Шабалыт: Каштан — полезные свойства и калорийность, применение и приготовление, польза и вред

Каштан — полезные свойства и калорийность, применение и приготовление, польза и вред

ВойтиНа главную

NEW! Диетические столы

Cтол №1: при язве и гастрите (5)Cтол №2: при гастрите, колите и болезнях печени (5)Cтол №3: при болезнях кишечника (5)

ПП-рецепты

ПП-завтраки (74)ПП-обед (56)ПП-ужин (74)ПП-десерты (75)Блюда с низким гликемическим индексом (30)

Рецепты для детей

Рецепты для детей 2-3 года (428)Рецепты для детей от 3 лет (950)Рецепты для детей 1-2 года (176)

По виду блюда

Выпечка и десерты (1913)Основные блюда (1800)Закуски (1048)Салаты (747)Коктейли (389)Супы (352)Завтраки (344)Паста (136)Маринады (76)Сэндвичи (76)Пицца (58)Бульоны (2)

Национальная кухня

Русская (357)Итальянская (200)Французская (105)Грузинская (67)Американская (65)Европейская (52)Украинская (43)Японская (39)Английская (31)Мексиканская (30)Испанская (24)Узбекская (22)Греческая (19)Индийская (19)Китайская (19)другие кухни

По времени

от 3-х до 10 минут (1101)от 10 до 25 минут (2654)от 25 минут до 1 часа (3833)от 1 до 2-х часов (575)более 2-х часов (201)несколько дней (14)

Предпочтения

Вегетарианское блюдо (321)Постное меню (488)Детское меню (215)Низкокалорийное блюдо (135)В мультиварке (33)В хлебопечке (11)На пару (33)

К празднику

Любимые рецепты (161)День рождения (104)День святого Валентина (85)Масленица (118)Рецепты на Новый год 2021 (308)Рождество (35)Пикник (27)Хэллоуин (8)8 марта (56)Великий пост (225)Пасхальные рецепты (46)

Статьи

Избранное

Голосовой навигаторО проектеОбратная связьПользовательское соглашениеПолитика конфиденциальности

Вернуться обратно

К

Описание

Существует два абсолютно различных вида каштана – каштан конский (Aesculus hippocastanum), или желудник, и каштан благородный (Castanea sativa Mille), также называемый каштаном настоящим. Именно его плоды съедобны. Во Франции существует даже праздник, посвященный каштану, это национальный продукт французов.

Photo by Artur Łuczka on UnsplashИсточник: unsplash

Каштан настоящий (благородный) относится к семейству буковых и выращивается в Европе, Азии и Северной Америке, в теплом субтропическом климате. Это дерево выглядит немного иначе, чем конский каштан, у него другая форма листьев и плодов. В одной круглой коробочке находится 2–4 орешка. В России каштан благородный не выращивается, но плоды съедобного каштана можно приобрести в магазинах.

А вот всем известный конский каштан – это дерево с широкой кроной, которое может достигать 30 метров в высоту, с черешковыми листьями, округлыми в очертании, похожими на кисть руки с большим количеством «пальцев». Цветки собраны в так называемые тирсы – пирамидальные прямостоячие соцветия длиной до 30 см. Плод каштана – шаровидная коробочка, усыпанная шипами; при созревании раскрывается тремя створками. Семя обычно одно, крупное, темно-коричневое, блестящее.

Применение

Самое первое, что приходит в голову при упоминании о каштанах, – это осенний Париж и легкий дымок жаровень, в которых пекутся каштаны… Но каштаны могут быть не только печеными или жареными – их можно варить, использовать при приготовлении тортов, пирожных, мороженого, конфет и других кондитерских изделий. Сухие орехи размалывают и добавляют в пшеничную муку, в некоторых странах каштан стал «вторым хлебом». Используют их и как заменитель кофе. Чаще всего каштаны используют при приготовлении рождественских блюд.

Полезные свойства

Отличительная особенность каштана – содержание в нем меньшего количества жиров по сравнению с грецкими орехами, миндалем, фундуком и арахисом. Каштан содержит до 60% крахмала, около 15% сахаров, почти 6% белка, более 2% жира; в его состав входят минеральные вещества, клетчатка, витамины А, С и группы В.

Не рекомендуется употреблять сырые каштаны из-за высокого содержания в них дубильных веществ.

Все части растения содержат полезные вещества. Плоды каштана содержат биологически активные вещества, флавоноиды, а также пектины, масла, крахмал, дубильные вещества. Кора ствола и ветвей содержит гликозиды, дубильные вещества и масла.

Для лечения применяют настои, отвары, спиртовые настойки. Используют при гипертонической болезни, атеросклерозе, заболеваниях сердца и сосудов, для лечения и профилактики тромбозов и эмболий.

Народная медицина рекомендует каштан при суставном ревматизме и болезнях печени, а главное – для лечения варикозного расширения вен и язв голени, тромбофлебита, некоторых гинекологических заболеваний, связанных с застоем крови в малом тазу, геморроя.

Несъедобный конский каштан также обладает некоторыми целебными свойствами.

Калорийность каштана

Калорийность каштана 170 ккал.

Каштан: все рецепты

Анастасия

Киш с каштанами и шампиньонами

40 минут

Ольга Черных

Террин из индейки с каштанами

1 час 20 минут

Анастасия

Паштет с каштанами и шампиньонами

10 минут

Hi-chef

Чечевица с грибами и каштанами

20 минут

Как приготовить плов? Лучший рецепт приготовления плова

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Танцы народов Кавказа». Сегодня вы получите изумительный рецепт приготовления плова – шаха всех блюд. Я обещал вам, как только жена приедет из Дагестана, сразу же мы с ней начнем делиться с вами вкуснейшими рецептами кавказских блюд. А их, как вы знаете, ой как много.

Сразу прошу тех, кто решил прочитать эту статью на голодный желудок, бежать к холодильнику и перекусить. Я не хочу, чтоб желудки моих читателей пострадали после ее прочтения. Ведь, цель данной статьи – не только ответить на вопрос «как приготовить плов?», но и сделать так, чтоб вы прочувствовали весь аромат и вкус настоящего кавказского плова.

Приготовление плова может показаться на первый взгляд очень простым делом, но когда мы готовили его (хотя, нужно признаться, что я только фотографировал и всячески этим мешал своей супруге), то на протяжении двух часов не было времени даже развернуться. Хотя, может мне так показалось, так как я сам не очень люблю готовить. Ну, да ладно «уже лить воду», пристегните ремни, сегодня для вас открываются двери в мир кавказской кухни. Самое главное – вы можете войти через парадный вход…

Какие продукты нужны, чтоб приготовить плов?

Вообще, весь процесс приготовления плова можно разделить три этапа. Первый этап – приготовление риса и мяса. Необходимые продукты и ингредиенты:

  • Мясо — 1 кг (говядина или баранина на любителя). Можно использовать и свинину, но в Исламе свиное мясо запрещено употреблять, поэтому мы его не едим вообще.
  • Рис — 1 кг (круглозерный или длиннозерный). Тут очень важно, чтоб рис был высокого качества, иначе он может полностью развариться и потерять форму зерна. А это превратит ваш плов в кашу.
  • Топленое масло – 300-350 грамм. Ну, тут все просто. Помните, в статье «Секреты бешеной популярности кавказской кухни» было сказано, что многие кавказские народы в своей кухне широко применяют топленое масло.
  • Репчатый лук – 2-3 головки
  • Соль по вкусу

Отлично, это все, что нам будет необходимо на первом этапе. Ну, давайте теперь узнаем, какие продукты нужны для подливы к плову. Вообще, мы с вами готовим кавказский плов. Но, на Северном Кавказе, особенно в его юго-восточной части, широкое распространение получил азербайджанский плов. Именно его мы сегодня и готовим.

В статье «Интервью со знатоком и гурманом азербайджанской кухни» читатель блога Алекпер уже затрагивал вопросы, касающиеся приготовления плова и подлив к нему. И мы с ним выяснили, что к плову можно подготовить несколько самых различных подлив (хотя, их только условно можно назвать подливой, так как каждый из них – это отдельное блюдо):

  • Шабалыт-гоурмасы – подлива из каштана.
  • Туршу-гоурмасы – подлива из сухофруктов. Используют кишмиш, сушеные абрикосы, кислую алычу (сорт – ал-бухара). Нужно отметить, что сухофрукты можно использовать и при шабалыт-гоурмасы, а кислую алычу практически во всех гоурма.
  • Сябзи-гоурмасы – подлива из зелени. Больше всего я люблю именно эту подливу, так как она получается сочной.
  • Бадамджан-гоурмасы – подлива из баклажан. Тоже очень вкусно и аппетитно.

Итак, второй этап готовки нашего плова – это приготовление гоурмы. По моей просьбе супруга приготовила два самых моих любимых подлив – это сябзи и бадамджан-гоурмасы. Для приготовления бадамджан-гоурмасы необходимы следующие продукты:

  • 1,5 кг свежего баклажана. Мы использовали баклажаны, которые выращивают в республике Дагестан
  • 1 чайная ложка лимонной кислоты
  • 1 чайная ложка адавы (смесь корицы с гвоздикой)
  • Топленое масло – 100-120 грамм
  • Соль

Чтоб приготовить сябзи-гоурмасы, вам нужно:

  • 8 пучков шпината
  • 8 пучков кинзы
  • 4 пучка укропа
  • 2 пучка петрушки
  • 3 пучка лука зеленого
  • 3 пучка щавеля (если нет щавеля, то можно использовать лимонную кислоту)
  • Соль по вкусу
  • Топленое масло — 100-150 грамм

Справедливости ради нужно отметить, что мы использовали уже готовую консервированную сябзи-гоурма, но ниже я дам и рецепт его приготовления.

Невозможно приготовить плов

без газмаха. Вернее, возможно, но кощунственно. Ведь, газмах – это корка из теста, которая впитывает в себя все соки риса. Для многих газмах – это самый лакомый кусочек и было бы неправильно, если бы мы не дали рецепт его приготовления. Тем более, это и есть тот самый третий этап. Итак, продукты, необходимые для газмаха:

  • 1 яйцо
  • Топленое масло – 50 грамм
  • Мясной бульон (или вода) – 30 мл
  • Мука – 200-250 грамм
  • Соль

Теперь вы уже знаете, какие продукты нужны для того, чтоб приготовить плов. Думаю, пора переходить к самому процессу…

Приготовление плова от «А» до «Я» или как мы это делали…

В этой главе я расскажу и покажу весь процесс приготовления азербайджанского плова. Если вы выполните его точно так же, то, поверьте моим словам, ваши родные и близкие будут просто в восторге. Кстати, гостеприимство на Кавказе – это святая традиция и принято угощать гостя самыми вкусными блюдами.

Именно для гостей мы и готовили плов.

Приготовление плова начинается за несколько часов до начала основных этапов. Заключается он в том, что нужно хорошенько промыть рис. Мы использовали круглозерный рис, он содержит много крахмала, поэтому, вначале необходимо подержать рис в горячей соленой воде в течение 3-4 часов. Если же вы решите замочить рис с вечера, то замачиваем в холодной воде.

С нарезания мяса небольшими кусками и их промывки начинается основной этап приготовления плова. Заливаем в кастрюлю воду, солим и начинаем варить мясо. После того, как оно сварится (я думаю, вы сами определите, когда это произойдет), достаем его из кастрюли, сам же бульон процеживаем, он нам еще пригодится:

Для того, чтоб немного ускорить процесс, пока варится мясо, мы начали готовить подливу – бадамджан-гоурмасы. Первое, что нужно сделать – это приготовить баклажаны:

Обратите внимание на то, как нужно правильно вырезать баклажаны (дальше вы поймете, для чего нужно вырезать именно так):

Отлично, после этого нужно вскипятить в кастрюле воду и опустить в нее баклажаны. Да, не забудьте посолить:

Важный момент! Баклажаны нужно держать в воде до того момента, когда они немного смягчатся. Дело в том, что, если вы передержите их, то они потом могут развалиться, а нам это не нужно. Как только баклажаны смягчились, нужно достать их из кастрюли. Заметьте, я не написал, что «нужно держать столько-то минут». Оно и понятно, ведь, баклажаны бывают разными:

Приготовление плова в самом разгаре, теперь наступает тот ответственный момент, с которым, увы, не все справляются. Нужно очистить баклажаны от семян. Хочу сказать, что есть люди, которые не очищают, но от этого только портится блюдо. Вам нужно понять механизм, тем более, он совсем несложный.

Все что вам нужно сделать – это набрать тазик холодной воды, опустить в него наши уже смягченные баклажаны. Дальше, берем каждый баклажан и круговыми движениями раскатываем по ладони. Но, ни в коем случае нельзя сильно давить на них, так как они потеряют форму и уже будут непригодны. Смотрите, как это нужно правильно делать:

Если все будете делать так, как показано на фотографиях, то семена сами будут вылезать. После того, как очистите все баклажаны, нужно тихонько выжать из них водичку и оставшиеся семена:

Думаю, что теперь вопрос о том, как приготовить плов уже не кажется таким уж сложным. Итак, после очистки от семян, вашему взору откроется следующая картина:

Вы видите, что на картинке возле очищенных (и, наверное, измученных) баклажан, появились два интересных сосуда с непонятным содержанием. Это лимонная кислота и адава. Нужно отсыпать по чайной ложке от каждой приправы и смешать их. Далее нам нужно прорезать баклажаны по центру вдоль самого овоща, но так, чтоб разрез не вышел за края. Думаю, посмотрев фотографии, вы все сами поймете:

Ну, мы продолжаем готовить азербайджанский плов. На данном этапе мы пальцем смазываем внутренности баклажан той  приправой, которую получили в результате смешивания лимонной кислоты и адавы. После того, как плов будет готов, приправа придаст ему тонкий и приятно кисловатый вкус.

Теперь переходим к ответственному моменту. Хотя, если честно, весь процесс приготовления плова очень ответственный. Нам нужно залить в сковороду 100-120 грамм топленого масла и начать обжаривать баклажаны с двух сторон (достаточно по 1-1,5 минут с каждой стороны на большом огне). Кстати, не забывайте аккуратно переворачивать их, если видите, что они уже обжарены с одной стороны.

Ну, и после того, как баклажаны будут обжарены с двух сторон, добавляем 150-200 грамм мясного бульона (помните, я говорил выше, что он нам еще пригодится). Закрыв сковороду крышкой, нужно пропаривать до тех пор, пока не испарится бульон:

Ребята, вы спросите, а что же там с нашим рисом? Он уже простоял больше 3 часов и почти готов к отварке. Заливаем в кастрюлю воду из расчета 5-6 литров на 1 кг риса. Кстати, чтоб было ароматнее, можно в воду добавить немного мясного бульона. Отлично! Все сделано, но нужно же еще и посолить.

Пока вода закипает, можно начать обжаривать мясо. Для этого заливаем в сковороду 100-150 грамм топленого масла, нарезаем лук средними кубиками и засыпаем его в сковороду. После того, как лук в течение 1-2 минут обжарится, добавляем наше мясо. Тут важно помнить, что мясо нужно обжаривать до тех пор, пока оно не начнет подрумяниваться.

К этому времени у нас уже должны быть готовы баклажаны и вода в кастрюле уже кипит. Нам нужно слить воду из сосуда, в котором мы держали рис. Аккуратно засыпаем рис в кастрюлю и варим до состояния неполной готовности. Рис должен остаться немного хрустящим.

На данном этапе мы уже проделали 70% всего того, что нужно для приготовления плова. Сейчас настало время удивительного газмаха. Готовится он очень просто, в течение 2-3 минут. Необходимые продукты для его приготовления я уже давал выше (если не помните, то посмотрите на картинку ниже). Итак, засыпаем 200-250 грамм муки в небольшой тазик, туда же вбиваем одно яйцо, добавляем щепотку соли, 50 грамм топленого масла и тот бульон, который у нас остался (не более 30-40 мл).

Кстати, если у вас закончился бульон, то можно использовать и обычную воду. Начинаем месить тесто. Если тесто получилось немного рыхлым, значит – вы перебрали с маслом. В данной ситуации можно добавить немного воды (или бульона):

Полученное тесто нужно раскатывать до размеров диаметра дна кастрюли. Обычно толщина теста составляет 3-5 мм. К этому времени рис уже дошел до нужной нам кондиции. Процеживаем рис через дуршлаг, промываем его горячей водой, чтоб удалить последние остатки крахмала. Ставим чистую кастрюлю на газ, смазываем дно столовой ложкой топленого масла и аккуратно стелим газмах. После этого равномерно рассыпаем рис из дуршлага в кастрюлю.

После того, как засыпали весь рис, нужно облить его сверху 200 граммами горячего топленого масла и плотно прикрыть кастрюлю крышкой. Между кастрюлей и крышкой нужно обязательно использовать полотенце, чтоб конденсат не сливался в кастрюлю:

Вот таким образом держим на медленном огне 40-45 минут. Это сделано для того, чтоб рис впитал в себя масло, газмах приобрел нужные кондиции. Ну, и наш азербайджанский плов должен за это время полностью приготовиться.

Но, на Северном Кавказе принято подавать к плову освежающий айран – напиток, сделанный на основе кислого молока, воды, соли и укропа. Я просто обожаю его пить, особенно в летнее время. Айран обладает тонизирующим свойством и очень быстро утоляет жажду. Итак, необходимые продукты я уже назвал. В городских условиях не всегда есть возможность найти кислое молоко, но вместо него можно использовать простоквашу или же, как мы это сделали, тан.

Ничего сложного в его приготовлении нет. Заливаете в сосуд кислое молоко и начинаете разбавлять его с водой. Определенных пропорций для разбавления я назвать не могу, но чаще используют 2 к 1, то есть на 500 мл кислого молока – 250 мл воды. Кстати, если будете использовать тан, то разбавлять его не нужно. Соль добавляете по вкусу, засыпаете сверху мелко нарезанным укропом. Да, после того, как все смешали, желательно подержать айран в холодильнике, в прохладном виде пить его намного вкуснее и приятнее.

Приготовление плова уже практически окончено, но мы я обещал вам, что дам еще и процесс готовки сябзи-горумасы. Как уже отмечал выше, у нас она была в законсервированном виде, бабушка отправила из Дагестана. Но, вы сможете и сами приготовить сябзи-гоурмасы. Все необходимые продукты для этого я уже дал вам.

Ваша задача – очистить всю зелень, хорошенько промыть ее и мелко нарезать. Заливаем в сковороду 100-150 грамм топленого масла, в первую очередь обжариваем зеленый лук. Да, учтите, что жарить нужно только пестики лука, то есть его зеленую часть. После этого добавляем оставшуюся зелень и тушим на медленном огне минут 25-30, пока не выпарится жидкость, выделяемая зеленью. Добавляем соль и, если не было щавеля, щепотку лимонной кислоты. Вот и все, сябзи-гоурмасы готова!

Теперь у нас все готово и наступает самый приятный момент – подавать к столу. Перед этим делим наше пожаренное мясо на две части. Одну смешиваем с сябзи-гоурмасы (то есть, с зеленью), другую – выкладываем на одной тарелке с нашими сочными баклажанами. Ммм, аж слюнки потекли!!!

Да, плов принято подавать в больших тарелках (не каждому по отдельности), а сверху можно положить наш газмах. На столе плов и все подливы ставят рядом, чтоб было удобно накладывать в свою тарелку. Кстати, если вы заметили, то мы не стали обливать его сверху шафраном, чтоб цвет был желтым. Вы же можете это сделать. В конце статьи на видео известнейший кулинар Сталик Ханкишиев красочно и подробно это показывает.

Уверен, ваши гости и родные будут просто в восторге от такого вкусного плова. Самое главное – не переедать! А так, приятного вам аппетита:

 

Ух, какая сегодня большая и аппетитная статья получилась. Думаю, это хорошее начало. Теперь вы уже не будете задаваться вопрос, как приготовить плов. Мы постарались детально рассказать и показать весь рецепт приготовления плова. Но, это только начало. Впереди вас ждут много интересных, необычных и вкусных рецептов кавказских блюд. Станьте постоянным читателем блога, чтоб получать все новые рецепты и статьи на свою электронную почту (как стать постоянным читателем?).

Кстати, вы можете в комментариях к этой статье писать названия тех блюд, рецепты которых вы бы хотели узнать. Поверьте, нам важно знать, чего интересно читателям блога. На этом я заканчиваю статью и напоследок, как и обещал, даю видео урок приготовления плова от Сталика Ханкишиева (тоже очень грамотно и подробно все рассказывает):

Друзья, а какие способы и рецепты приготовления плова знаете вы? Буду рад прочитать ваше мнение по данной статье в комментариях. Думаю, что наши девушки сейчас просто выдадут фонтан рецептов. Хотя, мужская аудитория блога тоже не отстает от прекрасной половины человечества в этих вопросах.

С уважением, Туты Ахундова и Али Аскеров!

Шаббат 101 | My Jewish Learning

Суббота (на иврите Шаббат, произносится как шах-БАТ — или в некоторых общинах Шаббат , «ШАХ-бис») может быть наиболее отличительной и характерной практикой иудаизма, а также одной из его самые распространенные и долговечные дары западной цивилизации.

Еженедельное 25-часовое соблюдение, начиная с незадолго до захода солнца каждую пятницу и заканчивая закатом солнца в субботу, Шаббат — это больше, чем просто выходной день. Это день физических и духовных наслаждений, призванный осветить некоторые ключевые концепции традиционного еврейского восприятия мира.

Шаббат изображается в Библии как вершина сотворения вселенной, и его соблюдение можно рассматривать как напоминание о целеустремленности мира и роли человека в нем. Шаббат также служит напоминанием о том, как Бог спас израильтян от египетского рабства, отведя день для личной автономии и свободы от суровых требований труда. Традиционный Шаббат изображается в еврейской литургии, песнях и рассказах как день радости, убежище от страданий и даже предвкушение совершенного мира, который когда-нибудь будет достигнут.

Шаббат, как и многие важные аспекты иудаизма, берет свое начало в Торе, где он наиболее известен как день полного прекращения труда. Пророческая традиция изображает его также как день удовольствий. Раввины изложили свое понимание запрещенного «труда» в сложной серии ограничений на производительную деятельность многих видов. Они также предписывали праздничные блюда и церемонии для каждой части дня. Разнообразие соблюдения и обычаев Шаббата на протяжении веков и по всему миру иллюстрирует адаптацию евреев во многих обществах к новым реалиям и современным идеям.

Одной из постоянных тем в соблюдении Шаббата во все времена и на разных территориях является центральная роль семейной жизни с членами семьи и гостями. Подготовка к Шаббату начинается в некоторых семьях уже в середине недели, и его приход отмечается духовным озарением церемонии зажжения свечей. Раввинская традиция предписывает три трапезы в Шаббат, две из которых начинаются со специального кидуша («освящения»), произносимого за вином. Семейные трапезы — это повод для совместного пения, учебы и празднования, а также для употребления характерных субботних блюд.

Соблюдение Шаббата в общественной сфере сосредоточено в синагоге, от оживленной службы приветствия, Каббалат Шаббат , до задумчивой церемонии прощания, Хавдала . Ежедневный круг богослужений пополняется и наделяется неповторимой атмосферой. Используются специальные мелодии и литургия, а знакомые молитвы дополняются отрывками в прозе и стихах, восхваляющими Бога за божественный дар Шаббата и его наслаждения. На главном богослужении в субботу утром часть Торы читается вслух как часть годичного цикла, дополненного отрывком из одной из пророческих книг (называемой 9-й).0003 хафтара ).

Подпишитесь на рассылку RECHARGE от My Jewish Learning, еженедельное электронное письмо с коллекцией субботних чтений и другой информацией, которая поможет вам лучше провести день отдыха.

Ваш браузер не поддерживает элемент audio.

Произносится: shuh-BAHT или shah-BAHT, Происхождение: иврит, суббота, от заката в пятницу до заката в субботу.

Подпишитесь на нашу рассылку новостей

Расширяйте возможности своих еврейских открытий, ежедневно

Шаббат — Иудаизм 101 (JewFAQ)

Уровень: Базовый

  • Шаббат — радостный день отдыха
  • Шаббат – это две заповеди: помнить и соблюдать
  • Традиционное блюдо – чолнт, тушеное мясо, приготовленное на медленном огне
В течение шести дней вы можете совершать мелаху, но седьмой день — это полная суббота, священная для Г-сподь… это вечное знамение, что за шесть дней Г-сподь сотворил небо и землю, а в седьмой день он отдохнул и освежился. (Исход 31:15-17)

☰ Природа Шаббата

Суббота (или Шаббат, как ее называют на иврите) — одна из самых известных и наименее понятых из всех еврейские обряды. Люди, не соблюдающие Шаббат, думают о нем как о дне, наполненном удушающими ограничениями, или как день молитвы, как христианская суббота. Но для тех, кто соблюдает Шаббат, это драгоценный подарок. от Б-га, день великой радости, которого с нетерпением ждут всю неделю, время, когда мы Мы можем отложить в сторону все наши будничные заботы и посвятить себя более высоким занятиям. В еврейской литературе В поэзии и музыке Шаббат описывается как невеста или королева, как в популярном гимне Шаббата Леча Доди Ликрат. Каллах (приди, мой возлюбленный, навстречу [субботней] невесте). Сказано: «Больше, чем Израиль соблюдал Шаббат, Шаббат сохранил Израиль».

Шаббат является самым важным ритуальным соблюдением в иудаизме. Это единственный ритуал, установленный в десять заповедей. Это также самый важный особый день, даже более важный, чем Йом Кипур. Это видно из того, что более алиёт (возможность призыва прихожан к Торе) в Шаббат, чем в любой другой день.

Шаббат – это прежде всего день отдыха и духовного обогащения. Слово «Шаббат» происходит от корень Шин-Бейт-Тав, что означает прекратить, закончить или отдохнуть.

Шаббат не является днем ​​молитвы. Хотя мы молимся в Шаббат, и проводить значительное количество времени в синагоге, молясь, молитва не является тем, что отличает Шаббат от Остальная часть недели. Соблюдающие евреи молятся каждый день, три раза в день. См. еврейский Литургия. Сказать, что Шаббат — это день молитвы, не более точно, чем сказать, что Шаббат — это день молитвы. пиршество: мы едим каждый день, но в Шаббат мы едим более тщательно и неторопливо. Одинаковый можно сказать о молитве в Шаббат.

В современной Америке мы настолько воспринимаем пятидневную рабочую неделю как должное, что забываем, какая радикальная концепция день отдыха был в древности. Еженедельный день отдыха не имеет аналогов ни в одной другой древней цивилизации. В древние времена досуг предназначался только для богатых и правящих классов, а не для служащих или рабочих. классы. Кроме того, сама идея отдыха каждую неделю была невообразимой. Греки считали евреев ленивыми потому что мы настаивали на том, чтобы каждый седьмой день устраивали «праздник».

Шаббат включает в себя две взаимосвязанные заповеди: помнить (захор) Шаббат и соблюдать (шамор). Шаббат.

☰ Захор: Помнить

Помните день субботний, чтобы освятить его (иврит: Захор и йом ха-Шаббат л’кад’шо). (Исход 20:8)

Нам заповедано помнить Шаббат; но помнить означает гораздо больше, чем просто не забывать наблюдать Шаббат. Это также означает помнить о значении Шаббата как в ознаменовании творения, так и в качестве в память о нашей свободе от египетского рабства.

В Исходе 20:11, после того, как Четвертая Заповедь впервые установлена, Б-г объясняет: «Потому что за шесть дней сотворил Г-сподь небо и землю, море и все, что в них, и на на седьмой день он отдыхал; посему благословил Г-сподь день субботний и освятил его». седьмого дня и освящая его, мы помним и признаем, что Б-г есть творец неба и земли и все живые существа. Мы также подражаем божественному примеру, воздерживаясь от работы в седьмой день, как Б-г делал. Если работу Б-га можно отложить на день отдыха, как мы можем верить, что наша собственная работа слишком важна? временно отложить?

Во Второзаконии 5:15, повторяя Десять Заповедей, Моисей отмечает второе, что мы должны помнить в Шаббат: «помни, что ты был рабом в земле Египетской, и Г-споди, Б-г твой вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею простертою; Следовательно Г-сподь, Б-г твой, повелел тебе соблюдать день субботний».

Какое отношение Исход имеет к отдыху в седьмой день? Это все о свободе. Как я уже говорил, в в древние времена досуг был ограничен определенными классами; рабы не получали выходных. Таким образом, опираясь на Шаббат, нам напоминают, что мы свободны. Но в более общем смысле Шаббат освобождает нас от будней. проблемы, от наших сроков и графиков и обязательств. В течение недели мы рабы своей работы, наши кредиторы, к нашей потребности обеспечить себя; в Шаббат мы освобождаемся от этих забот, как наши предки были освобождены от египетского рабства.

Мы помним эти два значения Шаббата, когда читаем кидуш (молитву над вином, освящающую Шаббат или каникулы). Кидуш в пятницу вечером относится к Шаббату как к зикарон льмаасей v’rei’shit (воспоминание о работе в начале) и zeikher litzi’at Mitz’rayim (воспоминание о исход из Египта).

☰ Шамор: наблюдать

Соблюдайте день субботний, чтобы освятить его (иврит: Шамор эт йом ха-Шаббат л’кад’шо) (Второзаконие 5:12)

Конечно, ни одно обсуждение Шаббата не будет полным без обсуждения работы, запрещенной в этот день. Шаббат. Это еще один аспект Шаббата, который совершенно неправильно понимают люди, не соблюдающие его.

Большинство американцев видят слово «работа» и думают о нем в английском смысле этого слова: физический труд и усилие или занятость. Согласно этому определению, включение света будет разрешено, потому что это не требуют усилий, но раввину не разрешается проводить субботние службы, потому что руководство услугами — это его работа. Еврейский закон запрещает первое и разрешает второе. Много Поэтому американцы делают вывод, что еврейский закон не имеет никакого смысла.

Проблема не в еврейском законе, а в определении, которое используют американцы. Тора не запретить «работу» в современном английском смысле этого слова. Тора запрещает «мелаха». (мем-ламед-алеф-каф-хей), что обычно переводится как «работа», но не означают то же самое, что и английское слово. Прежде чем вы сможете начать понимать Шаббат ограничений, вы должны понимать слово «мелаха».

Мелаха обычно относится к роду творческой работы или к осуществлению контроля или господства над ваша среда. Слово может быть связано с «мелех» (царь; Мем-Ламед-Каф). Квинтэссенцией примера мелахи является работа по созданию вселенной, которую Б-г прекратил с самого начала. седьмой день. Обратите внимание, что работа Б-га не требовала больших физических усилий: Он сказал, и это было сделано.

Слово мелаха редко используется в Священных Писаниях вне контекста Шаббата и праздничных ограничений. единственное повторное использование этого слова в обсуждении строительства святилища и его сосудов в пустыня. Исход гл. 31, 35-38. Примечательно, что во время этого обсуждения повторяются ограничения Шаббата. (Исх. 31:13), поэтому мы можем заключить, что работу по созданию святилища пришлось остановить на Шаббат. Из этого раввины пришли к выводу, что работа, запрещенная в Шаббат, такая же, как и работа по созданию святилища. Они нашли 39категории запрещенных действий, все из которых являются видами работы, которые были необходимы для строительства святилища:

  1. Посев
  2. Вспашка
  3. Жатва
  4. Связующие шкивы
  5. Обмолот
  6. Веяние
  7. Выбор
  8. Шлифовка
  9. Просеивание
  10. Замешивание
  11. Выпечка
  12. Стрижка шерсти
  13. Стирка шерсти
  14. Выбивание шерсти
  15. Крашение шерсти
  16. Спиннинг
  17. Ткачество
  18. Изготовление двух петель
  19. Плетение в две нити
  20. Разделение двух потоков
  21. Связывание
  22. Развязывание
  23. Выполнение двух стежков
  24. Разрыв
  25. Ловушка
  26. Убой
  27. Снятие кожи
  28. Соление мяса
  29. Обработка кожи
  30. Соскоб шкуры
  31. Раскрой шкуры
  32. Написание двух писем
  33. Стирание двух букв
  34. Корпус
  35. Снос здания
  36. Тушение пожара
  37. Разжигание огня
  38. Удар молотком
  39. Перенос объекта из частного домена в общедоступный или перенос объекта в общедоступный.

(Мишна Шаббат, 7:2)

Все эти задания запрещены, как и любое задание, работающее по тому же принципу или имеющее одинаковые цель. Кроме того, раввины запретили обращаться с каким-либо орудием, предназначенным для выполнения одного из вышеуказанных целей (например, молоток, карандаш или спичка), за исключением случаев, когда инструмент необходим для разрешенного цель (использование молотка для раскалывания орехов, когда ничего другого нет) или его нужно переместить, чтобы что-то сделать разрешено (перемещение карандаша, лежащего в молитвеннике), или в некоторых других ограниченных обстоятельствах. Предметы, которые нельзя трогать в Шаббат, называются «мукце», что означает «то, что установлено». в сторону», потому что вы откладываете его (и не используете без необходимости) в Шаббат.

Раввины также запретили поездки, куплю-продажу и другие будничные дела, которые могли бы помешать дух Шаббата. Использование электричества запрещено, потому что оно выполняет ту же функцию, что и огонь или некоторые другие запреты, или потому, что технически это считается «пожаром».

Вопрос об использовании автомобиля в Шаббат, о котором так часто спорят не соблюдающие религиозные обычаи евреи, на самом деле не является вопрос вообще для наблюдательных евреев. Автомобиль приводится в движение двигателем внутреннего сгорания, который работает путем сжигания бензина и масла, что является явным нарушением запрета Торы на разжигание огня. Кроме того, движение автомобиля будет означать перевозку объекта в общественном месте. домен, еще одно нарушение запрета Торы, и, по всей вероятности, автомобиль будет использоваться для поездки расстояние, превышающее разрешенное раввинскими запретами. По всем этим и многим другим причинам использование автомобиля в Шаббат явно запрещено.

Как и почти все заповеди, все эти субботние ограничения можно нарушать, если это необходимо. спасти жизнь.

☰ Типичный Шаббат

Примерно в 14 или 15 часов дня в пятницу соблюдающие евреи покидают офис, чтобы начать подготовку к Шаббату. настроение очень похоже на подготовку к приходу особенного, любимого гостя: дом убран, семья купается и одевается, расставляется лучшая посуда и столовые приборы, готовится праздничная трапеза. Кроме того, все, что нельзя делать в Шаббат, должно быть подготовлено заранее: свет и бытовая техника должны быть установлены (или установленные на них таймеры, если это делает домохозяйство), лампочку в холодильнике необходимо вынуть или откручен, поэтому при открывании не включается, а приготовления к остальным субботним трапезам должны быть сделанный.

Шаббат, как и все еврейские дни, начинается с заходом солнца, потому что в истории сотворения в Бытие гл. 1, вы будете обратите внимание, что здесь сказано: «И был вечер, и было утро, день один». Отсюда делаем вывод, что в день начинается с вечера, то есть заката. Чтобы узнать точное время начала и окончания Шаббата в вашем регионе, обратитесь перечень времени возжигания свечей, предоставленный православными Союз, по Хабаду или по любому еврейскому календарю.

Субботние свечи зажигают и произносят благословение не позднее, чем за восемнадцать минут до захода солнца. Этот ритуал, в исполнении хозяйки дома официально знаменует начало Шаббата. Зажигаются две свечи, символизирующие две заповеди: захор (помни) и шамор (соблюдай), обсуждаются выше.

Затем семья посещает короткую вечернюю службу (45 минут — по еврейским меркам это недолго — см. еврейская литургия).

После службы семья возвращается домой на праздничный неторопливый ужин. Перед ужином хозяин дома читает Кидуш, молитву над вином, освящающую Шаббат. Обычная молитва о еде хлеба читается над две буханки халы, сладкого яичного хлеба в косичке. Тогда семья обедает. Хотя нет особых требований или обычаев в отношении того, что есть, приемы пищи обычно тушеные или приготовленные на медленном огне блюда из-за запрета на приготовление пищи в Шаббат. (Вещи которые в основном готовят перед Шаббатом, а затем разогревают или держат в тепле).

После ужина читается биркат ха-мазон (благодать после еды). Хотя это делается каждый день, на Шаббат, это делается в неторопливой манере с множеством оптимистичных мелодий.

К тому времени, когда все это будет завершено, может быть 9 вечера или позже. У семьи есть час или два, чтобы поговорить или поучиться Тора, а потом ложись спать.

На следующее утро субботние службы начинаются около 9 утра и продолжаются примерно до полудня. После службы семья снова говорит кидуш и снова неторопливо празднично ест. Типичный полдник – чолнт, очень медленно приготовленное рагу. Мой рецепт ниже. К тому времени, как биркат ха-мазон будет готов, около 14:00. Семья какое-то время изучает Тору, разговаривает, совершает послеобеденную прогулку, играет в шашки или занимается другими видами досуга. Короткий послеобеденный сон не редкость. Традиционно иметь третью еды до окончания Шаббата. Обычно это легкая еда во второй половине дня.

Шаббат заканчивается с наступлением темноты, когда видны три звезды, примерно через 40 минут после захода солнца. В В конце Шаббата семья совершает заключительный ритуал, называемый Хавдала (разделение, разделение). Благословения произносятся над вином, специями и свечами. Затем читается благословение на разделение между священным и светским, между Шаббатом и рабочими днями и т. д. Подробнее см. Домашний ритуал Авдала.

Как видите, Шаббат — это очень насыщенный день, если его соблюдать должным образом, и очень расслабляющий. Вы действительно не скучаю по невозможности включить телевизор, водить машину или ходить по магазинам.

☰ Рецепт чолента

Чолент — это еврейский термин. Произносится TSCHUH-lent. Это один из немногих традиционных еврейских терминов, который произносится с «ч», как в слове «стул».

Чолент – это традиционное субботнее блюдо, потому что его готовят очень медленно. Это может быть запущено до Шаббата и готов к обеду на следующий день. Название «чолент» предположительно происходит от Французские слова «chaud lent» означают «горячий медленный». Если французский язык кажется странным источником имени традиционное еврейское блюдо, имейте в виду, что многие из предков Евреи-ашкеназы переселились из Израиля в Германия и Россия через Францию. Великий ученый Раши жил во Франции.

  • 2 фунта жирного мяса (я использую тушеную говядину, но чаще используется грудинка)
  • 2 чашки сухих бобов (типичный выбор – морская фасоль, большая северная фасоль, пинтос, лима).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *