Шерп кто это: Шерпы | это… Что такое Шерпы?

кто это? Где живут шерпы?

Главный шерпа

Шерпы на маршруте

Лакпа Рита

Работа шерпы

Исторический уклад

Поселки шерпов расположены на таких высотах, которые могут показаться нам не приспособленными для жизни. Шерпы возделывают землю, выращивая картошку, морковь и капусту на высоте до четырех с половиной тысяч метров, а строят свои дома и пасут скот подчас и вовсе на пяти тысячах. В местах, где они живут, использование колеса в принципе невозможно даже если бы они сами его изобрели, оно бы им не пригодилось. Правда, у них еще есть яки, которых можно навьючить, мохнатые, довольно кроткие и очень интеллигентные — они почти не оставляют навоза на дороге и всегда уступают ее человеку, прижимаясь к опасному обрывистому краю тропы, но, во-первых, як есть не у всякого шерпы, во-вторых, яков надо пасти и стричь, а не только использовать на посылках, и в-третьих, як ходит значительно медленнее шерпы, даже навьюченного, а шаткие висячие мосты над ущельями для яка вообще непроходимы. Поэтому шерпам пришлось самим стать транспортным средством.

Большие села, такие как Намче-Базар, Кхумжун и Пфорцзе, часто окружены каменной стеной высотой примерно полтора метра. Иногда вход в село лежит через крытые каменные ворота. Внутри села стенами обнесен едва ли не каждый земельный участок, так что, сойдя с главной дороги, можно довольно долго плутать по шерпанскому селу. Главная улица представляет собой трассу для пешеходов с «полосами» для левостороннего движения, разделенными насыпью из испещренных мантрами камней. Монастырь, ступа и камень с мантрой на нем священные объекты в Гималаях, поэтому их принято оставлять справа, обходя по часовой стрелке, отсюда происходит это пешее левостороннее движение.

Так шерпы жили 200 лет назад, и возможно, их жизнь и дальше протекала бы своим чередом в земледельческих трудах, выпасе яков и постоянном перетаскивании хозяйственных грузов вниз и вверх, если бы не страсть чужестранцев к Гималаям. Это случилось около ста лет назад, когда британцы начали свои первые восхождения в Гималаях. У них было много груза, с которым нужно было идти в гору. Шерпа взял на себя груз чужестранца, а тот открыл для него большой мир и придал смысл его хождению по горам.

Многовековой уклад жизни подготовил шерп — выносливость, трудолюбие, готовность идти на риск и отсутствие страха высоты как нельзя лучше подходят для восхождений на горы. Сыграло свою роль и буддийское мировоззрение с его терпимостью, дружелюбием и верой в переселение душ.

Наше время

Сегодня типичный день шерпы — это ранний подъем. 10-часовой путь с грузом вверх и вниз по горной тропе, а около пяти вечера, когда начинает темнеть, отдых на постоялом дворе у печки-буржуйки, где можно поесть и погреться, в такой повторяющийся изо дня в день распорядок жизни шерпа вступает уже лет в двенадцать-четырнадцать. Следующая ступень карьеры переход из разряда носильщиков в разряд гидов. На деле это означает существенное облегчение ноши, получение не 7, а 10-15 долларов в день, беседы с иностранцами и в перспективе восхождение на какую-нибудь вершину не в качестве носильщика, а полноценного члена группы альпинистов.

Классический расклад ролей в современной семье шерп такой: отец работает гидом, а мать ведет хозяйство — стряпает, убирает, держит маленький киоск с напитками и чипсами, в доме, который одновременно служит постоялым двором для туристов. В основном так устроена жизнь обитателей Солокхумбу, а в столице Намче-Базаре можно встретить шерп, которые могут позволить себе слетать на каникулы на Лазурный Берег. Кстати, на деле Соло и Кхумбу две разные области, которые, однако, давно сплелись в одно понятие.

Соло расположено ниже, это район рододендроновых лесов, зеленых пастбищ и ущелий на высоте от двух до трех с половиной тысяч метров. Кхумбу взяло свое название от имени ледника, сползающего с Эвереста, это скупое на зелень и богатое снежными вершинами высокогорье.

По-английски среди шерп не говорят только древние старики и старухи, что вовсе не мешает им при случае попробовать поболтать с приезжим. Но английский это база, а шерпа, если он хочет выделиться из общей среды, должен знать еще один европейский язык.

Шерпы честны и хорошо обучаемы. Если надо оставить свои вещи на какое-то время совершенно незнакомому человеку, лучше всего оставить их шерпе. Я делал это трижды и ни разу не только не пожалел об этом, но мне и в голову не пришло проверить их сохранность. Возможно, их честность обусловливает сама топография местности: через его ущелье проходит, как правило, только одна дорога, и это означает, что тот, кого он встретил однажды, встретится на его пути снова.

Европеец, если он приезжает в Гималаи регулярно, тоже заинтересован в том, чтобы вырастить «своего» шерпу. Например, встретившийся мне в горах немец, ходивший из года в год с одним и тем же шерпой, отправил его на учебу в институт Гете в Дели.

Европейская цивилизация понемногу пускает корни в изолированном мире шерп. Так, если в столице Непала Катманду полдня нет электричества, даже в самом диком шерпанском селении на высоте четырех с половиной тысяч метров в вашей комнате будет непременно гореть пусть слабенькая, но делающая свое дело энергосберегающая лампа. Все это не покажется удивительным, если взглянуть на тропу над пропастью, выложенную шерпами из камней на высоте 4600 метров. Или на дома и гостиницы в Намче-Базаре, который своим общим видом все больше напоминает швейцарский горнолыжный курорт. Макдоналдса на высокогорье пока, к счастью, нет, но кофемашины шерпы уже приволокли, и теперь на высоте четырех тысяч метров можно увидеть вывеску кофе Lavazza и выпить эспрессо с видом на Лхоцзе. А еще в Гималаях недавно появилась сотовая связь, хотя восемь лет назад ее не было не только здесь, но и во всем Непале. Молодые шерпы на привалах теперь жмут клавиши, играя в Mario и морской бой, и оглашают гималайские вершины звуками рингтонов.

И все бы ничего, если бы не заброшенные молитвенные мельницы вдоль главной гималайской тропы, которые местные не торопятся восстанавливать.

Кстати, слово «шерпа» закрепилось в политическом лексиконе. Так называют тех, кто готовит повестку дня для саммитов встреч на высшем уровне — от англ. summit «вершина». Подразумевается, что такой политик становится на это время проводником для своего лидера. Я бы сделал шерпу еще и символом посредника между нашим равнинным миром и миром вершин.

Самые известные шерпы

Тенцинг Норгей — вместе с новозеландцем Эдмундом Хиллари стали первыми людьми, которым 29 мая 1953 года покорился Эверест. Выносливость шерпы принесла ему славу человека с «третьим легким». О своем восхождении он рассказал в автобиографии «Тигр снегов», записанной Джеймсом Рамзаем Ульманом.

Апа Шерпа является рекордсменом по количеству восхождений на Джомолунгму. Он занимался переноской снаряжения и помощью альпинистам с 12-летнего возраста. Первая удачная экспедиция на вершину в составе международной группы состоялась 10 мая 1990 года. 11 мая 2011 он покорил Эверест в 21-й раз, заслужив прозвище Супершерпа.

Пемба Дордже дважды установил мировой рекорд скоростного восхождения на Эверест. 23 мая 2003 года он достиг вершины за 12 часов 46 минут. Всего через три дня его достижение превзошел другой шерпа, Лакпа Гелу. Пемба повторил попытку 21 мая 2004 года и, пройдя маршрут за 8 часов и 10 минут, вернул себе титул рекордсмена.

Профессия горного гида сопряжена с постоянной опасностью для жизни и поэтому многие известные шерпы преждевременно ушли в мир иной. Одним из таких был Бабу Чири, который в мае 1999-го провел на «крыше мира» 21 час без кислородной маски, даже устроив там импровизированную ночевку. Эверест покорялся ему 10 раз. 29 апреля 2001 года он погиб, упав в расщелину во время своей одиннадцатой экспедиции. Бабу Чири Шерпа легендарный непальский горный гид из народа шерпа. После него осталась школа, которую Бабу построил в родной деревне. В 2005-м в Катманду был открыт музей, поставлен памятник и выпущена памятная почтовая марка.

Но как бы не была опасна работа которой занимаются шерпы, Обслуживание альпинистов идущих на восхождение на горные пики Гималаев, это единственный способ более-менее приличного заработка, позволяющего прокормить семью. Некоторые, немного собрав денег, открывают небольшие гостиницы, в которых останавливаются идущие на восхождение. Остальные по прежнему работают носильщиками или гидами, они несут в горы поклажу альпинистов и сопровождают их во время восхождения.

Горами рожденные: кто такие шерпы

Игорь КорниловОбщество

Теги: Традиции

14:42 02 июля 2018

Обойтись без них при восхождении на Гималайские пики невозможно – альпинисты всего мира обращаются к ним за помощью. Уже больше ста лет на опаснейшую работу – доставлять грузы на большую высоту и прокладывать маршруты – нанимают шерпов. Слово «шерпы» облетело весь свет 29 мая 1953 года, когда на вершине Эвереста появились два человека: один высокий и худой, второй – ростом пониже и коренастый. Задержавшись ненадолго у края, они не спеша двинулись к центру крошечной площадки, на ходу снимая рюкзаки. Это были заключительные шаги к мировой славе, очень скоро обрушившейся на них.

3417 0 0

отправить по e-mail

     «Первым делом мы сделали то, что делают все альпинисты, взойдя на вершину горы: пожали друг другу руки.

Но разве можно было ограничиться этим на Эвересте! Я принялся размахивать руками, потом обхватил Хиллари, и мы стали колотить друг друга по спине, пока не задохнулись, несмотря на кислород… Сияло солнце, а небо – во всю жизнь я не видел неба синее!.. В великий момент, которого я ждал всю жизнь, моя гора казалась мне не безжизненной каменной массой, покрытой льдом, а чем-то теплым, живым, дружественным. Она была словно наседка, а остальные вершины – цыплята, укрывшиеся под ее крыльями. Мне казалось, что я сам могу раскинуть крылья и прикрыть ими мои любимые горы».

ЭТО ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ «Тигр снегов» – автобиографии шерпа Тенцинга Норгея, местного проводника, который вместе с новозеландцем Эдмундом Хиллари впервые в истории поднялся на высочайшую гору планеты. 

Фото: AP Photo/Tashi Sherpa, www.globaljournalist.org  

ШЕРПЫ (в единственном числе допускается «шерп» и «шерпа») – народность, живущая в Восточном Непале, в районе горы Джомолунгмы (то есть Эвереста), и в Индии. Тибетское название народности «shar pa» переводится как «восточные люди». Сами себя они называют шаркхомбо – слово «шар» в тибетском языке означает «восток». Шерпы считаются потомками тибетцев, в средние века переселившихся к югу от Главного Гималайского хребта. Они живут в высокогорьях на границе с Тибетом компактными группами. Народность небольшая, но растет – перепись 2001 года насчитала около 155 тысяч человек (из них 100 тысяч живут в Непале), притом что в 1975 году шерпов было всего 25 тысяч. Говорят они на языке кангпо сино-тибетской семьи и исповедуют тибетский буддизм. Своей письменности у шерпов долгое время не было, поэтому история народа отличается большими пробелами в хронологии. Сейчас используются тибетская письменность, тибетский язык и язык непали.

У ШЕРПОВ НЕТ ФАМИЛИЙ и отчеств, а личные имена могут меняться в течение всей жизни в зависимости от ее продолжительности, условий существования и социального статуса. Вот, к примеру, какие перипетии связаны с именем самого знаменитого шерпа – Тенцинга Норгея: «После рождения получил имя Намгьял Вангди. Затем, по совету ламы, был назван родителями Тенцинг Норгей, что означает “счастливый богатый приверженец религии”. В разное время именовался Кхумжунь, Ботиа. Родовое имя – Ганг Ла (“снежный перевал”)».

ЖИЗНЬ В СУРОВЫХ УСЛОВИЯХ заставила шерпов выработать ряд удивительных качеств, среди которых есть действительно уникальные. От живущих рядом индусов и пакистанцев их отличает всеядность: у шерпов нет пищевых запретов. Мясо, любые консервы, сушеные продукты, овощи, фрукты – все, что берут с собой туристы, съедается в охотку. Как говорится, все полезно, что в рот полезло. 

Супершерп Аппа Тенцинг. Фото: Apa Sherpa Foundation, www.cobrt.com

Постоянное хождение в горы повлияло и на телосложение шерпов. И мужчины, и женщины низкорослы и коренасты. Шерп, накинув себе на лоб (а не на плечи, как все) лямку груза, может очень долго нести тяжесть, достигающую две трети его собственного веса.

Но главной особенностью шерпов считается их фантастическая выносливость в горах. Если обычные люди примерно с 3000 метров над уровнем моря начинают испытывать приступы горной болезни, то шерпы на таких высотах чувствуют себя абсолютно нормально. Эта стойкость даже получила научное название – «высокогорная адаптация человека» (high-altitude adaptation in humans). 

Лакпа Шерпа (между прочим, мать троих детей). Фото: Michael Kodas

УЧЕНЫХ ДАВНО ИНТЕРЕСОВАЛА причина такой выносливости. Исследования в середине XX века показали, что содержание кислорода в артериальной крови тибетцев такое же, как и у людей, живущих в низинах. Но ткани организма шерпа потребляют столько же кислорода, сколько ткани и органы людей, проживающих на уровне моря. Причину такой аномалии установили, измеряя характеристики кровотока. Оказалось, что объем кровотока через артерии у шерпов в два раз больше, чем у людей, живущих на уровне моря, соответственно, кислорода в ткани доставляется также в два раза больше.

В чем же причина рекордного кровотока? 

Рекорды
по количеству восхождений на Эверест тоже принадлежат шерпам. 

• С 1990 по 2011 г. Аппа Тенцинг совершил 21 восхождение на Эверест, за что его прозвали Супершерпом. 

• Бабу Чири Шерпа в 1995 г. поднялся на Эверест два раза в течение двух недель. В 1999-м вынужденно провел на вершине 21 час, в том числе всю ночь, спасая своего товарища. В 2000 г. установил рекорд скоростного восхождения на высочайшую гору – от базового лагеря на леднике Кхумбу поднялся на вершину за 15 ч. 56 мин. Все восхождения Бабу Чири совершил без применения кислорода. В 2001 г., поднимаясь на Эверест в 11-й раз, он погиб, упав в трещину. 

• В 2004 г. шерп Пемба Дордже побил рекорд скоростного восхождения на Эверест, взойдя на вершину из базового лагеря за 8 ч. 10 мин. 

• Лакпа Шерпа – единственная женщина в мире, поднявшаяся на Эверест 9 раз. 

ГРУППА УЧЕНЫХ из Западного резервного университета Кейза в США, опираясь на исследования 1997 года о влиянии оксида азота на расширение сосудов, провела эксперименты с целью определить его количество у тибетцев. Известно, что оксид азота и его метаболиты расширяют кровеносные сосуды, а значит, способствуют увеличению объема крови, проходящей по ним. Как показал сравнительный химический анализ, концентрация биологически активных продуктов распада оксида азота в крови (различных нитратов и нитритов) у шерпов в десять раз превышает содержание подобных веществ у людей, живущих в низинах. Для «равнинных» это практически смертельная концентрация оксида азота, а шерпы не испытывают на этот счет никаких неудобств. Тенцинг Норгей вспоминал, что в шутку его называли человеком с «тремя легкими». 

ИТАК, РАСШИРЕННЫЕ СОСУДЫ объясняют механизм повышения уровня кислорода в организме тибетцев. Но как быть с гемоглобином, от количества которого зависит вязкость крови? Обычная реакция организма на понижение уровня кислорода – увеличение количества гемоглобина, ведь именно этот белок крови связывает кислород и служит транспортом для доставки его в ткани. Правда, при этом кровь становится очень вязкой, что чревато инсультами, отеками мозга и другими проблемами. Но у жителей Тибета уровень гемоглобина низкий, такой же, как у жителей равнин. Международная команда ученых из Пекинского университета и Западного резервного университета Кейза выяснила, что за это отвечает ген EPAS1 на хромосоме 2, задействованный в производстве эритроцитов и регуляции гемоглобина в крови. Специалисты обработали образцы крови шерпов из трех регионов Гималаев и жителей близлежащих равнинных территорий Китая. Все люди являются носителями копии гена EPAS1, и только у тибетцев он немного изменен. Эта особенность – пример самой быстрой эволюции организма человека, поскольку произошла она менее чем за 3000 лет, а такой временной промежуток в теории естественного отбора – мгновение.

ШЕРПЫ ИЗВЕСТНЫ как проводники и носильщики в горах. Именно они выполняют самую сложную в альпинизме работу – доставляют грузы в промежуточные лагеря. Именно они прокладывают по снежной целине, ледникам и трещинам перильные веревки, держась за которые, остальные участники экспедиции поднимаются вверх.

Фото: Associated Press, www.chinatimes.com

КАКИМИ БЫ великолепными возможностями в адаптации ни обладал человек, они не делают его сверхчеловеком. Об этом говорит печальная статистика восхождений на Эверест, который часто именуется «горой смерти», – свыше 250 смертей с момента первого покорения. И большая часть погибших – шерпы. В 2014 году 16 шерпов погребла лавина на ледопаде Кхумбу и один скончался от отека мозга. В 2015-м во время землетрясения в Непале погибло 15 шерпов и еще трое – при попытке восстановить маршрут через ледопад, чтобы спустить застрявших на горе альпинистов.   

В базе данных восхождений, которая ведется с начала альпинистской истории Гималаев, зафиксировано 174 погибших шерпа. Центр по контролю и профилактике заболеваний (США) поставил работу шерпов первой в перечне самых опасных работ в мире (не считая военной службы). А если сравнивать с войсками, то вероятность гибели шерпа на Эвересте в 3,5 раза выше, чем вероятность гибели пехотинца в течение первых четырех лет войны в Ираке.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ многие шерпы остаются инвалидами из-за камнепадов, обморожений, инсультов или отека головного мозга. И дальнейшее их существование нерадостное – пенсий или каких-нибудь социальных благ у них нет, жить можно только на ранее накопленные сбережения, небольшую выплату по страховке, а затем просто на подаяние. 

Шерпы ведут переговоры с властями по улучшению условий их работы. Фото: www.bbc.com

Но какие-то подвижки в социальном обеспечении шерпов все-таки начались. Толчком послужил 2014 год, когда после массовой гибели шерпов при сходе лавины ассоциация альпинистов Непала (Nepal Mountaineering Association) объявила бойкот восхождениям на Эверест из-за малой денежной компенсации жертвам трагедии и слабой спасательной операции. Тогда правительство Непала пошло на уступки, увеличило страховые выплаты и расходы на аварийно-спасательные работы. Но затем случился 2015 год, знаменитое непальское землетрясение, и поток альпинистов резко уменьшился…

ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ ГОДА количество подъемов на Эверест сократилось, и основной заработок у шерпов тоже. С другой стороны, развивается образование, строятся новые школы (до середины прошлого века шерпы учились в монастырях), и Непал становится более открытым. Раньше все шерпы были пастухами, земледельцами или носильщиками – теперь у них есть возможность стать высокооплачиваемыми гидами, выучить языки, начать торговать, освоить современную профессию или переехать в другие страны. Что победит – традиции или современность? Самый знаменитый шерп – Тенцинг Норгей – относился к этому философски:

«Мальчик-шерп смотрит вверх – он видит гору. Потом он смотрит вниз и видит груз. Он поднимает груз и идет на гору. Он не видит в этом ничего необычного или неприятного. Идти с грузом – его естественное состояние, и ноша для него все равно что часть его тела». 


Наш журнал ММ Поддержать ММ

Общество

Машины и Механизмы

  • Поделиться

Статья опубликована в журнале «Машины и механизмы» (№154, июль 2018).

Эту статью поддерживают: Полина Агеева

Теги: Традиции

Кто такие шерпы : Работа | История | Культура

31 октябрь

Шерпа означает этническую группу людей из северо-восточной части Непала. Шерпа не означает что-то нести и не обязательно означает высотного рабочего/носильщика. Шерпы — это этническая группа людей, живущих в горах, основным занятием которых является помощь альпинистам на вершине горы.

Слово шерпа происходит от двух разных слов: шар «восток» и ваа «люди». Таким образом, вместе шерпа означает «люди с востока» в соответствии с этническим языком шерпов. Вопреки распространенному мнению, шерп является членом этнической группы из горного региона Непала, Гималаев, а не обязательно высотным носильщиком или альпинистом. Они живут в горах на высоте от 3000 до 5000 м, что делает их

Тем не менее, в треккинговых и экспедиционных зонах слово «шерпа» обычно используется для описания высокогорных гидов и носильщиков. Они очень гордятся своим альпинистским наследием, как и другие известные люди Непала, гуркхи, которые гордятся своими воинскими навыками.

Тенцинг Норгей Шерпа и сэр Эдмунд Хиллари

История и религия.

Начиная с начала 16 -го -го века предки сегодняшних шерпов начали мигрировать через высокие перевалы в Непал, скорее всего, из восточно-тибетской провинции. Они поселились в восточном регионе Непала — в районе Эвереста, в районе Ролвалинга и в районе Хеламбу к северу от Катманду. Язык шерпов похож на тибетский и считается ветвью тибето-бирманского языка. Они исповедуют буддизм ньингма-па (старейшая буддийская секта). Важным аспектом религии шерпов является монастырь или гомпа.

Статистика и факты

По данным переписи 2001 года численность шерпа составляет около 1 55 000 человек. Большинство шерпов работают в сфере туризма, торговли и сельского хозяйства. В основном они живут в районе Солухумбу, а также в долинах Дудх-Коши и в регионе Ролвалинг. Большое количество шерпов переехало в столицу Катманду в поисках лучшей жизни для себя и своих детей. Шерпа заработает в среднем 5000 долларов США за свою двухмесячную тяжелую работу в более крупных экспедициях, таких как Эверест и другие 8000-метровые горы, перенося грузы, разбивая лагеря и проводя людей на вершину.

Работа шерпа

Традиционная экономическая деятельность шерпов была сосредоточена на сельском хозяйстве и торговле. Позже, когда иностранцы посетили Гималаи, туризм принес им новый источник дохода. Сегодня большинство шерпов по-прежнему работают в сфере туризма, сопровождая людей в Гималаях. Шерпы приобрели мировую известность за свои высотные навыки, а также за их теплоту и дружелюбие, их счастливое, непринужденное отношение к жизни и тому подобные черты, которые продолжают вызывать к ним любовь у туристов и альпинистов.

Шерпы считаются элитными альпинистами, выступающими в качестве проводников на экстремальных высотах, особенно в высокогорных экспедициях. Шерпа выступает в роли гида и носильщика и делает все, от установки базового лагеря до установки и переноса грузов в более высокие лагеря. Работа шерпа начинается с базового лагеря горы, перевозящего грузы выше в гору, где нет других транспортных средств. Люди из других этнических групп и домашние животные переправляют грузы в базовый лагерь, а отсюда и далее работа шерпа заключается в переправке грузов в более высокие лагеря, прокладке маршрутов для восхождения и помощи альпинистам на вершине горы.

Сегодня многие гиды-шерпы работают на национальном и международном уровнях, сопровождая людей на вершины пиков в разных частях мира. Некоторые гиды-шерпы даже являются сертифицированными горными гидами IFMGA/UIAGM.

Почему шерпы считаются сверхчеловеческими альпинистами?

Способность шерпа к восхождению является результатом генетической адаптации к жизни на большой высоте. Шерпы живут в высокогорных районах Непала, что делает их хорошо приспособленными к большим высотам. Недавние исследования и исследования показали, что шерпа имеет генетическое преимущество на большой высоте и, таким образом, может адаптироваться к большой высоте без дополнительной акклиматизации. Шерпы Гималаев эволюционировали, чтобы овладеть способностью выживать на большой высоте.

Подробнее о шерпе: Шерпа — страж Гималаев 

Об авторе

Автор: Highland Expeditions on in Expedition

Highland Expeditions — компания, занимающаяся приключениями на высокогорье, базирующаяся в Катманду, Непал, основанная местными альпинистами с более чем 30-летним опытом треккинга и горных походов. вглядываясь в Гималаях.

Шерпа — Энциклопедия Нового Света0005

Шерпы — этническая группа из самого высокогорного региона Непала, высоко в Гималаях. В Тибете шар означает Восток; pa — это суффикс, означающий «люди»: отсюда и слово шарпа или шерпа, означающее «люди с Востока». Термин «шерпа» (предпочтительное написание с первой буквы нижнего регистра) также используется для обозначения местных жителей, обычно мужчин, работающих в качестве носильщиков или проводников в альпинистских экспедициях в Гималаях. Они высоко ценятся как специалисты по альпинизму и местности, а также как обладающие хорошей физической выносливостью и устойчивостью к высокогорным условиям. Однако шерпа не обязательно является членом этнической группы шерпа.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Культура
    • 2.1 Религия
    • 2.2 Йети
  • 3 Современная жизнь
    • 3.1 Альпинизм
    • 3.2 Выпас яков
  • 4 знаменитых шерпа
  • 5 Примечания
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Внешние ссылки
  • 8 кредитов

Шерпы мигрировали из восточного Тибета в Непал за последние 500 лет. Преимущественно буддисты, эти люди установили необычайно тесные отношения с англичанами благодаря альпинистским экспедициям, начавшимся в XIX в.20-х, который распространился на большинство жителей Запада. Это помогло сформировать множество организаций, помогающих шерпам в экологическом, экономическом, культурном и многих других отношениях. Шерпам удалось сохранить свою культуру и извлечь выгоду из западных и технологических достижений, что привело к взаимной выгоде и процветанию.

История

Отдельные этнические группы Непала;
Бхотия, Шерпа, Такали
Гурунг
Киранти, Рай, Лимбу
Невари
Пахари
Таманг

Шерпа изначально прибыли из восточного Тибета, пересекли перевал Нангпа Ла на высоте 5 900 м 19 200 футов. Они поселились в районе Кумбу, известном как ворота к горе Эверест на юге. Традиционно это торговцы, ведущие знаменитую трансгималайскую торговлю между Непалом и Тибетом. Они привозят с юга зерно, хлопчатобумажную одежду, утюги, бумагу, а затем обменивают их на соль, шерсть, овец и тибетские артефакты в Тибете. Они также ведут кочевой образ жизни, пасут яков, а некоторые возделывают высокогорные поля картофеля, ячменя, пшеницы и гречихи.

На протяжении веков шерпы осторожно обходили горы, а не пересекали их, так как считали, что это резиденция богов и богинь и подниматься на них было бы кощунством. Гора Эверест на тибетском языке известна как Джомолунгма или Джомолунгма, что означает «богиня-мать». Вероятно, взаимное уважение, сложившееся между горцами, помогло им развить это умение и до сих пор чтить своих богов.

Большинство шерпов проживает в восточных районах Непала Солу, Кхумбу или Фарак. Однако некоторые живут дальше на запад в долине Ролвалинг и в районе Хеламбу к северу от Катманду. Пангбоче — старейшая деревня шерпов в Непале, построенная, по оценкам, более 300 лет назад. Некоторые живут недалеко от Намче Базара. Джирелы, коренные жители Иржи, этнически связаны с шерпами. Говорят, что джирелы являются потомками матери-шерпа и отца сунувара (другая этническая группа восточной части Непала). В Индии шерпы также населяют города Дарджилинг и Калимпонг и индийский штат Сикким. Перепись населения Непала 2001 года зафиксировала 154 622 шерпа в этой стране, из которых 92,83 процента были буддистами, 6,26 процента — индуистами, 0,63 процента — христианами и 0,20 процента — бонами.

Культура

Шерпы говорят на своем собственном языке шерпов, который является диалектом тибетского языка со словами, заимствованными из непальского, неварского и тамангского языков. Традиционно (хотя и не строго соблюдаемые) имена шерпов часто отражают день недели, в который они родились:

Нгима (Нг’ — фонема / ŋ /.) — воскресенье
Дава — понедельник
Мингма — вторник
Лхакпа — среда
Пхурба — четверг
Пасанг — пятница
Пемба — суббота

Общество шерпов организовано по экзогамным кланам. Иерархическая структура общества, характерная для индуистских каст Непала, совершенно чужда шерпам. Согласно традиционной системе кипат , в соответствии с которой клан обладал исключительными правами общины на большое определенное поселение и территорию возделывания, вся территория шерпов была их клановой землей. Только члены определенного клана могли владеть землей или истребовать необработанные земли в пределах юрисдикции кипатов, включая ручьи и леса. Родовые земли были экспроприированы с отменой кипатской системы в 19 г.49. [1]

До прихода западного влияния шерпы почитали Гималаи как место обитания богов и богинь. На протяжении веков сама мысль о восхождении на них считалась кощунством против сверхъестественных существ. Гора Эверест считалась местом обитания Мийо Лунгсунгамы, богини людей и процветания. Когда шведы, немцы и британцы впервые прибыли на гору Эверест, соблазн восхождений ради славы и денежной выгоды стал очень привлекательным для шерпов, и они были высоко оценены и должным образом вознаграждены за пробный камень высотных достижений. Это был радикальный сдвиг в традиционной культуре, поскольку шерпы всегда сохраняли роль торговцев и фермеров, делая упор на свои мирные религиозные обряды. Роль предков остается очень важной для этих горцев, но альпинистская индустрия с сопутствующим туризмом стала основным продуктом их экономики.

Религия

Культура шерпов сильно отличается от других 50 этнических групп Непала, включая индуистов, мусульман и буддистов. На большей части территории Непала индуистские и буддийские доктрины часто сливались в единую идеологию, тогда как шерпы адаптировали свои верования из ряда различных школ мысли, включая тибетский анимизм. Буддисты-шерпы учат духовному взаимопониманию между всеми существами, что характерно для анимистических религий. Это также объясняет гостеприимство и открытое принятие жителей Запада как естественный аспект культуры шерпов. Несмотря на то, что они пацифисты, шерпы Тибета также известны как одни из самых свирепых воинов. Божество-хранитель шерпа названо Кхумбу, , что буквально переводится как «Бог страны Кхумбу».

Буддизм, вероятно, был принесён в регион Кхумбу в конце семнадцатого века ламой Санге Дорджи из монастыря Ронгбук секты Ньингпа в Тибете. Согласно легенде, он пролетел над Гималаями и приземлился на скале в Пангбоче и Тьянгбоче, оставив на камне свои следы. Считается, что он был ответственен за основание первых гомп (монастырей) в районе Кхумбу, в Пангбоче и Тами. Гомпы в Тьянгбоче и Намче-Базаре были созданы позднее. Каждый год во время полнолуния в ноябре-декабре проводится фестиваль с масками, костюмами и ритуальными танцами, чтобы отпраздновать победу буддизма над боном, древней анимистической религией Тибета.

Шерпы жадно переваривают любые сказки и истории, а их устные предания передаются из поколения в поколение. Возможно, это качество помогло укрепить хорошие отношения с жителями Запада. Известная история шведских миссионеров иллюстрирует отношение шерпов. Миссионеры путешествовали в Тибет, когда он открывался на запад, и тибетцы открыто принимали рассказы из Библии, слушая их с напряженным интеллектом, задавая вопросы и споря между собой. Хотя они и не были обращены, когда позже тибетцев спросили об их первой встрече с христианскими миссионерами, они ответили, что миссионеры были замечательными рассказчиками.

Йети

Шерпы твердо верят в Йети, крупное волосатое человекоподобное существо, которое является предметом большого восхищения и догадок. Йети фигурирует во многих народных сказках и картинах. Многие альпинисты сообщали о странных наблюдениях и звуках, которые кажутся необъяснимыми, за исключением существа, похожего на йети. В 1974 году на девушку-шерпа предположительно напал йети, когда она пасла своего яка. У нескольких яков были сломаны шеи, и она сказала, что йети взял их за рога и скрутил им шеи. [2] Хотя их существование еще предстоит доказать, истории о йети наверняка останутся и будут интересны.

Современная жизнь

Альпинизм

Шерпы имели неизмеримое значение для первых исследователей гималайского региона, служа проводниками и носильщиками на экстремальных высотах пиков и перевалов в регионе. Сегодня этот термин небрежно используется для обозначения почти любого гида или носильщика, нанятого для альпинистских экспедиций в Гималаях. Тем не менее, в Непале шерпы настаивают на том, чтобы проводить различие между собой и обычными носильщиками, поскольку они часто выполняют роль проводников и пользуются более высокой оплатой и уважением со стороны общества.

Шерпы известны в международном альпинистском сообществе своей честностью, выносливостью, опытом, самоотверженностью и опытом работы на больших высотах. Многие предполагают, что часть способностей шерпов к восхождению может быть связана с генетически большей емкостью легких, что позволяет гораздо лучше работать на больших высотах. Также было высказано предположение, что одна из причин, по которой их широко использовали в качестве носильщиков, заключается в том, что у них было меньше диетических запретов, чем у большинства жителей региона, и они были готовы есть все, что им давали в экспедициях.

Различные местные культурные традиции создали очень тесные отношения с жителями Запада и западной мыслью. Они славятся своим гостеприимством. Во время первой экспедиции на Эверест в 1921 году английские альпинисты были очень впечатлены мастерством и выносливостью местных шерпов, а близость между жителями Запада и цивилизацией шерпов переросла в тесное взаимопонимание между совершенно разными культурами. Взаимную дружбу, например, можно увидеть в адаптации ботинок в техасском стиле и ковбойских шляп, которые шерпы интегрировали в свою местную одежду в качестве замены традиционной одежды шерпов. В то же время буддийские молитвенные флаги украшают западные лагеря.

Непальский шерпа и его стая.

Хотя многие шерпы погибли, почти каждый знает кого-то, кто погиб в горах, и около трети погибших в экспедициях являются шерпами, западное влияние альпинизма в целом пошло на пользу всему региону. Это влияние настолько распространено, что сегодня западные закуски легче достать в Кумбу, чем традиционную еду шерпов. Очень хорошие отношения между шерпами и альпинистами стимулировали множество полезных проектов. Непал получает много видов иностранной помощи из различных источников, таких как проекты электрификации из Австрии для медицинских клиник из Англии. Есть также многочисленные фонды частного сектора, которые помогают окружающей среде, а также помогают шерпам сохранять свою культурную самобытность. Это один из случаев, когда коренные народы действительно налаживают полезные отношения с развитыми странами.

Шерпы вносят существенный вклад в благорасположение Непала, а также в экономический рост и стабильность своей страны.

Пастбище яков

Як — самое полезное животное для шерпа. Они процветают на большой высоте и не могут жить ниже 10 000 футов. Высота также держит их подальше от других животных, которые могут заразить их болезнями, от которых они необычайно уязвимы. Их легкие большие, чтобы поглощать кислород из разреженного горного воздуха. Они весят до 1200 фунтов. и перевозить до 220 фунтов нагрузки. У них очень густой мех, который делает их невосприимчивыми к холоду, поскольку они уверенно ходят по узким горным перевалам. Они также помогают вспахивать поля, дают мясо, молоко, масло, шерсть для одежды и навоз для топлива. Волосы идут на изготовление веревок, мешков, одеял и палаток. Даже их рога становятся украшением дома. Кровь живого яка считается хорошим лекарством и может стоить около одного доллара за стакан. Они скрещивают яков с крупным рогатым скотом, чтобы получить породу, называемую Дзо для самца и Дсомо для самки, которая более приспособлена для жизни на более низких высотах.

Известные шерпы

Статуя Тенцинга Норгея

Самый известный шерп — Тенцинг Норгей, который впервые поднялся на Эверест с Эдмундом Хиллари в 1953 году. Тенцинг и Хиллари были первыми людьми, которые окончательно ступили на вершину горы Эверест, но журналисты настойчиво повторяли вопрос, кто из двоих имеет право на славу первого, а кто всего лишь второй, ведомый. Тенцинг подчеркнул единство таких команд и их достижений. Он отмахнулся от обвинений в том, что его когда-либо кто-то тянул, но сообщил, что Хиллари была первой, кто ступил на вершину. Он заключил: «Если стыдно быть вторым человеком на Эвересте, то мне придется жить с этим позором». [3]

Два шерпа, Пемба Дорджи и Лхакпа Гелу, недавно соревновались, кто быстрее поднимется на Эверест из базового лагеря. 23 мая 2003 года Доржи поднялся на вершину за 12 часов 46 минут. Три дня спустя Гелу побил свой рекорд на два часа, поднявшись на вершину за 10 часов 46 минут. 21 мая 2004 года Доржи снова улучшил рекорд более чем на два часа с общим временем 8 часов 10 минут. [4]

16 мая 2007 года Аппа Шерпа в 17-й раз успешно поднялся на Эверест, побив собственный рекорд по количеству успешных восхождений. [5]

Пожалуй, самая известная непальская альпинистка, двукратная восходительница на Эверест Шерпа Пемба Дома погибла после падения с Лхоцзе 22 мая 2007 года. [6]

↑ Шерва ми: Сайт шерпов Непала

www.sherwa.de . Проверено 10 декабря 2007 г.
  • ↑ ThinkQuest The Yeti Factor Проверено 14 декабря 2007 г.
  • ↑ Тенцинг Норгей и Джеймс Рэмси Ульман, Человек с Эвереста. (Gibson Square Books Ltd., оригинал 1955, 2007, также опубликовано как Tiger of the Snows )
  • ↑ «Поддержан новый рекорд скорости на Эвересте» EverestNews.com. [1] дата доступа = 4 февраля 2007 г. }}
  • ↑ «Новый рекорд Эвереста супершерпы». BBC News 16 мая 2007 г., [2] дата доступа 16 мая 2007 г.
  • ↑ «Умерла известная непальская альпинистка», BBC News , 23 мая 2007 г.
  • Ссылки

    Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

    • Норгей, Тенцинг и Джеймс Рэмси Ульман. [1955] 2007. Человек с Эвереста (также опубликовано как Снежный тигр ) Gibson Square Books Ltd. ISBN 978-1903933312
    • Ортнер, Шерри Б. 2001. Жизнь и смерть на горе Эверест: шерпы и гималайский альпинизм. Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691074481
    • Шерпа, Лхакпа Дома, Чхири Тенди Шерпа (Салака) и Карл-Хайнц Кремер (Цак). Беседа с шерпами и основные слова. Катманду, Непал: Ratna Books, 2006 ISBN: 9993358029
    • Тинзинг, Джуди, 2003. Тинзинг и шерпы Эвереста. Электронные книги Харпер Коллинз. ASIN B000FC143A

    Внешние ссылки

    Все ссылки получены 27 января 2023 г.

    • Сайт шерпов Непала www.sherwa.de .
    • News: Шерпа побила рекорд на Эвересте BBC News .

    Кредиты

    Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили Википедию статья в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно быть выполнено в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *