Саудовская аравия религия: САУДОВСКАЯ АРАВИЯ — Древо

РСМД :: Саудовская Аравия: ветер перемен

В марте 2017 г. Мухаммад бен Сальман заявил, что Королевство Саудовская Аравия — «страна умеренного ислама и открыта для всех религий и всего мира».

В апреле 2018 г. в Королевстве был открыт первый за последние 35 лет кинотеатр, ранее женщинам разрешили идти на службу в армию и открывать свой бизнес без согласия мужчины, в июле ― предоставили право водить машину.

Однако резонансное дело с убийством журналиста Джамаля Хашикджи, известного своей критикой в адрес королевской семьи и обвинениями ее членов в коррупции на фоне продолжающихся арестов религиозных деятелей и гражданских активистов, заставляет усомниться в истинных целях политических трансформаций.

Действительно ли наследный принц настроен на реальные реформы политической и общественной жизни страны, или они являются лишь фасадом для создания позитивного внешнего имиджа государства и не подразумевают коренных перемен в отношениях между властью, обществом и религией?

В марте 2017 г.

Мухаммад бен Сальман (МБС) заявил, что Королевство Саудовская Аравия — «страна умеренного ислама и открыта для всех религий и всего мира». В апреле 2018 г. в Королевстве был открыт первый за последние 35 лет кинотеатр, ранее женщинам разрешили идти на службу в армию и открывать свой бизнес без согласия мужчины, в июле ― предоставили право водить машину. Однако резонансное дело с убийством журналиста Джамаля Хашикджи, известного своей критикой в адрес королевской семьи и обвинениями ее членов в коррупции на фоне продолжающихся арестов религиозных деятелей и гражданских активистов, заставляет усомниться в истинных целях политических трансформаций. Действительно ли наследный принц настроен на реальные реформы политической и общественной жизни страны, или они являются лишь фасадом для создания позитивного внешнего имиджа государства и не подразумевают коренных перемен в отношениях между властью, обществом и религией?

Ислам — наша религия, Коран — наша конституция

Александр Крамаренко:
Дело Аль-Хашикджи: неужели смена режима?

Политическая линия Саудовской Аравии выстраивается с учетом особой роли религии, что определено в Основном низаме (положении) Королевства (писаной конституции как таковой в КСА нет): «Режим осуществляет власть на основе Священного Корана и Сунны Пророка, которые стоят выше этого и других государственных законов». Исходя из этого, государственный строй КСА основывается на принципах справедливости, совещательности (Шура) и равенстве «в соответствии с исламским шариатом». Особый акцент при этом делается на важности воспитания и образования общества в традициях исламской веры, которая «предписывает покорность Господу, Посланнику и тем, кто наделен властью, (…) уважение законов и их исполнение».

Опора на ислам прослеживается и в новой разрекламированной программе социально-экономических реформ «Видение 2030», принятой Королевством в 2016 г. В нем исламская вера определена как основополагающий принцип образа жизни саудовцев, формирования национальной идентичности и выстраивания политики государства. При этом «Видение» придает КСА статус особой значимости «в сердце арабского исламского мира», как стране, в которой находятся два самых священных для мусульман места на земле (Мекка и Медина). Одна из целей Видения 2030 ― оберегать национальную идентичность, «чтобы она могла стать ориентиром для будущих поколений».

Приводя слова МБС о том, что «развитие общества (…), немыслимо без сохранения религии и обычаев», эксперт Григорий Косач объясняет, что Саудовская Аравия еще далека от политических преобразований, и религия останется важнейшим опорным принципом саудовской властной системы.

«Практики Пророка на нашей стороне»

Заявления наследного принца и внешнеполитическая риторика КСА в целом позволяют говорить о том, что культурная трансформация и прививание молодым саудовцам национальной идентичности во многом идут в контексте жесткого противостояния с Ираном.

Главный инициатор преобразований в Королевстве — наследный принц Мухаммад бен Сальман (МБС) — обосновывает их в первую очередь возвратом к умеренному исламу, который существовал до 1979 г. и соответствовал исламу времен Пророка и праведных халифов. Именно в таком виде он является истинным и в то же время не предполагает тех жестких рамок и ограничений, к которым призывают экстремисты, стремящиеся закрепить религиозные практики, навеянные исламской революцией в Иране в 1979 г. Радикалы, например, считают, что женщины и мужчины не могут находиться вместе в одном помещении, на работе, а МБС утверждает обратное: «Если кто-то скажет, что женщины не могут заниматься бизнесом, мы ответим им, что жена Пророка была бизнесвумен, и он сам работал на нее. Практики Пророка на нашей стороне».

При этом кронпринц ссылается на то, что остальные подобные вещи также прописаны в законах шариата. Ннапример, то, что женщины должны одеваться сдержанно и пристойно, не обязательно подразумевает ношение черной абайи и накидки: «выбор, какую именно благопристойную одежду носить, полностью остается за женщинами». Он также приводит в пример тот факт, что жители КСА не праздновали Национальный день из-за того, что экстремисты внушили им, что это запрещено религией, «но мы видим, что миллионы людей вышли на улицы праздновать, значит, они поддерживают эту инициативу». Поэтому сейчас Саудовская Аравия пересматривает все законы, принятые в период после 1979 г. на предмет соответствия исламу, это касается также возможности пересмотра закона о мужском опекунстве.

Умеренный ислам по-саудовски

Григорий Косач:
Саудовская Аравия: силовые структуры в эпоху перемен

Заявления наследного принца и внешнеполитическая риторика КСА в целом позволяют говорить о том, что культурная трансформация и прививание молодым саудовцам национальной идентичности во многом идут в контексте жесткого противостояния с Ираном ― главным идеологическим соперником КСА в регионе и потенциальной угрозой саудовскому режиму в принципе (по мнению самих саудитов). В интервью Washington Post в марте 2018 г. МБС заявил, что поворот Королевства в сторону ультраконсерватизма произошел на волне Шахской революции в Иране, и обвинил Тегеран в попытке распространить революцию на весь Ближний Восток. При этом он считает, что идея ваххабизма, как присущая Саудовской Аравии и составляющая ее основу, пропагандируется, во-первых, экстремистами, а во-вторых, — иранским режимом, который хочет «изолировать КСА от всего мусульманского мира, заявляя, что саудовцы примыкают к иному [неверному] религиозному течению».

Действительно, учитывая стремления нынешней элиты ограничить влияние религиозного истеблишмента, можно говорить о движении страны в секуляристском направлении. В 2016 г. были значительно сокращены полномочия так называемой «полиции нравов» КСА ― Комитета по поощрению добродетели и удержанию от порока (он был лишен права арестовывать граждан, например, женщин с непокрытой головой). В стране продолжаются аресты/штрафы и отстранения от должности многочисленных имамов, чья риторика оценивается как «слишком радикальная», а наказания объясняются борьбой с нарастающей популярностью экстремизма и терроризма.

Несмотря на заявленную либерализацию общественной жизни, до сих пор могут отдать под суд за само сомнение в саудовской версии ислама как единственно верной, не говоря уже об абстрактном допущении атеизма ― это может грозить серьезным тюремным сроком.

Подобные перемены довольно неоднозначны, так как, с одной стороны, они призваны снизить влияние религиозной составляющей на политику, а с другой ― они лишь сосредотачивают больше политической власти внутри королевской семьи, что в реальности может быть истинной целью правительства, тем более что нападкам зачастую подвергаются религиозные проповедники, нелестно отзывающиеся о правящей семье. Так, в июле 2018 г. был арестован Сафар аль-Хавали, лидер движения «Аль-Сахва», выступающего за продвижение демократии в Саудовской Аравии. Незадолго до ареста аль-Хавали также опубликовал книгу с критикой королевской семьи. Все проповеди в КСА, включая идущие по радио и распространяющиеся в социальных сетях, жестко отслеживаются и проверяются правительством.

Остается сложной ситуация с шиитской частью населения Саудовской Аравии, составляющей от 10% до 15% населения Королевства. Известно, что представители шиитской традиции входят в Меджлис аш-Шура (законосовещательный орган) и совет министров КСА. По словам наследного принца, в Королевстве поощряется смесь разных религиозных школ, а также не проводятся различия между гражданами по религиозным течениям: «Мы живем в нашей стране как саудовцы». В ближайшее время планируется убрать из школьной программы материалы анти-шиитской риторики. При этом в стране нередки аресты и приговоры многих граждан-шиитов, включая религиозных деятелей, к наказаниям вплоть до тюремного заключения. В большинстве случаев их обвиняют в инициировании протестов и подрывании государственного строя КСА, что, однако, рассматривается ими самими как целенаправленная травля именно по религиозному признаку. Наиболее громким делом стала казнь известного и популярного в Королевстве шиитского богослова Нимр аль-Нимра в январе 2016 г. Ему и еще 46-и осужденным (среди них были и сунниты, и шииты) были предъявлены обвинения в такфире (вероотступничестве) и причастности к терроризму.

Быть саудовцем ― прежде, чем арабом

Григорий Косач:
Новый наследник саудовского престола

Несмотря на противоречивость заявленных реформ, сама идея политических трансформаций находит позитивный отклик среди саудовской молодежи, в большинстве своем получившей образование за рубежом и склонной к прогрессивному мышлению. Молодые саудовские женщины ― одни из самых образованных в мусульманском мире и даже опережают по этому показателю своих сограждан мужского пола. Актуальные результаты Arab Youth Survey 2018 показывают, что большая часть молодежи поддерживает предоставление женщинам возможности получения водительских прав, Программу развития 2030, а также считает наследного принца «сильным лидером».

Самоопределение в большей степени как саудовца, чем как араба или мусульманина, ― это важный элемент трансформации, который закладывает основу для национальной идентичности как первичной. В 2016 г. организация Tabah Foundation, базирующаяся в Абу-Даби, провела исследование среди поколения миллениалов (от 15 до 34 лет) в нескольких арабских странах, включая Саудовскую Аравию, в том числе, по вопросам идентичности и соотношения религии и политики. В большинстве своем молодые саудовцы определяют себя как арабов (38%) или жителей родной страны (35%), а не мусульман (всего 19%). Однако при этом только в КСА существенное большинство опрошенных заявили, что им легко быть правомерными мусульманами и не поддаваться искушениям, существующим сегодня в их обществе. При этом 75% считают, что «религия ― это просто набор представлений и законов, которые определяют границы правильного и неправильного». Многие считают проповедь либо «громкой, гневной тирадой», либо «банальной и скучной», либо «навязыванием воли государства». Примечательно, что мнения людей по вопросу, какой аспект ислама они считают наиболее важным, разделились. 56% опрошенных оказались против того, чтобы государство вмешивалось в религиозную жизнь общества; 85% считают, что «темы и вопросы, поднимаемые шейхами, должны быть адаптированы к современности», и столько же, что «если культурный контент нарушает моральные и этические ценности общества, то его следует запретить»; при этом 88% считают, что «религия будет играть важную роль в будущем их страны».

No Woman, No Drive

По словам самого принца, одна из главных целей нынешних реформ ― сделать страну конкурентноспособной путем привлечения специалистов со всего мира, а для этого «необходимо, чтобы стиль жизни в Королевстве был привлекательным и удобным для них.

Молодые саудовцы также активно используют социальные сети и мессенджеры для обмена информацией — королевство стоит на 4 месте после США, Японии и Великобритании по количеству пользователей Twitter. Проанализировав посты в социальных сетях, можно увидеть растущий скептицизм в отношении власти и религии. Среди пользователей Facebook и Twitter много тех, кто шутит над новыми инициативами правительства и даже над конкретными политиками. Для саудовской молодежи Интернет стал своеобразным способом сбежать от строгих правил.

В 2014 г. в сети появился клип «No Woman, No Drive» саудовского блогера, в котором он высмеивает запрет женщинам на вождение; видео набрало 11 млн просмотров. Подобные ролики (высмеивающие полицию нравов; то, как люди молятся в мечети и т.п.) также были сняты молодыми активистами и опубликованы на молодежной интернет-платформе UTURN Entertainment. Интересно, что годом ранее офис UTURN посетил принц бен Абдуллах (глава министерства национальной гвардии КСА в 2013–2017 гг. ) и похвалил активистов за их работу. В целом, молодежь в UTURN говорит о том, что подобные шутки не запрещены в исламе. Религия должна быть осознанной, и человек не должен молиться и поститься просто потому, что так делают все остальные. Поэтому они хотят донести саудовцам, что те «живут согласно исламу, сконструированному правительством, а не исламу, который им преподнес Бог… мир изменился, и это заставляет нас сомневаться в нашей идентичности, включая религиозную”».

При этом в КСА, несмотря на заявленную либерализацию общественной жизни, до сих пор могут отдать под суд за само сомнение в саудовской версии ислама как единственно верной, не говоря уже об абстрактном допущении атеизма ― это может грозить серьезным тюремным сроком. Тех, кто сомневается в главенствующей интерпретации религии в КСА, могут объявить террористами. В такой ситуации снижается авторитет религиозного истеблишмента среди саудовской молодежи, а имамов зачастую рассматривают как людей на службе у государства, продвигающих лишь правительственную риторику. В этой связи возникает ощущение некой двойственности трансформаций, происходящих сегодня в Саудовской Аравии, а именно коренного расхождения в понимании целей этих изменений у молодого поколения и нынешней элиты. Тогда как саудовская молодежь стремится к большей религиозной свободе в интерпретации и практиках ислама и к большим политическим свободам в целом, МБС использует опору на национализм как средство мобилизации молодого поколения на противостояние с Ираном, а экономические и социальные реформы — для привлечения иностранных инвесторов в страну. По словам самого принца, одна из главных целей нынешних реформ ― сделать страну конкурентноспособной путем привлечения специалистов со всего мира, а для этого «необходимо, чтобы стиль жизни в Королевстве был привлекательным и удобным для них, иначе они не захотят здесь работать». С этой точки зрения происходящие в КСА реформы имеют под собой хрупкий базис, а поддержка молодого поколения как никогда важна, учитывая, что молодежь составляет более 60% населения Саудовской Аравии.

Антон Мусихин:
Багдад и Эр-Рияд на новом этапе отношений

Другим камнем преткновения может быть нынешняя напряженность внутри самого королевского дома. Важно помнить о том, что реформы молодого принца стали возможными только потому, что летом 2017 г. король Сальман бен Абдул-Азиз аль-Сауд принял окончательное решение об изменения принципа наследования престола по линии братьев на принцип «от отца к сыну». Реформа была необходима в связи с преклонным возрастом его братьев. Король КСА еще в 2015 г. заявил о переделе внутри монархии. Однако тогда он завещал трон своему племяннику ― 57-летнему принцу Мухаммаду бен Найефу, а уже позднее объявил сына своим преемником. При этом сам бен Найеф не просто лишился возможности взойти на престол, но был посажен под домашний арест, а его банковские счета были заблокированы. Позднее другая правительственная фигура ― принц Турки бен Абдулла — также попала под опалу. Предтечей этих событий стали массовые «антикоррупционные» чистки осенью 2017 г. , когда по инициативе Мухаммада бен Сальмана произошли многочисленные задержания высокопоставленных фигур Саудовской Аравии, многие из которых был отпущены после выплаты миллиардных штрафов. Таким образом, антикоррупционная кампания под руководством наследного принца ставила целью просто перераспределение властных ресурсов внутри правительства и демонстрацию того, что неприкасаемых в стране нет.

Естественно, что подобное развитие событий вызывает недовольство других членов королевской семьи, которые усилиями молодого принца теряют свои позиции при принятии политических решений. Вертикальная линия наследования означает, что передача власти отныне будет осуществляться внутри одного клана, т.е. ― по линии кронпринца, а значит, все остальные члены королевской династии остаются за бортом.

Напряженность внутри монархии делает власть молодого реформатора зыбкой и неустойчивой и наталкивает на мысль о том, что в будущем его могут сместить недовольные родственники. Хотя это только предположения, в 2017 г. СМИ сообщали о предполагаемом покушении на молодого принца, когда возле королевского дворца в Эр-Рияде были слышны выстрелы, а сам принц после этого на некоторое время пропал из поля зрения общественности. Более того, покинувший КСА и получивший политическое убежище в Германии принц Халид бен Фархан в интервью Middle East Eye высказался о том, что внутри правящих кругов Королевства недовольство только нарастает, и «если МБС останется у власти, то последуют потрясения, которые затронут не только Саудовскую Аравию, но и остальной мир».

При таком раскладе МБС оказывается окруженным с двух сторон ― вдохновленной реформами молодежью, жаждущей больших перемен, с одной стороны, и недовольной королевской династией, которую не устраивают происходящие перестановки внутри элиты и слишком стремительный ход политических реформ — с другой. Любой неверный шаг или провокационный поворот событий (как в случае с убийством Хашикджи) может пошатнуть позиции принца и быть использован против него. В ответ на заявление МБС о том, что только смерть помешает ему править 50 лет, диссидент Халид сказал: «Я хотел бы задать ему вопрос: заключил ли он контракт с Господом, дающий ему возможность жить 50 лет? Как он может это гарантировать?».


Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

о чём нужно знать перед поездкой

Туту.ру → Путеводитель → Саудовская Аравия → Саудовская Аравия: о чём нужно знать перед поездкой

  • Виза

  • Границы

  • Люди

  • Религия

  • Дресс-код

  • Намаз

  • Алкоголь

  • Наркотики

  • Религиозная полиция

  • Мекка и Медина

  • Государство

  • Мужчины и женщины

  • Природа

  • Города

  • Цивилизация

Виза

Виза в Саудовскую Аравию, когда-то одна из самых сложных в мире, перешла в разряд самых лёгких — проще только без. Ещё два года назад туристических виз в этой стране не было вообще. Люди платили дикие суммы за оформление коммерческих виз, а были даже такие, кто принимал ислам, чтобы получить визу паломника. Но несколько лет назад саудиты придумали план «Saudi Vision 2030», согласно которому страна должна будет потихоньку слезать с нефтяной иглы и развивать другие отрасли экономики — среди них, к счастью, оказался и туризм. В декабре 2018 года начали выдавать визы иностранцам, которые хотят посетить спортивные мероприятия. Правда, билеты приходилось покупать заранее, что повышало стоимость поездки.

Окончательно упростили получение визы в прошлом сентябре. Гражданам 49 стран — в том числе Казахстана, России и Украины — разрешили оформлять визы через интернет. Ты просто заполняешь анкету, платишь 120 долларов США, и через несколько минут виза приходит тебе на почту. Да ещё и с правом многократного въезда — на 90 дней в течение года. А потом присылают письмо с просьбой оценить визовый сервис и оставить отзыв — очень мило с их стороны.

Границы

В стране есть крупные аэропорты, куда в «мирное время» летает куча рейсов из разных городов Европы, Азии и Африки. Билет на самолёт из Восточной Европы может быть недешёвым, поэтому если вы не стеснены во времени, то можно прилететь в какую-нибудь соседнюю страну и заехать в Саудовскую Аравию по земле. Дешевле всего это будет сделать через ОАЭ и Иорданию — даже с учётом стоимости иорданской визы. Именно так я и поступил — прилетел в Дубай, проехал страну с юго-востока до юго-запада и по всему морскому побережью на север и выехал в Иорданию.

При въезде не было никаких вопросов, которые часто так любят задавать на границах, — куда едете, где будете жить, сколько с собой денег? Въезд разрешают даже с израильскими штампами в паспорте.

Саудовский пограничник долго рассказывал мне о своей любви к русской литературе и в особенности к повести Гоголя «Шинель». Багаж досматривали не очень тщательно. Особое внимание обратили только на бутылки с прозрачной жидкостью:

— Это не водка? — А вы попробуйте!

Так я узнал, что алкоголь можно отличить от воды, просто встряхнув бутылку, — спирт стекает по стенкам медленнее.

Выезжал я из страны при нестандартных обстоятельствах — когда граница уже фактически была закрыта из-за карантина. Но это отдельная история. А через несколько дней я получил ещё одно письмо от саудитов с просьбой оставить своё мнение о поездке.

Люди

Учитывая то, что страна долгое время была закрыта для внешнего туризма, можно было решить, что при виде белого человека местные будут открывать рты и показывать пальцем. Это оказалось далеко не так.

Во-первых, больше трети населения Саудовской Аравии — это иностранцы. Большинство — выходцы из Пакистана, Индии, Бангладеша, Филиппин и более бедных арабских государств. С ними постоянно встречаешься на улице. Есть и какое-то количество людей из стран первого мира, но это квалифицированные специалисты, которые живут в отдельных богатых районах, и, просто гуляя по городу, таких не встретишь. Поэтому какое-то представление об окружающем мире саудовец может получить, даже не покидая своей страны. Плюс многие граждане Саудовской Аравии регулярно путешествуют за границу.

Но в провинции повышенное внимание есть. Ты периодически замечаешь, как тебя пытаются исподтишка сфотографировать телефоном, а случайные знакомые просят передать привет их друзьям через Snapchat — здесь это самая популярная соцсеть. Хотя это ничто в сравнении с каким-нибудь Пакистаном или Ираном пятилетней давности, где с тобой постоянно хотят заселфиться местные жители.

В больших городах у местных с английским языком всё очень хорошо, в провинции — плохо, но можно найти англоговорящего человека, который сможет помочь. Причём выходцы из бывших британских колоний — Индии, Пакистана, Бангладеша — тоже редко знают английский, и чаще с ними проще объясниться по-арабски.

Все жители страны — и местные, и иностранцы — невероятно гостеприимны. Здесь хороший автостоп и очень неплохой каучсёрфинг. Часто, когда я ловил машины на трассе, водители останавливались и называли мне цену за проезд. Когда же я объяснял им, что я турист, — иногда это случалось внутри машины, когда мы уже договорились о сумме, — они отказывались брать деньги и, наоборот, пытались угостить меня обедом или позвать в гости. Оказывалось, что они принимали меня за турка или пакистанца, которые тут работают. Кому-то такая ошибка покажется невозможной, но в Турции достаточно светлых людей, а на севере Пакистана многие жители куда более блондинистые и светловолосые, чем славяне.

При всём тёплом отношении к гостям, саудовцы всё-таки себе на уме и не очень охотно обсуждают политику и какие-то недостатки своего государства и общества. Как только разговор заходит о местных особенностях вроде отрубания рук или гендерной сегрегации, они уходят от ответа или переводят тему на достижения саудовского государства — таких тоже немало. Гастарбайтеры обсуждают такие вещи куда охотнее.

Религия

Саудовская Аравия — исламское государство, то есть местное законодательство построено на базе ислама. Причём не просто ислама, а его консервативного и фундаменталистского течения — ваххабизма. Почти все местные жители исповедуют ислам, даже гастарбайтеры из Индии. Большая часть сунниты, 10–15% — шииты, и есть ещё небольшое количество христиан. Для двух последних категорий жизнь в этой стране сопряжена с некоторыми трудностями.

Саудовское государство ограничивает многие шиитские практики, и даже в шиитских регионах никогда с размахом не отмечаются важнейшие религиозные праздники вроде Ашуры. Христианские публичные богослужения разрешили сравнительно недавно. Хотя мне приходилось встречать христианина, который рассказывал, что они до сих пор, в 2020 году, собираются по воскресеньям тайно.

Дресс-код

Впрочем, для туристов есть более актуальные ограничения. Первое — это дресс-код. Одежда должна прикрывать локти и колени. Это позволит не только соблюсти местные приличия, но и уберечься от палящего солнца. Для женщин правила в целом те же, разве что стоит обойтись без обтягивающей одежды. Надевать абайю — длинное мешковатое платье с рукавами — желательно, но совсем не обязательно. Более того — сегодня даже местным женщинам необязательно покрывать голову, не говоря уже о том, чтобы скрывать лицо.

В целом всё зависит от региона: в провинции люди всегда консервативнее, а в столице и портовых городах — либеральнее. Мои знакомые ребята из самого либерального города Джидды ходили в шортах. Хотя бывали ситуации, когда их в таком виде не пускали, например, в торговый центр. Другие мои приятели — из очень традиционного региона эль-Касим — рассказывали, что ещё несколько лет назад для мужчин считалось неприемлемым ходить в джинсах. А поскольку длинная арабская рубаха — соуб — очень неудобная, то они носили пакистанскую традиционную одежду с широкими штанами.

Намаз

Второй важный момент — это перерывы на молитву. В пятницу — священный и выходной день, когда правоверные мусульмане отправляются в мечеть — все учреждения закрыты минимум до полудня. Помимо этого, каждый день пять раз делается перерыв на регулярную молитву. Обычно он длится 20–30 минут.

В самом гуманном случае, если вы придёте перед началом перерыва в магазин или кафе, вас предупредят, что надо поторопиться, потому что скоро перерыв. Иногда в кафе просто закрывают двери и приглушают свет, а посетители остаются сидеть внутри. Если же в заведении не знают, что такое клиентоориентированный сервис, то могут прямо перед вашим лицом закрыть кассу в магазине или попросить вас покинуть кафе, хотя вы только что получили свой заказ и собрались посидеть под кондиционером.

Алкоголь

В Саудовской Аравии алкоголь, конечно же, запрещён. Нет никаких вариантов вроде специализированных магазинов, как в Пакистане. Хотя многие люди тут по понятным причинам не употребляют вообще и не видят в этом смысла. Пьющее население ездит в алкотуры на территорию соседнего Бахрейна — там законодательство более либерально.

Есть чёрный рынок, но цены кусаются. Брендированные вискари могут стоить по 250–600 долларов за бутылку. При таких ценах возникает вопрос, а так ли сильно хочется выпить? Много кто довольствуется самогоном разного качества — около 25 долларов за полтора литра, но его качество оставляет желать лучшего.

Наркотики

Наркотики тоже запрещены, но и их можно достать. Многие жуют кат, он же чат, — его употребляют в странах Рога Африки и на юго-западе Аравийского полуострова. Если пожевать листья, то получишь прилив бодрости. В этом регионе планеты очень много людей плотно сидит на нём и употребляет каждый день. В Африке это является некоторым ритуалом и социальной смазкой. Люди покупают несколько пучков, собираются с друзьями, жуют и общаются за жизнь. А в Йемене всё иначе — тут листья жуют не отрываясь от производства, а людей с набитой щекой можно встретить даже на рабочем месте.

Во многих странах чат запрещён. В вашей, скорее всего, тоже, просто вы об этом не знали. Ведь употреблять чат можно только там, где он растёт: через несколько часов после сбора листья становятся сухими и не дают нужного эффекта. В горах на юго-западе Саудовской Аравии, рядом с Йеменом, чат выращивают, жуют и даже не особо скрываются. Единственное отличие: пучок, который в Эфиопии или Сомалиленде стоит 5–7 баксов, здесь продаётся за 100–150. Потому что запрещено.

Религиозная полиция

В Саудовской Аравии действует религиозная полиция, которая обязана следить за соблюдением всех этих правил. Её официальное название — «Комитет по поощрению добродетели и удержанию от порока». Раньше она действительно лютовала, и, например, людей, которые гуляли по улице во время молитвы, принудительно тащили в мечеть. Мой приятель рассказывал, что несколько раз его задерживали только за то, что он на улице играл на уде — арабском музыкальном инструменте. Сейчас религиозную полицию реформировали. Теперь она действует только в рабочее время и не имеет права задерживать людей.

Мекка и Медина

Для немусульман ограничен въезд в священные города Мекку и Медину. В Мекку нельзя совсем. Более того, в месяц, когда идёт главное паломничество хадж, туда по туристической визе не пустят даже мусульман. В Медине можно побывать в городе, но нельзя заходить в Мечеть Пророка и на площадь перед ней. А больше там смотреть особо и не на что.

Вся пёстрая паломническая толпа тусуется около мечети, куда вам нельзя, а архитектурных достопримечательностей — кот наплакал. Причём те из них, что связаны с исламом — например, могилы соратников пророка Мухаммада, — разрушены саудовскими властями, потому что поклонение им осуждается местной версией ислама.

Государство

Саудовская Аравия — это абсолютная монархия, одно из немногих существующих сегодня государств, в которых монарх имеет абсолютную власть, не ограниченную конституцией. Даже своё название — Саудовская Аравия — страна получила в честь правящей династии Саудов. Члены семьи занимают все важные государственные посты, а портреты её основных представителей висят повсюду. Это, пожалуй, единственные изображения людей, которые можно встретить на улице — учитывая специфику местного ислама.

Естественно, Сауды — это не однородное сообщество, и его представители по-разному относятся не только друг к другу, но и к государственной политике. Нынешняя Саудовская Аравия последние несколько лет переживает радикальные перемены, хотя с нашей точки зрения может до сих пор оставаться в тёмном средневековье.

Здесь есть цензура. Даже в интернете. Саудиты не банят полностью соцсети, как Иран или Китай, но попасть на определённые сайты без VPN не получится. Среди таких идеологически неправильных ресурсов — PornHub, медиа Аль Джазира из недружественного Катара и сайт шиитской Хезболлы.

После историй о религиозной полиции и публичных казнях я ожидал, что в Саудии повышенный уровень паранойи и полиция будет останавливать за каждую подозрительную фотосъёмку. В реальности проблемы с властями у меня возникли всего лишь раз, когда на блокпосту полицейскому не понравилась моя иранская виза двухлетней давности. Тут надо пояснить, что Саудовская Аравия и Иран — очень недружественные страны, а дело было в паре десятков километров от воюющего Йемена, в котором саудиты и иранцы поддерживают разные стороны.

Мужчины и женщины

С правами женщин в Саудовской Аравии большая проблема. Но перестройка уверенно шагает по стране, освобождая женщин Востока от ига консервативных традиций. Например, несколько лет назад женщинам разрешили водить машину и посещать спортивные мероприятия без сопровождения мужчин.

Здесь до сих пор действует суровая гендерная сегрегация. В большинстве ресторанов есть два отделения: для одиноких мужчин и семей. Одиноким женщинам и женским компаниям предписывается ходить в семейную часть. И якобы если мужчина пришёл поесть с семьёй, то он не будет пялиться на чужих женщин и вызывать у них дискомфорт — такая вот странная восточная логика. В учреждениях, куда не ходят семьями — например, в банках, — вместо семейной секции есть женская.

Ещё одним радикальным послаблением режима стало открытие в стране кинотеатров. Сам я туда не ходил, но местные рассказывают, что это дико популярное развлечение, и достать билет в день сеанса практически нереально. Раньше это было запрещено, потому что нельзя было допустить, чтобы мужчины и женщины сидели рядом в темноте. А сейчас сидят — и вроде бы ничего страшного. Примерную кинопрограмму можно посмотреть на сайте одного из саудовских кинотеатров. Все голливудские хиты на месте. Но есть подозрение, что некоторые фильмы всё-таки цензурируются.

Сейчас в Саудовской Аравии полиция не останавливает разнополые компании и не ломится к ним в машину, чтобы проверить их свидетельства о браке. Но кроме закона есть ещё региональные особенности и уклад в конкретной семье. Совершенно нормально, когда за всю жизнь мужчина практически не видит женщин, кроме своих ближайших родственниц. Со своей будущей женой он знакомится фактически перед помолвкой и может полчаса пообщаться с ней в присутствии родителей, чтобы решить, жениться или нет. И в это же самое время, в этой же самой стране есть вещи вроде фестиваля MDL Beast, на котором играет Дэвид Гетта, а тысячи разнополых слушателей вместе прыгают в партере.

Природа

В Саудовской Аравии жарко. Настолько, что даже зимой днём многие магазины и рынки закрываются на «сиесту» с полудня до четырёх часов. Вся основная активность на улицах происходит после захода солнца.

Большая часть территории страны — это пустыня. Тут есть несколько живописных локаций и активности вроде джип-туров по песчаным барханам. Основная масса достопримечательностей — и природных, и культурных — сосредоточена в западной части страны, в горах, которые тянутся вдоль всего побережья Красного моря. Этот регион популярен и среди местных. Летом, когда на востоке страны пекло, саудовцы отправляются на запад, чтобы слегка охладиться в горах.

Море в Саудии потрясающе прозрачное, и во многих местах есть хороший берег, но совсем нет оборудованных пляжей. Купаться в море, а тем более загорать здесь не принято. Обустроить пляж по-саудовски — значит расставить беседки для пикников: очень популярное здесь занятие. Если отель будет стоять на самом берегу моря, то его пляжная зона будет отгорожена забором, уходящим в воду, но по размерам пляж будет метров на двадцать шире самого отеля. Остается надеяться, что хлынувшие в страну иностранные туристы сформируют на это дело спрос, а затем получат и предложение.

Города

Лучше всего саудовские города описывает цитата из песни группы «Кровосток» о том, что города ужасны, а «хуже — только деревни». Типичный крупный населённый пункт здесь — это однообразные жилые кварталы, размазанные тонким одно-двухэтажным слоем на десятки километров. Это пятно перерезают многополосные автодороги, и кое-где встречаются редкие достопримечательности в виде архитектурной старины или природного объекта. То есть здесь нет каких-то условных исторических кварталов или центральных районов, куда ты можешь приезжать, чтобы гулять весь день.

Из-за своей малоэтажности саудовские города просто огромны по размерам, хотя это не так заметно по карте. Видимо, ты просто подсознательно воспринимаешь его как обычный город в Восточной Европе и прикидываешь, что два квартала можно пройти за десять минут. В действительности эти два квартала тянутся километров на десять. А тротуар вдоль них периодически пропадает, часто бывает запаркован машинами, а иногда и вовсе перегорожен забором. В общем, худшего места для пеших прогулок не найти.

Вся инфраструктура заточена под автомобилистов. Например, очень много банкоматов расположены именно на заправках. Причём так, чтобы водитель мог снять наличные, даже не открывая дверь машины.

Общественный транспорт тут абсолютно не развит, и пользуются им в основном гастарбайтеры. Для сравнения: площадь и население эр-Рияда примерно на треть больше, чем у Санкт-Петербурга. А весь общественный транспорт саудовской столицы — это шесть автобусных маршрутов. К счастью, местные власти одумались и начали строить метро и скоростные трамвайные линии.

Можно ездить на такси, но чек за среднюю поездку от одной достопримечательности к другой будет около пяти долларов, что в конце дня сложится в круглую сумму. Поэтому лучший выход — аренда автомобиля.

Единственный город с плотной концентрацией красивой архитектуры — это Джидда. Там историческая застройка очень неплохо сохранилась. Правда, живут в этих домах сейчас не потомки богатеньких купцов, которые строили эти дома в XIX веке, а приезжие гастарбайтеры.

Кроме заселённых городов, в Саудовской Аравии можно посмотреть и покинутые. Самая раскрученная достопримечательность — это Мадаин Салих, комплекс строений в скалах из песчаника. Вырубили их две тысячи лет назад набатейцы — те самые ребята, что соорудили всемирно известную Петру.

По всей стране разбросаны десятки так называемых «исторических деревень». Это небольшие поселения разного возраста — от полувека до нескольких столетий. В горной местности они в основном построены из камня, в пустыне — саманные. После того как их жители переехали в более комфортные дома, деревни оказались заброшенными. Но саудовские власти начали там реконструкцию, провели коммуникации и устроили из посёлков музеи под открытым небом.

Цивилизация

Саудовская Аравия — очень развитое государство, что резко контрастирует с местными консервативными обычаями. Тут хорошо развит междугородний транспорт: самолёты, автобусы, а кое-где и довольно быстрые поезда. Мобильный интернет есть везде, карту иностранцу купить легко.

Здесь есть международные платёжные системы, несложно найти банкомат, а в большинстве случаев можно даже рассчитаться картой. Есть международные бренды: от фастфуда до одежды. Работают сервисы вроде Uber, AirBnB и Booking.com.

Еды много, и она разная: есть левантийская кухня с фалафелями и хумусами, аравийская с рисом и мясом, да ещё и выходцы из Индостана привезли свою кулинарию. От голода умереть сложно, при том что цены не намного дороже, чем в Восточной Европе. Здесь принято есть руками, но если вы попросите, то вам дадут ложку.

С туристической инфраструктурой пока что проблемы. Помимо того, что действительно интересные места разделены сотнями километров, в Саудовской Аравии отсутствует бюджетный сегмент. Например, совсем нет хостелов. Хотя если вы путешествуете вдвоём, то сможете найти приличный номер долларов 15 за человека. Организованные экскурсии тоже заточены под состоятельных экспатов и стоят неоправданно дорого.

Тут пока что нет толп туристов с селфи-палками, и если попсовые страны уже в мельчайших деталях описаны путеводителями, то здесь приходится попотеть, выискивая интересные места. Рекомендации местных — это всегда лотерея. Вам могут посоветовать и совершенно потрясающее горное ущелье, и унылое вонючее озеро — просто потому, что они сами туда регулярно ездят на пикники. Сервисы карт далеко не всегда бывают полезны. Нужное место не всегда находится даже по арабскому названию, а уж с поиском по английской транскрипции вообще нет шансов. Впрочем, благодаря этому можно испытать радость первооткрывателя.

 

 

Автор Павло Морковкин

5 фактов о религии в Саудовской Аравии

Наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман на встрече в Лондоне 7 марта 2018 года. (Дэн Китвуд/WPA Pool/Getty Images)

С тех пор как его отец стал королем Саудовской Аравии в 2015 году, наследный принц Мохаммед бин Салман предпринял решительные шаги, чтобы изменить политическую и экономическую жизнь своей страны. Но 32-летний наследник престола также начал смягчать строгие религиозные правила королевства, пообещав вернуться к «умеренному исламу». Среди изменений, которые он инициировал: предоставление женщинам права водить машину, повторное открытие кинотеатров и ограничение широких полномочий религиозной полиции.

Вот пять фактов о религии в Саудовской Аравии — стране, которая является родиной ислама и поэтому имеет особое значение для мусульман всего мира.

1Саудовская Аравия имеет молодое и быстро растущее мусульманское население. По данным Pew Research Center, в королевстве проживает более 30 миллионов человек, и примерно 93% из них исповедуют ислам. Страна официально является мусульманской страной, и большинство саудовских мусульман — сунниты. Однако шиитское меньшинство составляет примерно от 10% до 15% населения. Кроме того, Саудовская Аравия — молодая страна: в 2015 г. около 56% мусульман королевства были моложе 30 лет. Прогнозируется, что число мусульман в Саудовской Аравии увеличится на 51% в период с 2015 по 2050 г., хотя их доля в мировом Ожидается, что мусульманское население останется небольшим и составит около 2%.

2В Саудовской Аравии находятся два самых священных города ислама: Мекка, где родился пророк Мухаммед, и Медина, где он похоронен. Ежегодно во время хаджа миллионы мусульман со всего мира едут в Мекку, чтобы совершить шестидневное паломничество к святыне Кааба. Хотя хадж требуется один раз в жизни каждому трудоспособному взрослому мусульманину, который может себе это позволить, приверженцы веры также отправляются в Мекку в другое время года, чтобы совершить более короткое добровольное паломничество умра.

3Правительство Саудовской Аравии придерживается ультраконсервативной ваххабитской интерпретации Корана. Ваххабизм зародился как социальное и религиозное реформаторское движение в 18 веке и тесно связан с основанием и укреплением Саудовского королевства. Ваххабизм призывает к буквальному толкованию Корана и включает в себя строгое соблюдение религиозных кодексов и обычаев. На протяжении десятилетий ваххабитскую доктрину поддерживали священнослужители, управляющие судебной системой, и религиозная полиция. Но недавно наследный принц Мухаммед выступил против клерикального истеблишмента и даже лишил религиозную полицию права производить аресты.

4Правительственные ограничения на религию в Саудовской Аравии «очень высоки», согласно отчету Исследовательского центра Пью за 2017 год, в котором рассматривались религиозные ограничения по состоянию на 2015 год. Королевство является одной из 23 стран из 198, включенных в исследование, чтобы заработать это различие, наряду с такими странами, как Китай, Египет и Иран. Царство пустыни попадает в эту высшую категорию ограничений, потому что оно соответствует многим критериям Центра; например, конституция не допускает свободы вероисповедания, правительство вмешивается в практику отправления культа, а религиозные символы, такие как одежда, регулируются законом. Саудовская Аравия также имеет «высокий» рейтинг в нашем Индексе социальной враждебности, который измеряет агрессию со стороны частных лиц, организаций или групп в обществе, например, притеснения на религиозной почве и терроризм.

5Молодые саудовские женщины являются одними из самых образованных в мусульманском мире. Несмотря на законы, требующие от женщин иметь опекуна-мужчину — ограничение, которое обычно препятствует их социальной мобильности и доступу к работе — молодые саудовские женщины более образованы, чем их коллеги-мужчины. Согласно отчету Pew Research Center, по состоянию на 2010 год около трети (35%) саудовских женщин в возрасте от 25 до 34 лет имели как минимум высшее образование по сравнению с 28% мужчин. Это большое отличие от предыдущих поколений. Например, только 3% саудовских женщин в возрасте от 55 до 74 лет получили высшее образование по сравнению с 16% мужчин в этой возрастной группе. Хотя этот недавний образовательный прогресс не поднял саудовских женщин до уровня США, например, где 48% женщин в возрасте от 25 до 34 лет имели высшее образование, Саудовская Аравия тем не менее опережает других влиятельных лиц в регионе, таких как Египет (19%) и Иран (16%).

Далия Фахми — старший автор/редактор, специализирующийся на вопросах религии в Исследовательском центре Пью.

СООБЩЕНИЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА

Саудовская Аравия — APPG за международную свободу религии или убеждений

РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕМОГРАФИЯ
Общая численность населения составляет 34 миллиона человек, включая более 12 миллионов иностранных жителей. От 85 до 90 процентов из примерно 20 миллионов граждан являются мусульманами-суннитами. Саудовская Аравия известна своей ваххабитской разновидностью суннитского ислама, который составляет всего около 20 процентов населения, но имеет большое влияние по всей стране. Большая часть суннитского населения исповедует ханбалитскую школу юриспруденции, также присутствуют приверженцы ханафитской, маликитской, шафиитской и суфийской групп. Кроме того, от 10 до 15 процентов населения придерживаются шиитского ислама, в основном из группы двунадесятников или иснаашаров, при этом в стране также присутствует некоторое количество исмаилитов (примерно 700 000) и зайдитов. Также присутствуют другие группы, в том числе восточно-православные, протестантские, римско-католические, еврейские, индуистские, буддийские и сикхские группы. Эмигрантское население включает два миллиона немусульман: христиан, индуистов и буддистов. Невозможно определить численность нерелигиозного населения.

APPG Комментарий о текущем состоянии свободы религии или убеждений 2020

Саудовская Аравия не терпит публичного поклонения любой другой религии или секте, кроме ханбалитской или ваххабитской версии ислама. Он систематически дискриминирует шиитов и исмаилитов в государственном образовании, системе правосудия, трудоустройстве. Санкционированные государством религиозные власти очерняют шиитские, суфийские и умеренные исламские толкования в школьных учебниках, документах и ​​публичных заявлениях.

Шииты в Восточной провинции, составляющие 15 процентов населения, являются одной из самых преследуемых общин в стране. В апреле 2019 года власти Саудовской Аравии казнили 37 человек, 32 из них были шиитами. Они были привлечены к ответственности по обвинениям в «провоцировании межконфессиональной розни» или «нарушении безопасности». Однако, как утверждают различные правозащитные организации, эти шииты были казнены только за то, что они шииты.

Несправедливые судебные процессы и принудительные признания особенно используются против шиитов, чтобы казнить их и заключать в тюрьму. Amnesty International изучила восемь судебных процессов Специализированного уголовного суда (СУС) над 68 шиитами и обнаружила, что большинство из них были привлечены к уголовной ответственности только за участие в антиправительственных акциях протеста. Amnesty International пришла к выводу, что судебные процессы были «крайне несправедливыми» и основывались на «признаниях, полученных под пытками». По меньшей мере 20 шиитов, которых судил СКК, были приговорены к смертной казни по принуждению к даче признательных показаний, 17 из них уже казнены. Более 100 шиитов по расплывчатым обвинениям, в том числе представители других национальностей, предстали перед SCC.

Одной из тревожных тенденций является привлечение к ответственности несовершеннолетних, отбывающих наказание за участие в мирной акции протеста, проводимой шиитами. Муртаджа Курейрис, которому сейчас 18 лет, является ярким примером преследования Саудовской Аравией несовершеннолетних шиитов. Ему было 16 лет, когда его перевели в тюрьму GDI в Даммаме, тюрьму для взрослых, и перед переводом его пытали и заставляли признаться в преступлениях, которых он не совершал.

Шииты лишены своей основной свободы исповедовать свою веру, например, путем запрета публичного празднования Ашуры, которое занимает центральное место в шиитской вере. Шииты также подвергаются дискриминации на общественных должностях, например, мужчина-шиит не может быть судьей в обычных судах, занимать высокий военный или дипломатический пост или стать религиозным учителем. Точно так же немусульманским религиозным меньшинствам и атеистам запрещено исповедовать или выражать свои убеждения публично.

Христиане часто становятся жертвами слежки и запугивания со стороны властей и без страха исповедуют свою религию. Власти часто совершают набеги на их богослужения, и те, кто переходит в христианство из мусульманской веры, опасаются преследований, если раскрывают свое обращение. Очернение религиозных общин, особенно христиан, шиитов и евреев, продолжается в учебниках. Христиане и евреи считаются «врагами» ислама.

Либералы, вольнодумцы и атеисты часто становятся жертвами арестов, пыток и, в некоторых случаях, приговариваются к смертной казни. Раиф Бадави — узник совести, который с 2012 года находится в тюрьме за либеральные и инакомыслие. Ахмад аль-Шамри и Ашраф Фаяд находятся в заключении за пропаганду атеистических идей и инакомыслия.

Доклад FCDO о правах человека за 2020 год

Правительство Саудовской Аравии продолжало выступать с положительными заявлениями о религиозной терпимости, но ограничения свободы религии или убеждений оставались. Публичное исповедование религии, отличной от ислама, по-прежнему было незаконным, но сокращение присутствия религиозной полиции и разрешение иностранным немусульманским религиозным группам поклоняться в частном порядке улучшили свободу вероисповедания.

APPG Комментарий о текущем состоянии свободы религии или убеждений 2019

Хотя Саудовская Аравия известна своей ваххабитской разновидностью суннитского ислама, по оценкам, его приверженцы составляют лишь около 20% населения Саудовской Аравии. Большая часть 85-90% суннитского населения Саудовской Аравии исповедует ханбалитскую школу юриспруденции, также присутствуют приверженцы ханафитских, маликитских, шафиитских и суфийских групп. Кроме того, от 10 до 15% населения придерживаются шиитского ислама, в основном из группы двунадесятников или иснаашаров, с некоторыми исмаилитами (примерно 700 000) и зайдитами, также присутствующими в стране. Также присутствуют другие группы, в том числе восточно-православные, протестантские, римско-католические, еврейские, индуистские, буддийские и сикхские группы.

Мусульмане-шииты подвергаются серьезному религиозному преследованию в Саудовской Аравии. Группа ежедневно сталкивается с дискриминацией в таких областях, как образование, трудоустройство и судебная система, а также не может получить доступ к высшим должностям в правительстве и вооруженных силах. Строительство шиитских мечетей и использование шиитского призыва к молитве строго ограничены за пределами шиитских районов Восточной провинции. Разрешения необходимы для шиитских религиозных собраний в частных домах. Существующие преследования усилились после шиитских протестов в Восточной провинции в 2011 году. Правительство Саудовской Аравии ответило жесткими репрессиями, систематически арестовывая и приговаривая к наказанию шиитских граждан, причастных к таким протестам. Это подавление продолжилось в 2019 году..

23 апреля правительство объявило о массовой казни 37 мужчин, по меньшей мере 33 из которых были представителями шиитского меньшинства. Более того, в мае 2019 года слушалось второе дело в отношении шиитского священнослужителя шейха Мохаммада бин Хасана аль-Хабиба, поскольку власти Саудовской Аравии пытались продлить его существующий семилетний тюремный срок в результате его поддержки протестующих шиитов.

Немусульманским религиозным меньшинствам и атеистам запрещено исповедовать или публично выражать свои убеждения в Саудовской Аравии. Хотя и остается предполагаемое разрешение на частную практику веры для немусульман, не обращенных из ислама, оно не кодифицировано и не дает реальной защиты религиозным меньшинствам, подпадающим под такую ​​категорию.

Отношение правительства Саудовской Аравии к религиозным меньшинствам проявляется в языке, который оно использует для их обозначения. Назначенные правительством религиоведы в официальных документах и ​​религиозных постановлениях, которые влияют на решения правительства, уничижительно относятся к религиозным меньшинствам, а в школьном учебнике Министерства образования религиозные меньшинства именуются «кафирами» или «неверующими». Чтобы сбить это с толку, священнослужитель Саад бин Атик аль-Атик, печально известный своими сектантскими ненавистническими высказываниями против шиитов, алавитов, христиан и евреев, работает надзирателем по исламскому просвещению в Министерстве образования.

Кроме того, христианские праздники, такие как Пасха и Рождество, запрещены, а священный месяц Рамадан граждане Саудовской Аравии должны строго соблюдать.

Критика ислама сурово наказывается в Саудовской Аравии, а «богохульство» рассматривается как «отступничество» и карается смертью. Блогер Раиф Бадави, арестованный в 2012 году за оскорбление ислама, остается в тюрьме.

В марте 2014 года Правительство утвердило новое антитеррористическое законодательство. Статья 1 нового закона определяет одну из форм терроризма как «призыв к атеистическому мышлению в любой форме или постановку под сомнение основ исламской религии, на которой основана эта страна». Ислам, неверующие считаются врагами саудовского государства. Этот закон не только причисляет неверующих к террористам, но и создает правовую основу, запрещающую как терроризм почти все мысли или выражения, критикующие правительство и его понимание ислама.

Отступничество также является уголовным преступлением и требует смертной казни. Уголовное обвинение в «отступничестве» иногда выдвигается против людей (включая писателей, активистов, художников или адвокатов), которые проявляют какие-либо серьезные признаки нарушения внешних границ свободы слова или критикуют религиозные авторитеты и чьи взгляды (правильные или ошибочные) называются «атеистическими» или «оскорбляющими религию».

Несмотря на ограничения FoRB, сообщается, что христианская вера все чаще распространяется через Интернет, через христианские приложения для смартфонов и каналы спутникового телевидения. В редких случаях верующие, живущие в закрытых комплексах, чувствуют себя в достаточной безопасности, чтобы исповедовать свою веру, развешивая изображения Христа, религиозные цитаты и распятия. 6 декабря 2018 года в Саудовской Аравии состоялась первая месса Египетской коптской православной церкви в Эр-Рияде. Также имели место другие положительные действия, такие как изменение закона о женщинах, носящих абайю.

Немусульманские рабочие-мигранты в Саудовской Аравии, многие из которых являются выходцами из Индии, Филиппин и африканского континента, часто являются христианами, буддистами, индуистами или сикхами и подвергаются преследованиям по этническому, классовому и религиозному признаку. Низкооплачиваемые иностранные рабочие-христиане постоянно вынуждены обращаться в ислам, в то время как христианские горничные, живущие в семьях Саудовской Аравии, как сообщается, подвергаются высокому уровню физического и сексуального насилия.

Аналогичным образом, дело Гурвиндера Сингха в 2018 году показывает, что мигрантов-сикхов заставляют стричь волосы и есть халяльное мясо в тюрьмах Саудовской Аравии. В январе 2019 г., два беженца-мусульманина-рохинджа были насильственно возвращены в Бангладеш, несмотря на предположение, что они будут заключены в тюрьму по прибытии в страну.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *