Шамординская обитель | СЕМЬЯ и ВЕРА
Здравствуйте, дорогие друзья!
Богата русская земля святыми местами. Многими храмами и монастырями украшено наше Отечество. Слава Богу, что сейчас мы живем в непростое, но все же мирное время. Ходим в храм, имеем возможность жить полноценной церковной жизнью и участвовать во всех таинствах. А были времена и тяжелее, когда верующие оставались сиротами. Не могли ходить в церковь, потому что она была закрыта или разрушена, разорена. Большим и редким счастьем была возможность очистить накопившиеся грехи через таинство покаяния, причаститься Святых Христовых Таинств.
Сейчас практически все храмы и монастыри, разоренные в лихие годы гонений на Церковь, возвращены верующим, восстановлены или находятся в процессе. Одной из таких Божьих обителей является Казанская Амвросиевская женская пустынь, которая была основана прп. Амвросием Оптинским. Об истории этого святого места наш сегодняшний рассказ.
Шамордино
Казанская Амвросиевская женская пустынь расположена близ селения Шамордино, в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. Обитель была основана 130 лет назад, в 1884 г., прп. Амвросием Оптинским по завещанию его духовной дочери, монахини Амвросии (Ключаревой), и на ее средства. Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину с богадельней в принадлежавшем ей имении Шамордино.
Революционное лихолетье не пощадило и Шамординскую обитель. В начале марта 1923 г. была создана специальная комиссия по ликвидации Шамординского монастыря, и 12 марта сестрам объявили о его закрытии и полной ликвидации, приказав освободить помещения в двухнедельный срок. Стали производиться обыски, аресты. Впереди шамординских сестер ждали годы преследований, скитаний, ссылок, лагерей, а некоторых и расстрелы. Многие приняли мученическую кончину. На святую шамординскую землю пришли разорение и запустение. Прошло много лет, прежде чем обитель снова стала возрождаться.
К торжественному празднованию тысячелетия Крещения Руси поруганные святые храмы и монастыри стали возвращать Русской Православной Церкви. В 1987 г. в числе первых была возвращена Оптина пустынь. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 г. были причислены к лику святых девять подвижников благочестия, среди которых – прп. Амвросий Оптинский. По благословению Святейшего Патриарха Пимена в Соборе Тульских святых как местночтимая была прославлена схимонахиня София (Болотова) – первоначальница Шамординской обители.
Весной 1990 г. наместник Оптиной пустыни обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену с ходатайством об открытии Шамординской обители. 3 мая 1990 г. был подписан патриарший указ о возобновлении Шамординского монастыря, а 15 мая обитель официально передали Русской Православной Церкви.
Оптинская материнская молитва о детях
Экскурсионный тур «О, красота моя Оптинская!: Оптина Пустынь
Экскурсионный тур «О, красота моя Оптинская!: Оптина Пустынь — Шамордино» на 18 часовТел. +7-930-165-43-44
8 (4822) 75-43-44
г. Тверь, ул. Трехсвятская, д. 10, офис 201, 210
Мы работаем:
В будни с 10:00 до 19:00
По выходным с 10:00 до 17:00
Реестровый номер туроператора 021851
«О, красота моя Оптинская! О, мир, о, тишина, о, безмятежие и непреходящая слава Духа Божия, почивающая над святыней твоего монашеского духа, установленного и утвержденного молитвенными воздыханиями твоих великих основателей! О, благословенная Оптина!» — так писал замечательный русский духовный писатель С. А. Нилус.
Мы приглашаем Вас окунутся в красоту и духовность, насладится тишиной и умиротворением этих святых мест.
Программа тура
06.00 Отъезд из Твери от ТЦ «Олимп»
12.00 Прибытие. Свободное время для питания
13.00 Экскурсия по Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни – территория монастыря, монастырский скит
15.30 Казанская Амвросиевская пустынь: территория монастыря, храмы, Святой источник
Шамординская обитель расположена в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском.
Монастырь Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь, что в Шамордине, был основан прп. Амвросием Оптинским в 1884 году. Вся внешняя и внутренняя жизнь обители была установлена старцем. Первоначальницей и верной помощницей преподобного в устроении обители была схимонахиня София (Болотова, 1845-1888). К началу ХХ века монастырь стал одним из крупных духовных и культурных центров Российской империи. Под духовным руководством Оптинских старцев Шамординская обитель процветала, в ней спасалось в иноческом подвиге более 800 насельниц. Во времена гонения на Церковь в 1923 году монастырь был закрыт и разорен.
Монашеская жизнь возобновилась в Шамордине в 1990 году. Монастырь является ставропигиальным и находится под начальственным наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси. В настоящее время в монастыре под руководством игумении Сергии (Щербаковой) подвизаются более 120 сестер.
Оптина пустынь, без преувеличения, — наиболее жаркая свеча, возжженная русскими людьми пред Богом, наиболее яркий светильник Православной Руси в ХIХ–ХХ вв.
Главной же святыней обители были ее прославленные боголюбивые старцы, сияние жизни которых продолжает освещать жизненный путь очень многих. Праведники соединяют прошлое и будущее, живых и усопших, земное и небесное. Взгляни на радугу и прославь Сотворившего ее. Прекрасна она в сиянии своем (Сир. 43, 12). Да, воистину, дивен Бог во святых Своих.
Со времени появления старчества в Оптиной пустыни (1829 г.) на нее обильно изливается благодать Святого Духа и вместе с тем «тихий свет» чистейшего пламени Святой Руси. «Саров и Оптина — вот два самых жарких костра, у которых грелась вся Россия» (Г. Федотов).
18.00 Отправление в Тверь
00.00 Прибытие в Тверь (ориентировочно)
Места сбора группы
Примечание
Турфирма «Ника» оставляет за собой право изменения порядка проведения экскурсий при сохранении общего объема либо замены экскурсионных объектов или объектов размещения на равноценные по цене и значимости. За изменения в программе, связанные с дорожными ситуациями, фирма ответственности не несет.
В стоимость тура включено
- транспортное обслуживание по маршруту
- услуги гида
- входные билеты и экскурсионное обслуживание по программе
- медицинская страховка
фото, отзывы. Nzira yei kusvika kuChamaster Monasteri?
Шамординский монастырь ийи няя чайё памусоро покути хапана звипингамупиньи звинотя баса иро ише акакомборера. Храм Ийи квэнгува якареба якава ненгува якаома, аси якакваниса кукунда матамбудзико осе.
Высокая цель
Дзимве нгува, куитира кути чимве чимве кана чимве чиитико чиитике, хапана чирево чеванху чинофанира кучинджа. Saka, pasi pemamiriro ezvinhu chaiwo, Казанская пустыня Амвросия yakaonekwa.
Ньяя езвисиква звемуфундиси ую инофанира кутанга нехупенью хвеАмвросий Оптина — мунху асина уйо мутези асингагони кушанда.
Ую муруме акабереква муна 1812, мумхури ири нёре. Akanga ari wechitanhatu wevana vasere. Paakaberekwa akapiwa zita rokuti Александр. Баба вомукомана вакафа вадуку, сака мхури якатамира куна секуру ваке амаи ваке. Акашанда семупристи. Мумамириро эзвинху акадаро, рамангвана рамангвана райве акаджаирира хупенью хвечечи. Apo mwana wacho akakura, akatumirwa kunodzidza mune imwe dzidziso yebhaibheri. Ikoko jaya rakamira rakadzikama uye rakagadzirisa наук. Asi kusati kwasunungurwa chikoro Александр chakanga chichirwara zvikuru. Anenge achifa, akapikira Mwari kuti кана akazopona, aizotora mutemo weko. Звадаро мукомана вачо хаанаво куфунга, кути инофанира кувака имве нхеси йеСамординский евакадзи.
Чирвере чачо чакасия муруме вечидики, уйе акасарудза кушанда семудзидзиси мунэ имве йемасангано эмвейа. Сака Александр akanganwa nezvechipikirwa. Аси nokukurumidza murume wacho akarwara zvakare. Уйе акаеука зваайфанира куита.
Надежда курота
Акабва атендеукира куна мумве муприста анозивиканва кути аване мазано. Akakurudzira kuenda kuOptina пустыни, iyo ichiri muKaluga. Imomo muna 1842 murume wacho akadzingwa ndokutora zita rokuti Ambrose.
Монах какаванда уйе анорвара зваканьянья, аси хаана курега кубацира ванху. Vamwe vakaenda kwaari kuti vanokomborera, vamwe kuti vabatsirwe, vamwe kune mazano. Nhasi, munhu akadaro aizodanwa kuti ane nyanzvi yezvepfungwa, asi ipapo akangoporesa mweya.
Сака акавана мурумэ анонзи Калыгин. Akange ari murume ane mutsa uye akatendeka uyo akaronga kuenda kumamonki. Upenyu hwake hwose Аида Мвари. Pane imwe nguva aive nehope dzisingazivikanwi. Pamusoro penyika yake, iyo yakanga isiri kure nerenje reOptina, mumakore kwakamira temberi yekunakisa kunoshamisa. Ипапо хаана кузива, аси мучиратидзо чеВекумусоро-соро ийе акаратидзва Шамординский монастырь.
Муридзи веймба акаудза Амвросий памусоро пейзви, уйе акаона чиратидзо чаканака мукурота кваке. Murume akwegura akamukoka kuti atengese munda wake. Калыгин акабвумирана, уйе нгува пфупи пашуре пачо акатора тулуре.
Куда квакупедзисира квакадзикадзи акапфума
Педё акагара Александр Ключарев. Мурумэ ваке айва мунху айнамата зваканянья, сака акабвунза мудзимай ваке кути авеню монахиня. Pasinei nokuti iye aida kufara uye mhemberero, akatora mhiko ndokutora zita ra Ambrose. Акагара куре неймба йемамонги. Pamwe chete naye paiva nevazukuru vaviri — Вера наРюба. Амай ваво вакафа вадуку, уйе баба ваке вакадзунгайра муньика йосе.
Муонгорори вемвея вемукадзи ую айва Амвросий. Maererano nemazano ake, mumwe mukadzi akapfuma akatenga munda weimba yeimba. Акайтаво чидо, майри ийо йайве ичиньяцоти кана мушуре мекуфа, пфума ичава эванамбуя. Кана васикана васингарарамы, сака нхарунда эвакадзи инофанира куваква мундима. Kuda kwekupedzisira kwakazadziswa, uye makore mazhinji gare gare Shamed монастырь yakauya pano.
Муна 1881, мбуя вангу вакафа. Пайва немванакомана буди, баба вевасикана. Akange asina kugutsikana nechido chaLuba naVera kuti vape upenyu hwake kuna Mwari. Nokudaro, akabvumirana naAmbrose kuti vanasikana vakatamirwa kune imwe imba. Akanga achitungamiirirwa nemwanasikana wekunamata wemamoni, saka akagadzirira nyore nyore zvose.
Судьба якаома
Апо Александр Ключарев акаита куда, хаана кунцвисиса звакаванда, аси хаана кубвунза черо мимве мибвунзо. Звисинеи, мукуру вачо акавана мамве машоко. Pamwe, aikwanisa kududzira ramangwana, saka matanho ake ose akanga akajeka.
Vera naLuba vanojairira upenyu hwemweya. Imba yekuvakira kwavari yaiva nzvimbo isina nzvimbo. Пазороро вакакурумидза куэнда кумуса ваво ве Шамордино. Икоко ваказорора кубва муупенью хвемхэремхере, вакаверенга миньенгетеро. Apo mumwe wevakapfuura-akakumbira Baba Ambrose kana vana vakanga vasingakwanisi kuita zvinhu izvi, akavapindura kuti ivo vakanga vachigadzirira dambudziko rakaoma. Гавана кушумира уйе куона Шамординский монастырь. Васикана вачо вакарвара уйе вакафа васати васвика пазера ремакоре гуми немавири.
Maererano nesungano yeKlyuchareva pasi pano yaive nekuvaka nzvimbo evakadzi. Wekutanga evagari vayo vakange vari varombo vakadzi, аво vakanga vambove крепостных. Mushure mokunge kubviswa kweuranda, vakaramba vachishanda kumusha. Nherera nechirikadzi nevana vakauyawo pano.
Мудзимай вечиремера-настоятельница
Апо васикана вачо вачири вапенью, кувака квакатанга. Монах акасарудза чиронгва чакаома, изво звакаконзера кусанцвисиса квевамве. Maererano nehurongwa, chivakwa chacho chaiva neimba huru imwe uye makamuri akawanda maduku akafanana neava pedyo. Gare gare imba yakadai inogona kutora vazhinji vevakadzi vanotambura kamwechete.
Паива нечидо чекувхара. Храм Акабацирва кукудзиридза ЯСофия Болотова, уйо аканга ари мванасикана вомудзиму вемунху. Ndiye iye akabatsira pakuita kuti nharaunda yakashandurwa kuva musha unozivikanwa wevakadzi we Samordinsky muKaluga.
Ую мукадзи акауйа кубва кумхури якаишвонака йеимба яканака. Mhuri yake yose yakanga yakaipa kwazvo uye yakaisa rutendo kupfuura zvaidiwa. София Акарура Пазера Ремакоре Макуми Матату. Аси муфаро хауна курамба квэнгува рефу. Гор ракевера гаре мурумэ вангу акафа. Мушуре мекуфа, чирикадзи якаберека музикана анонзи Надежда.
Лучший кандидат
Kwenguva refu, kunze kwekuti iye akazvimiririra akatungamirira imba uye akamutsa mwana, akawanawo nguva yekubatsira varombo nevanoshayiwa. Пандакадзидза памусоро певакуру Амвросий, ндакасарудза кумукумбира кути андикомборере нокуда квекудзивирира. Аси, паакасангана нечирикадзи, монки аказива кути мукадзи вачо асати агадзирира упенью хвакадаро. Akamuraira kuti aroore mumwe murume aigara pedyo. Болотова аказвисунунгура. Айне мурумэ ваке муцва муньика уйе рудо рукуру, акарарама квемакоре мана, ндокубва афа.
Звадаро, муна 1884, София акапинда мушуре мекувхара уе аказова мон. Yakanga iri panguva yake iyo Mechemoni yeChamordin yakabudirira, iyo mifananidzo yayo inowanikwa mukuongorora.
Basa iri rinofanira kukumbirwa mvumo kubva kuna bhishop, uyo asina chokwadi kuti mukadzi ari nyore aigona kugadzirisa chinhu chakadaro. Мукуру Амвросий акарайра кумванасикана вэйк уйе акачеречедза кути ндийе аканга ари мукана вепамусоро ую.
Imba iyi yakaita zvakawanda zvakanaka. Апо нхака якабва куна Александр Ключарев якапера, куваква уйе баса роуз ракамба ричиендерера мбери некудхура Болотова.
Кубвума квемуша
Амаи вангу вакафа муна 1888. Пангува йетунгамири хвакэ мунхарунда майва неваруме макуми мавири невакадзи. Тембери яканга якаисваво. Murume akwegura pachake akacherechedza kuti Sophia ndiye mutevedzeri wakanakisisa weimba yeShamordin moni, uye imwe haifaniri.
Pamusoro peiyo chinyorwa iye akatsiviwa nemusikana Euphrosynia. Gare gare kubvisa kwakapofumadzwa ndokuda kusiya basa iri. Аси Баба Амвросий вакамукурудзира кути арамбе ачизадзиса мабаса аке. Мурумэ аквегура акафа муна 1891. Ичи чаканга чаканьянья кукувадза квете чете квечитембери, аси йеАортодокси йосе.
Храм Ийи якакура икатанга кусвикира 1918. Ипапо хуруменде йеСоветский якатора ньика кубва мунхарунда. Kwenguva yakati chinhu chakange chiripo seguta rebasa. Аси муна 1923 тембери якавхарва. Дзимве ханзвадзи дзакатамира кумиша якапотередза. Vamwe vakatambudzwa mumajeri nemisasa.
Basa rakatangazve muna 1990. Chimiro chakanga chakasiyiwa uye chakashatiswa nenguva, asi zvakadaro hachina kukanganisa chinhu chayo chikuru — mweya wayo.
Кереке якадзорерва
Пакати пэзвакаишвонака, памусоро пегомо риномира имба йе Шамордин. Nzira yekuenda kumusha wezita rimwe chete, iri muKaluga, kwete vanhu vose vanoziva. Chinhu chacho chiri pedyo nemutaundi weKozelsk, iyo inomira mharaunda yakakodzerwa evarume veOptina Пустынь. Nharaunda yakazara kubva kune imwe yakaoma kusvika kune imwe haisi inopfuura 10 км. Куреба кубва кунэ гута гуру памусоро пе 280 км.
Mushure mokuputsika kweСоединенные Штаты, imba yevatongi yakanga yakaoma kutarisa. Zvose zvivako zvakange zvichitapudzwa. Аси, nerubatsiro rweMusiki, nharaunda yakaberekwa zvakare. Муна 2005, Казанский собор yakatsaurwa yakadzorerwa zvakare. Vatashanyi havafadzwi chete nechitarisiko chetemberi, asiwo nekunaka kwemukati. Vashanyi vakawanda vanocherechedza kuti mweya unongodedera apo iwe uchikoshesa mifananidzo yakawanda isina kunaka yakaitwa nemavhisi. Mimwe mifananidzo yakashongedzwa nemakumbo, mamwe-anoputika.
Inofadza mweya
Pasinei nemakore anopfuura zana ezvakaitika каре, монастырь inoenderera mberi ichiita basa guru-kubatsira vakadzi vanotambura. Panharaunda yaro kune chipatara umo madzitateguru akwegura anogara. Hanzvadzi rudo uye kutarisirwa zvinonzwika nezvose zvachose.
Иинево нзвимбо яро екудьира Шамординский монастырь. Kuongorora kwevashanyi pamusoro pekicheni kwakanaka. Vatendi vanocherechedza kuti vanofudza vaparidzi pano nekuda kwekusununguka uye kunonaka kwazvo. Звишандисо звицва звинокура пачаво. Ndinoda vaenzi zvikuru uye chokwadi chokuti vanamwari vanodya pamwechete nevatasviki mune imwe imba. Saka vanhuwo zvavo vanonzwa vachiswedera pedyo nehupenyu hwemweya.
Вашаньи вари кунзе ванотенгеса мапепа анозвигадзира эвокугадзира немафута акасияна-сияна немари шома. Iwe unogonawo kutenga magnet kuti uyeuke rwendo urwu rusingafadzi uye runofadza.
Купореса мвура
Пано пано мавапилгрим кубва кумативи осе энйика йеПравославный кути вабацирве. Mumwe munhu anoda kuporesa mavanga emweya, vamwe vanoda simba remuviri. Дзидзира уйе курапа йе онкологии му Шамординский монастырь. Kune zvitubu zvitsvene umo vaenzi vanogona kushambira. Mvura ine simba rakanaka, kazhinji vashanyi vanonwa iyo uye vanochera kubva pamba pamba. Vanhu vakashanyira munharaunda vanoziva kuti kwaive kutenda kwaivabatsira kuti vakunda matambudziko ehupenyu hwavo.
Ваташаньи ваноти мусати мафамба, мунофанира куфунгисиса незвекуфука. Mugwagwa unoenda kunzvimbo yacho ndeyemvura. Mhando yacho iri pasi pemunharaunda. Kune zviyero makumi mana nezviviri. Saka, zviri nani kupfeka chimwe chinhu chiri nyore uye chiri nyore. Вакома вачо вакатарисира ванху васина кунака кути вауйе кумвура. Pamasitepisi pane nzvimbo dzekutamba ne mabhenji umo unogona kuzvidzora. Mumwe nomumwe wemasisita anogadzikana uye ane mutsa. Iye achakuudza iwe unogona kuisa kenduru pane utano uye ndiani anganyengetera. Панево звиратидзо звиношамиса пано.
Kune avo vanoda kuziva zvakawanda nezvekuoma, pane webhusaiti iyo inogara ichivandudzwa.
Мушаньи мумве номумве анотаура кути Шамординский монастырь инопа симба раканака.
Почему Толстой оставил чистую поляну.
Десять дней, которые потрясли мирВ ночь на 28 октября по старому стилю 1910 года Лев Николаевич Толстой уехал из Ясной Поляны, чтобы никогда не вернуться и через несколько дней умереть на богом забытом крохотном вокзале. Что побудило писателя на столь отчаянный шаг?
Ясная Поляна
К этому времени отношения Льва Николаевича с женой уже серьезно осложнились. Известно, что Софья Андреевна, прожившая с Толстым в браке, продлившемся 48 лет, была ему хорошей женой. Она родила Толстому 13 детей, всегда исключительно нежно и внимательно выполняла свои материнские обязанности, занималась копированием и подготовкой к печати рукописей мужа, вела образцовое хозяйство. Однако к 1910 Отношения Толстого с женой обострились до крайности. У Софьи Андреевны начались истерические припадки, во время которых она просто не могла себя контролировать. Летом 1910 года в Ясную Поляну были приглашены психиатр профессор Россолимо и добрый врач Никитин, давно знавший Софью Андреевну. После двух дней исследований и наблюдений они диагностировали «дегенеративную двойную конституцию: параноидальную и истерическую, с преобладанием первой».
Конечно, серьезное расстройство не могло возникнуть на пустом месте. Причиной тому были идеи Льва Николаевича. Стремление писателя быть проще и ближе к народу, его манеру одеваться в крестьянскую одежду, его вегетарианство и прочее Софья Андреевна вынесла. Однако, когда Толстой объявил о своем намерении отказаться от авторских прав на свои сочинения, созданные после 1881 года, его жена взбунтовалась. Ведь отказ от авторских прав означал отказ от гонораров за публикации, которые были очень и очень значительными. Толстой хотел спасти мир, ведя все человечество к более правильной, честной и чистой жизни. Софья Андреевна не ставила перед собой таких больших задач, она лишь хотела дать детям должное образование и обеспечить им достойное будущее. Впервые о желании отказаться от авторских прав Толстой заявил в 189 г.5. Затем он изложил в своем дневнике свое завещание на случай смерти. Он обратился к детям с просьбой также отказаться от наследования авторских прав: «Делайте — это хорошо. Это будет хорошо и для вас; если нет, то это ваше дело. Значит, вы не готовы это сделать. Тот факт, что мои композиции были проданы за последние 10 лет, был самым тяжелым в моей жизни». Как видите, изначально Толстой просто советовал это делать детям. Однако у Софьи Андреевны были основания полагать, что со временем эта мысль может быть сформулирована именно как завещание. В этом ее укрепляло растущее влияние на мужа со стороны его друга и лидера толстовства, как общественного движения, В. Г. Черткова.
В своем дневнике Софья Андреевна пишет 10 октября 1902 года: «Я считаю и дурным, и бессмысленным отдавать произведения Льва Николаевича в общее владение. Я люблю свою семью и желаю ей самого наилучшего благополучия, а передав очерки в общественное достояние, мы вознаградим богатые издательские фирмы…».
В доме начался настоящий кошмар. Несчастная жена гениальная писательница потеряла всякий контроль над собой Она подслушивала и подглядывала, старалась ни на минуту не выпускать мужа из виду, рылась в его бумагах, пытаясь найти завещание, в котором Толстой лишает своих наследников авторских прав на свои книги Все это сопровождалось истериками, падениями на пол, демонстративными суицидальными попытками.
Последней каплей стал этот эпизод: Лев Николаевич проснулся в ночь с 27 на 28 октября 1910 года и услышал, как жена роется в его кабинете, надеясь найти «тайное завещание».
В ту же ночь, дождавшись, пока Софья Андреевна наконец уйдет домой, Толстой вышел из дома.
Побег
Вышел из дома в сопровождении своего врача Маковицкого, постоянно проживающего в имении. Кроме Маковицкого, о побеге знала только его младшая дочь Саша, которая, единственный член семьи, разделяла взгляды отца.
Было решено взять с собой только самое необходимое. Оказалось чемодан, сверток с одеялом и пальто, корзина с провизией. Писатель взял с собой всего 50 рублей, а Маковицкий, воображая, что они едут в имение к зятю Толстого, почти все деньги оставил в комнате.
Разбудили кучера и поехали на станцию Щекино. Здесь Толстой объявил о своем намерении отправиться в Оптину Пустынь.
Толстой пожелал пойти в Козельск 3-го класса, с народом.
Вагон был полный и накуренный, Толстой вскоре начал задыхаться. Он перешел на платформу автомобиля. Дул ледяной встречный ветер, но никто не курил. Именно этот час на передней площадке вагона Маковицкий впоследствии назовет «роковым», считая, что именно тогда Лев Николаевич простудился.
Наконец мы прибыли в Козельск.
Оптина Пустынь и Шамордино
Здесь Толстой надеялся встретить одного из прославленных старцев Оптиной Пустыни. Как известно, писатель был отлучен от церкви, и такой шаг восьмидесятидвухлетнего старика, пожалуй, следует рассматривать как готовность пересмотреть свои взгляды. Но — не случилось. Толстой провел в Оптиной восемь часов, но так и не сделал первого шага, не постучал в дверь ни к одному из оптинских старцев. И никто из них его не звал, несмотря на то, что все в Оптиной Пустыни знали, что писатель здесь.
Рассказывают, что когда отплывали на пароме из Оптиной, Толстого провожали пятнадцать монахов.
Жалко Льва Николаевича, боже мой! — шептались монахи. «Бедный Лев Николаевич!
29 октября Толстой отправился в Шамордино, к своей сестре, монахине Казанской Амвросиевской женской пустыни. Он хотел остаться здесь на некоторое время и даже думал об аренде дома рядом с монастырем, но не стал. Вероятно, причиной стал приезд дочери Саши. Она приехала очень решительно против своей семьи и матери, полностью поддерживая отца, а также взволнованная путешествием и тайной своего отъезда. Юный энтузиазм Саши, по-видимому, диссонировал с настроением Толстого, бесконечно уставшего от семейных дрязг и споров и желавшего только одного — мира.
Астапово
Ни Толстой, ни сопровождавшие его лица, видимо, не знали, куда идти дальше. В Козельске, приехав на вокзал, они сели в поезд, стоявший на перроне Смоленск-Раненбург. Мы вышли на станции Белево и купили билеты до Волово. Там они намеревались сесть на поезд, направляющийся на юг. Целью был Новочеркасск, где жила племянница Толстого. Они думали о том, чтобы получить заграничные паспорта и поехать в Болгарию. А если не получится — на Кавказ.
Однако в пути дала о себе знать простуда, которую Толстой получил по дороге в Козельск. Пришлось выйти на станции Астапово — сейчас это город Льва Толстого в Липецкой области.
Простуда переросла в пневмонию.
Толстой умер через несколько дней в доме начальника станции Ивана Ивановича Озолина. За то короткое время, что там находился умирающий писатель, этот небольшой дом превратился в самое главное место в России, и не только. Отсюда разлетались телеграммы по всему миру, сюда стекались журналисты, общественные деятели, почитатели творчества Толстого и государственные деятели. Приходила сюда и Софья Андреевна. Ничего не замечая, не понимая, что почти весь мир стал свидетелем ее горя, она бродила по дому Озолина, пытаясь узнать, что там происходит, в каком состоянии ее Левочка. Чертков и Александра Николаевна сделали все, чтобы Софья Андреевна не увидела умирающего мужа. Она смогла попрощаться с ним только в самые последние минуты, когда он был почти без сознания.
Озолин остановил часы в здании вокзала, подведя стрелки к этому положению. Старые часы в здании вокзала Льва Толстого до сих пор показывают 6 часов 5 минут.
На эту же тему:
Почему Лев Толстой сбежал из дома в 1910 году? Что заставило Льва Толстого уйти из дома в 1910 году
Еще одна комната в его доме отделена от кабинета Льва Толстого дверью — спальня писателя. Этот номер также отличается крайне скромным интерьером. Простая железная писательская кровать. Такой же скромный наряд. Походный умывальник отца писателя Н. И. Толстого, который был с ним на войне 1812 года и затем перешел к его великому сыну. Небольшие веса. Складной палочный стул, полотенце старика Толстого. На стенах несколько портретов дорогих писателю людей — портрет отца, возлюбленного дочерей — Марии, жены С. А. Толстого. На тумбочке ручной звонок, круглые часы с подставкой, спичечный коробок, желтая картонная коробка, в которую Толстой клал перед сном карандаши, чтобы записывать возникшие у него ночью важные мысли, подсвечник со свечой. .
В последний раз эта свеча была зажжена Толстым в ночь на 28 октября 1910 года, в ночь, когда он втайне от семьи решил навсегда покинуть Ясную Поляну.
В последнем письме к жене Толстой писал: «Мой отъезд тебя расстроит. Я сожалею об этом, но понимаю и верю, что не могу поступить иначе. Мое положение в доме становится, становится невыносимым. Помимо всего прочего, я уже не могу жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста, — оставляют мирскую жизнь, чтобы жить в одиночестве и тихо прожить последние дни своей жизни.
Уход Толстого из Ясной Поляны был выражением его давнего желания полностью порвать с дворянским образом жизни и жить так, как живут трудящиеся.
Это подтверждается его многочисленными письмами, дневниковыми записями об этом. Вот только одно из таких показаний: «Теперь вышло: одно — дочь Афанасьева просила денег, потом Анисья Копылова в огороде поймали о лесу и о сыне, потом еще Копылов, у которого муж в тюрьме. И я снова стала думать о том, как меня судят — «Я отдала, как бы, все семье, а сама живу в свое удовольствие и никому не помогаю», и стало обидно, и стала думать о том, как уйти.
..»Толстой выполнил свое решение покинуть Ясную Поляну. Его жизнь закончилась 7 ноября 1910 года на станции Астапово, ныне станция Льва Толстого Липецкой области.
Старший сын писателя С. Л. Толстого вспоминал: «Около семи часов утра 9 ноября поезд тихо подошел к станции Засек, ныне Ясная Поляна. На перроне вокруг нее собралась большая толпа, необычная для этой маленькой станции. Это были знакомые и незнакомцы, приехавшие из Москвы, друзья, депутации различных учреждений, студенты высших учебных заведений и крестьяне Ясной Поляны. Особенно много было студентов. Говорили, что из Москвы должны прибыть еще многие, но администрация запретила железнодорожному управлению давать нужные для этого поезда.
Когда машину с гробом открыли, обнажили головы и послышалось пение «Вечной памяти». Опять мы, четыре брата, вынесли гроб; тогда крестьяне Ясной Поляны сменили нас, и похоронная процессия двинулась по широкой старой дороге, по которой мой отец проходил и проходил столько раз. Погода была тихая и пасмурная; после предыдущей зимы и последующей оттепели местами лежал снег. Было два-три градуса ниже нуля.
Впереди яснополянские крестьяне несли белое знамя на палках с надписью: «Дорогой Лев Николаевич! Память о твоей доброте не умрет среди нас, осиротевших крестьян Ясной Поляны». За собою несли гроб и везли телеги с венками, кругом и сзади по широкой дороге во все стороны шла толпа; за ним следовали несколько экипажей и охрана. Сколько человек было в похоронной процессии? По моим впечатлениям, от трех до четырех тысяч.
Процессия подошла к дому.
… В стеклянную дверь, ведущую из так называемой «комнаты-бюста» на каменную террасу, вставляем двойную рамку. Эта комната была когда-то кабинетом моего отца, и в ней стоял бюст его любимого брата Николая. Здесь я решил разместить гроб, чтобы все могли попрощаться с покойником, входя в одну дверь и выходя через другую…
Гроб открыли, и примерно в 11 часов началось прощание с покойником. Это продолжалось до половины третьего.
Выстроилась длинная очередь, растянувшаяся вокруг дома и на липовых аллеях. Какой-то милиционер стоял в комнате рядом с гробом. Я попросил его выйти, но он упорно продолжал стоять. Тогда я ему резко сказал: «Вот мы хозяева, семья Льва Николаевича, и требуем, чтобы они вышли». И он вышел.
Было решено похоронить умершего, по его желанию, в лесу, в указанном им месте.
Вынесли гроб. Как только он появился в дверях, вся толпа опустилась на колени. Затем процессия, напевая «Вечную память», тихонько двинулась вглубь леса. Уже темнело, когда гроб опускали в могилу.
… Опять спели «Вечную память». Ком мерзлой земли, брошенный кем-то в могилу, резко стукнул, потом посыпались другие комья, и крестьяне, копавшие могилу, Тарас Фоканыч и другие, засыпали его…
Наступила темная, пасмурная, безлунная осенняя ночь , и понемногу все разошлись.
Письмо Л.Н. Толстой жене, уехал перед отъездом из Ясной Поляны: 1910 28 октября. Ясная Поляна.
Мой уход тебя расстроит.
Я сожалею об этом, но понимаю и верю, что не мог поступить иначе. Мое положение в доме становится, становится невыносимым. Кроме всего прочего, я больше не могу жить в условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: они оставляют мирскую жизнь, чтобы жить в уединении и тишине до последних дней своей жизни.Пожалуйста, поймите это и не следуйте за мной, если узнаете, где я. Такой ваш приезд только ухудшит ваше и мое положение, но не изменит моего решения. Я благодарю тебя за твою честную 48-летнюю жизнь со мной и прошу тебя простить меня за все, в чем я была провинилась перед тобой, как я от всего сердца прощаю тебя за все, в чем ты мог быть провинен передо мной. Советую вам смириться с новым положением, в которое ставит вас мой отъезд, и не иметь на меня недоброго чувства. Если хочешь мне что-то сказать, скажи Саше, она узнает, где я, и пришлет мне то, что мне нужно; она не может сказать, где я, потому что я взял с нее обещание никому об этом не говорить.
В ночь на 28 октября (10 ноября) 1910 года Л. Н. Толстой, исполняя свое решение прожить свои последние годы в соответствии со своими взглядами, тайно навсегда покинул Ясную Поляну в сопровождении только своего врача Д. П. Маковицкого. При этом у Толстого не было даже определенного плана действий. Свой последний путь он начал на станции Щекино. В тот же день, пересев на другой поезд на станции Горбачево, он доехал до станции Козельск, нанял кучера и поехал в Оптину пустынь, а оттуда на следующий день в Шамординский монастырь, где Толстой встретил свою сестру, Марию Николаевну Толстую. Позже в Шамордино тайком приехала дочь Толстого Александра Львовна.
Утром 31 октября (13 ноября) Л. Н. Толстой и его спутники отправились из Шамордино в Козельск, где сели на уже подошедший к станции поезд № 12, направлявшийся на юг. Мы не успели купить билеты при посадке; доехав до Белева, купили билеты до станции Волово. Сопровождавшие Толстого впоследствии также свидетельствовали, что поездка не имела конкретной цели. После встречи решили поехать к его племяннице Денисенко Е.С. в Новочеркасск, где хотели попробовать получить заграничные паспорта и затем поехать в Болгарию; если это не удастся, идите на Кавказ. Однако в пути Л. Н. Толстой простудился и заболел крупозным воспалением легких и вынужден был в тот же день сойти с поезда на первой крупной станции у поселка. Этой станцией было Астапово (ныне Льва Толстого Липецкой области).
Известие о болезни Льва Толстого вызвало большой резонанс как в высших кругах, так и среди членов Священного Синода. О состоянии его здоровья и положения дел систематически направлялись шифровальные телеграммы в МВД и Московское жандармское управление путей сообщения. Было созвано экстренное тайное заседание Синода, на котором по инициативе обер-прокурора Лукьянова был поставлен вопрос об отношении церкви в случае печального исхода болезни Льва Николаевича. Но вопрос не был решен положительно.
Шесть врачей пытались спасти Льва Николаевича, но на их предложения о помощи он лишь отвечал: « Бог все устроит ». На вопрос, чего он сам хочет, он сказал: Я хочу, чтобы меня никто не беспокоил ». Его последние осмысленные слова, которые он произнес за несколько часов до смерти старшему сыну, которых он не мог разобрать от волнения, но которые слышал доктор Маковицкий: « Сережа… правда… я очень люблю, Я люблю всех… ».
7 (20) ноября, в 6 часов 50 минут утра, после недели тяжелой и мучительной болезни (задохнулся) Лев Николаевич Толстой скончался в доме начальника станции И. И. Озолина.
Когда Лев Толстой перед смертью приехал в Оптину пустынь, настоятелем монастыря и настоятелем скита был старец Варсонофий. Толстой не решился пойти в скит, и старец последовал за ним на станцию Астапово, чтобы дать ему возможность примириться с Церковью. Но его не пустили к писателю, как не пустили его и некоторых его ближайших родственников из числа православных верующих.
9 ноября 1910 года несколько тысяч человек собрались в Ясной Поляне на похороны Льва Толстого. Среди собравшихся были друзья писателя и поклонники его творчества, местные крестьяне и московские студенты, а также посланные властями в Ясную Поляну представители государственных органов и участковые полицаи, опасавшиеся, что прощание с Толстым может сопровождаться антисоветскими выступлениями. -выступление правительства и, возможно, даже превращается в демонстрацию. Кроме того, в России это были первые публичные похороны известного человека, которые должны были состояться не по православному обряду (без священников и молитв, без свечей и икон), как того желал сам Толстой. Церемония прошла мирно, как отмечается в отчетах полиции. Скорбящие, соблюдая полный порядок, с тихим пением провожали гроб Толстого с вокзала в усадьбу. Люди выстроились в очередь, молча вошли в комнату, чтобы попрощаться с телом.
В тот же день в газетах была опубликована резолюция Николая II по рапорту министра внутренних дел о смерти Льва Толстого: « искренне сожалею о кончине великого писателя, который в период расцвета своей талант, воплотивший в своих произведениях образы одного из славных лет русской жизни. Господи Боже милостивый ему судья ».
10 (23) ноября 1910 года Лев Толстой был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве он с братом искал «зеленую палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми. Когда гроб с усопшим опускали в могилу, все присутствующие благоговейно преклоняли колени.
В январе 1913 г. было опубликовано письмо графини С. А. Толстой от 22 декабря 1912 г., в котором она подтвердила сообщение в печати о том, что на могиле ее мужа некий священник совершил в ее присутствии отпевание, при этом опровергла слухи о том, что священник был ненастоящим. В частности, графиня писала: Заявляю также, что Лев Николаевич никогда перед смертью своей не изъявлял желания не быть погребенным, но ранее записал в своем дневнике в 1895 году, как бы завещание: «Если возможно, то (похоронить) без священников и похороны. Но если это неприятно тем, кто будет хоронить, то пусть хоронят как обычно, но как можно дешевле и проще. ». Священником, добровольно пожелавшим нарушить волю Святейшего Синода и тайно похоронить отлученного графа, оказался Григорий Леонтьевич Калиновский, священник села Иванков Переяславского уезда Полтавской губернии. Вскоре он был удален от должности, но не за незаконные похороны Толстого, а» в связи с тем, что он находится под следствием за убийство крестьянина в нетрезвом виде, причем упомянутый священник Калиновский по поведению и моральным качествам довольно неодобрительно, т. е. горький пьяница и способный на всякие грязные дела », — как сообщается в сводках жандармерии разведки
На смерть Льва Толстого отреагировали не только в России, но и во всем мире. В России прошли студенческие и рабочие демонстрации с портретами погибшего, что стало ответом на смерть великого писателя.В память о Толстом рабочие Москвы и Петербурга остановили работу ряда заводов и фабрик.Проходили легальные и нелегальные собрания, митинги, выпускались листовки, отменялись концерты и вечера, театры и кинотеатры на время траура были закрыты, книжные лавки и лавки приостановили свою работу.Многие хотели принять участие в похоронах писателя, но правительство, опасаясь стихийных волнений, всячески препятствовало этому.Люди не могли осуществить их намерения, поэтому Ясную Поляну буквально засыпали телеграммами соболезнования.Демократическая часть российского общества была возмущена поведением правительства, которое на протяжении многих лет rs лечили Толстого, запрещали его произведения и, наконец, препятствовали чествованию его памяти.
Пастернак Л.О. Лев Толстой с семьей на Ясной Поляне
Толстой много раз повторял: все очень просто — если все люди будут следовать его учению о непротивлении, то не будет ни войн, ни революций, люди будут жить дружно и счастливо. Была только одна загвоздка — не все следовали толстовству. Проповедь Толстого многих оскорбила, но по сравнению со всем населением России это была капля в море — в основном интеллигенция, пытающаяся найти опору в меняющемся русском мире. Толстой не смог убедить даже членов своей семьи следовать его теориям.
Лев Толстой в Ясной Поляне с семьей
Во-первых, учение Толстого не приняла его жена Софья Андреевна Толстая (урожденная Берс). Дочь лейб-медика, она получила прекрасное образование, обладала многими талантами (музыка, писательство), была оригинальной, волевой, но немного экзальтированной личностью. Она, несмотря на большую любовь к мужу, осталась в традиционном православии. Толстой очень хотел духовного единения с женой, но ничего не получалось. Как следствие – ссоры, отчуждение, позднее взаимное недоверие. Положение Софьи Андреевны было двусмысленным. С одной стороны, как жена, она защищала Толстого, просила императора и митрополита Антония (Вадковского) снять отлучение. С другой стороны, она ходила в церковь, исповедовалась, совершенно не принимала толстовского уварного христианства и яростно спорила с мужем.
Одна из последних (умирающих) фотографий Толстого
И дети Толстого тоже по большей части не приняли толстовства. Очевидцы рассказывали, как сыновья Толстого (Сергей, Илья, Лев, Андрей, Михаил) отводили глаза и переглядывались, когда их отец начинал за столом развивать свои взгляды. Впоследствии они нашли свое место в жизни, но отцовское давление было столь велико, что, кажется, никто из них не вернулся в Православие. С дочерьми было немного иначе. Средняя — Маша — самоотверженно помогала отцу переписывать его произведения, фактически стала его секретарем. Но она умерла в 1906. А младшая Александра сначала была православной «толстухой», она основала за границей знаменитый антисоветский «Толстовский фонд», но в конце жизни перешла в православие.
Конфликт в семье особенно ярко высветился в рассказе о завещании Толстого. Втайне от Софьи Андреевны Толстой завещал все права на издание своей дочери Александре. Но по дополнению к завещанию права редактирования были предоставлены В.Г. Черткову, и после смерти Толстого он сумел устроить дело так, что оказался центральной фигурой в издании произведений Толстого, подтолкнув Александру в стороне. Во всяком случае, многие тома 9Под редакцией Черткова вышло 0-томное полное собрание сочинений великого писателя.
Семейные неурядицы и стремление Толстого хоть как-то соответствовать своему учению привели к тому, что однажды (в конце октября 1910 г.) он втайне от семьи взял с собой только доктора Маковицкого (Толстой на самом деле очень боялся смерти) покидает Ясную Поляну и направляется в Оптину. Там он ходил по монастырю, но в скит старцев не пошел и отправился в Шамордино к сестре инокини Марии (Марии Николаевне Толстой (+1912), мужем Оболенской, младшей сестрой Толстого). Толстой сказал ей, что хотел бы остаться в Оптиной, но еще не был у старцев. Но неожиданно приехала его дочь Александра и забрала ее. Они сели на поезд до Ростова-на-Дону. По дороге Толстой заболел, и на станции Астапово его сняли с поезда и поместили в доме начальника станции. В Астапово прибыл игумен Варсонофий Оптинский (по просьбе самого Толстого), но семья (прежде всего Александр) и В. Г. Чертков не захотели допустить его к умирающему (хотя он потерял сознание всего за 2 часа до смерти, продиктовав несколько письма Черткову). 7 ноября Толстой умер без покаяния.
Николай Сомин
К этому времени отношения Льва Николаевича с женой уже серьезно осложнились. Известно, что Софья Андреевна, прожившая с Толстым в браке, продлившемся 48 лет, была ему хорошей женой. Она родила Толстому 13 детей, всегда исключительно нежно и внимательно выполняла свои материнские обязанности, занималась копированием и подготовкой к печати рукописей мужа, вела образцовое хозяйство. Однако к 1910 Отношения Толстого с женой обострились до крайности. У Софьи Андреевны начались истерические припадки, во время которых она просто не могла себя контролировать. Летом 1910 года в Ясную Поляну были приглашены психиатр профессор Россолимо и добрый врач Никитин, давно знавший Софью Андреевну. После двух дней исследований и наблюдений они диагностировали «дегенеративную двойную конституцию: параноидальную и истерическую, с преобладанием первой».
Конечно, серьезное расстройство не могло возникнуть на пустом месте. Причиной тому были идеи Льва Николаевича. Стремление писателя быть проще и ближе к народу, его манеру одеваться в крестьянскую одежду, его вегетарианство и прочее Софья Андреевна вынесла. Однако, когда Толстой объявил о своем намерении отказаться от авторских прав на свои сочинения, созданные после 1881 года, его жена взбунтовалась. Ведь отказ от авторских прав означал отказ от гонораров за публикации, которые были очень и очень значительными. Толстой хотел спасти мир, ведя все человечество к более правильной, честной и чистой жизни. Софья Андреевна не ставила перед собой таких больших задач, она лишь хотела дать детям должное образование и обеспечить им достойное будущее. Впервые о желании отказаться от авторских прав Толстой заявил в 189 г.5. Затем он изложил в своем дневнике свое завещание на случай смерти. Он обратился к детям с просьбой также отказаться от наследования авторских прав: «Делайте — это хорошо. Это будет хорошо и для вас; если нет, то это ваше дело. Значит, вы не готовы это сделать. Тот факт, что мои композиции были проданы за последние 10 лет, был самым тяжелым в моей жизни». Как видите, изначально Толстой просто советовал это делать детям. Однако у Софьи Андреевны были основания полагать, что со временем эта мысль может быть сформулирована именно как завещание. В этом ее укрепляло растущее влияние на мужа со стороны его друга и лидера толстовства, как общественного движения, В. Г. Черткова.
В своем дневнике Софья Андреевна пишет 10 октября 1902 года: «Я считаю и дурным, и бессмысленным отдавать произведения Льва Николаевича в общее владение.