Северодвинск море – Северодвинск: климат, экология, районы, экономика, криминал и достопримечательности | Не сидится

Северодвинск и Белое море.

fee_dodo — 19.09.2011 Конечно целью поездки в Поморье был не только сам Архангельск, но и Белое море, по которому очень хотелось погулять. А удобнее всего это было сделать в городе Северодвинске.

От речного морского порта в Северодвинск ходят экспрессы. Мы попросили водителя высадить нас «у моря».

Северодвинск расположен в 35 км от Архангельска. Территория города закрыта для иностранцев, т.к. здесь находится завод, выпускающий атомные подводные лодки. Северодвинск — один из крупнейших центров оборонной промышленности, особенно военного судостроения России. На въезде в город во все автобусы заходит суровая тётушка, проверяет наличие иностранцев и что-то записывает в амбарную книгу.

Город был основан в 1936 году как посёлок Судострой, в 1938 году получил статус города и имя Молотовск в честь советского партийного деятеля Вячеслава Молотова. Стране был необходим крупный завод на побережье одного из морей Северного Ледовитого океана. Место в дельте Северной Двины было выбрано как наиболее защищённое с моря, благодаря узкой горловине Белого моря.

Здесь тоже много деревянных домов.

Я плохо представляю, как здесь зимой…

Центральная площадь с Лениным.

Собственно к морю проще всего выйти с острова Ягры, на котором в 1938—1953-х годах действовал Ягринский исправительно-трудовой лагерь. Мы вышли из автобуса где-то на полпути и пошли до м

yablor.ru

Северодвинск. Город северных корабелов — Записки северного медведя — LiveJournal

В сорока километрах западнее Архангельска, у берега Белого моря, расположен Северодвинск — второй город в области (185 тысяч жителей); город полностью советский, выросший при оборонной промышленности, и центр российского атомного судостроения. Само по себе это уже звучит внушительно. Город солидный, и во многом, на мой взгляд, опережающий Архангельск.

Северодвинск воспринимается и как спутник Архангельска (из-за близкого расположения), и как, в то же время, самодостаточный город. Автобусным сообщением с Архангельском он связан примерно каждые полчаса. Идёт автобус около часа, по шоссе вдоль Северной Двины, через сёла с причудливыми названиями вроде Лайский Док и Малая Тойнокурья. Стоимость проезда, кстати, различается в зависимости от того, до какой остановки в городе ехать (так же, как из Кирова в Кирово-Чепецк и Слободской). Здесь я должен сразу сказать, что, к сожалению, посетил Северодвинск довольно-таки бестолково, так как увидел лишь совсем небольшую часть города — только его исторический центр, не побывав ни на острове Ягры у берега моря, ни в позднесоветских многоэтажных районах на западе. Виной тому то, что я поехал сюда зачем-то в середине дня, хотя город немаленький, и ехать стоило с утра. Но всё же покажу то, что я успел увидеть.

2. Вот примерно так меня встретил Северодвинск, — я вышел из автобуса на почти первой же остановке в жилой части города. Как и в Архангельске, здесь была жаркая погода. И оживлённые улицы вокруг.

Если Архангельск возник как морские ворота России, то Северодвинск — как кузница кораблей военно-морского флота. Город достаточно молодой — основан он был в 1936 году как рабочий посёлок Судострой. Спустя два года он получил статус города и имя Молотовск (в честь Вячеслава Молотова, при жизни), а в 1957 году стал Северодвинском и в последующие годы рос как один из флагманов оборонной промышленности страны. И поныне главные предприятия Северодвинска — это «Севмаш», где строят не что-нибудь, а атомные подводные лодки, а также судоремонтный завод «Звёздочка».

3.

4. Из автобуса я вышел рядом с вокзалом, за которым виднеется труба ТЭЦ-1. Железная дорога в Северодвинск пришла во время войны — в 1942 году, а нынешний вокзал уже, видимо, позднесоветской постройки.

5. Не под стать городу вокзал здесь маленький, тихий и пустынный, зато аж с высокой платформой и навесом (что вообще большая редкость). Это не случайно, поскольку пассажиропоток здесь совсем небольшой, и большинство людей ездит через Архангельск.

Дело в том, что Северодвинск стоит не на основной железнодорожной магистрали, а на тупиковом ответвлении, которое начинается от станции Исакогорка (немного не доезжая до Архангельска). И если большинство поездов идёт в Архангельск, то до Северодвинска лишь раз в два дня ходит один поезд из Москвы (причём фирменный). Кроме него, есть здесь и пригородное сообщение: в сторону Архангельска — до маленькой станции Лайская, а на запад — до села Нёнокса, где железная дорога заканчивается тупиком. Ветка туда идёт вдоль берега моря и, судя по снимкам, довольно живописна, но при этом Нёнокса — закрытый военный городок, куда просто так не съездить.

6. Вид в сторону Архангельска:

7. А плакат на фасаде вокзала напоминает о том, почему он выкрашен в такой синий морской цвет. Северодвинск — действительно, город не только корабелов, но и моряков: здесь расположена Беломорская база Северного флота.

8. Направимся теперь в центр города. Здесь, как и в Архангельске, очень много тополей. Пожалуй, что даже ещё больше. Весь город в тополином пуху, жаркая погода, и не слишком северный облик самого города, — в общем, снова трудно было в тот момент поверить, что я нахожусь на 64 параллели рядом с Белым морем. Впрочем, жаркая погода здесь бывает нечасто, — обычно город продувают морские ветра с брызгами солёной воды, и погода бывает прохладной даже в середине лета.

Кстати, название Северодвинск не очень вяжется с географическим расположением этого города. Дело в том, что к самой Северной Двине он почти не выходит, — лишь к одной из проток (так называемое Никольское устье).

9. Пятиэтажка без балконов — явление типично северное. Правда, здесь таких совсем мало.

10. В нескольких минутах ходьбы от вокзала я попадаю в северодвинский «Старый город», который, по большей части, деревянный.

11. Когда-то таким был почти весь город Молотовск. Зелёные улицы с высокими тополями и берёзами, а среди них — деревянные дома. В былые времена, до того, как дома обветшали, эта часть города была, наверное, очень уютной.

12. Как и в Архангельске, это настоящее «сталинское деревянное зодчество». Здесь много оригинальных и интересных проектов.

13. Это ведь прямо деревянный конструктивизм какой-то!

14. Но увы, как, опять же, и в областном центре, в Северодвинске состояние большинства этих домов плачевное. Возможно, причина кроется в местной болотистой почве, из-за которой у них оседают фундаменты. В любом случае, во многих домах, имеющих вот такой вид, всё ещё живут люди.

15. Но проблема постепенно решается. Ветхие дома расселяют и сносят, и строят новые для их жителей.

16. В одном кадре — как выглядит прежнее и будущее место жительства одних и тех же людей.

17. В общем, когда-то эти деревянные кварталы были, наверное, уютными и привлекательными, но сейчас время их прошло. Красота «деревянных сталинок» постепенно уходит, и, возможно, даже некоторые дома, попавшие мне в кадр, сейчас, когда я пишу, уже расселены.

18. Не знаю точно, когда эти дома строились. Возможно, в конце 1930-х годов, а может быть даже и во время войны.

19. Тихая улица Советская:

20. Вокруг уже всё больше кирпичных домов:

21. И снова деревянные. Скоро этой изрядно обветшавшей красоты уже не будет.

22. А людей переселят в вот такие дома:

23. А вот уже расселённые дома. Вполне вероятно, что сейчас их уже снесли.

24. Из некогда уютного, а ныне ставшего мрачноватыми трущобами деревянного района я попадаю в послевоенный центр города, застроенный сталинским ампиром. Здесь всё уже гораздо более прилично и красиво. Особенно понравились дома, выкрашенные в разные цвета.

В советские времена Северодвинск был закрытым городом (да и сейчас официально закрыт для иностранных граждан, хотя на деле никакого контроля нет), а кроме того, одним из наиболее престижных для жизни городов Советского Союза. Тут и оборонка, и северные надбавки. Точно не знаю, но наверняка и снабжение здесь было лучше, чем в Архангельске. К моменту распада СССР население Северодвинска достигло 250 тысяч жителей, но потом наступил всеобщий развал оборонки, и девяностые годы промышленность города переживала с трудом. Население Северодвинска из-за этого сократилось на четверть за постсоветские годы (до 185 тысяч в наше время), однако город по-прежнему один из наиболее передовых в Архангельской области.

25.

Северодвинск — второй центр притяжения для районов области, что выражается даже в транспортной связи: не только из Архангельска, но и отсюда ходят отдельные автобусы в далёкие райцентры на юге области — Котлас, Каргополь, Вельск. Что особенно интересно, Северодвинск официально отнесён к Крайнему Северу, тогда как Архангельск лишь приравнен (при практически одинаковом климате): скорее всего, во многих отраслях зарплаты в Северодвинске выше, чем в областном центре. И даже жильё здесь стоит дороже.

26. Круглая площадь Ломоносова с памятником самому Михаилу Васильевичу:

27. А это проспект Ленина. Хоть и Северодвинск — целиком советский город, и старины здесь не может быть по определению, но архитектурный облик у него гораздо более цельный, чем у Архангельска. Эти кварталы возводились в начале и середине 1950-х годов.

Да и в целом, ощущения от города несколько иные. Хоть и с благоустройством здесь тоже немало проблем, в городе вполне чисто, и состояние общественного транспорта не в пример лучше (хотя электротранспорта в Северодвинске, увы, так и не появилось). Чувствуется, что город работает на оборонку, и здесь «всё серьёзно»: город мне показался организованным, строгим и суровым.

28.

29. Ансамбль сталинской архитектуры здесь совершенно великолепен и достоин, пожалуй, едва ли не Минска.

30. Кинотеатр «Родина»:

31. На проспекте Ленина мне действительно порой казалось, будто я гуляю по белорусской столице. Иногда не мог отделаться от ощущения, что на каком-нибудь доме сейчас увижу табличку вроде «вул. Камунiстычная». Кроме того, ещё один город, который у меня здесь всё время всплывал в памяти, — это Череповец.

С одной стороны, Северодвинск видится таким «индустриальным воплощением Поморья», с другой — большинство населения здесь не коренное. По уже названным выше причинам, люди здесь приезжие со всех уголков бывшего СССР.

32.

33. А вот и просторная площадь Победы — по сути, главная в городе. В центре памятник Ильичу, а за ним — не администрация, а ДК Ленинского Комсомола, ныне известный как Дом Корабела. Построен он в 1964 году, и название его посвящено не столько ВЛКСМ, сколько атомной подводной лодке К-3 «Ленинский Комсомол», построенной в 1957 году, и ставшей первой АПЛ в Советском Союзе (и третьей в мире).

34. Другая сторона площади. И всё тот же по-северному яркий солнечный свет на монументальных советских домах.

35. Рядом с площадью — дом инженерно-технических работников завода «Севмаш». Он же — «Дом Техника».

36. Проспект Ленина продолжается дальше. Хоть и город большой, но именно главные улицы мне показались довольно тихими. Может быть, потому что был я здесь вечером в воскресенье.

37. В Северодвинске сохранилось довольно немало советских артефактов (хотя, конечно, и не так, как в Воркуте):

38. С северной стороны центр замыкает круглая площадь Егорова, названная в честь одного из директоров «Севмаша». В центре площади на постаменте — якорь АПЛ «Акула», установленный в 2008 году.

39.

40. А вон впереди и сам «Севмаш». На переднем плане — Аллея Героев, с мемориальными плитами выдающимся сотрудникам предприятия.

41. Рядом — довольно приятный лесопарк:

Северодвинск, как уже сказано, стоит на берегу Белого моря. Однако чтобы его увидеть, надо ехать на остров Ягры — северную окраину, либо к одному из заливов на западной окраине. А основная часть города плотно загорожена от моря промзонами «Севмаша» и «Звёздочки».

42. Вот, собственно, и заводоуправление «Севмаша» с ещё одним памятником Ленину, глядящему на проспект имени себя. Насколько я знаю, с вышеупомянутого острова Ягры открываются довольно интересные виды и на саму заводскую промзону, где даже можно увидеть боевые корабли.

На «Севмаше» в данный момент работает около 25 тысяч человек, то есть примерно каждый седьмой житель города. За всю историю завода (с момента основания в 1939 году) на нём было выпущено 128 атомных и 35 дизельных подводных лодок, а также 45 надводных боевых кораблей (в основном эскадренных миноносцев). В данный момент на предприятии строятся АПЛ четвёртого поколения.

43. Одна из проходных завода:

44. Вдоль промзоны «Севмаша» идёт шумное Архангельское шоссе — фактически, северный обвод города.

Идя дальше, можно попасть в многоэтажные позднесоветские микрорайоны. Но я туда не добрался, так как времени оставалось у меня мало (а съездить в Северодвинск ещё раз на следующий день мне почему-то в голову не пришло).

45. В итоге, через упомянутый лесопарк, я вернулся на центральные улицы города.

46. Здесь уже в основном хрущёвки.

47. Во дворах закатное солнце. Скоро снова будет белая ночь.

48. И где-то на этом месте я и завершил прогулку по городу.

В общем, как уже сказано, мой отчёт про Северодвинск получился весьма куцым, и по показанному здесь не стоит судить обо всём городе. Он, на самом деле, ещё более разнообразен: ведь я не увидел ни позднесоветских микрорайонов, ни современных новостроек, ни, в конце концов, моря. В общем, я надеюсь ещё обязательно побывать в этом городе, тем более, что и хороший повод для этого есть: на южной окраине Северодвинска начинается Кудемская узкоколейная железная дорога в посёлок Белое Озеро, и на ней есть пассажирское движение.

Об Архангельской области на этом всё. Ну, почти всё. Впереди меня ждал завершающий этап летнего путешествия по северным областям. А именно — Северная Карелия и город Беломорск (где я таки увидел море!). В следующем рассказе проедем волной пригородных поездов от Архангельска до Беломорска с несколькими пересадками.

nord-ursus.livejournal.com

Город Северодвинск, Архангельская область — путешествия на карте

Северодвинск — город (с 1938 года) в Архангельской области России, административный центр муниципального образования «Северодвинск». Основан в 1936 году как рабочий судостроительный поселок. В городе расположен Северный центр судостроения и судоремонта России.

История

Открытие и начало освоения берегов Северной Двины

Земли по берегам Северной Двины были открыты в конце IX века викингами.

Бьярмия (Биармия) впервые упоминается в рассказе о путешествии Оттара из Холугаланда, состоявшемся в период между 870 и 890 годами. Чтобы разведать, какие края лежат за Лапландией, Оттер отправился вдоль берега на север, несколько дней ждал попутного ветра, чтобы плыть на восток, а затем повернул на юг, где его корабль вошёл в устье большой реки. Там жили не лапландцы, а бьярмы, язык которых похож на финский, и поэтому Оттер и его спутники могли с ними объясняться. Бьярмы жили оседло, занимались земледелием и были богаты. Известны также рассказы о ещё нескольких путешествиях в эти земли около 920, 1026 и 1090 годов.

В 1217 году сюда прибыли два норвежских судна, одно из которых проследовало далее через Русь в Святую землю, чтобы участвовать в пятом крестовом походе. Экипаж второго судна был уничтожен местными жителями. Для мести король Хакон IV в 1222 году послал двух своих военачальников на четырёх больших судах с сильным войском. Они опустошили берега, вернувшись с богатой добычей. После этого Бьярмия перестала упоминаться в скандинавских источниках.

С начала XII века земли по берегам Северной Двины являются владениями Новгорода Великого.

Освоение морского российского севера Поморья стало востребованным из-за нашествия Батыя и разорения Южной Руси.

Постепенная колонизация Поморья новгородскими переселенцами, ассимиляция местного финно-угорского населения, привели к формированию особого субэтноса русского народа — поморов.

В. Н. Татищев в своей «Истории Российской» даёт такое определение: «Обсчее имя Поморие, а по уездам: Архангельский, Колмоград, Вага, Тотьма, Вологда, Каргополь, Чаронда и Олонец»… «Есть северная часть России, в которой всё по берегу Белого моря и Северного моря от границы Карелии с финнами на восток до гор Великого пояса или Урала заключается. К югу же издревле русские поначалу часть по части овладевали и к Руси приобсчали. Ныне же всё оное и есче с немалою прибавкой под властью Поморской губернии состоит».

Английские и норманские корабли заходили в устье Северной Двины вплоть до XIII века, после чего из-за малого ледникового периода плавать по Северному морскому пути стало невозможным.

В 1419 году в исторических летописях Руси как монастырь и обитель впервые упоминается Николо-Корельский монастырь.

После того, как к берегам Никольского Устья 24 августа 1553 года прибило штормом один из английских кораблей, искавших северо-восточный морской путь в Китай под командованием Ричарда Ченслера, порт был основан официально, поскольку других выходов к морю у Русского государства в то время не было. После установления первого контакта с местными жителями Ченслер отправился в Холмогоры (в то время столица Русского Севера), а оттуда, после ледостава, на санях в Москву, на аудиенцию к русскому царю Ивану Грозному. После встречи с русским царём, впервые за историю, были установлены дипломатические отношения между Россией и Великобританией, а в Лондоне была основана «Московская компания», получившая впоследствии монопольные торговые права от царя. Позже Ченслер стал английским послом при Иване Грозном. Сейчас в честь Ричарда Ченслера названа одна из улиц города на острове Ягры. Напротив монастыря, на острове Ягры, была оборудована якорная стоянка со складами и жилыми домами. Её обитатели разгружали морские суда и грузили товар на мелкие речные, которые везли его в Холмогоры, а оттуда — вглубь России.

И сюда же приходили русские товары из Холмогор. Отсюда и уходили многие английские экспедиции. Порт в иностранных источниках был известен как

Святой Николай («рейд Св. Николая»).

В 1584 году был основан город Новохолмогоры, известный с 1613 года под именем Архангельск, ставший настоящим главным морским портом Русского Севера, и постепенно, с ростом Архангельска, Николо-Корельский монастырь и его порт начинают терять своё прежнее торговое значение.

Основой хозяйства в XVII веке в монастыре стали рыбный и соляной промыслы, а также разведение скота.

В Смутное время, уже после освобождения Москвы, польские войска Яна Ходкевича разорили северные земли, нанеся большой урон и Николо-Корельскому монастырю.

В 1808—1809-х годах вблизи от монастыря возводились укрепления против возможного прихода английских кораблей. После Тильзитского мира отношения России и Англии были на грани войны. Английские корабли захватывали в северных морях русские торговые суда и, более того, даже захватили город Колу.

В 1854—1855-х годах, во время Крымской войны, англо-французская эскадра блокировала Архангельск, промышляла вблизи Николо-Корельского монастыря и на всём Белом море.

К 1917 году монастырь пребывал в сильном запустении, в нём жили всего 6 монахов и 1 послушник.

В 1921 году монастырь был ликвидирован, некоторое время здесь располагалась колония для малолетних преступников «Коммунар», а в 1929 году в нём была образована сельхозкоммуна «Искра».

Посёлок Судострой и город Молотовск

31 мая 1936 года Политбюро ЦК ВКП(б), Совет Труда и Обороны СССР на основании проведённых изысканий приняли постановление № 0-137сс о строительстве судостроительного завода в районе Никольского устья Северной Двины. Строительство было названо Судостроем.

Стране был необходим крупный завод на побережье одного из морей Северного Ледовитого океана. Место в дельте Северной Двины было выбрано как наиболее защищённое с моря, благодаря узкой горловине Белого моря.

1 апреля 1937 года Постановлением ВЦИК новый населённый пункт при судостроительном заводе Приморского района Северной области получил свой официальный статус и отнесён к категории рабочих посёлков. В 1938 году Судострой получил статус города и имя «Молотовск» в честь советского партийного деятеля Вячеслава Молотова.

Приказом наркома тяжёлой промышленности СССР Серго Орджоникидзе от 29 мая 1936 года начальником строительства судостроительного завода и рабочего посёлка Судострой был назначен Иван Тарасович Кирилкин.

Построены две улицы посёлка Судострой, построены подсобные предприятия: бетонный завод, арматурный цех, механические мастерские, кирпичный завод, дизельные электростанции.

Посёлок Судострой, и далее город Молотовск строились и расширялись одновременно с ростом строительства и производственной деятельности судостроительного завода (Судостроительный завод № 402).

В 1938—1953-х годах существовал Ягринский исправительно-трудовой лагерь. Первоначально он размещался на острове Ягры, что дало ему название, затем появились отделения в других частях современного города. Лагерные пункты имелись и в близлежащих деревнях. В разное время в лагере содержалось от 5 до 31 тысячи человек (По некоторым данным до 50 тысяч). При этом только за 1940—1945 годы в лагере умерло более 9 тысяч человек. Заключённые строили заводы, порт, жилые дома и дороги, валили лес и добывали песок для строительства города на болотистой местности.

Во время Великой Отечественной войны

В военные годы город Молотовск совместно с Архангельском и Мурманском являлся одними из главных портов, принимавших грузы стран-союзниц по ленд-лизу.

История северных конвоев долгие годы связывались лишь с Мурманском и Архангельском. Северодвинск (Молотовск) при этом оставался как бы в тени. О городе в СССР, в силу характерной деятельности основных промышленных предприятий, старались упоминать как можно реже.

А между тем, Молотовский порт нёс большую тяжесть тех военно-транспортных операций.

Первая военная зима выдалась суровой и навигация началась очень тяжело. Подготовка и обустройство причалов в Молотовске шли спешным порядком. В Молотовске появился представитель Государственного комитета обороны И. Д. Папанин, срочно возведённый к этому времени в ранг контр-адмирала.

В декабре в Архангельск прибыли представители военно-морских сил США, чтобы организовать на местах приёма грузов постоянные американские миссии. В Молотовске отделение миссии разместилось по адресу: ул. Парковая 13. Возглавил его работу помощник атташе Филипп Уорчелл.

23 декабря 1941 года линейный ледокол «Иосиф Сталин» с большим трудом провёл в Молотовск транспорты конвоя PQ-6. Конвой PQ-6 оказался последним союзным конвоем, пробившимся через льды к причалам Архангельска и Мурманска в 1941 году.

В первый день лета 1942-го в Молотовск пришли два транспорта PQ-16. Они доставили танки, самолёты, взрывчатку, бензин и продовольствие.

Молотовск, как и Архангельск, принял уцелевшие остатки разгромленного конвоя PQ-17. К сожалению, сегодня мы пока не можем перечислить все суда PQ-17, ставшие на его рейде и к причалам. Тяжелейшие последствия трагедии PQ-17 известны.

К зиме 1942—1943 годов положение на северных направлениях резко ухудшилось. Противник стремился перерезать Кировскую железную дорогу — сухопутная связь с Мурманском тогда бы прервалась.

По указанию правительства и наркома ВМФ основными «грузополучателями» ленд-лиза стали Архангельск и Молотовск. Причём Молотовску (из-за тяжёлых льдов на Северной Двине и мелководья её русел) теперь отводилась главная роль в период зимних навигаций. Тем более, что к этому времени по инициативе И. Д. Папанина завершилось совершенствование Молотовского порта и близлежащей нефтебазы. За лето 1942 года в Молотовском порту появился мощный кран для выгрузки «тяжеловесов», увеличены глубины на его акватории, выросла и линия причалов, один из которых оборудовали для бункеровки ледоколов и пароходов углём.

В послевоенные годы

В 1950-е годы XX века завод решено было перевести на строительство атомных подводных лодок, и в скором времени он стал главным советским предприятием по производству стратегических подводных лодок.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 733/2 от 12 сентября 1957 года город Молотовск был переименован в город Северодвинск.

Город Северодвинск начал стремительно развиваться. Численность населения резко возрастала, в том числе и за счёт местных и приезжих молодых специалистов. Активно работали судостроительные и общегородские предприятия, резко возрастало в Северодвинске строительство жилья для корабелов (всего за 30 лет в Северодвинске было построено и передано ВМФ в эксплуатацию с качественным эксплуатационно-ремонтным сопровождением около 130 атомных подводных лодок).

После распада Советского Союза Северодвинску было присвоен статус Государственного Российского центра атомного судостроения.

Судостроительные заводы «Севмаш», «Звёздочка», город и все предприятия центра атомного судостроения постепенно с трудом пережили кризис 1990-х, сумели приспособиться к современным рыночным условиям (активное участие в конкурсах по госзаказам, выполнение заказов других стран, разнообразие выпускаемой продукции) и вернуться к стабильному существованию.

Военно-морская база

 

Малый противолодочный корабль «Онега»

В Северодвинске расположена Беломорская военно-морская база, существующая со времён Великой Отечественной войны и входящая в состав Северного флота.

Части Беломорской военно-морской базы дислоцированы преимущественно в Северодвинске, где сосредоточены крупнейшие предприятия судостроительного и судоремонтного комплекса — ОАО «Севмаш» и Центр судоремонта «Звёздочка».

В Белом море проходят регулярные испытания новейшего морского оружия, в том числе стратегического.

В 2010—2013 году подводниками Северного флота осуществлены пуски баллистической ракеты «Булава», которая будет составлять основу вооружения морских стратегических ядерных сил России.

tropki.ru

Соцгород и Белое море. (Северодвинск, Россия)

Поделиться:

Россия Северодвинск > Соцгород и Белое море. (36 Фото)
Северодвинск находится в 40 километрах к западу от Архангельска, как город он появился только в 1938 г. До этого с 1419 г. на острове Ягры (ныне район Северодвинска) существовал Николо-Корельский монастырь, закрытый в советские годы. В 1553 г. у поселения Ненокса бросили якорь английские корабли, искавшие северный путь в Китай. Командующий Ричард Ченслер через Холмогоры отправился в Москву к Ивану Грозному, установив таким образом дипломатические отношения с Великобританией. В Лондоне была основана &quotМосковская компания&quot, и между государствами началась морская торговля.

64-я параллель встретила холодом и 10-балльной облачностью. Температура +8 градусов в июне удивляла даже местных. В кадре Северодвинский драматический театр.


Площадь пересекает проспект Ломоносова.


Ближе к центру начинается сталинская архитектура. Это городская больница №1.


Небольшая часовня в парке.


Улица Гагарина. Сталинки, характерные для небольших городов и заводских окраин облцентров.


Уже настоящий сталинский классицизм на улице Георгия Седова.


Центральная площадь Победы с вождем, который &quotживее всех живых&quot.


Добротная сталинская застройка, впрочем встречающаяся во многих городах.



Проспект Ленина пересекает площадь. В ту сторону я еще пройду.


Дом Корабела на площади Победы. Северодвинск — большой морской порт, и до сих пор судоремонтные заводы являются важными градообразующими предприятиями.


Северодвинск приравнивается к городам Крайнего Севера, в отличие от соседнего Архангельска. Зарплаты здесь выше, многие предприятия города работают, поэтому некоторые даже ездят сюда на работу из областного Архангельска.


По Советской улице.


Деревянные дома сталинского времени, то самое &quotсталинское баракко&quot.


Правда, таких изящных бараков в других регионах мне еще видеть не доводилось.


Многие из домов уже необитаемы. Даже немного жаль, что скоро все это сломают.


Но в некоторых деревяшках по всей видимости еще живут.


Симпатичный &quotКрайслер&quot на улицах Северодвинска.


Здание Севмаш — едва ли не самое главное градообразующее предприятие Северодвинска. А дальше море, но тут к нему не пробиться.


Полукруглая площадь Егорова и улица Первомайская.


Очередной бывший ДК.



Дом техники на проспекте Ленина.


Надпись у входа: &quotПока есть флот — живет Россия&quot. Согласен, будем жить, несмотря ни на что.


Далее по проспекту Ленина, за площадью Победы. Похоже на кинотеатр.


Боковые улицы по пути к площади Ломоносова. Республиканская, Лесная — все они в сталинских деревяшках.



Площадь Ломоносова.


В центре памятник выдающемуся ученому, во многом опередившему свое время. Михаил Васильевич Ломоносов родился в Холмогорах недалеко от Архангельска.



Остров Ягры, Белое море.


Довольно обширный городской пляж. В этот день трудно было представить, что в теплые года во второй половине лета люди здесь загорают и даже купаются. 22 июня 2017 г. на пляже было не до купания: не более +8 градусов, и порывистый ветер, норовивший вырвать из рук фотоаппарат.


Вот оно, Белое море! Свершилось, добрался я и до него.


Остров Яг

fototerra.ru

Северодвинск. Часть 1: Ягры и Севмаш: varandej — LiveJournal

Как-то в 1553 году, когда «владычицей морей» была ещё не Англия, а Испания, из Лондона на трёх судах стартовала экспедиция Хью Уиллоби, целью которой было найти «северный проход» в Америку через полярные моря. Но то ли англичане не имели опыта плавания в Арктике, то ли просто Уиллоби был так себе руководитель, но ещё летом экспедиция попала в шторм и разделилась. Два корабля во главе с самим Уиллоби зазимовали на Кольском полуострове, и до весны не дожил ни один матрос. А третий корабль «Эдуард Бонавентура» во главе в купцом Ричардом Ченслером, унесло в Белое море, к устью Северной Двины, где к тому времени уже полтора столетия стоял Николо-Корельский монастырь — один из самых влиятельных на Русском Севере. Ченслер не растерялся, назвался послом, отправился в Москву. И хотя поморам видеть «белых людей» было не в диковинку, для Ченслера и Англии в целом это было новое открытие.
Прежде, чем чуть выше по реке вырос Архангельск (1584), на острове Ягры под Николо-Корельским монастырём действовал единственный порт России. То есть, город на этом месте старше самого Архангельска. Хотя формально Северодвинск (193 тыс. жителей) был основан в 1936 году как посёлок Судострой, в 1938-57 годах числился как город Молотовск, и с 1950-х годов стал одним из флагманов советской оборонки, кузницей атомного флота.

Северодвинск я покажу в двух частях. Сначала осмотрим остров Ягры, атомные верфи и Николо-Корельский монастырь, а затем прогуляемся по центру.

От Архангельска до Северодвинска всего 40 километров, и фактически два города имеют общую транспортную систему с несколькими маршрутами. По дороге — обычный Север с его деревнями (в том числе Рикасово с деревянной церковью) и многочисленные затоны на Двине. Северодвинск встречает грозной надписью «ВНИМАНИЕ! Граница территории с регламентированным посещением иностранными гражданами!» и вот такими вот рекламными щитами:

Затем начинается грандиозная промзона — заводские корпуса и трубопроводы тянутся на пару километров, но почти всё — машиностроение:

По прямой отсюда можно доехать в центр, а вот к острову Ягры повернём около ТЭЦ (судя по виду, 1950-х годов):

Напротив ТЭЦ — памятник основателям города:

А дальше вдоль пролива, отделяющего материк от острова Ягры, раскинулась промзона двух судостроительных заводов — «Севмаш» и «Звёздочка». Но пока что проедем её без остановок и перенесёмся на сам остров Ягры.

Ягры (ударение на первый слог, множественное число) — это ближайшее к Архангельску место, где можно увидеть Белое море. Островом они быть уже давно перестали — обычный спальный район, соединённый с центром мостами и дамбами. Но здесь, на Яграх, находится огромный песчаный пляж, где в более тёплое время народ активно купается.

Иногда этот пляж выглядит так:


Из журнала vaga-land, первоисточник не знаю.

Я  же его увидел таким — пустынным, ветреным, прохладным. На Белом море отлив — тогда я ещё не знал, какие масштабы он здесь принимает.

Пляж служит городским променадом, а море тут действительно Белое. По берегу зачем-то ходил мужик с металлоискателем:

Некогда именно сюда причалил «Эдуард Бонавентура», и Ричард Ченслер, по английской традиции, не стал спрашивать аборигенов, как называется остров, а дал ему название сам — Остров Роз. Ошибся — за розы он принял шиповник:

Вообще, о Ченслере и его экспедиции в Россию есть подробный рассказ у всё того же vaga_land  — пытаться пересказать всё это своими словами с моей стороны просто некрасиво. Особенно интересны высказывания Ченслера о русских — и надо заметить, уже в 16 веке в суждениях почётного аглосакса читается то же, что и сейчас: отвращение и страх. Что де, эти белые дикари — омерзительные воры, лгуны, пьяницы и развратники, но «нет под солнцем людей столь привычных к суровой жизни, как русские». Ну а утверждение: «Я не знаю страны поблизости от нас, которая могла бы похвалиться такими людьми и животными. Что могло бы выйти из этих людей, если бы они упражнялись и были обучены строю и искусству цивилизованных войн?» спустя без малого двести лет стало пророческим. Но дело в том, что Ченслер открыл не Англию для России, а Россию для Англии — уже в 15 веке из Холмогор в Европу уходили морские караваны и посольства, а вот из Европы в русские порты ходить начали именно после Ченслера, и как известно, уже в 16 веке Иван Грозный сватался к Елизавете Первой.

Ну а для меня это была первая за поездку (но не в жизни!) встреча с Белым морем, которое мне ещё только предстояло увидеть в Онеге, Беломорске (по третьему разу), Кандалакше, Терском берегу… От пляжа я отправился в обратную сторону, к уже упомянутой промзоне через многоэтажные кварталы Ягр. Как и в Архангельске, в Северодвинске очень достойная позднесоветская архитектура:

Рынок с деревянными павильонами:

Автобусная остановка:

Воскресенская церковь конца 19в., в 1994 году перевезенная из села Солза в 20км от города.

За церковью пейзаж меняется — вдоль пролива, отделяющего Ягры от города, тянется почти сельская пастораль.

Многоэтажки Ягр позади:

Яхт-клуб:

Лодочные сараи:

В целом же здесь много островков и проток — это ведь дельта Северной Двины:

С дамбы хорошо видна промзона. Слева — уже знакомая нам ТЭЦ, справа — Севмаш, а посредине…

Посредине — Николо-Корельский монастырь, а вернее то, что от него осталось. Слева направо Успенская церковь (1664-67), колокольня (1700), Никольский собор (1670-74). Последний даже действует, но из-за закрытости «Севмаша» служит, фактически, его домовой церковью.

А вот так монастырь выглядел сто лет назад:

Николо-Корельский монастырь в Никольском устье Двины известен с 1419 года, хотя основан был, наверное, раньше. В 15-16 веках именно монастыри были главными центрами силы Поморья, они появились тут раньше городов и фактически выполняли их роль: крепости, порты, центры ремёсел и солеварения, землевладельцы. Традиционно главными «игроками» на Белом море были Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри (причём второй, как известно, от моря стоит весьма далеко), а Николо-Корельский возвысился в 1471 году — тогда утонули в Белом море и были похоронены здесь двое сыновей самой Марфы Борецкой, посадницы (то есть выборной правительницы) Великого Новгорода. Новгород был богат, а Борецкая в борьбе с Москвой нуждалась в помощи и монастырей, и Бога — поэтому пожаловала Николо-Корельской обители большие владения. И Ченслер причалил сюда совсем не случайно, а появление на монастырских землях английских и голландских факторий лишь подстегнуло развитие монастыря.

Впрочем, как часто бывает в России, за каменное строительство тут взялись уже после того, как лучшие времена прошли. Но помимо двух храмов и колокольни в ансамбль монастыря входил и ещё один уникальнейший памятник — единственная сохранившаяся к началу ХХ века деревянная крепостная стена (1691-92).

Вот её-то судьба и не пощадила — почти весь периметр был разрушен, чудом уцелели лишь ворота, перенесённые в московское Коломенское… вот только ворота эти имеют свои аналоги, в отличие от целой стены:

А с дамбы и моста открывается впечатляющий вид вдоль пролива, разделяющего Ягры и монастырь:

Вот так выглядит кузница атомного флота — слева (на материке) «Севмаш», справа (на Яграх) — «Звёздочка». Дуэт двух военных верфей очень напоминает украинский Николаев (часть 1, часть 2), только состояние дел тут не в пример лучше. «Севмаш», основанный в 1936 году, за свою историю построил 45 надводных боевых кораблей, 35 дизель-электрических поводных лодок, но — самое главное! — 128 атомных подлодок, среди которых первая советская АПЛ «Ленинский комсомол» (1957), стратегические подлодки класса «Акула» (аналог знаменитых американских «Огайо»), подлодки класса «Антей» («охотники на авианосцы», среди них — тот самый «Курск»), а ныне строятся подлодки класса «Борей» — те самые, для которых испытывают «Булаву». На «Севмаше» ныне около 20 тысяч сотрудников — вдвое меньше, чем было на николаевском Черноморском судозаводе в лучшие времена, но в 10 раз больше, чем есть там сейчас.

Что же касается «Звёздочки», то это в первую очередь сдоремонтный завод, производящий также отдельное судовое оборудование вроде гребных винтов или фрагментов буровых платформ. Но больше всего «Звёздочка» известна другой функцией — утилизация АПЛ (на 2007 год — утилизованы 22 подлодки).

Здесь я решил немного поработать зумом, и поймал  довольно много интересного. Подлодки у «Звёздочки» — видимо, ждут утилизации. Судя по Google Earth, «Бореи» достраиваются немного не здесь, а в глубине промзоны.

А вот это судно озадачило и меня, и Перископа, который даже перепостил его фотографию. Как пояснили там сведущие люди, это плавмастерская для ремонта и дозаправки атомных судов «Малина». Построена в Николаеве, таких существует всего три экземпляра.

Со стороны «Севмаша» просматривается эллинг, где строятся подлодки проекта «Борей»:

А в глубине верфей просматривается силуэт корабля, в котором сложно не признать авианосец. Точнее, авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», ныне «Викрамадитья» — в 2004 году его продали Индии и ныне модернизируют для флота азиатской державы. Он был построен в 1978-86 годах в Николаеве, базировался в Севастополе, ещё в 1987 году перешёл в Северный флот. Один из трёх советских авианесущих крейсеров вместе с «Варягом» (продан Украиной Китаю) и «Адмиралом Кузнецовым» (по сей день служит отечеству в Североморске). Впрочем, в последнее время между Россией и Индией по «Горшкову» довольно много нестыковок, и рассматривается даже вариант, если Индия не профинсирует модернизацию корабля в полном объёме, выкупить его обратно.
Сам корабль грандиозен: водоизмещение 44 тыс. тонн, длина 273 метра, ширина 53 метра. Самолётов на нём всего 14 (+10 вертолётов), но это не случайно «авианесущий крейсер», а не авианосец — он имеет мощнейшее обычное вооружение (ракеты, торпеды, артиллерия).

И ради Бога, не придирайтесь к качеству фотографий — ну да, контровый свет и всё такое. У меня не было времени ждать правильного освещения. Фотографировал я предельно осторожно — ведь это самый что ни на есть стратегический объект, не какой-нибудь там вокзал, и думается, если бы я попался — стиранием кадров дело бы не ограничилось.

Дойдя до ближайшей остановки, я поймал маршрутку и поехал в центр. По пути, на границе промзоны и жилой части города, расположен и небольшой вокзал, с которого в Москву ходит фирменный поезд (сюда прибывает вечером, так что не очень удобен).

В следующей части — о центре Северодвинска, который представляет собой весьма нетривиальный советский ансамбль разных эпох.

ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ-2011
Вступление. От Архангельска до Баренцева моря.
Летний берег (Архангельск и окрестности).
Архангельск-2011.
Северодвинск. Ягры и Севмаш.
Северодвинск. По центру.
Онега.
Беломорск.
Терский берег.
Печенга.
Баренцево море.
.

varandej.livejournal.com

Температура воды в Северодвинске сейчас / Температура воды в море по месяцам

Температура воды в море сейчас:

+13.7°C

Максимальная температура воды в августе: 21.0°C
Минимальная температура воды в августе: 3.7°C
Средняя температура воды в августе: 13.4°C
подробная информация
05 августа 13.7°C 31 июля 16.5°C
04 августа 14.1°C 30 июля 17.2°C
03 августа 14.5°C 29 июля 17.8°C
02 августа 15.0°C 28 июля 18.6°C
01 августа 15.8°C 27 июля 18.0°C

Когда в Северодвинске самое теплое море?

Согласно собранным нами данным о температуре воды в море за последние три года, самым теплым море в Северодвинске было в августе, июле и сентябре.

Средняя температура воды в августе 2018 года составила 16.4°C. В то время как минимальная и максимальная температура воды в море достигала 14.2°C и 21.0°C соответственно.

Средняя температура воды в июле 2019 года составила 15.2°C. В то время как минимальная и максимальная температура воды в море достигала 11.0°C и 18.6°C соответственно.

Средняя температура воды в сентябре 2018 года составила 13.0°C. В то время как минимальная и максимальная температура воды в море достигала 10.2°C и 15.7°C соответственно.

pogoda.turtella.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *