Шапка наполеона фото – Двууголка — Википедия

Двууголка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Французская двууголка офицера инженерных войск (Военный музей, Морж)

Двууго́лка или двухуго́лка или бико́рн (англ. bicorne, фр. bicorne) — двурогая шляпа, пришедшая на смену более громоздкой и неудобной треуголке в конце XVIII века.

В отличие от своей предшественницы, двууголка легко складывалась и занимала меньше места — это было тем более важно, что на приёмах и балах не было принято расставаться со своими шляпами.

С 1790-х годов двууголка являлась частью европейской и американской офицерской формы в армии и на флоте.

В русской армии с 1803 по 1845 год двууголка была популярным головным убором у офицеров наряду с кивером. По ширине и фасону галунов на бортах двууголки, по кокарде и плюмажу различались чины. Надетая углом вперёд, «в поле», двууголка указывала на то, что её владелец — чин императорской свиты.

Вплоть до Первой мировой войны двууголка была частью парадной одежды офицеров и чиновников, в том числе и в России.

В некоторых странах двууголка сохранилась в униформе военных и дипломатов до сих пор.

Жизнь Наполеона Бонапарта (1826) Штюбена

Невзирая на то, что на рубеже XVIII—XIX веков большинство генералов и офицеров носило двууголки, в популярной культуре двууголка часто ассоциируется с Наполеоном Бонапартом. На картине живописца Карла фон Штейбена вся жизнь Наполеона представлена в виде восьми двууголок, символизирующих восемь этапов его жизни:

  1. Вандемьерский мятеж
  2. Французский консулат
  3. Первая империя
  4. Битва под Аустерлицем
  5. Ваграмская битва
  6. Бородинское сражение
  7. Битва при Ватерлоо
  8. Остров Святой Елены

14 ноября 2014 года во Франции на продажу с аукциона выставлена двууголка Наполеона, в которой он был во время битвы при Маренго в 1800 году. Эксперты оценили шляпу в 300—400 тысяч евро[1].

ru.wikipedia.org

Мастер-класс: шляпа для Бонапарта | Журнал Ярмарки Мастеров

Мастер-класс по созданию шляпы двууголки.

Двууголка или двухуголка или бикорн — двурогая шляпа, пришедшая на смену более громоздкой и неудобной треуголке в конце XVIII века.

В отличие от своей предшественницы двууголка легко складывалась и занимала меньше места — это было тем более важно, что на приемах и балах не было принято расставаться со своими шляпами.

Невзирая на то, что на рубеже XVIII—XIX веков большинство генералов и офицеров носило двууголки, в популярной культуре двууголка часто ассоциируется с Наполеоном Бонапартом.

Для создания такой шляпы потребуется:

— фетр листовой

— флизелин черный

— лента бархотка

— лента атласная 3 цветов

— клеевая паутинка

Выкройка дана без припусков на шов, так как все швы на фетре сшиваются встык маленкими аккуратными стежками

Продублировать половину фетра флизелином, (дублируется только 1 поле шляпы)

Вырезать 2 болванки чуть больше полей.

На одну болванку разложить рядами клеевую паутинку.

Закрыть сверху второй болванкой. Проклеить утюгом.

(если на утюге нет тефлоновой насадки на подошве, то утюжить через тряпочку)

Вырезать из получившейся заготовки детали полей. Из фетра вырезать тулью и донышко. Поставить мылом метки на совмещение.

Обшить край полей бархоткой. Бархотку сложить пополам, пришить мелкими стежками сначала одну сторону,

затем вторую.

Сшить встык деталь тульи, пришить к ней донышко.

Бархотку приутюжить утюгом. Я специально ее немного подпалила утюгом — лассы придали эффект состариности.

Пришить поля. Придать шляпе форму, заутюжить линии перегиба полей.

Сшить 3 атласные ленточки, собрать середину на нитку, сделать цветок

Пришить цветок к шляпе.

Шляпа Бонапарта готова!

А вот и сам хозяин шляпы

Если вам понравился мой мастер-класс и вы хотите быть в курсе моих следующих мастер-классов —

жмите кнопочку «Добавить в круг» на моей странице.

www.livemaster.ru

Костюм Наполеона Бонапарта и его карьера

Вся жизнь Наполеона была связана с войной.  60 сражений, больших и малых, которые он дал в Германии, Италии, Испании, Египте, России, не  давали ему возможности носить гражданское платье. Его костюм был  преимущественно военный. Даже церемониальные облачения, полагавшиеся носить при отправлении государственных полномочий, художниками строились по образцам военной униформы, включая элементы отделки, связанные с батальной символикой.

 


Мундир  стал сопутствовать  великому корсиканцу с юности, когда  началась учеба в Бриенской военной школе. Получив образование артиллериста, Наполеон сменил мундир кадета на униформу лейтенанта-артиллериста королевской армии Франции. Это была неброская, скромная униформа темно-синего цвета (индиго), с золотыми пуговицами и красными выпушками по  краям лацканов, по отворотам фалд. К мундиру полагалось ношение узких штанов  такого же темно-синего цвета, в тон мундиру.

Мадемуазель Каролина дю Коломбье и молодой лейтенант артиллерии  Буонапарте

при свидании в Валансе.

  Неизвестный французский художник

 

 

 

Наполеон руководит огнем орудий на бастионах во время осады Тулона.

На нем форма капитана пешей артиллерии.

Сапоги с отворотами мягкой кожи «а ля Суворов» были  популярны в армии республиканской Франции.


К 1793 году, когда  англичане и роялисты захватили главную базу французского флота на юге — крепость Тулон, Наполеон сменил только прежние  лейтенантские эполеты на капитанские.  Он был настолько беден, что сам штопал свой изношенный офицерский мундир. Современники вспоминали, что локти  поношенного мундира капитана-артиллериста так явно лоснились от ветхости, что в обществе  Бонапарт старался прикрывать их, старательно прижимая руки к бокам.
Победа под  Тулоном, когда капитан оказался прозорливее и талантливее некоторых генералов республиканской армии, даровала Наполеону милость Робеспьера и якобинцев. А также вдобавок и чин бригадного генерала. Бонапарт получил право носить свой первый генеральский мундир — темно-синий фрачный сюртук, с красной отделкой, с вышивкой по борту и фалдам в виде золотых дубовых листьев. Бригадный генерал носил шарф установленного образца, а поверх него шарф, символизировавший преданность военачальника идеалам революции. Этот шарф был трехцветным, повторяя расцветку флага Французской республики.

Костюмы Наполеона — Первого консула. Красный бархат, золото.


В генеральском мундире республиканского образца Наполеон совершил свой первый поход в Италию, экспедицию в Египет, второй   Итальянский поход. В мундире дивизионного генерала Наполеон совершает и свой исторический переворот 18 брюмера, расправляется с депутатами Национального собрания, устанавливая военную диктатуру.
Для первого консула Французской республики была разработана  специальная парадная форма. сшитая из красного бархата и отделанная золотом. Красный цвет  выбрали неслучайно. Пурпур  еще с римских времен  почитался как цвет императорской власти. Традиции и символика Древнего Рима французские республиканцы использовали для  массовой пропаганды, полагая, что связь с классической эпохой древности придаст больше авторитетности и величия институтам власти в новой Франции.

Малый коронационный костюм Императора Франции. 1804 год. Эскиз Изабе.

Перчатки и чулки коронационного костюма Наполеона.


После захвата власти, став Первым консулом с неограниченными полномочиями, властитель Франции позволяет себе неслыханную роскошь — громадные суммы были ассигнованы для приобретения одеяний к торжествам коронации 1804 года.  Создавались малый и большой парадный костюмы императора по эскизам французского художника Изабе. Только  вышивка плаща, сшитого из белоснежного бархата, стоила 10 тысяч золотых франков. Для шляпы, увенчанной белыми страусиными перьями, был приобретен алмаз, оправленный в золото. Накидка и костюм императора расшивали  орнаментами, в которых чередовались символы власти монарха — пчелы. то был намек на будущий справедливый характер имперского порядка, прославление труда и заботы об общественном благе.

Костюм Наполеона для коронационных торжеств во время коронования Наполеона на престол Италии.

Зеленый бархат, золото. 1805 год.


В 1805 году Наполеон пожелал теснее связать свою монархию с Италией. Он короновался в Милане как король, главный правитель Итальянского королевства ломбардским  венцом самого Карла Великого. Для итальянской коронации также была сшита специальная униформа зеленого бархата с золотом, украшенная кокардой цвета итальянского флага.

Наполеон в 1806 году. Кампания в Германии. Рисунок Бикуа.


После 1804 года Францию ожидали неспокойные времена. Началась  Дунайская кампания, французская армия победила при Аустерлице. С 1805 по 1815 годы  Наполеон проводит свои дни в военной униформе, отдавая предпочтение двум мундирам свой императорской Гвардии. Самым любимым был темно-зеленый мундир гвардейских конных егерей. Он позволял себе отступить от строгого военного регламента, взяв за основу  форму конных егерей для выходов  в город (введена с 1800 года). Это был зеленый мундир с эполетами и без традиционно положенного аксельбанта. В конце 1807 года переменена форма лацканов. На отворотах нашивались золотые охотничьи рожки.  Алый жилет Наполеон заменил белым, без гусарский шнуровки. Кюлоты император к этому мундиру предпочитал белого цвета, носил также сапоги и штибель-манжеты.

Конно-егерский зеленый мундир Наполеона. Из музея Фонтенбло.

 

Мундир полковника гвардейских гренадер (синий) Наполеона. Музей Фонтенбло.

 

Мундиры Наполеона: Гвардейский гренадерский, охотничий камзол, редингот, конно-егерский.

Сапоги Наполеона для верховой езды.


Второй любимый мундир Наполеона времен Империи — темно-синий  Первого  полка Гвардейских гренадер. Воротник его был под цвет сукна мундира, отвороты красные, белый лацкан, эполеты  и пуговицы золотые. На отворотах фалд нашивали золотые гренадки на красном подбое.

Кроме военной одежды, в гардеробе императора с 1804 года присутствуют костюмы для увеселений. Например, для охоты надевался  зеленый, в цвет травы и листвы комплект из камзола и кюлотов с низкими сапогами. Камзол расшивался галунами желтого галуна. 

Охотничий костюм императора Франции. 1806 год.

 

Костюм Наполеона для бракосочетания в 1810 году с Марией Луизой, эрцгерцогиней Австрии.

Золотое шитье, красный бархат, кружева.


В кампанию против России 1812 года Наполеон носит зимнюю шубу, обтянутую бархатом,  на меху с бранденбурами, бобровую шапку. Граф Коленкур упоминает об этом наряде, когда пишет о поездке в санях с императором из Сморгони. В таком полушубке и меховой шапке Наполеон прибыл в Варшаву, где обронил историческую фразу «от великого до смешного один шаг!»

Парадная каска и кираса Наполеона — командира корпуса кирасир Франции.

На каске в центре звезды крупный бриллиант. Кираса исполнена из бронзы, золочение.


После провала кампании 1813 года и после битвы при Ватерлоо император оказывается в мрачных скалах острова святой Елены. Здесь в его гардеробе появляются наконец элементы гражданского костюма. Он взял с собой и егерский,  и гренадерский мундир, но нередко в поездки по острову Наполеон отправлялся в старом сером рединготе, надетом прямо на белый жилет или даже простую полотняную рубашку.

Вместо треуголки он нередко носит широкополую шляпу, защищавшую его от африканского солнца. О своей одежде последних лет жизни на острове св. Елены  Наполеон оставил нам известия в завещании. Он  скрупулезно перечисляет  состав гардероба, вплоть до мелочей нижней одежды:

  • «4 куртки и 4 трико из белого кашемира,
  • 2 халата, 2 пары ночных панталон,
  • 1 пара подтяжек, 6 фланелевых жилетов,
  • 4 кальсон, 6 пар гетр, 6 галстуков,
  • 4 черных воротничка,
  • 1 охотничий костюм,
  • 2 гренадерских костюма,
  • 1 костюм национальной гвардии,
  • 2 шляпы, 1 серо-зеленый халат,
  • 1 синяя шинель (та, что я носил в Маренго),
  • 1 соболья шуба, 2 пары башмаков, 1 пара комнатных туфель, 6 портупей».

Синей шинелью времен битвы при Маренго труп Наполеона был прикрыт старым слугой после грозовой ночи в Лонгвуде.
Серый редингот (сюртук), тот самый, о котором  писали Лермонтов и Гейне, служил императору во все сражения. Он многократно был воспроизведен на  батальных полотнах при жизни императора и после его смерти. Это был вариант офицерской шинели французской армии, с обтяжными пуговицами, с высоким отложным воротником и длинными полами, за колено. Под сюртук-редингот  свободно надевался мундир.
В время боевых рекогносцировок Наполеон иногда переодевался в форму своих войск. Так, известно из мемуаров, что мундир первого полка гвардейских польских улан и шинель  кирасир он надевал, выезжая на разведку  к аванпостам неприятеля в 1812 году. При переходе через Неман летом 1812 года Наполеон  переодевался в  кавалерийский плащ легкой кавалерии, который брал у солдат своего эскорта. 

Наполеон в гражданском платье на острове Св. Елены.

 


Сюртук Наполеона и его шляпы. Остров св. Елены. 1816-1821 гг.

 


Несколько слов о знаменитой треуголке. Так иногда ошибочно называют шляпу Наполеона. В действительности, Наполеон никогда не носил треуголки. Уже с самого начала его службы в королевской армии  он пользовался бикорном, то есть шляпой не с тремя, а с двумя углами. Наполеоновская шляпа своей формой обязана императору. Он сам заказывал их своему шляпнику Пупару с 1802 года, оплачивая по 48 франков за экземпляр. В 1807 году в гардеробе Бонапарта числилось 12 таких головных уборов, выполненных из черного фетра со шнуром и  с кокардой национальных цветов. С головными уборами император не церемонился. Любимый жест в порыве гнева — сорвать с головы бикорн и бросить его под ноги свиты. Так Наполеон поступал при встрече с послами держав, на которых хотел произвести впечатление.  Он швырял свои двууголки под ноги посла России, австрийского графа Меттерниха. В полевых условиях император на бивуаке позволял себе носить фуражную шапку в виде колпака с кисточкой.
Русской зимой по настоянию придворного медика Ларрея  шляпа Наполеона  была утеплена шерстью внутри, натянутой на шнур. Всего, как просчитали специалисты, в гардеробе Бонапарта было 170 шляп, сохранилось в мире 12-ть —  все распределены по музеям Европы и Америки.


Источники:
Век Наполеона. Костюм от Революции до Империи. Изд. метрополитен Музея. Нью-Йорк. 1989 г. (англ. яз).
Чарльз Херисей. Справочник по униформе Наполеона. 2004г. (франц. яз.)
Бикуа. Униформы Первой империи. Том 9-й. (франц. яз).

muzkostum.ru

Легендарная шляпа Наполеона в которой он проиграл битву при Ватерлоо ушла с молотка

Военная шляпа упавшая с головы Наполеона Бонапарта на поле битвы, когда полководец бежал от поражения в битве при Ватерлоо в 1815 году была продана на аукционе, сообщает Joinfo.ua. Коллекционер, который приобрел легендарную двууголку заплатил за нее весьма внушительную сумму.

Двууголка Наполеона Бонапарта была продана на аукционе

Известно, что легендарный французский император и полководец Наполеон Бонапарт очень любил двууголки. Военачальник надевал их углами в стороны, так военные могли отличить его на поле боя. Считается, что в его коллекции было больше 120 шляп. Многие из них были проданы в частные коллекции. Но на сегодня сохранились только 19 двууголок Наполеона.

Фото: bbc.com

На днях в Лионе, Франция, ушла с молотка самая знаменитая двууголка Наполеона. Именно в ней император Франции сражался в своей последней крупной битве при Ватерлоо. Коллекционер, который приобрел шляпу полководца, заплатил за нее 325 тысяч долларов.

Работник аукционного дома, проводившего торги, рассказал, что двууголка была продана в частную коллекцию. Именно в тот день, в который 203 года назад состоялась легендарная битва при Ватерлоо.

Интересно, что предметы Наполеона Бонапарта часто становятся лотами в аукционах и очень ценятся коллекционерами. Например, ярко красный плащ, который был на императоре перед знаменитой битвой, находится во владении королевской семьи Британии.

Раннее легендарная двууголка принадлежала другому частному коллекционеру, который приобрел ее в 1986 году. Сотрудники аукционного дома говорят, что шляпа не в самом лучшем состоянии. Но они считали, что ее купят не менее чем за сорок тысяч евро.

joinfo.ua

Головные уборы от «А до Я», или Большой Шляпный Словарь

«А»

Академическая квадратная шапочка — торжественный головной убор выпускников высших учебных заведений, следующих британской модели образования. Академическая шапочка представляет собой квадратную доску с кисточкой по центру, прикрепленную к небольшой шапочке традиционно черного цвета с желтой или золотой кисточкой.

«Б»

Бандана — небольшая косынка или платок, изначально банданы имели чисто практическое значение, использовались американскими ковбоями во время перегона скота. Бандана обвязывалась вокруг шеи и, при необходимости, ею закрывали лицо чтобы защититься от пыли. Сейчас бандана традиционный атрибут байкеров.

Как пример — пиратская бандана.

Башлык — военный, казачий головной убор. Представляет собой суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора для предохранения «от холода, дождя и солнечного зноя». Имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи.

Бейсболка — кепка которую первоначально носили бейсболисты. До появления бейсболки головным убором бейсболиста была соломенная шляпа-канотье и жокейская кепка.

Берет — мягкий объемный головной убор без козырька, известен еще со времен средневековья. Берет широко используется в вооруженных силах. Женский берет может быть фетровым, шитым или вязаным. Также берет — головной убор художника 🙂

Бескозырка — головной убор матросов, армии и флота многих стран. Бескозырка представляет собой фуражную шляпу без козырька.

Боливар — разновидность цилиндра с широкими прямыми полями.

Упоминается в романе в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» (1823—1831).

Покамест в утреннем уборе,

Надев широкий боливар

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед.

Бомбер — молодежная модель зимнего головного убора с длинными ушами и отделкой из овчины.

Боярка — меховая мужская шапка старинного русского фасона. Состоит из мехового верха, бархатного колпака и шёлковой подкладки. Меховой верх изготовлялся из соболя, бобра или белька, а также из овчины.

Боярку носил Ф.И. Шаляпин, в ней же его изобразил на своей картине Б.М. Кустодиев.

Бретонская кепка — вид фуражки из шерсти. Традиционно считается головным убором моряков, потому что бретонская кепка была частью униформы французских матросов. Название происходит от слова «Бретань» — так называется историческая область Франции, занимающая полуостров на северо-западе страны.

В России бретонскую кепку называли «картузом», ее носили как военные, так и обычные люди.

Буденовка — головной убор красноармейца в виде шлема. По задумке авторов головного убора (по некоторым источникам автором эскиза буденовки является художник Кустодиев), форма буденовки повторяет форму стального шлема русского война 15в., подчеркивая героизм и величие.

«В»

Венок — сплетенные в тугое кольцо цветы или листья. Круглая форма венка и живая составляющая символизирует вечность, постоянство, бесконечную жизнь, связь с божественной природой. Возможно, именно поэтому венок во многих культурах стал символом царской власти (от него и произошла корона). В славянских землях венок приобрел еще и смысл любви.

Вуалетка — небольшая шляпка с вуалью, больше похожая на аксессуар, чем на шляпку, обычно крепится к прическе на заколках или шляпной резиночке.

Вуаль — тонкая прозрачная сетка, которая крепится к женским шляпкам.

«Г»

Галеро — кардинальская шляпа, очень большая плоская красная шляпа с широкими полями, по сторонам полей шляпы свисают по 15 кисточек. Галеро является геральдическим отличием сана кардинала.

Гангстерская шляпа — фетровая шляпа с полями, имеет три вмятины на тулье (сверху и по бокам), по сути это та же шляпа федора (см. ниже «федора»), которая очень полюбилась гангстерам.

Гоголь — мутоновая шапка в виде пилотки, имеющая глубокий продольный замин. Была популярна в среде русской интеллигенции начала XX века.

«Д»

Двууголка — шляпа Наполеона, двурогая шляпа пришедшая на смену более громоздкой треуголке. Вплоть до Первой мировой войны двууголка была частью парадной одежды офицеров и чиновников, в том числе и в России.

Диадема — головное украшение в виде венца (венка). Диадема не замыкается в кольцо, в некоторых случаях диадема не имеет венца, а прикрепляется к прическе.

«Е»

Ермолка — традиционный еврейский мужской головной убор. Круглая шапочка, плотно прилегающая к голове; маленькая шапочка, носимая под верхней шляпой евреями.

«Ж»

Жокейка — плотно облегающая голову шапка-шлем с козырьком. Жокейка головной убор конного наездника.

«З»

Шляпа-Зонт – головной убор в виде зонта, крепко держится на голове, защищает от дождя.

«И»

Индейский головной убор — представляющий собой венец из орлиных перьев. Традиционный головной убор индейцев, надеваемый по торжественным случаям, реже их надевали на охоту.

«К»

Камилавка — головной убор в Православной церкви красного, фиолетового или чёрного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра.

Канотье — французская соломенная шляпа жёсткой формы с цилиндрической тульёй и прямыми полями. С начала XX века в течение нескольких десятилетий был популярным мужским головным убором и модным аксессуаром.

Капелло Романо — буквально «римская шляпа» или сатурно (итал. saturno; потому что шляпа своим видом напоминает планету Сатурн) — круглая шляпа с широкими полями и полусферической тульёй, носимая католическим духовенством.

Капор — женский головной убор, соединяющий в себе черты чепца и шляпы. У капора высокая шляпная тулья (для убранных на затылок волос) и обрамляющие лицо широкие жёсткие поля, сужающиеся к затылку.

Капюшон — откидной головной убор, пришитый или пристегиваемый к вороту верхней одежды.

Картуз — разновидность фуражки. Картузы широко использовались в европейских армиях 15-17 века. Позднее картузы вошли в использование и среди гражданского населения. (Также см. выше «Бретонская кепка»)

Каска — защитный шлем военнослужащих, а также средство защиты головы у категорий лиц, действующих в опасных условиях (шахтёры, строители, спелеологи, спасатели, спортсмены, парашютисты, мотоциклисты и так далее).

Каскетка — легкая фуражка, средство индивидуальной защиты для строительства и ремонта, которая не предназначена для защиты от травм.

Также каскеткой называют женский головной убор, закрывающий уши, но открывающий затылок (в виде объемного ободка, закрывающего уши).

Кепи — вид фуражки с небольшим прямым горизонтальным козырьком.

Кепка — вид фуражки с твердым донышком и длинным, широким, прямым козырьком.

Клобук – головной убор монаха. Состоит из камилавки (цилиндра с обрезанными полями) и «намётки» — чёрного покрывала (из шёлка или других материалов чёрных тонов).

Клош — дамская шляпка в форме колокольчика, которая вошла в моду еще в 1920-х годах. Название произошло от французского слова cloche — колокольчик. Клош — небольшая шляпка с маленькими опущенными полями.

Ковбойская шляпа — фетровая, кожаная или соломенная шляпа, с высокой округлой тульёй, вогнутой сверху, и с широкими, подогнутыми вверх по бокам, полями. Является атрибутом американских ковбоев и ранчеров, а также исполнителей музыки кантри.

Кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.

Колпак — головной убор конусообразной или округлой формы. Есть разные виды этого головного убора: Шутовской или дурацкий колпак (прежде надевавшийся шутами, иногда с бубенчиками). Также колпак может быть поварским.

Как пример — колпак Санта Клауса.

Конфедератка — национальный польский головной убор с четырёхугольным верхом. За четырехугольный верх иногда и «академическую шапочку» называют конфедераткой.

Корона — головной убор, являющийся символом монархической власти. Короны производились из различных драгоценных металлов (чаще из золота или из серебра) и украшались драгоценными и полудрагоценными камнями.

Косынка — она же платок, представляющая собой кусок ткани в форме равнобедренного треугольника. Распространен практически по всему миру. Является национальным головным убором русских, украинцев и некоторых других народов.

Котелок — европейская мужская шляпа полусферической формы с небольшими полями из твёрдого войлока.

Кубанка — невысокая меховая шапка цилиндрической формы с плоским верхом — форменный головной убор казачьих войск. До II мировой войны была популярным мужским головным убором на Кубани, а в 80-е годы XX века вошла в моду как женская зимняя шапка.

«Л»

Лыжная шапочка — шитый из эластичной ткани или вязаный головной убор (шапка), плотно облегающий голову, часто с помпоном.

«М»

Маска — головной убор закрывающий не только голову, но и лицо. Шапка-маска (еще имеет название балаклава) предназначена для альпинистов, любителей зимней охоты и рыбалки или для людей, которые проводят длительное время зимой на улице.

Менингитка — маленькая нарядная шляпка модная в 50е годы, шляпка была настолько мала, что совсем не согревала голову.

Митра — головной убор, часть облачения христианских священнослужителей.

«Н»

Накомарник — надеваемая на голову и лицо шляпа с сеткой для защиты от комаров, мелких мух, мошки и других летающих насекомых.

«О»

Ободок (или обруч) — это аксессуар для волос в виде полукольца, которым закрепляют волосы.

Охотничья шляпа — основная особенность этой шляпы — два козырька, спереди и сзади, и два боковых отложных «уха». Козырьки защищают лицо и шею от солнца. Уши шляпы могут либо отгибаться и связываться под подбородком, чтобы защитить владельца от холодной погоды и сильного ветра, или же завязываться наверху, чтобы не мешать. Клетчатый рисунок ткани служит камуфляжем.

Охотничья шляпа также известна как шляпа Шерлока Холмса.

«П»

Панама — лёгкая шляпа с упругими полями; соломенная или шитая из легких натуральных тканей.

Папаха — мужской меховой (из овчины или каракуля) головной убор, элемент военной формы. Шапка распространена у многих славянских народов, в России у казаков. Также папаха распространённа у народов Кавказа и Средней Азии.

Парик — искусственные или настоящие волосы, которые надеваются на голову как шапка, создавая ту причёску, под которую он сделан.

Пилотка — головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки. Пилотка может быть элементом военной форменной одежды, различной униформы.

Платок — кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве головного убора.

«Девушка в платке» А.Г. Венецианова

Порк-пай (или Свиной пирог) — шляпа, похожая на миску: невысокая почти цилиндрическая тулья с ложбинкой, напоминающей защип пирога (pork pie – свиной пирог)…

«Р»

Рыбацкая шляпа — панама оливкового цвета с рыболовными крючками и приманками, подвешенными на ремешке вокруг шляпы.

«С»

Слауч — так некогда называлась популярная женская шляпа из фетра с загнутыми вниз полями и округлой невысокой тульей.

Соломенная шляпка — любая шляпа выплетенная из соломы с широкими полями. Такой головной убор предназначен для защиты от солнца и возможного солнечного удара.

Сомбреро — широкополая шляпа с высокой конусообразной тульёй и обычно с закруглёнными вверх краями полей. Часть мексиканского национального костюма.

«Т»

Таблетка — небольшая женская шляпка без полей с круглой или овальной цилиндрической тульей.

Твидовая шляпа — шляпа, шитая из шерстяной ткани — твида. Твидовая ткань мягкая на ощупь, с небольшим ворсом, обычно саржевого (диагонального) переплетения, бывает меланжевая, чаще с цветными узелками.

Тиара — корона, изначально тиара была головным убором папы Римского.

Тирольская шляпа — традиционный головной убор в альпийском регионе Тироле, который ранее занимал часть Северной Италии и Австрии. Шляпа с трапециевидной тульей, мягкой продольной складкой сверху и узкими полями, прямыми спереди и подвернутыми с задней стороны.

Ток — головной убор без полей, напоминает шляпу таблетку, но имеет более высокую тулью.

Треуголка — шляпа с полями, загнутыми так, что они образуют три угла. Получила распространение во второй половине XVII века и была популярна до конца XVIII века, пока не была заменена двууголкой.

Трилби — это разновидность шляпы федоры, имеющая более узкие поля и невысокую трапециевидную тулью с одной ложбинкой по центру и двумя по бокам.

Тюбетейка — круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская лёгкая шапочка, надеваемая прямо на голову; получила название от тюркского слова тобе/тюбе, означающего макушку головы или верхушку горы. Тюбетейка — неотъемлемая часть узбекского национального костюма, обычно украшена вышивкой, бисером.

Тюрбан — см. ниже «Чалма».

«У»

Ушанка — зимняя меховая (первоначально — мужская) шапка, широко распространённый головной убор в России.

«Ф»

Фата — легкое женское головное покрывало; свадебный головной убор.

Федора — шляпа, имеющая поля средней ширины и трапециевидную тулью с одной ложбинкой по центру и двумя по бокам. Классическая федора изготавливается из мягкого фетра.

Феска — головной убор в Османской империи, представляет собой шерстяной колпак красного цвета с голубой или черной, шелковой, серебром или золотом перевитой кистью.

Фетровая шляпа — головной убор любой формы с полями, изготовленный из фетра.

Финка — плоская круглая разновидность зимней шапки с меховым спускающимся околышем (назатыльником), прикрывающим уши и шею.

Флоппи — широкополая шляпа. Это может быть как пляжный вариант из крашеной или натуральной соломы, так и шляпа с широкими полями выполненная из фетра.

Фуражка — головной убор с твердым козырьком и устойчивым околышем. Являлся форменным головным убором в вооружённых силах и ведомствах различных государств.

«Х»

Хиджаб — в исламе это любая одежда (от головы до ног), однако в западном мире под хиджабом понимают традиционный исламский женский головной платок.

Хомбург — мужская шляпа из фетра с высоко загнутыми полями и лентой по тулье, на тулье имеется одна продольная ложбинка по центру.

«Ц»

Цилиндр — мужской головной убор, представляющий собой высокую шляпу с плоским верхом и небольшими полями. Цилиндры в качестве повседневного головного убора были распространены на протяжении XIX века.

«Ч»

Чалма — головной убор в виде куска ткани, обмотанного вокруг головы, распространенный среди ряда народов Северной Африки, Аравийского полуострова, Индии и Азии.

Чепец — женский и детский (чепчик) головной убор в виде капора, закрывающий волосы; может иметь завязки под подбородком.

«Ш»

Шапокляк — (фр. chapeau claque) — (chapeau) шапо — шляпа и (claque) кляк — шлепок, удар ладонью; мужской головной убор, разновидность цилиндра, его особенностью является то, что его можно было складывать.

Шапочка — плотно облегающий голову вязаный или трикотажный головной убор. С недавних пор в моду вошли шапочки с вуалью.

www.livemaster.ru

Головные уборы драгун Наполеона | Униформа армий мира

Информация: «Драгуны и уланы Наполеона» («Новый Солдат № 202»)
Информация: Боурже, Пижеард «Энциклопедия наполеоновской униформы»
Информация: Боурже, Пижеард «Энциклопедия наполеоновской униформы»

Было несколько вариантов драгунского шлема.

Информация: Маргеранд «Головные уборы французской армии»

На парадах шлем украшался плюмажем, который вставлялся в специальный держатель, расположенный слева у розетки, держащей подбородочный ремень.
Длина, объем и цвет плюмажа колебался в значительных пределах. Различия обнаруживались не только между полками, но и в пределах одного полка и даже эскадрона.

В таблице ниже, подготовленной на основе источников Мартинета и данных Эльзасской коллекции, которые несколько противоречат друг другу, представлены цвета плюмажей драгунских полков.

Информация: Маргеранд «Головные уборы французской армии»

В соответствии с правилами 1812 года было отменено ношение плюмажей и вместо них вводились разноцветные диски. Цвет дисков определялся уже не номером полка, а номером роты в эскадроне:
• все первые роты всех эскадронов всех драгунских полков носили диски красного, голубого, оранжевого или фиолетового цвета;
• все вторые роты — диски тех же цветов, но с белым кругом в центре.
Эта мера, которая по замыслу ее организаторов, должна была положить конец разнобою с плюмажами, в действительности обернулась еще большим хаосом — многие полки продолжали носить плюмажи, а вот правил, регламентирующих цвет плюмажа уже не существовало…

Источники информации:
1. «Драгуны и уланы Наполеона» («Новый Солдат № 202»)
2. Функен «Энциклопедия вооружения и военного костюма. Наполеоновские войны 1805-1815»
3. «Униформа армий при Ватерлоо» (Cabaret)
4. Смит «Иллюстрированная энциклопедия униформы времен наполеоновских войн»
5. Хайтхорнтвайт «Униформа времен 1812 года»
6. Норт «Военная униформа 1686-1918»
7. Боурже, Пижеард «Энциклопедия наполеоновской униформы»
8. Верне «Униформа армии Наполеона»
9. Элтинг «Униформа армии Наполеона»
10. Риддер «Военный музей или Коллекция различных костюмов французской армии»
11. Соколов «Армия Наполеона»
12. Маргеранд «Головные уборы французской армии»

uniforma-army.ru

Шляпа Наполеона — VilingStore

, в которой он был во время кампании 1812 года, в России, из коллекции Б.Вейдера.

Вы догадались, какой. Да, это «маленькая шляпа» Наполеона. Именно шляпа, а не треуголка или двууголка. Таких терминов в эпоху империи не существовало. Следует заметить, что шляпа не соответствовала униформе частей французской армии и являлась личным «ноу-хау» императора. Покрой этого известного во всем мире головного убора уходит своими корнями в конец XVIII в. Именно такую шляпу носил юный Бонапарт, будучи воспитанником Бриенской военной школы. Модель шляпы Наполеона практически не изменялась с годами (она только становилась выше и несколько уже), и первым модельером собственной шляпы был он сам. Головной убор изготавливался из черного фетра и имел минимум украшений: трехцветную кокарду, закрепленную на галуне из черного шелка. Император в такой шляпе впервые изображен на портрете художника Изабе, датируемом 1802 г.

Шляпником Наполеона в период империи был г-н Пупар. Он поставлял императору шляпы по цене 48 франков за штуку. Известно, что за период с марта по декабрь 1807 г. у Наполеона было 12 шляп, из которых 8 новые, а 4 отремонтированные старые. В порыве гнева Наполеон иногда бросал свою шляпу на пол и топтал ее ногами, как это было, например, во время встречи с австрийским посланником Меттернихом в 1813 г. Но когда гнев стихал, он всегда поднимал ее. Менее известен факт, что во время кампаний или на марше Наполеон носил бархатный колпак (прообраз современной пилотки).

Во время кампании в России в 1812 году Наполеон был в соей знаменитой «маленькой шляпе», но только по пути из Парижа в Москву. Причем, по настоянию главного хирурга великой армии Жана-Доминика Ларрея, шляпа императора была утеплена шерстяной тканью изнутри на случай сильных морозов. Эта шляпа сохранилась до наших дней и находится в личной коллекции д-ра Бена Вейдера, известного канадского историка. В этой шляпе император был на Бородинском поле, в ней он вступал в российскую столицу. В этой же шляпе Наполеон покинул Москву 19 октября 1812 г.

Однако долго он ее не носил. С началом сильных морозов его уже видели в русской боярской шубе и шапке.

Известный художник, Шарль де Стёйбен, сумел отобразить всю жизнь Наполеона, по-разному расположив его шляпы. Эта своеобразная шарада позволяет прочесть все славные и трагические моменты истории первой империи, не показывая самого императора
Вот ее разгадка. Первые три шляпы в верхнем ряду символизируют две итальянcкиe кампании и экспедицию в Египет. Три шляпы во втором ряду — империю, ее рождение, рассвет и закат. Две последние — Ватерлоо и ссылку на остров Св. Елены.
Кстати, на острове Св. Елены Наполеон тоже носил головные уборы, иногда очень забавные.»

Наиболее распространенным головным убором во французской армии XVIII века была шляпа из черного фетра, которая представляла собой обыкновенную круглую шляпу с загнутыми вверх, с трех сторон, полями. Это всем известная треуголка. К концу века «рог шляпы» (выступающий вперед острый угол) практически исчез, а боковые поля наоборот удлинились. Поля, удерживаемые крючками либо кожаными петлями, теперь круто поднимались вверх, при этом лицевое поле было ниже тыльного. К концу Империи (1815 г.) некоторые шляпы были довольно громоздкими, т.е. и широкими и высокими, что делало их обладателей людьми высокого роста. С левой стороны лицевого поля имелась петлица в виде галуна, который пришивался вверху к внешней кромке шляпы, а внизу застегивался на армейскую пуговицу. В верхней части галуна крепилась кокарда. Позади кокарды имелся небольшой кронштейн для закрепления помпона или плюмажа из перьев. Внешние края шляп обшивались цветным кантом или пушистой бахромой из золотых или серебряных нитей. Манера ношения шляпы была очень важной и, хотя во многом она зависела от фантазии и вкусов ее обладателя, а также веяний моды, неизменным оставалось одно – перед сражением шляпу всегда одевали так, что углы оказывались над плечами, а вот на марше или в походе ее разрешалось поворачивать на 90 градусов.

Однако весь период истории Империи символизируется всего одной шляпой. Вы догадались какой. Да, это «маленькая шляпа» Наполеона. Именно шляпа, а не треуголка или двууголка. Таких терминов в эпоху Империи не существовало. Следует заметить, что шляпа не соответствовала униформе ни одной из частей французской армии и явлалась личным «ноу хау» императора. Покрой этого известного во всем мире головного убора уходит своими корнями в конец XVIII века. Именно такую шляпу носил юный Бонапарт, будучи воспитанником Бриенской военной школы. Модель шляпы Наполеона практически не изменялась с годами, (она только становилась выше и несколько уже) и первым модельером собственной шляпы был сам Наполеон. Головной убор изготавливался из черного фетра и имел минимальные украшения — трехцветную кокарду, закрепленную на галуне из черного шелка. Император в такой шляпе впервые изображен на портрете художника Изабе, датируемом 1802 г.

Шляпником Наполеона в период Империи был г-н Пупар. Он поставлял Императору шляпы по цене 48 франков за штуку. Известно, что за период с марта по декабрь 1807 г. у Наполеона было 12 шляп, из которых 8 были новые, а 4 — отремонтированные старые. В порыве гнева Наполеон иногда бросал свою шляпу на пол и топтал ее ногами, как это было, например, во время встречи с австрийским посланником Меттернихом в 1813 г. Но когда гнев стихал, он всегда поднимал ее. Менее известен факт, что во время кампаний или на марше, Наполеон носил бархатный колпак, прообраз современной пилотки.

Во время кампании в России, в 1812 г., император был в своей знаменитой «маленькой шляпе», но только по пути из Парижа в Москву, причем по настоянию главного хирурга Великой армии Жана-Доменика Ларрея шляпа императора была утеплена шерстяной тканью изнутри на случай сильных морозов. Эта шляпа сохранилась до наших дней и находится в личной коллекции д-ра Бена Вейдера, известного канадского историка и бизнесмена с мировым именем, автора ряда книг по исследованию жизни и особенно тайны смерти Наполеона, который любезно согласился предоставить фотографию знаменитой шляпы Наполеона для нашей публикации.

Continue Reading

vilingstore.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о