Шамордино монастырь святыни монастыря – Not Found (#404)

Содержание

Достопримечательности. Шамординский монастырь: старинный женский монастырь

Шамординский монастырь расположен неподалеку от города Козельска в Калужской области. Это старинный женский монастырь, с красивой архитектурой и интересной историей. Находится в очень живописном месте, рядом со знаменитым мужским монастырем — Оптиной пустынью в деревне Шамордино.

Монастырь Шамордино на карте

Шамординский монастырь

Официальный сайт Шамординского монастыря http://www.shamordino-m.ru. Надо отметить, что сайт информативен и актуален, здесь можно найти много информации о монастыре.

Шамординский женский монастырь полное название имеет следующее: Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь. Сначала в деревне Шамордино в 1884 году была образована женская община,  после постройки и освящения храма была создана обитель. Днем ее основания считается 1 октября 1884 года.

Первой настоятельницей монастыря была Софья — духовная дочь старца Амвросия. Отец Амвросий  является  основателем Шамординского монастыря, принимал деятельное участие в его формировании и развитии. Без него не решался ни один вопрос в монастыре.

Шамординский монастырь знаменит тем, что сюда принимались женщины любого состояния, возраста и здоровья. Обычно же в монастырь принимались здоровые, не очень старые женщины с денежным или имущественным вкладом. Поэтому на момент революции 1917 года в монастыре было уже 800 сестер.

Во время советской власти в 1923 году монастырь был закрыт, руководство монастыря отправлено в тюрьмы и лагеря, часть расстреляны.

Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря размещался госпиталь. После войны в Казанском соборе открыли сельскохозяйственный техникум.

В марте 1990 года монастырь вновь заработал. Сначала в монастыре было всего 10 сестер. На территории монастыря жили семьи, которые не имели к нему какого-либо отношения, им пришлось переехать.

Исторические личности в Шамордино

Лев Толстой

Шамординский монастырь связан с именем Льва Николаевича Толстого. Единственная и любимая родная сестра писателя Мария Николаевна постриглась в монахини в 1891 году. Ее духовником был преподобный отец Амвросий. Он сам подобрал место для ее кельи в Шамординском монастыре и нарисовал ее план.

Граф часто приезжал к сестре в Шамордино. После того, как Толстой навсегда ушел из дома, он последний раз приехал к сестре повидаться, через несколько дней он умер в дороге, на железнодорожной станции Астапово в Липецкой области.

Толстой не одобрял духовный путь сестры, сам он был отлучен от церкви в 1901 году. После его смерти монахине Марии не разрешили молиться за него. Только незадолго до ее смерти было дано благословение молиться за брата.

Булат Окуджава

После окончания литературного факультета Тбилисского института Булат Окуджава по распределению попал в Шамординскую среднюю школу, работать учителем русского языка и литературы.

Окуджава жил на территории монастыря вместе с первой женой Галиной и братом-школьником Виктором. Два годы работы здесь стали для Окуджавы испытанием: отсутствие дорог, электричества, водопровода, а также трудные отношения с директором школы. Был переведен в школу села Высокиничи, а потом в город Калугу.

Природа

Женский монастырь в Шамордино расположен в очень красивом месте: на холме, на высоком берегу реки Серёны. Виды здесь просто замечательные.

Также есть три источника, купель, разделенная на мужскую и женскую половину. Для того, чтобы подойти к родникам надо спуститься по длинной лестнице из 300 ступеней. На лестнице есть обзорная смотровая площадка.

Архитектура

Главным зданием Шамординского монастыря является Казанский собор, построенный в 1901 году на деньги московского купца-чаеторговца Сергея Васильевича Перлова. Был освящен в 1902 году калужским архиепоспом Вениамином.

Собор построили на месте деревянной домовой церкви, он способен вместить 5 тыс. человек. Архитектором этого величественного здания является Сергей Владимирович Шервуд — сын знаменитого живописца, архитектора и скульптура Владимира Иосифовича Шервуда. Именно по проекту Владимира Шервуда был построен Государственный исторический музей.

Государственный исторический музей на Красной площади

Казанский собор

15-главый Казанский собор построен из красного кирпича, выполнен в русском стиле. Поэтому имеет присущие данному стилю декоративные узоры, резные наличники, арочные окна, высокое, украшенное резьбой  крыльцо и т.д.

Женский монастырь Шамордино видео

 

dostop.ru

история, как добраться, почитаемые иконы, отзывы

На территории Российской империи, было возведено огромное количество монастырей, храмов, церквей, соборов. Каждое строение было разработано и построено известными архитекторами своего времени. Постепенно подобные строения становились памятниками культуры, а теперь представляют историческое наследие. Среди таких достояний России женский монастырь в Шамордино.

Расположение

Каждый, кто хочет посетить это место, должен знать, как добраться в женский монастырь Шамордино. Обитель располагается в Калужской области, недалеко от одноименной деревни. В исторических документах, ее название отображено как Шевардино.

Монастырь находится в четырнадцати километрах от Козельска и в двадцати от Оптиной пустыни. По отзывам паломников, со стороны трассы Р-92 видны купола комплекса.

История появления монастыря

История женского монастыря Шамордино началась с 1884 года, когда Святейшим Синодом был издан указ, по которому в селе организовалась женская община. Ее опекуном выступала вдова Ключарева.

Дальнейшая судьба общины связаны с Софьей Болотовой. Та подала прошение в калужскую консисторию епископов в 1884 году о принятии пострига и вступлении в общину. Болотова получила добро на постриг. Ритуал состоялся в начале сентября того же года. При постриге ей оставили имя София.

Первого октября трудами преподобного Амвросия был возведен первый храм в общине. После его освящения, общину реорганизовали, а монахиня София стала первой игуменьей.

Обитель была бедной, денег на содержание монахинь, которых ежегодно становилось все больше и больше, не хватало. Однако отыскались спонсоры, которые выделили средства на строительство храма Свято-Казанского. Также в селе были построены еще две новые церкви.

На протяжении нескольких следующих лет количество монахинь росло уже с большой скоростью. Сестры в монастыре занимались не только богослужением, но и делами милосердия. Так, на прилегающей к монастырю территории был открыт милосердный дом и школа для крестьян.

В 1888 году Матушка София заболела. После нескольких месяцев тяжелой болезни она была пострижена в Великую схиму, а 24 января следующего года умерла.

Время расцвета

У женского монастыря в Шамордино был период расцвета. После кончины игуменьи настоятельницей была назначена монахиня Ефросинья. В 1987 году ее причислили к лику святых.

Монашеская обитель получила статус монастыря только в 1901 году. Тогда ей было присвоено название Свято-Амвросиевской пустыни. Кстати, в тот же год монашеский постриг приняла сестра Льва Толстого.

До революции поднимался вопрос о присвоении монастырю ставропигиального статуса, но переворот помешал этому. В 1918 году в монастыре жила тысяча монахинь, а в 1923 году обитель закрыли.

Эпоха возрождения

Женский монастырь в Шамордино был заново открыт в 1991 году, указом патриарха Пимена. Игуменьей была назначена монахиня Сергия. На территории обители была сооружена церковь, посвященная иконе «Утоли мои печали». После этого здесь появились первые поселенцы, которые организовали быт.

Почитаемые иконы

По отзывам, в монастыре особо почитают две иконы: Казанскую и Спорительницу Хлебов. Первая осталась в обители от монахини Амвросии Ключарой. А икону «Спорительница хлебов» заказал старец Амвросий специально для Шамордино в 1890 году. В честь нее был построен храм.

В настоящее время эта икона находится в Литве, куда была перемещена иеромонахом Понтием. По преданию, ему явился старец Амвросий и велел забрать икону из храма и сохранить.

Посещение монастыря

По отзывам, женский монастырь Шамордино предъявляет строгие требования к посетителям. В намоленное место приезжают тысячи паломников со всей страны. Для них организована уютная гостиница. Ухоженная территория монастыря, красивейший источник со святой водой — все это оставляет у посетителей желание еще и еще раз вернуться в этот тихий и мирный уголок.

После посещения монастыря все гости и паломники оставляют исключительно положительные отклики и о приеме, о размещении и о самой обители.

fb.ru

Шамордино. Казанская Амвросиевская женская пустынь

Она была первой на пути в пустынь Оптинскую.
И вот, в первых строках этого поста, я прямо сразу хочу от всего нашего семейства выразить большую благодарность семейству Клещенковых. За то что они, не смотря на свою детскую многочисленность, легки на подъём, за то, что с ними просто, спокойно и надёжно. Не Бог весть какое дальнее путешествие, но всё же…

В Оптиной пустыни, а следовательно и в Шамордино, мы, дожив уже до вполне ощутимых седин, не были. И вот этим замечательным постом всё как-то само собой сложилось. Государственные выходные, когда всё прогрессивное человечество празднует светлый день 8 марта, консерваторам и мракобесам вроде нас пришлись очень кстати. В первую очередь потому, что дороги банально свободны. И доехали мы очень хорошо. Единственно, уже перед монастырём навигатор загнал нас на сельскую грунтовку, которая заканчивалась на разрушенном скотном дворе. Правильная дорога была далее, в трёхстах метрах.

 

2. Фрагмент нашей компании у заправки на выезде из Москвы

А всего, на момент выезда из Москвы, компания насчитывала пятерых взрослых, двух больших детей, трёх небольших и двух очень маленьких. Вернулось впрочем тоже количество. И вот, проделав без малого триста километров, мы у стен Шамордина, а правильнее будет сказать в Казанской Амвросиевой пустыни:


3.


4. Главный храм монастыря — Казанский собор

Главный храм обители в честь Казанской иконы Божией Матери построен по благословению преп. старца Амвросия. Проект храма изготовлен в мастерской архитектора С. В. Шервуда.

Большой, 15-главый собор выполнен в «русском стиле» — с декоративными кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. На северном и южном фасаде – стилизованные крыльца с шатровыми завершениями с крестами. В 1902 году 11 / 24 октября Калужский Преосвященный Вениамин совершил его освящение. В годы лихолетья храм, как и весь монастырь, сильно пострадал: был осквернен и обезглавлен. С возрождением обители началось его восстановление. В 2005 году 31 июля / 13 августа Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери и два придела: правый – в честь свят. Николая Мирликийского и свят. Амвросия Медиоланского, левый – в честь свщмуч. Игнатия Богоносца и свщмуч. Поликарпа Смирнского.

Большая часть внутреннего убранства в настоящее время, как и прежде, выполнена в мастерских обители. Для благолепного украшения Божия храма сестры пишут иконы для иконостаса и в киоты, вышивают бисером оклады, изготавливают витражи, в чеканной мастерской делают басменные киоты, в золотошвейной — вышивают плащаницы и хоругви. [отсюда].

4. Родство с Оптиной здесь не только духовное, но и визуальное — знаменитый трубящий ангел-флюгер


5. Храм в честь преподобного Амвросия Оптинского, на заднем плане Троицкая церковь

В прошлом веке на этом месте располагался дом-келья, в котором, приезжая в обитель, жил Старец. Сюда приходил старый и малый, богатый и убогий. В этом доме батюшка Амвросий отошел ко Господу 10/23 октября 1891 года. После его смерти стараниями духовного чада С. В. Перлова над этим домом был построен кирпичный футляр. После закрытия монастыря дом-келья был вывезен в деревню Шамордино, а в каменном футляре находился гараж. С возобновлением монашеской жизни здесь был устроен храм, и освящен 15/28 июля 1996 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в честь преподобного Амвросия Оптинского. В этом храме ежедневно совершаются богослужения.


