Исток Ангары — самая большая в Азии зимовка водоплавающих птиц
«Байкальский фронтир» выступает партнером проекта «Книга рекордов Иркутской области» и на своих страницах публикует отрывки из нового издания, которое недавно появилось в нашем регионе. Книга выходит пятнадцатый год, и на ее страницах публикуются как достижения иркутян в общественной, культурной и спортивной жизни, так и большое количество краеведческой информации.
Акватория Иркутского водохранилища от Листвянки до поселка Большая Речка является самой большой в Азии холодной зимовкой водоплавающих птиц. Этот участок протяженностью всего 13 км более двухсот лет привлекает внимание ученых и, по мнению международной общественной организации по защите птиц BirdLife International, входит в список ключевых орнитологических территорий Азии.
Условия
Зимовка водоплавающих птиц здесь стала возможна благодаря незамерзающей полынье. Ширина реки в этом месте достигает километра, и именно тут, на выходе из озера, находится своеобразный уступ в виде скального порога, над которым глубина реки составляет всего 3,5 м, а скорость воды 12–15 км/ч. Донные воды Байкала, температура которых на 5–7 градусов выше поверхностных, поступая к порогу, не позволяют истоку замерзать зимой. В суровые зимы размеры полыньи значительно уменьшаются, но лишь однажды за 200 лет полынья замерзла полностью, хоть и ненадолго. Протяженность основной полыньи в теплые зимы составляет 6 км, она простирается до садоводства «Ангарские Хутора», а ниже по течению могут еще формироваться отдельные полыньи до п. Большая Речка.
Птицы
За численностью пернатых и их поведением в этом месте орнитологи наблюдают уже больше 40 лет. По их мнению, за эти годы здесь заметно потеплело, а количество птиц утроилось. По оценкам орнитологов, до 20 тысяч птиц зимует здесь, пока не растаял лед на водоемах, где водоплавающие обитают в теплое время. 90% птиц составляют нырковые утки-гоголи. Остальные – крохали и морянки. Ученые определили, что ночуют птицы прямо на льду озера. Плотное оперение и жировые отложения дают им возможность переносить большие холода, тем более что места ночевок располагаются среди торосов, защищающих водоплавающих от ветра.
Большой интерес представляет эта территория и в весенне-летне-осенний период. По заливам водохранилища, в частности возле п. Большая Речка, гнездятся различные виды уток. Во время сезонных миграций в заливах останавливается множество водоплавающих: кряква, лебедь-кликун, черный аист, гуменник.
Охрана природы
Специалисты считают, что для обеспечения охраны водоплавающих птиц необходимо отнести участок акватории от п. Листвянка до п. Большая Речка к особо охраняемым территориям. По мнению ученых, зимовка водоплавающих в истоке Ангары является таким же историческим, древним явлением, как и сама уникальность этого незамерзающего участка, а зимующие здесь птицы – это особая экологическая группа, с давних времен приспособившаяся к исключительным условиям жизни.
Когда-то через исток Ангары пролегал торговый путь из Европы в Китай. Им следовали и многочисленные научные экспедиции. Сегодня этот участок стал научно-рекреационным центром Прибайкалья. В этой связи зимовка водоплавающих птиц в истоке Ангары приобретает большое значение и как туристский объект, равных которому по величине и доступности нет во всей Сибири.
Ушаковка (приток Ангары) | это… Что такое Ушаковка (приток Ангары)?
У этого топонима есть и другие значения, см. Ушаковка.
Координаты: 52°17′41″ с. ш. 104°18′14″ в. д. / 52.294722° с. ш. 104.303889° в. д. (G) (O)52.294722, 104.303889
Ушако́вка — река на юге Иркутской области, правый приток Ангары. Образуется в результате слияния двух рек — Правой Ушаковки и Левой Ушаковки.
Содержание
|
Общие сведения
Длина реки — 70 км, из них 7 км в пределах г. Иркутска. На реке встречаются отмели, перекаты, лесные завалы. Ширина от 14 до 35 м. В 1892 г. по архивным данным была от 80 до 100 м. В верховьях ширина реки до 1 м, в районе пос. Горячие Ключи — 7 м, в Иркутске — 9 м. Средняя глубина реки до 50 см. Дно твердое, покрыто галькой, в районе с. Пивовариха — песчаное, в районе Иркутска — илистое с травянистыми водорослями.
Долина реки до 4 км, ширина русловой части — 15-20 м, глубина до 1,5 м, высота истока 1071 м, высота устья 405 м. Средняя поверхностная скорость — 0,49 м/с, средняя глубинная скорость — 0,12 м/с. Годовой сток в среднем 2,08 м³/с. Температура воды летом от 9 до 20 °C. Видимость до дна 5—25 см.
Питание реки осуществляется за счёт грунтовых вод и атмосферных осадков. Водный режим характеризуется весенним половодьем, летними дождевыми паводками, прерывистой летне-осенней и очень низкой зимней меженью.
Берега реки в основном пологие, сильно подмыт правый берег.
Характеристика бассейна реки
Бассейн реки расположен на Иркутско-Черемховской равнине, представляет собой возвышенность с холмисто-грядовым рельефом. В основании бассейна лежат горные породы юрской системы мезозойской эры фанерозоя, сложенные песчаниками, алевролитами, конгломератами, каолиновыми глинами, стекольными песками. Возраст пород от 195 до 137 млн лет. В рельефе прослеживаются параллельные древние ложбины — Кудинская и Ушаковская.
Общая площадь водосборного бассейна — 808 км². Водосбор имеет вытянутую форму — длина до 54 км, ширина от 8 до 23,5 км.
Река формируется в лесной южной части возвышенности, расположенной параллельно береговой линии Байкала.
Ушаковка имеет 7 левых и 11 правых притоков. Семь притоков имеют пересыхающий исток, русло притока Сухая наполняется водой только после затяжных дождей.
Животный мир
В реке много рыбы: ленок, хариус, налим, пескарь, карась, окунь, щука.
В лесу по берегам Ушаковки водятся крупные звери: кабарги, лоси, волки, рыси, медведи. Также здесь обитают редкие животные: голубая сорока, белая лазоревка, водяная ночница, филин, прыткая ящерица, пищуха.
Исторические данные
Первоначальное название реки — Ида. В 1693 г. купец Иван Ушаков построил на ней мельницу (плотина мельницы располагалась в том же месте, что и нынешний мост у автовокзала). По фамилии купца река была переименована в Ушаковку.
В конце XVIII в. на берегу реки возникло Ремесленно-Слободское кладбище. Позже рядом с ним были построены сторожка и часовня Богородицы, а само кладбище окружено забором. Ныне на месте часовни находится Казанская церковь, а на месте кладбища — школа № 8.
В начале XIX в. на берегах Ушаковки располагались сады генерал-губернаторов, вице-губернаторов и иркутской знати. К фонтанам в садах вода подавалась из реки. В устье реки были построены городские купальни.
Первые деревянные мосты через реку построены в период с 1829 по 1861 гг.
В 1920 году на берегу реки был расстрелян Александр Васильевич Колчак. С 1928 по 1953 год рядом с устьем Ушаковки находился гидропорт Иркутска — ключевой гидроаэропорт Сибири[1].
В районе предместья Рабочее в русле раньше были родники с сероводородной водой, к которым приходили люди лечить ревматизм. Теперь в результате забора гравия со дна реки родники исчезли.
В районе посёлка Добролёт сохранился подвесной канатный мост, ниже по течению сохранились остатки дамбы (время возведения неизвестно), на данный момент разрушена. Использовалась для сплава леса.
На 59 километре тракта Иркутск — Большое голоустное находится сероводородный источник.
Современное состояние
Кроме г. Иркутска, на Ушаковке (от истока к устью) находятся населённые пункты Горячие Ключи, Добролёт, Поливаниха, Кукша, Худяково, Пивовариха, много садоводств. В Иркутске на берегах реки располагаются предприятия (Иркутский завод тяжёлого машиностроения, фабрика «Узоры») и рынки («Фортуна», рынок «Ушаковский»). В пределах города река сильно загрязнена. Осушенные торфяные болота в долине реки подвержены ежегодному возгоранию.[2]
Примечания
- ↑ Павел Мигалев Гидропорт Иркутский // Копейка : газета. — Иркутск: Издательская группа номер один, 2006. — В. 10 от 17 марта.
- ↑ Река Ушаковка — приток Ангары, Сеть Российских рек, 2003 год
Этот компакт-диск
Этот компакт-дискВВЕДЕНИЕ И СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОЗЕРО
БАЙКАЛ
Озеро
Байкал расположен в самом центре юго-восточной Сибири, в восточной части
Российской Федерации недалеко от монгольской границы, и она окружена
покрытые лесом горные хребты. Он содержит уникальный и очень разнообразный
фауны и флоры, с более чем 1800 эндемичных видов.
Это самое большое, глубокое и, вероятно, старейшее озеро в мире: оно
примерно 630 км в длину и в среднем около 60 км в ширину, это глубина более 1600 м и содержит около 20
% от общего объема поверхностных пресных вод на Земле, и оценивается
быть около 25 миллионов лет .
Вода озера Байкал характеризуется чрезвычайно низкой минерализацией, высокой
прозрачность и чистота .
Озеро питают 336 впадающих рек, а дренируют только 1
вытекающая река.
По этим причинам, среди прочего, озеро Байкал привлекает посетителей и ученых разных дисциплин со всего мира на протяжении многих десятилетий, и он был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 г.
ИСТОРИЯ
БАТИМЕТРИЧЕСКОГО ЗОНДИРОВАНИЯ НА ОЗЕРЕ БАЙКАЛ
История батиметрии
зондирование в Байкале началось уже в 1798 г., когда горные инженеры Е. Копылов
и С. Сметаниным выполнено 28 замеров глубин между Ангарой и р.
устье реки Селенги. Одно из их измерений дало глубину 1238 м,
что поставило Байкал на второе место в рейтинге самых глубоких водоемов мира
в это время.
В 1925 году Академия наук СССР инициировала долгосрочный проект, возглавляемый Г.Ю. Верещагина за изучение батиметрии озера Байкал. Эта инициатива в конечном итоге привело к строительству Лимнологической станции и Лимнологический институт. В ходе этого проекта мелководный подоконник р. Академический хребет был обнаружена, а также самая глубокая точка озера. На основе тех измерений, составлены новые батиметрические карты озера Байкал (в масштабах 1:300 000 и 1:500 000) и представлены на Международном лимнологическом Конгресс в Риме в 1934.
В 1962 г., после многолетней непрерывной батиметрической съемки, А.А. Рогозин и Б. Ф. Лут в Лимнологическом институте составил новую батиметрическую карту на Масштаб 1:300 000. Позже эта карта была опубликована как Северная и Южная. часть оз. Байкал в 1973 и 1974 годах Главным управлением судоходства и океанографии Министерства обороны СССР (ГУНИО).
В период между 1979 и 1985 годами ГУНИО провел новую, систематическую программа батиметрических зондирований всего озера Байкал. зондирования были каждые 100–250 м в более мелководных прибрежных водах и каждый 1 км в более глубокие части с (радио) точностью позиционирования в несколько метров. результаты этого последнего опроса привели к публикации в 1992 из 4-х листов Батиметрический карты озера Байкал серия карт масштаба 1:200000.
СТАРЫЙ
BA ТИМЕТРИЧЕСКИЙ
КАРТА ОЗЕРА БАЙКАЛ
До настоящего времени
Самая достоверная батиметрическая карта озера Байкал —
1. Батиметрия основана только на части исходных данных зондирования,
2. Батиметрия представлена интерпретированным и начерченным вручную контуром. линии,
3. Горизонтали проходят через изобату 100 м и для глубин более 1000 м только с интервалом 500 м,
4. Недавний исследования показали, что между фактические глубины воды и показания акустических зондов, что обусловлено к характерному распределению скорости звука в озере Байкал.
ПРОЕКТ: НОВАЯ БАТИМЕТРИЧЕСКАЯ КАРТА ОЗЕРА БАЙКАЛ
В
1999 году было принято решение создать международную команду специалистов и объединить
усилия и опыт для создания новой, более точной батиметрической карты озера Байкал. Цель
заключалась в повторной компиляции исходных данных зондирования, которые использовались для карт 1992 г.,
оцифровать их, скорректировать с помощью современной калиброванной акустической скорости
информации, чтобы интегрировать их с максимально возможной информацией, полученной в последнее время.
Этот проект финансировался ИНТАС ( International Ассоциация содействия сотрудничеству с учеными Нового Независимые государства бывшего Советского Союза ), и настоящий компакт-диск содержит окончательные результаты этого проекта.
КОМАНДЫ
Команда
1: Центр морской геологии Ренарда (RCMG), Гентский университет,
Гент, Бельгия.
— Морская и озерная геофизика и геология, сейсмические данные, проект
координация.
— Привлеченные исследователи: М. Де Батист, Р. Гус .
Группа 2: Сводный
Исследовательская группа по морским наукам о Земле (CRG-MG), Университет Барселоны, Испания.
— Морская и озерная геофизика и геология, батиметрические, береговые и
интеграция и обработка топографических данных, создание карт и 3D-моделей.
— Участвующие исследователи: M. Canals, J.L. Casamor .
Группа 3: Лимнологический
Институт Сибирского отделения Российской академии наук, Иркутск, Россия
Федерация.
— Гидрофизика, гидроакустика, физическая лимнология.
— Исследователи
задействовано: п.п. Шерстянкин, Л.Н. Куимова, Б.Ф. Лут, О.М. Хлыстов, Е.В. Стягов,
О.Ю. Толоконцева, В.В. Хохлов
Группа 4: Штат Научно-Исследовательский Навигационно-Гидрографический Институт Министерства Обороны, Санкт-Петербург, русский Федерация.
— Гидрография, гидрофизика, гидроакустика, батиметрия отображение.
— Исследователи привлечены: С.П. Алексеев, А.Н. Добротворский, В.С. Аносов, Л.Г. Колотило, А.А. Хребтов, Ю.Ф. Тарасуйк
ПОЛЕЗНОЕ
ССЫЛКИ
— Бухаров А.А., 2001. Байкал в цифрах. Байкальский музей Сибирского отделения
Российской академии наук. 72 стр.
— Галази, Г. И. (ред.), 1993. Байкал
Атлас . Федеральное агентство геодезии и
Картография, Москва.
—
МО СССР, 1992. Батиметрические карты озера Байкал. Начальник
Управление навигации и океанографии, Москва, Масштаб 1:200 000.
Проект ИНТАС 99-1669 Team, октябрь 2002 г.
Байкал: история, поезда, берег и многое другое.
25 апреля 2019 г.
Турист, посещающий Байкал, обычно начинает свой путь в аэропорту Иркутска, куда он только что прилетел, откуда идет хорошая качественная дорога на юго-восток к озеру, путь по которому занимает около часа. Первый взгляд на Байкал — это исток Ангары, вытекающей из озера. Это единственная река, которая течет из озера (а рек и ручьев, впадающих в , насчитывается более 300!), и не в последнюю очередь – ширина реки у края озера составляет каких-то 900 метров!
Вода, которая течет из Байкала в Ангару, не такая уж и холодная; поэтому Ангара никогда не замерзает. При очень низких температурах воздуха (значительно ниже нуля) река покрывается густым облаком пара. Мы не видели этого явления сами, так как температура, когда мы были там, была умеренная ~ноль градусов! – значит много туч, иногда снег, а иногда даже солнце, но нет ангарского пара.
Между прочим, как это часто бывает в Антарктиде, когда солнце выходит, чувство расстояния до далеких объектов (например, гор) резко ухудшается. Например: вы видите тот горный массив на предыдущей картинке — №3? Вам кажется, что вы находитесь примерно в 10 или 15 километрах от вас, как мне? Оказывается, это где-то в 50 км. Горный массив, кстати, Чамар-Дабан.
Нам рассказывали, как иногда это место превращают в аттракцион: отпиливают большой кусок льда, сажают на него туристов, туристы отправляются на «покатушки» по поверхности озера, потом через некоторое время быть подобран судном на воздушной подушке. Кстати, это были корабли на воздушной подушке HIVUS-10, и мы попробовали один из них — моя первая поездка на воздушной подушке).
Местные жители переходят берег Ангары на берег, пешая прогулка занимает около получаса.
В пятидесяти метрах ниже по течению от Байкала на Ангаре находится плотина Иркутской ГЭС, из-за которой, видимо, уровень Байкала поднялся на целых полтора метра!
На противоположном от нас берегу Ангары находилась Кругобайкальская железная дорога. Когда-то это была часть знаменитой Транссибирской магистрали, но в 1950-х годах, когда была построена электростанция, они также построили новую, отдельную линию для Транссиба, оставив Кругобайкалку лишь изредка для некоторых нужд. вид туристических поездов. «Кругобайкалку» иногда называют уникальным достижением инженерной мысли, так как ей предстояло безостановочно маневрировать по пересеченной местности. Говорят, что на каждый из его 159 человек приходится техническое сооружение (мост, опоры, тоннели).километров в длину!
С 1940-х годов железная дорога пришла в упадок; а жаль: столько труда вложено, а вроде все пропало. ..
Информация – на русском, английском, китайском. Сюда приезжает много китайских туристов. Надеюсь, постоянно растущее их количество может побудить местные власти развивать здесь туристическую инфраструктуру.
Весьма комплект старой школы:
Поскольку железная дорога была однопутной, для перевозки поездов в обратном направлении использовались паромы. В наши дни вся эта паромная инфраструктура также находится в упадке.
Итак, друзья, это малоизвестная история о Транссибирской магистрали и одно из самых впечатляющих технических достижений.
Коротко о жилье здесь.
В поселке Листвянка, поселке на берегу Байкала, в который вы впервые попадаете из Иркутска, есть несколько простых, но хороших микро-отелей со всеми современными удобствами. А находясь в поселке, если будете здесь — загляните в «Байкальский музей», а также на смотровую площадку. Здесь даже есть горнолыжные трассы с подъемниками.