооружениях периода Среднего царства его уже называли Амоном-Ра, но еще редко, эпизодически.
  • Жук-скарабей — самый известный амулет Древнего Египта, воплощение Хепри — бога созидательного утреннего солнца, символа воскресения и перерождения. В мумиях фараонов сердце заменяли статуэткой скарабея. На берегу Священного озера стоит статуя скарабея, высеченного из черно-красного гранита. По поверьям, если обойти ее семь раз, все желания сбудутся, но только благородные и страстные желания. А по мелочам Хепри лучше не беспокоить; все может случиться ровно наоборот.
  • Считается, что когда-то по обеим сторонам Дороги сфинксов ее охраняли 1350 их изображений с телом льва и головой барана — священных животных Амона-Ра. Раскопано около 900 фигур, а совсем недавно было найдено еще 12 немного в стороне от Дороги. У этих сфинксов головы снесены, а на постаментах выбито имя Нектанеба I, основателя последней династии фараонов, умершего в 362 г. до н. э.

Британника

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Поиск в Британике

Музыка 101: правда или вымысел?

5 захватывающих сражений африканской колониальной эпохи

Что привело к террору во Франции?

Карнакский храм: 7 путей для изучения

 

Название

Карнакский храм немного неправильное, потому что этот религиозный комплекс, уступающий по размерам только Ангкор-Вату в Камбодже, состоит из нескольких храмов и построек. Карнак — это метафорический универмаг древней египетской религии и истории со строениями, построенными более 2000 лет назад.

 

Прибытие в Карнакский храм
Карнак, вид с воздуха, Wikimedia Commons

 

Когда вы впервые прибудете в Карнак, вы пройдете через центр для посетителей с большой диорамой всего комплекса, демонстрирующей его масштабы. Вы даже можете почувствовать это до прибытия, посетив Digital Karnak.

 

Тем не менее, большинство экскурсий с гидом позволяют вам лишь быстро добраться до впечатляющего гипостильного зала Карнакского храма. Это примерно 50 000 квадратных футов (5000 квадратных метров) и имеет 134 массивных колонны, некоторые из которых достигают 21 метра в высоту. Хотя его строительство было впервые начато Хатшепсут, большую часть работ выполнили Сети I и его сын Рамсес II. Зал выдержал разрушительное воздействие времени до 189 г.9, когда землетрясение разрушило 12 колонн.

Они были реконструированы французским археологом Жоржем Легреном, что положило начало более чем столетию удивительных открытий на этом месте, которые продолжаются и по сей день.

 

Гипостильный зал Карнака, фотография Кэлин Стэн, через Unsplash

 

Посещение гипостильного зала захватывает дух и вызывает новое восхищение инженерными подвигами древних египтян. Однако, если вы будете придерживаться проторенной туристической тропы, вы упустите гораздо больше интересных аспектов этого храма. Давайте узнаем о некоторых необычных частях этой структуры, которые стоит изучить.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

1. Храм Хонсу
Итифаллическое божество льва, храм Хонсу, через flickr/kairoinfo4u

 

Египетские божества обычно организовывались в триады или семейные группы отца, матери и ребенка. Главный храм в Карнаке был посвящен поклонению Амону-Ра, но меньшие храмы были посвящены его жене Мут и сыну Хонсу. В то время как Храм Мут все еще находится в стадии раскопок и закрыт для посетителей, Храм Хонсу стоит посетить. Это не только один из наиболее хорошо сохранившихся храмов Нового Царства, но и реставраторы недавно очистили его цветные рельефы.

 

Изучение его внутренних помещений даст вам хорошее представление о буйно ярком и красочном внешнем виде, который изначально был у египетских храмов, в отличие от довольно тусклого загара, который многие из них теперь имеют из-за выцветшей и отслоившейся штукатурки и краски. Охранники храма, скорее всего, отведут вас в одну из комнат, чтобы увидеть изношенный фаллос божества; эти охранники поощряют мужчин тереть его, чтобы «завести детей».

2. Ботанический сад Тутмоса III
Ботанический сад Тутмоса III, через Wikimedia Commons

 

Поскольку он расположен в конце главной оси храма, так называемый Ботанический сад Тутмоса III не принимает столько посетителей, сколько того требует этот уникальный образец египетского искусства. Тутмоса III сравнивают с Наполеоном Бонапартом как из-за его невысокого роста, так и из-за имперских амбиций. Но также, как и в «Описании Египта » Наполеона (1809 г.), в котором в мельчайших деталях задокументирована и каталогизирована культура и окружающая среда Египта, Тутмос III вырезал на стенах экзотические растения и животных, с которыми он столкнулся во время своих военных кампаний в Западной Азии. его храм.

 

3. Внешний вид храма

 

Посещение внутренних частей Карнакского храма даст вам представление о сооружении, которое было доступно только священникам и членам королевской семьи и было посвящено религиозным ритуалам. Если вы хотите получить представление об опыте простолюдинов, вам нужно обойти храм снаружи.

 

На южной стороне главной оси храма первоначально были изображены сцены знаменитой битвы при Кадеше, где Рамсес II предположительно победил хеттов. В то время как большинство ученых считают, что битва была в лучшем случае ничьей, Рамсес II, похоже, передумал и вырезал тексты, описывающие 15 лет военных сражений, поверх них.

 

Сети I, поражающий врагов, из блога Egypt Center Collection

 

На северной стороне главной оси храма изображены сцены многочисленных сражений Сети I в Западной Азии и побежденные правители, приносящие ему дань.

 

Часовня для слуха через Digital Karnak

 

Самой священной частью любого египетского храма была его задняя часть, где обычно располагался храм бога. Только первосвященники и короли могли входить в эту комнату и ежедневно встречаться лицом к лицу с божеством. Однако простолюдины имели доступ к Амон-Ра, главному божеству Карнака, через Часовню Слышащего Уха, которая примыкала к задней части храма сразу за Ботаническим садом. Они оставляли стелу с ушами, надеясь, что бог по ту сторону стены услышит их мольбы, будь то о хорошем здоровье, успехе в судебном деле или о другой личной проблеме, от которой они страдали.

 

4. Музей под открытым небом
Девятый пилон демонтирован через Digital Karnak

 

Когда вы посетите Карнакский храм, вы можете заметить, что один или несколько из десяти пилонов на двух осях, составляющих главный храм, находятся в полуразобранном состоянии. Археологи обнаружили, что вместо того, чтобы использовать новые камни для заполнения пилонов, короли демонтировали конструкции своих предшественников и повторно использовали их для заполнения пилонов.

 

Рельефы из Белой часовни Сенусерта I, через Digital Karnak

 

Поскольку они были обнаружены заново, в некоторых случаях археологам удалось реконструировать и восстановить первоначальные постройки, и они были установлены в Музее под открытым небом, для которого требуется отдельный билет. Белая часовня Сенусерета I, мало посещаемая, представляет собой архитектурный шедевр Среднего царства, украшенный тонко выточенными иероглифами, а Красная часовня Хатшепсут — гранитный шедевр, проливающий свет на одну из немногих женщин-фараонов.

 

5. Священное озеро
Священное озеро, через Цифровой Карнак

 

Если вы проведете много времени в Карнаке, в какой-то момент вам захочется сделать перерыв и присесть. Лучше всего это сделать в кафе рядом со священным озером. Хотя здесь подают только напитки, если вы организуете свой визит через туроператора, вы можете попросить его доставить вам обед, чтобы насладиться, пока вы смотрите на воды, где во время ритуалов плавали священные барки божеств. В противном случае эти барки покоились в часовнях, таких как Белая и Красная часовни, упомянутые выше.

 

Неподалеку вы увидите туристов, которых семь раз обводят вокруг гигантской священной статуи скарабея в рамках придуманного ритуала, который, как они утверждают, принесет удачу.

 

Туристы послушно кружат вокруг статуи скарабея, через Wikimedia Commons

 

Выше перечислены некоторые моменты, которые упускают из виду большинство людей, но этот список далеко не исчерпывающий. Я нахожу забавным просто бродить и смотреть, что я открываю. Каждый раз, когда я иду, я нахожу что-то новое. Но ваше исследование Карнакского храма не обязательно должно останавливаться на территории самого храма. Читайте дальше, чтобы узнать больше об остановках, связанных с Карнаком, которые не видит большинство туристов.

 

6. Аллея Баранов
Бараны перед десятым пилоном Карнака, фотография Паскаля Себа, ок. 1875 г., через Wellcome Collection, Лондон

 

В 1949 году египетский археолог Мохаммед Закария Гонейм обнаружил начало аллеи бараньих голов сфинксов, баранов и сфинксов в Луксорском храме. Со временем различные археологи продолжали раскопки и обнаружили 1057, которые проходят вдоль дороги вплоть до десятого пилона Карнака.

 

 

В ноябре 2021 года он был официально вновь открыт для пешеходов в рамках грандиозной хореографической церемонии. Теперь вы можете проследить шаги, по которым шли древние жрецы Амона-Ра, когда они демонстрировали его ладью из Карнакского храма на шумном публичном мероприятии, напоминающем вирусный танец с гробами. Это приятная прогулка ближе к вечеру в зимние месяцы, но вы, возможно, захотите приберечь ее для вечера летом.

 

7. Луксорский музей
Статуя писца Аменхотепа, сына Хапу, около 1390–1352 гг. до н. э., Wikimedia Commons

 

После целого дня в Карнаке вам захочется остыть. Поездка в музей Луксора, оборудованный кондиционерами и открытый по вечерам, — хороший способ сделать это. Это необходимая остановка, если вы хотите получить полное представление о сокровищах Карнакского храма.

 

После восстановления колонн гипостильного зала французский археолог Легрен обнаружил массивный тайник из примерно 20 000 каменных и бронзовых статуй, статуэток, стел, амулетов и других артефактов, ранее использовавшихся в храмовых ритуалах и в качестве подношений по обету. Подобно монументам, которые использовались для заполнения пилонов, египтяне не просто уничтожили их, но и закопали, вероятно, в период Птолемеев. Легрену потребовалось несколько лет, чтобы раскопать тайник, пока уровень грунтовых вод не помешал дальнейшему удалению, и он отправил всю партию в Каир на поезде из десяти вагонов и двух лодках, которым нужно было совершить 2-3 рейса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *