Шамордино монастырь официальный: Паломникам – Шамордино — официальный сайт

Шамординский монастырь

Казанская Амвросиевская пустынь (неофициальное название Ша́мординский монастырь) — ставропигиальный женский монастырьРусской православной церкви, расположенный рядом с деревней ШамординоКалужской области, в 12 км к северу от Оптиной пустыни. В административно-территориальном отношении числится как село Старое Шамордино.

История

Основание и первые годы

Казанская женская община (не монастырь) в сельце Шамордино, в имении умершей вдовы надворного советника Ключаревой, была учреждена определением Святейшего синода от 13—20 июня 1884 года № 12161.

22 августа (3 сентября) 1884София Болотова подала прошение на имя епископа Калужского и Боровского Владимира (Никольского) с просьбой о вступлении в общину2.

Со своей стороны, настоятель Оптиной пустыни преподобный Исаакий I и духовник Софии преподобный Амвросий Оптинский направили епископу Калужскому и Боровскому Владимиру представление к утверждению матушки Софии настоятельницей строящейся общины, приложив к этому рекомендательное письмо:

Вашему Преосвященству угодно знать наше мнение о Софье Михайловне Астафьевой, способна ли она быть Настоятельницей новой Казанской общины. Хотя Софья Михайловна делом ещё и не проходила монашескую жизнь, но довольно понимает и монашество и хозяйственную часть, и сестры новой общины очень расположены к ней, так, что и теперь беспрекословно повинуются её распоряжениям2.

Последнее формальное препятствие было устранено, когда 4 (16) сентября 1884 София была пострижена в монахини Амвросием Оптинским, позже он постриг её в мантию с сохранением имени София.

Стараниями старца вскоре была создана первая церковь обители, и 25 сентября (7 октября) 1884 игумен Исаакий и матушка София направили рапорт на имя епископа Калужского и Боровского Владимира об окончании внутреннего устройства деревянной церкви и о готовности её к освящению2. Она была освящена 1(14) октября1884 года, этот день считается днём создания обители. Монахиня София стала первой настоятельницей монастыря3.

Схимонахиня София

В первое время положение дел в обители было непростым:

Небогатое достоянье досталось первой настоятельнице матери Софии: — деревянный дом, с домашней церковью, да несколько деревянных хижин для жилья сестрам. Вот и все! Ни денег, ни имущества, никаких-нибудь запасов, а, между тем, население общины с каждым днем все увеличивалось. — Много посылал старец здоровых и крепких девушек, способных к работе, в монастырь, но не менее, (если не более), — больных, увечных, неспособных ни к какому труду. <…> население Шамордина все увеличивалось, а средства к существованию все уменьшались3

Кроме этого, насущным было приобретение земельных участков для нормального существования монастыря, на что постоянно не хватало средств2.

Несмотря на трудности хозяйствования, настоятельница София не забывала о духовной жизни общины. Под руководством старца Амвросия она устраивала духовную жизнь обители, подавая пример послушания, смирения и любви3.

Понимая, что молитва есть главное монашеское делание, главной целью для себя матушка София поставила строительство большого каменного Казанского собора. Она руководила процессом разбивки собора и наблюдала за проектированием, для производства кирпича при ней был специально построен кирпичный завод. Она не только тратила на монастырь все свои личные средства, но и завещала обители всё своё состояние3.

Водонапорная башня монастыря

Было создано всё необходимое для существования обители: построены две деревянные часовни — во имя святителя Амвросия Медиоланского и преподобного Тихона Калужского. Была налажена хозяйственная жизнь монастыря: построены водокачка, многие хозяйственные постройки и сестринские келии. При Софии были устроены скиты, открыта богадельня, а также золотошвейная мастерская, и положено начало иконописной мастерской3.

При монастыре в духе древних монастырских традиций, о которых говорили Отцы ЦерквиВасилий Великий и Иоанн Златоуст, были открыты детские ясли и позже был открыт приют. При нём была начальная школа, в которой дети получали первоначальные знания: сёстры занимались с ними чтением, письмом и Законом Божиим3.

На закате лет матушку Софию постригли в великую схиму. Смерть настоятельницы наступила 24 января 1888 года, в том году в общине было 250 сестёр3.

Расцвет монастыря в начале XX века

По кончине первой настоятельницы начальствование приняла другая духовная дочь старца — монахиня Евфросиния (Розова), управлявшая обителью до 14 апреля 1904 года4.

Схимонахиня София прославлена в Соборе Тульских святых в 1987 году3.

8 июля 1901 года община была возведена в степень монастыря и переименована в Казанскую Амвросиевскую пустынь.

Насельницей Шамординского монастыря была сестра отлучённого от церкви в 1901 году графа Льва ТолстогоМария Толстая5. В монастыре она и скончалась, за три дня до смерти приняв монашеский постриг.

24 октября 1902 года епископ Калужский Вениамин (Муратовский) освятил начатый строительством в 1889 году Казанский собор, сооружённый на средства благоустроителя монастыря — известного в России торговца чаем Сергея Перлова6. Автор проекта собора — архитектор Сергей Шервуд. Собор вмещает до 5000 молящихся. Трапезная построена на рубеже XIX—XX веков по проекту архитектора Романа Клейна.

К 1918 году здесь подвизались более 800 сестёр. Имелась богадельня, больница, приют для девочек-сирот, несколько скитов.

В марте 1923 года обитель была окончательно закрыта и ликвидирована, все земли и угодья монастыря стали собственностью колхоза.

Возрождение и восстановление

В марте 1990 года в обители начала возрождаться монашеская жизнь. Наместник Оптиной пустыни архимандрит Евлогий (Смирнов) обратился к патриарху Московскому и всея Руси Пимену с ходатайством об открытии Шамординского монастыря7. 3 мая 1990 года патриарх Пимен подписал указ о возобновлении монастыря в Шамордине8. За 20 дней храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» был подготовлен к освящению, которое было совершено 27 мая 1990 года. В этот же день монахиня Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Никона (Перетягина) была возведена в сан игумении8.

В сохранившемся доме, возведённом над кельей преподобного Амвросия, устроен первый в России храм в честь преподобного Амвросия Оптинского. Храм был освящён патриархом Алексием II 28 июля 1996 года9.

16 января 2019 года 22 здания Шамординского монастыря переданы в собственность Русской православной церкви9.

Настоятельницы

  • 1884—1888 — София (Болотова), схимонахиня3
  • 1888—1904 — Евфросиния (Розова), игумения
  • 1904—1911 — Екатерина (Самбикина), игумения
  • 1911—1919 — Валентина (Розанцева), игуменья
  • 1990—2012 — Никона (Перетягина), игуменья
  • с 30 мая 2014 года Сергия (Щербакова), игуменья10

Примечания

  1. Правительственный вестник. — 6 (18) июля 1884. — № 148. — С. 2.
  2. 125 лет со дня праведной кончины схимонахини Софии (Болотовой) // Информационное агентство религиозных новостей Религия России : Ежедневная общероссийская газета. — 6.2.2013.
  3. Главная>Настоятельницы>Схимонахиня София (Болотова, 1845-1888). Официальный сайт Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни. Дата обращения: 25 августа 2014. Архивировано 26 августа 2014 года.
  4. Схиигумения Евфросиния (Розова, 1830-1904). Официальный сайт Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни. Дата обращения: 25 августа 2014.Архивировано 27 августа 2014 года.
  5. В скорбях мира нам спастись. Архивная копия от 14 декабря 2009 на Wayback Machine Жизнеописание схимонахини Марии (графини Марии Николаевны Толстой). Казанская Свято-Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь, 2007 год.
  6. Калужские губернские ведомости. — 26.10.1902. — № 118. — С. 3.
  7. Приезд митрополита Евлогия – Шамордино — официальный сайт. Дата обращения: 6 ноября 2019.Архивировано 6 ноября 2019 года.
  8. Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни в ШамординоАрхивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine. Патриархия.ru.
  9. Здания ансамбля Шамординского женского монастыря под Калугой переданы в собственность Церкви. Православие.ru. Московский Сретенский монастырь (17 января 2019). Дата обращения: 18 января 2019.Архивировано 19 января 2019 года.
  10. Журналы заседания Священного Синода от 30 мая 2014 года. Журнал № 53. Дата обращения: 30 мая 2014.Архивировано 31 мая 2014 года.

Паломническая поездка в Оптину пустынь и Шамордино

Понедельник, 22 мая
Седмица 6-я по Пасхе. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар
Часы. Божественная Литургия — 9.00

Вторник, 23 мая
Апостола Симона Зилота
Часы. Божественная Литургия — 8.00

Среда, 24 мая
Отдание праздника Пасхи. Равноапп. Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Часы. Божественная Литургия — 8.00
Всенощное бдение — 17.00

Четверг, 25 мая
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Часы. Божественная Литургия — 9.00

Пятница, 26 мая
Попразднство Вознесения Господня

Часы. Божественная Литургия — 8.00

Суббота, 27 мая
Мч. Исидора
Часы. Божественная Литургия — 8.00
Всенощное Бдение — 17.00

Воскресенье, 28 мая
Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора
Часы. Божественная Литургия — 9.00


Расписание в смартфоне:

Опубликовано в Свято-Введенский храм

 

Социальной службой Введенского храма в Черневе была организована паломническая поездка в Оптину пустынь и женский монастырь в Шамордино.

 

1 февраля 2020 года группа прихожан храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Черневе (Южное Бутово) по благословению настоятеля протоиерея Игоря Фёдорова, в сопровождении координатора социальной службы храма Татьяны Челкиной совершила паломническую поездку в благословенную Оптину Пустынь – один из самых больших монастырей России, прославившийся своими старцами.

Монастырь расположен в Калужской области недалеко от города Козельска. По преданию, монастырь был основан в XIV веке.

 

Время, проведённое паломниками в Оптиной пустыни, было очень насыщенным. Мы посетили службы в Свято-Введенском храме и храме во имя Казанской иконы Божией Матери, приложились к святым мощам Оптинских старцев, посетили храм Владимирской иконы Божией Матери и храм Преображения Господня, побывали у Иоанно-Предтеченского скита, посетили часовню Воскресения Христова, построенную над могилами убиенных на Пасху 1993 года монахов: иеромонаха Василия и иноков Трофима и Ферапонта.

 

Также мы совершили паломничество в не менее известный Шамординский Казанский женский монастырь, побывали в храмах этой святой обители, подкрепились в монастырской трапезной и оказали посильную помощь монахиням в их повседневных и многотрудных делах.

 

Оптина пустынь и Шамордино — это совершенно особый мир. Экскурсии, проведённые для нас, помогли узнать много интересного об истории и святынях этих дивных обителей. А сувениры и книги, приобретённые паломниками в монастырских лавках, и, конечно, памятные фотографии ещё долго будут напоминать всем нам об этой замечательной поездке. Духовно укрепленные молитвой перед святынями и самим посещением святых мест, мы благополучно вернулись домой.

 
 

Эта запись опубликована в Общие новости, Социальная служба . Постоянная ссылка.
  • О храме


Информация для маломобильных групп прихожан


График работы
социальной службы


26 мая 2023

13 мая 2023 (по ст.ст.)

Пятница

Седмица 6-я по Пасхе

Святой Георгий КонстантинопольскийСвятая Ирина КонстантинопольскаяПраведная Гликерия Новгородская, деваПреподобномученик Макарий Каневский, Пинский, Овручский, Переяславский, игуменМученик Александр РимскийСвятитель Павсикакий (Павсакий), епископ Синадский (Фригийский)Преподобный Евфимий Новый, Святогорец, Иверский (Афонский)104 Мученика Черкасских

Деян. 19:1–8, Ин.14:1–11

подробнее

Полная версия православного календаря

христианских жизней и христианской надежды

[Заседание Петроградского ревтрибунала по делу митрополита Вениамина, 1922. Предоставлено Санкт-Петербургской энциклопедией]

Если была битва между Богом и Советами, то Бог победил.

Атеистический режим изо всех сил пытался заменить религию атеизмом, закрывая церкви и арестовывая верующих (см. стр. 6–11). Некоторые считали, что вера исчезнет по мере развития коммунизма. Этого не произошло. Религия оставалась частью жизни значительного меньшинства советских граждан. Христианство и другие религиозные мировоззрения, включая восточные религии и буддизм, укреплялись по мере того, как привлекали интеллектуалов, выросших в атеистических семьях. Трещины, образовавшиеся в режиме, наиболее ярко проявились, когда советские власти решили разрешить Русской православной церкви отпраздновать тысячелетие Крещения Руси в 1919 г.88 (см. стр. 38–41).

Некоторые рассказы верующих в СССР рассказывают о мученичестве, страданиях и невинной смерти сотен тысяч человек. Другие указывают на стратегии выживания институционального христианства, утверждая, что без компромисса с властью церковь не выжила бы. Многие верующие христиане, жившие под давлением государства, претерпели смерть и насилие, хотя другие выжили, не пойдя на сделку с властями. Как они поняли своего свидетеля? Что значило для них быть христианами во времена неверия и гонений? Как они прожили свою жизнь как христиане?

Деструктивные изменения (1917–1940-е годы) 

Нападения большевиков с первых лет советской власти до Второй мировой войны привели к разрушению институциональных структур Русской православной церкви, крупнейшей христианской организации. К началу Великой Отечественной войны в СССР в живых и не заключенных было всего четыре православных архиерея, не существовало ни одного действующего монастыря. Глава церкви Патриарх Тихон скончался сокрушенным в 1925 г. (см. стр. 43–47).

Все началось в деревнях. Сталинская коллективизация означала не просто замену частных хозяйств государственными коллективными хозяйствами; он атаковал деревенскую культуру и образ жизни. Как один из столпов деревенской народной религии, православный приход был местом сопротивления и реальной угрозой коллективизации.

Когда Александр Воробьев (ум. 1937), благочестивый православный человек и отец 11 детей, стал в 1920-х годах главой приходского совета в селе Каменное Озеро на Урале, он знал, что будущее прихода зависит на него и его единоверцев. Он старался держать храм открытым как можно дольше, но не смог противостоять вооруженным отрядам местной милиции, которые в 1919 году закрыли приходской храм.36. 

Воробьев начал кампанию по открытию храма и направил многочисленные ходатайства и жалобы в государственные органы Москвы. В 82 года его арестовали и судили как члена фиктивной «контрреволюционной фашистско-террористической организации церковников Урала». Вместе с ним были арестованы и судимы пять женщин, все члены церковного совета; таким был приходской священник. Все семеро были расстреляны в тюрьме Екатеринбурга в 1937 году, а их имущество конфисковано.

Историки оценивают число жертв сталинизма — арестованных, расстрелянных, заключенных, сосланных и депортированных — в 60 миллионов человек. Трудовые лагеря, раскинувшиеся на обширных территориях севера России, Сибири и Дальнего Востока, служили местами заключения, перевоспитания и уничтожения групп, считавшихся врагами народа. Верующие в ГУЛАГ (см. п. 1) составили особую категорию.

Свидетель в лагерях

Ольга Иафа (1876–1964), образованная дворянка из Санкт-Петербурга, 51 год, когда ее арестовали в 1929 и отправлен в ГУЛАГ. Три года провела в трудовом лагере на Соловках. Ее воспоминания и литературные произведения о Соловках остаются важным свидетельством лагерной жизни христиан.

У верующих обычно было два подхода к жизни лагерных рабочих. Некоторые избрали путь мученичества и отказались трудом вносить свой вклад в советскую экономику. Например, при аресте и отправке на Соловки монахини из Шамординского монастыря, основанного Амвросием Оптиным, отказались работать на то, что они считали «антихристом», и понесли суровое наказание. Другие верующие пытались образумить монахинь и помочь им избежать участи, но женщины были полны решимости исполнить волю своего духовника Амвросия и принять мученическую смерть.

Ольга Иафа выделила другой подход к свидетелям в лагере. Она вспомнила, как 14 православных и римско-католических епископов выполняли тяжелую работу в лагерях в Великий Четверг:

Сплоченные одним общим делом они шли плечом к плечу — один еще молодой близорукий католический епископ, бритый и в круглых очках, и тощий, усталый, седобородый православный епископ, дряхлый в свое время, но сильный духом, с неослабевающим усердием толкающий телегу.

Обычно в этот день, согласно православной традиции, епископы участвовали в обряде омовения ног, символизирующего смирение. На Соловках они проявили смирение перед лагерниками, приняв на себя несправедливое наказание. Этот особый подход глубоко затронул Иафу. В ее новелле Мать Вероника , она писала о том, что работа и служение людям могут быть формой христианского свидетельства.

Вероника, монахиня, горда и эгоцентрична, стремится к признанию примерной христианкой. Когда ее арестовывают и выносят приговор, она делает простирание в знак благодарности, к большому удовольствию охранников. Но, находясь в лагерях, она учится истинному христианскому смирению через свою отчужденность от других людей. Она избавляется от своей гордыни и амбиций через самоотрицание, работая в больнице и ухаживая за больными и умирающими. Ее трансформация видна окружающим ее людям, которые обращаются к ней за советом и получают благодать.

Поиск смысла в страдании и лишениях — постоянная тема литературы о ГУЛАГе. Александр Солженицын (1918–2008) классно написал в «Архипелаг ГУЛАГ »: «С тех пор я понял истину всех религий мира: они борются со злом внутри человека (внутри каждого человека). Невозможно изгнать зло из мира целиком, но можно зажать его в каждом человеке».

Выбор меньшего из зол

Восстановление институциональных структур церкви во время Второй мировой войны изменило христианское свидетельство. Религиозная жизнь СССР переживала оживление во время и после войны: открывались многие храмы, религиозный ренессанс переживали новые территории, находившиеся либо за пределами СССР, либо оккупированные немцами. Количество духовенства и церквей почти удвоилось после войны. Спрос на религиозные таинства резко возрос среди людей, пострадавших от войны и репрессий. В одном губернском приходе (Куйбышевском) всего за один год (1944), официально было зарегистрировано 20 403 крещения — по 56 каждый день!

Тем не менее, во время войны православным христианам пришлось сделать нелегкий выбор между Сталиным и Гитлером. Хотя многие приветствовали религиозную политику Третьего рейха, который восстанавливал церкви на оккупированных территориях, они не могли смириться с насилием нацистов над евреями. В 1942 году немцы казнили мэра Кремечука за то, что он вместе с местным священником помогал евреям получить христианские имена, чтобы спастись от Холокоста.

Но после смерти Сталина в 1953 году надежды были большие. Многие верующие, священники и епископы были освобождены из лагерей; они проповедовали Евангелие и служили духовными наставниками. Тем не менее, церковь оставалась под пристальным наблюдением государства и иногда была инструментом КГБ, который содержал огромный аппарат агентов и осведомителей.

Советская пропаганда продолжала хвастаться, что у советских людей единое мировоззрение, материалистическое и идеологически увязанное с политикой Коммунистической партии. Однако под поверхностью процветала другая жизнь. Отдельные лица и группы стали образовывать религиозное подполье, катакомбную церковь, существовавшую как в сельской местности, так и в городах. В его состав входили верующие, монахи, монахини, епископы и священники, отколовшиеся от церковной иерархии во главе с патриархом Сергием (Страгородским, 1867–1819 гг.).44). Религиозное подполье имело альтернативную иерархию с тайными часовнями и церквями и тайными убежищами для духовенства. Полиция государственной безопасности яростно разыскивала эти очаги религиозной жизни. Сеть катакомбной церкви охватывала весь СССР, от Западной Украины до Сибири, и гонения на этих верующих свирепствовали с 1920-х по 1987 год. 

Помимо нелегальной катакомбной церкви, в «официальная» церковь. Некоторые неформальные монашествующие, жившие «в миру», работали в советских учреждениях, но принимали монашеский постриг и вели скрытую, но напряженную духовную жизнь под руководством духовных отцов и матерей. Члены этих тайных монашеских сетей днем ​​работали в советских учреждениях, а ночью читали евангельские и аскетические книги, переписывались со старцами, переписывали изречения духовных старцев из книг XIX века.

Валентина Пузик (1903–2004), профессор, заведующая лабораторией Центрального туберкулезного института в Москве, вела эту тайную двойную жизнь. В то время никто не знал, что известный профессор тоже была монахиней под именем Игнатия, приняв монашеский постриг в возрасте 21 года. Она обратилась к Богу под влиянием харизматичного монаха Агафона из Петровского монастыря в Москве, где сохранилась традиция духовного руководства и старчества. Ее духовник умер от пеллагры в сталинском лагере, но матушка Игнатия сохранила его наследие. Она писала книги об аскезе, сохраняла письма и документы своего духовника, сочиняла гимны и молитвы, поддерживала молодых женщин, ищущих духовного совета.

Эпоха соучастия (1960–1980-е годы)

Непростой компромисс между церковной иерархией и советским государством стал более прозрачным в годы «холодной войны», когда архиереи Русской Православной Церкви служили советской внешней политике, участвуя в делегаций в западные международные институты.

Митрополит Филарет (Вахромеев, 1935–2021), видный в церкви с 1960-х по 1980-е годы, позже писал, что

Русская Православная Церковь с чистой совестью участвовала во всесоюзном и всемирном миротворческом движении, и я считаю это движение в почете. Могу предположить, что сегодня трудно поверить, как часто и как близко к краю ядерной пропасти оказывалось человечество во второй половине ХХ века. . . . Общества дружбы с народами других стран, миротворческие форумы регионального и планетарного масштаба, национальные движения за мир вполне естественно включали в себя миротворческую миссию Церкви.

Тем не менее, популярные религиозные движения и интеллектуалы сопротивлялись компромиссу. На местах сельские священники и приходские активисты организовывали паломничества, несли службы и поддерживали сеть христиан по всему СССР. В то же время коллективизация подорвала основы христианской жизни в деревне, и она так и не восстановилась полностью. В связи с процессами урбанизации 1960-х годов массовый отток молодежи из деревни привел к тому, что православие в сельской местности России отмирало.

Города и искатели

Городская интеллигенция, пришедшая к вере в конце 1950-х и 1960-х годах, возглавила религиозное возрождение, хотя и ограниченное по своим масштабам. Образованная молодежь начала изучать религиозную философию. Надеясь избежать вмешательства властей, юноши и девушки в поисках духовного руководства стекались к популярным проповедникам и духовным старцам, таким как Александр Мень (1935–1990), служивший в деревне Семхоз, в 43 милях от Москвы (см. стр. 43). –47).

Другим популярным местом был провинциальный Псково-Печерский монастырь, где архимандрит Иоанн Крестьянкин (1910–2006) давал духовные советы образованным молодым людям, многие из которых стали священниками.

Эти вопрошающие представители интеллигенции образовали в 1970-е годы небольшие дискуссионные группы, кружки и религиозно-философские семинары. Они, как правило, склонялись к духовенству с аналогичным прошлым и интеллектуальным мировоззрением, включая православных священников, таких как Мен. Эти священники вели миссионерскую работу среди интеллигенции, катехизируя и крестя взрослых, используя мировую литературу, искусство и музыку, чтобы донести Евангелие до ищущих, получивших советское образование.

Невзирая на идеологические различия между «демократами» и «националистами», миссионерское духовенство использовало пастырские методы Русской Православной Церкви, которые оставались традиционными, хотя и новаторскими. Они использовали традиционные учения отцов церкви, сочетая их с универсалистскими и экуменическими течениями.

Традиционные личные отношения между пастырем и неофитом, основанные на модели духовного отцовства, были особенно ценны в развитии личных связей между членами этих диссидентских или полудиссидентских кружков вокруг приходов Мужской церкви в Новой Деревне, Николаевской церкви Всеволода Шпиллера в Кузнецы (Москва), или коммуна Дмитрия Дудко в Гребнево, в 24 верстах от Москвы.

Мэн был популярным пастором христианской интеллигенции. Свою роль пастыря он сравнивал с ролью акушерки, говоря, что хотел лишь помочь человеку найти свой путь к Богу: «То, что рождается изнутри, ценнее того, что приносится извне».

Новые политические инвестиции в антирелигиозные кампании хрущевской эпохи и деструктивная политика, применявшаяся против институтов и персонала Русской Православной Церкви, заставили церковную иерархию продвигать конформизм, но вместо этого возникло инакомыслие среди низших чинов духовенства и духовенства. интеллигенция.

Некоторые горластые священники обвиняли священноначалие в трусости и соучастии и критиковали его пренебрежение реформистским духом Всероссийского церковного собора 1917–1918 гг. Солженицын в 1972 году занял аналогичную позицию в своем открытом «Великопостном послании» патриарху Пимену. Он сокрушался о разрухе религиозной жизни в России и порицал иерархию за молчание, пассивность и покорность разрушителям церкви.

В конце 1970-х и 1980-х диссидентские и неформальные движения подхватили призыв к христианскому свидетельству, например, хиппи, которые заново открыли для себя Евангелие после прочтения философских книг и прослушивания западной музыки, прежде всего рок-оперы Эндрю Ллойда Вебера, Иисус Христос Суперзвезда . Эти длинноволосые мужчины, называвшие себя Людьми Иисуса, бросали университеты, разбивали лагеря у латвийских озер и лесов или собирались в московских квартирах Александра Огородникова (1950 г. р.) и Владимира Пореша (1949–2022). Священник Дмитрий Дудко (1922–2004) некоторых из них крестил на своей кухне, а не в храме.

Планировались семинары и «хеппенинги»: например, Огородников поставил пародийный балет Ленин Суперзвезда . Они опубликовали самиздат (подпольные) журналы. Некоторые заново открыли для себя православие и считали себя интеллектуальными потомками святых и богословов девятнадцатого века; другие выступали за экуменические отношения с другими христианами, особенно с католиками. Несколько молодых людей из хиппи стали священниками. В конце 1970-х годов многие члены этих неформальных христианских групп были арестованы и приговорены к тюремному заключению или отправлены в психиатрические больницы.

Конец 1970-х — 1980-е годы ознаменовались еще большей милитаризацией, политической поляризацией и идеологическим контролем внутри коммунистического блока. Христиане присутствовали в коммунитарных, пацифистских и феминистских движениях в позднем Советском Союзе. Большинство советских хиппи поддерживали ненасильственное сопротивление, а некоторые приняли учение Льва Толстого против войны.

Толстовские группы вместе с «Народом Иисуса» и христианскими феминистками протестовали против войны в Афганистане (1979–1989). Члены этих неформальных групп идентифицировали себя и свой образ жизни с ранними христианами, смешивая образ жизни хиппи с формами христианской общины. Не всем из них удалось выдержать давление властей: Дудко после ареста в 1980, публично отказался от своих взглядов и отрицал существование преследований диссидентов.

Выбор и молчание

История замкнулась: сегодня Русская Православная Церковь больше не преследуется властями. За последние 30 лет он пережил замечательное возрождение. Поколение православных выросло в стране, где людей не наказывали за веру в Бога.

Однако нынешний союз церковной иерархии с путинским режимом вызывает вопросы о том, чему мы можем научиться из прошлого. Епископы не выступают против войны и несправедливости. Но есть духовенство и миряне, которые активно сопротивляются войне, морально развращенной власти, лжи и политическому насилию. Некоторые из них находятся в заключении или в ссылке. Они наследники мучеников и исповедников предыдущей эпохи. CH  

Ирина Паерт

[Первоначально издание Christian History опубликовало эту статью в выпуске Christian History #146 в 2023 году]

Ирина Паэрт — старший научный сотрудник Школы теологии и религиоведения Тартуского университета, автор книг «Старообрядцы, религиозное инакомыслие и гендер в России 1760–1850 гг.» и «Духовные старцы».

Следующие статьи

Карты

исторические карты

редакторы

Разнообразие свидетелей

Некоторые ученые, церковные деятели, миссионеры и мученики, формирующие современное Православие в России

Дженнифер А. Бордман

Показать больше

Оптина пустынь и праведная передача Предания – Старец Исаак I

 

 

Старец Исаак I

(31 мая 1810 г.

– 22 августа 1894 г.)

День памяти 22 августа

Иван Иванович Антимонов, будущий старец Исаак, родился в очень знатной и зажиточная купеческая семья в Курске. Он вырос в строгой, благочестивой и скромной семье. Когда отец отправился в паломничество в Киев к старцу Парфению, его встретили словами; «Блаженно чрево, родившее монаха», имея в виду новое рождение Ивана.

Иван любил одиночество, избегал обычных детских игр и в юности был довольно веселым и остроумным. Для собственного молитвенного правила он совершал тысячу поклонов в день, которые скрывал от всех. После окончания школы работал с отцом.

Преследуя свое стремление к монашеству, он отправился в Оптину и в беседе со старцем Леонидом сказал ему, что со временем он будет монахом в Оптиной. Об этом же ему рассказали старец Моисей и старец Макарий. В 1847 году он решил уйти в монастырь и переселился в Оптин скит. Он находился в послушании у старца Макария и был пострижен в послушники с именем Иоанн. По мере возрастания в монашестве он становился строже к себе. Он даже отказался от безобидных шуток, к которым у него был большой талант из-за его остроумия.

В 1854 году пострижен в монашество с именем Исаак. В 1855 г. рукоположен во диакона, а в 1858 г. во священника. В 1860 г. старец Макарий, предвидя скорую кончину старца Моисея, предложил митрополиту Московскому Филарету, чтобы о. Исаак стал игуменом Оптиным. Он согласился, и так и должно было быть. о. Исаак пошел к старцу Макарию за советом, а ему сказали: «Ну почему бы и нет, почему бы и нет? Если на то воля Божья и они избирают вас, то не отказывайтесь. Только не гордись; вот и все!» Даже старец Моисей думал, что о. Исаак был очевидной заменой. В конце 1860 года старец Макарий преставился. Через два года старец Моисей скончался, и о. Исаак, любивший тишину и проводивший большую часть времени за чтением подвижнических отцов, взял на себя бремя управления монастырем и сопутствующие ему постоянные заботы и беседы. Все свои решения как игумена он руководствовался советом старца Амвросия, чтобы пресечь свою волю и желания.

Монастырь обеднел, когда старец Исаак стал его настоятелем. Старец Моисей вывел монастырь из долга в двенадцать тысяч рублей, когда начинал. С этого обескураживающего начала Божье провидение было видно в пожертвованиях его многочисленных благотворителей, благодаря которым были завершены столь необходимые ремонтные работы. В их числе было построено здание церкви, заменены полы, переписаны иконы, построены новые здания, новые часовни и новый гостевой дом. Игумен Исаак также заботился о посещении братией храма и исполнении послушаний. Вне официальных отношений он чувствовал себя равным со всей братией и не стеснялся сидеть и пить чай рядом с ними и беседовать с ними. Каждую субботу перед служением в храме он ходил на исповедь к старцу Амвросию. Он сидел в приемной со всеми другими паломниками, пока не подходила его очередь.

За четыре года до его кончины жизнь стала труднее. Его давний доверенный казначей скончался, и новый был назначен без его одобрения. В дальнейшем старец Амвросий более постоянно находился в Шамордино, что доставляло много огорчений. Затем монастырь начал приходить в упадок в финансовом отношении и задолжал около десяти тысяч рублей. Игумен Исаак сказал: «Я был игуменом двадцать девять лет, пока старец (Амвросий) был здесь и не испытал скорбей, а теперь, вероятно, по воле Божией, посетил меня, грешного, со скорбями». В том же году он перенес свой первый приступ паралича, но быстро выздоровел. С этого времени его здоровье начало ухудшаться. Пострижен в схиму старцем Анатолием. Возникли также разговоры о способности настоятеля вести дела монастыря, что вызвало еще большее огорчение. После расследования было установлено, что аббат все еще более чем способен выполнять свои обязанности.

В июне 1894 года аббат Исаак заболел дизентерией. В его келье стало слишком жарко, и поэтому его перевели на траву под тенью деревьев перед домом настоятеля. Здесь он дал свое последнее благословение и наставления всем пришедшим, как монахам, так и паломникам. 20 августа он перенес еще один инсульт, после которого не мог говорить. Через два дня он мирно скончался.

Изречения старца Исаака Оптинского

Смирение

Чтобы победить [гордость], нужно бороться и принуждать себя к смирению; это происходит не сразу, а только через какое-то время. Это то же самое, что пролить свою кровь. Просите об этом Бога, и постепенно вы освоитесь со смирением, и только после этого оно войдет в привычку.

– иподиакон Матфей Лонг

Библиография

Макарий, иеромонах Симонский
Петра, Синаксарь: Жития святых Православной Церкви , транс . Кристофер Хукуэй, том. 1 (Халкидика: Святой монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы Ормилии, 1998).

Шефер, архимандрит Георгий (пер.) Жить без лицемерия: Духовные советы святых оптинских старцев (Джорданвиль: Типография прп. Иова Почаевского, 2009).

Исаакий (Монах), «Св. Исаакий Оптинский» в Православная жизнь (сентябрь-октябрь 1990 г.): 2-23.

Архимандрит Исаак (Антимонов) – Краткая биография на http://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *