Шпиль петропавловской крепости в санкт петербурге: режим работы 2022 и стоимость билетов, как добраться

Шпиль Петропавловки — Портал Культура Петербурга

Шпиль собора в Петропавловской крепости так привычен нам, петербуржцам, что мы не осознаём, сколько труда, отваги и смекалки потребовалось, чтобы сохранить до нашего времени это архитектурное чудо Петровской эпохи.

XVIII век

По указу Петра Первого в июне 1712 года архитектору Доменико Трезини было поручено строить в Санкт-Петербурге новый большой каменный храм Святых Петра и Павла, соответствующий статусу новой столицы. Его стены стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви, стоявшей со времён закладки крепости и основания города.

Конструктором первого шпиля был голландский мастер Герман фон Болес. Первый флюгер, основание которого составили четыре специально подобранных кедра, не был похож на современный. Ангел держался руками за осевой шток с поворотным механизмом. Высота колокольни со шпилем составила тогда 112 метров. Только в 1733 году, уже после кончины Петра Первого, были завершены работы по строительству этого каменного храма.

В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, он загорелся и упал на крышу собора. В результате пожара выгорели все деревянные конструкции крыши, был разбит портик храма и даже расплавились колокола. Императрица Елизавета сразу же издала указ о восстановлении собора. Однако прошло 18 лет, прежде чем последствия этого пожара были ликвидированы. В 1776 году на колокольне мастер Б. Орт Крас из Голландии установил куранты.

10 сентября 1777 года во время наводнения и сильнейшего урагана ангел-флюгер на шпиле был сильно повреждён. Опять пришлось строить очень высокие леса. По рисунку зодчего Антонио Ринальди был изготовлен другой ангел (несколько меньше прежнего), который вновь засверкал над Петербургом. Ещё через год от шпиля провели громоотвод.

XIX век

Во время сильного урагана в 1830 году ангел с крестом на шпиле накренился и в любой момент мог упасть. Надо было строить новые леса, но никто не решался начать эти дорогие и опасные работы. И вдруг в октябре никому не известный кровельщик из Ярославля Пётр Телушкин предложил губернатору Петербурга починить в одиночку ангела на шпиле. Он просил только денег на материалы, а за работу — сколько начальство заплатит.

Телушкин был малого роста, но большой физической силы. С помощью верёвок он в два приёма сумел подняться на шпиль собора. Самым трудным было преодолеть так называемое яблоко диаметром около 3 метров под ангелом. Телушкин сумел это сделать, находясь спиной вниз на огромной высоте, а дальше опустил верёвочную лестницу. Поздней осенью в погожие дни он шесть недель работал на шпиле. Закрепил позолоченные листы обшивки, установил более надёжно крест и починил одно из крыльев ангела.

Президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин из окна своего дома наблюдал через подзорную трубу работу на шпиле ярославского кровельщика, а потом в журнале «Сын Отечества» напечатал об этом статью. Телушкин был представлен царю. Тот вручил ему серебряную медаль «За усердие» на анненской ленте и большую сумму денег. Известно ещё, что Пётр Телушкин ремонтировал золотой кораблик на шпиле Адмиралтейства.

Многим памятна картина художника Григория Чернецова «Парад на Марсовом поле в 1831 году», где изображены известные люди того времени, начиная с Александра Сергеевича Пушкина и Ивана Андреевича Крылова. Там можно найти и крестьянина Петра Телушкина.

Дерево заменяют металлом

В середине ХIХ века стало ясно, что все деревянные конструкции шпиля надо менять на металлические. На специальном конкурсе победил военный инженер Дмитрий Иванович Журавский, который уже приобрёл известность при строительстве мостов железной дороги Петербург — Москва. Он был единственным из конкурсантов, кто математически рассчитал всё металлическое сооружение. Журавский предложил конструкцию восьмигранной усечённой пирамиды, связанной кольцами. Ему помогали архитектор Константин Андреевич Тон, инженеры Александр Симонович Рехневский и Павел Петрович Мельников.

Новый шпиль был создан очень быстро, в 1857-1858 годах. Каркас шпиля и огромное количество мелких деталей изготовили рабочие Воткинского железоделательного завода. Впервые при сборке были применены заклёпки. Медные позолоченные листы делали на Невьянском заводе, тоже на Урале.

Когда старого ангела с крестом опустили на землю, выяснилось, что вся его конструкция совершенно обветшала. Новую фигуру спроектировал академик Роберт Зелеман. По-видимому, это была точная копиия ангела работы Ринальди. Журавский создал новую оригинальную конструкцию поворотного механизма флюгера, которая исправно работала свыше 130 лет!

Высота самого шпиля с ангелом стала теперь 47 метров, вес — 56 тонн. На позолоту ушло 8 килограммов драгоценного металла. Внутри шпиля появилась лестница на 2/3 высоты, далее выход наружу, ещё выше идут скобы. Общая высота колокольни с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метров.

Главенствующая часть собора после перестройки — многоярусная колокольня на западном фасаде, декорированная пилястрами. Первые два яруса раздаются вширь и тем самым формируют плавный переход от основного здания собора к высокой башне. Третий ярус легко устремляется вверх. Он увенчан золочёной восьмискатной крышей с четырьмя круглыми окнами в массивных белокаменных рамах, над которой располагается стройный и изящный восьмигранный барабан с узкими вертикальными проёмами. Над ним — высокая, тоже восьмигранная, золотая корона, а на ней вместо традиционного креста — тонкая золотая башенка, служащая основанием шпиля. Высота креста — 3,2 метра, размах крыльев ангела — 3,8.

Вместе со шпилем была проведена реконструкция курантов. К часам добавилась минутная стрелка, кроме того, стали исполняться две мелодии.

XX век и далее

В годы Великой Отечественной войны альпинисты покрыли шпиль маскирующей краской и сеткой, которые после Победы были сняты, и шпиль Петропавловского собора снова засверкал в вышине.

При нашем суровом климате наиболее уязвимыми местами шпиля являются стыки медных золочёных листов, куда начинает проникать вода. Постепенно снашиваются детали поворотного механизма, а смазку там использовать нельзя. Поэтому в самом начале 2000-х годов решили начать капитальный ремонт ангела-флюгера.

Фото: Станислав Забурдаев

Монтажники бережно освободили ангела с крестом от шпиля и на вертолёте спустили его на землю. В январе-феврале 2003 года его «лечили» в заводских цехах, в том числе от пробоин времён войны; заменили поворотный механизм. При этом использовались самые современные материалы и способы металлообработки. Наконец, наступил тот день, когда обновлённый ангел и крест на вертолёте были подняты на вершину шпиля, а монтажники надёжно закрепили его на самом верху. И в год 300-летия Петербурга один из главных символов нашего города снова засверкал золотом высоко в небе.


Василий Васильевич Мицуров — кандидат исторических наук, автор более 450 статей в петербургских научно-популярных журналах

Шпиль Петропавловской крепости: различные факты и фото

Удивительный город, первый камень которого заложил сам Петр I, обладает мощной энергетикой, оказывающей воздействие на чувства людей. При виде неповторимых достопримечательностей у туристов от восторга замирает сердце, и каждый испытывает настоящее эстетическое потрясение.

Архитектурное убранство Санкт-Петербурга не только удивляет. В декоре роскошных храмов, дворцов, крепостей прячутся тайные знаки, которые обладают мистической силой. Говоря о неофициальных символах города на Неве, можно вспомнить Ростральные колонны на Васильевском острове, разводные мосты, Александрийский столп. Но, пожалуй, первой ассоциацией с Северной Венецией будет все-таки Петропавловская крепость, ставшая ее визитной карточкой.

Немного истории

История появления архитектурного памятника, расположенного на Заячьем острове, тесно связана с историей основания Санкт-Петербурга. В мае 1703 года в дельте Невы началось возведение Петропавловской крепости, которая строилась для обороны наших земель. В июне в центре архитектурного комплекса была заложена деревянная церковь, освященная в честь святых Петра и Павла. А позднее появился каменный Петропавловский собор, который воспринимался как главный храм России.

Символ утверждения новой столицы Российского государства на берегах Балтики представляет собой изумительный образец раннего барокко. До царя таких религиозных памятников не строили: деревянную церковь, которая появилась первой, не разрушили, а оставили внутри архитектурного ансамбля. И только в начале XVIII века ее разобрали и перенесли в солдатскую слободу, где она простояла почти 100 лет.

Символ сильного государства

Известно, что именно колокольне, с которой и началось возведение Петропавловского собора, царь придавал особое значение. В Древней Руси строились так называемые стенки-звонницы, затея появились высокие башни c колоколами, и только при Петре I они стали частью православного храма. Российский император мечтал о том, чтобы в новой столице как можно скорее появилось величественное здание с колокольней, которое бы символизировало о том, что не только город, но и все государство крепко стоит на ногах.

Самое высокое строение государства

Ранее самым высоким зданием России являлась колокольня Ивана Великого в Кремле (Москва). Но уже в 1709 году деревянный шпиль Петропавловской крепости превзошел значительное строение и взметнулся на небывалую высоту – 122,5 метра. Он был покрыт позолоченными листами, переливающимися при попадании на них солнечных лучей.

Все деревянные конструкции устанавливал голландский мастер Харман ван Болос, лично приглашенный Петром Великим. Плотник, превратившийся в известного архитектора, украсил шаром из позолоченной меди, который напоминал огромное яблоко, шпиль Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге высотой 40 метров. А по рисунку зодчего из Италии Трезини был отлит и установлен на самый верх медный крест с фигурой парящего ангела, ставшего еще одним неофициальным символом города.

Архитектурный памятник славы

Петр I, выигравший Северную войну, захотел сделать Петропавловский собор памятником славы русского оружия. В храме с богатой внутренней отделкой хранились многочисленные реликвии, которые позднее оказались в Эрмитаже: трофейные знамена и взятые русскими войсками ключи от городов.

В 1720 году на колокольню, и по сей день являющуюся самым высоким сооружением Русской православной церкви, установили куранты, которые царь приобрел в Амстердаме. Часы с музыкальным механизмом исполняли несложную мелодию, звучавшую с ратуш европейских городов.

Кроме того, на колокольню, расположенную по всем канонам над западным входом, водрузили и карильон – музыкальный инструмент, состоявший из 35 колоколов и клавиатуры. На нем каждое утро специально обученный человек исполнял различные светские произведения.

Ангел-хранитель города

Все знают, что Северная Венеция имеет небесных покровителей, защищающих город и его жителей от напастей. Но есть современный хранитель, увидеть которого может каждый на позолоченном шпиле Петропавловской крепости. Ангел, венчающий самое высокое здание Санкт-Петербурга, наблюдает за тем, что творится внизу. Это новая фигурка посланника Бога, поскольку сильнейшие ветра не раз ломали крылья миниатюрной скульптуры.

Происшествия с фигуркой ангела

Первый ангел, который был изготовлен в виде флюгера, сгорел во время сильнейшей грозы в середине XVIII века. После этого происшествия шпиль Петропавловской крепости, фото которого производит неизгладимое впечатление на туристов, оборудовали молниеотводом, смонтированным гениальным физиком Леонардом Эйлером. Поступало множество вариантов новой скульптуры от известных архитекторов, однако Екатерина II отвергала их, ссылаясь на то, что «они не так красивы». Было решено воссоздать ту же самую фигуру, которую установили изначально: ангела, держащего двумя руками крест.

Так случилось, что природная стихия опять оказалась сильней: из-за ветра небесное существо лишилось крыльев. Знаменитый зодчий Ринальди разработал интересный проект, изменив немного силуэт, и новая фигурка парила в воздухе более 40 лет.

Когда на Санкт-Петербург обрушился очередной ураган, ангел вновь пострадал. Для того чтобы его починить, необходимо было возвести леса вокруг колокольни. Денег на это не хватало, да и никто не отваживался предложить свои услуги. Шло время, и лишь один смельчак, молодой крестьянин, занимавшийся кровельными работами, решил попробовать свои силы. Он взбирался на шпиль Петропавловской крепости по веревочной лестнице и в течение полутора месяцев чинил ангела на огромной высоте. За такой подвиг, который никто не смог повторить, юношу щедро наградили деньгами и выдали ему медаль «За усердие».

Ремонт шпиля

Новый ремонт понадобился в XIX веке. Обветшалые деревянные конструкции заменили на металлические, а сам шпиль Петропавловской крепости высотой 40 метров и весом более 50 тонн стал представлять собой восьмигранную усеченную пирамиду, выполненную по проекту Д. Журавского – русского ученого и механика. Он же разработал очень простой поворотный механизм на подшипниках, не требовавший обслуживания. И с 1858 года ангел свободно вращается на шпиле.

Последняя реставрация

Зимой 2003 года заменили фигурку хранителя города, новую жизнь которому подарили не только реставраторы, но и верхолазы. Люди работали без выходных, в сильные морозы, при температуре минус 20 оС. В столь тяжелых условиях нельзя было использовать ни перчатки, ни инструменты, чтобы ничего не повредить, а все болты закручивались голыми руками.

На шпиль собора Петропавловской крепости с помощью вертолета водрузили отреставрированную трехметровую скульптуру, позолоченную сусальным золотом. Размах ее крыльев достигает четырех метров, а высота креста в руках защитника Санкт-Петербурга составляет шесть метров. На самом верху установили и новую золоченую сферу, в которую заложили послание потомкам и икону Покрова Пресвятой Богородицы. Записка ожидает новых реставраторов, однако специалисты поручились, что произойдет это не ранее чем через 50 лет.

Сейчас местные жители и гости любуются миниатюрной фигуркой, которая горит золотом на шпиле Петропавловской крепости.

Новость о послании для Ксении Собчак

Совсем недавно стало известно о том, что под ангелом хранится послание для Ксении Собчак. Его оставил отец женщины, заявившей о своем участии в выборах президента России. В 1995 году к заслуженному летчику страны В. Базыкину, который должен был поднимать отреставрированную скульптуру, подошел Анатолий Собчак и вручил ему капсулу с запиской внутри. Вот уже более 22 лет герметически закрытый ларчик, находящийся на шпиле Петропавловской крепости, хранит письмо со стихами первого мэра Санкт-Петербурга, адресованное своей дочке. Вскрыть капсулу можно будет только в 2045 году.

Интересные факты

Высота Петропавловской крепости со шпилем составляет 122,5 метра.

Сама конструкция остроконечного стержня крепко держится за счет болтов и шурупов. Даже во время сильного шторма она не поменяет свое месторасположение. Однако из-за вращения Земли шпиль сместился в одну сторону на три сантиметра.

Во время Второй мировой войны его покрыли специальной маскирующей краской и сеткой.

Згаменитая Петропавловская крепость хранит немало тайн. Возможно, что о некоторых из них мы никогда не узнаем, а над какими-то загадками нам еще предстоит поломать голову. Освященный ангел-хранитель, который крепко держит крест, – это символ того, что православный город храним Богом и никогда не будет оставлен святыми.

Собор святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге, Россия

Собор святых Петра и Павла — старейший храм Санкт-Петербурга, а также второе по высоте здание в городе (после телебашни). Он тесно связан как с историей города, так и с династией Романовых, поскольку здесь находятся могилы почти всех правителей России со времен Петра Великого.

  • Собор св. Петра и Павла посреди Петропавловской крепости

  • Собор высотой 122,5 метра является самым высоким зданием в центре Санкт-Петербурга.

  • Петропавловский собор во время белых ночей

Начаты работы по возведению первого деревянного храма на этом месте всего через месяц после официального основания Санкт-Петербурга, а освящение храма состоялось 1 апреля 1704 года. В 1712 году начал работу нынешний каменный Петропавловский собор будет построен по проекту Доменико Трезини. Строительство этого заняло немного больше времени — фактически 20 лет — и было освящено 29 июня., 1733.

Петропавловский собор знаменует радикальный отход от традиционных православных храмов, построенных в стиле раннего барокко. Его прямоугольная форма, колокольня и ориентирная игла — все это черты, заимствованные из протестантских церквей Западной Европы — особенно заметно влияние голландской архитектуры — все это соответствовало пожеланиям Петра.

Прямоугольное основание собора вытянуто с юго-запада на северо-восток, а его стены образованы декоративными пилястрами и витиеватыми головами херувимов на окнах. Многоярусную соборную колокольню венчает веховая игла, обитая медными золочеными листами. Игла, построенная голландцем Германом фон Болисом, увенчана фигурой летящего ангела, несущего крест. Часы для колокольни были доставлены в 1720 году из Голландии, где они были куплены за 45 000 рублей — огромную по тем временам сумму.

Внутри собора находится фантастический иконостас, выполненный группой из более чем сорока московских зодчих под руководством Ивана Зарудного в 1722-1727 гг. Если архитектурный стиль собора по стилю близок к лютеранской церкви, то роспись иконостаса больше в духе церковных икон. Стены собора также украшены картинами на различные библейские темы, в том числе многочисленными росписями на евангельские сюжеты художников начала и середины 18

-й век.

Колокольня имеет яркую, часто трагическую историю. Как самое высокое сооружение на многие мили, оно часто становилось жертвой молнии и фактически сгорело в ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в особо сильном пожаре. Хотя колокола были уничтожены, иконостас был снят с собора в самый последний момент. В 1766 году Екатерина Великая приказала восстановить колокольню в том виде, в каком она была, и в 1776 году была открыта новая башня.

Новые колокола были привезены из Голландии известным голландским мастером Ортом Крассом. Они играли «Since the Glory» в начале каждого часа до 19.17 января, а в полдень под аккомпанемент канонического выстрела прозвучал национальный гимн «Боже, Царя храни» — традиция, которая продолжается и сегодня. Часы были выключены, но в 1952 году были установлены новые, которые били четыре раза в сутки и исполняли гимн Советского Союза.

Одной из главных достопримечательностей являются могилы большинства Романовых, правителей России, начиная с Петра Великого. Могила Петра впереди справа, и люди до сих пор оставляют на ней живые цветы. Также здесь находятся обе Екатерины, Елизавета, все три Александра, Павел, Петр III, Анна – а теперь еще и оба Николая, так как останки Николая II и его семьи были перезахоронены в небольшой часовне Святой Екатерины 17 июля. , 1998.

  • Центральные алтарные ворота Петропавловского собора

  • Интерьер собора св. Петр и Павел

Могилы бывших правителей и их семей очень экстравагантны, и их стоит увидеть. Например, над могилами Александра II и его супруги Марии возвышаются монолиты из тонких и ценных камней, в том числе из серой и зеленой алтайской яшмы.

Над украшениями работали лучшие петергофские мастера 17 лет.

до 18:00,
Адрес: Петропавловская крепость
Метро: Горьковская, Спортивная
Часы работы: с Ежедневно. Суббота, с 11:00 до 18:00. Воскресенье, с 10:00 до 17:45.
Вход: 350,00 руб. Эта достопримечательность также включена в комбинированный билет музея/ов.
Фото и видео: Бесплатно
Примечание о доступности: Полностью доступен (пандусы).

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге Россия

Элегантный золотой силуэт Петропавловского собора – легко узнаваемый символ Санкт-Петербурга. С этим местом связано множество городских легенд и исторических фактов. Собор занимает главное место во всем ансамбле Петропавловской крепости. На самом деле это самое красивое здание.

Собор никогда не был местом обручений или богоявлений, здесь проходили только панихиды по членам императорской семьи и комендантам крепости. Всех их сначала похоронили в соборе, а затем в особой Великокняжеской усыпальнице.

История собора

Петропавловский собор в том виде, в каком мы его знаем, стоит на месте бывшего деревянного храма, построенного по приказу Петра Великого на Заячьем острове в 1703 году. Каменные стены вокруг него начали появляться спустя 10 лет по проекту Доменико Трезини. В фундамент была заложена частица мощей апостола Андрея Первозванного. Наружные строительные работы закончились через 8 лет.

Для курантов в Голландии куплен раритетный карильон. После заселения шпиля высотой 40 метров Петропавловский собор оставался самым высоким зданием города почти 300 лет.

Петропавловский собор освящен 28 июня 1733 года. Строился 19 лет (1712-1733) при внимательном участии Петра Великого, Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны.

После событий 1917 года многие ценности были перевезены в Москву, где большая их часть затерялась. Некоторые исторические артефакты хранятся в Эрмитаже и других музеях города. В 1924 году собор также стал музеем, что помогло сохранить его художественную ценность.

Архитектура и интерьер

Внешне здание слегка напоминает православный собор. Его прямоугольные стены украшают лишь строгие пилястры и барельефы вокруг окон. Основное внимание привлекает барочный фасад, плавно переходящий в высокую колокольню с золотым шпилем. Наверху помещена фигура ангела с изображением Христа высотой 3,2 метра и размахом крыльев 3,8 метра.

Рассказывают, что однажды молния ударила в главное украшение собора. Только кровельщику Петру Телушкину удалось забраться на крышу собора и устранить неполадку. Петр I наградил кровельщика пожизненным правом бесплатного распития спиртного в каждом кабаке Российской империи. Дальнейшая жизнь кровельщика не известна.

На самом деле в 1756 году собор загорелся от удара молнии, причем больше всего пострадали шпиль и куранты. В 1757-1758 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими, подготовленными архитектором Д. Журавским. Часы были поставлены всего 20 лет назад, и каждый час они играли мелодию государственного гимна.

Доминантой внутреннего интерьера является великолепный резной иконостас со стоящими фигурами впереди – Петром, Павлом и четырьмя евангелистами. Иконостас создан архитектором Зарудным и художниками Т. Ивановым и И. Телегой. Отчасти он напоминает Триумфальную арку, так как император задумал собор как памятник победам русской армии. Сохранились ключи от захваченных городов, шведские и турецкие знамена. Ныне большинство из них можно найти в Эрмитаже, а в соборе только копии. Посетители собора могут подняться на колокольню и полюбоваться панорамой.

Петропавловский собор служил усыпальницей членов императорской семьи. Здесь похоронен Петр Великий. Там летом 1998 года, в 80-летие со дня расстрела Николая II, его супруга Александра Федоровна, их дети и слуги были захоронены в Екатерининском приделе собора.

К началу 19 века в соборе не осталось места, поэтому была построена особая Великокняжеская усыпальница.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *