Святыни Серапионовой палаты
С южной стороны к Троицкому собору Троице-Сергиевой Лавры пристроена Серапионова палата или палатка, помещение с многочисленными мощевиками. Свое название она получила от имени архиеп. Новгородского Серапиона, преставившегося в Лавре 16 марта 1516 г., над гробом которого она была сооружена. В 1783 г. при митр. Платоне (Левшине, † 1812) палата была перестроена. В 1853 г. иконостас палаты был позолочен. Свой современный вид с богатым убранством строение получило при наместнике архим. Антонии (Медведеве, † 1877).
Внутренний вид часовни на месте келии прп. Сергия. Литография. 1865 г.
В палате находятся устроенные митр. Платоном надгробия над могилами бывших настоятелей монастыря: архиеп. Серапиона, митр. Московского Иоасафа (Скрипицына), почившего в Лавре 27 июля 1555 г., и архим. Дионисия (Зобниновского), преставившегося 10 мая 1633 г. По числу трех рак палата еще называлась «палаткой трех мощей».
Здесь же в особом ковчеге хранится нетленная кисть правой руки первомученика архидиак. Стефана (ок. 4–34 гг.), старшего из семи первых в истории Церкви диаконов. Нетленные останки первомученика архидиак. Стефана были обретены в IV в. Частицы мощей святого также находятся в Киево-Печерской Лавре, в румынском монастыре св. Стефана, в афонских монастырях Зограф, Ставроникита и Констамонит. Другой драгоценной реликвией является помещенная в символический аналой часть камня от Гроба Господня.
Рака с десницей первомученика архидиак. Стефана
В Лавру прп. Сергия обе великих святыни мирового христианства были привезены Андреем Муравьевым из его путешествия на Святую Землю, совершенного в 1849 г. Впечатления от этого паломничества он оставил в своих знаменитых письмах о богослужении:
«Вечером я затворился во храме. Прочая братия обители Архангельской отслужила для меня всенощную на Голгофе, потом мы читали акафист Сладчайшему Иисусу и молитвы Причащения на св. Гробе; потом я обошел во мраке и тишине ночи все святыя поклонения, слабо освещенныя тусклыми лампадами, исключая только св. Кувуклии и Голгофы, ярко горевших как бы великия светила на тверди святилища. Оставалось еще час до утрени греческой в соборе, и я сел в углублении на Голгофе в ожидании службы, чтобы несколько отдохнуть, и успел прочесть всё Евангелие от Луки. О, как сладко и вместе страшно читать на Голгофе ввиду, можно сказать, самаго события Сии знаменательные слова кающегося разбойника «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем», при которых невольно подогнулись колена.
С песнопением «Слава в вышних Богу» началась литургия, последняя для меня на св. Гробе. Совершали ее авва Иоасаф и отец Феофан из обители русской; пели наши послушники. Я стоял в приделе отваленнаго Ангелом камня, и невольный страх проникал душу, когда диакон возгласил Евангелие от Матфея, как отвален был некогда сей камень, и как со страхом и радостию воззвали мироносицы Господа, и как послал Господь учеников своих проповедать во всю вселенную, крестя во имя Отца, и Сына, и Св.
Так довершил я в Иерусалиме мое странствие, и помолился Гробу о счастливом обратном пути, и унес с собою на родину часть камня от вертепа, срезанную над самым гробом во время пожара нынешним архиепископом Севастии. Теперь все мои мысли будут стремиться на родину. Я еще отслушаю сегодня одну торжественную вечерню в храме Воскресения и завтра – литургию на Голгофе и потом пойду в дальний путь мой! Но, ах, лучше ли, чем пришел сюда! – вот тяжкий для меня вопрос, который разрешат только время и вечность. Всё, что мог человечески, старался я сделать для своего очищения; и грустно думать, что едва ли не удаляюсь от св. Гроба не так, как сказано у евангелиста Матфея о мироносицах: со страхом и радостию велию, дабы возвестить ученикам, что сподобились и сретения Христова, и Его сладчайшего гласа: «Радуйтеся!» – но как написано у более строгаго Марка: и исшедше бежаша от гроба, имяше же их трепет и ужас, и никомуже ничтоже реша, бояхубося. Господи, прости мне согрешения!»
Аналой с частью камня от Гроба Господня
Сейчас камень от Гроба Господа находится в Никоновской церкви в специально устроенном для него серебряном аналое XIX в. Он помещен под стекло с изображением иконы Иисуса Христа во Гробе, на нижней части оклада которого можно прочесть следующие слова:
«Свидетельство от архиепископа Севастийского на пожертвованный Г. Муравьевым в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру от Гроба Господня камень привезен из Иерусалима.
Из предписанным сим известно, что председательному господину Андрею Муравьеву в принятии его от меня для явления вручил я данный един камешек от Святыя Кувуклия Пресвятаго и Первоприемнаго Гроба, изсеченный позади нынешней мраморной иконы Воскресения Христова на четыре перста ниже Святаго Гроба. Когда храм после пожара от бывшаго в 1808 году возобновляем был при мне архимандритом Комнином, и я, будучи священником, исправлял внутри храма Воскресения очередное служение. Во Иерусалиме 1850 г., Иннуария 18. Смиренный архиепископ Севастии Фаддей свидетельствует».Среди прочих почитаемых святынь Троице-Сергиева монастыря в Серапионовой палате также находится золотой наперсный крест-мощевик прп. Сергия, присланный в благословение Игумену земли Русской Константинопольским патр. Филофеем.
Своды и стены палаты расписаны мон. Иулианией (М. Н. Соколовой) в 1949 г. сюжетами на темы жития прп. Сергия. Эти росписи дополняют особую молитвенную атмосферу святого места, по своей широкой известности они стали уже своеобразной «визитной карточкой» Серапионовой палаты.
Серапионова палата Троице-Сергиевой Лавры
Вне палаты, с южной стороны, находится захоронение Арсения (Суханова, † 1668) — келаря монастыря в 1655-1660 гг. Это отмечено чугунной доской с надписью на фасаде палаты.
К. Конорева, сотрудник Паломнического центра СТСЛ
13 августа 2020
Поделиться
Троице-Сергиева Лавра и откровения Серапионовой палаты
Троицкий собор с Серапионовой и Никоновой палатами (слева)
Всего 33 фото
И, снова, случай привел меня к новым открытиям и ощущениям моего бытия. Мне позвонили 27 августа, предложив на следующий день съездить в Троице-Сергиеву Лавру. Там будет один из самых значимых 12 православных праздников — Успение Пресвятой Богородицы… На том конце провода мирно ждали ответа. Я взглянул в окно – погода была потрясающей – пронзительное голубое небо, сказочные летние кучевые облака. .. Березы, за окном, вдруг, зашумели от мягкого порыва ветра в ответ на мой взгляд… Этого было достаточно. Конечно, едем! Тем более, значимых дел на завтра, к моему удивлению, не оказалось…
Следующий день 28 августа был комфортным и ласковым. Казалось, все говорило о благоволении к поездке. Добрались мы до Лавры очень быстро и как-то легко и незаметно. Я давно хотел поснимать Троице-Сергиеву Лавру, и главное, со стороны, но, оказалось, что Патриархия затеяла грандиозную реконструкцию Лавры, так что большинство храмов обители, колокольня, башни и окрестные церкви были облеплены строительными лесами и наглухо затянуты плотной зеленоватой строительной сеткой. Это немного обескуражило, но, однако, позволило сосредоточиться на самом празднике. Я не принадлежу к истово религиозным людям, но, сам неоднократно получал знаки и скромные личные откровения во многих храмах и святынях. Я надеялся, что мне повезет и в этот раз…, так и получилось!
02.
Не так давно, в майской тур поездке по Золотому Кольце Лавра была заключительным пунктом нашего пятидневного путешествия. Однако, стояла мрачная погода, моросил противный дождь, было холодно и не комфортно. Да и все знают, что формат тур поездки всегда сжат, ограничен по времени и ты как правило не получаешь того на что рассчитывал. А здесь я был предоставлен самому себе и сегодня Праздник Успения Пресвятой Богородицы, да и, просто, удача вырваться из делового ритма и погрузиться своими эмоциями и чувствами в, наверное, самое «намоленное» и святое место России.
03.
.
Первое, с чем встречается входящий в Лавру – Святые врата на восточной стороне монастыря. Пройдя в первую арку, перед глазами встает Предтеченский храм (1692-1699 гг.), расположенный над широким арочным проемом. Пятиглавая церковь возведена на средства знаменитого купца и промышленника Г.Д. Строганова и являет прекрасный пример изящного московского барокко.
04.
Церковь очень красива, что и определяет её роль в качестве уникального оформления главного входа в монастырь. Любопытно, что используется она только для исповеди паломников и изгнания злых духов.
05.
06.
07.
Было много народа, необычно много благообразных священников, облаченных в черные одежды. В воздухе чувствовалось особенное умиротворенное воодушевление. Многие несли цветы, люди поздравляли друг друга, атмосфера была мягкой, нежной и полной неведомого очарования. Удивительно, но какими разными могу быть впечатления от посещения одного и того же места в разное время!
08.
Праздничная служба шла в Церкви преподобного Сергия, что с Трапезной палатой. Все пели, песнь была тихой, нежной, гармоничной, и удивительно и неожиданно чем-то напоминала хор молящихся тибетских монахов. Поразительное ощущение охватывает, когда ты находишься в древнем действующем храме с большим количеством людей объединенных единым чувственным праздничным и религиозным порывом. Храм огромный, около 500 кв.м. открытого пространства без колонн, и весь заполнен верующими людьми. Все стоят очень плотно, наэлектризованные ожиданием и предвкушением контакта со святынями.
09.
В конце службы началось воодушевленное движение с целью приложиться к кресту, а затем к гробу Пресвятой Богородицы.
10.
Стороннее фото
Мы встали в очередь, и нам удалось сделать и то и другое довольно быстро. Но, самое интересное, это, конечно, предвкушение этого таинства касания святынь. Энергетика места, ритуала, напряженное ожидание чуда всех этих людей заряжает тебя на откровения. Самым интересным, все-таки, был сам процесс ожидания. В голове и в самой душе проносятся совсем такие разно мерные мысли и ощущения. Сознательные и бессознательные чувства, наконец, открыто встречаются с друг другом, наполняют и переполняют тебя неожиданными для самого себя озарениями. Именно в такие моменты происходит неосознанное переосмысления себя, своего места в этой жизни и того зачем ты сюда пришел, почему, и только ли из любопытства?…
11.
12.
13.
Как только я вышел из храма затрезвонили телефоны и, отвечая на звонки, я с удивлением обратил внимание на совершенно чудный тонкий ароматный благоухающий запах, что разливался вокруг. Я стоял около Троицкого собора, с противоположной стороны от главных врат этой церкви. Многие люди также неосознанно оглядывались…, некоторые пытались даже принюхиваться к белым цветам, посаженным около храма, пытаясь выяснить местонахождение источника. А источник это, как оказалось, был совсем рядом… Но, все по порядку…
Серапионова палата это скромное строение зеленого цвета с тремя окнами слева. А там, где стоит человек — это как раз и есть выход из Серапионовой палаты и Никонова придела. Никонов придел — это небольшая церковь с одной главкой, правее от от самого Троицкого собора.
14.
Троицкий собор, построенный в 1422-1425 годах – древнейший белокаменный храм Троицкого монастыря. В нем покоятся мощи Сергия Радонежского, главной святыни Троице-Сергиевой Лавры. Совершенно чудное и восхитительное сооружение. Его внешний облик согревает, расслабляет оковы души, будит архетипную память прошлого, и это сразу чувствуется уже издали. В храм стоит довольно приличная очередь, чтобы поклониться и приложиться к очень красивой, впечатляющей и завораживающей серебряной раке Сергия Радонежского, где находятся его святые мощи.
15.
Когда-то все внутренне пространство собора было расписано Андреем Рублевым и Даниилом Черным, но, к сожалению, их работы не сохранились. Но, иконы в уникальном пятиярусном иконостасе работы Андрея Рублева мы можем и сегодня лицезреть. Иконы сильно потемнели, но их живой дух и внутренняя энергия потрясают. Кстати, «Троица» Андрея Рублева была написана именно для Троицкого храма Лавры.
16.
Стороннее фото
Храм не просто «намоленный», как говорится, а более того — его энергетика изливается и переполняет тебя. Ты погружаешься в эти одновременно теплые, строгие и торжественные волны, что очищают и возносят душу…, с неё начинают спадать тяжкие оковы сознания, и ты стоишь потрясенный и, по-хорошему, обескураженный, и именно в эти мгновения тебя начинает заливать всеобъемлющая золотистая чистая, искристая и сверкающая энергия благодати…
17.
18.
У раки с мощами монах в черном постоянно читает молебен Сергию. Его голос, проникновенные темные глаза и строгое и торжественное лицо инициирует приобщиться к этому давнему таинству. Нам чудесным образом удалось миновать огромную очередь и приложиться к раке Сергия Радонежского, серебряному кресту Сергия, что находился в руках у монаха, и поставить у раки свечи… Состояние было слегка ошеломленное и отзывалось легким головокружением.
19.
Стороннее фото
В церкви, прямо рядом с ракой находится неприметная темная сводчатая двустворчатая кованная железная дверь с рваным круглым отверстием 5-7 см. в одной её верхней части. Это, оставившая свой яростный след, польское ядро, которое влетело когда-то в храм во время долгой осады монастыря. Ядро, кстати, по чудесному стечению обстоятельств, так и не разорвалось. Это вход в Серапионову палату — совершенно чудное и потрясающее во всех отношениях место, где хранится огромное количество православных святынь (более пятисот). Названа она по имени погребенного здесь новгородского архиепископа Серапиона, бывшего архимандрита Троицкого монастыря (1516 год). Не многие знают об этом необычном месте. Обычно все идут поклониться мощам Сергия Радонежского. Но, с нами был проводник, священник, бывший ученый, военный, закончивший православную академию. Он то и открыл нам это сокровище. Рассказывают, что обычно перед дверью приходится стоять довольно долго и, что время ожидания доходит до одного часа, но нам повезло, мы ждали минут десять, и, наконец, строгий служитель окинул нас глубоким внимательным сосредоточенным взглядом и открыл эту заветную дверь, и мы вошли в Серапионову палату. Серапионова палата – это придел Троицкого собора. Она находится как бы на выходе из объема Троицкой церкви. Ты спускаешься по широкой лестнице самого Троицкого храма и у её подножия поворачиваешь направо — это сокровищница Серапионовой палаты, где находятся основные христианские реликвии, налево – Никоновский придел.
На месте Серапионовой палаты когда то была келья Сергия Радонежского, к которому здесь, по преданию, воочию являлась Богородица. Я затаив дыхание вошел в Серапионову палату… Это относительно небольшое помещение. Здесь множество сияющих надгробий, рак, мощевиков святых и религиозных артефактов: десница первомученика святого Стефана, частица мощей апостола Андрея Первозванного, мощи митрополита Московского и всея Руси Иоасафа, мощи игумена Троице-Сергиевой Лавры архиепископа Новгородского Серапиона, архиепископа Дионисия, архимандрита Радонежского, ученика Патриарха Ермогена, глава святителя Исаии Ростовского, крест с частицей Крови Господней, кость св. великомученика и целителя Пантелеймона, мощи святителя Николая, Марии-Магдалины, частица ризы Богородицы, крест-мощевик преподобного Сергия… Их очень много, есть даже мощи Вифлеемского младенца…
20.
Ощущения от этого места сложно описать, это реально чувствуется даже скептиком. Особенно меня потрясла энергетика, исходящая от десницы святого Стефана. Это было так неожиданно, что я ощутил внутри какой-то необычный энергетический отклик, неведомое понимание и откровение, чувства переполняли, эмоции зашкаливали… И, самое удивительно, что палату наполняло неуловимо тонкое глубокое и неописуемое словами благоухание. Именно этот аромат, только более густой и насыщенный, я ощутил, находясь рядом с Троицким храмом.
21.
Мощи Святого Стефана
Касаясь каждой реликвии, насколько это было возможно, я просил о помощи, о здоровье, о счастье, радости, любви, о творческом самовыражении, о божественного благословении… Словами всех ощущений и эмоций не предать — пребывать в этом месте — это как находиться в неведомом восхитительном трансовом состоянии, когда приоткрываются все тайники твоей души, которые заполняются чудом, благодатью и благословлением…. Хочу отметить один любопытный момент. Немаловажным для меня было попросить и о денежном благополучии, ну как тут не попросить?) Но находясь у этих святынь, почему-то воззвать об этом мне не удалось, мой внутренний голос души даже не находил таких слов, как будто я забыл, что просить, как будто кто-то неведомый приложил в это мгновение свой палец к моим губам в знак молчания. И, действительно, ведь это же все мирское, наносное и вторичное…, но а остальные темы моих просьб, тем не менее, находили свой чудесный отклик. Контакт со св. Стефаном меня несказанно поразил и удивил. О святом Стефане я никогда не слышал, разве что случайно, и мне было любопытно разобраться, кто же такой этот святой, кто так особенно отозвался на мои просьбы.
22.
Оказывается, это был первый мученик-христианин, кто пострадал самым первым за свою веру, среди всех значимых фигур древних христиан. Стефан был и первым из семи призванных архидьяконов, то есть тех людей, кто осуществлял организующие и социальные функции в своём служении. Первые апостолы уже не справлялись с организацией мероприятий помощи сиротам, вдовам и бедным, принявшим христианство, и эти первые дьяконы были своеобразными распорядителями и людьми, кто принимал на себя мирское взаимодействие с народом и занимался поддержанием порядка и справедливости. Но Стефан не ограничивался этим служением и истово проповедовал в Иерусалиме, творил знамения и чудеса, за что и был схвачен.
Он происходил из так называемых «эллинистов», евреев проживающих вне Святой земли, и как раз, эта местная еврейская диаспора и предала его Синедриону – в то время высшему иудейскому судебному органу Иерусалима, как богохульника и религиозного экстремиста. К тому же, к этому процессу были подключены и ряд лжесвидетелей…, как всё знакомо!… Стефан вел себя очень достойно, спокойно и аргументированно апеллировал разъяренным иудеям, показав на примере Ветхого завета, что они всегда противились Богу, поносили и убивали его пророков, и даже впал в теофанию – религиозный экстаз с духовными видениями Иисуса, что окончательно спровоцировало его соотечественников. Не дожидаясь окончания суда, иудеи бросились на Стефана, толпой выволокли его за Северные ворота Иерусалима и забросали камнями до смерти…
23.
Икона Святого Стефана из Серпионовой палаты
Мощи св. Стефана были обретены только через четыре века после его смерти – в 415 году. Это чудная история была описана палестинским священником Лукианом. В своем «Послании ко всем Церквам об открытии мощей мученика Стефана» Лукиан пишет, что место захоронения ему указал некий Гамалиил, близкий друг Стефана, явившейся Лукиану во сне и рассказавший как он захоронил останки Стефана в своём имении недалеко от Иерусалима и указал в точности это самое место. Лукиан сообщает, что при вскрытии мощей Стефана воздух наполнился благоуханием, и по всей округе сразу же исцелилось 73 больных и одержимых… Мощи св. Стефана распространились по Европе, Африке, часть их осталась в Иерусалиме. Повсюду мощам св. Стефана следовали исцеления и являлись чудеса, зафиксированные во множестве рукописных свидетельств тех времен. Десница (кисть правой руки до локтя) святого Стефана попала в Иерусалим, а оттуда её привез А.Н. Муравьев в Троице-Сергиеву Лавру в 1850 году.
Как я и говорил, святой Стефан явил мне особое сильное духовное переживание в Серапионовой палате. Однако, выделять его среди других реликвий я бы не стал, это было лично моим ощущением и именно моими индивидуальными эмоциями. В целом палата произвела неизгладимое впечатление и инициировала множество глубоких откровений и потрясений, очевидно, во многом до конца так мной и не осознанных до сих пор. И, ещё раз, отдельно, хочу сказать, что Серапионова палата наполнена уникальным небесным и совершенно неповторимым благоухающим ароматом. Причем этот запах такой тонкий и изысканный, что я бы не стал даже говорить о том, что где то находится его локальный источник. Я неплохо разбираюсь в самых разных ароматах и запахах, и могу сказать, что даже, все-таки, с точки зрения скептика, это не совсем земной аромат, в нем неуловимо угадывается нечто более глубокое и возвышенное, нежели просто, к примеру, мирра как благовоние… Напротив Серапионовой палаты находится Никоновский придел Троицкого храма, построенный в 1548 году над гробом Никона Радонежского, преемника преподобного Сергия Радонежского. Здесь хранятся мощи Никона Радонежского, камень Гроба Господня, камень гроба Пресвятой Богородицы и другие значимые православные реликвии.
24.
Время пролетело незаметно, было пора уходить и, поблагодарив строгого служителя, мы покинули это уникальное место. Эмоций и чувств было столько, что они переполняли всё моё естество. Требовалось отдохнуть и осмыслить произошедшее. Для посещения Успенского собора уже не было ни сил ни возможности – я опасался смешения столь чутких и одновременно мощных чувственных откровений. Мы сделаем это в следующее своё посещение Лавры…
25.
26.
27.
Наконец, обменявшись друг с другом своими чувствами и мыслями, мы отправились в паломническую Трапезную Лавры и отобедали там с превеликим удовольствием. Неприметная небольшая монастырская трапезная находится в сводчатом подвале прямо рядом с главным входом в Лавру. На стене висит маленькая иконка Сергия Радонежского. Все паломники перед трапезой и после молились Сергию и благодарили его за помощь и духовное руководство. .. Да, необычный опыт!
Наконец, насытившись постным и таким необычайно вкусным обедом, мы покинули Лавру в величайшем воодушевлении, непрерывно обмениваясь все новыми и новыми впечатлениями.
28.
29.
Нам порекомендовали посетить находящийся рядом с Лаврой Святой Сергиевский источник – Пятницкий колодец, что на берегу реки Кончуры. Он находится в красивой и необычной часовне Параскевы Пятницы, возведенной в 17-м веке напротив Храма Великомученицы Параскевы, что на спуске Блинной Горы от Троице-Сергиевой Лавры.
30.
По преданию этот источник был открыт самим Сергием Радонежским. Часовня круглая в плане, и возведена над родником, оформленным как круглый колодец. Колодец закрыт. Над ним находится круглая емкость и металлический крест. Святая вода подается эпизодически с помощью электрического насоса и льется из креста двумя струями. В часовне как-то необычно уютно и легко. Служительница необычайно приветлива и с готовностью помогает набрать святой воды и рассказывает о продающихся здесь редких ароматических маслах, мирре, ладане и других благовониях из Нового Афона…
31.
На этом наше паломничество в Троице-Сергиеву Лавру подошло к концу. Поднявшись на высокий холм я с восхищением охватил открывающуюся завораживающую панораму Троице-Сергиевой Лавры. И, хотя тотальная реставрация «Балтстроя» скрыла от моего взора такие желаемые ракурсы для фото съемки, внутренними зрением я видел перед собой эту жемчужину Святой Руси, её бессметную душу, воплощенную в белом камне, пребывающую здесь в Сергиевом Посаде, духовном центре России.
Так выглядит со стороны Троице-Сергиева Лавра сейчас.
32.
В 2022 году Лавра уже стала ещё более красивой и величественной.
33.
Источники:
Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: нажать сюда
Официальная страница Паломнического центра Свято-Троицклй Сергиевой Лавры в фейсбук — удивительно то,
что обновление визуальной и текстовой информации осуществляется оперативно каждый день: кликнуть здесь
Информация, в Википедии о святом Стефане, и довольно подробная: щелкнуть сюда
© Vladimir d’Ar
Tags: Лавра, Предтеченский храм, Серапионова палата, Сергиев Посад, Сергий Радонежский, Трапезный храм, Троице-Сергиева Лавра, Троицкий собор, Церковь преподобного Сергия, архитектура, православная архитектура, собор, храм
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде
Выдающаяся общечеловеческая ценность
Краткое обобщение
Троице-Сергиева лавра – всемирно известный духовный центр Русской Православной Церкви, популярный объект паломничества и туризма . Находясь в городе Сергиев Посад примерно в 70 км к северо-востоку от Москвы, он является важнейшим действующим русским монастырем и резиденцией Патриарха. Этот религиозный и военный комплекс представляет собой воплощение роста русской архитектуры и содержит некоторые из лучших выражений этой архитектуры. Он оказал глубокое влияние на архитектуру в России и других частях Восточной Европы.
Объект серийный, в том числе постройки за пределами основного монастырского комплекса.
Троице-Сергиева Лавра, «жемчужина» русского церковного зодчества, была основана в первой половине XIV века (1337 г.) монахом Сергием Радонежским, великим игуменом России и одним из самых почитаемых православных святых. Сергий добился большого авторитета как духовный наставник Дмитрия Донского, великого князя Московского, получившего благословение на Куликовскую битву 1380 года. Монастырь начинался как небольшая деревянная церковь на Маковецком холме, а затем с течением времени развивался и укреплялся. .
На протяжении веков был создан уникальный ансамбль из более чем 50 зданий и сооружений разной давности. Весь комплекс возведен по архитектурному замыслу главного храма — Троицкого собора (1422 г.), в котором покоятся мощи преподобного Сергия.
В 1476 году псковские мастера возвели к востоку от собора Сошествия Святого Духа на апостолов кирпичную звонницу. Церковь сочетает в себе уникальные черты раннемосковской и псковской архитектуры. Примечательной особенностью этой церкви является колокольня под ее куполом без внутренней связи между звонницей и самим собором.
Успенский собор, повторяющий Успенский собор Московского Кремля, возведен между 1559 и 1585 годами. Фрески Успенского собора написаны в 1684 году. У северо-западного угла собора, на площадке западного крыльца в 1780 г. устроена усыпальница с погребением царя Бориса Годунова и его семьи.
В 16 веке монастырь был окружен оборонительными стенами высотой 6 м и толщиной 3,5 м, хорошо зарекомендовавшими себя во время 16-месячной осады польско-литовскими захватчиками в Смутное время. Позже они были усилены и расширены.
После Великого переворота 17 века началась масштабная строительная программа. В это время в северо-западной части монастыря возводятся новые постройки, в том числе лазареты, увенчанные шатровой церковью во имя преподобных Зосимы и Саватия Соловецких (1635-1637). Таких церквей до сих пор сохранилось немного, поэтому этот шатровый храм с уникальной черепичной крышей является важным вкладом в Лавру.
В конце 17 века к монастырю пристроили ряд новых построек в стиле нарышкинского (московского) барокко.
После разрушительного пожара 1746 года, когда большая часть деревянных зданий и сооружений была уничтожена, была начата масштабная кампания по реконструкции, в ходе которой внешний вид многих зданий был изменен на более монументальный. В это время была построена одна из самых высоких звонниц России (высотой 88 метров).
В конце 18 века, когда многие церковные земли были секуляризированы, хаотичная планировка поселений и предместий вокруг монастыря сменилась регулярной планировкой улиц и кварталов. Город Сергиев Посад был окружен традиционными валами и стенами. В окрестностях монастыря был возведен ряд принадлежащих ему построек: конюшенный двор, гостиницы, богадельня, богадельня, а также гостевой и купеческий дома. Основные магистрали, ведущие к монастырю, были спрямлены и обозначены въездными площадями, а общая городская застройка ориентировалась на центральное место — ансамбль Троице-Сергиевой Лавры.
Приходские храмы, расположенные на территории Сергиева Посада, первоначально деревянные, а затем перестроенные в камне, образовали кольцо куполов, перекликающихся с лаврскими. Будучи меньшими по размеру и находящимися обособленно от других построек, они лишь еще больше подчеркивают главенство Лавры.
Таким образом, Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры включает в себя как здания и сооружения внутри стены, так и комплекс построек около монастыря. Он представляет собой ключевой элемент градостроительства Сергиева Посада.
Критерий (ii) : Комплекс Троице-Сергиевой Лавры представляет собой слияние традиционной русской архитектуры с архитектурой Западной Европы, создавая восточноевропейскую традицию, оказавшую сильное влияние на архитектурное развитие на большой территории Восточной Европы. Европа.
Критерий (iv) : Лавра является выдающимся и замечательно завершенным образцом действующего православного монастырского комплекса с военной функцией, характерной для периода его роста и расширения с 15 по 18 век. .
Целостность
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры обладает всеми составляющими, представляющими его Выдающуюся Вселенскую Ценность. В частности, хорошо сохранились исторические границы собственности, а также архитектура исторических зданий. Сохранность ансамбля обеспечивается за счет создания Государственного музея-заповедника с начала 20 века.
Наряду с утверждением границ охранной зоны целостность ансамбля обеспечивается законодательно закрепленными и зарегистрированными границами земель, занятых зданиями и архитектурными сооружениями ансамбля.
К факторам, оказывающим негативное влияние на объект, относятся строительство памятников и другие формы застройки в буферной зоне, что отрицательно сказывается на историческом облике Лавры, а также увеличение числа туристических и паломнических групп.
Подлинность
Сложная история Троице-Сергиевой Лавры с момента ее основания привела к многочисленным изменениям и перестройкам на протяжении столетий, вызванным войной, огнем, имперской поддержкой и спонсорством. Таким образом, ни одно здание не может считаться находящимся в своем первоначальном состоянии. Однако важность монастыря как символа русской духовной культурной самобытности привела к тому, что на его сохранение и восстановление было затрачено много времени и ресурсов. Таким образом, как ансамбль, который развивался с течением времени, он обладает собственной подлинностью.
Реставрационные работы 1920-х гг. были направлены на достижение определенного «стилевого единства», возвращение зданиям их облика XVIII века и ранее. Этот подход отличается от современных методов сохранения. Однако его необходимо рассматривать в историческом контексте изменений и дополнений, сделанных в XIX веке, и в культурном контексте усилий по укреплению символического значения этого места для русского народа.
Реставрационные работы, проводимые с 1960-х годов под руководством архитектора Балдина, в целом соответствовали Венецианской хартии. Это включало в себя выявление и восстановление скрытых и скрытых элементов (особенно оригинальных сводчатых форм), что усилило целостность архитектурного выражения зданий. Также сохранились более поздние дополнения, сохраняющие особое значение. Реставрационные и консервационные работы, а также мониторинг, проводимый специалистами, обеспечивают дальнейшее сохранение аутентичности ансамбля.
Требования к охране и управлению
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры является объектом культурного наследия федерального значения и регулируется в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (исторических и памятники культуры) народов Российской Федерации». Его государственную охрану и управление осуществляет федеральный орган исполнительной власти — Департамент по контролю, надзору и лицензированию в сфере культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации, на который возложены все методические и контрольные функции по реставрации, использованию. поддержка объектов культурного наследия и связанных с ними территорий. Статус объекта культурного наследия федерального значения обеспечивает высокий уровень правовой охраны.
На региональном уровне сохранность и управление имуществом осуществляют Правительство Московской области, Министерство культуры Московской области. Муниципальный орган управления представлен Сергиево-Посадской городской управой. Вышеуказанные органы во взаимодействии с Русской Православной Церковью и всеми заинтересованными сторонами осуществляют деятельность по сохранению и развитию Архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры в соответствии с нормами и правилами.
На основании вышеизложенного и для обеспечения целостности ансамбля необходимо применять систему управления в широком контексте с учетом взаимодействия физических форм, пространственной организации и коммуникации, социокультурных ценностей и других характеристик территории.
Столица православия в России
Свято-Троицкая Сергиева Лавра духовный центр и столица православия в России . Его основал один из самых любимых и почитаемых русских святых преподобный Сергий Радонежский . Авторитет этого места был настолько высок, что даже цари и царицы считали за честь совершить сюда паломничество пешком, несмотря на расстояние в 60 км от Москвы. Императрица Елизавета Петровна дала ему титул «лавра», высший среди монастырей. Ныне это главная достопримечательность Сергиева Посада, первая остановка туристического маршрута «Золотое кольцо России», святое место для православных паломников.
Фото © Credits to photosight/natanacВсе началось с маленькой деревянной кельи
В 1337 году Сергий Радонежский поселился в глубине леса, построил деревянную келью и маленькую Троицкую церковь , и жил как отшельник, терпящий зной и мороз, питающийся тем, что дал ему лес, и молящийся день и ночь. Вскоре к нему стали приходить люди: одни для того, чтобы стать монахами, другие, чтобы поселиться и помочь, другие, чтобы получить совет и душевную силу, пойти и поделиться с другими. Преподобный Сергий возвысил каждую душу своими мудрыми словами. Он призвал людей изменить свою судьбу и судьбу страны. Сейчас на месте первой деревянной кельи расположен живописный комплекс из 50 зданий, которые считаются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото © предоставлено www.stsl.ruПосещение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Посещение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры , с историей жизни преподобного Сергия Радонежского можно ознакомиться из иллюстраций в арку главных ворот и Серапионовую палату и увидеть серебряную раку со святыми мощами преподобного Сергия в Троицком соборе. Многие люди приходят сюда, чтобы получить поддержку и вдохновение от святого.
Фото © предоставлено turbina.ruФото © предоставлено www.stsl.ruНа территории монастыря и вокруг него можно увидеть множество больших и малых церквей, построенных в разных архитектурных стилях; большинство из них являются выразительными образцами стиля « Московское барокко ».
Фото © Евгении ГорловойСтарейшая церковь Троицкий собор 15 века, очень простая, как и все русские церкви того времени, и своим белым барабаном и золотым куполом символизирует свеча зажжена во славу Божию.
Фото © Credits to christiancontent.infoВнутри церквей можно увидеть старейших пятиярусных иконостаса XV–XVIII вв. Среди множества икон, считающихся шедеврами древнерусского искусства, можно полюбоваться репродукцией иконы «Троица» , написанной гениальным русским иконописцем Андреем Рублевым специально для этого монастыря.
Фото © www.stsl.ruТакже можно набрать воды из священного источника, входя в богато украшенный часовня св. Параскевы над колодцем. Эту небольшую часовню легко найти, так как она находится рядом с самой большой церковью монастыря — Успенским собором . Как и многие храмы, посвященные Богородице, этот собор традиционно имеет небесно-голубые купола с позолоченными звездами.
Фото © rz1cwc.qrz.ruМожно найти малоизвестные, но интересные детали, такие как вензеля императоров на колокольне, фигурку утки на шпиле Утиной башни или солнечные часы на Мемориальном обелиске.
Фото © Мочалофф. Солнечные часыПосещая Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, столицу православия в России, можно узнать много историй, героических или чудесных, об этом месте. Ризница монастыря и Государственный историко-художественный музей в Сергиевом Посаде обладают уникальными коллекциями истинных сокровищ – шедевров «живописи в рукоделии» и прикладного искусства. На этой территории есть несколько небольших кафе, где можно перекусить. До Сергиева Посада можно доехать на пригородной электричке с Ярославского вокзала в Москве.
Фото © предоставлено www.stsl.ruСвято-Троицкая Сергиева лавра
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
Рекомендуем бронировать проживание в Центральном регионе заранее, по возможности быстро заполняются в определенные периоды. Если вы используете эту ссылку, вы платите ту же цену, а мы получаем небольшую комиссию — спасибо за вашу поддержку!
Я живу в Москве. Увлекаюсь путешествиями, историей, природой и архитектурой. Несколько лет работал гидом в Москве и других городах России. Я получаю вдохновение, посещая новые места, и мне нравится делиться им с другими.