Учёные побоялись вскрывать саркофаг фараона Аменхотепа I, но нашли другой способ заглянуть внутрь
Что за саркофаг
Недавно он обрёл уже третье «место жительства». Сейчас хранится в Каирском музее, а найден был в 1881 году в тайнике, то есть не в Долине царей, где полагалось хоронить божественных правителей, а в таком месте, которое не сразу и найдёшь. Вот, к примеру, как выглядит вход.
Вход в древнеегипетский погребальный комплекс DB-320 в Фиванском некрополе. Фото © Wikipedia
Учёные установили, что это на самом деле была могила верховного жреца (что-то вроде патриарха) и он жил и служил высшим силам в Х столетии до нашей эры, то есть спустя добрых 500 лет после лежавшего в найденном гробу Аменхотепа I. Более того, вместе с ним в этой нецарской гробнице лежали ещё десятки царских мумий, в том числе отец Аменхотепа I — Яхмос I (основатель династии), четыре Рамзеса и знаменитая «кричащая мумия» царевича Пентаура, одного из заказчиков убийства его собственного отца Рамзеса III. Да, ещё рядом с Аменхотепом был саркофаг его жены — пустой. Где мумия, неизвестно.
Так вот, по мнению египтологов, дело в том, что как раз в Х веке до нашей эры страна была раздроблена и, как следствие, постоянно подвергалась набегам. Египтяне боялись, что царские захоронения разграбят или вовсе уничтожат, и спрятали всех, кого могли, в малозаметную могилу верховного жреца.
Сейчас пытаются установить, где изначально был погребён этот фараон. Есть две версии. Согласно основной, это KV39 — одна из гробниц среди скал в Долине царей, неподалёку от посёлка, где жили и работали ремесленники — строители захоронений и изготовители заупокойной атрибутики. Считается, что посёлок этот как раз и основал Аменхотеп I. И второй вариант — гробница ANB, найденная знаменитым Ховардом Картером, одним из главных участников вскрытия могилы Тутанхамона.
Почему не стали вскрывать
На самом деле, египтологи уверяют, что вовсе не опасаются никаких «проклятий», а просто не хотят повредить великолепно сохранившуюся мумию. Особо отмечают хрупкую и изящную посмертную маску из многослойного льняного полотна, укреплённого гипсом. В любом случае впервые в истории на мумию фараона удалось посмотреть без снятия бинтов и маски — с помощью компьютерной томографии.
Что увидели учёные
Скелет мужчины ростом в 169 сантиметров. Полагают, что на момент смерти ему было лет 35, и это немного меньше, чем до этого считали историки. Было мнение, что он дожил примерно до сорока. У него были очень хорошие зубы, на верхней челюсти они слегка выдаются вперёд. Узкий небольшой нос, узкий подбородок, волосы вьющиеся — так же, как у его отца Яхмоса I.
Полученное с помощью компьютерной томографии изображение черепа фараона Аменхотепа I. Фото © Frontiers in Medicine
Похоже, саркофаг всё же не избежал варварского налёта расхитителей. Учёные видят повреждения, которые вряд ли могли нанести те люди, которые спрятали мумию в тайник. Это по всем признакам были жрецы, и на останках заметны следы тщательной и благоговейной «починки». Вот, например: обратите внимание, как лежат руки. Царям их принято было складывать на груди. Та рука, которая согнута в локте, вывихнута. А у той, которая лежит вдоль тела, сломаны два пальца. Большой стрелкой показано, куда провалились фаланги. А маленькая указывает на булавку: похоже, жрецы не стали даже пытаться вернуть руки в подобающую позицию и решили зафиксировать их хотя бы так, как есть.
Полученное с помощью компьютерной томографии изображение останков фараона Аменхотепа I. Фото © Frontiers in Medicine
Но при этом интересно то, что в саркофаге лежит золотой пояс. То есть грабители скелет искалечили, а драгоценное украшение не сняли? С другой стороны, может быть, это реставраторы положили.
И ещё одна примечательная подробность: в теле оставлены не только сердце, но и мозг. По поводу сердца это широко известная традиция древних египтян: они верили, что в загробном путешествии оно подскажет дорогу к свету. А вот мозг считали совершенно бесполезным и обычно абсолютно бесцеремонно выливали. Многие внутренние органы бережно извлекали, сохраняли в специальных сосудах и клали рядом с телом. Но мозг просто выбрасывали.
Состояние останков не позволяет понять причину смерти. Такое впечатление, что человек умер во вполне добром здравии. Ни признаков патологий, ни следов убийства. Все увечья — явно посмертные.
Кто был Аменхотеп I
Это имя означает «Амон доволен». Или «умиротворён». В общем, рад. К слову, этот древнеегипетский бог был олицетворением бескрайнего космоса. Позже его объединили с богом Солнца Ра — и получился культ Амона-Ра: живительного Солнца посреди холодной черноты пространства.
Мумия Аменхотепа I с погребальной маской в саркофаге. Фотография из книги Эллиота Смита «Царские мумии» (1912). Фото © Wikipedia
Аменхотеп I правил Египтом три с половиной тысячи лет назад — с 1525 по 1504 год до нашей эры. Больше 20 лет. Правил, судя по всему, успешно и благополучно, возглавлял военные походы и лично участвовал в сражениях, о чём есть письменные упоминания. «Его Величество сразил того нубийского кочевника посреди его воинов», — писал участник похода в Нубию. Вёл масштабное строительство храмов Амона.
Судя по всему, омрачает эту биографию только одно: по неясным причинам не было детей. После него трон занял его сводный брат — сын отца от другой жены. Он стал фараоном Тутмосом I. Вообще, эпоха XVIII династии египетских фараонов — время наивысшего расцвета этого древнего государства.
А через несколько поколений в этом роду случился легендарный конфликт отцов и детей. Сначала Аменхотеп III поклонялся Амону и заодно объявил себя видимым воплощением Солнца. Потом эту мысль развил его сын, наречённый при рождении Аменхотепом IV. Когда он подрос и пришёл к власти, он отрёкся от этого имени и объявил себя Эхнатоном — «полезным для Атона», а Атон — это бог, олицетворяющий солнечный диск. Этот правитель устроил великую религиозную реформу. Все остальные божества он оставил в тени светлого Атона. Есть даже мнение, что Эхнатон был основоположником монотеизма — веры в единого Бога. Но потом судьба бумерангом вернула ему попранные идеи отца: его собственный сын ТутанхАТОН точно так же отказался от данного ему имени и заявил, что он — ТутанхАМОН, что он не желает считать Эхнатона отцом, перечёркивает все его реформы, возвращает на место культ Амона, а самым родным человеком объявляет своего дедушку — Аменхотепа III.
О «проклятии фараонов»
На самом деле получается, что это продукт напористой журналистской деятельности: больше всего страхов нагнал специальный корреспондент Daily Mail, археолог и — надо признать — знаток древнеегипетской мифологии Артур Вейгалл. Именно после его статей с удачно сопоставленными фактами и острой приправой в виде пугающих легенд вскрытие гробницы Тутанхамона в 1922 году и стали воспринимать как проникновение в запретную зону, за которое жестоко мстят таинственные силы.
Аменхотеп I. Фото © Wikipedia
По поводу фактов. Среди них можно упомянуть, к примеру, следующие:
- Один из главных участников вскрытия, собиратель древностей Джордж Карнавон умер в апреле 1923 года от болезни лёгких.
- Его брат Обри Герберт умер в сентябре 1923 года от заражения крови после операции.
- Побывавший в гробнице финансист Джордж Гоулд скоропостижно умер в мае 1923 года от пневмонии.
- Участник исследований, рентгенолог Арчибальд Дуглас-Рейд умер в январе 1924 года от некой не совсем ясной болезни.
- Египетский принц Али Камель Фахми Бей (присутствовал на вскрытии) застрелен своей женой в июле 1923 года.
- Археолог Артур Мейс (участвовал) жаловался на ухудшение здоровья и умер в 1928 году.
Было в общей сложности два десятка смертей, которые так или иначе считали следствием «проклятия». Самое интересное, что главный популяризатор этих ужасов Артур Вейгалл скончался в 1934 году после некой лихорадки и тоже пополнил список мифических жертв.
Настольная игра со смертью, 50 саркофагов и таинственная жена фараона. Что ещё раскопали в египетском некрополе — видео
Адель Романенкова
- Статьи
- Древний Египет
- фараон
- гробницы
- Археология
- Наука и Технологии
Комментариев: 0
Для комментирования авторизуйтесь!
В Египте обнаружили саркофаг казначея фараона Рамзеса II
https://ria. ru/20221006/sarkofag-1822054257.html
В Египте обнаружили саркофаг казначея фараона Рамзеса II
В Египте обнаружили саркофаг казначея фараона Рамзеса II — РИА Новости, 06.10.2022
В Египте обнаружили саркофаг казначея фараона Рамзеса II
Археолог Ола Эль-Агизи обнаружила гранитный саркофаг казначея Рамзеса II Птах-М-Виа, пишет Artnet. Находка была сделана в некрополе Саккара, расположенном в 20… РИА Новости, 06.10.2022
2022-10-06T18:44
2022-10-06T18:44
2022-10-06T18:44
культура
новости культуры
египет
археология
древний египет
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/05/1821700916_0:14:640:374_1920x0_80_0_0_1f06a5c9a81495f15259b84be4df4eab.jpg
МОСКВА, 6 окт — РИА Новости. Археолог Ола Эль-Агизи обнаружила гранитный саркофаг казначея Рамзеса II Птах-М-Виа, пишет Artnet. Находка была сделана в некрополе Саккара, расположенном в 20 милях (32 километрах) от Каира. Профессор работает на раскопках в этом районе с 2005 года. В 2021-м группа исследователей под ее управлением наткнулась на гробницу вельможи. А недавно ее команда заметила вертикальную шахту в усыпальнице. Потребовалась неделя, чтобы расчистить туннель. После этого Эль-Агизи спустилась по нему на лебедке и увидела саркофаг.Его крыша была сломана, и тела в нем не было. Но, несмотря на то, что мумия пропала, ученые все равно могут получить ценную информацию благодаря этой находке. Например, они обнаружили эмблемы богини неба Нут, которые указывают на близость Птах-М-Виа к фараону. Рамзес II правил в XIII веке до нашей эры, в период Нового Царства (1550—1069 годы до н. э.). В то время Древний Египет был на пике своего могущества.
https://ria.ru/20220923/archaeology-1819014832.html
египет
древний египет
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
2022
Елена Громова
Елена Громова
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/05/1821700916_0:0:640:480_1920x0_80_0_0_b19b4dd9c417c1b00704e390bb43603c.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Елена Громова
новости культуры, египет, археология, древний египет
Культура, Новости культуры, Египет, Археология, Древний Египет
МОСКВА, 6 окт — РИА Новости. Археолог Ола Эль-Агизи обнаружила гранитный саркофаг казначея Рамзеса II Птах-М-Виа, пишет Artnet. Находка была сделана в некрополе Саккара, расположенном в 20 милях (32 километрах) от Каира.
Профессор работает на раскопках в этом районе с 2005 года. В 2021-м группа исследователей под ее управлением наткнулась на гробницу вельможи. А недавно ее команда заметила вертикальную шахту в усыпальнице. Потребовалась неделя, чтобы расчистить туннель. После этого Эль-Агизи спустилась по нему на лебедке и увидела саркофаг.
Его крыша была сломана, и тела в нем не было. Но, несмотря на то, что мумия пропала, ученые все равно могут получить ценную информацию благодаря этой находке. Например, они обнаружили эмблемы богини неба Нут, которые указывают на близость Птах-М-Виа к фараону.
Рамзес II правил в XIII веке до нашей эры, в период Нового Царства (1550—1069 годы до н. э.). В то время Древний Египет был на пике своего могущества.
23 сентября 2022, 18:58Культура
В Праге раскопали загадочный каменный круг старше Стоунхенджа
Ящики для мумий, гробы и саркофаги, мумификация, онлайн-экспонаты, экспонаты, Музей Сперлока, Университет I
Основной целью этих контейнеров была защита трупа от падающих животных и грабителей гробниц. Они также выполняли важную религиозную роль благодаря своей форме и украшению, которые менялись и развивались на протяжении всей истории Древнего Египта. Ниже приводится очень краткое описание.
Ящики для мумий:
Ящики для мумий представляли собой ящики Нового Царства, помещавшиеся между мумией и гробом. Они были сделаны в двух стилях: ящик с крышкой, как у гроба, или ящик с дверцами сзади, которые закрывались на шнуровку. Футляры для мумий были сделаны из картона, легкого материала, сделанного из отходов папируса и льна, покрытого гипсом. Картонный материал позволил сформировать футляр близко к контуру мумии; это был также прекрасный материал для рисования. Футляры для мумий были искусно украшены различными религиозными элементами.
Гробы/Саркофаги:
Ранние гробницы считались вечным жилищем усопших, а самые ранние гробы внешне напоминали миниатюрные дома. Они были сделаны из небольших кусочков местного дерева, соединенных между собой штифтами.
В Древнем Королевстве гробы представляли собой прямоугольные ящики с плоскими крышками. Они были раскрашены и начертаны иероглифами с четырьмя важными признаками: именем и титулами умершего; список предложений еды; ложная дверь, через которую могло пройти ка; и глаза, которыми умерший мог видеть снаружи гроба. Тело было помещено в гроб на левый бок, так что его лицо было прямо на одной линии с нарисованными глазами на боку гроба.
Во времена Среднего Царства гроб считался миниатюрной гробницей, и он был украшен многими предметами, которые раньше украшали стены гробницы. Богини Исида и Нефтида были изображены как стражи у изголовья и подножия гроба. Внутренний пол гроба был расписан Нут, Исидой, Осирисом или колонной Джед (позвоночник Осириса). По бокам были изображены четыре сына Гора и другие божества. Горизонтальные надписи давали не только имя владельца и титулы, но и молитву о приношениях. Вертикальные надписи были молитвами к божествам от имени умершего.
Во времена Среднего царства появились антропоидные гробы. Это были гробы, вырезанные по контуру тела мумии и украшенные лицом и париком покойного. Они не только копировали форму мумии, но и служили заменой тел на случай, если тело мумии было потеряно или уничтожено. Со временем человекоподобные гробы украшались все большим количеством сцен и надписей.
Около 1650 г. до н. э. гробы риши были популярны в городе Фивы. Эти гробы отличались тем, что тела, изображенные на лицевой стороне, были покрыты перьями от плеч до ног. Эти перья представляли собой крылья Исиды и Нефтиды.
Во времена Нового Царства гробы и футляры для мумий можно было купить в готовом виде. После покупки имя и титулы владельца можно было заполнить пробелами, оставленными в надписях. Готовые футляры для мумий были созданы путем формования контейнера вокруг одноразовых ядер из грязи и соломы.В зависимости от периода и благосостояния человека было модно быть похороненным в одном, двух или трех разных гробах. Несколько гробов будут вложены один в другой.
«Поднимись на правый бок, поднимись на левый бок, ибо Геб откроет тебе твои слепые глаза, распрямит твои колени, и тебе будет дано твое сердце, которое ты имел от своей матери, твоего сердце, которое принадлежит твоему телу». Заклинание 169 — Книга Мертвых
Разработка египетского гроба
Главным приоритетом древнеегипетской религии была защита тела после смерти. Сохранившееся тело было одним из элементов, необходимых для превращения умершего в действенного духа,
Помимо защиты, у гроба было несколько религиозных и символических функций, которые со временем менялись. В своей ранней истории гроб считался вечным жилищем усопшего. В Древнем Королевстве прямоугольные гробы часто конструировали, чтобы имитировать углубленные ниши, связанные со сложными жилищами, обнесенными стенами.
Эта форма отражала веру в то, что умерший жил в гробнице и получал подношения от выживших членов семьи. Эти ранние гробы обычно не украшались, но в более позднем Старом царстве на них были написаны простые формулы подношения. Пара wadjet глаза и, наконец, изображение «ложной двери», нарисованное снаружи, оказывали дополнительную магическую помощь в выходе из гроба и могилы для получения подношений.В конце Древнего Царства лица, не принадлежащие к королевской семье, получили доступ к надгробным текстам, ранее предназначенным для интерьеров царских пирамид. Эти частные вариации, называемые Текстами для гробов , написаны в основном на внутренней части гробов Первого промежуточного периода и Среднего царства. Эти заклинания гарантировали, что умерший достигнет загробной жизни и продолжит там процветать. Изменился и характер загробной жизни, поскольку мертвые считались проявлением бога мертвых Осириса. Эти украшенные прямоугольные гробы были популярны до конца Среднего царства, когда их стали заменять резными, антропоидными (человеческими) гробами.
Антропоидная форма, украшенная большой парой крыльев, использовалась для королевских и некоролевских гробов во Второй промежуточный период. Этот стиль, называемый риши после арабского слова «перо», возможно, был связан с крылатыми богинями Исидой и Нефтидой, которые, как известно, помогали Осирису в его мифе о перерождении. Такие гробы также украшались головным убором, воротником и часто фальшивой бородой, что отражало осиридовский образ владельца. Королевские гробы включали в себя вариант этого украшения для Третьего промежуточного периода, как видно, например, в золотых и инкрустированных гробах Тутанхамона и гробов Пасебахэнниута, более известного как Псусеннес I.
Частные гробы развивались по собственной траектории во времена Нового Царства. Уже в 18-й династии, наряду со стилем риши , украшение частного гроба сочетало в себе антропоидную форму и черты Осирида с полосами формул подношений и текстов, популярных в Поднебесной. Ранние образцы сохранили лицо, воротник и парик Осирида, но корпус гроба был окрашен в белый цвет, а полосы, часто с текстами, пересекали крышку и продолжались на футляре гроба. Эти полосы представляли собой повязки мумии, снова связанные с мумифицированным богом мертвых. Во времена более поздней 18-й династии белый фон был заменен черным. Вероятно, это было предназначено для согласования с элементами плодородия и возрождения Осирида. В период Рамессида, Осирида, антропоидные черты остались, но солнечные элементы религии, кажется, интегрировались через переход к желтому фону. Тексты, теперь часто включающие заклинания изЭти желтые гробы использовались до начала Третьего промежуточного периода, после чего они претерпели ряд изменений в ответ на эпоху экономического кризиса. Украшение стало более простым, а картон, метод изготовления, похожий на папье-маше, часто использовался для внутреннего покрытия мумии. В 25-й династии «взвешивание сердца» и «бальзамирование Осириса» стали популярными декоративными темами, а в Поздний период гроб, сделанный из дерева или камня, с изображением слишком большого улыбающегося лица, был стилем. выбора. Наконец, в греко-римский период гробы были преобразованы за счет принятия более эллинистических черт, что означало серьезный сдвиг в традициях строительства и украшения гробов.
Из-за долгой истории гробов как части королевских и частных погребальных комплексов их развитие проливает свет на многие социальные и религиозные сдвиги. Исследования гробов традиционно были сосредоточены на изменениях, видимых в текстах и декоративных мотивах. Однако ученые начинают осознавать значение преобразований материалов и конструкций с течением времени. Эта стипендия обогащает базовое понимание гроба, который как материальный объект может свидетельствовать о социальных сдвигах в торговле, международных отношениях и экономике. Например, египтолог Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Кара Куни работала в сотрудничестве с ARCE, чтобы исследовать степень и типы повторного использования гробов в период Рамессида и третьего промежуточного периода.