6.Ещё одна «монахиня», в белой, правда, ризе.

В монастыре чрезвычайно много кошек и котов. Стало быть есть и котята. И любой желающий может получить благовоспитанное православное животное в дар, вот соответствующее объявление:


7. Дом С. В. Перлова (1836-1910), московского купца, в котором он останавливался с семьей, приезжая в монастырь

Сергей Васильевич и его супруга Анна Яковлевна были духовными чадами преп. Амвросия и благотворителями обители. На их средства построены практически все фундаментальные монастырские постройки, устроены мастерские: иконописная, чеканная, золочения по металлу и дереву, золотошвейная, переплетная, ковровая, швейная, также типография и фотомастерская. Сергей Васильевич похоронен по его завещанию в обители, рядом с настоятельницами. Анна Яковлевна после его смерти жила в Москве, часто приезжая в Шамордино с детьми и внуками. Перед смертью (1919 г.) приняла постриг с именем Амвросия. В настоящее время дом Перловых восстановлен и используется для монастырских нужд.

8.


9. Главы Казанского собора


10. Главная «улица» монастыря

11. 

12. Троицкий храм

Церковь во имя Пресвятой Троицы с пределом в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Это первый храм обители, первоначально освященный в день ее открытия, 1/14 октября 1884 года, в честь Казанской иконы Божией Матери. Здесь перед Ее чудотворным образом возносил свои молитвы смиренный старец Амвросий. До 1889 года находился на месте ныне существующего Казанского собора. Во время закладки фундамента этого собора, по благословению преподобного Амвросия, старый храм перенесли на монастырское кладбище, и 5 июля 1890 года освятили во имя Пресвятой Троицы. В нем был одноярусный деревянный иконостас, отделанный белым с позолотой. 15/28 октября 1891 года здесь отпевали в Бозе почившего старца Амвросия. В правой части храма, по прошению настоятельницы монахини Евфросинии, 24 января 1892 года был освящен придел «в честь Божией Матери Живоноснаго Ея Источника» с деревянным резным двухъярусным иконостасом. В течение восемнадцати лет этот храм оставался единственным в обители.

После закрытия монастыря храм был разрушен. Уповая на помощь Божию, этот исторически значимый для обители храм всегда надеялись воссоздать. 28 июля 2006 года отслужили молебен и приступили к его восстановлению. К осени 2008 года он был возведен под купол, и 17 октября установили на него кресты. Но еще предстоит много отделочных работ. Внутреннее убранство этой церкви, как и других монастырских храмов, предполагается создавать в своих мастерских [отсюда].


13.


14.


15. Продолжение «кошачьей» темы. Вторая часть прайда по ту сторону крыльца


16. Старые постройки пустыни. Из этой валил такой ароматный дымок…


17.


18. Интерьер Казанского собора

Снимок (каюсь!) сделан вопреки указу не фотографировать внутри храмов. Реакция последовала незамедлительная, но корректная. А вообще жаль что так. Мне теперь всё больше кажется что часто (люди) внутри храма интереснее того что снаружи. Такая же ситуация и в Оптиной, но там я пробова, хотя, по опыту мужские монастыри обычно либеральнее в этом плане женских. Но что делать, как говорится, в чужой монастырь со своим уставом… 


19.


20.


21. Дом С.В. Перлова


22.


23. Монастырское кладбище на котором нашли место своего упокоения несколько поколений шамординских сестер.


24.


25. Источник

У подножия живописного холма, на котором расположен монастырь, протекает река Серена, питающаяся водами многочисленных родниковых ключей. До закрытия монастыря эти источники были благоустроены и освящены, но в годы запустения они засорились, – и место заболотилось. С началом новой монашеской жизни в обители один из источников очистили, и 21 июля 1990 года освятили в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1998 году еще над одним из источников поставили часовню и освятили его в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», рядом устроили купальню. Усердием благотворителя монастыря Анатолия была построена из более 200 ступенек удобная лестница, ведущая к источнику. На ней – смотровая площадка с красивым видом на Царский луг. В 2008 году над источником в честь Казанской иконы Матери Божией также построили часовню и вновь освятили. Множество паломников, посещающих обитель, набирают святую воду и погружаются в источник [отсюда].

Прошлись и мы по этой лестнице — чувствительная надо сказать затея. Особенно с дитём на руках.


26.


27.


28.


29. Место упокоения настоятельниц обители и С.В. Перлова. 

За алтарем Казанского собора находятся могилки настоятельниц обители. До начала 20-х гг. XX века на этом месте была усыпальница, устроенная в 1910 году по проекту губернского инженера Б. А. Савицкого стараниями благотворителя монастыря Сергея Васильевича Перлова. В феврале 1911 года в этой усыпальнице была погребена схиигумения Екатерина (Самбикина, 1842-1911 гг.). В октябре того же года в неё были перенесены ранее почившие настоятельницы схимонахиня София (Болотова, 1845-1888 гг.) и схиигумения Евфросиния (Розова, 1830-1904 гг.). В 1919 году здесь же была похоронена схиигумения Валентина (Розанцева, 1864-1919 гг.), последняя перед закрытием монастыря настоятельница.

В одном из отделений усыпальницы в 1910 году похоронили Сергея Васильевича по его завещанию: «Я хочу лечь в Шамордино, чтобы мои дети не забывали его. Моя могила будет привлекать их сюда». После закрытия обители усыпальница была полностью разрушена, сохранился только фундамент [отсюда]. Коммунисты, известное дело, — добрые и порядочные люди…

30. Казанский собор


31. Незамысловатая частная торговля на площади перед Пустынью

По выходи из монастыря прикупили пожевать себе пирожков и двинули непосредственно в Оптину.

Такие дела.
24-105, 17-40.

flectar.livejournal.com

Шамордино — Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь

На территории Российской империи было организовано огромное количество различных монастырей. Как правило, культовые сооружения строились известными архитекторами своего времени.

Такие строения со временем становились памятниками культуры и в настоящее время составляют историческое наследие России.

Одним из таких исторических памятников является женский монастырь в Шамордино — Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Где находится

Обитель находится в Калужской области недалеко от деревни Шамордино (в исторических документах можно еще отыскать название Шевардино).

Вид с высоты птичьего полета

Расстояние до Козельска составляет всего 14 километров, а до известной Оптиной пустыни 20 километров. Со стороны трассы номер Р92 уже видны купола комплекса, поэтому заблудиться достаточно тяжело.

Обратите внимание: существует специальные рейсы непосредственно к главным вратам, но добраться можно и самостоятельно.

История создания

В селе Шамордино в 1884 году указом Святейшего Синода организована женская община, которую опекала вдова Ключарева.

Дальнейшая история связана с именем Софьи Михайловны Болотовой. В 1884 году она подала прошение в консисторию епископа калужского о принятии монашеского пострига и вступление в организованную общину.

Схимонахиня София (1845 — 1888)

После ходатайства со стороны ее духовника преподобного Амвросия получено благословение на монашеский постриг Софьи Михайловны, который состоялся 4 сентября 1884 г. При постриге ей было сохранено имя София.

Трудами преподобного Амвросия был построен первый храм в общине, который освятили 1 октября 1884 г. После освящения храма, по указу правящего епископа Владимира, община была реорганизована. Монахиня София стала первой игуменьей.

Состояние обители было удручающим, денег катастрофически не хватало. Однако, преподобный Амвросий смог отыскать меценатов, которые выделили средства на строительство Свято – Казанского храма, а также двух Церквей.

В течение нескольких последующих лет количество монахинь увеличилось. Сестры стали заниматься не только молитвой, но и делами милосердия, так на прилегающей территории был открыт дом милосердия и начальная школа для детей крестьян.

Матушка София серьезно заболела в 1888 г. и после нескольких месяцев болезни была пострижена в Великую схиму и 24 января скончалась.

Расцвет обители

Целый ряд святых подвизались в этой обители. После кончины игуменьи на послушание настоятельницы была назначена монахиня Ефросинья, которая была прославлена в лике святых в 1987 г.

Раньше здесь имелись богадельня, больница, приют для девочек-сирот, несколько скитов

В 1901 году монашеская община получила статус монастыря и была переименована в Свято–Амвросиевскую пустынь. В том же году монашеский постриг здесь приняла сестра известного писателя Льва Толстого.

Сооруженные храмы, а также здания признаны памятниками архитектуры. До революции поднимался вопрос относительно предоставления ставропигиального статуса монастырю, однако революция помешала этому.

В 1918 году количество монахинь превышало 1000 человек. В 1923 году состоялось окончательное закрытие.

Возрождение

Восстановление обители состоялось в 1991 году, патриарх Пимен подписал указ о воссоздании обители. Послушание игуменьи было возложено на монахиню Сергию (Щербакову).

В октябре 2015 года Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь в Шамордино посетил и совершил литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

На территории монастыря в кратчайшие сроки был сооружен деревянный храм в честь иконы «Утоли мои печали». После чего появились первые насельницы и был организован быт и устав монастыря.

Примите к сведению: на территории монастыря действуют строгие правила относительно внешнего вида посетителей.

С подробной информацией о монастыре, правилах посещения и расписании богослужений можно ознакомиться на официальном сайте http://www.shamordino-m.ru.

На сегодняшний день здесь функционируют несколько храмов, где можно заказать требы, устроена гостиница для паломников.

Вскоре восстановленный монастырь вернется на все карты России, вновь станет яркой жемчужиной Калужской области. Посетители и паломники оставляют исключительно положительные отзывы после пребывания в стенах святой обители.

Предлагаем Вашему вниманию видео-экскурсию по Шамордино — Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыне:

Фотогалерея

 

Другие статьи о святых местах

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Загрузка…

101mesto.com

как доехать и где находится, иконы и святые источники

Монастырь в Шамордино официально называется «Казанская Амвросиевская пустынь — ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви».

Монастырь действующий. Сейчас в нем проживает более ста монахинь и послушниц, в храмах проводятся все виды богослужений и требы: крещения, венчания, молебны за здравие, за упокой и так далее; работает воскресная школа.

Месторасположение монастыря


Шамордино находится на расстоянии 220 км от г. Москва, 14 км от Козельска и от Оптиной пустыни в 12 км, его географические координаты: 540 09′ 36″ с. ш. и 350 52’05″ в. д.

Шамордино на карте:

Для того чтобы доехать до Шамордино на личном транспорте из Москвы, надо ехать по трассе М3 до поворота на г. Калуга, затем по Р93, уйти с нее на Р92 и ехать, до деревни Каменка, свернуть направо, к деревне Шамордино, а далее до женского монастыря, купола видны издалека.

Доехать до Шамордино на общественном транспорте из г. Москва можно следующим образом:

  • на электричке до г. Калуга, затем от автовокзала на любом автобусе, идущем в сторону Козельска, Сосенского, Хвастовичей или Ульяново; доехать до поселка Каменка, дальше на автобусе или на такси до деревни Шамордино, а дальше 1 км пешком до монастыря;
  • от метро «Теплый стан» до Каменки на автобусе, идущем в сторону Козельска, Хвастовичей или Сосенского.

Советы для посещения обители



При посещении монастыря правильно необходимо выглядеть соответствующим образом:

Мужчины — брюки с длинными штанинами и сорочки с длинными рукавами или костюмы;

Женщины — головы покрыты, платья с длинными рукавами и юбки — ниже колена.

Во время нахождения на территории обители нельзя делать следующие вещи:

  • курить и распивать спиртное;
  • слушать музыку;
  • входить в монашеские корпуса;
  • фотографировать и проводить видеосъемки как в храмах, так и в других помещениях комплекса;
  • без надобности заговаривать с монахинями или отвлекать их от дел праздными разговорами;
  • фотографировать монахинь или просить сфотографироваться с ними.

Где можно поесть и переночевать:

  • если вы едете самостоятельно, то водой и бутербродами надо запастись заранее, так как в чайной и в трапезной при монастыре вас не покормят даже за плату, а если вы планируете пробыть в святой обители более одного дня, то после посещения женского монастыря в Шамордино, надо будет поехать в Оптину пустынь, где можно поесть в монастырской паломнической трапезной и остановиться на ночлег за установленную плату;
  • если вы едете организованной паломнической группой по предварительной заявке, то питание и ночлег вы получите в женском монастыре.

Немного истории существования

В самом начале своего существования монастырь в селе Шамордино был определен Святейшим Синодом, как «Казанская женская община». Этот было в 1884 году. Располагалась община в имении Ключаревой, умершей вдовы надворного советника. Она была благочестивой и добродетельной: покровительствовала нескольким сиротам и престарелым бедным вдовам. Она приняла постриг и пожертвовала все свое состояние на создание женской монашеской общины.

Настоятельницей строящейся общины была назначена София Михайловна Болотова по рекомендации своего духовника преподобного Амвросия Оптинского.

Схимонахиня София

Преподобный Амвросий Оптинский

Монастырь в Шамордино создавался с начала 1884-го года. В общей сложности на создание всего монастырского комплекса ушло 7 лет: с 1884 г. по 1901 г. Финансирование строительства монастыря осуществлялось московским купцом Сергеем Васильевичем Перловым, а затем его женой Анной Яковлевной Перловой, которые были благотворителями монастыря. Помимо основных храмов монастырского комплекса, ими были построены и оборудованы типография и мастерские.

Супруги любили эту местность, эту обитель. Здесь же они построили для себя дом и приезжали сюда из Москвы. По завещанию купца, его похоронили при обители. А его жена, овдовев, подолгу жила в своем монастырском доме с детьми и внуками. Позже она приняла постриг и получила имя Амвросия.

Сергей Васильевич Перлов

Анна Яковлевна Перлова

В 1916 году под наставничеством игуменьи Валентины в монастыре проживало почти 700 монахинь и послушниц. Но уже в 1917 году после революции монастырь закрыли, купола разрушили, колокола и кресты отправили на переплавку, всю монастырскую ценную утварь разграбили, земельные угодья национализировали. Монастырь стал называться сельскохозяйственной артелью, а монахини и послушницы, которым еще было позволено жить в обители, вплоть до 1923 года, назывались членами этой сельскохозяйственной артели. В 1923 году артель распустили, а многих монахинь постигла печальная участь.

За все прошедшие смутные для православия годы — революции, Гражданской войны, советской власти, включая Великую Отечественную войну — монастырь методично разрушался, а помещения осквернялись: в них организовывались то склады, то гаражи, то еще что-то, не подобающее святому месту. Так продолжалось до 1990-х годов, когда потихоньку начали возрождать комплекс монастыря.

Монастырский комплекс

В состав комплекса входят:

  • Церковь Пресвятой Троицы;
  • Казанский собор;
  • Храм преподобного Амвросия Оптинского;
  • Церковь «Утоли моя печали»;
  • Больница;
  • Трапезная;
  • Водонапорная башня;
  • Дом Перлова.

Все постройки монастыря были выполнены в едином архитектурном стиле — «неорусской» стилистической ориентации русского стиля — из красного кирпича с богатой декоративной отделкой древнерусской архитектуры.

Архитектором монастыря в Шамордино был Сергей Владимирович Шервуд, автор многих подмосковных храмов, а также частных особняков в центре Москвы, сын идеолога русского стиля в архитектуре, Владимира Иосифовича Шервуда.

Церковь Пресвятой Троицы

Церковь Пресвятой Троицы — первый храм монастырского комплекса. Изначально, храм был построен на месте, где сейчас расположен Казанский собор комплекса.

Храм Пресвятой Троицы освящался трижды:

  • 1 (14) октября 1884 года храм был освящен в первый раз во имя иконы «Живоносный источник», установленной в приделе храма;
  • в 1889 году, по благословению преподобного Амвросия, храм был перенесен на монастырское кладбище, а 5 июля 1890 года церковь освятили во имя Пресвятой Троицы (на его старом месте началось грандиозное строительство нового храма — Казанского собора), 15 (28) октября 1891 года в этой церкви отпевали умершего старца Амвросия;
  • 24 января 1892 года храм в третий раз был освящен уже во имя «Божией Матери Живоноснаго Ея Источника», а икона была установлена в приделе правой части храма,

28 июля 2006 года был отслужен молебен к началу восстановительных работ. Основные работы были завершены к осени 2008 года, над храмом возвели купол и установили кресты.

На старом кладбище, что за стенами храма, до сих пор покоятся останки многих монастырских монахинь и послушниц прежних лет.

Казанский собор: описание

Начало его строительства было благословлено преподобным старцем Амвросием. Но увидеть храм ему не удалось, через два года преподобный старец скончался, а строительство храма продолжалось еще восемь лет. Собор занимает большую площадь и имеет пятнадцать позолоченных куполов в православном луковичном стиле.

Этапы «жизни » собора:

  • в 1902 году 11 (24) октября храм был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери;
  • в 1923 году храм, как и вся обитель, был закрыт на долгие годы;
  • в конце 1990 года начались восстановительные работы храма;
  • в 2005 году 31 июля (13 августа) были освящены главный престол, правый и левый приделы;
  • в августе 2014 года были освящены правый и левый верхние приделы храма.

Написание икон, изготовление витражей, чеканки, пошив и вышивание плащаниц и хоругви, выполнялись в восстановленных мастерских обители, в которых трудились монахини.

Храм преподобного Амвросия Оптинского

Изначально жилищем старца Амвросия был домик-келья, в котором он и жил и принимал паломников, приходивших к нему за духовными советами. В этом же домике старец Амвросий умер.

По инициативе купца С. В. Перлова, чтобы сохранить домик, он был обстроен кирпичом в том же архитектурном стиле, в каком выполнены и другие постройки монастырского комплекса.

Церковь Утоли моя печали

Эта церковь примыкает к зданию богадельни, построенной для неизлечимо больных женщин. В первый раз церковь была освящена осенью 1902.

Во второй раз церковь была освящена в 1990 году после ее восстановления, а через несколько лет и здание Богадельни.

Здания больницы и трапезной

Больница была построена в 1905 году. Тут были амбулатория и больничные палаты, в которых лечились монахини, послушницы, паломники и рядом живущие жители.

Здание больницы восстановлено. На первом этаже разместились амбулатория и стационар, которые оборудованы современной медицинской техникой. Обслуживающий персонал больницы, включая врачей, медсестер и фельдшеров – это монахини с медицинским образованием и опытом работы. На втором этаже разместили мастерские: золотошвейную и пошивочную.

Трапезная была построена в 1893 году и оснащена новейшей для того времени хозяйственной техникой, а также столовой и чайной посудой высокого качества.

Здание Трапезной было восстановлено и освящено в 1997 году. В трапезной питаются монахини, послушницы и паломники.

Здесь же размещены различные цеха по переработке сельхозпродукции, получаемой с земельных угодий монастыря.

Водонапорная башня и дом С. В. Перлова

Башня расположена за зданием трапезной. Она была построена в 1906 году и обеспечивала водой весь монастырь. Эти же функции она выполняет и сейчас.

Купец С. В. Перлов любил обитель и вложил в ее строительство много финансовых средств.

Его дом восстановлен и снаружи выглядит так же, как при жизни семьи Перловых.

Чудотворные иконы и святые источники

Иконы и источники в Шамордино являются неотъемлемой частью достопримечательностей монастыря. Чудотворные иконы установлены в Казанском соборе. К сожалению, оригиналы этих икон утеряны, но об истории их появления в монастыре и чудотворной силе помнят до сих пор.

Икона Спорительница хлебов

Икона была написана по видению преподобного старца Амвросия монастырским иконописцем Даниилом. В миру — Дмитрий Михайлович Болотов, известный русский живописец, который в 1866 году принял постриг в Оптиной пустыни и прожил там до конца своей жизни (умер он в 1907 году). Он много работал и над росписью внутренних помещений разных построек монастыря, в частности, трапезной.

Преподобный Амвросий установил день празднования «Спорительницы» — 15 (28) октября, а через год он умер и в этот день был похоронен.

До сих пор, в этот день православные верующие отмечают праздник: совершаются праздничные молебны во славу образа Богородицы, сидящей на облаках с распростертыми руками над полями и урожаем.

По свидетельствам очевидцев, записанных в хронике монастыря, иконе приписывалась сила защищать поля от вредителей, давать богатые урожаи и оберегать людей от природных стихий.

После закрытия монастыря оригинал иконы исчез. Позже он был обнаружен в литовской деревне Михново под Вильнюсом, но до настоящего времени икону не вернули.

Икона Казанская Божья Матерь

Эта икона имеет удивительные свойства, о которых имеются записи в хронике монастыря: от святого образа исходил яркий свет, а лампадное масло, взятое от нее, излечивало недуги. Оригинал иконы был выкраден в 1960-х годах и с тех пор о ней ничего не известно.

Теперешняя икона написана монахом Арсением, настоятелем скита на горе-Афон. Осенью 1999 года она была передана в дар монастырю.

Святые источники

В окрестностях Шамордино всегда били большие и малые родники с чистой питьевой водой. Несколько родников было и на территории женского монастыря, которые обладали целебными свойствами; монахини заботились о чистоте родников. После упразднения монастыря родники засорились, заболотились, некоторые высохли.

В настоящее время действуют два источника: «Живоносный источник», недалеко от Троицкой церкви, и «Казанский источник», недалеко от Казанского собора.

Источники освящены, вода пригодна для питья и омовений.

«Живоносный источник»

«Казанский источник»

Шамординский монастырь

molitva.guru

Шамордино. Казанская Амвросиевская женская пустынь

Казанская Амвросиевская женская пустынь расположена близ селения Шамордино, в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. Основана в 1884 году преподобным Амвросием оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818–1881) и на ее средства. Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину с богадельней в принадлежавшем ей имении Шамордино.

Первой настоятельницей и помощницей преподобного Амвросия в устроении обители была схимонахиня София (Болотова, 1845–1888), исполнявшая все строго по его указанию. Строй обители, все ее порядки были установлены самим старцем. Ни одно строительство, ни одно дело не начиналось без его благословения. Батюшка, приезжая в Шамордино, все сам осматривал, размечал строительство храмов, келий и других построек и давал указания. Много внимания преподобный Амвросий и матушка София уделяли духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие.

Преемницами матушки Софии стали схиигумении Евфросиния (Розова, 1830–1904), Екатерина (Самбикина, 1842–1911) и Валентина (Розанцева, 1864–1919), также духовные чада старца Амвросия и его учеников преподобных Иосифа и Анатолия (Зерцалова). К началу ХХ века обитель была крупным духовным центром, где подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения. В ней, благодаря щедрому покровительству московского купца Сергея Васильевича Перлова, были возведены все сохранившиеся до наших дней постройки, начиная от величественного Казанского собора, богадельни с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», до различных мастерских и водокачки. В годы гонений на Православие Шамординскую обитель постигла общая участь всех русских монастырей. В 1923 году обитель была закрыта и разорена. Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках.

С марта 1990 года в Шамординском монастыре возобновилась монашеская жизнь. По молитвам преподобных устроителей старца Амвросия и матушки Софии вновь затеплились лампады, и началось богослужение. Монастырская жизнь постепенно стала налаживаться. В тот же год, 27 мая, был освящен храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Эта дата вошла в летопись монастыря как день возрождения обители.

В 1996 году на месте кельи, в которой в Шамордине отошел ко Господу преподобный Амвросий, был устроен первый в России храм во имя великого старца; и 28 июля освящен Святейшим Патриархом Алексием II. С этого дня в нем совершается суточный круг богослужения.

Постепенно восстанавливался и готовился к освящению Казанский собор — главный храм обители. В 2005 году, 13 августа, в нем Святейшим Патриархом Алексием II был освящен центральный престол и два нижних придела. Это явилось знаменательным событием в истории Шамординского монастыря.

В настоящее время в обители совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Сейчас в обители подвизается около 130 сестер. Вновь открыта монастырская богадельня и больница. Для детей из окрестных селений организована воскресная школа. На территории монастыря находятся три святых источника: в честь икон Божией Матери «Казанская» и «Живоносный источник» и преподобного Амвросия Оптинского.

27 мая 2010 года обитель молитвенно отметила 20-летие возрождения монашеской жизни. Накануне ее впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в Казанском соборе торжественное богослужение. Это событие стало незабываемым праздником для насельниц монастыря, его благотворителей и гостей.

Под благодатным покровом Божией Матери и ее основателей преподобного старца Амвросия и матушки Софии в возрожденной Шамординской обители продолжают возноситься благодарные молитвы.

 

Перейти на официальный сайт Шамординского монастыря

www.optina.ru

Шамордино Женский Монастырь Как Доехать

Шамордино. Казанская Амвросиевская женская пустынь

Казанская Амвросиевская женская пустынь расположена близ селения Шамордино, в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. Основана в 1884 году преподобным Амвросием оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818–1881) и на ее средства. Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину с богадельней в принадлежавшем ей имении Шамордино.

Первой настоятельницей и помощницей преподобного Амвросия в устроении обители была схимонахиня София (Болотова, 1845–1888), исполнявшая все строго по его указанию. Строй обители, все ее порядки были установлены самим старцем. Ни одно строительство, ни одно дело не начиналось без его благословения. Батюшка, приезжая в Шамордино, все сам осматривал, размечал строительство храмов, келий и других построек и давал указания. Много внимания преподобный Амвросий и матушка София уделяли духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие.

Преемницами матушки Софии стали схиигумении Евфросиния (Розова, 1830–1904), Екатерина (Самбикина, 1842–1911) и Валентина (Розанцева, 1864–1919), также духовные чада старца Амвросия и его учеников преподобных Иосифа и Анатолия (Зерцалова). К началу ХХ века обитель была крупным духовным центром, где подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения. В ней, благодаря щедрому покровительству московского купца Сергея Васильевича Перлова, были возведены все сохранившиеся до наших дней постройки, начиная от величественного Казанского собора, богадельни с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», до различных мастерских и водокачки. В годы гонений на Православие Шамординскую обитель постигла общая участь всех русских монастырей. В 1923 году обитель была закрыта и разорена. Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках.

С марта 1990 года в Шамординском монастыре возобновилась монашеская жизнь. По молитвам преподобных устроителей старца Амвросия и матушки Софии вновь затеплились лампады, и началось богослужение. Монастырская жизнь постепенно стала налаживаться.

Казанская Амвросиевская женская пустынь (Шамординский монастырь)

В тот же год, 27 мая, был освящен храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Эта дата вошла в летопись монастыря как день возрождения обители.

В 1996 году на месте кельи, в которой в Шамордине отошел ко Господу преподобный Амвросий, был устроен первый в России храм во имя великого старца; и 28 июля освящен Святейшим Патриархом Алексием II. С этого дня в нем совершается суточный круг богослужения.

Постепенно восстанавливался и готовился к освящению Казанский собор — главный храм обители. В 2005 году, 13 августа, в нем Святейшим Патриархом Алексием II был освящен центральный престол и два нижних придела. Это явилось знаменательным событием в истории Шамординского монастыря.

В настоящее время в обители совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Сейчас в обители подвизается около 130 сестер. Вновь открыта монастырская богадельня и больница. Для детей из окрестных селений организована воскресная школа. На территории монастыря находятся три святых источника: в честь икон Божией Матери «Казанская» и «Живоносный источник» и преподобного Амвросия Оптинского.

27 мая 2010 года обитель молитвенно отметила 20-летие возрождения монашеской жизни. Накануне ее впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в Казанском соборе торжественное богослужение. Это событие стало незабываемым праздником для насельниц монастыря, его благотворителей и гостей.

Под благодатным покровом Божией Матери и ее основателей преподобного старца Амвросия и матушки Софии в возрожденной Шамординской обители продолжают возноситься благодарные молитвы.

Перейти на официальный сайт Шамординского монастыря

Женский монастырь Шамордино: где он на карте, как доехать

КАК ДОЕХАТЬ до ШАМОРДИНО,
и далее до Оптиной Пустыни

Пока основное: Если на авто:

Вариант первый: — Сначала, по киевскому шоссе почти до Калуги. Для тех, кто едет из Москвы до Киевского шоссе через Подольск и Старокалужскому шоссе, и вливается не киевку в Белоусово, очень рекомендуем следующую информацию!

Итак, едем по киевскому шоссе… Калугу лучше обогнуть не въезжая в город. Поэтому: Не доезжая Калуги, как ориентир, что скоро будет нужный нам съезд с Киевского шоссе: — слева увидим вот такой цветастенький производственный корпус в Детчино

Значит скоро, примерно через два км сворачивать с киеского шоссе.

Чуть дальше за возвышенностью подъедем к лесному массиву, где через шоссе перекинута эстакада с надписью на склоне «Древний город», и смотрим указатель «Калуга, Тула». Прижимаемся в правый ряд, и съезжаем с киевки направо, и въезжаем на эту эстакаду — это наш окружной объезд вокруг Калуги.

В город Калуга на этой объездной трассе нигде не сворачиваем — игнорируем все повороты вправо в город, а держимся всё время левее, смотрим указатели Тула и Козельск, и так пока не пересечем по мосту Оку. Дальше за рекой на подъёме пост ГАИ, и через километр развязка: — левее на Тулу, ну а нам НАПРАВО от неё и дальше.

Контактная информация

Через километр минуем магазин МЕТРО (остается справа) и доезжаем до кругового движения.

Вот так круг этот выглядит:

На этом круге делаем 3/4 круга и уходим на Суворов-Козельск.

Несколько километров серпантина типа «лес- подьем-спуск-деревня-лес-подьем», проходим деревню Корекозево и направо на указатель «Перемышль, Козельск, Москва» на мост, снова через Оку.

За мостом на круговом со стеллой «Перемышль» делаем полукруг ( Указатель Воротынск-Москва игнорируем!! )

и на Козельск наконец окончательно. Движемся километров пятнадцать поглядывая названия поселков. Внимание: — Каменка!

Здесь повнимательнее (после магазина справа) смотрим большой указатель на повороте «ШАМОРДИНО» монастырь . Это первая наша цель — сворачиваем здесь направо и вперед немного. Упрёмся в стоянку у главного входа в женский монастырь Шамордино. Пожалуй, это наиболее интересная цель для осмотра, да и первая на пути.

Дальше всё проще, всё уже рядом, но мы позднее расскажем и об остальных достопримечательностях.

Вариант второй (но не лучший вариант — дорога в выбоинах):

-По киевскому шоссе километров двести прямо. Минуем поворот на Калугу, но никуда не сворачиваем. Через пару километров переезжаем р. Угра, и миновав эстакаду-развязку, через несколько километров начинаем ждать следующую эстакаду-развязку, дающую нам возможность повернуть с киевского шоссе направо, к Перемышлю. Как ориентир, что это наша эстакада — чуть дальше за ней справа, торчит вышка сотовой связи.

Подныриваем под эстакаду и поднимаемся на неё. Теперь — вперед, на Перемышль! Километров тридцать равнин и холмов, и упираемся в круговое движение (со стеллой «Перемышль») делаем четверть круга и на Козельск наконец окончательно. Движемся километров пятнадцать поглядывая названия поселков. Внимание: — Каменка! Здесь повнимательнее (после магазина справа) смотрим большой указатель на повороте «ШАМОРДИНО».

Это первая наша цель — сворачиваем здесь направо и вперед немного. Упрёмся в стоянку у главного входа в женский монастырь Шамордино. Пожалуй, это наиболее интересная цель для осмотра, да и первая на пути. Дальше всё проще ( как уже говорили) , всё уже рядом, но мы позднее расскажем и об остальных достопримечательностях.

Если на автобусе:

Расписание автобусов предоставлено например вот здесь

Казанская Амвросиевская женская пустынь Шамордино расположена в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском.

Основана в 1884 году преподобным Амвросием оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818-1881) и на ее средства.

Казанская Амвросиевская пустынь (Шамординский монастырь)

Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину с богадельней в принадлежавшем ей имении Шамордино.

В годы гонений на Православие Шамординскую обитель постигла общая участь всех русских монастырей. В 1923 году обитель была закрыта и разорена. Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках.

С марта 1990 года в Шамординском монастыре возобновилась монашеская жизнь. По молитвам преподобных устроителей старца Амвросия и матушки Софии вновь затеплились лампады, и началось богослужение. Монастырская жизнь постепенно стала налаживаться. В тот же год, 27 мая, был освящен храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Эта дата вошла в летопись монастыря как день возрождения обители.

В настоящее время в обители совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Под водительством настоятельницы матушки игумении Никоны (Перетягиной) были вновь открыты монастырская богадельня и больница, для детей из окрестных селений организована воскресная школа. Обитель имеет собственное подсобное хозяйство: молочную ферму, огороды, поля, пасеку, полностью обеспечивает себя продуктами сельского хозяйства. Насельницы монастыря находятся на полном обеспечении, получая от обители все необходимое. Сейчас в Шамордино подвизается более ста тридцати сестер.

27 мая 2010 года обитель молитвенно отметила 20-летие возрождения монашеской жизни. Накануне ее впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в Казанском соборе торжественное богослужение, что стало незабываемым праздником для насельниц монастыря, его благотворителей и гостей. Эту дату можно считать началом периода расцвета, когда самые тяжелые восстановительные работы были завершены, физические перегрузки первых лет во многом отошли в прошлое и основные силы сестры перенаправлены на духовный труд как основную цель монашеского звания.

Зарегистрируйтесь или Войдите, чтобы оставить комментарий

travel70.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *