Северодвинск и Белое море.
fee_dodo — 19.09.2011 Конечно целью поездки в Поморье был не только сам Архангельск, но и Белое море, по которому очень хотелось погулять. А удобнее всего это было сделать в городе Северодвинске.От речного морского порта в Северодвинск ходят экспрессы. Мы
попросили водителя высадить нас «у моря».
Северодвинск расположен в 35 км от Архангельска. Территория города
закрыта для иностранцев, т.к. здесь находится завод, выпускающий
атомные подводные лодки. Северодвинск — один из крупнейших центров
оборонной промышленности, особенно военного судостроения России. На
въезде в город во все автобусы заходит суровая тётушка, проверяет
наличие иностранцев и что-то записывает в амбарную книгу.
Город был основан в 1936 году как посёлок Судострой, в 1938 году получил статус города и имя Молотовск в честь советского партийного деятеля Вячеслава Молотова. Стране был необходим крупный завод на побережье одного из морей Северного Ледовитого океана. Место в дельте Северной Двины было выбрано как наиболее защищённое с моря, благодаря узкой горловине Белого моря.
Здесь тоже много деревянных домов.
Я плохо представляю, как здесь зимой…
Центральная площадь с Лениным.
Собственно к морю проще всего выйти с острова Ягры, на котором в 1938—1953-х годах действовал Ягринский исправительно-трудовой лагерь. Мы вышли из автобуса где-то на полпути и пошли до м
yablor.ru
Северодвинск. Город северных корабелов — Записки северного медведя — LiveJournal
В сорока километрах западнее Архангельска, у берега Белого моря, расположен Северодвинск — второй город в области (185 тысяч жителей); город полностью советский, выросший при оборонной промышленности, и центр российского атомного судостроения. Само по себе это уже звучит внушительно. Город солидный, и во многом, на мой взгляд, опережающий Архангельск.Северодвинск воспринимается и как спутник Архангельска (из-за близкого расположения), и как, в то же время, самодостаточный город. Автобусным сообщением с Архангельском он связан примерно каждые полчаса. Идёт автобус около часа, по шоссе вдоль Северной Двины, через сёла с причудливыми названиями вроде Лайский Док и Малая Тойнокурья. Стоимость проезда, кстати, различается в зависимости от того, до какой остановки в городе ехать (так же, как из Кирова в Кирово-Чепецк и Слободской). Здесь я должен сразу сказать, что, к сожалению, посетил Северодвинск довольно-таки бестолково, так как увидел лишь совсем небольшую часть города — только его исторический центр, не побывав ни на острове Ягры у берега моря, ни в позднесоветских многоэтажных районах на западе. Виной тому то, что я поехал сюда зачем-то в середине дня, хотя город немаленький, и ехать стоило с утра. Но всё же покажу то, что я успел увидеть.
2. Вот примерно так меня встретил Северодвинск, — я вышел из автобуса на почти первой же остановке в жилой части города. Как и в Архангельске, здесь была жаркая погода. И оживлённые улицы вокруг.
Если Архангельск возник как морские ворота России, то Северодвинск — как кузница кораблей военно-морского флота. Город достаточно молодой — основан он был в 1936 году как рабочий посёлок Судострой. Спустя два года он получил статус города и имя Молотовск (в честь Вячеслава Молотова, при жизни), а в 1957 году стал Северодвинском и в последующие годы рос как один из флагманов оборонной промышленности страны. И поныне главные предприятия Северодвинска — это «Севмаш», где строят не что-нибудь, а атомные подводные лодки, а также судоремонтный завод «Звёздочка».
3.
4. Из автобуса я вышел рядом с вокзалом, за которым виднеется труба ТЭЦ-1. Железная дорога в Северодвинск пришла во время войны — в 1942 году, а нынешний вокзал уже, видимо, позднесоветской постройки.
5. Не под стать городу вокзал здесь маленький, тихий и пустынный, зато аж с высокой платформой и навесом (что вообще большая редкость). Это не случайно, поскольку пассажиропоток здесь совсем небольшой, и большинство людей ездит через Архангельск.
Дело в том, что Северодвинск стоит не на основной железнодорожной магистрали, а на тупиковом ответвлении, которое начинается от станции Исакогорка (немного не доезжая до Архангельска). И если большинство поездов идёт в Архангельск, то до Северодвинска лишь раз в два дня ходит один поезд из Москвы (причём фирменный). Кроме него, есть здесь и пригородное сообщение: в сторону Архангельска — до маленькой станции Лайская, а на запад — до села Нёнокса, где железная дорога заканчивается тупиком. Ветка туда идёт вдоль берега моря и, судя по снимкам, довольно живописна, но при этом Нёнокса — закрытый военный городок, куда просто так не съездить.
6. Вид в сторону Архангельска:
7. А плакат на фасаде вокзала напоминает о том, почему он выкрашен в такой синий морской цвет. Северодвинск — действительно, город не только корабелов, но и моряков: здесь расположена Беломорская база Северного флота.
8. Направимся теперь в центр города. Здесь, как и в Архангельске, очень много тополей. Пожалуй, что даже ещё больше. Весь город в тополином пуху, жаркая погода, и не слишком северный облик самого города, — в общем, снова трудно было в тот момент поверить, что я нахожусь на 64 параллели рядом с Белым морем. Впрочем, жаркая погода здесь бывает нечасто, — обычно город продувают морские ветра с брызгами солёной воды, и погода бывает прохладной даже в середине лета.
Кстати, название Северодвинск не очень вяжется с географическим расположением этого города. Дело в том, что к самой Северной Двине он почти не выходит, — лишь к одной из проток (так называемое Никольское устье).
9. Пятиэтажка без балконов — явление типично северное. Правда, здесь таких совсем мало.
10. В нескольких минутах ходьбы от вокзала я попадаю в северодвинский «Старый город», который, по большей части, деревянный.
11. Когда-то таким был почти весь город Молотовск. Зелёные улицы с высокими тополями и берёзами, а среди них — деревянные дома. В былые времена, до того, как дома обветшали, эта часть города была, наверное, очень уютной.
12. Как и в Архангельске, это настоящее «сталинское деревянное зодчество». Здесь много оригинальных и интересных проектов.
13. Это ведь прямо деревянный конструктивизм какой-то!
14. Но увы, как, опять же, и в областном центре, в Северодвинске состояние большинства этих домов плачевное. Возможно, причина кроется в местной болотистой почве, из-за которой у них оседают фундаменты. В любом случае, во многих домах, имеющих вот такой вид, всё ещё живут люди.
15. Но проблема постепенно решается. Ветхие дома расселяют и сносят, и строят новые для их жителей.
16. В одном кадре — как выглядит прежнее и будущее место жительства одних и тех же людей.
17. В общем, когда-то эти деревянные кварталы были, наверное, уютными и привлекательными, но сейчас время их прошло. Красота «деревянных сталинок» постепенно уходит, и, возможно, даже некоторые дома, попавшие мне в кадр, сейчас, когда я пишу, уже расселены.
18. Не знаю точно, когда эти дома строились. Возможно, в конце 1930-х годов, а может быть даже и во время войны.
19. Тихая улица Советская:
20. Вокруг уже всё больше кирпичных домов:
21. И снова деревянные. Скоро этой изрядно обветшавшей красоты уже не будет.
22. А людей переселят в вот такие дома:
23. А вот уже расселённые дома. Вполне вероятно, что сейчас их уже снесли.
24. Из некогда уютного, а ныне ставшего мрачноватыми трущобами деревянного района я попадаю в послевоенный центр города, застроенный сталинским ампиром. Здесь всё уже гораздо более прилично и красиво. Особенно понравились дома, выкрашенные в разные цвета.
В советские времена Северодвинск был закрытым городом (да и сейчас официально закрыт для иностранных граждан, хотя на деле никакого контроля нет), а кроме того, одним из наиболее престижных для жизни городов Советского Союза. Тут и оборонка, и северные надбавки. Точно не знаю, но наверняка и снабжение здесь было лучше, чем в Архангельске. К моменту распада СССР население Северодвинска достигло 250 тысяч жителей, но потом наступил всеобщий развал оборонки, и девяностые годы промышленность города переживала с трудом. Население Северодвинска из-за этого сократилось на четверть за постсоветские годы (до 185 тысяч в наше время), однако город по-прежнему один из наиболее передовых в Архангельской области.
25.
Северодвинск — второй центр притяжения для районов области, что выражается даже в транспортной связи: не только из Архангельска, но и отсюда ходят отдельные автобусы в далёкие райцентры на юге области — Котлас, Каргополь, Вельск. Что особенно интересно, Северодвинск официально отнесён к Крайнему Северу, тогда как Архангельск лишь приравнен (при практически одинаковом климате): скорее всего, во многих отраслях зарплаты в Северодвинске выше, чем в областном центре. И даже жильё здесь стоит дороже.
26. Круглая площадь Ломоносова с памятником самому Михаилу Васильевичу:
27. А это проспект Ленина. Хоть и Северодвинск — целиком советский город, и старины здесь не может быть по определению, но архитектурный облик у него гораздо более цельный, чем у Архангельска. Эти кварталы возводились в начале и середине 1950-х годов.
Да и в целом, ощущения от города несколько иные. Хоть и с благоустройством здесь тоже немало проблем, в городе вполне чисто, и состояние общественного транспорта не в пример лучше (хотя электротранспорта в Северодвинске, увы, так и не появилось). Чувствуется, что город работает на оборонку, и здесь «всё серьёзно»: город мне показался организованным, строгим и суровым.
28.
29. Ансамбль сталинской архитектуры здесь совершенно великолепен и достоин, пожалуй, едва ли не Минска.
30. Кинотеатр «Родина»:
31. На проспекте Ленина мне действительно порой казалось, будто я гуляю по белорусской столице. Иногда не мог отделаться от ощущения, что на каком-нибудь доме сейчас увижу табличку вроде «вул. Камунiстычная». Кроме того, ещё один город, который у меня здесь всё время всплывал в памяти, — это Череповец.
С одной стороны, Северодвинск видится таким «индустриальным воплощением Поморья», с другой — большинство населения здесь не коренное. По уже названным выше причинам, люди здесь приезжие со всех уголков бывшего СССР.
32.
33. А вот и просторная площадь Победы — по сути, главная в городе. В центре памятник Ильичу, а за ним — не администрация, а ДК Ленинского Комсомола, ныне известный как Дом Корабела. Построен он в 1964 году, и название его посвящено не столько ВЛКСМ, сколько атомной подводной лодке К-3 «Ленинский Комсомол», построенной в 1957 году, и ставшей первой АПЛ в Советском Союзе (и третьей в мире).
34. Другая сторона площади. И всё тот же по-северному яркий солнечный свет на монументальных советских домах.
35. Рядом с площадью — дом инженерно-технических работников завода «Севмаш». Он же — «Дом Техника».
36. Проспект Ленина продолжается дальше. Хоть и город большой, но именно главные улицы мне показались довольно тихими. Может быть, потому что был я здесь вечером в воскресенье.
37. В Северодвинске сохранилось довольно немало советских артефактов (хотя, конечно, и не так, как в Воркуте):
38. С северной стороны центр замыкает круглая площадь Егорова, названная в честь одного из директоров «Севмаша». В центре площади на постаменте — якорь АПЛ «Акула», установленный в 2008 году.
39.
40. А вон впереди и сам «Севмаш». На переднем плане — Аллея Героев, с мемориальными плитами выдающимся сотрудникам предприятия.
41. Рядом — довольно приятный лесопарк:
Северодвинск, как уже сказано, стоит на берегу Белого моря. Однако чтобы его увидеть, надо ехать на остров Ягры — северную окраину, либо к одному из заливов на западной окраине. А основная часть города плотно загорожена от моря промзонами «Севмаша» и «Звёздочки».
42. Вот, собственно, и заводоуправление «Севмаша» с ещё одним памятником Ленину, глядящему на проспект имени себя. Насколько я знаю, с вышеупомянутого острова Ягры открываются довольно интересные виды и на саму заводскую промзону, где даже можно увидеть боевые корабли.
На «Севмаше» в данный момент работает около 25 тысяч человек, то есть примерно каждый седьмой житель города. За всю историю завода (с момента основания в 1939 году) на нём было выпущено 128 атомных и 35 дизельных подводных лодок, а также 45 надводных боевых кораблей (в основном эскадренных миноносцев). В данный момент на предприятии строятся АПЛ четвёртого поколения.
43. Одна из проходных завода:
44. Вдоль промзоны «Севмаша» идёт шумное Архангельское шоссе — фактически, северный обвод города.
Идя дальше, можно попасть в многоэтажные позднесоветские микрорайоны. Но я туда не добрался, так как времени оставалось у меня мало (а съездить в Северодвинск ещё раз на следующий день мне почему-то в голову не пришло).
45. В итоге, через упомянутый лесопарк, я вернулся на центральные улицы города.
46. Здесь уже в основном хрущёвки.
47. Во дворах закатное солнце. Скоро снова будет белая ночь.
48. И где-то на этом месте я и завершил прогулку по городу.
В общем, как уже сказано, мой отчёт про Северодвинск получился весьма куцым, и по показанному здесь не стоит судить обо всём городе. Он, на самом деле, ещё более разнообразен: ведь я не увидел ни позднесоветских микрорайонов, ни современных новостроек, ни, в конце концов, моря. В общем, я надеюсь ещё обязательно побывать в этом городе, тем более, что и хороший повод для этого есть: на южной окраине Северодвинска начинается Кудемская узкоколейная железная дорога в посёлок Белое Озеро, и на ней есть пассажирское движение.
Об Архангельской области на этом всё. Ну, почти всё. Впереди меня ждал завершающий этап летнего путешествия по северным областям. А именно — Северная Карелия и город Беломорск (где я таки увидел море!). В следующем рассказе проедем волной пригородных поездов от Архангельска до Беломорска с несколькими пересадками.
nord-ursus.livejournal.com
Город Северодвинск, Архангельская область — путешествия на карте
Северодвинск — город (с 1938 года) в Архангельской области России, административный центр муниципального образования «Северодвинск». Основан в 1936 году как рабочий судостроительный поселок. В городе расположен Северный центр судостроения и судоремонта России.
История
Открытие и начало освоения берегов Северной Двины
Земли по берегам Северной Двины были открыты в конце IX века викингами.
Бьярмия (Биармия) впервые упоминается в рассказе о путешествии Оттара из Холугаланда, состоявшемся в период между 870 и 890 годами. Чтобы разведать, какие края лежат за Лапландией, Оттер отправился вдоль берега на север, несколько дней ждал попутного ветра, чтобы плыть на восток, а затем повернул на юг, где его корабль вошёл в устье большой реки. Там жили не лапландцы, а бьярмы, язык которых похож на финский, и поэтому Оттер и его спутники могли с ними объясняться. Бьярмы жили оседло, занимались земледелием и были богаты. Известны также рассказы о ещё нескольких путешествиях в эти земли около 920, 1026 и 1090 годов.
В 1217 году сюда прибыли два норвежских судна, одно из которых проследовало далее через Русь в Святую землю, чтобы участвовать в пятом крестовом походе. Экипаж второго судна был уничтожен местными жителями. Для мести король Хакон IV в 1222 году послал двух своих военачальников на четырёх больших судах с сильным войском. Они опустошили берега, вернувшись с богатой добычей. После этого Бьярмия перестала упоминаться в скандинавских источниках.
С начала XII века земли по берегам Северной Двины являются владениями Новгорода Великого.
Освоение морского российского севера Поморья стало востребованным из-за нашествия Батыя и разорения Южной Руси.
Постепенная колонизация Поморья новгородскими переселенцами, ассимиляция местного финно-угорского населения, привели к формированию особого субэтноса русского народа — поморов.
В. Н. Татищев в своей «Истории Российской» даёт такое определение: «Обсчее имя Поморие, а по уездам: Архангельский, Колмоград, Вага, Тотьма, Вологда, Каргополь, Чаронда и Олонец»… «Есть северная часть России, в которой всё по берегу Белого моря и Северного моря от границы Карелии с финнами на восток до гор Великого пояса или Урала заключается. К югу же издревле русские поначалу часть по части овладевали и к Руси приобсчали. Ныне же всё оное и есче с немалою прибавкой под властью Поморской губернии состоит».
Английские и норманские корабли заходили в устье Северной Двины вплоть до XIII века, после чего из-за малого ледникового периода плавать по Северному морскому пути стало невозможным.
В 1419 году в исторических летописях Руси как монастырь и обитель впервые упоминается Николо-Корельский монастырь.
После того, как к берегам Никольского Устья 24 августа 1553 года прибило штормом один из английских кораблей, искавших северо-восточный морской путь в Китай под командованием Ричарда Ченслера, порт был основан официально, поскольку других выходов к морю у Русского государства в то время не было. После установления первого контакта с местными жителями Ченслер отправился в Холмогоры (в то время столица Русского Севера), а оттуда, после ледостава, на санях в Москву, на аудиенцию к русскому царю Ивану Грозному. После встречи с русским царём, впервые за историю, были установлены дипломатические отношения между Россией и Великобританией, а в Лондоне была основана «Московская компания», получившая впоследствии монопольные торговые права от царя. Позже Ченслер стал английским послом при Иване Грозном. Сейчас в честь Ричарда Ченслера названа одна из улиц города на острове Ягры. Напротив монастыря, на острове Ягры, была оборудована якорная стоянка со складами и жилыми домами. Её обитатели разгружали морские суда и грузили товар на мелкие речные, которые везли его в Холмогоры, а оттуда — вглубь России.
И сюда же приходили русские товары из Холмогор. Отсюда и уходили многие английские экспедиции. Порт в иностранных источниках был известен как Святой Николай («рейд Св. Николая»).
В 1584 году был основан город Новохолмогоры, известный с 1613 года под именем Архангельск, ставший настоящим главным морским портом Русского Севера, и постепенно, с ростом Архангельска, Николо-Корельский монастырь и его порт начинают терять своё прежнее торговое значение.
Основой хозяйства в XVII веке в монастыре стали рыбный и соляной промыслы, а также разведение скота.
В Смутное время, уже после освобождения Москвы, польские войска Яна Ходкевича разорили северные земли, нанеся большой урон и Николо-Корельскому монастырю.
В 1808—1809-х годах вблизи от монастыря возводились укрепления против возможного прихода английских кораблей. После Тильзитского мира отношения России и Англии были на грани войны. Английские корабли захватывали в северных морях русские торговые суда и, более того, даже захватили город Колу.
В 1854—1855-х годах, во время Крымской войны, англо-французская эскадра блокировала Архангельск, промышляла вблизи Николо-Корельского монастыря и на всём Белом море.
К 1917 году монастырь пребывал в сильном запустении, в нём жили всего 6 монахов и 1 послушник.
В 1921 году монастырь был ликвидирован, некоторое время здесь располагалась колония для малолетних преступников «Коммунар», а в 1929 году в нём была образована сельхозкоммуна «Искра».
Посёлок Судострой и город Молотовск
31 мая 1936 года Политбюро ЦК ВКП(б), Совет Труда и Обороны СССР на основании проведённых изысканий приняли постановление № 0-137сс о строительстве судостроительного завода в районе Никольского устья Северной Двины. Строительство было названо Судостроем.
Стране был необходим крупный завод на побережье одного из морей Северного Ледовитого океана. Место в дельте Северной Двины было выбрано как наиболее защищённое с моря, благодаря узкой горловине Белого моря.
1 апреля 1937 года Постановлением ВЦИК новый населённый пункт при судостроительном заводе Приморского района Северной области получил свой официальный статус и отнесён к категории рабочих посёлков. В 1938 году Судострой получил статус города и имя «Молотовск» в честь советского партийного деятеля Вячеслава Молотова.
Приказом наркома тяжёлой промышленности СССР Серго Орджоникидзе от 29 мая 1936 года начальником строительства судостроительного завода и рабочего посёлка Судострой был назначен Иван Тарасович Кирилкин.
Построены две улицы посёлка Судострой, построены подсобные предприятия: бетонный завод, арматурный цех, механические мастерские, кирпичный завод, дизельные электростанции.
Посёлок Судострой, и далее город Молотовск строились и расширялись одновременно с ростом строительства и производственной деятельности судостроительного завода (Судостроительный завод № 402).
В 1938—1953-х годах существовал Ягринский исправительно-трудовой лагерь. Первоначально он размещался на острове Ягры, что дало ему название, затем появились отделения в других частях современного города. Лагерные пункты имелись и в близлежащих деревнях. В разное время в лагере содержалось от 5 до 31 тысячи человек (По некоторым данным до 50 тысяч). При этом только за 1940—1945 годы в лагере умерло более 9 тысяч человек. Заключённые строили заводы, порт, жилые дома и дороги, валили лес и добывали песок для строительства города на болотистой местности.
Во время Великой Отечественной войны
В военные годы город Молотовск совместно с Архангельском и Мурманском являлся одними из главных портов, принимавших грузы стран-союзниц по ленд-лизу.
История северных конвоев долгие годы связывались лишь с Мурманском и Архангельском. Северодвинск (Молотовск) при этом оставался как бы в тени. О городе в СССР, в силу характерной деятельности основных промышленных предприятий, старались упоминать как можно реже.
А между тем, Молотовский порт нёс большую тяжесть тех военно-транспортных операций.
Первая военная зима выдалась суровой и навигация началась очень тяжело. Подготовка и обустройство причалов в Молотовске шли спешным порядком. В Молотовске появился представитель Государственного комитета обороны И. Д. Папанин, срочно возведённый к этому времени в ранг контр-адмирала.
В декабре в Архангельск прибыли представители военно-морских сил США, чтобы организовать на местах приёма грузов постоянные американские миссии. В Молотовске отделение миссии разместилось по адресу: ул. Парковая 13. Возглавил его работу помощник атташе Филипп Уорчелл.
23 декабря 1941 года линейный ледокол «Иосиф Сталин» с большим трудом провёл в Молотовск транспорты конвоя PQ-6. Конвой PQ-6 оказался последним союзным конвоем, пробившимся через льды к причалам Архангельска и Мурманска в 1941 году.
В первый день лета 1942-го в Молотовск пришли два транспорта PQ-16. Они доставили танки, самолёты, взрывчатку, бензин и продовольствие.
Молотовск, как и Архангельск, принял уцелевшие остатки разгромленного конвоя PQ-17. К сожалению, сегодня мы пока не можем перечислить все суда PQ-17, ставшие на его рейде и к причалам. Тяжелейшие последствия трагедии PQ-17 известны.
К зиме 1942—1943 годов положение на северных направлениях резко ухудшилось. Противник стремился перерезать Кировскую железную дорогу — сухопутная связь с Мурманском тогда бы прервалась.
По указанию правительства и наркома ВМФ основными «грузополучателями» ленд-лиза стали Архангельск и Молотовск. Причём Молотовску (из-за тяжёлых льдов на Северной Двине и мелководья её русел) теперь отводилась главная роль в период зимних навигаций. Тем более, что к этому времени по инициативе И. Д. Папанина завершилось совершенствование Молотовского порта и близлежащей нефтебазы. За лето 1942 года в Молотовском порту появился мощный кран для выгрузки «тяжеловесов», увеличены глубины на его акватории, выросла и линия причалов, один из которых оборудовали для бункеровки ледоколов и пароходов углём.
В послевоенные годы
В 1950-е годы XX века завод решено было перевести на строительство атомных подводных лодок, и в скором времени он стал главным советским предприятием по производству стратегических подводных лодок.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 733/2 от 12 сентября 1957 года город Молотовск был переименован в город Северодвинск.
Город Северодвинск начал стремительно развиваться. Численность населения резко возрастала, в том числе и за счёт местных и приезжих молодых специалистов. Активно работали судостроительные и общегородские предприятия, резко возрастало в Северодвинске строительство жилья для корабелов (всего за 30 лет в Северодвинске было построено и передано ВМФ в эксплуатацию с качественным эксплуатационно-ремонтным сопровождением около 130 атомных подводных лодок).
После распада Советского Союза Северодвинску было присвоен статус Государственного Российского центра атомного судостроения.
Судостроительные заводы «Севмаш», «Звёздочка», город и все предприятия центра атомного судостроения постепенно с трудом пережили кризис 1990-х, сумели приспособиться к современным рыночным условиям (активное участие в конкурсах по госзаказам, выполнение заказов других стран, разнообразие выпускаемой продукции) и вернуться к стабильному существованию.
Военно-морская база
Малый противолодочный корабль «Онега»
В Северодвинске расположена Беломорская военно-морская база, существующая со времён Великой Отечественной войны и входящая в состав Северного флота.
Части Беломорской военно-морской базы дислоцированы преимущественно в Северодвинске, где сосредоточены крупнейшие предприятия судостроительного и судоремонтного комплекса — ОАО «Севмаш» и Центр судоремонта «Звёздочка».
В Белом море проходят регулярные испытания новейшего морского оружия, в том числе стратегического.
В 2010—2013 году подводниками Северного флота осуществлены пуски баллистической ракеты «Булава», которая будет составлять основу вооружения морских стратегических ядерных сил России.
tropki.ru
Соцгород и Белое море. (Северодвинск, Россия)
Поделиться:
Россия Северодвинск > Соцгород и Белое море. (36 Фото)
Северодвинск находится в 40 километрах к западу от Архангельска, как город он появился только в 1938 г. До этого с 1419 г. на острове Ягры (ныне район Северодвинска) существовал Николо-Корельский монастырь, закрытый в советские годы. В 1553 г. у поселения Ненокса бросили якорь английские корабли, искавшие северный путь в Китай. Командующий Ричард Ченслер через Холмогоры отправился в Москву к Ивану Грозному, установив таким образом дипломатические отношения с Великобританией. В Лондоне была основана "Московская компания", и между государствами началась морская торговля.64-я параллель встретила холодом и 10-балльной облачностью. Температура +8 градусов в июне удивляла даже местных. В кадре Северодвинский драматический театр.
Площадь пересекает проспект Ломоносова.
Ближе к центру начинается сталинская архитектура. Это городская больница №1.
Небольшая часовня в парке.
Улица Гагарина. Сталинки, характерные для небольших городов и заводских окраин облцентров.
Уже настоящий сталинский классицизм на улице Георгия Седова.
Центральная площадь Победы с вождем, который "живее всех живых".
Добротная сталинская застройка, впрочем встречающаяся во многих городах.
—
Проспект Ленина пересекает площадь. В ту сторону я еще пройду.
Дом Корабела на площади Победы. Северодвинск — большой морской порт, и до сих пор судоремонтные заводы являются важными градообразующими предприятиями.
Северодвинск приравнивается к городам Крайнего Севера, в отличие от соседнего Архангельска. Зарплаты здесь выше, многие предприятия города работают, поэтому некоторые даже ездят сюда на работу из областного Архангельска.
По Советской улице.
Деревянные дома сталинского времени, то самое "сталинское баракко".
Правда, таких изящных бараков в других регионах мне еще видеть не доводилось.
Многие из домов уже необитаемы. Даже немного жаль, что скоро все это сломают.
Но в некоторых деревяшках по всей видимости еще живут.
Симпатичный "Крайслер" на улицах Северодвинска.
Здание Севмаш — едва ли не самое главное градообразующее предприятие Северодвинска. А дальше море, но тут к нему не пробиться.
Полукруглая площадь Егорова и улица Первомайская.
Очередной бывший ДК.
—
Дом техники на проспекте Ленина.
Надпись у входа: "Пока есть флот — живет Россия". Согласен, будем жить, несмотря ни на что.
Далее по проспекту Ленина, за площадью Победы. Похоже на кинотеатр.
Боковые улицы по пути к площади Ломоносова. Республиканская, Лесная — все они в сталинских деревяшках.
—
Площадь Ломоносова.
В центре памятник выдающемуся ученому, во многом опередившему свое время. Михаил Васильевич Ломоносов родился в Холмогорах недалеко от Архангельска.
—
Остров Ягры, Белое море.
Довольно обширный городской пляж. В этот день трудно было представить, что в теплые года во второй половине лета люди здесь загорают и даже купаются. 22 июня 2017 г. на пляже было не до купания: не более +8 градусов, и порывистый ветер, норовивший вырвать из рук фотоаппарат.
Вот оно, Белое море! Свершилось, добрался я и до него.
Остров Яг
fototerra.ru
Северодвинск. Часть 1: Ягры и Севмаш: varandej — LiveJournal
Как-то в 1553 году, когда «владычицей морей» была ещё не Англия, а Испания, из Лондона на трёх судах стартовала экспедиция Хью Уиллоби, целью которой было найти «северный проход» в Америку через полярные моря. Но то ли англичане не имели опыта плавания в Арктике, то ли просто Уиллоби был так себе руководитель, но ещё летом экспедиция попала в шторм и разделилась. Два корабля во главе с самим Уиллоби зазимовали на Кольском полуострове, и до весны не дожил ни один матрос. А третий корабль «Эдуард Бонавентура» во главе в купцом Ричардом Ченслером, унесло в Белое море, к устью Северной Двины, где к тому времени уже полтора столетия стоял Николо-Корельский монастырь — один из самых влиятельных на Русском Севере. Ченслер не растерялся, назвался послом, отправился в Москву. И хотя поморам видеть «белых людей» было не в диковинку, для Ченслера и Англии в целом это было новое открытие.
Прежде, чем чуть выше по реке вырос Архангельск (1584), на острове Ягры под Николо-Корельским монастырём действовал единственный порт России. То есть, город на этом месте старше самого Архангельска. Хотя формально Северодвинск (193 тыс. жителей) был основан в 1936 году как посёлок Судострой, в 1938-57 годах числился как город Молотовск, и с 1950-х годов стал одним из флагманов советской оборонки, кузницей атомного флота.
Северодвинск я покажу в двух частях. Сначала осмотрим остров Ягры, атомные верфи и Николо-Корельский монастырь, а затем прогуляемся по центру.
От Архангельска до Северодвинска всего 40 километров, и фактически два города имеют общую транспортную систему с несколькими маршрутами. По дороге — обычный Север с его деревнями (в том числе Рикасово с деревянной церковью) и многочисленные затоны на Двине. Северодвинск встречает грозной надписью «ВНИМАНИЕ! Граница территории с регламентированным посещением иностранными гражданами!» и вот такими вот рекламными щитами:
Затем начинается грандиозная промзона — заводские корпуса и трубопроводы тянутся на пару километров, но почти всё — машиностроение:
По прямой отсюда можно доехать в центр, а вот к острову Ягры повернём около ТЭЦ (судя по виду, 1950-х годов):
Напротив ТЭЦ — памятник основателям города:
А дальше вдоль пролива, отделяющего материк от острова Ягры, раскинулась промзона двух судостроительных заводов — «Севмаш» и «Звёздочка». Но пока что проедем её без остановок и перенесёмся на сам остров Ягры.
Ягры (ударение на первый слог, множественное число) — это ближайшее к Архангельску место, где можно увидеть Белое море. Островом они быть уже давно перестали — обычный спальный район, соединённый с центром мостами и дамбами. Но здесь, на Яграх, находится огромный песчаный пляж, где в более тёплое время народ активно купается.
Иногда этот пляж выглядит так:
Из журнала vaga-land, первоисточник не знаю.
Я же его увидел таким — пустынным, ветреным, прохладным. На Белом море отлив — тогда я ещё не знал, какие масштабы он здесь принимает.
Пляж служит городским променадом, а море тут действительно Белое. По берегу зачем-то ходил мужик с металлоискателем:
Некогда именно сюда причалил «Эдуард Бонавентура», и Ричард Ченслер, по английской традиции, не стал спрашивать аборигенов, как называется остров, а дал ему название сам — Остров Роз. Ошибся — за розы он принял шиповник:
Вообще, о Ченслере и его экспедиции в Россию есть подробный рассказ у всё того же vaga_land — пытаться пересказать всё это своими словами с моей стороны просто некрасиво. Особенно интересны высказывания Ченслера о русских — и надо заметить, уже в 16 веке в суждениях почётного аглосакса читается то же, что и сейчас: отвращение и страх. Что де, эти белые дикари — омерзительные воры, лгуны, пьяницы и развратники, но «нет под солнцем людей столь привычных к суровой жизни, как русские». Ну а утверждение: «Я не знаю страны поблизости от нас, которая могла бы похвалиться такими людьми и животными. Что могло бы выйти из этих людей, если бы они упражнялись и были обучены строю и искусству цивилизованных войн?» спустя без малого двести лет стало пророческим. Но дело в том, что Ченслер открыл не Англию для России, а Россию для Англии — уже в 15 веке из Холмогор в Европу уходили морские караваны и посольства, а вот из Европы в русские порты ходить начали именно после Ченслера, и как известно, уже в 16 веке Иван Грозный сватался к Елизавете Первой.
Ну а для меня это была первая за поездку (но не в жизни!) встреча с Белым морем, которое мне ещё только предстояло увидеть в Онеге, Беломорске (по третьему разу), Кандалакше, Терском берегу… От пляжа я отправился в обратную сторону, к уже упомянутой промзоне через многоэтажные кварталы Ягр. Как и в Архангельске, в Северодвинске очень достойная позднесоветская архитектура:
Рынок с деревянными павильонами:
Автобусная остановка:
Воскресенская церковь конца 19в., в 1994 году перевезенная из села Солза в 20км от города.
За церковью пейзаж меняется — вдоль пролива, отделяющего Ягры от города, тянется почти сельская пастораль.
Многоэтажки Ягр позади:
Яхт-клуб:
Лодочные сараи:
В целом же здесь много островков и проток — это ведь дельта Северной Двины:
С дамбы хорошо видна промзона. Слева — уже знакомая нам ТЭЦ, справа — Севмаш, а посредине…
Посредине — Николо-Корельский монастырь, а вернее то, что от него осталось. Слева направо Успенская церковь (1664-67), колокольня (1700), Никольский собор (1670-74). Последний даже действует, но из-за закрытости «Севмаша» служит, фактически, его домовой церковью.
А вот так монастырь выглядел сто лет назад:
Николо-Корельский монастырь в Никольском устье Двины известен с 1419 года, хотя основан был, наверное, раньше. В 15-16 веках именно монастыри были главными центрами силы Поморья, они появились тут раньше городов и фактически выполняли их роль: крепости, порты, центры ремёсел и солеварения, землевладельцы. Традиционно главными «игроками» на Белом море были Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри (причём второй, как известно, от моря стоит весьма далеко), а Николо-Корельский возвысился в 1471 году — тогда утонули в Белом море и были похоронены здесь двое сыновей самой Марфы Борецкой, посадницы (то есть выборной правительницы) Великого Новгорода. Новгород был богат, а Борецкая в борьбе с Москвой нуждалась в помощи и монастырей, и Бога — поэтому пожаловала Николо-Корельской обители большие владения. И Ченслер причалил сюда совсем не случайно, а появление на монастырских землях английских и голландских факторий лишь подстегнуло развитие монастыря.
Впрочем, как часто бывает в России, за каменное строительство тут взялись уже после того, как лучшие времена прошли. Но помимо двух храмов и колокольни в ансамбль монастыря входил и ещё один уникальнейший памятник — единственная сохранившаяся к началу ХХ века деревянная крепостная стена (1691-92).
Вот её-то судьба и не пощадила — почти весь периметр был разрушен, чудом уцелели лишь ворота, перенесённые в московское Коломенское… вот только ворота эти имеют свои аналоги, в отличие от целой стены:
А с дамбы и моста открывается впечатляющий вид вдоль пролива, разделяющего Ягры и монастырь:
Вот так выглядит кузница атомного флота — слева (на материке) «Севмаш», справа (на Яграх) — «Звёздочка». Дуэт двух военных верфей очень напоминает украинский Николаев (часть 1, часть 2), только состояние дел тут не в пример лучше. «Севмаш», основанный в 1936 году, за свою историю построил 45 надводных боевых кораблей, 35 дизель-электрических поводных лодок, но — самое главное! — 128 атомных подлодок, среди которых первая советская АПЛ «Ленинский комсомол» (1957), стратегические подлодки класса «Акула» (аналог знаменитых американских «Огайо»), подлодки класса «Антей» («охотники на авианосцы», среди них — тот самый «Курск»), а ныне строятся подлодки класса «Борей» — те самые, для которых испытывают «Булаву». На «Севмаше» ныне около 20 тысяч сотрудников — вдвое меньше, чем было на николаевском Черноморском судозаводе в лучшие времена, но в 10 раз больше, чем есть там сейчас.
Что же касается «Звёздочки», то это в первую очередь сдоремонтный завод, производящий также отдельное судовое оборудование вроде гребных винтов или фрагментов буровых платформ. Но больше всего «Звёздочка» известна другой функцией — утилизация АПЛ (на 2007 год — утилизованы 22 подлодки).
Здесь я решил немного поработать зумом, и поймал довольно много интересного. Подлодки у «Звёздочки» — видимо, ждут утилизации. Судя по Google Earth, «Бореи» достраиваются немного не здесь, а в глубине промзоны.
А вот это судно озадачило и меня, и Перископа, который даже перепостил его фотографию. Как пояснили там сведущие люди, это плавмастерская для ремонта и дозаправки атомных судов «Малина». Построена в Николаеве, таких существует всего три экземпляра.
Со стороны «Севмаша» просматривается эллинг, где строятся подлодки проекта «Борей»:
А в глубине верфей просматривается силуэт корабля, в котором сложно не признать авианосец. Точнее, авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», ныне «Викрамадитья» — в 2004 году его продали Индии и ныне модернизируют для флота азиатской державы. Он был построен в 1978-86 годах в Николаеве, базировался в Севастополе, ещё в 1987 году перешёл в Северный флот. Один из трёх советских авианесущих крейсеров вместе с «Варягом» (продан Украиной Китаю) и «Адмиралом Кузнецовым» (по сей день служит отечеству в Североморске). Впрочем, в последнее время между Россией и Индией по «Горшкову» довольно много нестыковок, и рассматривается даже вариант, если Индия не профинсирует модернизацию корабля в полном объёме, выкупить его обратно.
Сам корабль грандиозен: водоизмещение 44 тыс. тонн, длина 273 метра, ширина 53 метра. Самолётов на нём всего 14 (+10 вертолётов), но это не случайно «авианесущий крейсер», а не авианосец — он имеет мощнейшее обычное вооружение (ракеты, торпеды, артиллерия).
И ради Бога, не придирайтесь к качеству фотографий — ну да, контровый свет и всё такое. У меня не было времени ждать правильного освещения. Фотографировал я предельно осторожно — ведь это самый что ни на есть стратегический объект, не какой-нибудь там вокзал, и думается, если бы я попался — стиранием кадров дело бы не ограничилось.
Дойдя до ближайшей остановки, я поймал маршрутку и поехал в центр. По пути, на границе промзоны и жилой части города, расположен и небольшой вокзал, с которого в Москву ходит фирменный поезд (сюда прибывает вечером, так что не очень удобен).
В следующей части — о центре Северодвинска, который представляет собой весьма нетривиальный советский ансамбль разных эпох.
ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ-2011
Вступление. От Архангельска до Баренцева моря.
Летний берег (Архангельск и окрестности).
Архангельск-2011.
Северодвинск. Ягры и Севмаш.
Северодвинск. По центру.
Онега.
Беломорск.
Терский берег.
Печенга.
Баренцево море.
.
varandej.livejournal.com
Температура воды в Северодвинске сейчас / Температура воды в море по месяцам
Температура воды в море сейчас:
+13.7°C
Максимальная температура воды в августе: | 21.0°C |
Минимальная температура воды в августе: | 3.7°C |
Средняя температура воды в августе: | 13.4°C |
подробная информация |
05 августа | 13.7°C | 31 июля | 16.5°C |
04 августа | 14.1°C | 30 июля | 17.2°C |
03 августа | 14.5°C | 29 июля | 17.8°C |
02 августа | 15.0°C | 28 июля | 18.6°C |
01 августа | 15.8°C | 27 июля | 18.0°C |
Когда в Северодвинске самое теплое море?
Согласно собранным нами данным о температуре воды в море за последние три года, самым теплым море в Северодвинске было в августе, июле и сентябре.
Средняя температура воды в августе 2018 года составила 16.4°C. В то время как минимальная и максимальная температура воды в море достигала 14.2°C и 21.0°C соответственно.
Средняя температура воды в июле 2019 года составила 15.2°C. В то время как минимальная и максимальная температура воды в море достигала 11.0°C и 18.6°C соответственно.
Средняя температура воды в сентябре 2018 года составила 13.0°C. В то время как минимальная и максимальная температура воды в море достигала 10.2°C и 15.7°C соответственно.
pogoda.turtella.ru