Журнал Международная жизнь — Расширение прав и возможностей женщин в Королевстве Саудовская Аравия
13:41 30.03.2023 • Его Превосходительство посол Королевства Саудовская Аравия в Российской Федерации и по совместительству в Республике Беларусь господин Абдулрахман бен Сулейман Аль-АхмедКоролевство Саудовская Аравия добилось существенного прогресса в последние годы в области наделения женщин широкими правами. Это явилось следствием понимания руководством Королевства важности расширения возможностей всех членов общества, и содействия достижению ими целей «Видения Королевства 2030г.» (Видение 2030).
Коэффициент участия саудовской женщины в составе рабочей силы повысился с 32,4% в первом квартале 2021г. до 35,6% в том же квартале 2022г. Коэффициент безработицы среди саудовских женщин уменьшился с 22,3% во втором квартале 2021г. до 19,3% в том же квартале 2022 года.
Отчет Всемирного банка «Женщина, бизнес и закон» подтверждает этот значительный прогресс, достигнутый Королевством в области наделения саудовской женщины широкими правами во многих сферах.
Королевство Саудовская Аравия предприняло множество мер поддержки, касающихся наделения саудовской женщины широкими правами во всех сферах, а именно:
- Внесены поправки и издано множество нормативно-правовых актов для обеспечения равенства между мужчинами и женщинами. Одними из главных законов можно считать закон о занятости женщин, закон о проездном документе, о регистрации актов гражданского состояния, закон о гражданском состоянии, закон о социальном страховании, закон, наделяющий женщин правом получать водительские удостоверения, семейный кодекс. Эти все законы в целом представляют собой гарантии получения женщинами широких прав, в том числе профессиональных и социальных, а также семейных прав.
- Выделение средств в рамках общего государственного бюджета Королевства Саудовская Аравия на «Инициативу предоставления саудовской женщине широких прав». Посредством этой инициативы Королевство стремится к созданию всеобъемлющего и сфокусированного подхода относительно мероприятий и стратегий наделения саудовской женщины широкими правами через упрощение доступа женщины к имеющимся ресурсам с целью обеспечения роста, процветания и сокращения разрыва среди обоих полов. Королевство применит этот всеобъемлющий подход при подготовке общего государственного бюджета, начиная с бюджета на 2023г.
- Разработка и развитие сферы образования, призванные способствовать расширению прав и возможностей саудовской женщины на получение современных рабочих мест в разных областях, таких как информационно-коммуникационные технологии, сфера здравоохранения и медицинского обслуживания, сфера туризма, спорта и отдыха, финансово-экономическая сфера, сфера культуры, искусства и наследия.
- Создание комитета женщины в Совете по делам семьи, который проводит ревизию подходов и выстраивает партнерские отношения, формирует инициативы и создает программы, нацеленные на укрепление позиции женщины с наделением широкими правами в социально-экономической сфере, в области знаний.
- Управление по правам человека создало специальную комиссию по защите и укреплению прав женщин во всех областях в соответствии с международными стандартами.
- Создание Центра по поддержанию равновесия между полами, основной целью которого является внесение инициатив и разработка проектов, способствующих сокращению разрыва между обоими полами через создание тренировочных программ и предоставления управленческих, организационных и стратегических исследований, консультаций и предложений для достижения заявленной цели по сокращению гендерного разрыва в организации условий труда.
«Видение 2030» включает в себя множество обязательств, целей и инициатив, которые содействуют поддержанию женщины и предоставлению ей широких прав. К ним можно отнести повышение уровня участия женщин на рынке труда с 22% до 30%, занятие женщинами управленческих должностей, развитие возможностей поддержки труда женщин, предоставление расширенных прав женщинам для участия в спортивных мероприятиях. Женщина играет ключевую роль в осуществлении «Видения 2030г.»
Программа национальной трансформации, которая представляет собой одну из программ «Видения 2030г.», нацелена на повышение уровня участия женщины на рынке труда. Необходимо отметить, что показатель экономической активности саудовских женщин повысился с 17% в 2017г. до 35,6% в 2021г.
Королевство предприняло ряд специальных мер для ускорения равенства в различных сферах, к которым относятся:
- Запуск Министерством людских ресурсов и социального развития инициативы «Наделения женщин широкими правами», которая нацелена на повышение показателя эффективного участия женщины в государственном и частном секторах через занятие женщинами высших руководящих должностей.
- Запуск программы «курра» (зеница ока) по поддержке услуг по предоставлению приюта для детей работающей матери; программы «вусуль» (прибытие) по поддержке услуг по перевозке работающей женщины; программы «поддержки самозанятости», которая расширяет возможности увеличения дохода женщины в соответствии с ее навыками; две программы «неполный рабочий день» и «дистанционная работа», которые дают женщине возможность достижения баланса между работой и семьей, также дает женщине в сельских и отдаленных районах возможность доступа к рынку труда.
- Запуск «Инициативы по подготовке руководящих кадров» в сотрудничестве с «Европейским институтом управления бизнесом INSEAD», в котором 958 женщин-специалистов прошли подготовку по настоящее время. Также была запущена «Национальная программа по подготовке и повышению квалификации руководящих и управленческих кадров» в рамках инициатив Института государственного управления, которая нацелена на наделение женщин-руководителей на гражданской службе широкими правами посредством укрепления управленческого потенциала и способностей, а также расширения представленности женщин на должностях, связанных с принятием решений.
- Создание «Управления по наделению женщин правами» под эгидой Министерства людских ресурсов и социального развития. Учреждение нацелено на поиск инициатив и проектов по поддержке расширения возможностей женщины на рынке труда в Королевстве, и последующего их исполнения с целью повышения уровня участия женщины на рынке труда, что способствует достижению справедливости и равного доступа к возможностям рынка труда в государственном и частном секторах.
- Запуск «Национальной платформы саудовских женщин-руководителей», которая представляет собой национальную интерактивную платформу, созданную под эгидой Министерства людских ресурсов и социального развития в сотрудничестве с Университетом имени Принцессы Норы бинт Абдул-Рахман. Платформа содержит национальную базу данных женщин-руководителей, которая упрощает быстрый доступ к женщинам-руководителям как с государственного сектора, так и из организаций частного сектора и гражданского общества. Количество зарегистрированных на платформе женщин достигло 9077 человек. Отмечается также рост вовлеченности женщины в предпринимательскую деятельность и на сегодняшний день достигает 40,6% из общего количества учреждений в Королевстве.
- Запуск «Программы наделения женщин широкими правами» в Министерстве связи и информационных технологий с целью повышения цифровой грамотности женщин, развития цифровых навыков женщин, поощрения инновационной и предпринимательской деятельности, повышению вовлеченности женщин в цифровой сектор, предоставление женщине доступа к руководящим должностям в данном секторе. Данная программа способствовала повышению коэффициента вовлеченности женщин в телекоммуникационный сектор на 24,9%.
- Запуск проекта «Тала» (2020г), который нацелен на предоставление широких прав женщине и укрепление ее позиции в обществе и поиске решений через различные проекты в других областях, путем предоставления доступа во все регионы Королевства и вовлечение различных групп общества в выработку решений через проекты в области развития.
- Реализация «Инициативы по созданию альянсов частного сектора с целью предоставления расширенных прав и возможностей женщине и поддержки ее участия в экономической деятельности» в Группе Двадцати по получению женщиной руководящих постов. Инициатива реализуется путем поощрения компаний за предоставление женщинам высоких должностей в их организациях. Также поощряется присоединение других компаний к данной инициативе, в результате чего 29 компаний присоединилось к данному альянсу в Королевстве Саудовская Аравия.
- Программы и информационно-просветительская деятельность, посвященные правам человека, которые выполняются соответствующими структурами такими как Министерство образования, Министерство культуры, Министерство информации, Управление по правам человека, нацелены на разрушение негативных стереотипов и исправление искаженного представления, которое может привести к дискриминации в отношении женщин.
- Деятельность информационно-просветительских мероприятий измеряется количественными и качественными показателями. Одним из показателей является увеличение числа девушек, поступивших в учебные заведения общего и высшего образования. В результате, количество получающих общее образование составило 49,4% от общего количества поступивших в учреждения общего образования, а количество учителей-женщин составило 54,5% от общего числа учителей.
- Защита от насилия
В Королевстве любая форма насилия рассматривается в качестве преступления, особенно если насилие применяется против женщин и девушек. Вышедший в 2013г. «закон о защите от вреда», рассматривает множество форм причинения вреда в качестве преступления. Жалобы и заявления о причинении насилия принимаются Министерством людских ресурсов и социального развития, через специализированный центр приема заявлений. Также сформированы Группы защиты во всех регионах и областях для приема подобных заявлений. «Национальная программа семейной безопасности» играет важную роль в этой сфере. Будучи программой национального масштаба, она нацелена на защиту семьи от насилия посредством осуществления программ профилактики и поддержки, повышения информированности, построения профессиональных партнерских отношений как со специалистами, так и государственными и частными учреждениями, международными организациями с целью обеспечения безопасной среды для семьи в Королевстве Саудовская Аравия.
Процент участия садовских женщин в политической и общественной жизниПроцент участия садовских женщин в Консультативном Совете Королевства достигает 20%, что составляет минимальный порог участия. Женщина занимает руководящие должности, а также является членом множества специальных комитетов при Консультативном совете. Количество работающих в Совете женщин составляет 97 человек, а в Совете Управления по правам человека работает 12 женщин, что составляет 50% всех мест в Совете. Также процент членства женщин в Комиссии по правам человека при Консультативном совете (специализированная комиссия при Консультативном совете) составляет 70%.
В результате принятых мер в сфере предоставления женщинам широких прав, процент выдачи коммерческих регистрационных документов для женщин-предпринимателей вырос на 112% в течение шести прошлых лет (2015-2022гг). Общее количество, выданных коммерческих регистрационных документов, зарегистрированных по имени женщин-предпринимателей в Королевстве достигло 817,930. Наибольший рост выпуска регистрационных документов Министерством торговли зафиксирован в 2021г. — 139,754 регистрационных документов, против 65,912 документов, выпущенных в течение 2015г.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs
Женщина в Саудовской Аравии. Положение женщины в Саудовской Арабии.
Саудовская Аравия – государство с колоссальными запасами нефти, Коран здесь является конституцией. Часто говорят, что здесь все принадлежит мужчинам и ничего женщинам. Положение саудовских женщин – предмет частых общественных дискуссий, а вот о подробностях жизни саудовских мужчин мы слышим не так часто.
Правда ли, что Саудовская Аравия –это тюрьма для женщин, как утверждают западные аналитики… в то время как саудовские женщины утверждают об обратном….
Наша цель : рассмотреть , понять «как на самом деле живется женщинам Саудовской Аравии в современном мире?»
Соответствует ли нормы шариата для полноценной жизни женщин в Саудовской Аравии?
Насколько верный стереотип «все принадлежит мужчинам»
Права женщин в Саудовской Аравии определяется исламскими и племенные обычаями. Правительство во главе с королем Абдаллой считается реформистским. Он открыл первый в стране университет с совместным обучением, назначил первую женщину-члена кабинета министров. Хотя женщины пока не получили право голоса, утверждается, что король поддерживает право женщин голосовать. Критики говорят, что реформы зачастую более символические, чем содержательные.
В то же время, проведенный в 2006 году опрос показал, что более 80 процентов самих саудовских женщин не думают, что женщины должны водить машину или работать наравне с мужчинами. Опрос показал также, что большинство саудовских женщин не думают, что женщинам должно быть разрешено занимать политические должности. Саудовские женщины поддерживают традиционные гендерные роли и утверждают, что изменения будут противоречить мусульманским ценностям и приведут к нежелательному западному культурному влиянию.
Все женщины должны иметь опекуна-мужчину, как правило, это отец или муж.
Опекун имеет обязанности и права в отношении женщины во многих аспектах жизни. Женщине требуется разрешение опекуна на брак, развод, путешествия (если она не достигла 45-летнего возраста), образование, работу, открытие банковского счета, плановые медицинские операции. Требования опеки являются неписаным законом. Они применяются в соответствии с обычаями и пониманием должностных лиц и учреждений (больниц, полицейских участков, банков и т.д.).
Большинство саудовцев рассматривают опекунство как привилегию женщин. В интервью Нью-Йорк Таймс в 2010, саудовские женщины защищали опекунства, как обеспечение защиты и любви.
В Саудовскую Аравию НЕВОЗМОЖНО въехать по приглашению мужчины, будучи герлфренд, невестой, подругой, другом. ТОЛЬКО официальной женой. Виз невесты – не существует. Правило едино для всех: к примеру, американец, работающий в местном офисе американской фирмы не может пригласить сюда на проживание (и даже в гости на 2 недели) свою половинку-американку, если они официально не расписаны.
Даже если в своей фирме он занимает очень высокую позицию и по выходным пьет коньяк в посольстве с кем-нибудь из саудовских принцев. Въезд для женщины в командировку тоже достаточно сложен. Чтобы послать женщину в командировку в Саудовскую Аравию она действительно должна быть незаменимым сотрудником (в смысле невозможно заменить сотрудником мужского пола).
Буквально пару-тройку лет назад саудовские женщины получили официальное право работать. Правда работать они имеют право, во-первых, только получив официальное разрешение мужа или отца, во-вторых, работать они, могут только в ЧИСТО женских коллективах.
В соответствии с культурой Саудовской Аравии, место женщины дома. Саудовский шариат позволяет женщинам работать, если это не приводит к пренебрежению ее основными функциями ведения домашнего хозяйства. Женщины также могут работать в случаях, если это необходимо для их обеспечения, таких как вдова с детьми. Женщины в Саудовской Аравии составляют около 10% рабочей силы.
Занятость женщин должна свести к минимуму перемешивание с мужчинами. Работа женщины не должны приводить к ее поездкам без близкого родственника-мужчины. Некоторые из работающих женщин, однако, по необходимости вынуждены ездить на работу без родственника мужского пола, наедине с водителем.
Запрещено назначать женщин в качестве судей, а также большинство высоких государственных постов зарезервированы для мужчин. Наиболее распространенные профессии у женщин — учитель и медсестра. В 2009 году король назначил Нору аль-Фаиз заместителем министра женского образования, таким образом, она стала первой женщиной — членом кабинета министров.
Саудовская Аравия кодифицирует опеку мужчин и гендерную дискриминацию
В то время как мир собирается отметить 16 дней борьбы с гендерным насилием, продолжающееся тюремное заключение женщин в Саудовской Аравии за их мирное выражение в поддержку прав женщин и введение запретов на поездки в отношении женщин-правозащитников являются важнейшим напоминанием о изначально дискриминационном системы, с которыми сталкиваются женщины в стране.
В Международный женский день, 8 марта 2022 года, Саудовская Аравия приняла свой первый Закон о личном статусе (PSL). Раньше вопросы, связанные с семейной жизнью, подлежали дискреционному применению норм шариата (исламского права) и толкованию исламских текстов судебной властью, в которой доминировали мужчины. В то время наследный принц Мохаммед бин Салман похвалил новый закон за его соответствие «последним правовым тенденциям и современной международной судебной практике». В действительности, однако, закон кодифицирует многие неформальные, но широко распространенные проблемные практики, присущие системе мужской опеки, и закрепляет систему гендерной дискриминации в большинстве аспектов семейной жизни, в том числе при заключении брака, разводе и опеке над детьми.
Мусава, глобальное движение за равенство и справедливость в мусульманской семье, определяет опеку мужчин, или вилайях, , как «право и обязанность отцов или членов семьи мужского пола осуществлять опеку над своими подопечными (женщинами или мужчинами)».
С 2019 года Саудовская Аравия отменила некоторые ограничения, накладываемые системой опеки мужчин, разрешив женщинам старше 21 года получать паспорт и путешествовать без разрешения опекуна-мужчины, а также разрешив женщинам старше 18 лет регистрировать рождение ребенка, смерть родственника, а также брак и развод. Хотя эти реформы оказали положительное влияние на женщин, неспособность властей полностью отменить систему опеки мужчин и вместо этого закрепить ее в законе рискует подорвать эти скромные достижения.
В соответствии с PSL влияние мужчины-опекуна распространяется на всю жизнь женщины. Только мужчины могут быть законными опекунами, и, в отличие от мужчин, только женщины должны иметь согласие законного опекуна-мужчины на вступление в брак и на то, чтобы брачный контракт был действительным. Закон содержит некоторые гарантии, направленные на защиту женщины от принуждения к вступлению в брак, такие как доказательство согласия как мужчины, так и женщины и запрет согласия законного опекуна на брак женщины без ее согласия. Однако он не дает ясности в отношении того, что означает «согласие» и как его следует получить.
Далее, женщина не может выбирать своего законного опекуна, так как закон определяет порядок мужчин-законных опекунов при заключении брака по рангу, начиная с отца женщины, затем его опекуна, затем деда и так далее. Если законный опекун женщины отказывается от брака, несмотря на то, что она дала согласие, эта опекунство передается суду, который является другим юридическим лицом, в котором доминируют мужчины, чтобы «взять на себя ответственность за женитьбу на женщине». Эта передача опекунства еще больше уменьшает свободу действий женщин, усиливает контроль мужчин над женщинами, усугубляет неравную динамику власти между ними и лишает женщин возможности дать свое «свободное и полное» согласие на брак, как того требует международное право.
Точно так же PSL не дает женщинам и мужчинам равных прав в вопросах, касающихся их детей в случае разлучения, что противоречит международному праву и стандартам. В то время как матери автоматически предоставляется опекунство, отец назначается законным опекуном ребенка без должного учета наилучших интересов ребенка.
Как законный опекун, отец обладает гораздо более широкими полномочиями в отношении воспитания ребенка, чем мать. Например, матери, то есть опекуну ребенка, разрешено выезжать за пределы Саудовской Аравии с ребенком только на срок не более 9 лет.0 дней в году; любая поездка сверх этого периода требует согласия отца, как законного опекуна, или лица, назначенного отцом, если отец умер. Это требование не только налагает ограничения на свободу передвижения женщин, но и запрещает женщинам переезжать за пределы Саудовской Аравии со своими детьми, если они не имеют прямого согласия отца ребенка или назначенного законного опекуна. Напротив, PSL не требует согласия матери ребенка, если отец или назначенный законный опекун хотят переехать вместе с ребенком.
Кроме того, основания для прекращения опеки гораздо шире, чем основания для прекращения законной опеки, что создает риск того, что отцы могут использовать широкие полномочия своей законной опеки для лишения женщин ограниченных прав на своего ребенка. Например, в соответствии со статьей 126 (1) законный опекун может прекратить опеку над матерью, если она выйдет замуж за мужчину, не состоящего в родстве с ребенком. Это положение может удержать разведенных женщин с детьми от повторного вступления в брак, поскольку это подвергнет их риску потери своих детей, если они не смогут доказать, что брак отвечает «интересам» ребенка, что, как указано выше, не определено в закон. Напротив, в ЗГС нет аналогичного положения, ограничивающего опекунство отца над своим ребенком на основании его семейного положения.
Закон также дискриминирует женщин в вопросах брака, разрешая женщине-мусульманке выходить замуж только за мужчину-мусульманина, но разрешая мужчине-мусульманину жениться на христианке, иудейке или мусульманке. Согласно международному праву, такое различие ущемляет право женщины на свободный выбор супруга. Кроме того, PSL кодифицирует стереотипные гендерные роли, которые являются дискриминационными по отношению к женщинам, требуя от жен «повиноваться в праведности» и отменяя предусмотренное законом право женщины на финансовое содержание со стороны мужа, если она «отказывается мужу… без уважительной причины». ” Здесь также PSL не дает определения «уважительной причины».
Конвенция о ликвидации дискриминации в отношении женщин (CEDAW), которую Саудовская Аравия ратифицировала в 2000 г., требует, чтобы государства-участники принимали все надлежащие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин во всех вопросах, касающихся брака и семейных отношений, и обеспечивали на основе равенство, что мужчины и женщины имеют одинаковое право на свободный выбор супруга и на вступление в брак только со своего свободного и полного согласия. Комитет CEDAW также заявил, что право женщины выбирать супруга и свободно вступать в брак имеет центральное значение для ее жизни, достоинства и равенства как человека. В свете этого в 2018 году Комитет CEDAW призвал Саудовскую Аравию отменить «дискриминационные положения, регулирующие правоспособность, полигамию, развод, систему опеки и наследования».
Действительно, суть системы мужской опеки по своей сути является дискриминационной по отношению к женщинам: она ограничивает осуществление женщинами прав человека и предоставляет мужчинам более широкие полномочия в отношении своих детей. Права женщин в Саудовской Аравии по-прежнему зависят от дискреционных позиций мужчин, и новый закон еще больше закрепляет это положение. Власти Саудовской Аравии должны выполнить свои обязательства и полностью ликвидировать систему мужской опеки.
Похожие материалы
Поделиться
Последние добавленные
Мнение | Запад шутит о свободе женщин в Саудовской Аравии Иман Аль-Даббаг для The New York Times
Меган К. Стэк
Г-жа Стэк является автором статей.
Наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бен Салман официально вернулся на хорошую репутацию, потратив свое лето на последние штрихи в чрезвычайно успешном восстановлении репутации. Де-факто правитель королевства столкнулся с президентом Байденом, который не так давно обвинил его в том, что он возглавляет государство-изгой; купался в подхалимских похвалах греческих чиновников на родине западной демократии; и пировал в Елисейском дворце с президентом Эммануэлем Макроном.
Иностранные официальные лица иногда упоминают ужасное убийство журналиста Джамаля Хашогги или зверства Саудовской Аравии в Йемене, но эти мимолетные осуждения начали ощущаться как механическое обязательство, наспех выполненное, чтобы каждый мог вернуться к ловле нефти. Поскольку война России на Украине создает нагрузку на мировые энергетические рынки, мораль — это роскошь, которую Запад больше не может себе позволить, по крайней мере, они так думают. Но, конечно, они не могут этого сказать.
Вместо этого они говорят, что переменчивая фигура, известная как М.Б.С. принес социально-экономический прогресс в Саудовскую Аравию. Правда, признаются они, он арестовывал соперников, сажал в тюрьмы священнослужителей и расправлялся с инакомыслием. Но с обещаниями «умеренного» ислама он быстро втолкнул суровое королевство в смелый новый век с гонками Формулы-1, концертами Джастина Бибера и Мэрайи Кэри, а также кинотеатрами и ресторанами, где мужчины и женщины общаются. Повторяю: мужчины и женщины. Для этого в обязательном порядке вы услышите: М.Б.С. освободил саудовских женщин, позволив им водить машину и ослабив государственный контроль со стороны их опекунов-мужчин.
Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что эмансипация женщин — это еще не все.
Во-первых, трудно обсуждать свободу женщин, в то время как Саудовская Аравия преследует женщин (и мужчин) как террористок даже за участие в политике. Буквально на прошлой неделе Сальма аль-Шехаб, доктор философии. студентка и мать двоих детей, была приговорена к 34 годам тюремного заключения за использование своего аккаунта в Твиттере для поддержки диссидентов.
Но даже мирские свободы жизни женщин остаются ограниченными. МБС действительно отменил запрет на вождение автомобиля женщинами, который всегда вызывал нелепый источник международного презрения. Он также отменил некоторые правовые меры ужасной системы опеки, которая отдавала каждую саудовскую женщину почти под полный контроль члена семьи мужского пола. Считается, что теперь, когда правительство позволяет им легче передвигаться, больше женщин стали работать. МБС защитили печально известную религиозную полицию и положили конец обязательной гендерной сегрегации, которую они навязывали в каждом общественном месте.
Это настоящие, достойные похвалы изменения. Сложный вопрос: кто может ими воспользоваться?
Недавние реформы означают, что если женщина родилась или вышла замуж в клане свободомыслящих мужчин, готовых позволить ей что-то делать, государство не будет вмешиваться. Но для многих саудовских женщин, у которых нет доброжелательного опекуна-мужчины, нет выхода. Если, например, муж или отец женщины не считает, что ей следует получать водительские права, она все равно вынуждена подчиняться его диктату.
Другими словами, по мнению саудовских юристов, с которыми я консультировался, изменения призваны не ставить мужчин в неловкое положение: эмансипировать женщин.
Женщины ждут, а другие читают записи с доски перед экзаменом в женской автошколе Саудовской Аравии, Эр-Рияд, Саудовская Аравия из-за поддержки своих опекунов у них нет возможности пользоваться возможностями в обществе», — объяснил Хала Альдосари, саудовский ученый и правозащитник. «Я бы сказал, что это большинство женщин в Саудовской Аравии, которые живут в более консервативных семьях».«Реформы проводятся для определенных категорий людей», — добавила она. «Они не предназначены для всех типов женщин».
М.Б.С. экстравагантно хвастался, что его новый закон о личном статусе является «крупным качественным скачком» в области прав женщин.
Я прочитал закон, который незаметно появился на сайте правительства Саудовской Аравии на арабском языке без официального перевода. У меня было некоторое представление о том, что я найду, услышав бормотание саудовских женщин и правозащитников, но я все еще был ошеломлен тем, насколько резко это не соответствовало риторике, связанной с предполагаемой социальной трансформацией МБС.
Женщинам из Саудовской Аравии для вступления в брак по-прежнему требуется разрешение опекуна-мужчины. Правда, он запрещает опекунам принуждать подопечных к браку против их воли. Но патерналистская роль опекуна-мужчины полностью закодирована в законе — контроль над женщинами переходит между отцами, мужьями, дядями, братьями и даже сыновьями в установленном порядке важности — и, поскольку брачный договор предполагает «предложение опекуна и принятие мужа», опекун, вероятно, мог помешать женщине выйти замуж по ее желанию. (Справедливости ради я должен отметить, что, несмотря на все это, законы об абортах в Саудовской Аравии более либеральны, чем в некоторых штатах США, и разрешают прерывание беременности при угрозе психическому или физическому здоровью матери.)
Выйдя замуж, саудовская женщина должна подчиняться своему мужу. Она не может «удерживать себя» от своего мужа. Она должна кормить грудью своих детей; это юридическое обязательство перед ее мужем. Как это принято в других мусульманских странах, ни одна мусульманка не может выйти замуж за немусульманина, а вдовы по сравнению с вдовцами имеют право на меньшую долю имущества умершего супруга.
Так и есть: свобода по прихоти отца, свобода по воле принца.
Соединенные Штаты так и не нашли — и, возможно, никогда искренне не искали — эффективного способа согласованной и последовательной поддержки прав человека за рубежом, особенно на Ближнем Востоке. Еще до 11 сентября сменявшие друг друга администрации на словах заявляли о таких проблемах, как политические репрессии, выборы и, возможно, больше всего о правах женщин, но эти ситуативные моменты давления казались лицемерными на фоне кровопролития и дестабилизации, вызванных войнами США и имели тенденцию отмирать, когда они вступали в противоречие с безопасностью или экономическими приоритетами.
Сегодня, после подавления восстаний Арабской весны и администрации Трампа, которая разрушила американскую традицию хотя бы притворяться, что заботится о правах человека, воцарилась особая мрачность. От Египта до палестинских территорий и Саудовской Аравии Соединенные Штаты сплошь прагматичны, и их не пугают голодающие политические заключенные или убитые американские журналисты. Вопрос, пожалуй, в том, как объясниться дома.
Вот где вступают в игру права женщин. Гражданство второго сорта, предоставляемое женщинам в Саудовской Аравии, долгое время было осложняющим источником смущения и критики в американо-саудовских отношениях. Американских политиков и компании регулярно упрекали за игнорирование, слишком мягкую критику или даже (в случае с ресторанами и гостиничными сетями) за соблюдение законов, которые лишали женщин основных прав занимать общественные места, вступать в брак или свободно передвигаться. В то же время, когда американские дипломаты выступали со снисходительным осуждением или пренебрежением, королевство было унижено и возмущено. М.Б.С., похоже, стремился избавиться от этой неловкости.
«Он хочет быть великим реформатором в глазах Запада, чтобы создать видимость доброжелательности и свободы», — сказал Халед Абу Эль Фадл, выдающийся профессор права Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и энергичный критик ультраконсервативного ваххабизма, господствующего в Саудовской Аравии. «И мы все смотрим в другую сторону, чтобы наша совесть не слишком беспокоила».
Картины, которые мы видим, завораживают. Несомненно, очень волнительно наблюдать за женщинами, путешествующими по дороге короля Фахда или толпящимися на ипподроме короля Абдулазиза. Иностранные репортеры рисуют яркие картины реслинга и рейвов.
Но при ближайшем рассмотрении каждый шаг вперед был зловеще наслоен предупреждающими сообщениями, безошибочно узнаваемыми саудовской аудиторией.
Как только королевство объявило, например, что женщины могут водить машину, женщины, которые неустанно и публично выступали именно за это право, были арестованы и заперты. Семья одной из самых известных водителей, Луджайн аль-Хатлул, публично заявила, что во время содержания под стражей она подвергалась пыткам и сексуальным домогательствам; Следователи по правам человека говорят, что другие также подвергались насилию. После освобождения на женщин и даже на членов их семей наложили запрет на поездки, им запретили покидать Саудовскую Аравию или публично говорить о политике.
В этом кажущемся несоответствии есть суровая логика: М.Б.С. вычеркнул два неприятных политических элемента — запрет на вождение и женщин, осмелившихся протестовать против правящей семьи.
«Он боится, что у женщин слишком много власти», — сказал Абдулла Алауд, саудовский ученый-правовед и директор по исследованиям организации «Демократия для арабского мира сейчас» или DAWN, правозащитной организации, которая задокументировала аресты водителей в ходе интервью. и судебные протоколы. «В то же время он хочет использовать это знамя кавычек, расширяющих права и возможности женщин».
История г-жи аль-Хатлул, которая была освобождена в прошлом году, затрагивает еще одно противоречие в номинальном стремлении Саудовской Аравии к равенству женщин: ее послов. Королевство впервые назначило женщину на роль посла в 2019 году, когда принцесса Рима бинт Бандар бин Султан была отправлена в Вашингтон. Вскоре послом в Норвегии была назначена вторая женщина, Амаль аль-Моаллими, чей брат является давним делегатом Саудовской Аравии в Организации Объединенных Наций.
Луджайн аль-Хатлул в Эр-Рияде, 10 марта 2021 г. Фото… Рания Санджар / Agence France-Presse — Getty Images 900:02 Г-жа аль-Моаллими встретилась с г-жой аль-Хатлул. Она входила в состав делегации Комиссии по правам человека правительства Саудовской Аравии, которая посетила активистку вождения, пока ее держали без связи с внешним миром. Г-жа аль-Хатлул сказала г-же аль-Моаллими, что во время содержания под стражей ее били током, подвергали сексуальному насилию и угрожали смертью, и она попросила защиты, согласно отчету, собранному DAWN.Но г-жа аль-Моаллими, по обвинению организации, «похоронила» жалобу, не расследовав ее и не приняв мер. Как посол, она с энтузиазмом описала большие успехи, достигнутые саудовскими женщинами. (Я отправил электронное письмо в министерство иностранных дел Саудовской Аравии с просьбой об интервью с г-жой аль-Моаллими и ответом на отчет DAWN, но не получил ответа.)
Что касается посла в США, то у нее тоже своеобразная история сестринской солидарности. Однажды она придумала хэштег #i_choose_to_stay, который был воспринят как выговор, направленный отчаявшимся саудовским женщинам, пытающимся избежать жестких ограничений дома, сбежав за границу. Одна из таких женщин, Дина Али Ласлум, добралась до Манилы в 2017 году только для того, чтобы ее преследовали и затащили в самолет, направляющийся в Эр-Рияд, члены семьи мужского пола. Она больше никогда не появлялась публично. (Представитель посольства Саудовской Аравии в Вашингтоне не ответил на заданные мною вопросы.)
Защитники М.Б.С. отмечают, что он пользуется бешеной популярностью среди саудовцев. Я легко могу поверить, что он нравится некоторым из его подданных, например светской молодежи.
Тем не менее, я не могу не подозревать, что реальная Саудовская Аравия, с разнообразными сообществами, населенными людьми из плоти и крови, затемнена лавиной глянцевой пропаганды.
Ясмин Фарук, ученый, который подробно исследовал Саудовскую Аравию для Фонда Карнеги за международный мир, сказала мне, что некоторые из самых популярных инициатив наследного принца привлекли мало внимания международного сообщества. Например, по ее словам, люди довольны тем, что он преобразовал государственную бюрократию в удобные онлайн-платформы. Обратной стороной, немедленно добавила она, было то, что теперь все данные можно будет легко собрать в лапы государства наблюдения.
Хотя королевство всегда было непрозрачным, в наши дни воцарилась какая-то жуткая тишина. Это уже не та слегка запутанная политическая культура, которую я использовал в первые годы войны в Ираке, когда слепни и критики, такие как г-н Хашогги, жужжали по краям, а несогласные члены королевской семьи сплетничали за чашкой кофе. Все эти люди заткнулись или легли на землю. Я даже не могу найти некоторые источники, с которыми общался.
«Очень трудно получить доступ к саудовским массам и обществу, чтобы понять глубину и реальность того, что он делает», — сказала г-жа Фарук. «Это делает картину действительно неполной. Они арестовывают людей за разговоры, а также существует много самоцензуры. Даже я больше не связываюсь с некоторыми людьми, потому что боюсь навредить им».
В своих будущих мемуарах Джаред Кушнер пишет, что он подружился с наследным принцем, потому что «реформы, которые М.Б.С. реализовывались, оказывали положительное влияние на миллионы людей в королевстве, особенно на женщин». Совершенно естественно подчеркнуть, что отношения с М.Б.С.
The Times обязуется публиковать разнообразные письма в редакцию. Мы хотели бы услышать, что вы думаете об этой или любой из наших статей. Вот некоторые наконечники . А вот и наша электронная почта: [email protected] .
Следите за разделом мнений The New York Times на Facebook , Twitter (@NYTopinion) и Instagram .
Меган К. Стэк, автор статей и научный сотрудник Школы СМИ и связей с общественностью Университета Джорджа Вашингтона, работала корреспондентом в Китае, России, Египте, Израиле, Афганистане, Пакистане, Мексике и Техасе.