В Индии мужчину забили насмерть за попытку осквернить святыню сикхов
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Золотой храм в Пенджабе — главная святыня приверженцев сикхизма по всему миру
В индийском городе Амритсар в штате Пенджаб был насмерть забит мужчина, который предположительно пытался совершить кощунственный акт в Золотом Храме — святыне мирового сикхизма. Инцидент произошел во время субботней вечерней молитвы.
Сообщается, что человек ворвался во внутреннее святилище, где хранится священная книга сикхов «Гуру Грантх Сахиб». Затем он попытался дотронуться до церемониального меча, традиционно лежащего рядом с книгой, но был схвачен охранниками и верующими.
- Полицейским-сикхам Нью-Йорка разрешили носить форменные тюрбаны
- У храма сикхов в Англии задержаны 55 мужчин с холодным оружием
- Британия изучит связь спецслужб со штурмом храма сикхов
Инцидент был записан на камеру, так как вечерние молитвы в храме транслируются по телевидению.
Ход дальнейших событий, впрочем, остался неизвестен. Сообщается, что к моменту, когда на место прибыли полицейские, нарушитель спокойствия был уже мертв. Ведется расследование.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Неоднократные попытки осквернения сикхских святынь в Пенджабе стали причиной яростной политической борьбы за власть в штате
Управляющий министр штата Пенджаб Чаранджит Сингх Чанни опубликовал твит, в котором сообщил, что по его распоряжению полиция сосредоточит внимание на мотивах совершения «этого подлого акта» и на возможных сообщниках убитого.
Субботний инцидент произошел всего через несколько дней после того, как еще один мужчина был задержан за неуважительное отношение к священному писанию сикхов. По данным полиции, он бросил малую сикхскую книгу «Гутка Сахиб» в искусственный бассейн возле храма.
Инциденты с осквернением священных книг воспринимаются сикхами очень болезненно. О нескольких подобных происшествиях сообщалось в 2014-м и 2015-м годах, и это стало ключевым политическим вопросом на выборах в Пенджабе в 2017 и 2019 годах.
Оппозиция и избиратели-сикхи обвиняли правящую партию в бездействии и неспособности призвать к ответу исполнителей кощунственных актов.
Субботний инцидент один из оппозиционных депутатов местного парламента назвал осознанной попыткой ослабить Пенджаб.
«В последние пять лет некоторые люди превратили все это в политическую игру», — заявил Балвиндер Бхундер.
Сикхизм — монотеистическая религия, зародившаяся в Пенджабе в XV веке, содержит элементы индуизма и ислама. Всего в мире насчитывается более 25 млн сикхов, преимущественно в Индии, но представители этой этноконфессиональной группы проживают также в США, Канаде, Великобритании, Италии и ряде стран Юго-Восточной Азии.
В Индии сикхи составляют всего 2% общего населения страны, но считаются очень влиятельным этническим меньшинством.
Кто такие сикхи в Индии
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Наверняка в фильмах или на фотографиях вам встречались эти смуглые длиннобородые мужчины с огромными тюрбанами на голове, которые у многих непременно ассоциируются с Индией? Так вот – это и есть сикхи.
При этом они далеко не типичные индийцы. Это удивительный народ: они имеют свою религию, но не имеют автономии, они прячут в тюрбане или под одеждой оружие, но выступают за добро и любовь к ближнему.
Сегодня мы хотим рассказать вам о том, кто такие сикхи в Индии. Статья ниже поведает, что это за народ, сколько их насчитывается по всей планете, где и как они живут, каковы основы их учения и какие традиции считаются у них священными. А еще вы непременно узнаете, что такое правило пяти «К».
Что же, начнем — впереди много интересного!
Содержание:
Сикхи – кто это?
Исторический экскурс
Основы учения
Повседневная жизнь и ценности
Заключение
Сикхи – кто это?
Слово «сикх» с языка хинди переводится как «ученик, преемник». И это верно – все сикхи в первую очередь являются последователями сикхизма.
Большинство сикхов относятся к национальности пенджабцев. Это неудивительно – домом многих сикхов является штат Пенджаб в северо-западной части Индии, где пролегает пакистанская граница.
Местоположение во многом сказалось и на религиозных идеях учения, и на характере самого народа. Дело в том, что Пенджаб исторически располагался на стыке двух культур – индийской и мусульманской. Сикхи пошли третьим путем – в 16-м столетии они создали собственную религию, в чем-то вобравшую черты индуизма и ислама, но все же абсолютно другую.
В то же время вечное религиозное противостояние порождало бесконечные войны. Такая обстановка обязывала сикха самому становиться воином, иметь при себе оружие и ревностно отстаивать свою свободу. Подобно тамилам в Шри-Ланке или испанским баскам, они старались создать собственное суверенное государство, но все заканчивалось кровопролитием, не приводя к успеху.
Сегодня по всему миру насчитывается более 25 миллионов представителей сикхизма. Порядка 80% из них живет в Индии, среди которых трое из четырех – жители Пенджаба. Остальные живут в индийских штатах, как например Харьяна, Кашмир, Химачал-Прадеж и в столичном Дели.
Дели, ИндияНемало сикхов проживает также за пределами Индии: в США, Канаде, Великобритании, Таиланде, Малайзии, восточных африканских республиках, на Фиджи. Несмотря на широкую географию, их всех объединяет одно – вера, единый язык пенджаби и доброта, скрывающаяся за воинственной внешностью.
Исторический экскурс
Сикхизм зародился благодаря гуру по имени Нанак. Он любил исследования, путешествия, в числе покоренных им городов была даже Мекка. В начале 16-го века он переехал в Пенджаб и стал там нести в массы свое учение, которое обрело множество последователей.
Две сотни лет звание гуру передавалось по линии преемственности. Именно главный учитель был главой организации, держащим всю власть в своих руках. Однако при десятом по счету главе Гобинде Сингхе власть гуру, передаваемая по наследству, была отменена – с этих пор все решала община, так называемая хальса.
Последователи Гобинда разделили все земли сикхов на 12 частей – мисалей. Однако это оказалось не лучшей идеей – предводители каждых мисалей развернули политическую борьбу между собой.
В самом начале 19-го столетия у «руля» встал Ранджит Сингх и превратил территорию в настоящую империю. При нем она достигла расцвета и занимала часть земель современной Индии, Пакистана, Афганистана.
Все изменилось, когда в 1849 году британская армия нанесла сильное поражение сикхам и сделала их частью Индии, ставшей английской колонией. На дальнейшую историю, уже веком позже, также повлияли британцы: в 1947 году, после Второй мировой войны, они уже не могли иметь колоний. Британскую Индию разделили на современную Индию и Пакистан, а от него позже отделился Бангладеш.
На территории Пенджаба начались волнения, снова поднялось мусульманско-сикхийское противостояние. Штат был поделен на две части: восток отошел Пакистану, где преобладал ислам, а запад – Индии. Сикхи вынуждены были переселиться на индийскую часть Пенджаба. В 1966 году от нее отделился штат Харьяна, где сейчас тоже проживает немало сикхов.
В 70-х годах прошлого столетия начала накаляться обстановка из-за разногласий с индуистами. В религии сикхизма появились сепаратисты, которые желали создать отдельное государство Халистан и обнесли забором Золотой храм, который находится в Армитсаре и считается священным местом всех сикхов.
Известный политик Индира Ганди выступила резко против подобного сепаратизма, в результате чего погибли люди. Это подняло волну возмущения среди сикхов, и в 1984 году из мести ее застрелили два собственных охранника, которые являлись сикхами.
Индира Ганди (1917-1984)Весь индийский народ восстал против сикхов, сотни людей погибали. Такая напряженная обстановка продолжалась десятилетие и унесла около двадцати тысяч жизней противоборствующих сторон.
Сейчас атмосфера в Пенджабе довольно спокойная: сикхи неплохо уживаются с индийцами. В государственном аппарате встречаются последователи сикхизма на высоких должностях, а каждый пятый офицер армии – сикх.
Основы учения
Адепты сикхизма верят, что Бог един, вездесущ, непостижим и трансцентентен. Он дарит любовь, сострадание, не ведает страстей и гнева.
Творца с точки зрения сикхизма можно рассматривать по-разному:
- Ниргун – всеведающий Абсолют;
- Саргун – Бог внутри нас, который помогает духовно расти.
Есть только один Бог, не может быть иных божеств, духов, демонов. Поклонение Богу возможно только в медитативных практиках, которые заключаются в повторении его священного имени и пении молитв.
Человек не может родиться или умереть – он существовал всегда, а после физической смерти просто соединяется с Природой, возвращаясь к Богу, и это есть счастье. Именно поэтому в сикхизме нет понятия ада, рая, греха и кармы.
Учение говорит о пороках, к которым относятся:
- похотливая страсть;
- злость;
- подчиненность;
- алчность;
- эгоизм.
Они не нужны человеку, ведь любым плохим поступкам Природа будет оказывать сопротивление на жизненном пути.
Главными добродетелями можно назвать:
- любовь;
- честность;
- милосердие;
- чувство меры;
- смирение.
Для сикхов все люди – братья, достойные любви. Основные правила записаны в Священном тексте, который называется «Ади Грантх». В главной Святыне – Золотом храме – постоянно проходят службы, на которые ежедневно собираются сотни верующих.
Каждый сикх должен хотя бы раз в жизни не просто посетить Золотой храм, а вымыть там пол – это служит лучшим проявлением веры и смирения.
Повседневная жизнь и ценности
Большая часть сикхов входит в сословие джатов – касту пенджабских землевладельцев. Они занимаются в основном сельским хозяйством, причем весьма успешно.
Не зря сикхи считаются одним из богатейших народов Индии. А в том, чтобы встретить на улице зарубежных городов вроде Лондона или Нью-Йорка молодого человека на дорогой машине и с тюрбаном сикха на голове вовсе нет ничего удивительного. Они могут находиться в любом уголке планеты, но при этом остаются верны своей традиции.
Сикх – хороший хозяин в своем доме. Повзрослев, молодые люди заводят семьи, где главой считается мужчина. Но при этом у женщин равные с мужчинами права, они могут сами выбирать род деятельности, их мнение весомо в принятии семейных решений.
У сикхов всего две фамилии. Всем мужчинам дается фамилия Сингх, что значит лев, а девушкам – Каур, то есть львица.
Сикхи по своей природе очень добрые и отзывчивые. Неспроста среди иностранных туристов, приезжающих в Индию, ходит негласная поговорка: «Хочешь попросить помощи – попроси ее у сикха».
Действительно, они стараются распространять милосердие повсюду. В этом легко убедиться, если прийти в любой храм: здесь всегда голодные могут найти еду, а бездомные – кров. Они считают, что человек человеку брат, поэтому занимаются благотворительностью, если имеют возможность.
При этом сикхи убеждены, что каждый должен проявлять уважение к свободе других. За эту идею они готовы бороться с оружием в руках.
У сикхов даже есть специальный танец, который показывает высокую степень владения боевыми искусствами, – гатка. Он использовался на протяжении 17-19 веков при борьбе с противниками.
Приверженцы сикхизма ведут праведный и здоровый образ жизни. Так, например, они строгие противники мясоедения и курения.
Сикхизм не отличается большим количеством обрядов,но все же некоторые его обычаи являются священными. Пожалуй, главный из них – посвящение, в ходе которого происходит омовение – амрит. Стать сикхом может каждый, несмотря на пол, расу, род или национальность.
Каждый сикх должен соблюдать правило пяти «К» и всегда иметь следующие атрибуты:
- кэш – волосы, которые нужно прятать под тюрбан и не следует стричь;
- кангха – гребень для фиксации волос;
- кара – браслет из стали или другого металла, который выступает своего рода оружием;
- качха – легкие брюки, которые играют роль нижнего белья;
- кирпан – спрятанный меч, который используют крайне редко, лишь для самообороны.
Мужчины выглядят весьма колоритно: штаны, рубашка, жилетка и обязательно тюрбан, или пагри, который им не разрешается снимать при посторонних. Длина ткани для него достигает пяти метров, а то и больше, поэтому иногда можно встретить просто гигантские пагри.
К внешнему виду сикхи относятся со скромностью, мужские стрижки, бритье и женский макияж считают излишеством.
Женщины обычно надевают юбки и головной убор.
Заключение
Вот мы и познакомились с этим удивительным народом, его культурой, историей, религией. Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, если хотите узнать еще больше о мире Востока.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!
До встречи!
Халистан: Запрещенное сикхское сепаратистское движение, вызывающее раздражение у индийских властей
Си-Эн-Эн —
Колоссальная полицейская охота на сикхского сепаратиста, возродившего призывы к созданию независимой родины в индийском штате Пенджаб, разожгла страх перед насилием и возродила болезненные воспоминания о кровавом мятеже, унесшем жизни тысяч людей.
30-летний Амритпал Сингх находится в бегах с 18 марта после того, как полиция обвинила его в покушении на убийство, препятствовании работе правоохранительных органов и создании «дисгармонии» в обществе.
Сингх является ведущим идеологом запрещенного сепаратистского движения, которое стремится создать суверенное государство под названием Халистан для последователей религиозного меньшинства сикхов в Индии.
Драматические сцены, снятые на видео, показывают, как сотни сторонников Сингха, некоторые из которых держат мечи и палки, маршируют по улицам Пенджаба, требуя его свободы. Сотни вооруженных полицейских и военизированных формирований были развернуты в различных районах для поддержания правопорядка.
На сегодняшний день арестовано более 100 человек, и власти заблокировали доступ к мобильному Интернету для всего штата, чтобы «предотвратить любое подстрекательство к насилию», что вынудило около 27 миллионов пользователей отключиться от сети в результате одного из самых масштабных отключений электроэнергии в стране за последние годы.
Заголовки, связанные с розыском Сингха, доминировали в местных новостях, а СМИ лихорадочно сообщали в прямом эфире, пока поиски продолжаются.
Вот что вам нужно знать.
Скандальный самопровозглашенный проповедник был относительно неизвестен до смерти актера и активиста Дипа Сидху в прошлом году.
Сидху поддержал продолжавшееся год фермерское движение страны и основал Waris Punjab De — группу, созданную для защиты прав сикхов.Варис Пенджаб Де мобилизовала фермеров и активистов, многие из которых были сикхами, против попытки премьер-министра Индии Нарендры Моди модернизировать сельскохозяйственный сектор страны. Фермеры опасались, что изменения приведут к снижению цен.
Полицейский марш перед фермерами во время акции протеста против предложенных центральным правительством сельскохозяйственных реформ в Бангалоре, 22 марта 2021 г.
Манджунат Киран/AFP/Getty Images/File cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_C9A1C74A-8413-115A-DC22-0725541937FE@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Сидху погиб в автокатастрофе в феврале 2022 года, и Амритпал Сингх взял на себя бразды правления, руководя маршами и произнося страстные — часто провокационные — речи, собирая большое количество поклонников и завоевывая популярность.Его комментарии о социальных проблемах и защите религиозных прав сикхов от того, что он назвал индуистскими националистическими элементами во главе с Моди, нашли отклик у многих сикхов в штате.
Сингх сравнил себя с Джарнаилом Сингхом Бхиндранвале, ведущей фигурой движения Халистан, который был убит индийской армией в 1984 году после того, как они штурмовали Золотой храм Амритсара — святыню сикхизма — в ходе операции, заказанной бывшим премьер-министром Индирой Ганди.
Сторонники Амритпала Сингха в Мохали, Индия, 19 марта 2023 года.
Индия сократила доступ к интернету до 27 миллионов из-за того, что полиция Пенджаба разыскивает сикхского сепаратиста
Эта операция вызвала огромный гнев в сикхской общине, и впоследствии Ганди была убита своими сикхскими телохранителями.
В прошлом месяце Амритпал Сингх сослался на риторику Бхиндранвале, заявив, что министра внутренних дел Амит Шаха может постичь та же участь, что и Ганди, после того как Шах выступил против Халистана.
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_0BFB3C3C-9CE9-94B6-BBC2-073C985D1F9F@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Отец Сингха, Тарсем Сингх, заявил журналистам на этой неделе, что охота на его сына была «заговором», и что его сын борется с наркозависимостью.Религия сикхов была основана в Пенджабе в 15 веке Гуру Нанаком и насчитывает около 25 миллионов последователей по всему миру.
Сикхи составляют меньшинство в Индии, составляющее менее 2% от 1,3 миллиарда жителей страны, но они составляют большинство в Пенджабе.
Истоки современного движения Халистан восходят ко времени обретения Индией независимости от Великобритании в 1947, когда некоторые сикхи потребовали, чтобы в штате Пенджаб была вырезана нация для последователей веры.
«Сикхское сообщество призвало к лучшему представительству в политике», — сказал Ашутош Кумар, профессор политологии Пенджабского университета, добавив, что «основная идея заключалась в том, что сикхский народ должен иметь свою территориальную родину — сикхское большинство». состояние.»
Когда Индийский субконтинент завоевал независимость, кровавый раздел поспешно разделил бывшую колонию по религиозному признаку: мусульман отправили во вновь образованную нацию Пакистан, а индусов и сикхов — в недавно обретшую независимость Индию.
В конце концов, в результате раздела погибло около 1 миллиона человек и были изгнаны 9 миллионов мусульман и 5 миллионов индуистов и сикхов.
беженца-мусульманина толпятся в поезде, направляющемся в Пакистан, когда он покидает Нью-Дели, район Индии, 27 сентября 1947 года. Беженцы цепляются за все, что могут, за крышу и между вагонами. Фотография иллюстрирует, почему при нападении на эти поезда с беженцами жертвы столь велики.
«Жизнь разорвана на части». Дети индийского раздела, 75 лет спустя
Пенджаб, разделенный на две части, стал свидетелем одного из самых жестоких актов насилия.
По словам Кумара, примерно в это же время сикхи начали активную борьбу за политическую и культурную автономию, и движение Халистан приобрело известность.
На протяжении многих лет между последователями движения и правительством Индии вспыхивали ожесточенные столкновения, унесшие множество жизней.
«В Пенджабе религия и регион объединяются, — сказал Кумар. «И одним из важнейших факторов, приведших к движению Халистан, было постоянное вмешательство центрального государства в региональные дела».
Штурм Золотого храма в 1984 году индийской армией взбудоражил сикхскую общину как в Индии, так и за границей и по сей день остается источником гнойного напряжения.
По данным Хьюман Райтс Вотч, в разгар повстанческого движения в начале 1980-х годов некоторые сикхские сепаратисты в Пенджабе совершили ряд нарушений прав человека, включая массовые убийства мирных жителей, неизбирательные взрывы и нападения на индуистские меньшинства.
В ходе операций по борьбе с повстанцами индийские силы безопасности также нарушили права человека в отношении «десятков тысяч сикхов», говорится в сообщении.
Но сторонники Халистана остаются «маргиналами» и «маргиналами», сказал Кумар.
«Сикхи, живущие в Пенджабе, знают, что если боевики вернутся, они пострадают».
Поврежденный «Акал Тахат» после того, как индийская армия штурмовала комплекс «Золотой храм» в Амритсаре 9 июня 1984 года.
Sondeep Shankar/Hulton Archive/Getty ImagesДвижение Халистан объявлено вне закона в Индии и рассматривается правительством как серьезная угроза национальной безопасности — ряд групп, связанных с движением, перечислены как «террористические организации» в соответствии с Законом Индии о противоправной деятельности (предотвращении).
Но он продолжает вызывать сочувствие у некоторых сикхов, особенно в Канаде, Великобритании и Австралии.
Индийские консульства в Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах подверглись актам вандализма со стороны сторонников Сингха, которые сорвали индийский флаг, заменив его эмблемой Халистана. Протесты также вспыхнули в Канаде, поскольку полиция продолжает его поиски.
Канада, США, Австралия и Великобритания являются домом для значительных сикхских общин, многие из которых бежали из Пенджаба после обретения независимости в поисках лучших экономических возможностей.
Небольшое, но влиятельное число этих сикхов поддерживает идею Халистана, при этом периодически проводятся референдумы для достижения консенсуса по созданию отдельной родины в Индии.
Протесты в пользу Амритпала Сингха у консульства Индии в Сан-Франциско 20 марта 2023 г.
Noah Berger/AFP/Getty Images«Возможно, причина этой поддержки за границей в том, что диаспора ищет свои корни», — сказал Кумар из Пенджабского университета.
Кумар отмечает, что операция Khalistan также может свободно действовать за границей, в отличие от Индии.
Сингх остается в бегах, в то время как полиция активизировала усилия по его поиску, задействовав тысячи солдат и обещая быстрые действия.
Белый автомобиль, который был заснят камерами видеонаблюдения и широко распространен в новостных агентствах, якобы показывает, как Сингх убегает через что-то похожее на пункт взимания платы. Его местонахождение остается неизвестным.
Полиция объявила его беглецом и опубликовала несколько изображений мужчины с бородой и без тюрбана, призывая общественность помочь его найти.
Варис Пенджаб Де подал иск в Высокий суд Пенджаба, утверждая, что Сингх был незаконно задержан полицией.
Слушая дело 21 марта, суд потребовал, чтобы Сингх избежал ареста, когда его искало столько полицейских, и обязал правительство штата представить отчет о поисковой операции в течение четырех дней.
«У вас есть 80 000 полицейских. Как его не арестовали? Это провал разведки», — заявил суд, сообщает CNN News-18, филиал CNN.
Обратный мир | Всемирный справочник меньшинств и коренных народов
Профиль
Сикхи являются религиозным меньшинством в северо-западном штате Пенджаб, где они составляют большинство. Они также разбросаны по разным частям Индии и мира. Их насчитывается более 14 миллионов, еще 3 или 4 миллиона живут за пределами Индии. Из 14 миллионов человек, живущих в Индии, более 60 процентов проживает в своем родном штате Пенджаб. Есть и другие значительные концентрации сикхов в Харьяне, Химачал-Прадеше, Уттаранчале и Дели. Значительные популяции сикхов можно найти в Северной Америке, Европе и Австралии. Религия сикхов восходит к концу пятнадцатого века и была основана Гуру Нанаком (1469 г.).-1539).
Исторический контекст
Религия сикхов восходит к концу пятнадцатого века и была основана Гуру Нанаком (1469-1539). Неудовлетворенный учениями индуизма, а также ислама, он сформулировал эгалитарную доктрину, которая превзошла их обоих и стала мощной силой перемен в последующие века. Важнейшим элементом этой новой религии было создание общины Хальсы, или Общества Чистых, в 1699 году, в период правления десятого Гуру, Гуру Гобинда (1675–1708). В соответствии со своими религиозными предписаниями они обязаны носить символы, называемые пятью «К», происходящие от слов «кеш» (нестриженые волосы), «канга» (гребень), «кирпан» (меч), «кара» (стальной браслет) и «качча» (бриджи). Мужчин-сикхов легче всего узнать по тюрбану. Создание этого сообщества ознаменовало изменение акцента, которое увело сикхизм от его традиционного мирного пути к более воинственной позиции, и, хотя не все сикхи приняли знаки крещения, бородатые и тюрбанные члены Хальса стали признаны хранителями сикхов. православие.
В течение следующих 150 лет сикхская Хальса оставалась вовлеченной в конфликт с вторгшимися афганцами и мусульманскими правителями Лахора. В 1746 году город Амритсар был разграблен, Золотой храм осквернен, а сикхские войска убиты одним из таких губернаторов. Еще одна резня, на этот раз устроенная афганцами, произошла в 1762 году. В результате последовавших раздоров и последующего вакуума власти возник Ранджит Сингх. После захвата Лахора в 1799 году он правил как махараджа Пенджаба до своей смерти в 1839 году.. Некоторые сикхские государства сохраняли отдельное существование под британским правлением, но в других местах Пенджаба сикхская Хальса оставалась независимой. Межфракционная борьба дала британцам шанс вмешаться, и после двух англо-сикхских войн в середине девятнадцатого века британцы получили контроль над всем Пенджабом, а армия Хальсы была расформирована.
сикха играли ведущую роль в индийской армии во времена британской колонизации, а также использовали возможность, предоставляемую британским гражданством, для эмиграции в другие части тогдашней Британской империи. Избранные провинциальные правительства начали осуществлять больше полномочий в Индии в годы, предшествовавшие обретению независимости. По мере приближения независимости сикхи выдвинули предложения об изменении границ Пенджаба, чтобы исключить преимущественно индуистские и мусульманские районы на юго-востоке и западе, или, в качестве альтернативы, увеличить представительство сикхов в парламенте для защиты своих интересов. Эти предложения были в значительной степени проигнорированы, и преимущественно мусульманская профсоюзная партия сохранила контроль над провинцией. В течение 19В 40-е годы мусульмане все чаще требовали создания отдельного мусульманского государства после обретения независимости. Мусульмане призывали сикхов присоединиться к ним в новом государстве, но между ними было слишком мало культурных и религиозных связей, чтобы сделать это возможным. Опасаясь, что их численность будет разделена между Индией и Пакистаном, лидеры сикхов в 1946 году безуспешно призвали к созданию своего собственного независимого государства Сихистан или Халистан. Ситуация быстро ухудшалась, происходили вспышки насилия и кровопролития в беспорядках между мусульманами, с одной стороны, и сикхами и индусами, с другой.
После обретения независимости и раздела большая западная часть Пенджаба была передана Пакистану, ныне мусульманскому государству. В последовавшем за этим холокосте сотни тысяч пенджабцев были убиты, а миллионы бежали из одной части провинции в другую. Община сикхов была разделена пополам, и более 40 процентов были вынуждены покинуть Пакистан и уехать в Индию, бросив дома, земли и священные святыни. Большинство беженцев-сикхов поселились в индийской части Пенджаба, хотя многие переехали в Дели и другие соседние регионы. В 1966 был создан новый штат Пенджаб с преобладающим сикхским населением, но различные сложные вопросы остались нерешенными. Во-первых, столица Чандигарх также являлась столицей соседнего штата Харьяна. Затем водоснабжение из рек Пенджаба было разделено между ними, что сикхи сочли несправедливым. Как и в 1947 году, многие религиозные и языковые группы после разделения оказались по ту сторону границы: пенджабские индуисты составляли большинство городского населения Пенджаба, а значительное меньшинство сикхов оставалось в Харьяне. Большинство сикхов также не были политически едины. Акали Дал представляла по большей части фермеров-джат-сикхов, но партия Конгресса штата привлекла многих избирателей-сикхов, помимо индуистов. Пенджаб теперь был объявлен одноязычным пенджабским государством с гарантиями для индуистского меньшинства.
Между 1966 и 1984 годами эти конфликты продолжали оставаться неразрешенными, что привело к растущему разочарованию среди сикхов. Отношения между политическими лидерами сикхов обострились, возникли споры между Пенджабом и соседними штатами, особенно Харьяной. Они усугублялись доминированием Индиры Ганди на политической сцене Индии и ее тенденцией к централизации власти, а не к предоставлению большей автономии многим регионам страны, включая Пенджаб. В тот же период Пенджаб пережил значительный сельскохозяйственный и экономический бум, в первую очередь в результате внедрения технологии выращивания пшеницы в рамках «зеленой революции». Несмотря на это экономическое процветание, многие сикхи считали вклад Пенджаба в национальную экономику недостаточно признанным. В то же время иммиграция индусов в Пенджаб повлияла на восприятие сикхов с точки зрения опасений стать численным меньшинством в своей провинции. Приток индусов также означал, что значительное число молодых сикхов из семей раджпутов остались без работы во все более мобильной и урбанизированной экономике в то время, когда набор в армию шел на спад.
Подъем экстремистского сикхского движения во главе с харизматическим проповедником Сант Джарнаилом Сингхом Бхиндранвале получил большую поддержку внутри сикхской общины и привел к призывам к созданию независимого государства Халистан для защиты прав и самобытности сикхов. Это движение приняло насильственный характер и в конечном итоге привело к скандальной операции «Синяя звезда» в июне 1984 года, в ходе которой индийская армия штурмовала Золотой храм, самую святую из сикхских святынь, чтобы выгнать подозреваемых террористов, укрывавшихся в помещениях. Действия армии вызвали большое негодование среди сикхов в целом из-за того, что это было воспринято как осквернение сикхских святынь и оскорбление всей общины со стороны индийского государства. Последним актом этой политической трагедии стало убийство Индиры Ганди 19 октября.84 двумя ее телохранителями-сикхами, что привело к волне индуистского насилия против сикхской общины — в ряде случаев с молчаливого согласия полиции и предположительно при политической поддержке политиков партии Конгресса по всей стране. Произошло массовое уничтожение собственности сикхов, по меньшей мере 2150 сикхов, в основном мужчин, были убиты в Дели и более 600 в других частях Индии. Армия вступила во владение через три дня, но убийства вызвали глубокую и длительную горечь и негодование среди сикхов не только в Индии, но и за рубежом.
После назначения Раджива Ганди премьер-министром Индии в 1984 году было подписано соглашение (Пенджабское соглашение) с лидером Акали Дал, по которому Чандигарх стал исключительной столицей штата Пенджаб и вопрос о реке Вода должна была быть решена комиссией. Было также решено ускорить контроль сикхов над своими религиозными делами, и были обещаны новые инвестиции в Пенджаб. Эти меры оказались недостаточными для многих сикхов, и вскоре после подписания соглашения лидер Акали Дал был убит. На последовавших за этим выборах Акали Дал пришел к власти под руководством умеренного лидера, но рост экстремизма в государстве продолжался. В конце концов правительство было отправлено в отставку, а государство передано под власть президента, а полиция и все чаще армия получили полную свободу действий в борьбе с растущим террористическим и сепаратистским движением. После длительного периода президентского правления, в течение которого были широко распространены нарушения прав человека, верховенство права, похоже, было восстановлено, что нашло отражение в государственных выборах 1989 (хотя многие их бойкотировали). Правительство Конгресса, пришедшее к власти, попыталось восстановить нормальную жизнь в государстве за счет сочетания крайних мер в борьбе с террористами и восстановления веры людей в демократическую систему правления.
Однако до сих пор не устранены корни проблем, породивших террористическое движение в штате. Требования о расследовании массовых убийств в Дели не были услышаны центральным правительством. Более того, вера сикхской общины в способность индийского государства защитить свою идентичность, культуру и религию была поколеблена событиями последнего десятилетия. Экстремизм остается проблемой, о чем свидетельствует убийство главного министра государства в 1995, но количество людей, вовлеченных в сепаратистское движение за независимое государство Халистан, резко сократилось.
Несмотря на то, что во второй половине 1990-х и начале 2000-х годов движение Халистан потеряло силу, общенациональные антисикхские беспорядки в 1984 году оставили много вражды между двумя общинами — индуистами и сикхами — и оставили глубокий смысл. несправедливости на их пути. С 1984 года были созданы различные комиссии для расследования беспорядков правительством, но не было предпринято никаких шагов для наказания виновных в насилии или даже для судебного преследования против них. Комиссия Марва создана 19 ноября.84 под председательством Веда Марва, дополнительного комиссара полиции Дели, расследовал конкретную роль полиции во время беспорядков. Однако отчет Комиссии остался безрезультатным после того, как правительство распорядилось передать дела и документы новой Комиссии, созданной в мае 1985 года под руководством судьи Ранганатха Мишры, действующего судьи Верховного суда Индии. Комиссия Мисры отказалась назвать кого-либо из виновных в беспорядках и подверглась резкой критике за то, что она была скорее сокрытием и промыванием глаз. После этой критики правительство было вынуждено создать комитет 19 февраля.87, в состав которого входят судья Далип Капур и г-жа Кусум Миттал (секретарь UP в отставке) для изучения роли полиции во время беспорядков. Семьдесят два полицейских были конкретно выявлены Комитетом за попустительство участникам беспорядков и/или грубое пренебрежение своими обязанностями, а тридцать офицеров были направлены к немедленному увольнению. Однако до сих пор правительство не предприняло никаких шагов к увольнению хотя бы одного полицейского.
Конец 1980-х и весь 19 векВ 90-е годы правительством было создано несколько комиссий, но не было каких-либо существенных продвижений вперед или каких-либо конкретных шагов по восстановлению справедливости. Комитет Джайна-Банерджи, состоящий из судьи М.Л. Джайн, бывший Верховный суд Дели в отставке и А.К. Банерджи, начальник полиции в отставке, рекомендовал зарегистрировать дела против различных политиков, включая г-на Саджана Кумара, местного политика Конгресса, за то, что они были главными виновниками беспорядков, но полиция не зарегистрировала ни одного дела. 19 декабря87, г-н Брахмананд Гупта, один из сообвиняемых вместе с Саджаном Кумаром, добился от Высокого суда приостановления деятельности комитета. Правительство решило не возражать против пребывания, и Высокий суд Дели впоследствии отменил назначение комитета в 1989 году. достигнуто этим. Новый комитет, Комитет Потти Роша, был назначен внеконгрессным В.П. Правительство Сингха 19 марта90, чтобы следить за выводами комитета Джайна-Банерджи. Комитет рекомендовал зарегистрировать уголовные дела в отношении Саджана Кумара на основании письменных показаний жертв насилия. Срок его действия истек, и снова был создан новый Комитет. Комитет Джайна-Аггарвала, созданный в декабре 1990 года, в состав которого вошли судья Дж.Д. Джейн, бывший судья Высокого суда Дели и г-н Д.К. Аггарвал, отставной начальник полиции штата Уттар-Прадеш, рекомендовал зарегистрировать дела против некоторых видных лидеров Конгресса за подстрекательство к беспорядкам и участие в них. Среди них были политические тяжеловесы в партии Конгресса, такие как Х.К.Л. Бхагат, Саджан Кумар, Дхарамдас Шастри и Джагдиш Титлер. Дела, рекомендованные обоими комитетами, вновь не были должным образом зарегистрированы полицией.
Текущие вопросы
Политический тупик сохранялся на протяжении 1990-х и 2000-2006 годов. Это предотвратило принятие каких-либо мер против виновных в беспорядках. Комитет Нарула, назначенный правительством партии Бхаратия Джаната в Дели, рекомендовал зарегистрировать дела против обвиняемых и настаивал на том, чтобы правительство Конгресса в Центре ускорило рассмотрение дела. Правительство Конгресса в Центре откладывало свое решение на два года. В конце концов он заявил, что этот вопрос не входит в его компетенцию, и отправил дело лейтенант-губернатору Дели. 19 декабря Центральное бюро расследований (CBI) наконец предъявило обвинение.94 против трех основных обвиняемых — Джагдиша Титлера, Саджана Кумара и Х.К.Л. Бхагат — все трое конгрессменов-тяжеловесов. Комиссия правосудия Нанавати была создана после единогласной резолюции, принятой в Верхней палате парламента, Раджья Сабха, после того, как новое правительство Конгресса было избрано на должность под руководством премьер-министра доктора Манмохана Сингха, самого выдающегося сикха. Комиссия представила свой отчет в феврале 2004 г. и обвинила трех лидеров Конгресса — Джагдиша Титлера, Саджана Кумара и Х.К.Л. Бхагат — за их роль в подстрекательстве толпы к насилию. Комиссия также обвинила тогдашнего комиссара полиции С. К. Тандона в том, что он несет прямую ответственность за возникновение беспорядков и не принимает эффективных мер. Были протесты против отчета Нанавати, поскольку в нем прямо не упоминалась роль Титлера и других конгрессменов в конкретных случаях во время беспорядков.
Следует отметить, что, несмотря на неоднократные рекомендации нескольких комитетов, созданных за последние два десятилетия, правительство не предприняло никаких шагов для судебного преследования политических лидеров, непосредственно причастных к подстрекательству толпы к насилию или за их роль в беспорядках. Точно так же со стороны правительства было полное молчание, когда дело дошло до принятия мер против полицейских, обвиненных в их роли и соучастии во время беспорядков. Хотя отчет комиссии Нанавати в конечном итоге привел к отставке Джагдиша Титлера с поста министра из союзного кабинета, он оставил много вопросов без ответа. Опять же, хотя премьер-министр д-р Манмохан Сингх принес личные извинения сикхам страны за 1984 бунта, произошедшие через несколько дней после того, как доклад Нанавати был представлен в парламент в 2004 г., это рассматривается как случай, когда слишком мало и слишком поздно. Неоднократные случаи бездействия правительства Конгресса оставили у сикхов, пострадавших от беспорядков 1984 года, и у сикхской общины в целом ощущение справедливости, которая не только откладывается, но и отрицается в течение последних двух десятилетий. Антисикхские беспорядки в 1984 году и акты сокрытия и замалчивания на протяжении целых двух десятилетий ясно показывают, что роль индийского государства по отношению к своим гражданам, ставшим жертвами за принадлежность к этническим меньшинствам, нуждается в пересмотре.
Сикхские националисты выдвигают обвинения в продолжающемся пренебрежении и дискриминации в период 2005-2007 гг. Несмотря на то, что сикх в настоящее время занимает высший политический пост в стране — пост премьер-министра, — относительно небольшое количество сикхов представлено в высших эшелонах правительства и на государственной службе.