Шамордино требы: Заказать требы – Шамордино — официальный сайт

Паломническая поездка в Оптину пустынь и Шамордино

Крапивники

26 марта, в субботу второй недели Великого поста, мы побывали в Оптиной пустыни и Шамордине. Выехав в ночь с пятницы на субботу, в Оптину мы приехали ранним утром — с тем чтобы иметь возможность помолиться за монастырской ранней литургией и причаститься Святых Таин.

После литургии сотрудники экскурсионной службы Оптиной пустыни провели для наших прихожан экскурсию по храмам и некрополю обители. Экскурсия благодаря морозной погоде прошла в бодром темпе, и около полудня мы были уже в Шамордине, в Казанской Амвросиевской женской пустыни, где посетили Казанский соборный храм монастыря и святые источники.

В Крапивники мы вернулись в начале шестого, и самые стойкие паломники (а таких оказалось немало, включая и о. Александра) смогли принять участие во всенощном бдении.

2016-03-26 Activity Optina-pustyn-pilgrimage Foto-gureev Web 001

2016-03-26 Activity Optina-pustyn-pilgrimage Foto-gureev Web 002

2016-03-26 Activity Optina-pustyn-pilgrimage Foto-gureev Web 003

2016-03-26 Activity Optina-pustyn-pilgrimage Foto-gureev Web 004

2016-03-26 Activity Optina-pustyn-pilgrimage Foto-gureev Web 005

2016-03-26 Activity Optina-pustyn-pilgrimage Foto-gureev Web 006

2016-03-26 Activity Optina-pustyn-pilgrimage Foto-gureev Web 007

2016-03-26 Activity Optina-pustyn-pilgrimage Foto-gureev Web 008

2016-03-26 Activity Optina-pustyn-pilgrimage Foto-gureev Web 009

2016-03-26 Activity Optina-pustyn-pilgrimage Foto-gureev Web 010

2016-03-26 Activity Optina-pustyn-pilgrimage Foto-gureev Web 011

2016-03-26 Activity Optina-pustyn-pilgrimage Foto-gureev Web 012

2016-03-26 Activity Optina-pustyn-pilgrimage Foto-gureev Web 013

Фото Максима Гуреева

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 001

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 002

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 003

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 004

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 005

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 006

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 007

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 008

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 009

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 010

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 011

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 012

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 013

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 014

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 015

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 016

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 017

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 018

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 019

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 020

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 021

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 022

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 023

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 024

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 025

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 026

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 027

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 028

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 029

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 030

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 031

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 032

2016-03-26 Optina-pustyn-pilgrimage Phot-tolokonnikova Activity Web 033

Фото Ксении Толоконниковой

Категории

  • События

Предыдущая заметка

Следующая заметка

Оптина Пустынь – Шамордино – Дивеево

Человек предполагает, а Бог располагает. .. Намеченная паломническая поездка  по маршруту Оптина Пустынь – Шамордино – Дивеево трижды переносилась. Ко всему этому добавилась тревожная информация:  горят леса и не только леса, но и населённые пункты, идёт эвакуация людей, пострадавших от пожаров,  на дорогах гибнут люди.  Пожарами охвачены  Рязанская, Тульская, Калужская и Нижегородская области. Конечно, было не спокойно на душе, но это для тех, кто без Бога. А тем, кто с Господом – всё возможно! И 1 августа в день памяти преподобного Серафима Саровского паломнический автобус отправился по указанному маршруту.

Спокойно проехали мы территорию Башкирии, Татарстана и рано утром 2 августа, на Ильин день,  уже были в Рязанской области. За окнами мелькали аккуратные посёлки, деревеньки. Прочитав утреннее правило, мы помолились Архангелу Михаилу словами древней молитвы, написанной на паперти Чудова монастыря в церкви Михаила Архистратига:: «О, чудный Архангеле Михаиле!  Буди ми помощь во всем: в обидах, в скорбех, в печалех, в пустынях, на распутиях, на реках и на морях тихое пристанище! … О, Великий  Архангеле Михаиле! Помоги мне грешному рабу твоему (имя), избави мя от труса, потопа, огня, меча, напрасныя смерти, от всякаго зла, от врага льстиваго, от бури наносимыя и от лукаваго избави мя, Великий Михаиле Архангеле Господень, всегда ныне и присно и во веки веков.

Аминь.»

Через некоторое время после прочтения молитвы мы въехали в село и увидели большой старинный храм. Каково же было наше удивление: это оказался храм Архистратига Божия Михаила! Храм готовился к утренней службе, собирались прихожане. Наши паломники заказали требы, поставили свечи Архангелу Михаилу и Илье пророку, благословились у настоятеля храма и продолжили наш путь.

Дальше наше путешествие продолжалось в зоне пожаров:  дымовая завеса сопровождает нас на протяжении всего пути, обуглившиеся деревья в лесах,  сгоревшие деревни, Рязань в дыму, люди в респираторах, а поэтому и молитва усиливается, всё больше просим Господа не ввергать нас в напасти, обращаемся за помощью к Царице Небесной и ко всем святым, читаем и поём акафисты, молитвы.

Через 38 часов пути мы приехали в Свято – Введенскую Оптину Пустынь, расположенную на берегу реки Жиздра,  в окрестностях древнего города Козельска. Города, подвергавшегося беспрестанным  вражеским набегам и известного своим героическим противостоянием монголо-татарам в 1238 году, за что и сравнял его с землёй воинственный и беспощадный хан Батый.

2, 3 августа. Предположительное время возникновения монастыря – 15 век. Основан он покаявшимся разбойником Оптой. Оптина Пустынь – «живоносный источник духовной благодати, врачующий души и тела страждущих», к которому стремятся богомольцы со всего света. В 19 веке монастырь посещали Ф.М.Достоевский, Н.В.Гоголь, К.Леонтьев, В.Соловьёв, С.А.Нилус, братья Киреевские, а сейчас кроме нас, челябинцев, в монастырь приехали молдоване, киевляне, одесситы, калмыки, екатеринбуржцы.  Четырнадцать всероссийски прославленных святых составляют Собор преподобных старцев Оптинских. О том, какой отклик вызвала Оптина пустынь в душе каждого паломника, можно сказать словами иеромонаха Василия / Рослякова +1993/: «О, созвездие небосвода иноческого, о, дивная стая орлиная; многосвещное паникадило храма Богородицы; истинная гроздь винограда Христова – тако рече вам, отцы преподобнии, тако именуем и славим собор святых Оптинских».

3, 4 августа. Богослужения во Введенском соборе, где находятся святые мощи преподобных Амвросия и Нектария Оптинских,  в храме в честь Казанской иконы Божией Матери (в храме находятся святые мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония, Исаакия 1),   исповедь в храме иконы Божией Матери Владимирская (храм-усыпальница преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Иллариона, Анатолия 1, Иосифа, Варсонофия, Анатолия 11), благодарственные молебны в храме Преображения Господня, кладбищенские надгробия, наземная колокольня, ставшая последней ступенью земной жизни  убиенных иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта,  три креста, устремлённые ввысь,  над  могилами братьев – всё это суть духовной жизни монастыря.

По нашей просьбе наш земляк, отец Алексей, отслужил панихиду у надгробий.

Посетили мы источник Амвросиевского колодца у ограды  Иоанно – Предтеченского скита, погружались в источник преподобного Пафнутия Боровского, потрудились на монастырских полях по прополке моркови, исполнились духовной радости и, расставаясь с Оптиной, вновь хочется сказать словами иеромонаха Василия /Рослякова/: «Радуйся, земля Оптинская… Ангелами место возлюбленное… Велия слава твоя! Красуйся благословенная, и ликуй, яко Господь с тобою!».

4, 5  августа. Казанская Амвросинская ставропигиальная женская пустынь в Шамордино основана в 1884 году по благословению преподобного Амвросия Оптинского, чадолюбивого отца, который был «душой» монастыря и собирал сюда всех немощных, обездоленных, слепых, хромых, сирот и вдов, не имеющих возможности поступить ни в какую другую обитель.  Всё здесь начиналось и делалось по его благословению.  Всё это продолжила первая настоятельница  монастыря схимонахиня София, духовное чадо отца Амвросия, ныне похороненная на территории монастыря.

Необыкновенное гостеприимство и забота о паломниках, проявленные к нам, вкусная еда на трапезах,  скромные, но уютные жилищные условия — это традиция данной обители.

Отрадно было в жаркую погоду погрузиться в холодные воды Амвросиевского источника, спустившись на 227 ступенек, попить воды и, поднявшись на площадку, примерно наполовину ступенек,  охватить взором простирающуюся далеко к горизонту луговую долину, где по преданию было явление преподобному Амвросию иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

Незабываемыми остались в памяти ночные молитвенные бдения монастыря: в 3.00 ночи, в полумраке только при свечах и лампадах. И всё в это время было Божественным:  возгласы священника, лёгкое, проникновенное молитвенное  пение монахинь, само их присутствие, величественная красота  Божественной литургии!

Потрудились наши паломники и на монастырских послушаниях: паломницы  солили огурцы, резали яблоки для компотов, соков, сухофруктов, а паломники  трудились на огородах и в яблоневом саду. Зато нам в дорогу благословили хлеб, гречневую кашу и макароны!

Недалеко, в 5 километрах от Шамордино, мы посетили скит мужского монастыря в честь Спаса Нерукотворного. Недавно восстановленный, он поразил нас своим величием, необыкновенно красивыми окрестностями. Здесь нам поведали о мудрости и прозорливости столетней старицы схиигуменьи  Сепфоры, проживавшей в этом скиту менее двух лет пред своей кончиной. В её келли страждущих паломниц слегка побили  по больным местам лёгким посошком матушки, помазали масличком, что помогло избавиться от недугов. А недалеко в лесу – источник в честь иконы Божией Матери «Животворящий источник», конечно же, мы купались и пили водичку!

5 августа под утро мы уже были в Муроме, в одном из древнейших городов Руси, упоминаемом в «Повести временных лет» вместе с Ростовом Великим и Новгородом Великим. Крестителем муромского  края был благоверный князь Константин (Ярослав), который определил христианское бытие города в православной вере и явился небесным ходатаем о создании монастыря.  В 1547 году князь Константин и чада его Михаил и Феодор, убиенные язычниками,  были причислены к лику святых на Московском  Соборе Русской Православной Церкви, созванном митрополитом Макарием, а  в 1556 году возник  и  Свято – Благовещенский  мужской монастырь, из которого 900 лет назад воссиял Свет христов над языческой Муромской землёй.  Недолгое время Муромским княжеством правил святой благоверный князь Глеб, сын Крестителя Киевской Руси святого равноапостольного князя Владимира, убиенный в 1015 году. Он и основал на муромской земле Спасо-Борисоглебский монастырь.

Муромский Свято–Троицкий женский епархиальный монастырь – здесь мы приложились к святым мощам преподобных князя Петра и княгини Февронии Муромских чудотворцев, отдохнули во внутреннем дворике монастыря, полюбовались красивым современным дизайном цветников в сочетании с древними стенами монастыря, попили водички из святого источника благоверных князя и княгини. Величественные древние храмы были покрыты лёгкой, но заметной дымовой завесой и,  как-бы  восставали из глубины веков.

5, 6 августа. И, наконец, мы приехали в Свято–Троицкий Серафимо–Дивеевский женский монастырь. Сначала поехали на святой Серафимовский источник, окунулись, полюбовались окружающей нас красотой. Затем устроились в паломнической гостинице «Северная». Сестры, принимавшие нас, сказали: «Вы у нас как королевишны будете жить. Батюшка Серафим вас так ждал! Вас 21 и мест женских тоже 21» (и это в 600 местных гостиницах!). А потом и мужчин также устроили. Их 8 и мест ровно 8!

А дальше вновь Богослужение. На Всенощном бдении —  помазание и прикладывание к мощам преподобного Серафима, а после вечерней трапезы – Святая Канавка, особая дивеевская святыня. Как говорил батюшка Серафим, Канавка эта – стопочки Божией Матери. Тут её обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Эта Канавка до небес высока! И как Антихрист придёт, везде пройдёт, а Канавки этой не перескочит! О благодати, дарованной этому месту, Батюшка говорил: «Кто Канавку  с молитвой пройдёт,  да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев»,  заповедуя тем читать молитву: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие , Господь с Тобою; благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». После каждого десятка богородичных молитв по традиции читают молитвы «Отче наш… и «Милосердия двери…» и поминают о здравии и упокоении сродников и близких.

После Канавки посетили мы и святые источники в честь иконы Божией Матери Казанская и святого великомученика и целителя Пантелеимона. Утром, помолившись на ранней Божественной литургии и причастившись Святых Христовых Тайн, исполненные духовной радости мы отправились в обратный путь.  Господи, слава Тебе! Пресвятая Богородице, спаси нас! Слава Богу за всё!


<< Предыдущая
Русская Вера.

Еще статьи…
  • 12.03.22  Поездка в Чудиново к блаженной Дунюшке запомнилась радостью и чудесами
  • 05.04.16  Моя поездка в Москву
  • 11.11.14  На Святой Земле – такая Благодать!
  • 25.01.14  Мы насытились духовной пищей
  • 08. 01.14  Поездка на Ганину яму
  • 15.09.12  История одной поездки
  • 27.10.11  Пояс Божьей Матери: величайшая святыня дарует людям радость
  • 11.09.11  Главное – прикоснуться к святыням.
  • 17.07.11  Царский крестный ход 16–17 июля.
  • 07.07.11  Путь ко спасению.
  • 24.06.11  Паломническая поездка к иконе Божией Матери, именуемой Табынская.
  • 02.05.11  Паломническая поездка в Свято-Успенский монастырь.
  • 08.11.10  О поездке в православную Тюмень.

Шамординские монахини: Соловецкие пленницы

Шамординские монахини
Напечатано в № 22

На трудящегося —
Бог милует; но тот, кто любит
, обретает утешение.

Старец Амвросий Оптинский

Летом 1929 года на Соловки приехало около тридцати монахинь. Вероятно, большинство из них были выходцами из Шамординского монастыря, находившегося недалеко от знаменитой Оптиной пустыни.

Монахини не размещались в общих женских покоях, а содержались отдельно. Когда их стали проверять по списку и допрашивать, они отказались сообщить так называемые основные сведения о себе, т. е. ответить на вопросы о своих фамилиях, годе и месте рождения, образовании и т. д.

После криков, угроз и побоев их поместили в одиночные камеры, истязали голодом, жаждой, лишением сна; то есть к ним применялись все обычные средства давления. Но монахини оставались непреклонны и даже имели смелость, что в концлагерях было очень редко, отказываться от любых принудительных работ.

Через несколько дней я вместе с проф. доктором Жижиленко (который был направлен на Соловки за то, что, будучи главным врачом Таганской тюрьмы в Москве, тайно принял монашество и стал епископом с именем Максим) были вызваны к начальнику санитарной части. Нам конфиденциально было приказано произвести медицинское освидетельствование монахинь с намеком на желательность признания их нетрудоспособными, чтобы иметь официальное уклонение на освобождение их от принудительного физического труда.

Впервые в истории Соловков администрация оказалась в столь сложной ситуации. Обычно в таких случаях действовали очень сурово и жестоко. После серьезного избиения отказавшихся от работы их отправляли на карцер-остров Анзерск, откуда еще никто не возвращался живым.

Почему этих повстанческих монахинь не отправили в Анзерск, мы не могли понять. Мы передали этот вопрос начальнику санитарной части всего лагеря. Он объяснил нам, что молчаливый, сдержанный протест монахинь нисколько не походил на протесты, с которыми привыкла иметь дело администрация. Эти последние протесты обычно сопровождались сценой, криком и хулиганством. А здесь было молчание, простота, смирение и необыкновенная кротость. «Это фанатичные мученики, ищущие страданий», — пояснил начальник санитарного отдела. «Это какие-то экстрасенсы, мазохисты, но их становится невыразимо жаль. Я не могу вынести того смирения и кротости, с которыми они несут бремя. И это не только я. Не выдержал этого и начальник лагеря Владимир Егорович. Он даже поссорился с начальником разведотдела и хочет как-то смягчить и прогладить это дело. Если вы сочтете их непригодными для физического труда, их оставят в покое».

Когда я вышел в барак, где содержались монахини, я увидел необыкновенно трезвых женщин, мирных и сдержанных, в старых, изношенных и залатанных, но чистых монашеских одеждах.

Их было около 30. Их возраст можно было бы назвать «вечными тридцатью» годами, хотя, несомненно, были и старшие, и младшие. Во всех лицах было что-то от выражения Божией Матери «Всех скорбящих Радость», и эта скорбь была так возвышенна и скромна, что совершенно невольно мне вспомнились некоторые стихи Тючева. Их кроткий вид отличался духовной красотой, которая не могла не вызывать чувство глубокого сокрушения и благоговения.

«Чтобы не расстраивать их, я лучше выйду, доктор», — сказал встретивший меня начальник задания, который должен был присутствовать как представитель медкомиссии. Я остался один с ними.

— Добрый день, матушки, — низко поклонился я им. Они молча ответили мне глубоким поклоном в пояс.

«Я врач. Меня послали осмотреть вас.

«У нас все хорошо. Вам не нужно нас осматривать, — прервали меня несколько голосов.

«Я верующий православный христианин и сижу здесь в концлагере как узник по церковным причинам».

«Слава Богу», — снова ответили мне несколько голосов.

«Ваше беспокойство мне понятно, — продолжал я, — но я не буду вас осматривать. Вы только скажите мне, на что вы должны жаловаться, и я причислю вас к разряду нетрудоспособных».

«Мы ни на что не жалуемся. Мы вполне здоровы».

«Но без определения категории вашей нетрудоспособности вас отправят на особо тяжелые работы».

«Все равно мы не будем работать, будь то труд трудный или легкий».

«Почему?» — удивленно спросил я.

«Потому что мы не хотим работать на режим Антихриста».

«Что ты говоришь?» — спросил я, расстроенный. «Ведь здесь, на Соловках, много архиереев и священников, присланных сюда на исповедь. Все работают, каждый как умеет. Вот, например, есть епископ Вятский, который работает счетоводом на канатном заводе, а в леспромхозе работает много священников. Они плетут сети. По пятницам они работают круглые сутки, днем ​​и ночью, чтобы поскорее выполнить свою норму и таким образом освободить себе время для молитвы вечером в субботу и утром в воскресенье».

«Но мы не собираемся работать по принуждению на режим Антихриста».

«Ну тогда без осмотра я поставлю вам какой-то диагноз и дам заключение, что вы не способны к тяжелому физическому труду».

«Нет, этого делать не нужно. Простите нас, но мы будем вынуждены сказать, что это неправда. Мы в порядке. Мы можем работать, но мы не хотим работать на режим антихриста и не будем работать, даже если нас за это убьют».

— Тебя не убьют, но замучают до смерти, — сказал я тихим шепотом, рискуя быть услышанным; Я сказал это с болью в сердце.

— Бог поможет и муки перетерпеть, — так же тихо сказала одна из монахинь. На глаза навернулись слезы.

Я молча поклонился им. Я хотел поклониться до земли и поцеловать их ноги.

Через неделю в кабинет врача зашла комендант санчасти и, между прочим, сообщила нам: «Намучились мы все с этими монахинями, а теперь они согласились работать. Они шьют и латают одежду для центральной палаты. Только они поставили условия, чтобы они были все вместе и им было позволено тихонько петь какие-то песни во время работы. Начальник лагеря разрешил. Вот они и поют и работают».

Монахини были изолированы до такой степени, что даже мы, врачи санитарной части, пользующиеся сравнительной свободой передвижения, имевшие много связей и друзей, долгое время не могли получать о них никаких известий. . И только через месяц мы узнали, как развивался последний акт их трагедии.

Из одного из пришедших на Соловки конвоев привезли священника, который оказался духовником некоторых монахинь. И хотя контакт между ними казался в лагерных условиях совершенно невозможным, монахини каким-то образом ухитрились спросить дорогу у своего наставника.

Суть их вопросов сводилась к следующему: «Мы приехали в лагерь за страданиями и здесь у нас все хорошо. Мы вместе; мы поем молитвы; работа нам нравится; правильно ли мы поступили, что согласились работать в условиях режима Антихриста? Не должны ли мы отказаться даже от этой работы?»

Духовник ответил безоговорочным запретом на работу.

И тогда монахини отказались от любой работы. Администрация выяснила, кто в этом виноват. Священник был расстрелян. Но когда об этом сообщили монахиням, они сказали: «Теперь никто не может освободить нас от этого запрета».

Монахини вскоре разошлись и одну за другой куда-то увезли.

Несмотря на все наши попытки, больше никаких новостей о них узнать не удалось. Они бесследно исчезли.

Спустя годы из уст американской узницы, находившейся в рабско-трудовом лагере, исходит следующая дополнительная информация, проливающая свет на духовный результат аскетической стойкости таких монахинь….

 

ЧУДО МОНЯШНИЦ

Когда разговоры зашли о религии, как вскоре и произошло, я услышал о необыкновенном происшествии, о чуде, которое только что произошло в Воркуте. Бог действительно был там с нами! И то рвение, с которым мужчины рассказали мне эту историю, не оставляло сомнений в том, что железный занавес не может удержать Бога от страны или от умов и сердец ее людей.

В ноябре того же 1950 года, сразу после нашего приезда, в лагерь попали три монахини, приговоренные к каторжным работам. Многотысячные женщины-заключенные Воркуты не работали в шахтах, а выполняли другую тяжелую работу, а монахини были приписаны к заводу, производившему кирпичи для строительных работ по всей арктической части России.

Когда монахинь впервые привели на кирпичный завод, они сказали мастеру, что считают любую работу на коммунистический режим работой на Дьявола и, поскольку они были служанками Бога, а не Сатаны, они не предлагали подчиняться приказам бригадира, несмотря на любые угрозы, которые он может сделать.

Вера монахинь, лишенная религиозной одежды, стала их доспехами. Они были готовы столкнуться со всем и всем, чтобы сдержать свою клятву, и они встретили свое наказание, живое свидетельство великого мужества. Их изо дня в день сажали на штрафной паек, состоящий из черного хлеба и прогорклого супа. Но каждое утро, когда им приказывали выйти на кирпичный завод, в глиняные карьеры или на любое другое непосильное задание, они отказывались. Этот отказ означал, конечно, что им суждено пройти через еще более тяжелые испытания. Возмущенные их упрямством и опасаясь последствий для других рабов, комендант приказал надеть на них смирительные рубашки. Их руки были связаны сзади, а затем веревка, которой были связаны запястья, была пропущена вокруг лодыжек и туго стянута. Таким образом, их ноги были вытянуты за собой, а их плечи вывернуты назад и вниз в положение мучительной боли.

Монахини корчились в агонии, но не издали ни звука протеста. И когда комендант приказал облить их водой, чтобы хлопчатобумажная ткань в смирительных рубашках сжалась, он ожидал, что они закричат ​​от давления на истерзанные тела, но произошло лишь то, что они тихо застонали и впали в беспамятство. Тогда их узы были развязаны, и они ожили; со временем их снова связали, и снова на них нахлынуло блаженное облегчение беспамятства. В таком состоянии их продержали более двух часов, но надзиратели не смели продолжать пытку, так как у них перекрывалось кровообращение и женщины были при смерти. Коммунистическому режиму нужны были рабы, а не скелеты. Они не везли людей в Воркуту не для того, чтобы их убивать. Советское правительство хотело добычи угля. Конечно, рабы были расходным материалом, но только после того, как из них вытащили годы труда. Таким образом, целью коменданта было пытать этих монахинь, пока они не согласились работать.

В конце концов, однако, комендант решил, что с ним покончено. Монахини либо собирались работать, либо ему пришлось бы убить их при попытке. Он распорядился, чтобы их снова назначали для работы на открытом воздухе, а если они по-прежнему будут отказываться, отводить их на кочку под пронизывающим ветром ранней арктической зимы и оставлять стоять там неподвижно весь день, наблюдая за другими. женщины работают. Их тоже подвергли этой пытке. Когда бледный свет короткого арктического дня, наконец, рассвело, они увидели, что они стоят на коленях, и подошли охранники, ожидая, что они замерзнут, но они казались расслабленными и теплыми.

При этом комендант приказал снять с них перчатки и шапки, чтобы они подверглись воздействию всей ярости ветра. В течение всего восьмичасового рабочего дня они стояли на коленях на этой ветреной вершине холма в молитве. Под ними женщины, рубившие глину для кирпичных печей, сильно страдали от холода. Многие жаловались, что у них мерзли ноги, несмотря на то, что они были в якобы теплых ботинках. Когда вечером другие охранники пошли на холм, чтобы забрать монахинь и вернуть их в бараки, они ожидали найти их с обмороженными ушами, руками и конечностями. Но, похоже, они вообще не пострадали. На следующий день они снова стояли на коленях в течение восьми часов на ветру, не надев ни шапок, ни перчаток при температуре ниже нуля. В ту ночь они еще не получили серьезных обморожений и по-прежнему решительно отказывались работать. Но на третий день их вывели, и на этот раз отняли у них и шарфы.

К этому времени весть о происходящем разлетелась по всем лагерям Воркутинского района. Когда в конце третьего дня, дня гораздо более холодного, чем когда-либо в тот зимний сезон, монахини с непокрытыми головами были введены без малейших следов обморожения, все роптали, что действительно Бог сотворил чудо. Другой темы для разговора во всей Воркуте не было. Даже закоренелые сотрудники МВД из других соединений находили предлоги, чтобы зайти на кирпичный завод и украдкой взглянуть на три фигуры на холме. Женщины, работавшие внизу в карьерах, крестились и нервно бормотали молитвы. Даже комендант был сильно встревожен. Если он и не был религиозным человеком, то, по крайней мере, несколько суеверным, и он достаточно хорошо знал, когда видел руку Силы, которая была не от земли!

К четвертому дню охранники сами боялись неземной силы, которой, казалось, обладали эти женщины, и наотрез отказывались прикасаться к ним или иметь с ними какое-либо дело. Сам комендант боялся пойти и приказать им выйти в гору. А так их не тревожили в своих игроках, а каратели сняли с пайка. Когда четыре года спустя я уезжал из Воркуты, эти монахини все еще находились на территории кирпичного завода, и ни одна из них не проработала ни дня продуктивно для коммунистического режима. Их охраняли с трепетом и уважением. Охранникам было приказано не трогать и не беспокоить их. Они сами готовили себе еду и даже шили себе одежду. Их молитвы продолжались по-своему, и они казались умиротворенными и довольными. Хотя они были заключенными, они были духовно свободны. Ни у кого в Советском Союзе не было такой свободы вероисповедания, как у них.

Что их пример сделал для привития религиозной веры тысячам заключенных и охранников на Воркуте, мне не под силу описать. Позже, когда я, будучи раздевалкой сотрудников МВД, имел возможность поговорить с некоторыми из наиболее закоренелых русских коммунистов о религии, никто не забыл упомянуть о Чуде монахинь. (Джон Ноубл: Я нашел Бога в Советской России, Зондерван, Мичиган, 1971, стр. 112-117).

 

Оптина пустынь и праведная передача Предания – Старец Анатолий («Старец»)

 

 

Elder Anatole (Zertsalov, the “Older”)

(March 6, 1824 – January 25, 1894)

Commemorated on January 25

 

Piety and meekness охарактеризовала семью, в которой родился Алексей Моисеевич Зерцалов, будущий старец Анатоль. Алексий был сыном диакона и с юных лет желал монашества. Он вообще был слабого здоровья, страдал бессонницей и головными болями. Он окончил школу и пошел работать на государственную службу. Находясь там, у него и двух других рабочих был диагностирован туберкулез. Двое других умерли, и Алексей пообещал Богу, что, если ему станет лучше, он станет монахом. Он выздоровел, уволился с работы, получил родительское благословение и отправился в Оптину пустынь.

По прибытии он был взят под опеку старца Макария, который также благословил его обратиться за советом к старцам Амвросию и Антонию. Жизнь его в монастыре была полна скорбей. Сначала он работал на кухне, где отдыхал очень мало, при этом спал только на дровах. Как только он наконец получил камеру, его постоянно переводили из одной камеры в другую. Он привык мало спать и страдал от ужасных головных болей.

Когда старец Макарий преставился, о. Анатоль сблизился со старцем Амвросием, который увидел его духовную зрелость и потихоньку стал посылать к нему людей для наставления. Старец Амвросий часто называл его великим старцем и деятелем Иисусовой молитвы.

В 1870 г. о. Анатоль был рукоположен в священники, а позже о. Амвросий назначил его директором скита. Его келья находилась слева от входных ворот, а старца Амвросия — справа. Все, кто посещал старца Амвросия, считали своим долгом посетить и старца Анатоля. В то время, когда старец Амвросий основывал Шамординский монастырь, старец Анатолий был его правой рукой из-за болезни преподобного, которая часто приковывала его к постели. Старец Амвросий говорил монахиням: «Я редко призываю вас поговорить с вами, потому что не беспокоюсь о вас, зная, что вы с о. Анатоль. В течение двадцати одного года старец Анатоль служил в Шамординском монастыре. Старец Амвросий говорил о старце Анатолии, что ему дан особый дар утешать молодых. Шамординские монахини обращались к старцу Амвросию как к старцу и к старцу Анатолю как к отцу, который всегда заботился обо всех их нуждах. Он научил сестер порядку богослужения, Оптинскому «правилу пятисот» и принес им экземпляр устава. Он увещевал их непрестанно произносить Иисусову молитву, хранить чистоту сердца и терпеливо переносить телесные скорби, связанные с любым честным делом. Однажды, когда сестры ворошили навоз и плакали, утомленные непривычным трудом, пришла старшая, взяла вилы и стала лопатить, и как будто и не унывали они. Иногда он утешал рабочих, принося им из Оптиной мягкое мятное печенье или рогалики.

Под конец жизни старец Анатоль обладал такими же дарами духовного совета, духовной проницательности и прозорливости, как и его учителя, старец Макарий и Амвросий. Воспоминания его духовных чад богаты такими случаями.

В 1891 году, после кончины любимого старца Амвросия, здоровье старца Анатоля стало ухудшаться. В 1892 г. он ездил в Петербург и Кронштадт к врачам, а также к о. Иоанн Кронштадтский. Вместе они отслужили панихиду по кончине старца Амвросия, и он утешился беседами с о. Джон. В 1893, его ноги начали опухать, так что обувь ему не подходила, и он не мог ходить. В течение трех месяцев ему приходилось день и ночь сидеть в кресле. Осенью он смог набраться сил, чтобы совершить последний поход в Шамордино, чтобы всех благословить и утешить. В последние дни своей жизни он не переставал утешать и увещевать своих духовных чад, среди которых были миряне и монахи из других монастырей. Благословив всех и простившись с ними, он тихо скончался при чтении канона на отхождение души 25 января 189 года.4 в 4:25 утра.

Изречения старца Анатолия («Старца») Оптинского

Леность

Во время молитвы иногда возникают сновидения, леность, тоска и холодность ко всему, длящиеся несколько дней и даже неделя. Бывало, вероятно, что перед этим мы были тайно ограблены врагом по тщеславию, гордыне, осуждению других, гневу или чему-либо другому. Духовный враг насилует нашу природу, чтобы мы проводили свои дни в праздности и лености, а не готовились к вечности. Если же и побеждаем по немощи нашей, то не будем от этого унывать, но смиримся и подвизаемся с помощью Божией. Сила Божия совершается в немощи.

Терпение

Все наши искушения пройдут, только одно надо терпеть, и тогда ты получишь утешение – если не здесь, то уж точно в будущей жизни.

– Иподиакон Матфей Лонг

Библиография

Макарий, иеромонах Симоноса Петра, Синаксарь: Жития святых Православной Церкви , пер. Кристофер Хукуэй, том. 1 (Халкидика: Святой монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы Ормилии, 1998).

Шефер, архимандрит Георгий (пер.) Жить без лицемерия: Духовные советы святых старцев Оптинских (Джорданвиль: Типография прп. Иова Почаевского, 2009).

Свято-Троицкий женский монастырь (пер.), Сборник писем к монахиням Оптинского старца и настоятеля скита иеросхимонаха Анатолия (Джорданвиль: Типография прп. Иова Почаевского, 1993)

Оптинские старцы: «Наставник монахов и беседующих с ангелами» на http://www.roca.org/OA/97/97k.htm, дата обращения 17.12.2013.

«Житие иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова) Оптинского» пер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *