Савва сторожевский монастырь звенигород: Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь — Официальный сайт монастыря

Факты и легенды о Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде —

Факты и легенды о Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде — | Статьи по туризму от votpusk.ru

Топ-7 лучших

спа-отелей России

Топ-7 лучших

спа-отелей России

5525 просмотров

1 нравится

поделиться

Вконтакте

Одноклассники

Скопировать

Интересное

  • Звенигород
  • Карта Звенигорода
  • Фото Звенигорода

Что еще почитать?

  • Герб Московской области
  • Герб Балашихи
  • Детские лагеря в Подмосковье
  • Герб Серпухова
  • Где отдохнуть в Подмосковье
  • Аэропорт в Жуковском
  • Кемпинги в Подмосковье
  • Водопады Подмосковья
  • Аэропорт в Щелково
  • Экскурсии в Подмосковье
Все статьи

Автор фото: Leonid Rybakov. Источник: Википедия

Саввино-Сторожевский монастырь в подмосковном Звенигороде — одна из известнейших православных обителей. Но даже нерелигиозные люди стремятся посетить это место. Ведь здешние стены хранят память о невероятно далеких событиях нашей истории. Кроме того, в этом месте есть непередаваемое очарование, словно бы удивительная аура. И это не пустые слова, поверьте! Побывав там хотя бы один раз, вы ощутите это сами.

История монастыря начинается в XIV столетии. Первым был построен деревянный храм. Сначала монахов было мало, но их количество увеличивалось, территория расширялась… Отметим, что уже в первые годы существования обители ей принадлежали близлежащие леса. Они были дарованы монастырю звенигородским князем. Эти леса славились большим количеством пчел, живших в дуплах. А где пчелы — там, как известно, и мед…

Позже обитель имела не только религиозное, но и оборонное значение. Сюда любили приезжать российские цари… В советское время монастырь закрылся. Молитвы вновь зазвучали в этих стенах лишь в конце XX столетия.

Основатель

Источник: pravoslavie.ru

Основатель обители имеет непосредственное отношение к Сергию Радонежскому. Он входил в число учеников этого святого. Сегодня основатель известен нам как Савва Звенигородский (Сторожевский).

Неподалеку от монастырских стен он выкопал пещеру. Там он порой молился в тишине и уединении. Большую же часть времени, конечно, проводил в обители.

Савва был знаменитым чудотворцем. Некоторые чудеса были совершены при жизни, другие являются посмертными. Его мощи долгое время хранились в монастыре. В послереволюционное время они были вывезены на Лубянку. Вскрытие и изъятие мощей осуществлялись коммунистом Константином Макаровым. Его поступок вызвал в городе мятеж. Но восстание было подавлено, а в честь Макарова названа одна из городских улиц.

Позже мощи были переданы одному из звенигородских художников — Михаилу Успенскому. Художник в тайне от властей хранил эту святыню много лет. Он поместил ее в металлический контейнер и зарыл на дачном участке. Однажды на даче начался сильный пожар. Все было уничтожено огнем, но святыня оказалась не повреждена. Позже она хранилась в городской квартире художника. После его смерти родственники передал мощи священнику. В настоящее время они возвращены в монастырь.


Легенда о царе

Автор фото: Ludvig14. Источник: Википедия

Однажды царю Алексею Михайловичу случилось заблудиться в лесу возле монастыря. Это произошло во время охоты. Вообще-то государь приехал сюда для поклонения святыням. Но заодно решил и поохотиться.

Вместе со своей свитой он искал берлогу медведя. Увлекся поиском и не заметил, как оказался в лесной чаще один. И тут увидел медведя (того самого, которого так долго искал). Но встреча эта, как мы понимаем, отнюдь не была радостной.

И вдруг откуда-то появился незнакомый старик. При виде его медведь бросился наутек. Царь поблагодарил старика за спасение и спросил его имя. Спаситель назвался Саввой и сказал, что живет в монастыре неподалеку. После этого старик исчез среди деревьев.

Вернувшись в обитель, царь начала искать спасшего его старика. Но ему отвечали, что человека с таким именем тут нет. Через некоторое время царь пригляделся к иконе, изображающей Савву Сторожевского… И понял, кому он обязан своим спасением.

Легенда о французах

В годы войны с Наполеоном монастырь был занят неприятельским войском. Что удивительно, разграблен он не был. Почему? Существует история, объясняющая это.

Предводителю французов (родственнику Наполеона) во сне явился основатель монастыря. Он сказал, что француз вернется домой живым и даже не будет ранен. Но он должен не разорять обители.

Французский военачальник послушался старца, явившегося в сновидении. В результате монастырь остался нетронутым. А военачальник, действительно, вернулся домой живым и здоровым. И это исторический факт. Звали француза Эжен де Богарне.

Монастырский квас

Автор фото: CitroMak. Источник: Википедия

Говоря о монастыре, нельзя не упомянуть о великолепном квасе, который тут изготавливают. Он широко известен за пределами обители. У монахов, изготавливающих здесь этот напиток, есть один маленький секрет. Впрочем, в настоящее время этот секрет уже также стал известен за стенами монастыря. А потому можно смело писать о нем, не боясь разглашения тайны. Вот он: вкуснейший напиток здесь настаивают на изюме.

В истории монастыря факты переплетаются с легендами так тесно, что трудно отделить их друг от друга. Может, поэтому обитель неизменно притягивает как верующих, так и неверующих. Даже если вы не ожидаете чудес от посещения монастырских стен, стоит все же здесь побывать.

Ирина Белоус

Все статьи автора

Понравилась статья?

Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!

Наш канал в Yandex дзен

Интересное

  • Звенигород
  • Карта Подмосковье
  • Карта Звенигорода
  • Фото Звенигорода

Что еще почитать?

  • Герб Московской области
  • Герб Балашихи
  • Детские лагеря в Подмосковье
  • Герб Серпухова
  • Где отдохнуть в Подмосковье
  • Аэропорт в Жуковском
  • Кемпинги в Подмосковье
  • Водопады Подмосковья
  • Аэропорт в Щелково
  • Экскурсии в Подмосковье
Все статьи

Категории Звенигорода

  • По типу отдыха
  • Природный отдых

Достопримечательности

Звенигорода

Все достопримечательности

Отели

Звенигорода

Все отели

Туры со скидками

 

Все туры

Добраться самостоятельно до Звенигорода

Откуда

Статьи набирающие популярность

Все статьи

Вконтакте

Одноклассники

Скопировать

Преподобный Савва Сторожевский — Русская вера

16 декабря (3 декабря ст. ст.) Церковь чествует память преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца, одного из ближайших учеников и сподвижников преп. Сергия Радонежского. Преподобный Савва стал основателем и первым игуменом Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде, который первый в истории Руси получил статус Лавры. Здесь, во время игуменства преподобного Саввы, трудился знаменитый иконописец Андрей Рублев и создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918-1919 годах на Городке, включая знаменитый «Спас Звенигородский» («Русский Спас»; ныне хранится в Третьяковской галерее). Первое житие преподобного Саввы Сторожевского было написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый). Примечательно, что краткое житие преподобного переложил на современный литературный язык великий русский поэт А. С. Пушкин.

 

Содержание:

  • Житие преподобного Саввы Сторожевского
  • Почитание и прославление преподобного Саввы Сторожевского
  • Тропарь, кондак и канон преподобному Савве Сторожевскому
  • Чудеса преподобного Саввы Сторожевского
  • Преподобный Савва Сторожевский. Иконы
  • Саввино-Сторожевский монастырь
  • Саввино-Сторожевский монастырь и старообрядчество

 

Житие преподобного Саввы Сторожевского

О детских и отроческих годах преподобного Саввы, до прихода его в монастырь, сведений не сохранилось. Неизвестны так же год и место его рождения. Житийная повесть начинается с того времени, как юный подвижник пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского и принял от него иноческий постриг. Под руководством великого игумена, инок Савва упражнялся в посте и богомыслии, пребывая в непрестанном подвиге, смирении и трудах. За свое благочестие и внутреннее преуспеяние он был удостоен священнического сана и был избран духовником обители.

После победы на Куликовом поле, благоверный князь Димитрий Иоаннович Донской, согласно своему обету, задумал создать общежительную обитель во имя Пресвятой Богородицы. Он обратился за помощью к преподобному Сергию, и преподобный облюбовал уединенное место на реке Дубенке, где поставил церковь, а потом создал и монастырь в честь Успения Богоматери. Настоятелем был назначен преподобный Савва, как весьма опытный и искусный инок, способный к отческому попечению о братии (по другим источникам, вопрос об игуменстве Саввы Сторожевского в Свято-Успенского Дубенском монастыре является весьма спорным, так как  игуменом в то время был другой Савва — Стромынский).

Преподобный Савва пользовался уважением не только среди монастырской братии и простых мирян, но и в княжеском роде. Он был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского Евдокии (в монашестве Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского. В 1395 году (по другим источникам — в 1399 г.) Юрий Звенигородский обратился за благословением к преподобному Савве на поход в Волжскую Булгарию. Преподобный благословил князя на ратный подвиг и предсказал ему славную победу. Сражение окончилось полным разгромом противника: Юрий Звенигородский сумел взять 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань, и с той поры стал еще больше почитать святого старца.

После кончины преподобного Сергия, преподобный Савва, вняв мольбам братии, около шести лет управлял Троицкой обителью, так как благословленный на игуменство Никон Радонежский удалился на это время в затвор. Тогда, подобно своему богоносному наставнику, он извел источник за северной стеной монастыря, так как братия страдала от нехватки воды. Но в 1398 году благочестивый князь Юрий Звенигородский утвердился в благом намерении создать в своих окрестностях иноческую обитель и пригласил с этой целью преподобного Савву. Место было выбрано на горе Сторожевской, в полутора верстах от самого Звенигорода. Возложив всю надежу на Пресвятую Богородицу, святой подвижник поселился на новом месте, где в скором времени поставил деревянную церковь в честь Рождества Пречистой и соорудил себе маленькую келью. Постепенно вокруг него стала собираться братия, и богомудрый старец с отеческой любовью принимал всех и наставлял на путь спасения. Так в скором времени устроился новый общежительный монастырь. Звенигородский князь всячески опекал обитель и делал большие вклады. Незадолго до преставления преподобного он поставил величественный каменный храм в честь Рождества Богородицы (вместо прежнего, деревянного), который сохранился и до наших дней.


Библиотека Русской веры
Житие преподобного Савы Сторожевского. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале


Чувствуя приближение к вечности, преподобный Савва стал стремиться к большему уединению и для этого выкопал себе в версте от монастыря небольшую пещеру. Преставился угодник Божий в глубокой старости, 3 декабря 1407 года, преподав всем мир и последнее целование. Преемником своим он назначил одного из учеников, также по имени Савва. Весть о его блаженной кончине быстро разлетелась по Звенигородским окрестностям: на погребение собралось множество народа, все прощались с преподобным, словно с родным отцом. Тело преподобного Саввы было предано земле с правой стороны у Богородице-Рождественской церкви.

 

Почитание и прославление преподобного Саввы Сторожевского

Местное почитание преподобного Саввы Звенигородского началось сразу же после его преставления. Первая икона преподобного была написана в начале XVI века игуменом Саввино-Сторожевского монастыря Дионисием. В гра­мо­те 1539 го­да пре­по­доб­ный Савв­а на­зы­ва­ет­ся чу­до­твор­цем. В се­ре­дине XVI в. бы­ло со­став­ле­но опи­са­ние чу­дес. Общецерковное прославление преподобного состоялось в 1547 году, по инициативе монастырской братии и митрополита Московского Макария, а 19 (29) января 1652 года, после 245 летнего пребывания в сырой земле, были обретены нетленные мощи святого. Дубовая гробница с мощами была поставлена в Богородице-Рождественском соборе у южных врат алтаря.

 

Тропарь, кондак и канон преподобному Савве Сторожевскому

Тропарь, глас 8:

Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне, от юности бо изволи чистое житие. Духовному си учителю последуя, и того учением ум к небесным вперив, и стаду своему премудр наставник показася. Тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати. Саво, от че наш, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

Господним желанием распалився, страсти плотьския воздержанием оттряс, божественаго света, незаходимое светило явися. Чудес лучами всех просвещаеши, притекающих к раце мощей твоих, Саво преподобне отче наш.


Библиотека Русской веры
Канон преподобному Саве Сторожевскому →

Читать онлайн


Чудеса преподобного Саввы Сторожевского

Молитвами преподобного Саввы совершались многочисленные исцеления, не раз и после отшествия в мир иной он оказывал чудесную помощь насельникам своей обители, когда те были в опасности или терпели какую-либо нужду. Чудесным образом была написана и первая его икона.

Однажды, уже через много лет после своего преставления, преподобный Савва явился во сне игумену Дионисию, который был искусным иконописцем, назвался по имени и повелел написать свой образ. Тогда Дионисий призвал к себе древнего старца Аввакума, который, пришедши в юном возрасте в обитель, видел преподобного еще живым, и стал подробно расспрашивать о его наружности. Убедившись, что видение было истинным, Дионисий написал икону преподобного по тому образу, какой он увидел во сне. По прошествии некоторого времени, этот же игумен Дионисий впал в сильное искушение по навету нерадивых иноков, которые составили против него клеветнический донос к великому князю Иоанну Васильевичу. Князь сначала поверил клевете, и игумен стал сильно скорбеть по этому поводу. Но преподобный Савва опять явился  ему во сне и велел ни о чем не печалиться, но положиться на волю Божью. И, таким образом, по молитвам преподобного, клеветники оказались посрамлены, а игумен, после объяснения с великим князем, с большой честью возвратился в свою обитель.

Открытию мощей угодника Божьего преподобного Саввы также предшествовало одно чудесное обстоятельство. Как-то отбившись от свиты во время охоты в Звенигородских лесах, царь Алексей Михайлович чуть было не погиб при одиночной встрече с медведем. Но тут явился благолепный старец и отогнал зверя прочь. Спрошенный об имени, он назвал себя Саввою и иноком Сторожевской обители и быстро скрылся в лесу. Благодарный царь поспешил в обитель, чтобы найти этого инока, но там не оказалось ни одного старца по имени Савва. Тогда царь, взглянув внимательно на образ преподобного Саввы Сторожевского, уразумел, что ему явился сам святой. Он велел отслужить молебен и освидетельствовать гроб для приготовления св. мощей преп. Саввы к торжественному открытию.

В 1812 году, когда Наполеон подошел к Москве, в Саввино-Сторожевском монастыре расположился отряд вице-короля итальянского принца Евгения (Эжена) Богарне. Солдаты сразу же занялись мародерством, не щадя и церковного имущества. Но, как рассказывал позже сам принц Евгений, вскоре, то ли во сне, то ли наяву, пред ним предстал грозный старец в черном монашеском облачении. Он приказал ему не расхищать обитель, обещая за это благополучный исход на родину. Когда устрашенный Евгений узнал по образу на иконе явившегося ему старца, то приказал опечатать церковь и направил свое войско к Москве. Впоследствии потомки Богарне породнились с русским императорским домом — сын принца Евгения женился на дочери императора Николая I. Семья эта жила в России до 1917 года под фамилией герцогов Лейхтенбергских.

 

Преподобный Савва Сторожевский. Иконы

Преподобный Савва изображается в традиционном монашеском одеянии. Поверх подрясника накинута черная мантия (палий) — длинная, без рукавов, накидка с застежкой на вороте. Черный цвет мантии — символ покоя, совершенного отрешения от суетного внешнего мира, а также отказ от собственных страстей. Правая рука святого воздета в благословляющем жесте, а в левой находится свернутый свиток — символ Евангелия Божия. В других иконографических вариантах в левой руке святого может находиться развернутый свиток или икона Божией Матери с Богомладенцем Христом.

Прп. Савва (фрагмент). Икона. Москва. Средина XVII в. Деисусный ряд собора Сторожевского монастыряПреподобный Савва Сторожевский, с житием в 12 клеймах. 1835 г. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургПрп. Савва Сторожевский. Икона. Москва. XVII в. Из храма Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве. Звенигородский монастырьСвятые преподобные Сергий Радонежский и Савва Звенигородский. 2-я пол. XIX века. Мстёра, старообрядческая школа (Алексей Суслов)Преподобный Савва Звенигородский Сторожевский. Первая половина XVIII в. ПодмосковьеПрп. Савва. Шитая пелена. Фото начала XX века. Москва. XVII в.Преподобный Савва Сторожевский. Современная икона

В августе 2007 года у входа в Саввино-Сторожевский монастырь был открыт памятник прп. Саве Сторожевскому (скульптор Сергей Сорокин).

 

Саввино-Сторожевский монастырь

Ныне действующий Саввино-Сторожевский монастырь (РПЦ) расположен на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в 2 км западнее города Звенигорода Московской области.

В честь преподобного Саввы Сторожевского освящен придел Собора Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря, построенного в начале ХV века.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря с приделом в честь преп. Саввы Сторожевского

В XV—XVII веках обитель играла немаловажную стратегическую роль в обороне западной стороны столицы, а также стала любимым местом молитвы многих русских царей. Здесь бывали Иван IV Грозный с супругой Анастасией Романовной и их сын Фёдор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь превратился в загородную царскую резиденцию. В это время в обители были возведены дворец государыни, царские палаты и внешние каменные стены. Храмы обители расписывали самые известные иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля.

К Саввино-Сторожевскому монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных, по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры. В первой половине XX века эта дорога называлась Звенигородское шоссе, теперь же она более известна как Рублёво-Успенское шоссе.

Саввино-Сторожевский монастырь

Вскоре после революции монастырь был закрыт и разорен. 17 марта 1919 года были вскрыты мощи преподобного Саввы. Результат вскрытия мощей был опубликован в отчёте VIII отдела Народного комиссариата юстиции РСФСР Съезду Советов, в котором был описан так: «кукла из ваты; в вате 33 сильно разрушившихся и переломленных кости». 5 апреля 1919 года мощи преподобного Саввы были вывезены из монастыря, а сама обитель была окончательно закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода Михаилу Успенскому, который завещал вернуть их Церкви. Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Данилов монастырь, в августе 1998 года они были торжественно перенесены в родную обитель — в Богородице-Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время.

Рака с мощами преп. Саввы Сторожевского

Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте в России после Троице-Сергиевой лавры и Серафимо-Дивеевской обители.

 

Саввино-Сторожевский монастырь и старообрядчество

Примечательно, что в 1667 году, в честь приезда в Москву иностранных патриархов, утвердивших церковные реформы ХVII века, колокольных дел мастером Александром Григорьевым в Саввино-Сторожевском монастыре был отлит самый знаменитый Большой Благовестный колокол, весом в 2125 пудов (около 34 тонн). Колокол обладал необычайно глубоким и красивым звуком, равного которому не было в России: по преданию, звон его долетал и до самой Москвы. В 1941 году Большой Благовест решили снять на переплавку, но в ходе работ он упал и разбился. В настоящее время от него остался лишь осколок языка весом 700 кг, который выставлен на обозрение. Колокол Большой Благовест изображен на гербе Звенигорода.

В Саввино-Сторожевском монастыре подвизался один из самых известных старообрядческих святых — Никанор Соловецкий. В 1654-1658 гг. он был настоятелем обители. Впоследствии Никанор стал архимандритом Соловецкого монастыря, где возглавил Соловецкое восстание в защиту старой веры.

Экскурсии по величественным окрестностям Москвы с московским гидом и водителем

Экскурсии по Подмосковью Величественной Подмосковья: |

«Впечатляющие башни Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде» — См. фото в альбоме Звенигород

Звенигород — Жемчужина России

Звенигород — красивый городок, расположенный в 60 км к западу от Москвы. Само его название (звенящий город) подразумевает перезвон церковных колоколов. Недаром на гербе Звенигорода изображен колокол — символ города. 35-тонный великан Большой Благовещенье, отлитый выдающимся литейщиком Александром Григорьевым, до 19 года украшал колокольню Саввинского монастыря.41. Ему не было равных по красоте и мелодичности.

Здесь все располагает к отдыху, уединению и медитации: тихие переулки, деревянные домики, утопающие в садах, кристально чистые воды Москвы-реки, воздух, напоенный травой и хвоей. Действительно, хочется пить этот воздух, ибо он «легкий, бодрящий, вкусный и звонкий». Здесь живут приветливые и простодушные люди, которых еще два столетия назад географ назвал здоровыми, «румянощекими», а также «ловкими, учтивыми и умными».

«В Звенигороде, где я когда-то работал в больнице, очень хорошо», — вспоминал Антон Чехов, собиравшийся обвенчаться в звенигородской церкви. И, как бы вторя ему, знаменитый композитор Сергей Танеев так писал об этой местности своему другу на европейском курорте: «Правильно в вашем Баден-Бадене, но и в нашем Дюткове так же неплохо. Есть холмы, покрытые лесами и лугами. Прогулки здесь великолепны».

Обильные леса, холмы и родники с кристально чистой водой, живописные окрестности, которые в прошлом веке называли Русским Барбизоном, Русской Америкой, Русской Швейцарией, Утесом Любви, — все это делало этот город исключительно привлекательным для отдыха и туризма.

Природа Звенигорода была источником вдохновения для целых поколений художников, музыкантов, писателей и поэтов. Она вскормила гений юного Пушкина, вскормила творчество Петра Чайковского. Илья Левитан, Антон Чехов, Михаил Пришвин и многие другие.

Очарованный этой природой, Чайковский писал: «Чем больше я вижу эту поистине живописную местность, изобилующую лесами, тем больше я упиваюсь ею».

Городок — Старый кремль Звенигорода

Поднимемся в гору и посетим Городок — сердце старого города, его кремль. Кажется, что время остановилось здесь. Древний храм, могучие валы, вековые сосны, родники — здесь все осталось сегодня таким же, каким было шесть веков назад в Московском Кремле.

Звенигород, испытавший в старину тяготы и славу удельной княжеской столицы, до сих пор хранит древнейшие на московской земле белокаменные Успенский (1396-1399) и Рождественский (1406) соборы, украшенные драгоценными фресками преподобного Андрей Рублев. В настоящее время в Третьяковской картинной галерее хранится звенигородский деисусный чин, созданный великим иконописцем. В нее вошли его иконы «Спаситель», «Апостол Павел», «Архангел Михаил». Они очаровывают «редким сочетанием изящества и силы, мягкости и твердости, а главное — своей безграничной добротой».

Гармония мирского и небесного, чистота и ясность — таковы отличительные черты памятников Саввино-Сторожевского монастыря, основанного в 1339 году Саввой, учеником преподобного Сергия. В отличие от любого другого архитектурного ансамбля, пожалуй, он до сих пор сохраняет не только завидное своеобразие своего образа, но и представление наших предков о гармоничном единстве человека и природы. «Подобно небесному раю, это место сплошь усажено благоухающими цветами41. Эти слова, содержащиеся в житии преподобного Саввы, перекликаются с восторженным свидетельством известного историка Николая Карамзина: «Никогда еще я не видел такого богатства растений: цветы, травы и деревья проникнуты особой силой и свежестью. Прекрасны липы и дубы. Дорога оттуда в Москву самая приятная для глаз, холмистая и дивных видов кругом!»

На протяжении веков Саввино-Сторожевский монастырь был известен как духовный центр. Известный в древности как дом «Богоматерь на Сторожах», Саввино-Сторожевский монастырь стал — со времен Алексея Михайловича — местом царского паломничества и любимой резиденцией царей династии Романовых. С 1920 года в этом архитектурном ансамбле размещался Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей.

Златоглавый Рождественский собор с росписями XV, XVII и XX веков и возобновленными богослужениями, поистине уникальные постройки середины XVII века с воссозданными древнерусскими интерьерами Боярских палат и Домовая церковь Государыни, огромная трапезная, группа «Благовещенский вход», величественная звонница, хранящая память об одном из лучших в мире курантов, крепостная стена с шестью башнями — каждый из этих шедевров древнерусского зодчества оставляет неизгладимое впечатление.

В музее представлено более десяти экспозиций и выставок: иконы царских иконописцев XVII века и древнерусские книги, уникальная коллекция фарфора и гигантских китайских ваз, предметы быта Древней Руси, русская и зарубежная живопись и рисунки, замечательные предметы мебели и ткани. Также представлены изделия местных мастеров — плетение из лозы и лозы, народные костюмы, изделия токарных и других народных промыслов.

С 20-метровой колокольни открывается поистине захватывающий вид. Панорама и красива, и величественна: долина Москвы-реки, усадьба Введенское — одна из многочисленных усадеб Звенигорода и, пожалуй, самая гармоничная, которую современники называли «самым типичным и прекрасным зеркалом века и русского быта». “. Также можно увидеть знакомую по полотнам Ильи Левитана и Николая Крымова среднерусскую деревню Саввиновскую слободу, старинный город с сияющим крестом над Успенским собором. Здесь нельзя не вспомнить слова Федора Шаляпина: «Я на днях был в Звенигороде, был в Саввином монастыре, был на Христовой утрене и два дня лез на колокольню и звонил во все колокола. Великолепно отдохнули и получили огромное удовольствие».

Приезжайте в Звенигород и вы увидите настоящую жемчужину России!

Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей работает с 10.00. м. до 5 р. м., кроме понедельника.

Ссылки по теме:

Фотографии по теме:

«Памятник Юрию Долгорукому» — Посмотреть фото в галерее

Памятник Юрию Долгорукому

«На пути к храму Архангела Михаила» ​​ — Посмотреть фото в галерее

По дороге к храму Архангела Михаила

«Деревья под первым снегом» — Посмотреть фото в галерее

Деревья под первым снегом

«Церковь Архангела Михаила в обрамлении деревьев в снегу» — Посмотреть фото в галерее

Церковь Архангела Михаила в обрамлении деревьев в снегу

«Чудесная лестница, ведущая на высоту» — Посмотреть фото в галерее

Прекрасная лестница, ведущая на вершину

«Деревянный дом Лукутиных ранней весной» — Посмотреть фото в галерее

Лукутин Деревянный дом ранней весной

«Чайхана в скиту в зимние сумерки» — Посмотреть фото в галерее

Чайхана в скиту в зимних сумерках

«Шатровая Ротонда и Колокольня Нового Иерусалима» — Посмотреть фото в галерее

Шатровая Ротонда и Колокольня Нового Иерусалима

Московская область Однодневные экскурсии: Звенигород

Звенигород — небольшой российский город, расположенный в 45 км к западу от Москвы на берегу Москвы-реки. Согласно последней переписи 2010 года, в городе проживало всего 16 395 человек, что делает его астрономически крошечным по российским меркам.

Город наиболее известен Саввино-Сторожевским монастырем, расположенным на вершине холма с видом на Москву-реку. Город также принимал известного русского писателя и драматурга Антона Чехова после окончания им университета в Москве в конце XIX века.век. Ходят слухи, что Чехов был таким шумным персонажем, что у него были проблемы с местной полицией, которая неоднократно штрафовала его за пышные пьяные вечеринки, которые он устраивал в деревне.

Добраться до Звенигорода проще всего на электричке с Белорусского вокзала в Москве. Билет стоит 154 рубля или около 3 долларов, а дорога занимает 1 час 25 минут.

Выйти на станции Звенигород. Когда мы приехали, это был холодный, пасмурный и снежный день в начале марта.

Звенигород впервые упоминается в исторических источниках в конце 1300-х годов. Главной туристической достопримечательностью города является Саввино-Сторожевский монастырь, расположенный примерно в 1,5 километрах от центра города. Он был основан в 1398 году Саввой Сторожевским и является одним из немногих сохранившихся памятников архитектуры Московской Руси XIV века.

Особенность монастыря заключается в том, что он практически спрятан в лесу, а деревья окружают монастырь со всех сторон. Летом и осенью, когда деревья покрыты листвой, монастырь едва виден.

Вокруг леса также разбросано несколько поместий и старых домов.

За века Саввино-Сторожевский монастырь пережил несколько эпизодов, когда он мог быть полностью разрушен. Во время польского вторжения в Россию в начале 17 века поляки захватили этот район на пути к Москве. Двести лет спустя французы сделали то же самое при Наполеоне в 1812 году.22. Они объявили конец старому царскому порядку и призвали к уничтожению частной собственности и религии по всей России. Таким образом, самыми большими врагами режима стали богатые землевладельцы, крестьяне и церковь. В 1930-х годах Сталин начал сносить церкви по всей России. В 1936 году планировалось полностью снести монастырь и построить на его месте стадион. К счастью, его пощадили после того, как видные деятели культуры лоббировали его спасение.

Отчасти монастырь так привлекателен своим расположением на вершине холма с видом на Москву-реку. Вид еще красивее летом и осенью, когда видна река.

Исторически в монастыре было семь колоколен, но сохранилось только шесть.

Последняя угроза монастырю возникла во время вторжения Германии в Советский Союз во время Второй мировой войны. Немецкая армия подошла к окраинам Москвы, но так и не захватила город. Хотя немцы бомбили Москву и были разрушены сотни других городов к западу от Москвы, Звенигород был пропущен. Многие российские города, расположенные к западу от Москвы, были значительно повреждены во время Второй мировой войны, при этом в некоторых из них было разрушено более 70% их исторических центров, таких как Воронеж и Белгород. Звенигороду удалось избежать этой участи.

Вход в монастырь.

Круглый год монастырь получает постоянный поток туристов из Москвы и России. Даже в разгар зимы было много посетителей.

Одна из причин, по которой люди посещают монастырь, заключается в том, что в монастыре производят один из лучших хлебов, пирожных и пирожных в регионе. Люди часто ездят из Москвы, чтобы купить десерты, испеченные монахами монастыря, а потом посидеть и поболтать в кафе за чаем.

В интерьере кафе сохранилась та же старинная деревянная архитектура, что и сто лет назад.

Выйдя из кафе, посетители могут свободно бродить по стенам монастыря и любоваться прекрасными видами.

Центральная площадь монастыря. Когда большевики захватили монастырь в 1918 году, они разграбили фрески и артефакты в зданиях, в том числе гробницу основателя монастыря преподобного Саввы. Он был закрыт в 1919 году и оставался в ужасном состоянии до конца 20-го века до середины 1980-х годов, когда начались восстановительные работы.

Собор Рождества Богородицы, первоначально построенный в 1405 году. В последующие века были добавлены дополнительные секции.

Звенигород начал терять свое значение как политический и религиозный центр после 15 века. Но в середине 17 века значение города возродилось после того, как русский царь Алексей решил устроить свою резиденцию в стенах монастыря.

Царь Алексей правил Россией с 1645 по 1676 год. Его правление наблюдало за войнами с Польшей и Швецией, расколом в Русской православной церкви между старообрядцами и церковными реформами, начатыми в 1653 году, чтобы привести обычаи Русской православной церкви в соответствие с греческими обычаями. Он также правил во время крупного казачьего восстания на юге России в 1670-1671 годах. Большую часть времени он проводил, реагируя на эти события в стенах этого монастыря.

После смерти царя Алексея ему наследовал его старший сын Федор III, который продолжал использовать монастырь в качестве своей основной резиденции. Федор III правил Россией с 1676 по 1682 год и вступил на престол, когда ему было всего 15 лет. Он правил Россией всего пять лет и умер в 1682 году в возрасте 20 лет. После смерти Федора III монастырь потерял свое значение, особенно когда Петр Великий перенес столицу России в Санкт-Петербург в 1703 году.

Группа из трех человек Церкви XVII века, изначально построенные как покои жены царя Алексея. Часовая башня в левом верхнем углу — самое высокое здание монастыря.

Красивый вход в православный собор.

Снова в центре Звенигорода.

В целом, монастырь является идеальной однодневной поездкой из Москвы и предлагает уникальную возможность исследовать древние церкви, расположенные в его стенах, и согреться внутри чаем и десертами, которые считаются одними из лучших в регионе. Хотя у нас не было времени исследовать сам город Звенигород, там также есть что посмотреть и чем заняться, не в последнюю очередь это посетить старый дом Антона Чехова, где знаменитый русский писатель жил после окончания университета в Москве. Хотя лучшее время для посещения Звенигорода — лето и осень, для тех, кто может бросить вызов стихии, посещение зимой не менее полезно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *