Картина Рембрандта «Даная»: 30 лет после нападения вандала
15 июня 2015, 12:48
ТАСС-ДОСЬЕ. Картина голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна «Даная» написана в 1636 г. по мотивам древнегреческого мифа о явлении Зевса в виде золотого дождя дочери аргосского царя Данае, заключенной отцом в подземелье. Рембрандт изобразил лежащую на постели молодую обнаженную женщину, фигура которой окутана потоком золотистого света, льющегося сквозь отдернутый полог. Размеры полотна — 185×202,5 см.
Картина была написана Рембрандтом не для продажи. Предполагается, что первоначально натурщицей была жена живописца Саския ван Эйленбюрх (скончалась в 1642 г.). После ее смерти Рембрандт в 1646-1647 гг. переработал полотно. Рентгеноскопия, сделанная в XX веке, показала изменения лица героини. По мнению ряда искусствоведов, живописец придал Данае черты своей гражданской жены Гертье Диркс. Установлено также, что в первоначальном варианте полотна был изображен льющийся сверху золотой дождь, который в окончательном варианте художник заменил на золотистый свет. Изменения коснулись и положения рук Данаи, направления ее взгляда. В изголовье кровати Рембрандт изобразил страдающего ангела со скованными руками.
В 1656 г. после банкротства художника его имущество было конфисковано, в том числе и «Даная». След картины потерялся на многие годы, лишь в XVIII в. она была обнаружена у французского коллекционера барона Пьера Кроза. В 1772 г. российская императрица Екатерина II купила полотно для Эрмитажа у наследников Кроза, скончавшегося в 1770 г.
«Даная» Рембрандта после нападения, 1985 год
© AP Photo/DMITRY LOVETSKY
15 июня 1985 г. в Эрмитаже картина Рембрандта подверглась нападению неизвестного мужчины, который облил холст серной кислотой и нанес по полотну два удара ножом. Вандалом оказался 48-летний житель Литвы Бронюс Майгис, объяснивший свой поступок политическими мотивами. Решением Дзержинского суда Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) 26 августа 1985 г. Майгис был признан невменяемым и отправлен на лечение в одну из городских психиатрических больниц. Через шесть лет он был переведен в больницу в Литве, но вскоре был выпущен оттуда.
Спасение шедевра Рембрандта началось сразу же после инцидента. В течение полутора часов полотно промывали холодной водой для нейтрализации действия кислоты. Когда химическая реакция была остановлена, стало ясно, что 30% авторского письма утрачено навсегда. Пострадала самая ценная часть картины — женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые заполнили стекавшие сверху полотна темные краски, перемешанные с лаком и водой. Некоторые детали исчезли практически полностью.
Специально созданная государственная комиссия приняла решение восстанавливать «Данаю». К работе привлекли реставраторов Евгения Герасимова, Александра Рахмана, Геннадия Широкова. Основную часть научно-методических разработок осуществляла секретарь госкомиссии по восстановлению «Данаи», специалист по научно-методической части Татьяна Алешина.
К концу 1985 г. была завершена консервация полотна: укреплен красочный слой и грунт, подведен новый дублировочный холст, восстановлен покровный лак и др. Затем были удалены натеки, на поврежденные места наложен новый слой реставрационного грунта. При тонировании холста использовалась техника масляной живописи, аналогичная авторскому стилю. При этом тонирование отделялось от оригинала слоем лака, чтобы при необходимости можно было вернуться к первоначальному варианту. Процесс восстановления занял 12 лет.
«Даная» Рембрандта вновь появилась перед посетителями Эрмитажа 14 октября 1997 г. На выставке, которая продлилась около года, были также представлены документы, фотографии и другие свидетельства уникальной реставрации картины. С тех пор полотно демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма картина защищена бронированным стеклом.
Случаи вандализма в музеях. Хроника 1913-2009
Ровно 25 лет назад 15 июня 1985 года в Эрмитаже картина Рембрандта «Даная» подверглась нападению сумасшедшего, который облил холст серной кислотой и дважды нанес удары ножом.
13 января 1913 г. в Москве, в Третьяковской галерее, был совершен акт вандализма: некто Абрам Балашов с криком «Довольно крови! Долой кровь!» порезал знаменитую картину Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.» Картину удалось спасти благодаря усилиям реставраторов и самого художника, примчавшегося по вызову со своей дачи в Финляндии.
В феврале 1914 г. в Лондонской национальной галерее суфражистка Мэри Ричардсон порезала в нескольких местах картину Веласкеса «Венера с зеркалом». За порчу картины Ричардсон была приговорена к 6 месяцам тюрьмы. После реставрации картина вновь заняла свое место в одном из залов галереи.
Чаще всего покушаются на творения Рембрандта. Великий голландец как будто притягивает людей с неуравновешенной психикой. Особенно их привлекает рембрандтовский шедевр «Ночной дозор», написанный в 1642 г.
14 (1) января 1911 г. в государственном музее Амстердама картина была повреждена ударами ножа. Виновник был арестован.
14 сентября 1975 г. в амстердамском Рейксмузеуме бывший школьный учитель, психически нездоровый голландец Вилхелмус де Ринк, хлебным ножом нанес 12 порезов рембрандтовскому шедевру. Это было уже второе нападение на одно из самых знаменитых творений мировой живописи.
В 1990 г. на картину плеснули кислотой, при этом пострадал слой лака.
В 1977 г. в Штатсгалерее в Касселе облили кислотой несколько работ старых мастеров, в том числе две – Рембрандта.
15 июня 1985 г. в Эрмитаже картина Рембрандта «Даная» подверглась нападению сумасшедшего, который облил холст серной кислотой и дважды нанес удары ножом. Вандалом оказался житель Литвы Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. Наиболее сильно пострадали из-за действия кислоты самые важные и самые тонкие по живописному исполнению части, но благодаря работе специалистов музея «Даная» возвращена к жизни. Работы по спасению шедевра закончились через 12 лет, в 1997 г.
В декабре 1956 г. в Лувре молодой боливиец по имени Уго Унгаза Виллегас в приступе необъяснимой злобы запустил в известное всему миру полотно Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда») камнем и повредил левый локоть красавицы. С тех пор у левого локтя «Моны Лизы» – едва заметная отметина. Она становилась объектом нападения несколько раз. Последнее покушение было совершено в 1974 г., когда японский турист бросил в «Мону Лизу» пузырек с краской. К счастью, защитное стекло спасло шедевр. После этого случая картину поместили в специальный ящик из пуленепробиваемого стекла. Он заполнен гелием, что позволяет создать идеальную «атмосферу» для сохранности шедевра. Только раз в году реставраторы видят «Джоконду» «в живую», когда осматривают картину.
В 1987 г. в голландском Стеделийк-музеуме было совершено двойное покушение на работы американского абстракциониста Барнетта Ньюмана. Маньяк порезал ножом картину «Кто боится красного, желтого и голубого III». Его поймали, он отсидел, вышел – и снова отправился в музей, где порезал еще одну картину Ньюмана. Как стало известно, причиной его неприязни к абстракционизму стала прочитанная преступником критическая монография о современном искусстве. Идеи автора так понравились террористу, что он решил воплотить их жизнь – и пошел в музей. Специальным постановлением голландских властей маньяку был запрещен доступ во все музеи страны.
В 1988 г. в Старой Пинакотеке в Мюнхене были повреждены кислотой три картины Альбрехта Дюрера. Преступника нашли и отправили в психиатрическую клинику. Им оказался Ханс-Йоахим Больманн (Hans-Joachim Bohlmann), который совершил этот акт вандализма после своего освобождения из тюрьмы, где он провел пять месяцев.
Он «прославился» тем, что в 1970-1980 гг. нанес искусству материальный ущерб на 270 млн марок, облив кислотой в общей сложности 56 произведений живописи и графики, в том числе несколько шедевров мирового уровня, включая старинный церковный алтарь и картины Рембранта и Дюрера. Его излюбленной техникой было выплескивание серной кислоты на картины. Больманн был трижды осужден за ненависть к искусству: в 1988 г. в Мюнхене его приговорили к двум годам тюремного заключения с последующим содержанием в психиатрической клинике, после второго приговора в 1990 г. он был отправлен в психиатрическую лечебницу в Гамбурге.
4 января 1997 г. в амстердамском музее «Стеделийк» русским художником Александром Бренером была изуродована картина Казимира Малевича «Супрематизм», на которой он нарисовал знак доллара зеленой краской, из баллончика. Бренер получил по решению суда пять месяцев тюремного заключения плюс пять месяцев условно.
21 января 1998 г. в Капитолийском музее в Риме на выставке Матисса охрана музея обнаружила на трех картинах повреждения, сделанные острым предметом. Две из них – из собрания Национальной галереи в Вашингтоне и из частной коллекции – пострадали серьезно, в картине же «Стоящая Зора» («Марокканка») из Эрмитажа под правой ногой, изображенной Матиссом девушки, остался небольшой, не более 4 см, след. Предполагают, что кто-то из посетителей проткнул картину карандашом. Просто так, от нечего делать.
В июне 2006 г. пожилой мужчина облил едкой субстанцией картину художника XVII века Бартоломеуса ван дер Хелста «Банкет по поводу заключения Мюнстерского мира 1648 года» из собрания амстердамского Рейксмюсеума (Королевского музея, Rijksmuseum). Злоумышленник был задержан полицией. Серьезный ущерб картине нанесен не был, был поврежден лишь слой лака, которым покрыто полотно.
В апреле 2007 г. в одном из музеев города Милуокки (штат Миннесота, США) посетителем музея было повреждено полотно «Триумф Давида» итальянского мастера Оттавио Ваннини, датированное 1640 г. Мужчина, увидев картину, стукнул по ней кулаком, пробив большую дыру; затем, сорвав полотно со стены, начал топтать его ногами. В свое оправдание американец, задержанный на месте преступления, сказал, что «сильно расстроился и рассвирепел при виде Голиафа». Охрана музея не успела вмешаться и сохранить полотно.
В ночь на 7 октября 2007 г. неизвестные проникли в один из центральных музеев Парижа – музей д’Орсе и изуродовали картину Моне «Мост в Аржантее» 1874 г. Сработал сигнал тревоги, и, убегая, один из них ударил по картине, оставив в ней дыру длиной около 10 см. Злоумышленников удалось найти благодаря видеозаписи камер наблюдения и мусору, оставленному хулиганами.
Один из задержанных признал, что в состоянии алкогольного опьянения ударил кулаком по картине. Подозреваемые – четыре молодых человека и одна девушка в возрасте 18‑19 лет ‑ проживающие в парижских пригородах.
16 мая 2008 г. бывший охранник Художественного музея Карнеги (Carnegie Museum of Art) в Питтсбурге Тимур Серебрюков (Timur Serebrykov) ключом разрезал полотно американской художницы латвийского происхождения Вии Целминьш (Vija Celmins) «Ночное небо #2», выставленное в Художественном музее Карнеги. Стоимость полотна оценивалась в 1,2 млн долларов.
По утверждению адвоката, в действиях Серебрюкова не было политических мотивов, картина просто ему «не понравилась». На реставрацию картины музею пришлось потратить 5 тысяч долларов. Как утверждают сотрудники музея, стоимость полотна после восстановительных работ снизилась на 240 тысячи долларов.
2 августа 2009 г. туристка из России бросила керамическую кружку в знаменитую картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Кружка разбилась о защитный экран. Россиянка была отправлена в полицейский участок, затем отпущена на свободу. Причиной столь экстравагантной выходки, по одной из версий, стало то, что французские власти отказали россиянке в получении гражданства.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Вандал распылил неизвестный химикат на картину Рембрандта «Ночной дозор». неизвестный химикат сегодня, но сотрудники музея заявили, что ущерб был минимальным
Это было второе нападение на бесценное произведение искусства почти за 15 лет и третье в этом столетии
Голландское телевидение заявило, что аэрозоль был концентрированной серной кислотой, но представители музея не подтвердит сообщение.
Сразу после нападения охрана музея применила нейтрализующее вещество, и повреждение шедевра 1642 года, по-видимому, было ограничено поверхностным шпоном, сказал представитель Рейксмузеума Пит ван Тиль.
РЕКЛАМА
Охранники музея схватили нападавшего и передали его полиции, по словам другого представителя музея, Франса ван дер Аверта. Картину круглосуточно охраняет невооруженный сотрудник охранной компании.
Полиция заявила, что не знает, что спровоцировало нападение.
Пресс-секретарь Клаас Вилтинг сказал, что 31-летний подозреваемый был гражданином Нидерландов из Гааги, столицы Нидерландов. Имя мужчины не было названо в соответствии с политикой полиции, и его задержали по подозрению в вандализме.
″Он в замешательстве и ничего нам не говорит в данный момент″ сказал Уилтинг вскоре после нападения.
Барри Олшен из Торонто, Канада, сказал, что он стоял среди группы посетителей музея и прямо рядом с мужчиной, который был одет в длинное коричневое пальто с капюшоном.
Вандал протиснулся сквозь толпу к стальному барьеру примерно в двух ярдах от картины.
Внезапно он взял «небольшой распылитель, который прятал в руке» и обрызгал картину, как рассказал Олшен Associated Press.
Химическое вещество капало на площадь почти в квадратный ярд, покрывая ее белыми пятнами.
Ущерб «кажется не таким уж серьезным», — сказал Ван Тиль журналистам в национальном музее. Он сказал, что химическое вещество не смогло проесть фанеру картины до тонкого слоя краски.
«Сразу после нападения охранник выбил бутылку из его руки (и) распылил на картину безвредное химическое вещество, которое всегда там», — сказал Ван Тиль.
Он сказал, что картина будет отправлена в секретное место для реставрации, но, вероятно, снова будет выставлена на обозрение примерно через две недели.
Ван Тиль сказал, что новый слой шпона будет сохнуть несколько месяцев, в течение которых картина будет храниться за стеклом, чтобы защитить ее от пыли.
Он сказал, что не планирует ставить картину, ежегодно привлекающую сотни тысяч посетителей со всего мира, под защитный экран.
Картина находится под постоянной охраной с 1979 года, когда она была возвращена на выставку после четырехлетней реставрации, последовавшей за ножевым нападением 14 сентября 1975 года.
Голландский школьный учитель утверждает, что выполняет божественную миссию сделал несколько глубоких порезов в «Ночном дозоре». Его никогда не судили, но отправили в психиатрическую лечебницу, где он позже покончил жизнь самоубийством.
Во время Первой мировой войны безработный сапожник сделал несколько порезов ножом на произведении искусства в знак протеста против невозможности найти работу.
«Ночной дозор» имеет размеры 12 на 14,5 футов и изображает собрание ополченцев 17-го века. Считается, что он посвящен празднованию визита в столицу Нидерландов в 1638 году французской королевы Марии Медичи.
Считается ярким примером умелого обращения Рембрандта со светом и тьмой. Его наиболее примечательным художественным элементом является луч света, освещающий богато одетую женщину на переднем плане.
Музей никогда не оценивал «Ночной дозор», который не застрахован в соответствии с политикой Министерства культуры.
Картина Рембрандта под воздействием кислоты 5 букв. Победив Кислоту
15 июня 1985 года 48-летний безработный из Каунаса Бронюс Майгис посетил Эрмитаж и вошел в историю. Будущий пациент психиатрической клиники с диагнозом «вялотекущая шизофрения» отличался от других посетителей тем, что принес с собой в музей нож и банку с серной кислотой. Прежде чем облить Данаю Рембрандта, он дважды ударил по картине ножом. По словам некоторых очевидцев, акт вандализма сопровождался криками «Свободу Литве!». Однако эти показания нельзя признать достоверными, как и сообщения о том, что мужчина также планировал устроить взрыв.
Несмотря на то, что спасение картины началось незамедлительно и к вечеру реставраторы остановили химическую реакцию, центральная часть картины — фигура Данаи — сильно пострадала. Кислота оставила в красочном слое глубокие следы. Фрагмент, изображающий драпировку на ногах, почти полностью уничтожен.
На реставрацию картины ушло 12 лет. После нападения специалисты предложили поместить оригинал в хранилище, а копию выставить в музее. Однако в 19В 97 г. полотно Рембрандта вновь экспонировалось в Эрмитаже, но уже под бронированным стеклом. АиФ.ру рассказывает о секретах картины, которую чуть не уничтожил Майгис.
Куда делся золотой дождь?
Рембрандт писал «Даная» с 1636 по 1647 год. Шедевр основан на древнегреческом мифе. Даная была дочерью царя города Аргос Акрисия . Согласно легенде, последний должен был погибнуть от рук своего внука. Чтобы предотвратить это, правитель заточил дочь в темницу и приставил к ней служанку. Девушка провела бы всю свою жизнь в темнице, если бы ее не заметил бог Зевс, вошедший в комнату в виде золотого дождя. После встречи с божеством Даная родила сына Персея, который впоследствии исполнил пророчество.
Легенда была довольно популярной темой среди художников. Например, к нему обращались такие известные художники, как Тициан, Корреджо, Госсарт и Климт . Главное отличие картины Рембрандта от его предшественников заключалось в том, что он не изобразил на картине Зевса. Традиционно падающий золотой дождь, который художники нарисовали охрой, голландец в последней версии картины заменил золотым светом, пробивающимся сквозь сени.
Искусство. Художника привлекают моменты самых сильных человеческих переживаний, поэтому картины последнего периода творчества Рембрандта — «Артаксеркс, Аман и Есфирь» (1660), «Отречение от апостола Петра» (1660), «Возвращение блудного сына». «(1666/1669), «Еврейская невеста» (1665) — наполнен драматическим напряжением.
Жена с чертами любовницы
Еще одна загадка, давно мучившая искусствоведов, — почему лицо Данаи не похоже на лицо жены Рембрандта. Саския , которая была его музой и умерла всего через восемь лет после свадьбы. Художник часто использовал ее в качестве модели. «Даная» Рембрандт начал писать через два года после свадьбы, а значит, писал не по памяти.
В 1956-1962 г., полотно изучали с помощью рентгеноскопии. Выяснилось, что художник сменил картину после смерти жены. Историки говорят, что на этот шаг живописец решился из-за скандала, который устроила ему одна из любовниц. Герт Диркс , который ревновал свою покойную жену. После ссоры Рембрандт изменил прическу, выражение лица, положение рук и ног, а также освещение тела Данаи. Следует отметить, что роман с Диркс длился недолго. Роман закончился, когда она потребовала, чтобы знаменитый художник женился на ней. Последний отказался, и ему было приказано выплатить компенсацию любовнице. Несмотря на финансовую помощь, через год Диркс оказался в тюрьме.
Не жалею
Однако все эти факты биографии художника были неизвестны Майгису, с трудом окончившему четвертый класс школы. Ленинградский суд вынес обвинительный приговор 26 августа 1985 года. Мужчина был освобожден от уголовной ответственности, так как был признан психически больным. Некоторое время мужчина лечился в психиатрической клинике Ленинграда, а затем был отправлен на родину. Его довольно быстро выписали из больницы, так как Литва стала независимым государством. О будущей судьбе об этом человеке мало что известно. Однако он почти не сожалел о содеянном.
«Лично я считаю себя здоровым человеком. Я не испытываю никакого сожаления, что уничтожил шедевр мирового значения. Значит, его плохо охраняли и защищали, если мне это удалось сделать так относительно легко», — заявил Майгис одной из литовских газет.
Вспоминаем случаи арт-вандализма.
Вчера, 15 июня, исполнилось ровно тридцать лет с тех пор, как выдающееся произведение Рембрандта «Даная» из Эрмитажа облили серной кислотой. К сожалению, это далеко не единственный случай порчи произведений искусства.
«Святая Анна с Марией, Младенцем Христом и Иоанном Крестителем» Леонардо да Винчи
В 1987 году картина снималась в Национальной галерее в Лондоне. Роберт Кембридж, производивший выстрел, сказал, что таким образом он выразил свое недовольство «политической, социальной и экономической ситуацией в Великобритании».
Ночной дозор, Рембрандт Harmenszoon van Rijn
Эта картина Рембрандта обрела поклонников не только среди ценителей искусства, но и среди вандалов: картину трижды портили. Первый инцидент произошел в 1911. Мужчина попытался наброситься на холст ножом, но нож не прошел через толстый слой краски. Следующий акт вандализма произошел с картиной в 1975 году. Учитель по имени Вильям де Рийк осуществил замысел своего «предшественника» и все же ударил картину ножом. По словам учителя, на этот поступок его побудил услышанный им голос Господа.
А в 1990 году «Ночной дозор» постигла участь уже упомянутой «Даная»: картину облили серной кислотой.
Иван Грозный и его сын Иван, Илья Репин
В истории картины буквально отмечен иконописец Иван Балашов. В 1913 году во время посещения Третьяковской галереи у молодого человека случился припадок — Балашов был психически болен, — и с криками «Хватит крови!» он разрезал знаменитое полотно. Благодаря талантливым реставраторам картина была восстановлена в первозданном виде.
Венера с зеркалом, Диего Веласкес
1914 год стал роковым для знаменитого творения Веласкеса. Суфражистка (участница движения против дискриминации женщин) Мэри Ричардсон мясным топором нанесла картине семь ударов. Ричардсон заявила, что она пыталась разрушить образ «самой красивой женщины в мифологической истории» в знак протеста против ареста миссис Панкхерст (британский политический активист), женщины «самого доблестного характера». Мэри Ричардсон также подчеркнула, что ее также раздражает «то, как мужчины смотрят на обнаженную Венеру».
«Мона Лиза», Леонардо да Винчи
Знаменитая картина является одним из самых охраняемых произведений искусства в мире. Теперь . А до того, как картину поместили под пуленепробиваемое стекло, она пережила целых четыре нападения. В 1956 году турист бросил в картину камень и слегка поцарапал холст; позже, в том же году, в картину снова бросили камень; в 1974 году Мону Лизу пытались облить краской, и, наконец, в 1977 году русский турист бросил в Мону Лизу сувенирную кружку из Лувра.
«Залив», Хелен Франкентален
Картина была испорчена в 2006 году школьником, который просто наклеил жвачку на холст стоимостью более миллиона долларов. Реставраторы соскоблили жвачку, но особо внимательные любители творчества Франкенталя говорят, что пятнышко на «Заливе» все же осталось.
Федра, Сай Твомбли
Из всех вариантов порчи картин работа Твомбли досталась самой приятной — в 2007 году картину поцеловала художница Ринди Сэм. Помада Сэма — на зависть любителям макияжа — оказалась сверхстойкой: реставраторы использовали 30 химикатов, и ни один из них не стер следы поцелуя. Ринди Сэм не считает свой поступок вандализмом; по ее словам, она поцеловала картину, чтобы выразить свое сочувствие.
«Женщина в красном кресле», Пабло Пикассо
В 2012 году 22-летний студент Уриэль Ландерос внес свои «правки» в картину. С помощью трафарета и аэрозольной краски он оставил на холсте надпись «Конкиста» (в переводе с испанского — завоевание, захват) и изображение быка и тореадора. Позднее Ландерос разместил на Youtube свое видеообращение, в котором заявил, что не хочет уничтожать картину, и сетовал на то, что «наше общество стало коррумпированным, жаждущим войны, убийств и изнасилований»
«Черное на коричневом», Марк Ротко
Внес свой вклад в историю порчи картин и русский художник Владимир Уманец, оставивший свою подпись на картине Марка Рота. Уманец не только не раскаялся в своем поступке, но и неоднократно заявлял в СМИ, что своей подписью увеличил стоимость картины.
«Свобода, ведущая народ» Эжен Делакруа
Видимо, черный маркер сменил моду на ножи у вандалов. Именно черным маркером было совершено последнее известное «преступление» против картины — посетитель филиала Лувра в Лансе оставил подпись «AE911” на картине. Вероятно, речь шла об Architects and Engineers for the September 2001 Truth, организации, настаивающей на расследовании крупнейшей террористической атаки в истории, которая произошла в Нью-Йорке.
Текст: Алеся Сидненко
Ровно 25 лет назад, 15 июня 1985 года в Эрмитаже на рембрандтовскую Даная напал сумасшедший, который облил полотно серной кислотой и дважды ударил ножом.
13 января 1913 года в Москве, в Третьяковской галерее, был совершен акт вандализма: некий Абрам Балашов с криком «Хватит крови! Долой кровь!» вырезала известную картину Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Картина была спасена благодаря усилиям реставраторов и самого художника, приехавшего по вызову с дачи в Финляндии.
В феврале 1914 года суфражистка Мэри Ричардсон вырезала несколько фрагментов картины Веласкеса «Венера с зеркалом» в Лондонской национальной галерее. За повреждение картины Ричардсон был приговорен к 6 месяцам тюремного заключения. После реставрации картина вновь заняла свое место в одном из залов галереи.
Чаще всего покушаются на работы Рембрандта. Великий голландец как будто привлекает людей с неуравновешенной психикой. Их особенно привлекает шедевр Рембрандта «Ночной дозор», написанный в 1642 г.
14 (1) января 1911 г. в государственном музее Амстердама картина была повреждена ударами ножа. Виновник был арестован.
14 сентября 1975 года в амстердамском Рейксмузеуме бывший школьный учитель, психически больной голландец Вильгельмус де Ринк нанес хлебным ножом шедевру Рембрандта 12 порезов. Это было уже второе нападение на одно из самых известных творений мирового искусства.
В 1990 году на картину попала кислота, повредившая лаковый слой.
В 1977 году в Государственной галерее Касселя было облито кислотой несколько работ старых мастеров, в том числе две работы Рембрандта.
15 июня 1985 года на картину Рембрандта «Даная» в Эрмитаже напал сумасшедший, который облил полотно серной кислотой и дважды ударил ножом. Вандалом оказался житель Литвы Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. От действия кислоты больше всего пострадали наиболее важные и деликатные с точки зрения живописного исполнения детали, но благодаря работе специалистов музея «Даная» была возвращена к жизни. Работа по спасению шедевра завершилась спустя 12 лет, в 1997.
В декабре 1956 года в Лувре молодой боливиец по имени Уго Унгаза Вильегас в порыве необъяснимого гнева запустил камнем всемирно известную картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда») с камень и повредил левый локоть красавицы. С тех пор на левом локте Моны Лизы остался едва заметный след. На нее несколько раз нападали. Последняя попытка была предпринята в 1974 году, когда японский турист бросил в Мону Лизу бутылку с краской. К счастью, защитное стекло спасло шедевр. После этого случая картину поместили в специальный ящик из пуленепробиваемого стекла.
В 1987 году было предпринято двойное покушение на работу американского художника-абстракциониста Барнетта Ньюмана в голландском Stedelijk Museum. Маньяк разрезал ножом картину «Кто боится красного, желтого и синего III». Его поймали, он отсидел, ушел — и снова отправился в музей, где вырезал еще одну картину Ньюмана. Как стало известно, причиной его неприязни к абстракционизму стала прочитанная преступником критическая монография о современном искусстве. Идеи автора настолько понравились террористу, что он решил воплотить их в жизнь — и отправился в музей. Специальным указом голландских властей маньяку был закрыт доступ во все музеи страны.
В 1988 году три картины Альбрехта Дюрера были повреждены кислотой в Старой пинакотеке в Мюнхене. Преступника нашли и отправили в психиатрическую клинику. Им оказался Ганс-Иоахим Больманн, совершивший этот акт вандализма после выхода из тюрьмы, где он провел пять месяцев.
Он «прославился» тем, что в 1970-1980 гг. нанес искусству материальный ущерб на 270 миллионов марок, облив кислотой в общей сложности 56 картин и рисунков, в том числе несколько шедевров мирового уровня, в том числе старинный церковный алтарь и картины Рембрандта и Дюрера. Его любимым приемом было брызгать на картины серной кислотой. Больман был трижды осужден за ненависть к искусству: в 1988 в Мюнхене он был приговорен к двум годам лишения свободы с последующим содержанием в психиатрической клинике, после второго приговора в 1990 году он был отправлен в психиатрическую больницу в Гамбурге.
4 января 1997 года в Стеделийк-музее в Амстердаме русский художник Александр Бренер изуродовал картину Казимира Малевича «Супрематизм», на которой зеленой краской из баллончика нарисовал знак доллара. Бренер был приговорен к пяти месяцам тюремного заключения плюс пять месяцев испытательного срока по решению суда.
21 января 19 г.В 98 году на выставке Матисса в Капитолийском музее в Риме охрана музея обнаружила повреждение трех картин острым предметом. Две из них из коллекции Национальной галереи в Вашингтоне и из частной коллекции — пострадали серьезно, на картине «Стоящая Зора» («Марокканка») из Эрмитажа под правой ногой, изображенной Матиссом девушки, небольшой след, не более 4 см. Считается, что один из посетителей проткнул картину карандашом. Просто так, от нечего делать.
В июне 2006 года пожилой мужчина облил едким веществом картину художника XVII века Бартоломеуса ван дер Хелста «Банкет по случаю заключения Мюнстерского мира 1648 года» из собрания амстердамского Рейксмузеума (Royal Museum, Rijksmuseum ). Преступник был задержан полицией. Серьезных повреждений картине не нанесено, поврежден только слой лака, покрывавший холст.
В апреле 2007 года в одном из музеев города Милуоки (штат Миннесота, США) посетитель музея повредил полотно «Триумф Давида» итальянского мастера Оттавио Ваннини, датированное 1640 годом. Мужчина, рассматривающий картину , ударил его кулаком, пробив большую дыру; потом, оторвав холст от стены, стал топтать его ногами. В свою защиту американец, задержанный на месте преступления, заявил, что «был очень расстроен и взбешен при виде Голиафа». Служба безопасности музея не успела вмешаться и спасти полотно.
В ночь на 7 октября 2007 года неизвестные проникли в один из центральных музеев Парижа — Музей Орсе и изувечили картину Моне «Мост в Аржантее» 1874 года. Сработала сигнализация, и, убегая, один из них попали в картину, оставив в ней дыру длиной около 10 см. Нападавших нашли благодаря видеозаписи камер наблюдения и оставленному хулиганами мусору.
Один из задержанных признался, что смог в состоянии алкогольного опьянения ударить по картине кулаком. Подозреваемые — четверо юношей и одна девушка 18-19 лет.лет — проживание в парижских пригородах.
16 мая 2008 года Тимур Серебриков, бывший охранник Художественного музея Карнеги в Питтсбурге, разрезал ключом картину латвийско-американской художницы Вии Целминс «Ночное небо #2». Художественный музей Карнеги. Стоимость полотна оценили в 1,2 миллиона долларов.