Путешествие по Калужской области. Шамордино. (4)
?
|
|
Шамордино.
Казанская Амвросиевская пустыньШамордино — так называется село в Калужской области неподалёку от Козельска. Однако для большинства людей это название служит синонимом Казанской Амвросиевской пустыни.
Это самый молодой из монастырей Калужской земли. Первоначально его основали как женскую общину стараниями оптинского старца Амвросия и схимонахини Софии из известного тульского рода Болотовых. О Шамординской Казанской Амвросиевской пустыни есть немало информации, начиная с официального сайта обители. Мне же хочется рассказать о своих собственных впечатлениях.
Оглавление
В калужской глубинке
Сельцо Шамордино, принадлежало когда-то Василию и Евдокии Калыгиным. Они продали имение с условием пожизненного содержания в монастырской гостинице Оптиной пустыни. От Шамордино до Оптиной пустыни примерно 12 км, а от Козельска — 18 км.
Козельск. Калужская улицаОсенью 1884 года на основе бывшего имения основали монастырь. Тогда же построили первую деревянную церковь. Спустя несколько лет начали строить каменный собор. Деревянную церковь перенесли и переосвятили во имя Троицы.
Со времён основания монастыря сохранилась парочка старых бревенчатых домов. Эти келейные корпуса на удивление сохранились, несмотря на советское разорение и нацистскую оккупацию осенью 1941 года.
Шамордино. Казанский собор
Строительство краснокирпичного собора в «русском стиле» началось в 1889 году. В октябре 1902 года храм освятили во имя Казанской иконы Богородицы.
К сожалению автор проекта Сергей Владимирович Шервуд — сын архитектора Исторического музея Владимира Осиповича Шервуда — не дожил до окончания строительства. Он умер в 1899 году на 42-м году жизни.
Фасад собора украшают многочисленные декоративные детали: кокошники, колонки, ширинки, подзоры.
15 луковичных глав венчают собор и отмечают его многочисленные приделы.
Главная церковь обители впечатляет не только архитектурным обликом, но и нынешним состоянием. В советское время монастырь закрыли, главы собора снесли. Интерьер разделили на два этажа и устроили внутри сельхозтехникум. При этом в алтарь ухитрились впихнуть списанный комбайн. Его использовали в качестве учебного пособия для будущих механизаторов.
После реставрации интерьер собора вновь может вместить до 5 тысяч богомольцев.
К западу от главного входа находится оригинальный кирпичный мостик-переход.
Он ведёт на крыльцо трапезной палаты. Трапезная стала первой каменной постройкой в Шамордино. Её возвели на месте усадебного дома Калыгиных в 1893 году. Средства на возведения трапезной пожертвовал известный чаеторговец Сергей Васильевич Перлов. Его супруга нередко бывала в Шамордино, поэтому купец-миллионщик взял монастырь под своё покровительство. Он заказал проект трапезной знаменитому московскому зодчему Роману Ивановичу Клейну. Шестью годами позже тот возьмётся за грандиозное строительство музея Изящных искусств имени Александра III в Москве.
Трапезная вмещает до 500 человек. В советское время её использовали как столовую, затем забросили. Восстановили и освятили в 1997 году.
Перлов и Шамордино
Сергей Васильевич Перлов и его жена Анна Яковлевна были духовными чадами основателя Казанского монастыря старца Амвросия. На средства четы Перловых возвели большинство монастырских построек. Его же стараниями в Шамордино открылись иконописная, чеканная, золочения по металлу и дереву, золотошвейная, переплетная, ковровая, швейная мастерские, а также типография и фотоателье. Среди построек, возведённых на деньги Перлова, выделяется оригинальная водонапорная башня. Её построили в 1906 году.
В монастыре сохранился дом Перлова. Купец останавливался в нём, приезжая в монастырь.
В 1910 году Сергей Васильевич Перлов умер. Его похоронили за алтарём Казанского собора. Овдовев, Анна Яковлевна часто приезжала в Шамордино с детьми и внуками. В 1919 году незадолго до смерти она приняла здесь постриг под именем Амвросии.
Храм Амвросия Оптинского
Кирпичное одноэтажное здание в «русском стиле» находится к западу от собора и трапезной. В первые годы существования монастыря здесь стоял деревянный дом-келья. В нём останавливался оптинский старец Амвросий — основатель Шамординской пустыни. Здесь же он и преставился в октябре 1891 года.
Старанием Сергея Васильевича Перлова над домом старца построили кирпичный футляр в русском стиле. После 1923 года деревянный дом-келью разобрали и вывезли в село Шамордино, а футляр по большевистской привычке использовали как гараж. В 1996 году его реконструировали в церковь во имя Амвросия Оптинского.
Шамордино. Самый старый новый храм
Пусть вас не удивляет парадоксальный заголовок. Церковь святой Троицы одновременно является и самым старым, и самым новым храмом обители. В октябре 1884 года во вновь основанной Шамординской Казанской пустыни освятили деревянную Казанскую церковь. С началом постройки кирпичного Казанского собора деревянную церковь переосвятили во имя Троицы и перенесли на монастырское кладбище. До окончания строительства собора Троицкая церковь была единственным храмом обители. Коммунисты закрыли монастырь и разрушили Троицкую церковь.
Новую каменную церковь начали строить в 2008 году и вчерне завершили в 2018. Однако её отделка ещё не закончена. Предполагается сделать внутреннее убранство на месте во вновь открытых мастерских Шамординской пустыни.
Мне не удалось сфотографировать все сооружения монастыря. В стороне остались церковь иконы Богородицы «Утоли моя печали», больница и богадельня. Посторонних к ним не пускают. Их можно снять издалека на камеру с хорошим объективом. Увы, в моём распоряжении был лишь смартфон.
Шамордино. Путешественнику на заметку
Из Москвы до Казанской Амвросиевской обители следует ехать через Калугу. Электрички отправляются от Киевского вокзала. Далее добраться до автовокзала и ехать на автобусе по направлению к Козельску или Хвастовичам. Выходить нужно в деревне Каменка не доезжая до Козельска. От Каменки до пустыни пешком один километр.
Из Москвы от автостанции на Тёплом стане ходят междугородние автобусы до Козельска и Хвастовичей. Они довезут до Каменки.
Путешественникам с автомобилем посоветуем также ознакомится с Козельском и Оптиной пустынью.
Есть вариант взять индивидуальную экскурсию в Козельск, Шамордино и Оптину Пустынь из Москвы. Эта поездка займёт целый день.
Козельск, Оптина пустынь и Шамордино — поездка из Москвы.
Групповой тур по красотам калужской земли называется «Большое Калужское кольцо».
Тур «Большое Калужское кольцо» на три дня две ночи от компании «Большая страна».
Тур по Калужской земле с Калугой и Оптиной пустынью.Для самостоятельных путешественников предложим гостиницы Козельска.
Можно остановиться и в Калуге. По ссылке откроются гостиницы Калуги.
Особенно рекомендуем мини-отель «Винтаж».
В поисковом окне мы оставили предложения калужских гостиниц с высоким рейтингом близко к центру.
О достопримечательностях Калужской земли на нашем сайте есть несколько статей.
Про экскурсии в Калуге.
Про самую старую церковь в Подмосковье.
Путеводитель по Боровску.
Шамординские монахини: Соловецкие пленницы
Шамординские монахини
Напечатано в № 22
На трудящегося —
Бог милует; но тот, кто любит
, обретает утешение.
Старец Амвросий Оптинский
Летом 1929 года на Соловки приехало около тридцати монахинь. Вероятно, большинство из них были выходцами из Шамординского монастыря, находившегося недалеко от знаменитой Оптиной пустыни.
Монахини не размещались в общих женских покоях, а содержались отдельно. Когда их стали проверять по списку и допрашивать, они отказались сообщить так называемые основные сведения о себе, т. е. ответить на вопросы о своей фамилии, годе и месте рождения, образовании и т. п.
После криков, угроз и побоев их поместили в одиночные камеры, истязали голодом, жаждой, лишением сна; то есть к ним применялись все обычные средства давления. Но монахини оставались непреклонны и даже имели смелость, что в концлагерях было очень редко, отказываться от любых принудительных работ.
Через несколько дней я вместе с проф. доктором Жижиленко (которого отправили на Соловки за то, что он, будучи главврачом Таганской тюрьмы в Москве, тайно принял монашество и стал епископом с именем Максим) были вызваны к начальнику санитарной части. Нам конфиденциально было приказано произвести медицинское освидетельствование монахинь с намеком на желательность признания их нетрудоспособными, чтобы иметь официальное уклонение на освобождение их от принудительного физического труда.
Впервые в истории Соловков администрация оказалась в столь сложной ситуации. Обычно в таких случаях действовали очень сурово и жестоко. После серьезного избиения отказавшихся от работы их отправляли на карцер-остров Анзерск, откуда еще никто не возвращался живым.
Почему этих повстанческих монахинь не отправили в Анзерск, мы не могли понять. Мы передали этот вопрос начальнику санитарной части всего лагеря. Он объяснил нам, что молчаливый, сдержанный протест монахинь нисколько не походил на протесты, с которыми привыкла иметь дело администрация. Эти последние протесты обычно сопровождались сценой, криком и хулиганством. А здесь было молчание, простота, смирение и необыкновенная кротость. «Это фанатичные мученики, ищущие страданий», — пояснил начальник санитарного отдела. «Это какие-то экстрасенсы, мазохисты, но их становится невыразимо жаль. Я не могу вынести того смирения и кротости, с которыми они несут бремя. И это не только я. Не выдержал этого и начальник лагеря Владимир Егорович. Он даже поссорился с начальником разведотдела и хочет как-то смягчить и прогладить это дело. Если вы сочтете их непригодными для физического труда, их оставят в покое».
Когда я вышел в барак, где содержались монахини, я увидел необыкновенно трезвых женщин, мирных и сдержанных, в старых, изношенных и залатанных, но чистых монашеских одеждах.
Их было около 30. Их возраст можно было бы назвать «вечными тридцатью» годами, хотя, несомненно, были и старшие, и младшие. Во всех лицах было что-то от выражения Божией Матери «Всех скорбящих Радость», и эта скорбь была так возвышенна и скромна, что совершенно невольно мне вспомнились некоторые стихи Тючева. Их кроткий вид отличался духовной красотой, которая не могла не вызывать чувство глубокого сокрушения и благоговения.
«Чтобы не расстраивать их, я лучше выйду, доктор», — сказал встретивший меня начальник задания, который должен был присутствовать как представитель медкомиссии. Я остался один с ними.
— Добрый день, матушки, — низко поклонился я им. Они молча ответили мне глубоким поклоном в пояс.
«Я врач. Меня послали осмотреть вас.
«У нас все хорошо. Вам не нужно нас осматривать, — прервали меня несколько голосов.
«Я верующий православный христианин и сижу здесь в концлагере как узник по церковным причинам».
«Слава Богу», — снова ответили мне несколько голосов.
«Ваше беспокойство мне понятно, — продолжал я, — но я не буду вас осматривать. Вы только скажите мне, на что вы должны жаловаться, и я причислю вас к разряду нетрудоспособных».
«Мы ни на что не жалуемся. Мы вполне здоровы».
«Но без определения категории вашей нетрудоспособности вас отправят на особо тяжелые работы».
«Все равно мы не будем работать, будь то труд трудный или легкий».
«Почему?» — удивленно спросил я.
«Потому что мы не хотим работать на режим Антихриста».
«Что ты говоришь?» — спросил я, расстроенный. «Ведь здесь, на Соловках, много архиереев и священников, присланных сюда на исповедь. Все работают, каждый как умеет. Вот, например, есть епископ Вятский, который работает счетоводом на канатном заводе, а в леспромхозе работает много священников. Они плетут сети. По пятницам они работают круглые сутки, днем и ночью, чтобы поскорее выполнить свою норму и таким образом освободить себе время для молитвы вечером в субботу и утром в воскресенье».
«Но мы не собираемся работать по принуждению на режим Антихриста».
«Ну тогда без осмотра я поставлю вам какой-то диагноз и дам заключение, что вы не способны к тяжелому физическому труду».
«Нет, этого делать не нужно. Простите нас, но мы будем вынуждены сказать, что это неправда. Мы в порядке. Мы можем работать, но мы не хотим работать на режим антихриста и не будем работать, даже если нас за это убьют».
— Тебя не убьют, но замучают до смерти, — сказал я тихим шепотом, рискуя быть услышанным; Я сказал это с болью в сердце.
— Бог поможет и муки перетерпеть, — так же тихо сказала одна из монахинь. На глаза навернулись слезы.
Я молча поклонился им. Я хотел поклониться до земли и поцеловать их ноги.
Через неделю в кабинет врача зашла комендант санчасти и, между прочим, сообщила нам: «Намучились мы все с этими монахинями, а теперь они согласились работать. Они шьют и латают одежду для центральной палаты. Только они поставили условия, чтобы они были все вместе и им было позволено тихонько петь какие-то песни во время работы. Начальник лагеря разрешил. Вот они и поют и работают».
Монахини были изолированы до такой степени, что даже мы, врачи санитарной части, пользующиеся сравнительной свободой передвижения, имевшие много связей и друзей, долгое время не могли получать о них никаких известий. . И только через месяц мы узнали, как развивался последний акт их трагедии.
Из одного из пришедших на Соловки конвоев привезли священника, который оказался духовником некоторых монахинь. И хотя контакт между ними казался в лагерных условиях совершенно невозможным, монахини каким-то образом ухитрились спросить дорогу у своего наставника.
Суть их вопросов сводилась к следующему: «Мы приехали в лагерь за страданиями и здесь у нас все хорошо. Мы вместе; мы поем молитвы; работа нам нравится; правильно ли мы поступили, что согласились работать в условиях режима Антихриста? Не должны ли мы отказаться даже от этой работы?»
Духовник ответил безоговорочным запретом на работу.
И тогда монахини отказались от любой работы. Администрация выяснила, кто в этом виноват. Священник был расстрелян. Но когда монахиням сообщили об этом, они сказали: «Теперь никто не может освободить нас от этого запрета».
Монахини вскоре разошлись и одну за другой куда-то увезли.
Несмотря на все наши попытки, больше никаких новостей о них узнать не удалось. Они бесследно исчезли.
Спустя годы из уст американской узницы, находившейся в рабско-трудовом лагере, исходит следующая дополнительная информация, проливающая свет на духовный результат аскетической стойкости таких монахинь….
ЧУДО МОНЯШНИЦ
Когда разговоры зашли о религии, как вскоре и произошло, я услышал о необыкновенном происшествии, о чуде, которое только что произошло в Воркуте. Бог действительно был там с нами! И то рвение, с которым мужчины рассказали мне эту историю, не оставляло сомнений в том, что железный занавес не может удержать Бога от страны или от умов и сердец ее людей.
В ноябре того же 1950 года, сразу после нашего приезда, в лагерь попали три монахини, приговоренные к каторжным работам. Многие тысячи женщин-заключенных Воркуты не работали в шахтах, а выполняли другую тяжелую работу, а монахини были направлены на завод, изготовлявший кирпичи для строительных работ по всей арктической части России.
Когда монахинь впервые привели на кирпичный завод, они сказали мастеру, что считают любую работу на коммунистический режим работой на Дьявола и, поскольку они служанки Бога, а не Сатаны, они не предлагают подчиняться приказам бригадира, несмотря на любые угрозы, которые он может сделать.
Вера монахинь, лишенная религиозной одежды, стала их доспехами. Они были готовы столкнуться со всем и всем, чтобы сдержать свою клятву, и они встретили свое наказание, живое свидетельство великого мужества. Их изо дня в день сажали на штрафной паек, состоящий из черного хлеба и прогорклого супа. Но каждое утро, когда им приказывали выйти на кирпичный завод, в глиняные карьеры или на любое другое непосильное задание, они отказывались. Этот отказ означал, конечно, что им суждено пройти через еще более тяжелые испытания. Возмущенные их упрямством и опасаясь последствий для других рабов, комендант приказал надеть на них смирительные рубашки. Их руки были связаны сзади, а затем веревка, которой были связаны их запястья, была пропущена вокруг их лодыжек и туго стянута. Таким образом, их ноги были вытянуты за собой, а их плечи вывернуты назад и вниз в положение мучительной боли.
Монахини корчились в агонии, но не издали ни звука протеста. И когда комендант приказал облить их водой, чтобы хлопчатобумажная ткань в смирительных рубашках сжалась, он ожидал, что они закричат от давления на истерзанные тела, но произошло лишь то, что они тихо застонали и впали в беспамятство. Тогда их узы были развязаны, и они ожили; со временем их снова связали, и снова на них нахлынуло блаженное облегчение беспамятства. В таком состоянии их продержали более двух часов, но надзиратели не смели продолжать пытку, так как у них перекрывалось кровообращение и женщины были при смерти. Коммунистическому режиму нужны были рабы, а не скелеты. Они не везли людей в Воркуту не для того, чтобы их убивать. Советское правительство хотело добычи угля. Рабы, конечно, были расходным материалом, но только после того, как из них вытащили годы труда. Таким образом, целью коменданта было пытать этих монахинь, пока они не согласились работать.
В конце концов, однако, комендант решил, что с ним покончено. Монахини либо собирались работать, либо ему пришлось бы убить их при попытке. Он распорядился, чтобы их снова назначали для работы на открытом воздухе, а если они по-прежнему будут отказываться, их отводили на кочку под пронизывающим ветром ранней арктической зимы и оставляли стоять там неподвижно весь день, наблюдая за другими. женщины работают. Их тоже подвергли этой пытке. Когда бледный свет короткого арктического дня, наконец, рассвело, они увидели, что они стоят на коленях, и подошли охранники, ожидая, что они замерзнут, но они казались расслабленными и теплыми.
При этом комендант приказал снять с них перчатки и шапки, чтобы они подверглись воздействию всей ярости ветра. В течение всего восьмичасового рабочего дня они стояли на коленях на этой ветреной вершине холма в молитве. Под ними женщины, рубившие глину для кирпичных печей, сильно страдали от холода. Многие жаловались, что у них мерзли ноги, несмотря на то, что они были в якобы теплых ботинках. Когда вечером другие охранники пошли на холм, чтобы забрать монахинь и вернуть их в бараки, они ожидали найти их с обмороженными ушами, руками и конечностями. Но, похоже, они вообще не пострадали. На следующий день они снова стояли на коленях в течение восьми часов на ветру, не надев ни шапок, ни перчаток при температуре ниже нуля. В ту ночь они еще не получили серьезных обморожений и по-прежнему решительно отказывались работать. Но на третий день их вывели, и на этот раз отняли у них и шарфы.
К этому времени весть о происходящем разлетелась по всем лагерям Воркутинского района. Когда в конце третьего дня, дня гораздо более холодного, чем когда-либо в тот зимний сезон, ввели монахинь с непокрытыми головами, все еще без малейших следов обморожения, все роптали, что действительно Бог сотворил чудо. Другой темы для разговора во всей Воркуте не было. Даже закоренелые сотрудники МВД из других соединений находили предлоги, чтобы зайти на кирпичный завод и украдкой взглянуть на три фигуры на холме. Женщины, работавшие внизу в карьерах, крестились и нервно бормотали молитвы. Даже комендант был сильно встревожен. Если он и не был религиозным человеком, то, по крайней мере, несколько суеверным, и он достаточно хорошо знал, когда видел руку Силы, которая была не от земли!
К четвертому дню охранники сами боялись неземной силы, которой, казалось, обладали эти женщины, и наотрез отказывались прикасаться к ним или иметь с ними какое-либо дело. Сам комендант боялся пойти и приказать им выйти в гору. А так их не тревожили в своих игроках, а каратели сняли с пайка. Когда четыре года спустя я уезжал из Воркуты, эти монахини все еще находились на территории кирпичного завода, и ни одна из них не проработала ни дня продуктивно для коммунистического режима. Их охраняли с трепетом и уважением. Охранникам было приказано не трогать и не беспокоить их. Они сами готовили себе еду и даже шили себе одежду. Их молитвы продолжались по-своему, и они казались умиротворенными и довольными. Хотя они были заключенными, они были духовно свободны. Ни у кого в Советском Союзе не было такой свободы вероисповедания, как у них.
Что их пример сделал для привития религиозной веры тысячам заключенных и охранников на Воркуте, мне не под силу описать. Позже, когда я, будучи раздевалкой сотрудников МВД, имел возможность поговорить с некоторыми из наиболее закоренелых русских коммунистов о религии, никто не забыл упомянуть о Чуде монахинь. (Джон Ноубл: Я нашел Бога в Советской России, Зондерван, Мичиган, 1971, стр. 112-117).
Шамордино, Россия Погода в ноябре: средняя температура и климат
Общее резюме с погодой
Действительно холодный и свежий
чувствует себя как
23%
шанс на дождь
0,071 в
Количество
15,4 MP
Скорость ветра
15,4 MP 9008
.
Длина светового дня
8:02
Восход солнца
16:39
Закат
26%
Облачность
90 90 зимние перчатки Thick00008Содержание
- Какая средняя температура
- Сколько идет дождь
- Насколько облачно
- Когда рассвет и закат
- Насколько влажно
- Как ветрено4
Какая средняя температура в ноябре
Средняя температура в Шамордино в ноябре в обычный день колеблется от максимальной 35°F (2°C) до минимальной 26°F (-4°C). Некоторые описали бы его как действительно холодный и свежий.
Для сравнения, самый жаркий месяц в Шамордино, июль, имеет дни с максимумом 75°F (24°C) и минимумом 57°F (14°C). Самый холодный месяц, январь, имеет дни с максимумом 19°F (-7°C) и минимумом 7°F (-14°C). На этом графике показано, как выглядит обычный день в Шамордино в ноябре на основе исторических данных.
Подъемы и спады в Шамордино в ноябре
Сколько идет дождь или снег в ноябре
В Шамордино в ноябре вероятность дождя или снега в среднем за день составляет 23%. А в обычный день, когда идет дождь или снег, мы получаем 0,31 дюйма (8,0 мм) осадков. Говоря более общими словами, некоторые описывают это как отсутствие дождя или снега.
Самый влажный месяц в Шамордино — июль, когда вероятность осадков в обычный день составляет 31% и выпадает 0,07 дюйма (1,8 мм) осадков, а самый сухой месяц в Шамордино — февраль, когда вероятность осадков в обычный день составляет 16%. и получает 0,06 дюйма (1,6 мм) осадков. Эти графики показывают вероятность дождя/снега в ноябре и количество осадков.
Вероятность дождя или снега в Шамордино в среднем за сутки по месяцам
Среднее количество осадков по часам суток
Насколько облачно в Шамордино в ноябре
Средняя продолжительность ясного или солнечного неба (переменная облачность или менее) в Шамордино в ноябре составляет 6,3 часа (26% дня). Для сравнения, месяц с самыми ясными и солнечными днями в Шамордино — август, в среднем 13,5 часов в сутки, а в декабре самое короткое количество безоблачных часов — всего 5,6 часов в сутки. На этом графике показано среднее количество солнечных часов в Шамордино в ноябре на основе исторических данных.
Ежемесячный процент ясного неба в Шамордино
Когда бывает восход и заход солнца в ноябре
Средняя продолжительность светового дня в Шамордино в ноябре составляет 8,6 часов, с восходом солнца в 8:02 и заходом в 16:39.
Самый длинный световой день в Шамордино — 20 июня (17,2 часа), а 22 декабря — самый короткий световой день (7,3 часа).
На графике показано среднее количество светового дня в городе Шамордино в ноябре на основе исторических данных.
Средняя продолжительность светового дня в Шамордино по месяцам
Насколько влажно в ноябре
В ноябре в Шамордино очень влажно, в среднем 98% (относительная влажность), что можно охарактеризовать как влажное, но прохладное. В январе самая высокая относительная влажность составляет 100%, а самая низкая в августе — 70%. На этом графике показана средняя влажность в городе Шамордино за ноябрь на основе исторических данных.
Средняя относительная влажность воздуха в г. Шамордино по 9 месяцам0008
Насколько ветрено в ноябре
Исторически сложилось, что ветер в Шамордино в ноябре дует со средней скоростью 24,8 км/ч. Самый ветреный месяц — декабрь со средней скоростью ветра 17,1 миль в час (27,5 км/ч), а самый спокойный месяц — июль со средней скоростью ветра 12,1 миль в час (19,4 км/ч). На данном графике указана средняя скорость ветра в Шамордино в ноябре по историческим данным.
Среднемесячная скорость ветра в Шамордино
Что надеть 9 ноября0119
При среднем максимуме 35°F (2°C) и минимуме 26°F (-4°C) обычно ощущается очень холодно и ветрено. Имея это в виду, большинство людей оделись бы во что-то поджаренное, например, в толстое зимнее пальто с перчатками.
Какая погода в Шамордино в остальное время года
Мы собрали данные о погоде в Шамордино и во все остальные месяцы года:
- Погода в Шамордино в январе
- Погода в Шамордино в феврале
- Погода в Шамордино на 9 марта0164
- Погода в Шамордино в апреле
- Погода в Шамордино в мае
- Погода в Шамордино в июне
- Погода в Шамордино в июле
- Погода в Шамордино в августе
- Погода в Шамордино в октябре Погода в сентябре 9
- Погода в Шамордино в декабре
Откуда берутся эти данные
Данные о погоде в Шамордино были собраны в рамках проекта MERRA-2 НАСА, в котором использовалась климатическая модель в сочетании с историческими данными метеостанций по всему миру для оценки того, что условия были как для каждой точки на Земле.