Схема залов Эрмитажа
Посетить Эрмитаж и не заблудиться в лабиринтах этой сокровищницы искусства – достаточно редкий случай. Каждый, кто был в музее, хоть раз ловил себя на мысли, что сбился с пути. Это не кажется удивительным, ведь коллекция Эрмитажа превышает три миллиона единиц хранения, а его экспозиционно-выставочная площадь составляет 100 000 квадратных метров.
Эксперты утверждают: чтобы не затеряться в Эрмитаже, вооружитесь схемой расположения залов, а также заранее расставьте приоритеты и составьте примерный маршрут. Тогда вам удастся не упустить из виду экспонаты, которые будут интересны именно вам.
Содержание статьи
Схема Главного музейного комплекса
- Зимний дворец
- Малый Эрмитаж
- Большой Эрмитаж
- Новый Эрмитаж
Схема Главного музейного комплекса
Схема Эрмитажа представляет собой целый ансамбль из пяти зданий на Дворцовой площади, объединенных между собой. В их числе Зимний дворец, Малый, Большой и Новый Эрмитаж, а также Эрмитажный театр. Все залы, включенные в Главный музейный комплекс, последовательно пронумерованы.
В план Эрмитажа не включены остальные музейные подразделения: Главный штаб, Реставрационно-хранительский центр «Старая деревня», Зимний дворец Петра I, Экспозиция «Дворца Меншикова», Биржа и Музей Императорского фарфорового завода. Залы каждого из них объединены собственной нумерацией.
Зимний дворец
Визит в Эрмитаж традиционно начинается с Зимнего дворца, возведенного по проекту Растрелли. Центральный вход расположен со стороны Большого двора. Чтобы попасть внутрь, нужно пройти через арку, расположенную перед Александровской колонной.
Знакомство посетителей с Эрмитажем начинается с Иорданской лестницы, выполненной по проекту Растрелли из белого каррарского мрамора. Примечательно, что в XVIII веке лестница называлась Посольской, поскольку использовалась для следования иностранных послов в парадные залы для аудиенций.
Оказавшись на втором этаже, посетители видят перед собой Невскую и Большую анфилады. Первая из них состоит из трех залов: Аванзала, Николаевского и Концертного. Большая анфилада ведет посетителей в Фельдмаршальский, Петровский, Гербовый и Георгиевский залы. Большой интерес в экспозиции Зимнего дворца также представляет собрание древних артефактов.
Малый Эрмитаж
Из Георгиевского зала посетители попадают в Малый Эрмитаж, в котором в имперские времена принимали высокопоставленных особ. Сегодня внимание гостей музея притягивают Висячий сад, Павильонный зал и часы «Павлин».
Большой Эрмитаж
Вслед за Малым Эрмитажем по поручению Екатерины Великой было построено просторное здание, названное Большим Эрмитажем. Его залы образуют две анфилады: Невскую и Надворную. В Невской анфиладе представлены полотна Леонардо да Винчи, в том числе «Мадонна с младенцем». В залах Надворной анфилады экспонируется искусство Венеции, датируемое XVI веком.
Новый Эрмитаж
Новый Эрмитаж знаменит Лоджиями Рафаэля, залом Рембрандта и Рыцарским залом. На первом этаже разместилось собрание древностей.
Читайте также:
История создания Эрмитажа в Санкт-Петербурге
Какой маршрут Эрмитажа лучше: №1 или №2
Главные места Эрмитажа: что посмотреть в первую очередь
Залы Эрмитажа
Большой Тронный (Георгиевский) зал Эрмитажа
Рыцарский зал Эрмитажа
Путеводитель по Эрмитажу — маршрут по залам музея на карте
Эрмитаж работает каждый день недели, кроме понедельника. 1 января и 9 мая — выходные. Санитарные дни и неожиданные закрытия — большая редкость, но на всякий случай перед посещением загляните на сайт музея и проверьте режим работы.
Содержание:
- Общие моменты
- Режим работы
- Гардероб и турникеты
- О маршруте
- Музейная экспозиция
- Зимний дворей или Эрмитаж?
- Посольская (Иорданская) лестница
- Большой фельдмаршальский зал
- Петровский зал
- Гербовый зал
- Военная галерея
- Большой тронный (Георгиевский) зал
- Аполлонов зал
- Романовская галерея
- Павильонный зал
- Часы «Павлин»
- Советская лестница
- Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIII-XIVв.
- Зал Тициана
- Кающаяся Мария Магдалена
- Даная
- Зал Леонардо Да Винчи
- Мадонна Бенуа
- Мадонна Литта
- Зал искусства Италии эпохи Возрождения XVIв.
- Лоджии Рафаэля
- Зал Рафаэля
- Мадонна Конестабиле
- Святое семейство
- Зал Микеланджело
- Зал Рембрандта
- Даная
- Возращение блудного сына
- Советская лестница
- Двадцатиколонный зал
- Колыванская ваза
- Египетский зал
- Галерея Растрелли
Что стоит знать перед посещением?
Режим работы
- Вторник, четверг, воскресенье: 11:00 — 19:00
- Среда, пятница, суббота: 11:00 — 20:00
Обращаем ваше внимание, что в связи с карантинными мероприятиями вход в залы Эрмитажа происходит строго по сеансам. Сеансы начинаются каждые 30 минут. Количество туристов, допускаемых на сеанс одновременно, ограничено.
Гардероб и турникеты
После того, как вы войдете в Эрмитаж, отправляйтесь в гардероб. Сюда нужно сдать верхнюю одежду, рюкзаки и большие сумки, воду и другие жидкости. Маленькие сумки можно взять с собой. На экспозицию с крупногабаритными предметами вас не пустят. Воду отберут на входе. Поэтому позаботьтесь об этом заранее. Будьте готовы к тому, что в гардеробе могут быть очереди, закладывайте 10-15 минут на эту процедуру. Также в гардеробе есть туалет.
Далее поднимайтесь обратно в Главный Вестибюль и отправляйтесь к турникетам. Положите сумки на бегущую ленту и проходите через турникеты. Билет приложите штрих-кодом к сканеру турникета.
О маршруте
Сегодня мы с вами совершим путешествие по второму по величине музею в мире — Эрмитажу. Его коллекция включает около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В ее составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.
Наш маршрут включает самые важные залы и экспонаты музея. Мы поднимемся по Иорданской лестнице, побываем в тронном зале, увидим часы «Павлин», работы Леонардо и Рафаэля, познакомимся с полотнами Рембрандта и культурой Древнего Египта.
Музейная экспозиция
Эрмитаж или Зимний дворец?
Итак, вы прошли через турникеты и оказались в Иорданской галерее. Здесь и начнется наше путешествие. Но в первую очередь выясним, что такое Эрмитаж и как он устроен.
Основной комплекс Государственного Эрмитажа – это пять зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый (Большой) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. Мы увидим все эти здания, не выходя на улицу. Они соединены между собой арками-переходами.
У каждого здания свой стиль и свой архитектор. Они строились в разные годы.
Сейчас мы находимся в Зимнем дворце, самом большом здании Эрмитажа, резиденции русских императоров от Петра III до Николая II. Зимний дворец построен в стиле русское барокко. Русское барокко — это гигантские пространства, сложные формы, обилие скульптуры, декоративные колонны и контрастные цвета. Осмотритесь вокруг — сейчас вы находитесь в огромном зале с обилием колонн и скульптуры. Позолоченные светильники, лепнина на потолке — все это характерные черты русского барокко. Идите вперед и поднимайтесь по лестнице на второй этаж.
Посольская (Иорданская) лестница
Итак, вы на Иорданской лестнице. Она поражает воображение своими масштабами и богатством. Осмотритесь вокруг: здесь лестница тоже выполнена в стиле русское барокко. Огромное пространство высотой почти 20 метров кажется еще больше за счет зеркальных ложных окон, которые отражают свет настоящих. Основные украшение — золоченая лепка. Здесь использовано более пяти килограммов золота. Также обратите внимание на потолок, на роспись, где изображены боги Олимпа в облаках.
Иорданскую лестницу также называют посольской. Иностранные послы попадали в Зимний, поднимаясь на ней. Название «Иорданская лестница» появилось позже: по ней во время праздника Крещения Господня к Неве спускалась процессия из Большой церкви для совершения обряда водосвятия.
Поднимитесь по лестнице на второй этаж и поверните налево, в Фельдмаршальский зал.
Большой фельдмаршальский зал
Зал создавался специально для портретов русских фельдмаршалов. Здесь вы найдете портреты Александра Васильевича Суворова, который не проиграл ни одной битвы, Михаил Илларионович Кутузова, победителя Наполеона, и других великих русских военачальников.
Этот зал отделан в стиле «классицизм». Рассмотрим повнимательнее портреты на стенах и перейдем в Петровский (Малый тронный) зал.
Петровский зал
Этот зал посвящен Петру Великому. В отделку включены вензеля императора (две латинские буквы P), двуглавые орлы и короны. Стены обтянуты алым бархатом. Мемориальный характер зала подчеркивают панно над дверями. На них изображены два главных сражения Северной войны со Швецией, которая велась за те земли, где теперь расположен Петербург.
В центре зала стоит трон Петра Великого. Над троном — сам Петр с Минервой, аллегорической фигурой Славы.
Гербовый зал
Пройдя через петровский зал, вы попадете в один из самых больших залов Эрмитажа, Гербовый зал. Здесь принимали губернское дворянство, проводили балы и парадные обеды.
Есть легенда, что император Николай I, впервые войдя в этот зал, сказал архитектору, что тот не смог показать богатство и величие Российской Империи. Архитектор удивленно спросил, как же этого добиться. «Вот бы колонны позолотил!» — посоветовал император. Тогда колонны позолотили.
Военная галерея
Поверните направо, и вы попадете в Военную галерею, посвященную победе над Наполеоном в 1812 году. Галерея выдержана в стиле ампир. На стенах вы видите портреты генералов, участников войны. Всего их 329. Также вы здесь найдете 13 рам, затянутых зеленой тканью. Эти портреты не были исполнены, так как людей, которых должны быть изобразить на них, не удалось разыскать. Все портреты написаны одним художником — англичанином Джорджем Доу. Он писал портреты около десяти лет.
В центральной части галереи — четыре портрета полководцев: Кутузова, Барклая-де-Толли, герцога Веллингтона и великого князя Николая Павловича. В торце галереи, под балдахином, — портрет императора Александра I.
Большой тронный (Георгиевский) зал
Проходим Военную галерею насквозь и попадаем в главный зал Российской империи – Большой Тронный Зал. Зал торжественный и монументальный, его стены покрыты каррарским мрамором. На потолке – сложный бронзовый узор, который почти полностью отражен в узоре паркета.
В этом зале проходили парадные обеды, официальные приемы и церемонии. Под Георгиевским залом во времена империи находились кухни с подсобными помещениями, а в западном углу был подъемник для доставки пищи из главного буфета, который располагался на антресольном этаже под залом. Присмотритесь, и вы легко обнаружите это место по характерным конструкциям паркета.
Смысловой центр зала, конечно, императорский трон. Он выполнен лондонским мастером Н.Клаузенем в 1731 году из ореха и позолоченного серебра. Обивка – из красного бархата. На спинке вышит двуглавый орел. А на его крыльях – гербы царств, входивших в состав Российской империи.
Аполлонов зал
Сейчас вы находитесь в переходном зале из Зимнего Дворца в Малый Эрмитаж. Его называют Аполлонов зал, потому что в одном из портиков раньше стояла статуя Аполлона – мраморная копия XVII в. с античного оригинала. Сейчас статуи уже нет, но название осталось. Сейчас в зале устраивают временные выставки.
Рассмотрите роскошный паркетный узор в зале и поверните налево, в здание Малого Эрмитажа.
Романовская галерея
В Романовской галерее представлено европейское прикладное искусство Средних Веков. Реликварии, процессионные кресты, изделия из кости, водолеи (сосуды для омовения рук), оклады переносных алтарей, церковные опахала. Пройдите галерею насквозь и переходите в следующий зал.
Павильонный зал
Павильонный зал, наверное, один из самых знаменитых залов Эрмитажа. Здесь проводили «эрмитажные балы», небольшие приемы для ближайших друзей царской семьи. Зал спроектирован архитектором А.И. Штакенштейдером в XIX веке. В убранстве зала переплетаются архитектурные мотивы Античности, Ренессанса и Востока. Этот стиль называют эклектикой или историзмом.
Пространство зала разделено колоннами на две части. Справа от вас южная часть. Она была задумана как холл, из которого можно выйти в Зимний сад. Сам Зимний сад можно увидеть за окнами. На одной стороне зала — декоративная лестница из белого мрамора. Она ведет на балкон, где во время балов размещались музыканты.
На стенах — четыре фонтана, которые называют «фонтаны слез». Вода, как слезы, должна была капать из одной чаши в другую. Это намек на мусульманскую архитектуру. В центре привлекает внимание копия римской мозаики. Оригинал хранится в музеях Ватикана.
Часы «Павлин»
В другой части зала, в северной, располагается один из самых известных экспонатов Эрмитажа – знаменитые часы Павлин. Часы из золоченой бронзы и серебра изготовил английский ювелир и механик Джеймс Кокс. Сегодня это единственный крупный автомат XVIII века в действующем состоянии, дошедший до нашего времени без изменений. Часы заводят для публики еженедельно, по средам в 20:00. Также их движение можно увидеть на экране в зале.
Часы обладают богатой символикой. Сова символизирует старость, павлин – зрелость, петух – молодость, белка – бесконечный бег жизни, ветка с листьями – жизнь, а голая ветка – смерть. Таким образом, часы показывают всю жизнь и смерть человека. Но где же сами часы? Если внимательно взглянуть на грибок перед стволом дерева, мы увидим там римскую цифру – это количество часов, а на грибке стрекоза – это секундная стрелка.
Советская лестница
Сейчас вы покидаете здание Малого Эрмитажа и через крытую галерею попадаете в здание Большого Эрмитажа. Вы находитесь у Советской Лестницы. Название лестница получила из-за того, что именно по этой лестнице во дворец попадали члены Государственного совета.
Обратите внимание на Малахитовую вазу. Она сделана не из цельного куска малахита. Каркас из бронзы, а сверху — тонкие срезы этого минерала. В XIX веке малахит воспринимался как национальный символ. Добывали так много малахита, что сейчас в России его почти не осталось. Именно поэтому в Эрмитаже вы найдете так много малахитовых изделий.
Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIII-XVI в.
Сейчас вы находитесь в Старом Эрмитаже. Здание было построено по приказу Екатерины II именно как музей. Эпоха Просвещения сделала собрание картин и музеи необходимым элементом престижа государей. Поэтому в 1764 году Екатерина II приобретает большую коллекцию картин. Эта дата считается началом истории Эрмитажа как музея.
В Эрмитаже огромная коллекция картин, поэтому в этому путеводителе будут освещены только самые интересные. Сейчас предлагаем вам повернуть направо и пройти вперед, пропустив несколько залов. Следующая остановка — красный зал, зал Тициана.
Зал Тициана
Тициан — крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. В этом зале три картины Тициана: кающаяся Мария Магдалина (1), мученик III века Святой Себастьян, расстрелянный отравленными стрелами, и Даная
Кающаяся Мария Магдалена
«Кающаяся Мария Магдалена» на торцевой стене — шедевр, который прославил Тициана еще при жизни. По легенде, умирая, художник держал в руках именно ее. Для Эрмитажа картину приобрел 1850 году Николай I. В живописи эпохи Возрождения сложно найти женский образ, сравнимый по эмоциональной силе с Марией Магдаленой Тициана. Заплаканное лицо, глаза, устремленные к небу, прижатые к груди руки — все выражает смятение души героини.
Даная
Также обратите внимание на Данаю. Вспомним сюжет. У древнегреческого царя Акрисия была дочь — Даная. Оракул предсказал Акрисию, что его убьет собственный внук. Чтобы избежать этого, он заточил Данаю в башню и тем самым обрек ее на безбрачие. Но Зевс, очарованный девушкой, проник в башню в образе золотого дождя. Так был зачат греческий герой Персей, который действительно убил царя Акрисия, а позже обезглавил Медузу Горгону.
Сюжет о Данае и золотом дожде был чрезвычайно популярен у художников. В Эрмитаже находятся две из них: Даная Тициана и Даная Рембрандта, которую мы увидим позже. Именно Тициан окончательно сформировал композицию сюжета: обнажённая Даная на переднем плане, старуха-служанка на заднем плане оттеняет своим уродством красоту Данаи, а дождь струится сверху золотистым сиянием. Тициан изображает его в виде золотых монет.
Зал Леонардо Да Винчи
Следующий зал — зал Леонардо Да Винчи. Леонардо написал всего 15 картин. И две из них находятся в Эрмитаже. Давайте рассмотрим каждую поближе.
Мадонна Бенуа
Мадонна Бенуа — одна из ранних работ Леонардо. Художник изображает Деву Марию (1) и младенца (2) очень естественными, живыми. Если бы не нимбы, можно было бы подумать, что это жанровая сценка: итальянка играет с ребенком. Мадонна изображена обычной земной женщиной, черты ее далеки от идеала. В XV веке это произведение было поистине авангардным. Мать показывает ребенку цветок (3), тот с любопытством тянется к нему. Цветок — лилия — символ невинности. В руке у младенца крестоцвет (4), это намёк на распятие Иисуса.
Эту мадонну называют Бенуа в честь фамилии семейства, которому раньше принадлежала картина.
Мадонна Литта
Мадонна Литта — одна из самых знаменитых картин Эрмитажа. Свое имя она получила в честь прежних владельцев, итальянских графов Литта. На картине изображена Дева Мария, которая кормит младенца Христа. Олицетворение материнской любви как величайшей ценности. В проемах окон — горный пейзаж, который добавляет еще больше спокойствия картине, напоминая о гармонии мироздания.
Обратите внимание на левую руку младенца (3). Он сжимает маленькую птичку с красной головкой. Это щегол, символ жертвенности Христа и его духовности. Согласно легенде, щегол вырвал колючку из тернового венца Иисуса.
Зал искусства Италии эпохи Возрождения XVI в.
В зале Леонардо повернем направо, не останавливаясь пройдем через зал, где представлено творчество его учеников, и ненадолго задержимся в зале искусства Италии XVI века. Зал посвящен маньеризму — течению в искусстве Италии периода позднего Возрождения. Художники этого времени стремятся к творческой свободе, прибегают к необычным композиционным приемам и выбирают острые цветовые контрасты. Поэтому цвет, пропорции тел и перспектива на некоторых картинах в этом зале так сильно искажены.
Лоджии Рафаэля
Проходим мимо контроля эрмитажного театра, идем через Северный кабинет и оказываемся в одном из самых красивых залов Эрмитажа — в лоджиях Рафаэля. Они были созданы Джакомо Кваренги в конце XVIII века, и повторяют (с некоторыми отступлениями) лоджии, расписанные Рафаэлем в Папском дворце в Ватикане.
Итальянский оригинал пленил воображение императрицы Екатерины II, и она приказала создать копию и привезти для нее в Петербург. Папа Римский дал согласие и работы начались. Они продолжались несколько десятилетий. Все это время в Европе только и говорили о том, что русская императрица хочет взглянуть на лоджии Рафаэля, но не хочет ехать в Ватикан. Строительство лоджий стало своеобразной пропагандой: Екатерина представала невероятно богатой и могущественной в глазах европейцев.
Давайте внимательно осмотрим галерею. Она разделена на 13 равных частей, отделенных друг от друга арками. В каждом из сводов — четыре живописные композиции на библейские сюжеты. Всего здесь представлено 52 сюжета из Ветхого и Нового заветов от Сотворения мира до Тайной Вечери. Изображения на стенах известны как гротески. Гротески были очень популярны в эпоху Высокого Возрождения. Эта эпоха возрождала античность, а гротески были элементом античной отделки помещений.
Зал Рафаэля
Вернемся в Северный кабинет и повернем налево. Мы окажемся в зале Рафаэля. Он назван так в честь двух картин Рафаэля, выставленных здесь. Это Мадонна Конестабиле и Святое Семейство. Давайте рассмотрим их поближе.
Мадонна Конестабиле
Свое название картина получила по имени семейства, в чьем собрании она находилась до того, как была выкуплена императором Александром II. Он приобрел ее в качестве подарка для своей жены, императрицы Марии Федоровны.
Рафаэль написал эту картину, когда ему было всего 20 лет. Это одна из лучших ранних его работ. Картину отличает прекрасная композиция, красота линейного ритма и благородство цветовых созвучий. Весенний пейзаж созвучен с образом юной Марии. Рамка — оригинальная. Она украшена гротескным орнаментом по рисунку Рафаэля.
Святое семейство
Картину «Святое семейство» также называют «Мадонна с безбородым Иосифом». Действительно, Иосиф, традиционно изображавшийся с бородой, здесь — без нее. Картину отличает атмосфера возвышенной печали. Компактность композиции, треугольник, который образуют фигуры на картине, создают впечатление монументальности. Мягкая светотень, которую изображает художник, говорит о влиянии на его творчество Леонардо Да Винчи.
Зал Микеланджело
Из зала Рафаэля повернем направо и попадем в Зал фресок Рафаэля. Здесь остановимся у скульптуры в центре зала. Это «Скорчившийся мальчик» Микеланджело (1). Это единственная работа скульптора в коллекции Эрмитажа и во всей России.
«Скорчившийся мальчик» был создан после тяжелых для Италии событий. Тогда император Священной Римской Империи разграбил Рим, а во Флоренции была восстановлена тирания семьи Медичи. В этот период творчество Микеланджело становится более экспрессивным. Вы можете заменить, что на скульптуре видны следы резца, а кисти рук и ступни ног лишь намечены. Такая незавершенность — сознательный прием Микеланджело, одно из многочисленных его открытий, которым он украсил язык скульптуры.
Рассмотрите мальчика повнимательней. Что он делает? Кажется, он просто сжался в комочек, но обратите внимание на его позвоночник. Он как бы вдавлен в спину. Это показывает то, что на самом деле мальчик пытается встать, но неведомая сила мешает ему. Считается, что это метафора Флоренции, которая придавлена тиранией Медичи, но не оставляет попыток выпрямиться и встать.
Зал Рембрандта
Мы с вами познакомились с эрмитажной коллекцией итальянского Возрождения. Но по своей значимости она, пожалуй, уступает коллекции картин голландского живописца Рембрандта. Сейчас мы покинем залы Возрождения и отправимся в залы голландского искусства.
Зал фресок Рафаэля, в котором мы сейчас находимся, открывает анфиладу камерных интерьеров Нового Эрмитажа, получивших название «кабинеты». Пройдем эти кабинеты насквозь. Мы оказались в зале Голландской живописи XVII века. Пропускаем и этот зал (поверните направо) и попадаем в зал Рембрандта.
Зайдя в зал Рембрандта сразу поверните налево. Перед вами знаменитая «Даная», пожалуй, самое известное полотно Эрмитажа.
Даная
Сюжет картины нам уже знаком. Мы уже встречались с Данаей у Тицана. Теперь мы можем сравнить два полотна. Сразу бросается в глаза то, что Рембрандт не изображает золотых монет. Его золотой дождь — мягкий свет, который льется на героиню. Даная тянется к нему. Над ней — Эрот. Обратите внимание, его руки связаны. Искусствоведы считают, что это намек на вынужденное целомудрие.
У этой картины сложная судьба. Она пережила страшный акт вандализма и находилась в реставрации 12 лет. 15 июня 1985 года в Эрмитаж с экскурсией пришел 48-летний Бронюс Майгис. Он спрашивал у работниц музея, какая картина самая ценная. Потом подошел к Данае, плеснул в нее серной кислотой и несколько раз проткнул ножом. Краска начал пузыриться, кипеть, менять цвет. Майгис был арестован, а после признан сумасшедшим.
Возвращение блудного сына
Следующая картина, которая нас интересует, находится в противоположном конце зала, напротив двери. Это «Возвращение блудного сына».
Эта картина написана Рембрандтом за несколько месяцев до смерти. Этой картиной он будто подводит итог своей жизни. В основе сюжета — евангельская притча о блудном сыне. У отца было два сына. И младший попросил отца разделить имение и отдать ему часть. Отец так и поступил. Тогда младший сын покинул отцовский дом и отправился в дальнюю страну, где жил и потратил все деньги. Когда деньги закончились, он начал голодать, но никто из прежних друзей не помог ему. Тогда сын вернулся к отцу и упал к нему в ноги, прося прощение. Отец простил его и принял обратно в свой дом. Этот момент и изображен на картине. Освященное лицо старца будто излучает свет благородства души. Сын, в рваной одежде, грязный, прижимается к отцу, моля о прощении.
Советская лестница
Мы покидаем зал Рембрандта и снова оказываемся на Советской лестнице. Здесь есть туалет (WC). Для продолжения маршрута спустимся на первый этаж и повернем направо. Пройдем, не останавливаясь, через зал с выставкой южноиталийских ваз и окажемся в Двенадцатиколонном зале.
Двадцатиколонный зал
На первом этаже Эрмитажа нет картин — тут может быть слишком сыро для них. Зато тут выставлена античная керамика и скульптура. Зал, в котором мы с вами оказались, посвящен искусству и культуре Древней Италии. Здесь можно видеть разнообразные предметы, выполненные в технике бронзового литья, и этрусские вазы. Зал изначально был создан для выставки коллекции античных ваз. Поэтому он имитирует интерьер античного храма. По замыслу архитектора, декор зала составляет единое целое с экспозицией.
Колыванская ваза
Не останавливаясь пройдем через Помпеянский зал и окажемся в следующем, где взгляд сразу остановится на огромной вазе. Это Колыванская ваза, самая большая ваза, когда-либо выполненная из цельного куска полудрагоценного камня. Огромный кусок яшмы был обработан на Колыванской шлифовальной фабрике — так ваза и получила свое название. Через пол-России на санях ее тащило 150 лошадей. Остальной путь она проделала по воде. Вес чаши около 20 тонн.
Египетский зал
Мы возвращаемся в Зимний дворец. Направляемся в зал, посвященный Древнему Египту. Раньше здесь находился главный буфет Зимнего дворца. Тот самый, откуда на лифте поднимали блюда в Большой тронный (Георгиевский зал). Теперь тут расположилась египетская коллекция Эрмитажа.
Экспонат, привлекающий наибольшее внимание посетителей здесь, — египетская мумия.
Этого человека звали Падиисет. Он был жрецом, жил во второй половине VII века до нашей эры. Ожоги на его теле — результат воздействия соды, в которую жреца поместили, чтобы удалить из кожных покровов влагу. Это сделано для того, чтобы предотвратить гниение тела. Справа в витрине саркофаг. Это внутренний саркофаг из погребального комплекса жреца. Средний и внешний вы найдете в витрине в начале зала (2,3).
Галерея Растрелли
Мы закончили осмотр экспозиции и вышли в галерею Растрелли. По правую руку от вас — Иорданская лестница, где мы начинали нашу экскурсию. В галерее есть кафе, тут вы можете передохнуть, выпить кофе и купить сувениры.
Зимний дворец | Encyclopedia.com
гейл
просмотров обновлено
Учреждение Зимнего дворца относится к первому десятилетию существования Санкт-Петербурга, когда в 1711 году был построен первый Зимний дом для Петра I. С переносом столицы от Москвы в 1712 году зимняя резиденция царя-императора приобрела статус крупного государственного здания. Следующий Зимний дворец был построен на набережной Невы в 1716–1719 годах по проекту Георга Маттарнови и расширен в 1720-х годах Доменико Трезини. В 1732 году Бартоломео Франческо Растрелли начал работу по приказу императрицы Анны над третьим вариантом Зимнего дворца, который строился большую часть 1730-х годов.
Планирование нового Зимнего дворца для императрицы Елизаветы началось в начале 1750-х годов под руководством Растрелли, который намеревался включить существующий третий Зимний дворец в проект еще более крупного сооружения. Однако по мере того, как работы продолжались в 1754 году, он пришел к выводу, что новый дворец потребует не просто расширения старого, но и должен быть построен на его фундаменте. Строительство продолжалось круглый год, несмотря на суровые зимы, и императрица, считавшая дворец предметом государственного престижа во время Семилетней войны (1756–1763), продолжала отдавать приказы о его скорейшем завершении. 859555 рублей, первоначально выделенных на постройку Зимнего дворца, должны были быть взяты по схеме, разработанной царедворцем Петром Шуваловым, из доходов казенных трактиров. (Большая часть армии рабочих Растрелли получала ежемесячную заработную плату в один рубль.) Перерасход средств был хроническим, и работа иногда останавливалась из-за нехватки материалов и денег в то время, когда ресурсы России были истощены до предела Семилетней войной. В конечном итоге проект стоил около 2 500 000 рублей, полученных из налогов на алкоголь и соль, взимаемых с и без того обремененного населения. Елизавета не дожила до завершения строительства дворца: она умерла 25 декабря 1761 года. На следующий год были готовы парадные парадные залы и императорские апартаменты для царя Петра III и его супруги Екатерины.
Основной план Зимнего дворца представляет собой четырехугольник с внутренним двором, оформленным аналогично внешним стенам. Наружные фасады нового императорского дворца, три из которых обращены в сторону общественных помещений, оформлены в стиле позднего барокко. На невском фасаде дворец издалека представляет собой непрерывный горизонтальный размах протяженностью более 200 метров, а противоположный фасад (на Дворцовой площади) отмечен в центре тремя арками парадного входа во двор, увековеченными кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном, а также художниками, изобразившими в утрированном виде «штурм Зимнего дворца». Фасад, выходящий на Адмиралтейство, — это единственная часть конструкции, которая содержит существенные элементы третьего Зимнего дворца.
На фасадах царит строгая симметрия. Двести пятьдесят колонн разделяют около семисот окон, не считая окон внутреннего двора. Дворец состоит из трех основных этажей, расположенных над цокольным этажом, а кульминацией конструкции является тщательно продуманный карниз, поддерживающий 176 больших декоративных ваз и аллегорических статуй. Первоначальная каменная скульптура, изъеденная суровым петербургским климатом, в 1890-х годах была заменена медными фигурами. Песочный цвет, который Растрелли предназначал для лепнины фасада, исчез под серией красок от тускло-красной (нанесенной в конце девятнадцатого века) до бирюзовой в начале двадцать первого века.
Интерьер Зимнего дворца, насчитывающего более семисот комнат, претерпел множество изменений, и от растреллиевского убранства в стиле рококо сохранилось немногое. Работа над интерьером продолжалась несколько десятилетий, так как помещения менялись и
переделывались в соответствии со вкусами Екатерины Великой и ее преемников. Еще более разрушительным был дворцовый пожар 1837 года, который бесконтрольно горел более двух дней и уничтожил интерьер. В ходе реконструкции большинство помещений было оформлено в эклектических стилях середины XIX века или восстановлено в стиле неоклассицизма, которым пользовались преемники Растрелли в оформлении дворца, такие как Джакомо Кваренги. Лишь парадная, или Иорданская, лестница и ведущий к ней коридор (галерея Растрелли) были восстановлены Василием Стасовым в манере, близкой к первоначальному замыслу Растрелли. И все же Зимний дворец по-прежнему ассоциируется прежде всего с именем Растрелли, создателя этого шедевра барокко.
В 1918 году Зимний дворец и его художественная коллекция были национализированы, а в 1922 году большая часть здания отошла к Государственному Эрмитажу. Существенные реставрационные работы были прерваны начавшейся войной, в ходе которой сотрудники музея действовали героически. Государственный Эрмитаж вновь открылся в 1945 году, и с тех пор бывший Зимний дворец стал объектом кропотливой работы по сохранению одного из величайших музеев мира.
См. также: Элизабет; французское влияние в России; музей, эрмитаж; Растрелли, Бартоломео; ул. петербург
Брамфилд, Уильям Крафт. (1993). История русской архитектуры. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Орлов Александр и Швидковский Дмитрий. (1996). Санкт-Петербург: царская архитектура. Нью-Йорк: Abbeville Press.
Уильям Крафт Брумфилд
Энциклопедия истории России
Еще с encyclopedia.com
Зима , зима •горький, коммиттер, криттер, озлобленность, излучатель, слесарь, флиттер, фриттер, блеск, пескоструй, нападающий, дрожь, вязальщица, помет, разрешитель, питта,… Джонни Зима , Зима, Джонни Гитарист В 1968 году в журнале Roiling Stone, написанном Ларри Сепульвадо и Джоном Бёрксом, под заголовком «Техас» говорилось: «Представьте себе 130-фунтовый… Буран, буран. Местное название ветра в России и Центральной Азии, который сильно дует с севера. Восток зимой и летом. Зимой очень с… Северный олень, северный олень, жвачное млекопитающее, род Rangifer, семейства оленьих, встречается в арктических и субарктических районах Евразии и Северной Америки.
Об этой статье
Обновлено О Содержимом encyclopedia.com Распечатать статью
Вам также может понравиться
wint.
upland cress
Christy, Barrett (1971–)
Winter, Johnny and Edgar
Waara, Jennie (1975–)
WINTER, Ella
Winters
Винтер, Луиза
Близлежащие термины
Зимние олимпийские игры
зима 1779–1780
Зимние встречи
Зимняя лилия
Зимние убийства
Зимнее путешествие
Зима в крови
Зимние полеты
Зимние путешествие
Зима кровя
Зимние полеты
Зимний путь
В зимней кровке
Зимний путь
. Скотт Фицджеральд, 1922
Зимние сны
кресс-салат
Зимние каникулы
зимние ягоды
зимние.
Винт, Морис Дин
Winstone, Ray 1957–
Winstone, Harold E.
Университет штата Уинстон-Салем: табличные данные
Университет штата Уинстон-Салем: описательное описание State University
Winston-Salem Foundation
Winston-Salem Bible College: табличные данные
Winston-Salem Bible College: описательное описание
Winston-Allen, Anne 1942–
Winter Palace
Зимний парк
Зимний прохождение
Зимние люди
Зимний диапазон
Зимние шналь
Зимние солнцестояния
Зимние солнечные Эймс (1865–1944)
Винтер, Дэвид Брайан
Винтер, Элла
Винтер, Эрик 1976-
Винтер, Этель (1924–)
Уинтер, Густав
Уинтер, Джейкоб
Уинтер, Джоан (1924–)
Уинтер, Джоанна (1924–)
Уинтер, Джон (Энтони)
Уинтер, Джон Стрэндж (1856–1911 Уинтер)
3 9, Джонни и Эдгар
Винтер, Иона 1962-
Винтер, Кари Дж.
Винтер, Леон де 1954-
Винтер, Лиана (1942–)
Николай II одобрил покраску Зимнего дворца в красный цвет в 1897 году
1
1 ФОТО: современный цветной вид западный фасад
из Зимний дворец , не передает реальный терракотово-красный оттенок, однако дает представление о фасаде дворца , каким он выглядел в начале 20 векаЗа свою более чем 250-летнюю историю Зимний дворец в Санкт-Петербурге неоднократно перекрашивался, в самые разные цвета охры и разной плотности. Цвет фасадов Зимнего дворца кардинально изменился в начале 20 века. Это было в 1897, что император Николай II утвердил проект нового цвета фасадов Зимнего дворца. Кирпично-красный оттенок был выбран, чтобы соответствовать цвету красного песчаника новой ограды Собственного сада Его Величества.
Решение Императора было исполнено в 1901 году после завершения строительства ограды Собственного Его Величества Сада. В апреле 1901 года архитектор Николай Иванович Крамской (1865-1938) представил смету в 15 639 рублей. «за проект окраски Императорского Зимнего дворца в цвета новой садовой ограды». На проекте и смете он написал: «Высоко одобрено. Мне приказали немедленно начать рисовать!» Тендер на ремонтные работы выиграл Круглов, подрядчик, которому заплатили 29,467 руб., в которую входило «оскоблить, отшлифовать и зачистить стены фасадов, наружных и наружных, барабана купола, башен и дымовых труб», а затем покрасить все указанные участки.
Кроме Зимнего дворца, в такой же кирпично-красный цвет были выкрашены все здания на Дворцовой площади, в том числе дугообразное здание Главного штаба длиной 580 м и Штаб Гвардейского корпуса, который, создан целостный ансамбль исторической площади.
По мнению зодчих того времени, в результате решения императора уникальные здания ансамбля Дворцовой площади, разнообразные по своей конструкции, способствовали «единству восприятия и слились в монохромную терракотово-кирпичную колористическую массу» .
ФОТО: Император Николай II покидает Зимний дворец (1896 г.)
На черно-белых фотографиях начала ХХ века отчетливо видны темные фасады Зимнего дворца [см. фото выше]. Кроме того, цветные открытки [см. Ниже] того времени также являются хорошим примером цвета.
Не всем петербуржцам понравился мрачный кирпично-терракотово-красный фасад, принятый при Николае II. Общественность обратилась к императору, чтобы убедить его изменить цветовую гамму Зимнего дворца. Однако Николай II отклонил их предложения.
При последнем царе белокаменные статуи тоже заменили на темные из меди. До этого у дворца были желто-охристые фасады разных оттенков, изображенные акварелью, фрагменты которой были обнаружены во время архитектурных вскрышных работ.
ФОТО: открытка начала ХХ века с изображением Зимнего дворца
ФОТО: открытка начала ХХ века с изображением западного фасада Зимнего дворца и Собственного Его Величества сада . Личные апартаменты Николая II и Александры Федоровны располагались в северо-западной части [слева, но не видны на фото выше] дворца
В июне 1911 г. министр Императорского двора граф Владимир Фредерикс (1838- 1927) выразил пожелание, чтобы Императорский Зимний дворец был окрашен в более светлый оттенок, чем его нынешний цвет. Министр просил представить ему образцы дворцовой окраски для утверждения одного из них.
Поскольку цветных фотографий Зимнего дворца в том виде, в каком он выглядел в 1911 году, не было, мы полагаемся на одного наблюдателя того времени, который дал представление о колорите дворца: «Цветовая гамма отличается по своему составу от утвержденной цветовой гаммы 1901 года в более розоватом цвете, но по плотности своей композиции она плотнее старой цветовой гаммы».
Итак, в октябре 1917 года Зимний дворец был не в «революционно-красном», а в несколько сомнительном розоватом. Однако даже при всех этих сомнительных нюансах монохромность дворца сохранилась в полном объеме.