Саввино-Сторожевский монастырь (Московская обл.)
Саввино-Сторожевский мужской монастырь находится на окраине Звенигорода, на горе Сторожи, у места впадения речки Сторожки в Москву-реку. Основан в 1398 году монахом Саввой, учеником Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. Первой в обители построена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, поставленная на горе, у устья Сторожки. Неподалёку от церкви Савва устроил для себя скит.
Белокаменный Рождественский собор на месте деревянного храма построен в 1404–1405 годах (датировка оспаривается). В 1407 году на праздник Рождества Богородицы он был освящён Саввой, который в том же году скончался и был погребён в соборе. После канонизации Саввы Сторожевского в 1547 году к собору пристроили Саввинский (южный) придел, а также паперть и ризницу.
Одним из последних шатровых храмов считается построенная на средства царя Алексея Михайловича монастырская надвратная церковь, первоначально освящённая в честь Троицы Живоначальной.
В XV–XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль форпоста Московского княжества. К нему из Москвы был проложен Звенигородский тракт (совр. Рублёво-Успенское шоссе), который был также известен как Царский путь, т.к. по нему шли к мощам Саввы Сторожевского паломники, среди которых были великие князья и цари. В 1548 году в обитель приезжал Иван Грозный с женой Анастасией Романовной, в 1592 году – их сын царь Фёдор Иоаннович.
При Алексее Михайловиче монастырь стал одной из царских загородных резиденций. В 1652–1676 годах там был построен царский дворец, представлявший собой одноэтажное здание протяжённостью 100 м на подклете. Его центральную часть занимали покои царя, в северной располагались хозяйственные помещения, всё остальное пространство было отдано царской семье и свите. Над частью постройки был сооружён деревянный второй этаж, куда вели узкие внутристенные лестницы.
В 1686–1687 годах деревянную часть разобрали и надстроили здание вторым каменным этажом с анфиладой комнат по всей длине. С южной стороны, где скат горы, сооружение имеет три этажа, Вместо внутристенных лестниц сделаны наружные каменные крыльца. Наличники окон и входы во дворец богато декорированы.Для царицы Марии Ильиничны Милославской, первой жены Алексея Михайловича, в 1652–1654 годах построили Царицыны палаты – каменное одноэтажное здание на подклете, которое делают нарядным сочетание красной кирпичной кладки с белокаменной и многоцветная роспись по белокаменному резному узору портала.
В середине XVII века по царскому указу монастырь был обнесён каменными стенами с семью башнями (до наших дней сохранились шесть). Внутри Красной башни соорудили небольшую церковь прп. Алексия, человека Божия.
Одним из самых значительных сооружений на территории монастыря было четырёхэтажное здание трапезной (1652–1654), воспринимавшееся современниками как чудо строительной техники, с восточной стороны к ней примыкает Преображенская церковь. В литературе утвердилось мнение (оспаривается), что Преображенская церковь построена на средства царевны Софьи в память о её пребывании в стенах монастыря в период «Хованщины». К южной стене трапезной примыкает четырёхъярусная колокольня (первоначально — двухъярусная звонница, к которой в конце XVII века пристроили три шатровые башенки, а потом еще одну – с часами голландской работы).
По окончании строительных работ территория монастыря, разделённая на парадный и хозяйственный дворы, увеличилась почти вдвое. Центром парадного двора был Рождественский собор. Фасады всех построенных при Алексее Михайловиче зданий были обращены к собору. Композиционной доминантой архитектурного ансамбля стала колокольня.
С середины XVII века настоятели обители носили сан архимандритов. Некоторые исследователи утверждают, царь Алексей Михайлович придал Саввино-Сторожевскому монастырю статус лавры – первой в России.
При царе Фёдоре Алексеевиче обитель была «комнатным государевым» монастырём.
Впервые царевич Пётр Алексеевич побывал в монастыре младенцем. 25–29 мая 1674 года царская семья прибыла в обитель накануне его двухлетия, которое праздновалось на обратном пути в Москву «на открытом воздухе» в Воробьёве.
В начале сентября 1682 года во время стрелецкого бунта царица Наталия Кирилловна с царевичами Иваном и Петром Алексеевичами, а также царевна Софья Алексеевна некоторое время укрывалась в стенах обители, откуда 6 сентября царская семья выехала в село Воздвиженское, где произошли события, вошедшие в историю под названием «Хованщина». После подавления восстания сотня мятежных стрельцов содержалась в монастыре в строжайших условиях.
9 мая 1688 года в монастырь посетили царь Иван Алексеевич с царевной Софьей; 21 ноября следующего года цари Пётр и Иван Алексеевичи вместе отправились из Москвы в Саввино-Сторожевский монастырь на моление: «На Москве оставлен боярин князь Я. Н. Одоевский с товарищи», – сообщают «Дворцовые разряды» — ежедневные записи дворцовых распоряжений. 27 ноября юные цари «изволили из того отъезду приттить в село Преображенское». Следующий раз цари из Преображенского отправились в Саввину обитель 26 мая 1693 года. В день своего рождения 30 мая Пётр I «изволил быть в своем государском походе в Савинском отъезде».
Монастырь достиг расцвета в 1673–1699 годах, когда его настоятелем был архимандрит Сильвестр (Черницкий или Чернецкий). 18 июня 1676 года он присутствовал на коронации царя Фёдора Алексеевича, а 24 июля 1682 года – на коронации царей Ивана и Петра Алексеевичей. При Сильвестре насельников в монастыре было до 250. В 1699 году Сильвестр был рукоположен в сан митрополита Смоленского и Дорогобужского.
В 1729 году монастырь посетила старица Елена – бывшая первая супруга Петра I Евдокия Лопухина, в 1698 году насильно постриженная в монахини в суздальском Покровском монастыре.
Дворец Алексея Михайловича сильно пострадал при пожаре 1742 года. При Екатерине II в обители проводились масштабные ремонтные работы, в ходе которых деревянные шатры крепостных башен были заменены на металлические. Из-за ветхости и невозможности восстановления были разобраны западная (Больничная) башня и северная часть дворца царя Алексея Михайловича, а центральная часть Царицыных палат получила второй деревянный этаж. Рождественский собор приобрёл четырёхскатное плоское покрытие вместо позакомарного.
В 1764 году монастырь был отнесен к I-му классу со штатом в 33 монаха, все его земельные владения монастыря подверглись секуляризации. В 1782 году разобрали Больничные палаты с церковью прп. Иоанна Лествичника (XVII век), а фасады всех зданий, выходящих на Парадный двор, получили декор в «русском» стиле.
В 1806 году произошло обрушение сводов трапезной палаты. Здание было перестроено: разобран верхний этаж, вместо сводов поставлены балочные перекрытия, растёсаны окна. Примерно в это же время к Троицкому (Сергиевскому) храму была пристроена трапезная Казанская церковь. Во время Отечественной войны 1812 года монастырь заняли, но не разграбили французы. В 1820-е годы дворец Алексея Михайловича проекту архитектора Д. Ф. Борисова приспосабливался под духовное училище. В 1830-х годах был разобран деревянный этаж Царицыных палат. В 1898 году торжественно праздновалось 500-летие обители.
Монастырь упразднили в 1919 году, мощи прп. Саввы перевезли в Москву. В 1920-х годах в бывшем монастыре организовали Музей церковной старины, основой экспозиции которого стала монастырская библиотека, предметы из его ризницы и дворца Алексея Михайловича. В 1927 году в бывшем монастырском комплексе разместили колонию для беспризорников (занимала Дворец Алексея Михайловича, часть Трапезной и часть Царицыных палат). Остальные здания передали в ведении Наркомата здравоохранения. В 1939 году закрыли музей, большую часть его коллекции передали в краеведческий музей города Истры. В монастырских зданиях разместили воинскую часть.
Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря располагались воинские подразделения и госпитали, в Рождественском соборе — кухня и офицерская столовая. В 1946 году там разместили Высшую офицерскую школу Военно-воздушных сил и Дом отдыха. В следующем году Рождественский собор передали Звенигородскому музею, развернувшему там экспозицию. В 1950-х годах музею были переданы и другие монастырские постройки.
С 1949 года на территории бывшего монастыря под руководством архитектора В. И. Фёдорова велись ремонтные и реставрационные работы. В 1950-е годы реставрировались Казанская трапезная и Сергиевская (Троицкая) церкви. В 1960 году Рождественский собор был взят под охрану государства как памятник федерального значения. В 1970–1980-е годы реставрировались монастырские башни, в 1971–1973 годах проведена архитектурная реставрация собора.
В 1968 году в отреставрированных Царицыных палатах открылась экспозиция «Дореволюционное прошлое края», часть которой была посвящена истории Саввино-Сторожевского монастыря. В 1987 год все сооружения Саввино-Сторожевского монастыря были переданы музею.
В 1990 году по совершении чина малого освящения в Рождественском соборе прошла первая после семидесятилетнего перерыва служба.
В 1995 году Mинистерство культуры РФ, Московская Патриархия и администрация Московской области подписали договор о совместном использовании музеем и возрождающимся монастырём всех построек, в том числе Рождественского собора. Малый келейный корпус и ансамбль Скита прп. Саввы отданы в бессрочное безвозмездное пользование монастырю, который возродился как ставропигиальный.
В августе 1998 года Саввино-Сторожевский монастырь отпраздновал 600-летний юбилей, в 1999 году в обитель вернулись мощи прп. Саввы Старожевского, которые в советский период более 50 лет тайно хранили Михаил Михайлович Успенский, сотрудник Государственного исторического музея, и его жена Софья Дмитриевна. В 1985 году мощи были переданы ими в московский Данилов монастырь. В 2007 году был открыт памятник преподобному Савве. В настоящее время в Саввино-Сторожевском монастыре насчитывается более 30 человек братии.
Литература
Смирнов С. К. Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря. М., 1860 (2-е изд., испр. и доп. М., 1877).
Коробкин С. С. Савин Сторожевский монастырь в его прошлом и настоящем: К 500-летию со времени основания монастыря. М., 1898.
Косточкин В. В. Саввин-Сторожевский монастырь в XVII–XVIII веках (по запискам современников и неопубликованным архивным чертежам) // Сообщения института истории искусств (АН СССР). Вып. 12. 1958. С. 112-128.
Вздорнов Г. И. К архитектурной истории Саввина-Сторожевского монастыря // Памятники культуры. Исследование и реставрация. Вып. 3. М. 1961. С. 110–122.
Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог / Под общ. ред. Е. Н. Подъяпольской. Вып. 2. М., 1999. С. 166–174.
Тютюнникова И. В. Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде: Путеводитель. М., 2007.
Бокарёв А. Саввино-Сторожевский мужской монастырь [учётная карточка] // Храмы России [интернет-ресурс]. URL: http://temples.ru/card.php?ID=2503 (дата обращения 10.10.2020).
Саввино-Сторожевский монастырь [интернет-ресурс]. URL: http://www.savvastor.ru/ (дата обращения 10.10.2020).
Звени-город. Саввино-Сторожевский монастырь — Как прекрасен этот мир! — ЖЖ
Из рассказа«Звенигород — К Савве Сторожевскому»
…Историческое: Звенигород – всегда был важным городом после Москвы и всегда по традиции передавался в наследство вторым сыновьям московских князей (старшие княжили в столице). На гербе Звенигорода или Звон-города – изображен колокол Благовест.
…Троицкая церковь выглядит странно — как кентавр, если уместно такое сравнение. Одна её половина — желтого цвета с классическими белыми колоннами. Вторая половина — красивая, яркая, красно-белая-пёстрая–«псевдорусская».
…Длинное красно-белое здание – Царицыны палаты (Марии Милославской). Вообще-то здание само по себе белое, просто густо украшено красным декором. В середине — древнее крылечко. Оно подлинное! – белый камень, красный кирпич, резные пузатые столбики.
…Саввино-Сторожевский монастырь называют – женихом, а Троице-Сергиев – невестой.
Я в и
Обо всём расскажу по порядку. Думаю, логично будет, рассказывая о монастыре – рассказывать про:
Савву Сторожевского
Юрия Звенигородского.
Историю монастыря и о том, Что здесь сейчас.
ПРОГУЛКА ПО МОНАСТЫРЮ
Юрий Звенигородский
Звенигород – всегда был важным городом после Москвы и всегда по традиции передавался в наследство вторым сыновьям московских князей (старшие княжили в столице). Вот московско-звенигородская цепочка наследований:
Юрий Звенигородский (60 лет, 1374-1434) получает Звенигород в 15 лет и управляет городом почти 40 лет. У него интересная судьба. И интересное влияние на Русскую историю.
Его крестник – Сергий Радонежский, а духовнúк – Савва Сторожевский.
Его сыновья – Василий (Косой) и Дмитрий (Шемяка).
Сам князь оставил после себя в памяти много достойных дел.
В Звенигороде он построил себе:
— Кремль;
— городовые укрепления;
— замечательный храм (Успенский), расписанный Андреем Рублевым;
— Саввино-Сторожевский монастырь.
В Троице-Сергиевом монастыре:
— построил уникальный храм (Троицкий), и тоже расписанный Рублевым.
Что здесь сейчас
С птичьего полёта контуры стен Саввино-Сторожевского монастыря напоминают бантик. Ориентироваться на территории очень легко.
С огромным трудом припарковались. Идём к монастырю.
Савва Сторожевский
Об этом святом человеке, мало что известно. Родился ~ в 1327. В 18 лет (в 1345) пришел в Троице-Сергиев монастырь к Сергию Радонежскому. От него принял подстриг. После Сергия, с 65 лет — 6 лет игумен этой обители. В 71 год (в 1398) его настойчиво пригласил к себе в Звенигород сын Московского князя Дмитрия Донского – князь Звенигородский Юрий — для устроения нового монастыря (будущего Саввино-Сторожевского). Игуменом которого он пробыл 8 лет. Часто уединялся в пещере, которую сам выкопал в овраге неподалёку. В 79 лет (в 1409) – покинул этот мир.
Интересно, как эти просветленные люди выбирали место под монастырь? Везде написано: «пришёл в Звенигород, огляделся и увидел красивое место – гора, река…». Но ведь просто красивых мест на русской земле, а особенно на звенигородской, очень много, куда ни глянь. А сильных мало. Русские монастыри всегда ведь стояли на изначально наполненных энергией земных точках. Как угадать? Наверное, у просветленных людей другие глаза, и они видят то, чего не видим и не чувствуем мы.
Поэтому выбор Саввы – гора Сторỏжа. Поэтому встреча (стрелка) двух рек – Москвы-реки и Разводни.
ПЕРЕД ВХОДОМ в монастырь слева на небольшой круглой площади под деревьями вас благословляет бронзовый святой Савва Сторожевский.
Вдоль крепостной стены от входа направо ведет дорожка. Она приводит на смотровую площадку.
Среднерусский пейзаж красив тихой умиротворяющей красотой даже поздней осенью
Подмосковные осенние виды
Виден колодец Саввы Сторожевского и рыбное хозяйство монастыря
ВХОД – через Северные ворота (бывшие хозяйственные).
После того как вы вошли через ворота в монастырь – справа от вас находится – хлебная лавочка. Хлеб здесь просто чудный. Буханки светлого хлеба с дивным ароматом, сортов несколько, необыкновенно вкусный «Луковый». Фото хлеба будут чуть ниже.
Когда вы входите на территорию монастыря и идёте по дорожке к центру – слева от вас, длинное белое здание – это Казанская Трапезная (расположена над фамильным склепом Шереметевых).
С её торца – красная Звонница с колоколами и часами, церковь на 2-й этаже с высокими белыми ступенькам. Далее, слева — Троицкая церковь с Крыльцом (о ней речь тоже будет идти ниже).
В Саввино-Сторожевском монастыре – все церкви (кроме центрального Рождественского собора) пристроены к Трапезной со Звонницей.
ЦЕНТР монастыря – это Рождественский собор. Вокруг него вы и ходите по кругу, не спеша, знакомясь с монастырскими зданиями.
Церковь Рождества Богородицы была возведена в 1398. Была деревянной. Такими же были кельи и стены. Через год, вернувшись из удачного похода на камских болгар, князь Юрий даёт средства для возведения белокаменного Рождественского собора, который начинают возводить через 6-7 лет (нач.15в., 1404-5гг.).
Этот собор – самая высокая точка горы и центр будущего монастыря-крепости.
Он белый. С узорчатыми поясами на стенах. Одна золотая маковка. Несколько тяжеловатый. Вот здесь и понимаешь разницу между летящей ввысь простотой (например, церковь Покрова на Нерли или домонгольские церкви Смоленска) и приземляющей массивностью.
Но внутри меня поразили росписи. Они тёмные, шоколадного цвета с золотом, густоузорчатые, что создаёт эффект заниженности сводов, но в то же время и роскоши. Про такую роспись легко сказать – «богатая» и «очень русская». Расписывал мастер – Карп Тимофеев «со дружиной» (сер.18в.). Они, же написали и иконы для иконостаса: он здесь 5-ти ярусный из 54 икон и очень красивый. В кон.19в. иконостас будет поновлен палехскими мастерами. А пол будет сделан из метлахской плитки, вместо чугунной.
В Рождественском соборе справа перед алтарем находится золотая рака с его мощами.
ЗА СОБОРОМ – длинные белоснежные здания – Братские корпуса.
СПРАВА – длинный белый корпус – Царские палаты (Алексея Тишайшего). У них очень симпатичные бревенчатые крылечки, откуда получаются очень интересные кадры монастыря. В Царских палатах исторически располагалось Духовное училище, сейчас там богословские курсы — учебные классы, библиотека, читальный зал.
СЛЕВА – длинное красно-белое здание – Царицыны палаты (Марии Милославской).
Вообще-то здание само по себе белое, просто густо украшено красным декором. В середине — древнее крылечко. Оно подлинное! – белый камень, красный кирпич, резные пузатые столбики. Возможно, сама матушка-царица по нему хаживала. Я им долго любовалась, оно очень притягивает взгляд.
В Царицыных палатах располагаются входы на разные выставки.
Мы посетили одну («Древний Звенигород»), она даёт возможность оценить внутреннее убранство палат царицы, увидеть реконструированные старинные цветочные росписи на сводах и стенах, красивую изразцовую печь, сундуки и лавки, и прочую царскую утварь из того времени. Окошки здесь очень маленькие, и сейчас из них хотят вынуть стёкла и заменить на слюду. Штобы как раньше! Но, предметов старины на самом деле не очень много, и саму выставку мы успели посмотреть фрагментарно, потому что внезапно ввалилась рота солдат, и образовался дефицит и без того влажного воздуха.
Единственное, запомнились совсем древние находки на звенигородской земле: археологи извлекли массу интересного из «нижнего горизонта культурного слоя». Я полюбовалась древними вятскими украшениями, и к моему огромному изумлению в сувенирном киоске (на входе в палаты) увидела почти точно такие же! Я давно удивляюсь, почему наши ювелиры не воспользуются образцами старинных украшений? Чем придумывать какие-нибудь финтифлюшки, лучше скопировать древнюю красоту. В киоске продавались работы тех, кто материализовал, наконец, эту идею – здесь были медные, латунные браслеты и кольца – «реплики изделий славянского племени вятичей 10-11вв.», выполненные в технике «ковки, скручивания, гибки». Я, конечно же, не удержалась, теперь бренчу украшениями с диким удовольствием, и очень они меня радуют. Здесь же купила книгу-альбом по Звенигороду.
А сейчас самое интересное.
Троицкая церковь. Выглядит она странно — как кентавр, если уместно такое сравнение. Одна её половина — желтого цвета с классическими белыми колоннами. Вторая половина — красивая, яркая, красно-белая-пёстрая–«псевдорусская», с таким красивым, разноцветным, большим Крыльцом. Под ним – каскад ступенек ВНИЗ.
По ним надо спуститься – и вы окажетесь во внутреннем дворике у Красной башни. В этой башне находятся знаменитые Главные ворота (сейчас закрыты), по которым в монастырь поднимались только царственные особы.
Такие ступени-вход как бы под самой церковью специально придумали древние строители, используя склон горы. Весь эффект заключался в том, что, поскольку монастырь возвышался на горе, то избранные сначала поднимались по дороге по склону, проходили через ворота, а затем поднимались по крутому каскаду ступенек, встроенных под церковью, и их глазам на выходе торжественно и неожиданно открывалась-распахивалась красивая площадь с Рождественским собором в кольце других построек.
«Ансамбль парадного входа» считается уникальным архитектурным явлением (!). Только меня сильно удивляет, что крыльцу почему-то во всех источниках приписывают «итальянский стиль». Хотя, на первый взгляд, это совершенно русская архитектура (или правильнее «псевдорусская»). Из Италии позаимствована только, пожалуй, фресковая роспись на лестничных сводах.
Перед Крыльцом на площади вы увидите раскопанные кирпичные остатки древних стен. Это фундаменты церкви и трапезной 16в., разобранных в нач.19, «чтобы не мешать восприятию парадной площади».
На Звоннице в центральном проёме – висел знаменитый Благовест (1667), один из самых звонких русских колоколов. По краю юбки колокола вилась зашифрованная надпись (составленная Алексеем Тишайшим). В 1941 его пытались снять, но разбили (по другим данным его взорвали…). Сейчас на его месте висит современный собрат из Воронежа, и в целом сейчас звонят три колокола – Постный, Будничный и Праздничный.
На гербе Звенигорода или Звон-города – изображен колокол Благовест.
На Звоннице есть часы, что в принципе не характерно, для русских церквей. Их спасли из освобожденного после поляков Смоленска – привез Алексей Тишайший. Заодно с трофейным часовым колоколом голландского литья (1636) из резиденции короля Сигизмунда!
Полюбуйтесь теперь на фотографии монастыря в июне, когда он просто утопал в охапках ирисов, тюльпанов, пионов и прочего цветочного изобилия.
Саввино-Сторожевский монастырь называют – женихом, а Троице-Сергиев – невестой.
Теперь о монастырском хлебушке. За ним отстояли очень длинную и очень долгую очередь. Но оно того стоит. Купили много – и пару караваев из пшеничной муки, и невероятно вкусный черный ржаной с орехами.
Сладости – пирожные, плюшки-ватрушки и прочее – очень и очень вкусные
Из хлебной лавочки витая лестница ведёт на втрой этаж. Здесь очень симпатичное кафе
Посмотрите на эту сценку. Сначала я подумала, что это живые люди!))
Отсюда есть вход на проходы на крепостной стене! Бесплатный)
Перед входом в монастырь располагается приветливая, вкусно пахнущая, палаточная монастырская Трапезная. А перед входом вот, красавцы и красавицы — монастырские котики и кошечки. Беспризорные. Кормит их здесь отец Ефрем. Если есть желание, то можете уехать из монастыря с новым членом семьи… Посмотрите, они на любой вкус — и трехцветные, и молочные, и рыжие, черные, серые, в носочках и без))…
На верхней площадке у монастыря мы еле припарковались. А поскольку отъезжали ещё в Музей Русского Десерта, то второй раз уже остановились внизу.
Очень вкусные разносолы у продавщицы из Белёва))
Обязательный магнитик на память (наш – фигурный, в виде собора)
Сладости к чаю из монастыря. Особенно хороши были кольца с творогом)
Сливочное масло превосходное. Изготовлено из молока, а не из пальмового жира…
Рассказ «Звенигород — К Савве Сторожевскому»
Посты по русским монастырям:
Кострома. Ипатьевский монастырь
Путеводитель по Дивеево
Серпуховские зарисовки: Красная Гора. Монастыри. Павлины. Вкусный хлеб
Муром. Спасо-Преображенский монастырь. Про муромские калачи
Над рекой во ржи. Спас-на-Угре (Калужская область)
Стефано-Махрищский монастырь (15км от г.Александров, Владимирская область)
Колюпаново. Свято-Казанский женский монастырь. ЧуднОе место
По дороге в Оптину Пустынь…
Оптина Пустынь. Батюшка Амвросий Оптинский
Мини-путеводитель по Вологодской области: Ферапонтово, Горицы и гора МаУра
Фрески Дионисия в Ферапонтовском монастыре (Вологодская область)
Кирилло-Белозерский монастырь. Сиверское озеро
Дивеево. Канавка Пресвятой Богородицы
Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Муром. Свято-Благовещенский монастырь. К Петру и Февронии…
Солотча. Солотчинский монастырь. Про сосны, ландышевые и земляничные поляны и кафе «Лесная сказка»
Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыря
Саввино-Сторожевский монастырь в Звениг… | Стоковое видео
Сэкономьте до 20% на первом заказе •
Apply HELLO20
Похожие категории
- Кремль,
- Россия,
- колокол,
- культура,
- древний,
- путешествие,
- пейзаж,
- антиквариат,
- антенна,
- Московская,
- христианство,
- солнце,
- церковь,
- дрон,
- видео
Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде — Московская область — Россия — вид с воздуха, Фотография, картинки и изображения с низким бюджетом.
Рис. ESY-054413815Купите это изображение по цене от
10 €
Всего за 0,27 € при максимальном разрешении с easySUBSCRIPTION
См. наши планы подписки
Лицензия без лицензионных платежей
Выберите разрешение, которое лучше всего подходит0004
С 1 МБ А8 | 683 х 512 пикселей 24,1 х 18,1 см | 72 | €10,00 | |
М 6 МБ А6 | 1673 х 1254 пикселей 14,2 х 10,6 см | 300 | €20,00 | |
л 26 МБ А4 | 3489 х 2615 пикселей 29,5 х 22,1 см | 300 | €25,00 |
Эти цены действительны для покупок, сделанных в Интернете
Купи сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG
Код изображения: ESY-054413815 Фотограф: Коллекция: ЗООНАР ГМБХ ЛБРФ Пользовательская лицензия: Низкий бюджет без лицензионных отчислений Наличие высокого разрешения: до л 26 МБ А4 (3489х 2615 пикселей — 29,5 х 22,1 см — 300 точек на дюйм)
Специальная коллекция: Маленький бюджет
Доступно для всех разрешенных видов использования в соответствии с нашими Условиями лицензирования бесплатного визуального контента.