Самый большой шторм: В Сочи прошел самый сильный шторм за десять лет

Каким был сильнейший шторм в Крыму

Недавнее волнение, которое остановило паромную переправу, напугало владельцев маломерных судов и впечатлило переселенцев с материка, на самом деле было весьма умеренным. Оно сильно уступало шторму 2007 года, и уж тем более — эпической буре 1969 года. Вот

11.12.2016 в 10:40 Автор: Татьяна Никитина

Шторм, обрушившийся на Сочи в начале декабря этого года, бушевал двое суток. Стихия смогла преодолеть берегозащитные сооружения и обрушилась на придомовые территории и детские площадки, затопил первые этажи гостиниц. Ураганный ветер с порывами до 30 метров в секунду валил деревья, срывал кровли, ломал различные конструкции и электросети. В течение одного дня в городе было повалено порядка 160 деревьев.

Таким в декабре 2016 года был шторм в Севастополе:

11 ноября 2007 года Крым накрыла стихия — сильнейший шторм, вызванный пришедшим с Балкан ураганом «Кирилл».

Он разломал пополам танкер с мазутом Волгонефть-139 в Керченском проливе. В результате носовая часть танкера осталась стоять на якоре, а кормовую вместе с 13 членами экипажа унесло на мель. В тот же день жертвами шторма в Керченском проливе стали судно «Вольногорск» с 2 тысячами тонн серы на борту и сухогруз «Нахичевань» с 4 тысячами тонн серы. Пострадали члены экипажа.

Этот шторм «встряхнул» весь полуостров. На мысе Меганом в районе Судака выбросило на берег теплоход «Вера Волошина». В Севастополе в бухте Казачьей затонуло судно «Измаил», которое перевозило металлолом из Мариуполя в Сирию. В центре Симферополя некоторые улицы с утра были заблокированы упавшими деревьями, на один из троллейбусов упал тополь. Ялта на несколько часов осталась без света и мобильной связи.

В тот день скорость ветра дошла до 25 м/сек и продержалась в течение суток.

Но и эта буря — лишь бледная тень мощнейшего 9-балльного шторма, память о котором еще хранят ныне живущие крымчане. Он начался зимой 1969 года и продолжался больше недели. Теплоходы, стоявшие на стапелях на причале в Ялте, тогда сбросило в море. Повалились портальные краны, рельсы с вырванными глыбами гидробетона изогнулись и спутались. Перепуганный дежурный смотритель маяка на молу при входе в порт Ялты не успел сойти на берег и обреченно ждал своей участи (маяк все же устоял). Теплоходы срывались с якорей и швартовых, бились о пристани и друг о друга, тонули. Парапет набережной потрескался, фонари разлетелись, деревья и кусты согнулись под тяжестью намерзших кусков льда. Южный берег Крыма настигла катастрофа.

© ТАСС

© «Ялта Советская»

Спокойствие Черного моря обманчиво. Природа никогда не предупреждает нас о нападении, поэтому нам остается лишь с  достоинством проживать мирные дни нашей жизни.

Читайте также

19.07.2023 в 10:05

Власти Крыма устраняют последствия атаки беспилотниками

КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ ШТОРМ НА КАСПИИ | Наука и жизнь

Строительство морского основания нефтепромысла Нефтяные камни. Работает краново-монтажное судно «Азербайджан».

Нефтепромысел Нефтяные Камни — это целый рукотворный город. На фото: водоочистная станция.

Разрушенная штормом эстакада.

Для восстановления эстакад использовалась специальная техника.

Открыть в полном размере

С интересом прочитал статью «Большая нефть Каспия» об обнаруженных недавно фантастических нефтяных запасах на шельфе Каспийского моря (см. «Наука и жизнь» № 12, 2002 г.). Она заставила меня вспомнить свои молодые годы, когда в числе тысяч других строителей и нефтяников я возводил первые гидротехнические сооружения в местах морских нефтяных месторождений на акватории Каспийского моря. Было это в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Трудностей и лишений хватало с лихвой. Но мне почему-то больше всего врезалось в память, как нас испытывала на прочность сама «царица природа».

Зимой 1953 года нефтепромысел пережил разрушительное ледовое нашествие (мои короткие воспоминания об этом событии опубликованы в журнале «Наука и жизнь» № 6, 2002 г. ). Каспий — самое бурное из всех морей, омывающих Россию. Вытянутое с севера на юг почти на 990 километров, оно постоянно продувается вдоль восточного побережья сильным норд-остом. Шторма здесь — дело обычное. Но я хочу рассказать о шторме невиданной силы, случившемся почти полвека назад. Нефтяники помнят о нем до сих пор.

Строительство гидротехнических сооружений на акватории Каспийского моря началось в 1947 году. Стальные основания, эстакады, приэстакадные площадки нефтепромыслов проектировали специалисты бакинского института «Гипроморнефть». Для расчетов им в первую очередь нужно было знать высоту морских волн при сильных штормах. Единственным нормативным документом на этот счет в то время была «Лоция Каспийского моря», в которой говорилось, что высота волн у берега достигает 4 метров. Исходя из этого, сооружения нефтепромыслов поднимали на высоту 6,5 метра. В первые годы разработки шельфа такой высоты хватало, но, когда глубина моря, где шло строительство, достигла 8-9 метров, штормы стали заливать эстакады и площадки.

Срочно понадобился новый нормативный документ, увязывающий верхнюю отметку настилов с глубиной моря. Его разработка была поручена Институту океанографии. В 1956 году бригада его научных сотрудников начала вести постоянное наблюдение за волнением моря. Для обследований был выбран открытый со всех сторон морским ветрам эстакадный промысел Нефтяные камни в 100 километрах от Апшеронского полуострова. На сваях эстакад и площадок ученые установили волномерные рейки и самописцы, ведущие запись в автоматическом режиме. За 6 месяцев бригада записала параметры нескольких больших штормов. И тут случился тот самый незабываемый шторм, приведший к человеческим жертвам, огромным разрушениям и потере самописцев.

Было это 15 сентября 1956 года. С утра подул северный ветер, скорость его быстро возрастала и через 2 часа достигла 35 м/с с порывами до 40 м/с. На суше ветер подобной силы срывает крыши домов, вырывает с корнем деревья, разрушает ЛЭП, а на море разгоняет мощную волну. Сила шторма достигла 12 баллов по шкале Бофорта. Ветер дул непрерывно более двух суток. Гигантские волны, обрушившиеся на нефтепромысел, уничтожили около 4 километров морских эстакад, восемь приэстакадных площадок, из которых шесть давали нефть уже в постоянном режиме. Пострадало и морское основание. Но самый трагический итог небывалого шторма — гибель 22 нефтяников.

В этот день была запланирована смена буровых бригад. Промысловый катер со сменщиками попытался пришвартоваться к основанию нефтепромысла, но на море уже началось сильное волнение, и катер ушел в бухту. Сменную бригаду пересадили на буксировщик, но и он не смог пришвартоваться. С наступлением сумерек бригада, оставшаяся наедине со стихией, начала подавать сигналы о помощи, зажигая доски настила. Так продолжалось до полуночи, а на рассвете нефтяники жилпоселка № 1, расположенного всего в 500 метрах от этого места, увидели лишь бушующие волны — эстакада была смыта. Поселок, состоящий из шести двухэтажных сборных домов на 90 человек каждый, выдержал напор стихии благодаря тому, что глубина моря под его площадкой была гораздо меньше — всего-навсего 6 метров.

Кроме того, с севера его защищала естественная каменная гряда.

Когда начался шторм, нефтяники, находившиеся на шести действующих площадках, успели пешком и на машинах выбраться из опасной зоны в центральную часть нефтепромысла. Из двух оставшихся бригад, буривших скважины, одна погибла вместе с площадкой, а другая чудом уцелела.

Почувствовав опасность, бригадир второй бригады остановил бурение и повел людей к центру нефтепромысла. Через 500 метров обнаружилось, что дальше дороги нет — эстакада разрушена. Бригада вернулась на площадку, но все понимали, что она не сможет устоять под напором волн. Тогда бригадир принял смелое и, как потом оказалось, единственно верное решение. Он провел людей по эстакаде вперед еще на 100 метров и уложил всех на настил. Буровики лежали, плотно прижавшись друг к другу. На утро следующего дня их обнаружило буксирное судно.

Спасательная операция проходила так. Буксировщик подошел носом к эстакаде и бросил терпящим бедствие линь с привязанной к нему веревочной лестницей. Замерзшие и обессиленные нефтяники все же смогли надеть конец лестницы на сваю и укрепить ее тросом. Другой конец опустили в море у носа судна. Волны и ветер сносили его в сторону, но капитан, умело работая винтами, вновь и вновь приближал нос корабля к эстакаде. Надев спасательные круги, заброшенные на эстакаду со спасательного судна, люди по одному спускались по веревочной лестнице в воду. У борта судна моряки подхватывали их баграми, поднимали на палубу и сразу уводили в теплый трюм. Последним с эстакады сняли бригадира. Так были спасены семь человек.

Правительственная комиссия, прибывшая на место трагедии, сразу встретилась с героем-бригадиром. На вопрос, как он решился увести людей от центральной части нефтепромысла, тот ответил, что такое решение ему подсказал опыт. Много раз наблюдая за волнением моря во время штормов, бригадир подметил, что высота волн слева от площадки всегда заметно меньше, чем справа, потому что там на значительной акватории морское дно приподнято. Туда он и увел людей, чем спас и себя и всю бригаду.

Жаль, не помню его имени, почти полвека прошло!

Записи самописцев, фиксирующие шторм, дали очень важные результаты. На их основании высота настила на строящихся сооружениях была поднята до отметки 11,6 метра над уровнем спокойной воды. Но двух самописцев ученые не досчитались: они утонули во время шторма. Водолазы попытались достать «черные ящики» со дна, но отыскать их среди искореженных конструкций площадки было так же трудно, как иголку в стоге сена.

Восстановительные работы шли очень быстро, и уже через полгода объем добычи нефти достиг запланированного уровня. Сегодня на Нефтяных камнях, где в 1949 году из воды едва выступал крошечный островок суши, вырос огромный остров из насыпного грунта, огражденный по периметру бетонными блоками. Ему не страшны никакие штормы. На нефтепромысле построено несколько девятиэтажных домов с магазинами, кинотеатром, больницей. Самой первой скважины, пробуренной в 1949 году знаменитым мастером Героем Социалистического Труда Михаилом Каверочкиным, уже нет — она заглушена. Но стоит и будет стоять памятный камень в честь 22 героев-нефтяников, погибших во время катастрофического шторма в сентябре 1956 года.


тайфун Haiyan самый большой, поскольку тропические штормы в мире набирают силу | Тайфун Haiyan

Когда тайфун Haiyan, известный на Филиппинах как Yolanda, обрушился на острова Самар и Лейте в 4:40 утра, набрав скорость на 900-мильной трассе через Тихий океан, центр предупреждения ВМС США JTWC в Гонолулу подсчитал, что скорость его ветра достигает 380 км/ч.

Это сделает его четвертым по интенсивности тропическим циклоном из когда-либо зарегистрированных и, возможно, самым сильным из когда-либо обрушившихся на сушу. Для сравнения, шторм Сент-Джуд, обрушившийся на юг Англии в прошлом месяце, имел порывы ветра до 99 миль в час.

В то время как филиппинские общины подсчитывали ущерб от наводнения и ветра, нанесенный на пути шторма шириной 25 миль, метеорологи подвергли сомнению заявления о том, что Хайян был самым сильным из когда-либо обрушившихся на сушу. «Все, что мы можем сказать на данном этапе, — возможно. Оценки силы ветра и центрального давления — это всего лишь оценки, хотя и основанные на хорошо зарекомендовавших себя спутниковых методах, разработанных в течение десятилетий. Без наземных наблюдений прямо в центре трека мы никогда не сможем быть полностью уверены», — сказал Джулиан Хеминг, специалист по предсказанию тропиков из Метеорологического бюро.

Хайян является третьим «супертайфуном» категории 5, обрушившимся на Филиппины с 2010 года. «В 2010 году скорость ветра Меги достигла пика в 180 миль в час, но погибло только 35 человек и был нанесен ущерб в размере 276 миллионов долларов. в то время», — сказал в своем ежедневном блоге Джефф Мастерс, директор отдела метеорологии американской Weather Underground.

По данным филиппинского правительства, тайфуны в этом районе усиливаются. «Угрожающе филиппинские тайфуны становятся все сильнее и сильнее, особенно с 90 с», — сказал Ромуло Вирола, глава государственного статистического управления. «С 1947 по 1960 год самым сильным тайфуном, обрушившимся на нас, был Эми в декабре 1951 года, когда самая высокая скорость ветра была зафиксирована в Себу — 240 км/ч. С 1961 по 1980 год Сенинг был рекордсменом с максимальной скоростью ветра 275 км/ч в октябре 1970 года. В течение следующих 20 лет самая высокая скорость ветра была зарегистрирована Андингом и Розингом – 260 км/ч. В текущем тысячелетии самая высокая скорость ветра достигла 320 км/ч, зафиксированных Reming в ноябре-декабре 2006 года. Если это связано с изменением климата, нам лучше быть готовыми к еще более сильным изменениям в будущем».0003

Неуклонное потепление океанов, вероятно, приведет к меньшему количеству, но более сильным тропическим тайфунам, заявили ученые из межправительственной группы экспертов по изменению климата в специальном отчете об экстремальных климатических явлениях в этом году. «Средняя максимальная скорость ветра тропических циклонов, вероятно, увеличится, но глобальная частота тропических циклонов, вероятно, уменьшится или останется неизменной», — говорится в сообщении.

Рекордные семь тайфунов обрушились на западную часть Тихого океана в октябре, побив предыдущий рекорд в шесть за 1989. Почти треть тропических штормов в мире формируются в западной части Тихого океана, и многие из них направляются прямо на запад к Филиппинскому архипелагу, первому крупному массиву суши, с которым они сталкиваются. В обычный сезон бывает всего три-четыре тайфуна.

В других регионах также наблюдаются одни из самых сильных штормов за последние годы. В прошлом месяце циклон Файлин, скорость которого достигала 260 км/ч, вынудил 500 000 человек в индийских штатах Орисса и Андхра-Прадеш покинуть свои дома. Сезон ураганов в Атлантике был одним из самых тихих за всю историю наблюдений в 2013 году, но в сентябре ураган Мануэль стал одним из самых сильных в истории Мексики, причинив ущерб на 4 миллиарда долларов.

Ранее в этом году Всемирная метеорологическая организация подсчитала, что тропические циклоны унесли жизни почти 170 000 человек в 2000-2010 годах и затронули более 250 миллионов человек, причинив экономический ущерб в размере 380 миллиардов долларов.

Ожидается, что тайфун Хайян, пронесшийся по Филиппинам, переместится в Южно-Китайское море и в конечном итоге обрушится на Вьетнам и Лаос. «Как только Хайян выйдет в Южно-Китайское море, он будет неуклонно распадаться из-за более холодных вод и более сильного сдвига ветра. Тем не менее, это будет грозный тайфун категории 1 или 2, когда он обрушится на Вьетнам и Лаос, и я ожидаю, что 12 или более дюймов дождя, которые шторм обрушит на эти страны, сделают его пятеркой самых дорогих стихийных бедствий в их истории», — сказал Мастерс.

Ураган «Патрисия»: почему это самый сильный шторм в истории

Ураган «Патрисия» — теперь самый сильный ураган из когда-либо зарегистрированных — удивил метеорологов, поскольку в течение дня он превратился из заурядного тропического шторма в монстра с устойчивыми ветрами со скоростью до 200 миль в час. Теперь метеорологи указывают на повышение температуры моря из-за Эль-Ниньо и глобального потепления, чтобы объяснить, как шторм застал их врасплох.

«Все наши модели показали, что он станет довольно сильным ураганом, но ни одна из них не приблизилась к тому, что было фактически измерено», — сказал Керри Эмануэль, профессор атмосферных наук в Массачусетском технологическом институте. «Мы будем долго ломать голову над этой бурей».

По данным Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA) в последние месяцы температура поверхности Тихого океана повысилась из-за Эль-Ниньо — климатического явления, влияющего на погодные условия во всем мире, — на целых 7ºF (4ºC). Эффект Эль-Ниньо следует за десятилетиями повышения температуры воды из-за глобального потепления. В отчете Межправительственной группы экспертов по изменению климата говорится, что верхние 200 метров мирового океана потеплели примерно на 4% в период с 19 по 2019 год.71 и 2010.

Более теплая вода увеличивает силу штормов, вызывая испарение океанской воды. Увеличение количества водяного пара в воздухе создает своего рода топливо, которое позволяет бурям расти и перемещаться.

Подробнее : Посмотрите, какой будет зима там, где вы живете

По словам Эмануэля, местонахождение шторма также могло сыграть ключевую роль в том, что оно стало таким сильным. В каждом районе океана есть «предел скорости», который штормовые ветры не могут превысить из-за ряда факторов, связанных с физикой, и этот шторм развился в районе тропической восточной части Тихого океана с особенно высоким пределом скорости. В других районах такой сильный шторм был бы невозможен. «Существует ограничение скорости ураганного ветра, которое варьируется от места к месту и время от времени», — сказал Эмануэль. «Очень немногие штормы делают это. Патрисия как раз на этом ограничении скорости».

Хотя эксперты могут постфактум объяснить, как шторм стал таким сильным, они говорят, что прогнозы штормов еще нуждаются в доработке. Существующие модели не очень хороши в прогнозировании того, как и когда усилится шторм. В этом случае самые сильные ветры распространяются только на 15 миль или около того вокруг глаза шторма, что затрудняет определение силы устройствами в океане.

В будущем жителей тропиков стоит ожидать более частых ураганов такого масштаба. Ни один отдельный шторм не вызван исключительно изменением климата, но эксперты предупреждают, что частота таких крупномасштабных штормов, вероятно, возрастет из-за продолжающегося потепления в будущем. В этом году в Северном полушарии уже произошло 22 урагана категории 4 или 5, что побило предыдущий рекорд в 18 за 19 лет.97 и 2004. Большинство этих штормов избегали США, а вместо этого уходили в море. Вильма, обрушившаяся на сушу в 2005 году, была последним крупным ураганом, обрушившимся на США.

Масштабы разрушений, вызванных ураганом, будут зависеть от того, на какое сообщество он обрушится на западном побережье Мексики, но эксперты говорят, что сообществам следует ожидать 10-15-футовых штормовых нагонов, наводнений и оползней. Популярные туристические точки, такие как Пуэрто-Валларта, входят в число районов, находящихся под угрозой, из которых началась эвакуация. Тайфун Хайян, шторм сопоставимого размера, привел к гибели более 6000 человек, когда он обрушился на Филиппины в 2013 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *